Экскурсия в природу как средство развития личности ребенка

Экскурсия в природу как средство развития личности ребенка thumbnail

Экскурсия в природу как средство развития личности младших школьников.

В основе новых образовательных стандартов второго поколения лежит системно-деятельностный подход, который определяет целью и основным результатом образования развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира.

Прекрасным материалом для познания являются различные экскурсии.

В своей педагогической работе я большое внимание уделяю экскурсиям.Целью является ознакомление учащихся с объектами и явлениями природы при помощи опытов, наблюдения, самостоятельной работы. Результаты работы доказывают, что процесс формирования у младших школьников познавательного интереса, умения наблюдать происходит в процессе проведения экскурсий.

Экскурсии бывают:

-Учебные(программные).

-Внеучебные(непрограммные).

Каждую экскурсию надо заранее тщательно подготовить. Успех экскурсии во многом зависит от её организации.

Главное,чтобы учащиеся знали, что и как надо увидеть, рассмотреть,узнать в природе.

Перед каждой экскурсией учитель должен провести большую подготовительную работу. Познакомиться с планом местности, с отдельными элементами природы по намеченному маршруту, прочитать о растениях и животных своей местности, разработать индивидуальные задания для учащихся. Особенно надо обратить внимание на самостоятельную работу учащихся во время экскурсий.

Успех проведения экскурсий во многом определяется учителем, его мастерством, любовью к природе, чутким отношением к детям. Необходимо,чтобы увиденное отразилось и на эстетическом воспитании детей, вызвало у них живой образ, обострило их глаз, обогатило мысль, язык поэтическими образами.

Таким образом, экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они расширяют и углубляют знания учащихся. Дети видят объекты природы в естественной среде, наблюдают взаимосвязь растений с почвой , животных с растениями .Это позволяет сформировать у учащихся представление о природе как о едином целом, в котором все части теснейшим образом взаимосвязаны.

Наблюдение как метод познанияокружающей действительности играет ведущую роль в формировании правильных первоначальных представлений и понятий, на основе которых даются более сложные теоретические построения.

В процессе правильно организованных наблюдений формируется очень важное качество личности — умение наблюдать.

1.Так, программой окружающего мира предусматривается знакомство учащихся с изменением окраски листьев на деревьях и кустарниках осенью. На экскурсии в природу, учитель предлагает детям найти и назвать знакомые им деревья и кустарники. Далее работа может идти так:

— Рассмотрите листья этого дерева.

— Какого они цвета?

Для этого надо посоветовать , чтобы каждый ребёнок выбрал для наблюдения 1-2 листочка и рассмотрел их в деталях. Полезно предложить детям посмотреть на форму, окраску выбранного им листа. Потом закрыть глаза и представить его. Вспомнить, какими были листья на этих деревьях и кустарниках летом. Теперь следует предложить сравнить летние и осенние листья, найти их отличия и сделать вывод об изменениях окраски листьев с приходом осени. Такой приём делает наблюдение более точным, детальным.

2.Эти наблюдения можно использовать на уроках изобразительного искусства, где дети вспоминают листья и анализируют при рисовании.

На уроках математики можно использовать эту экскурсию при вычислениях:

Опредили, какое из деревьев , растущих в нашем парке, являются лучшим «пылесосом»?

а)Берёза — 28.

б)Сосна – 17.

в)Тополь -23.

Чтобы ответить на этот вопрос, реши выражение:

17- (14 – 8) + 12.

3. Не менее интересен следующий приём, развивающий у детей наблюдательность, — это приём имитации учениками движений, звуков предметов и явлений природы. Учитель предлагает послушать природу так внимательно, чтобы этот звук можно было повторить. Например, можно повторить, как машут крыльями птицы во время полёта , звук сильного ветра, как падает листок с дерева.

4.Интересным приёмом развития наблюдательности является использование на уроках- экскурсиях, стихотворений, отрывков художественных произведений различных авторов, использование пословиц и поговорок.

Экскурсии в природу играют большую роль при патриотическом воспитании, любви к своей Родине. Посадка деревьев возле памятника, погибшим во время Великой Отечественной войны, уборка территории возле могилы погибшим летчикам, очистка родников, реки Азы — всё это вызывает любовь к родному краю.

