Эмоции и развитие речи ребенка

Эмоции и развитие речи ребенка thumbnail

Развитие речи ребенка связано непосредственно с развитием его эмоций и чувств. Эмоциональность у детей ярко выражена – чувства и желания они выражают непосредственно и активно. Их эмоциональный мир необыкновенно ярок и сложен.

Развитие речи ребенка связано непосредственно с развитием его эмоций и чувств. Эмоциональность у детей ярко выражена – чувства и желания они выражают непосредственно и активно. Их эмоциональный мир необыкновенно ярок и сложен, несмотря на недостаток знаний и опыта. Они обостренно чувствуют добро и зло, фальшь и искренность. Ребенку необходимо ощущать эмоциональные проявления любви и заботы.

 Говоря о развитии речи ребенка, нельзя не учитывать особенности его эмоционального восприятия. Для ребенка родным и понятным является язык жестов и эмоций, а не язык холодного рассудка и логики. Для него характерна повышенная восприимчивость к тону, взгляду, интонации взрослого.

Слово само по себе, не окрашенное эмоцией, значит для ребенка очень мало. Важна интонация, с которой произнесено слово или фраза. Ребенок лучше понимает эмоциональное состояние, выражение лица, интонацию голоса, чем просто смысл слова сам по себе. При общении с ребенком взрослый должен обязательно об этом помнить. Слово, обращенное к ребенку, не может быть произнесено вне эмоций, так как вне эмоции оно непонятно. Если ребенок научится выразительно говорить, то он будет понятен другим за счет выразительности своей речи. А достигается это благодаря музыкальным занятиям, ведь интонация – это музыка речи. А также тому, что на наших занятиях ребенок постоянно проигрывает множество ролей, выражая различные эмоции, чувства, постоянно импровизируя.

Развитие речи происходит не тогда, когда мы заучиваем готовые фразы или описываем по образцу, а когда у ребенка возникает сильная эмоциональная потребность высказаться. Важно эмоционально «завести» ребенка, создать ситуацию, когда эмоции переполняют и молчать он уже не может. И тогда уже можно «подбросить» новые слова, которые выражают то, что сейчас чувствует маленький человек, и эти новые слова прочно входят в лексикон ребенка. Сначала – эмоция, сильное чувство, а потом – слово, выражающее это чувство.

Для развития речи ребенка важно его хвалить, эмоционально поддерживать («какая замечательная, великолепная мысль!»), активизировать все его возможности. Дети говорят мало, когда говорят плохо, и наоборот.

Важно также не создавать ситуации, когда ребенку  остается говорить только «да» и «нет». «Я сделаю, как ты хочешь, только обьясни мне».

Становление личностных качеств ребенка, а также развитие его речи происходит одновременно с развитием его эмоционального мира. Огромную помощь этому может оказать искусство (музыка, театр, балет, поэзия, танцевальная импровизация). Искусство вызывает целую гамму чувств. А музыка выделяется из других видов искусства прежде всего силой эмоционального воздействия, которая позволяет не просто описывать ситуацию, а как бы воспроизводить ее изнутри. Музыка становится одним из важнейших средств эмоционального развития именно потому, что язык эмоций для нее родной.   Классическая музыка усиливает воздействие тренингов, дает объемность, глубину. А также развивает у детей чуткость, способность сопереживать, учит доброте и душевной тонкости.

