Эксперимент развитие творческих способностей ребенка

Светлана Веснина
Опыт работы на тему «Развитие творческих способностей у детей через художественное экспериментирование»

Выступление на тему

«Развитие творческих способностей у детей

через художественное экспериментирование

в изобразительной деятельности»

Слайд № 1

Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Веснина С. Н., я работаю воспитателем в детском саду № 7 «Калинка» г. Котельнича. Сегодня я представлю свой опыт работы на тему «Развитие творческих способностей у детей через художественное экспериментирование в изобразительной деятельности».

Слайд № 2

Среди принципов дошкольного образования, реализуемых в соответствии с ФГОС ДО важное место занимает принцип индивидуализации.

В словаре Ожегова С. И., понятие «Индивидуализировать» обозначает «сделать индивидуальным».

В связи с этим, трактованием понятия «Индивидуализировать» и его родственных слов предполагается создание таких условий, которые стимулируют проявление природных задатков и творческого потенциала каждого ребёнка, помогают полноценному формированию его, как личности. Поэтому для педагогов вопрос поиска новых форм, средств и способов обеспечения индивидуализации образовательного процесса на сегодня очень актуален.

Одной из форм индивидуализации образовательного процесса является развитие детского творчества— как проявление самостоятельности ребёнка, создания им нового для себя и окружающих.

Передо мной встала проблема, что включить в детскую деятельность, что бы раскрыть творческие таланты детей, сделать этот процесс увлекательным, позволяющим детям делать свои новые открытия.

Слайд № 3

Работая в детском саду, я заметила, что вместе с изобразительной деятельностью детям наиболее интересно и экспериментирование.

Я решила соединить эти две деятельности в художественном экспериментировании и посмотреть, как они повлияют на развитие детского творчества.

Они одинаково быстро вовлекают детей в процесс познания, исследования (где-то с предметами, а где-то с художественными материалами и инструментами, вызывают у них новые оригинальные идеи, желание придумывать и находить новые способы получения результата своей продуктивной деятельности, подталкивают детей к самостоятельным действиям, то есть помогают проявить непосредственно свою творческую индивидуальность.

Слайд № 4

В последние годы особый интерес представляет использование так называемых нетрадиционных техник создания изображения, как части творческого экспериментирования. Поэтому я поставила перед собой цель:

развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через художественное экспериментирование в изобразительной деятельности на основе изучения и освоения различных техник и материалов,

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. обучать детей различным методам экспериментирования в изобразительной деятельности

2. расширять представления детей о многообразии нетрадиционных техник рисования;

3. развивать творческие способности у детей на основе их индивидуальных особенностей в процессе художественного экспериментирования

4. создавать условия для стремления к свободному экспериментированию с художественными материалами и инструментами, поддерживать детскую инициативу и самостоятельность

В соответствии с задачами определила этапы работы

Слайд № 5

1 этап – подготовительный, 2 этап- организация детской деятельности, 3этап – создание условий для свободного экспериментирования

Слайд № 6

На первом этапе я собрала необходимую информацию для дальнейшей работы по своей теме. Вначале я изучала методическую литературу, и мне пришлось столкнуться с тем, что интересных методических разработок по экспериментированию в изобразительной деятельности очень мало, это объясняется инновационным характером моего опыта. Поэтому я решила в своей работе использовать разработки по нетрадиционным техникам рисования, добавив в них метод экспериментирования. Наблюдая за изобразительной деятельностью детей и их возможностями, составила перспективный и календарный план работы. Одновременно провела анкетирование родителей «Развитие творчества в детях», диагностику умений и способностей детей, с целью выявления роста творческого развития каждого ребёнка. Проведённая работа показала, что родители хотели бы развивать творческий потенциал в своих детях, но не знают как. А уровень творчества у детей оказался очень низким. Это ещё раз подтвердило, что мне нужно провести работу в этом направлении и с детьми, и с родителями.

Слайд № 7

На втором этапе я занималась практической деятельностью, необходимой для развития художественно- творческих способностей у детей. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. На этом этапе моей задачей стало – научить манипулировать с разнообразными по качеству и свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения в художественном творчестве. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом.

В начале, мы с детьми и родителями собрали целую коллекцию необычных художественных инструментов. Я попросила детей принести из дома различные предметы для рисования. Всё, что принесли дети — опробовали. После этого я познакомила детей с разными техниками нетрадиционного рисования, например: печатки из овощей, выдувание, рисование нитками и мн. др. способы рисования с помощью необычных инструментов. Экспериментировали, где краска будет отпечатываться лучше: с деревянной палочки или от пластмассовой, какой фон будет насыщенней: от примакивания губкой или кусочком меха.