Следует отметить пользу пеших прогулок, обратить внимание на радостное, приподнятое настроение детей, на те факторы, которые их вызывают. Можно поговорить, как влияет природа на органы чувств. Рассказать, что зелёный цвет успокаивающе действует на нервную систему, зрение, что лесной шум и шелест листьев благоприятны для слуха, обратить внимание детей на разнообразие запахов и осязательных ощущений в лесу. С этой целью можно предложить детям потрогать кору деревьев, листья, понюхать цветы. Учитель беседует о том, чем можно полакомиться в осеннем лесу, а что нельзя есть, можно ли пробовать на вкус незнакомые растения, плоды, ягоды и семена.

Учитель учит детей правилам поведения в лесу — идти по тропинке, не шуметь, не рвать растения, не ломать ветки, не разрушать гнёзда и муравейники. Можно поговорить о возможных неожиданных встречах с дикими животными, насекомыми, змеями, посторонними людьми. Как вести себя, чтобы не заблудиться.

Во время экскурсии возможны различные дидактические игры. Например, выбери самый красивый уголок в лесу, попробуй рассказать, чем он тебе понравился. Нарисуй словесный портрет дерева. Расскажи про самое удивительное растение. Правда ли, что растения чувствуют добро, зло, боль? Есть ли в лесу запоздалые цветы? Найди их.

При подведении итогов экскурсии можно поговорить на тему «Природа и здоровье», что дала экскурсия для здоровья детей, как лес повлиял на настроение и самочувствие детей.

Наблюдения — важнейший источник знаний об окружающем мире. Они дают материал, основу, на которой строятся мыслительные операция. Поэтому наблюдения являются важным средством развития мышления детей. Умение наблюдать не заложено в каждом человеке с рождения,

это качество необходимо развивать, стимулировать.

Из практики своей работы, я вижу, что уровень умения наблюдать у учащихся возрастает от класса к классу. Для этого я веду целенаправленную систематическую работу по развитию умения наблюдать природу, и в первую очередь, природу родного края на уроках окружающего мира в ходе проведения экскурсий.

Процесс формирования познавательного интереса на экскурсии будет более эффективным, если содержание материала будет разносторонним, а процесс учебной деятельности учащихся и их общение будет многообразным, что и дает нам экскурсия – открытие мира новых явлений общественной жизни.

Источник

Экскурсия как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста.

Экскурсии — один из видов образовательной деятельности, и основная форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из трудоёмких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом.

 Задачи образовательного компонента экскурсии заключаются в освоении детьми системы экологических представлений и элементарных (предметных) понятий о природе. Развивающий компонент экскурсий стимулирует формирование: навыков наблюдения и наблюдательности; сенсорных способностей (умение видеть разнообразные признаки объектов: цвет и его оттенки, пространственное расположение, разнообразие форм, фактуры и пр.);

 мыслительных процессов (анализа, сравнения, обобщения, классификации, умения устанавливать связи, разные по характеру и степени сложности);

воображения и творческих способностей.

Виды экскурсий

природоведческая

экологическая

на сельскохозяйственный объект

экскурсия эстетического характера.

накопление представлений о разнообразии объектов живой природы и их характерных особенностях.

освоение детьми разнообразных биоценологических связей в мире природы:

освоение представления о труде людей.

развивает красоту природы и культуру чувств.

Структура экскурсии

вводная беседа

коллективное наблюдение

сбор материала

игры детей с собранным материалом

индивидуальное самостоятельное наблюдение детей

заключительная часть

В процессе экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений о родной природе. Дети знакомятся со всем богатством ее красок, звуков, запахов, форм в развитии и изменении. Познание природного окружения начинается чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Так, в лесу, парке дети учатся различать окраску осенней листвы: у березы она лимонного цвета, у дуба — коричневого, у ивы — зеленовато-желтого, у осины — красного или лилового. Картина осеннего леса, парка воспринимается ими ярче, полнее, если воспитатель предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорохи листьев, учит определять запах грибов, прелой зелени. Чем больше органов чувств участвуют в таком познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, богаче становятся его представления. На экскурсиях дошкольники получают возможность непосредственно знакомиться со свойствами и качествами предметов, явлений путем наблюдений, в ходе выполнения заданий игрового или практического характера. Таким образом, осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.