Говоря о развитии и воспитании ребенка раннего возраста, на первое место мы ставим развитие его чувственно – эмоциональной сферы, формирование и совершенствование характера, социализацию. В раннем возрасте возможности обучения профессиональным навыкам крайне ограничены. Он не может выполнять сложные движения, тяжело воспринимает знаки (ноты, буквы, цифры), но при этом обладает колоссальными способностями эмоционального восприятия и образным мышлением. Воображаемые персонажи, предметы, ситуации для малыша совершенно реальны. Поэтому воображение и фантазию необходимо развивать именно в этот период детства. И именно в этом возрасте легче всего открыть маленькому человеку мир классической музыки. Тогда, когда дети легко входят в образ, с готовностью включаются в игру и звуки воспринимают тоже как реальные образы. Важно, что мы не просто слушаем классическую музыку, а устраиваем из этого игру, а подчас и целый спектакль, в котором дети – активные участники, соавторы. При этом вырабатывается предельное внимание к звукам, к музыке. Ведь надо ничего не пропустить, успеть переключиться с одного образа на другой. Например, услышать в музыке сигнал трубы, оживляющей неподвижных солдатиков, и показать барабанщиков, трубачей, веселого клоуна, хитрую лису, сердитого волка (Ж. Бизе «Игры детей. Марш – труба и барабан»). Вместе с музыкой К. Сен-Санса из «Карнавала животных» мы опускаемся все глубже, как рыбки («Аквариум»), поочередно прыгаем и свистим, как «Персона с длинными ушами», придумываем свой цирковой номер («Слон») и т. д.

Сказка, игра, импровизация становятся главными инструментами воспитания личности при помощи искусства. На наших занятиях нет неизменных сюжетов, мы не репетируем готовые сценки. Сказка у нас живая, она адаптируется под те задачи, которые мы перед собой ставим, строится в зависимости от индивидуальных особенностей и потребностей детей в группе, и у каждого ребенка она своя. «В моей сказке так, а в твоей?» В течение занятия ребенок проигрывает множество ролей, вместе с персонажами сказок проживает множество чувств, выражает эти чувства движением, танцем, пантонимой, и, в довершение, речью. Задача взрослого – вызвать сильный интерес, эмоционально «зажечь» ребенка, пробудить потребность высказаться. И тут уже, когда обстановка заряжена творчеством и интересом, каждый хочет показать и рассказать, какой у него, к примеру, Лев и как он поступит в предложенных обстоятельствах. Взрослому важно почувствовать, что хочет сказать, выразить ребенок и помочь ему подобрать нужные слова для выражения этих эмоций.

Открытием для детей ( впрочем, и для многих родителей) является то, что одно и то же слово (фраза) у каждого человека вызывает свою «картинку». Произнося «машина», «коробка», «кукла», «ребенок» и так далее, у каждого возникает индивидуальный образ, и другой человек представляет себе машину совсем не такой, какой «увидел» её я. У каждого свое представление. И, если я хочу, чтобы меня понимали, я должен как можно подробнее и образнее описать свою «картинку», чтобы и другие ее смогли увидеть такой, как я. Важно подвести к пониманию: пока ты не сказал, не описал, не разъяснил в подробностях и деталях, мы не увидим то, что видишь ты. Взрослый помогает ребенку своими наводящими вопросами «рассмотреть» свою картинку до мелочей и подробно, ярко описать. И как, оказывается, здорово и интересно, что у каждого своя «картинка», что все разные и нет «правильного» и «неправильного». У ребенка не возникает страха, что он скажет что-то не так. Чужая мысль – тема обсуждения, а не осуждения. Если тебя не критикуют, то у тебя есть интерес. А когда интересно, то активизируются и мышление, и внимание, задействуется весь творческий потенциал.

На занятиях мы уделяем большое внимание «проживанию» поэзии, открывая для себя то, что восприятие каждой фразы может быть различным, оно зависит от интонации и оттенков чувств, с которыми она произносится. Мы не заучиваем стихи, мы обыгрываем каждую фразу, окрашиваем ее различными эмоциями. У каждого ребенка своя интерпретация одного и того же стихотворения. При этом детям становится интересным творчество друг друга, интересно придумывать свою версию. Такое «проживание», проигрывание стихотворений приводит к тому, что текст стихотворения запоминается сам собой, мы его успели незаметно запомнить, пока проигрывали с различными эмоциями и чувствами разные варианты. Но при этом поэзия (как и классическая музыка) становится живой и яркой, входит глубоко в жизнь ребенка, обогащая и насыщая ее. Ребенок начинает воспринимать мир с большей открытостью, а сам мир вокруг становится объёмнее и красочнее.