Слайд № 8

Далее, я стала знакомить детей с необычными художественными материалами. Мы изучали свойства песка, мыльной и простой воды, круп. Ставили эксперимент по изготовлению красок из натуральных продуктов. Смешивали краску для получения разных оттенков, наблюдали, как она впитывается в песок, бумагу, ткань. Выдували мыльные пузыри с краской на бумагу, рисовали на ткани, дереве, воде. Капали маленькими каплями и разливали большими кляксами. Такая деятельность не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Слайд № 9

После использования необычных художественных инструментов и материалов, я стала давать детям более сложные задания, где дети могли сами определить вид техники изображения, подобрать соответствующие теме занятия художественные материалы, реализовать свой собственный творческий замысел, поставить свой эксперимент. Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного экспериментирования – разнообразие и вариативность работы с детьми. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы – вот что помогает мне не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Я стараюсь дать такую возможность детям, чтобы они, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.

Слайд № 10

Развитие самостоятельной экспериментальной деятельности у детей осуществлялось через создание предметно-пространственной среды по художественному экспериментированию.

Поэтому 3 этапом моей работы стало создание условий для свободного экспериментирования. В группе был обновлён уголок по изодеятельности, куда мы поместили свою коллекцию различных художественных материалов и инструментов, организовали лабораторию «учёных»,. В свободное время дети могли самостоятельно проводить эксперименты с красками, песком, водой и другими материалами, используя различные предметы для рисования. Такая среда привлекает детей, дает им творческую энергию, пробуждает интерес, желание что-то изменить, сделать своими руками, являясь своеобразной формой самообразования ребенка, источником его индивидуальных знаний и личного опыта.

После проведённой мною совместной работы с детьми по художественному экспериментированию, дети стали использовать нестандартные способы рисования не только в детском саду, но и дома.

Слайд № 11

В развитии детского творчества следует отметить немаловажную роль родителей, которых я активно привлекаю к совместной работе. Родители совместно с детьми помогают в оформлении группы к различным праздникам, принимают активное участие в организации выставок.

Но в начале моей работы по художественному экспериментированию дома дети столкнулись с непониманием некоторых родителей. Когда ребёнок хотел отразить на бумаге свои эмоции и наблюдения, взрослые проявляли интерес к чистоте в доме и аккуратности ребёнка, а не к его творческому порыву.

Поэтому я провожу разъяснительную работу с родителями, оформляю для них информационные стенды, создаю буклеты, разрабатываю памятки, индивидуальные беседы, анкетирование, практикумы, провожу мастер-классы. Подобные мероприятия сближают всех: и родителей, и детей, и педагога, развивают мышление и творчество. Родители стали активнее откликаться на просьбы детей, проявлять повышенный интерес к нашим занятиям.

Таким образом, родители стали моими помощниками в развитии интереса детей к различным видам художественной деятельности, постарались создать дома и в группе среду, стимулирующую детскую творческую деятельность.

Слайд № 12

Главный показатель эффективности работы по развитию творческих способностей детей через художественное экспериментирование – это данные диагностического обследования изобразительной деятельности детей.

Диагностическое обследование проводится 2 раза в течение учебного года с целью выявления показателей уровня творческого потенциала ребенка в сравнении за прошедший учебный год. Я предлагаю посмотреть данные на начало моей работы с детьми. И для сравнения далее я предлагаю цифры по окончании учебного года во второй младшей и средней группах.

Представленные в таблицах результаты обследования воспитанников свидетельствуют о положительной динамике отслеживаемого показателя. Из 24 воспитанников 2 младшей группы у 32% уровень творческого потенциала повысился с низкого уровня до среднего уровня, 2 ребёнка (это 8%) поднялись с низкого и среднего до высокого уровня. В средней группе на низком уровне к концу года осталось 2 ребёнка (причём это дети с отставанием в развитии, проходят лечение в специализированных учреждениях). Сейчас я работаю уже в старшей группе, и как вы видите по результатам диагностики – уровень творческого развития повышается.

Полученные в ходе диагностики результаты подтверждают, что занятия по художественному экспериментированию с нетрадиционными материалами и инструментами повышают творческий уровень развития дошкольников.

Слайд № 13

На следующем слайде вы увидите некоторые работы моих детей, и итоги их участия в конкурсах различного уровня, что свидетельствует о том, что моя работа по развитию детского творчества через художественное экспериментирование принесла следующие результаты:

• повышение уровня развития творческих способностей и воображения;

• использование детьми в самостоятельной деятельности техник нетрадиционного рисования;

• повышение уровня зрительно-моторной координации;

• дети стали самостоятельнее, могут планировать и регулировать не только свою, но и совместную с другими детьми деятельность;

• повысилось количество победителей и призёров в конкурсах рисунков различного уровня.

Совместная работа с родителями и детьми так же принесла свои плоды:

• повысился интерес родителей к совместной художественно- творческой деятельности с детьми;

• увеличилось количество семей, участвующих в конкурсах рисунков совместно с детьми.