Многогранный мир природы пробуждает у дошкольников интерес,

вызывает удивление. Пытливость ребенка, его любознательность проявляются в познавательных вопросах, которые помогают ему ориентироваться в окружающем мире, обнаруживать имеющиеся связи и зависимости. Поэтому воспитатели, направляя деятельность детей, должны стимулировать их познавательную активность, появление вопросов, стремление находить на них ответы, стараться упрочить и углубить интерес к природе, ее познанию. Одновременно они учат детей правильно называть предметы, явления природы, их свойства, качества, развивают умение выражать свои впечатления. И в результате детская речь становится более богатой, содержательной, связной; дети учатся описывать то, что наблюдали, рассуждать.

Содержание знаний о природе, изложенное в программе воспитания и обучения в детском саду, раскрывается на экскурсиях, на других занятиях, а также на прогулках. Поэтому цели экскурсии могут быть различными. Например, к усвоению знаний об условиях развития растений старшие дошкольники подводятся в процессе труда в уголке природы, цветнике, на огороде, а посещение теплицы может быть использовано для обобщения представлений о зависимости роста и развития растений от влаги, света, тепла. В других случаях экскурсии служат для первоначального ознакомления с природными явлениями, сельскохозяйственным трудом, а вся последующая воспитательно-образовательная работа направлена на уточнение, расширение, конкретизацию, систематизацию и обобщение полученных представлений.

Значительное место отводится систематизации материала о сезонных изменениях. Наблюдения ярких картин природы — лес в период золотой осени и во время листопада, цветущий луг в начале лета, ледоход на реке — затрагивают эмоциональную сферу ребенка, воздействуют на различные анализаторы, обеспечивают отчетливое восприятие явлений. Не менее важно сделать предметом наблюдений во всех возрастных группах характерные изменения в живой и неживой природе. Основное звено в этой работе — установление признаков сезона (длительность светового дня, температура воздуха, особенности облачности и осадков, и т. д). Наблюдения целесообразно начинать с неживой природы, поскольку от нее зависят изменения в жизни растений, животных. Уже дети среднего дошкольного возраста могут установить связь между обилием солнечного света весной и началом пробуждения, роста и развития растений. Старшим дошкольникам доступно осознание и более сложных связей, не имеющих такого яркого внешнего выражения. Например, осенью они обнаруживают, что отлет пернатых птиц связан с температурой воздуха: с похолоданием некоторые насекомые погибают, другие забираются под кору, корни деревьев, опавшую листву, мох, и птицы остаются без корма, что и подталкивает их к переселению в теплые края.

Экскурсии в природу дают возможность познакомить детей с особенностями растений и животных в разных природных условиях. Они узнают, например, что луговые, полевые, степные птицы живут в гнездах, устроенных на кочках, в траве, в камнях. По внешнему виду это небольшие ямки, выстланные сухой травой, листьями. Гнезда же лесных птиц очень разнообразны по форме, местоположению. Они часто свиты из тонких прутиков, сухих стеблей, выстланы мхом, листьями, перьями.

Знакомясь с жизнью растений, дети усваивают, что наличие влаги, тепла, света — общие условия, необходимые для их роста и развития. При этом на конкретных примерах следует подвести дошкольников к пониманию того, что потребность растительности разных ландшафтов в свете, влаге, тепле не одинакова: незабудки любят низкие заболоченные места, а иван-чай, напротив, растет на солнечных полянах.

Наблюдения на экскурсиях дают возможность раскрыть перед детьми, начиная со среднего дошкольного возраста, некоторые несложные биоценологические связи, действующие в растительных и животных сообществах того или иного ландшафта. Наблюдения за муравейником убеждают, что насекомые в лесу находят и пищу, и строительный материал для своего жилища. Но, рассмотрев груз, который по многочисленным дорожкам муравьи тащат в свой дом, дети делают заключение о том, что муравьи являются санитарами леса.

Наблюдения за животными также помогают раскрыть некоторые их связи с условиями существования. Результаты исследования С. Н. Николаевой убедительно показали возможность усвоения старшими дошкольниками систематизированных знаний, отражающих такую закономерность, как приспособленность к среде обитания. Несложно познакомить детей и с отдельными приспособительными признаками животных (внешнее строение, формы поведения).