 Вместе с этим развивается творческое мышление, внимание, воображение, выразительность, обогащается представление ребенка о собственных способностях и возможностях, появляется уверенность в своих силах. Одновременно раскрывается индивидуальность каждого и происходит принятие себя и других, интерес к творчеству других. Расширяется диапазон чувств и используемых ребенком средств выражения этих чувств – речь, мимика, движение, интонация. Ребенок учится анализировать и отслеживать различные эмоции и то, что их вызывает. Важно пробудить творческую активность ребенка (эмоционально-интуитивную активность перевести на уровень сознательной деятельности), вдохновить, развить активное воображение. А воображение, управляемое сознанием и волей, является основой любой успешной деятельности, способствует возникновению глубоких чувств, дает мощный толчок развитию речи.

Работая со стихами (поэзия Пушкина, Бунина, Тютчева), дети ощущают красоту слова, проживают яркие образы, сами начинают говорить красиво и выразительно. Важно наполнить ребенка сильными чувствами, углубить и расцветить их, чтобы у него появилось желание выразить свои чувства в слове, в рисунке, в танцевальной импровизации.

Основной упор мы делаем на развитии эмоциональной сферы ребенка, что ведет к развитию творческого характера и способности к самомотивации. Мы обращаемся к внутреннему миру ребенка, развиваем чувства и способности выражать свои чувства, управлять ими. Маленький человек начинает ощущать себя частью человеческого общества, учится самостоятельно формировать отношения с этим обществом, отношение к различным событиям в жизни. Главная наша задача – приобретение ребенком тех качеств, которые позволят ему в дальнейшем быть успешным в жизни, независимо от того, чем он будет заниматься. 

Автор статьи Ирина Коваленко.

Источник

Роль эмоциональной сферы в развитии речи дошкольника

М. Морозова,

г. Екатеринбург, МБДОУ

Аннотация, ключевые слова:

В статье представлен опыт работы логопеда по речевому развитию дошкольников. Особый акцент автор статьи сделала на роли эмоциональной сферы в речевом развитии детей.

Дошкольное детство – это особый период В процессе развития ребенка происходят изменения не только в психической или интеллектуальной сфере, но и в эмоциональной. Буквально с каждым прожитым днем у ребенка возрастает способность не только сознавать, но и контролировать свои эмоции, меняются его взгляды на отношения с окружающими и на мир в целом.

Надо помнить, что качественное развитие эмоциональной сферы детей не происходит само по себе, именно общение в значительной степени обогащает эмоциональную сферу и таким образом оно влияет на жизнь и развитие малыша. Как показывает опыт работы в ДОУ, из-за этого наши дети стали менее отзывчивы к чувствам других.

Работа, направленная на эмоциональное развитие детей, независимо от того, проводится ли она родителем или педагогом, дома или в детском учреждении, очень важна и актуальна. Наши дети познают мир через яркие образы. Многие свойства, обычных на взгляд взрослого вещей, которые давно для него стали привычны и понятны, на маленького человечка могут произвести самое неожиданное впечатление.

Понимание эмоциональных переживаний происходит параллельно с речевым развитием и во взаимосвязи с ним. Ф.А. Сохин неоднократно подчеркивал, что получаемые ребенком новые впечатления, знания, представления останутся «невыразимыми» в речи, если они не закрепятся в слове.

Эмоциональное развитие дошкольников, понимание эмоционального состояния других людей зависит от степени усвоения словесных обозначений эмоций, эмоционального состояния и их внешнего выражения. В период дошкольного детства, на примере персонажей литературных произведений дети учатся определять и сравнивать основные черты характера героев рассказов, сказок, выражать своё отношение к делам и поступкам –это способствует формированию у детей устойчивого интереса, поддерживает положительный эмоциональный настрой. Самый лучший способ – это игры построенные на сюжетах разных художественных произведений. Сказки, пословицы и поговорки развивают эмоциональную сферу ребенка, способствуют развитию и формированию его эмоциональной лексики.