А про себя я могу сказать:

• шестилетний опыт моей работы по художественному экспериментированию даёт мне возможность делиться своим мастерством не только с коллегами детского сада, города, области, но и на всероссийском уровне собственной веб-страницы

• мной разработана, прошла экспертизу в Кировском ИРО образовательная программа дошкольного образования художественно- творческой направленности изостудии «Фантазия».

• по программе «Фантазия» в нашем детском саду организована работа изостудии.

• также программу «Фантазия» применяют педагоги ещё двух изостудий нашего города.

Слайд № 14

В заключении хочется сказать, что деятельность по художественному экспериментированию несёт в себе большие возможности, если она учитывает индивидуальные особенности каждого ребёнка. Она даёт толчок для творческого развития, побуждает желание созидать, развивает фантазию, творчество и любознательность. Я считаю, что используя свой накопленный опыт работы по художественному экспериментированию, я помогла реализовать каждому ребёнку своё индивидуальное творческое начало, сделав первые шаги в мир искусства.

Источник

Татьяна Коробкова
Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности

«Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности»

(из опыта работы)

“Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму”.

Китайская пословица

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.

«Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность», — писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.

Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые? Нередко на стремление ребенка познакомиться с окружающим миром мы реагируем так: «Отойди немедленно от лужи, ты уже испачкала платье! Не трогай песок руками, он грязный! Возьми совок! Отряхни руки, посмотри, они уже все в песке! Выбрось эту гадость, где ты только такое находишь? Лучше покатайся на качелях! Брось камень, испачкаешься! Не смотри по сторонам, а то споткнешься! Лучше смотри под ноги!» Может быть, мы – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и учителя, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ребенок уже сам говорит другим детям: нельзя трогать песок руками, он грязный, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья. Может быть, мы просто утратили детскую способность видеть и наблюдать? Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся. Пусть даже при этом пострадает красивая одежда или испачкаются руки. Одежду можно постирать, руки – помыть. А вот исчезнувший интерес к окружающему с годами восстановить практически невозможно.

Помните замечательное стихотворение Самуила Яковлевича Маршака:

Он взрослых изводил вопросом «Почему?»

Его прозвали «Маленький философ».

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не задает вопросов «Почему?».

Любознательность у детей — это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает. На все вопросы детей надо отвечать по — научному точно, и доступно, как бы вы заняты ни были. Более того, нужно похвалить за хороший вопрос, за желание узнать. Но еще лучше, если вы будете, с пониманием относясь к незнанию ребенка, побуждать его самостоятельно находить ответы на вопросы в словарях, справочниках, книгах. В доме, в группе должно быть много справочной литературы по всем видам знаний: «Жизнь животных» Альфреда Брема, «Жизнь насекомых» Жана Фабра, «Детская энциклопедия», книги рекордов и чудес «Диво» Валентины Пономаревой, «Почемучка» Александра Дитриха, книги Жак Ива Кусто, Ярослава Малина, Криса Бонингтона орфографический словарь, «Толковый словарь русского языка» Сергея Ивановича Ожегова, Большой энциклопедический словарь под редакцией Прохорова и др.

Каждый вопрос ребенка — это прекрасная возможность научить его самому находить ответ, пользоваться словарями и книгами, помочь ему полюбить сам процесс самостоятельного приобретения знаний и проведения маленьких исследовательских работ.

Если терпеливо не отвечать на все вопросы детей, может случиться ситуация подобная той, которую описал В. Вересаев в «Рассказах о детях», помните?

Мальчик Игорь изводил всех вопросом «Почему?». Знакомый профессор психологии) посоветовал родителям: «Когда вам надоест, отвечайте ему «Потому что перпендикуляр», — увидите, скоро он отвыкнет».

Дети легко находят объекты для исследований. Ведь для них весь окружающий мир – это одна большая лаборатория. Главное, чтобы об этом помнили мы, взрослые!

К счастью, в последнее время в ДОО все больше внимания уделяется исследовательской деятельности детей. Не исключение и наш детский сад, где создаются все условия, для совместного нахождения ответов на вопросы «почему?» и «как?». Если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить. Взрослый, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.

Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала ребенка? Эти и другие вопросы непременно встают перед родителями и воспитателями. В данной работе собрано большое количество разнообразных опытов и экспериментов, которые можно проводить вместе с детьми для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого развития ребенка. Описываемые опыты не требуют никакой специальной подготовки и почти никаких материальных затрат, поэтому я надеюсь, что работа будет полезна не только педагогам, но и родителям!

Благодаря проделанной работе, наши дети могут ответить на вопрос, как я это делаю, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получится в результате. Они умеют видеть в обычном – необычное, в знакомом – незнакомое, в известном – неизвестное, и я надеюсь, что многие из них, на всю жизнь останутся почемучками и любознайками.

МБДОО №2 «Ромашка» ст. Гиагинской

Воспитатель: Коробкова Т. В.

Источник