Сказочные герои привлекают детей своей яркостью, выразительностью, эмоциональной насыщенностью, что облегчает детям задачу перевоплощения. Герои сказок помогают детям глубже осознать эмоции, обогатить свой язык, сделать его ярче, выразительнее. В игровой деятельности и в непосредственно образовательной деятельности ребенку предлагаются карточки с графическим изображением эмоций: радости, горя, страха, гнева, удивления.

Яркая демонстрация горя и радости – в сказке К. Чуковского «Федорино горе». Читая ребенку произведение (или отрывок), где Федора переживает уход посуды (мы предлагаем найти карточку с изображением горя), а потом описание Федориной радости (ребенок находит карточку с изображением радости).

Сказка С. Михалкова «Три поросенка», ярко описывает эмоции страха. Сказка Л. Н. Толстого «Три медведя» — эмоции гнева. Эти же сказки можно показать, как театрализованное представление. В возрасте 2,5-4 лет, дошкольники очень любят что-то изображать, и это положительно влияет на эмоциональное развитие и как следствие развитие речи дошкольников.

Мною сделана подборка игр, которые позволяют ребенку понять, как связаны между собой различные настроения:

Игра «Настроение»: ребенок садятся на стул. Взрослый бросает мяч и называет определенное настроение. Ребенок, в свою очередь, бросает мяч обратно, называя противоположное настроение. Например: добрый — злой;

веселый — грустный; ясный — мрачный; тихий — громкий; красивый—страшный; теплый — холодный; сильный — слабый; молчаливый — общительный.

Игра «Расскажи стихотворение»( чистоговорку, пословицу) следующим образом: громко, спокойно, шепотом, со скоростью улитки, как робот.

Игра «Зеркало»: предложить ребенку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!»- громко, спокойно, шепотом, со скоростью улитки, как робот.

Игра «Повтори фразу»: предложить ребенку произнести фразу (например: «У меня есть собака»), радостно, грустно, испуганно, сердито, удивленно.

Так же положительную динамику дают психогимнастические упражнения (по Е.А.Пожиленко). Они не только укрепляют и стимулируют мышечный аппарат, но и способствуют развитию пантомимических и мимических движений, например в рамках лексической темы «Дикие и лесные животные» дети с помощью педагога изображают походку и движение диких лесных животных (зайца, лисы, медведя, волка, белки), а затем рассказывают по каким признакам узнали животное.

Главной особенностью дошкольного возраста является возникновение планирующей функции речи. В ролевой игре дети через восприятие и последующее обсуждение произведений, учатся понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра и в себя.

Использование методов и приёмов, направленных на развитие эмоциональной сферы и обогащению процесса коммуникации детей с нарушением речи благотворно влияет на формирование эмотивности – отзывчивости и чувствительности к окружающему миру, переживанием других людей, способствует компетентности в межличностных отношениях между детьми. Происходят положительные изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими.

Список литературы

1.И.Ю.КондратенкоФормирование эмоциональной лексики у дошкольников С.Петербург «Каро» 2008г

2.Е.В. Каракулова «Коррекция системного недоразвития речи с учётом формированияэмоциональной сферы у дошкольников» г.Екат-бург 2012г.

3. Т.Ю.Аксанова «Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с детьми с ОНР». С-Петербург «Детство-Пресс» 2009г.

4.1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М., 1991.

5. Е.А. Пожиленко Волшебный мир звуков и слов

6. Эмоциональное развитие дошкольника. /Под ред. А.Д. Кошелевой. — М., 1985

Источник

Ирина Давыдова
Эмоции, движения и речь и их взаимосвязь в развитии детей дошкольного возраста

Доклад для воспитателей на педагогическом совете

Тема: «Эмоции, движения и речь —

их взаимосвязь в развитии детей дошкольного возраста»

Дошкольное детство — важный период развития человека.

Надо отметить, что дошкольный возраст является начальным этапом формирования личности ребенка. Главными элементами выступает система мотивов, нравственные нормы и произвольность поведения. У ребенка уже различают личные и общественно- значимые мотивы. Преобладают личные мотивы. Достаточно посмотреть, как ребенок стремится обеспечить себя необходимыми предметами в игре, в бытовых сценках. Во взаимодействии с взрослыми ребенок стремится заслужить похвалу. Он тянется к ласке. У него такая большая потребность в положительной оценке своей личности, что частенько, он преувеличивает плоды своей деятельности.

В дошкольном возрасте у ребенка начинают формироваться представления о нравственных нормах. Он знакомится с тем, «что такое хорошо и что такое плохо».

Дошкольный возраст является главным возрастом развития познавательных процессов ребенка. Он характеризуется совершенствованием ощущений, восприятий, наглядных представлений. Мышление дошкольника развивается от наглядно-действенного (в младенчестве) к наглядно-образному. Это позволяет ребенку устанавливать связи между предметами и их свойствами.

Развитие мышления тесно связано с речью.

Ведущим средством общения у ребенка дошкольного возраста становится речь. Кто не знает «почемучек», задающих тысячу вопросов взрослым. Ответы на вопросы помогают ребенку расширять его знакомство с окружающей действительностью. Очень важен ответ взрослого. Он должен быть серьезным и понятным.

Значение речевого развития для детей трудно переоценить. Речь — основное средство коммуникации и познания, мощный фактор успешного умственного развития.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.

Проблема развития речи является одной из актуальных. Речь тесно связана со всеми психическими процессами. Включаясь в процесс восприятия, она делает его более обобщенным и дифференцированным; вербализация запоминаемого материала способствует осмысленности запоминания и воспроизведения; существенна роль речи в воображении, при осознании своих эмоций, при регулировании своего поведения и т. д. Именно поэтому уровень развития речи является показателем психического развития дошкольников.

По данным мировой статистики, число речевых расстройств стремительно растет, в связи с чем актуальность проблемы речевого развития детей и подростков принимает глобальный характер. В последние годы привлекает большое внимание исследователей вопрос психической депривации детей. Под депривацией понимают недостаточное удовлетворение основных потребностей (эмоциональной и сенсорной). Выделяют познавательную и социальную депривации. Установлено, что все виды депривации существенно влияют на речевое развитие ребенка.

Дети дошкольного возраста разговаривают не всегда красиво. Растёт число старших дошкольников, имеющих дефекты произношения звуков речи и других её качеств: темпа, силы голоса, речевого общения и т. д. Речь малышей нередко бывает однообразной: дети не употребляют в активной речи наречия, прилагательные и причастия; слабо развита связная речь, умение логично, без пропусков передавать содержание только что просмотренного мультфильма или прослушанной сказки.

Развитие речевой деятельности ребенка определяется степенью зрелости его центральной нервной системы и в значительной степени зависит от особенностей взаимодействия ребенка с внешним миром.

Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением.

Под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.

Физиологи считают движение врожденной потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками,развивается координация движений. Обучение движениям происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д. Двигательная активность увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию.

Память, мышление, речь ребенка станут более совершенными, если взрослые — родители, педагоги возьмут себе в помощники движение.

Итак, установлено, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движений тела и органов способствует снятию напряжённости, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшает и ускоряет запоминание стихов.

Физкультминутка.

(воспитатели,как оказалось, сами с удовольствием участвуют в физкультминутках)

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Движения рук, в частности упражнения для пальцев являются хорошим стимулом не только для своевременного (на 2- ом году жизни ребенка) возникновения речи, но и дальнейшего ее совершенствования. Уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев руки человека.

Поэтому с раннего возраста необходимо использовать в педагогической работе пальчиковую гимнастику, игры, направленные на развитие мелкой моторики руки, графические упражнения.

Пальчиковая игра «Паучок»

(любая на ваш выбор)

Особое значение в психическом развитии имеет эмоциональное состояние маленького человека и его отношение к миру. Положительные эмоции создают благоприятные условия не только для режимных процессов, но и для формирования навыков поведения. Они влияют на установление социальных связей сначала со взрослыми, а затем и со сверстниками, на поддержание и развитие интереса ко всему, что происходит вокруг. Организация различных физических упражнений и подвижных игр, в свою очередь, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, помогает укреплению воли, самостоятельности, возникновению и проявлению товарищеских чувств, желания прийти не помощь другу. Установлено, что наиболее сильное влияние на развитие положительного эмоционального фона у детей оказывает физическая активность под музыку.

Мне хотелось бы отметить, что очень важную роль в развитии речи детей дошкольного возраста играет и культура речи педагога, задавая детям образцы правильной литературной речи. Речь педагога должна быть грамотной, эмоционально насыщенной и сейчас я предлагаю вам проверить свою речь.

Упражнение «Словесная карусель»

Командам дается карточка в которой на одной стороне написано три слова к которым надо подобрать по три синонима, а на другой стороне написаны пять слов к которым надо подобрать антонимы.

Синонимы:

Смелый – бесстрашный, храбрый, отважный.

Жадный – скупой, прижимистый, алчный.

Большой – огромный, колоссальный, громадный.

Дискуссия – спор, диспут, прения.

Грусть – тоска, печаль, кручина.

Отважный – смелый, бесстрашный, храбрый.

Антонимы:

Маленький – большой.

Сладкий – горький.

Легкий – тяжелый.

Узкий – широкий.

Высокий – низкий.

Темный – светлый.

Твердый – мягкий.

Теплый – холодный.

Быстрый – медленный.

Громкий – тихий.

Юмористическая пауза. Упражнение «Шушаника Минична»

Упражнение выполняется в кругу. каждый участник группы получает карточку, на которой написано имя и отчество. Затем один из участников спрашивает своего соседа слева: Скажите пожалуйста, как вас зовут? Тот читает имя на карточке, например «Шушаника Минична». В ответ на это первый участник дожжен ответить любой фразой. При этом обязательно повторить услышанное имя собеседника. Например, очень приятно Шушаника Минична с вами познакомиться или какое у вас необычное имя, красивое имя. После этого Шушаника Минична задает вопрос своему соседу слева «представьтесь, пожалуйста» и т. д. до тех пор, пока очередь не дойдет до первого участника. Примеры имён:

Глориоза Провна Эннафа Варсонофьевна

Вивиана Ионична Маркелина Ермилинична

Феосения Патрикеивна Геновефа Иркнеевна

Беата Нифонтовна Домитилла Ювенальевна

Антигона Маевна Препидигна Аристидовна

Вестита Евменьевна Ермиония Питиримовна

Нунехия Амфиохъевна Вевея Вуколовна

Геласия Доримедонтовна Иовилла Иеронимовна

Агафоклия Наркисовна Кетевань Варнавична

Рипсимия Флегонтовна Фессалоникия Якубовна

Таким образом, двигательная активность детей и соблюдение соответствующего режима играют большую роль в обогащении словаря детей. При тесной взаимосвязи трех компонентов – речи, музыки и движения, активно укрепляется мышечный аппарат ребенка, развиваются детские эмоции, которые, в свою очередь, положительно сказываются на разработке детской мимики. Все это вместе взятое позволяет повысить интерес ребенка к организованной деятельности и пробудить его мысль и фантазию. Следовательно, сочетание речи и движения под музыку является очень важным компонентом на пути становления речевых навыков, а, значит и правильного своевременного умственного и психического развития ребенка дошкольного возраста.

Спасибо за внимание.

Источник