Внимание детей следует обращать и на факты приспособления животных и растений к неблагоприятным условиям внешней среды. Это можно показать на примере того, как птицы и звери готовятся к зиме. Уже дети среднего дошкольного возраста благодаря систематическим наблюдениям на экскурсиях и прогулках уясняют, что с похолоданием птицы переселяются поближе к жилью человека, а некоторые улетают в теплые края. Старшие дошкольники узнают, что с наступлением зимы одни животные впадают в спячку, другие переселяются туда, где находят себе пропитание (кочующие птицы, лоси, олени), третьи запасают корм (грызуны). Важно обратить внимание детей на то, что с наступлением зимы у зайца, белки изменяется окраска, вырастает теплая светлая шерсть (мех).

Итак, последовательное включение в содержание экскурсии наблюдений разнообразных ярких фактов, подводящих к пониманию того, что явления живой и неживой природы находятся в определенной взаимозависимости, помогает сформировать у детей элементарное представление о ее единстве и целостности природы.

Источник

Значение экскурсий в природу для экологического воспитания дошкольников

Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К.Д. Ушинский он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов» [7, с. 5]. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи — развития мышления и речи идет как единый процесс.

Особая роль в ознакомлении детей с природой принадлежит экскурсиям, которые являются одной из организационных форм обучения в дошкольном учреждении. Они дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными объектами и явлениями, с сезонными изменениями, с трудом людей, направленным на преобразование окружающей среды. Во время экскурсий дошкольники начинают познавать мир природы во всем его многообразии, развитии, отмечать взаимосвязь явлений.

Воспитательно-образовательное значение экскурсий неоднократно подчеркивала Н.К. Крупская. По ее мнению, они помогают детям путём наблюдения живой природы, живых людей, их труда, их взаимоотношений [6, с. 3]. Высоко ценила экскурсии в природу Е.И Тихеева, внесла серьезный вклад в разработке методики их провидения. Её основное требование сделать содержание экскурсии интересным для каждого ребенка, ибо «точность наблюдение и глубина восприятия пропорциональны интересу». И далее чем удачнее была проведена экскурсия, чем более она заинтересовала и увлекла детей. Они будут в дальнейшем реагировать на нее: припоминать, расспрашивать, отражать виденное и пережитое в игре, в изобразительной деятельности [7, с. 8].

Наблюдение в естественных условиях, благодаря которым дети воспринимают окружающий мир во всем богатстве, способствуют развитию любознательности, эстетические и нравственные чувства. В качестве эффективных приёмов воспитания и обучение детей на экскурсиях Е. А.Флерина предлагает давать несложные самостоятельные задания, проводит повторные наблюдения с целью более глубоко дифференцированного восприятия явления природы, учить детей составлять описательный рассказ об увиденном. Исследование ученых, выполненные в последние годы, убедительно показывать, что на экскурсиях создают благоприятные условия для всестороннего развития детей. Ознакомление дошкольников с окружающим – первые шаги в познании родного края, родной природы, в воспитании любви к Родине [8. с. 9].

Наблюдению как важному методу познания природы придавали очень большое значение все педагоги дошкольного воспитания (Е. И.Тихеева, О. Иогансон, А.А. Быстров, П. М. Басе, Э. И. Залкинд, С. А. Веретенникова, П. Г. Саморукова и др.) [2, 4, 6-7, 16-17, 19, 23]. В 1950— 1970-е годы в Москве, Ленинграде, Минске проводились исследования которые позволили вскрыть особенности познания дошкольниками природы через наблюдения (Э. И. Залкинд, А. И. Васильева, А. К. Матвеева, П. Г.Саморукова, Г. С.Филиппюк и др.). Авторы показали, что правильная организация чувственного восприятия объектов природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Целенаправленные наблюдения дают возможность сформировать не только конкретные, но и обобщенные представления, научить детей ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых объектов и явлений [5,9, 13].

В исследованиях, выполненных в ЛГПИ им. А. И. Герцена, утверждается, что наблюдение — это сложный вид психической деятельности, включающий различные сенсорные и мыслительные процессы и опирающийся на эмоционально-волевые стороны личности ребенка. Развитая деятельность наблюдений характеризуется наличием качеств, обеспечивающих их высокую результативность: умение понять познавательную задачу, принять план наблюдения, отвечать на вопросы взрослых, самостоятельно ставить кратковременные цели наблюдения, использовать освоенные способы познания в новых условиях [5, 12, 19].

Э. И. Залкинд, А. И. Васильева, П. Г. Саморукова и другие подчеркивают, что наилучшим условием формирования в дошкольном возрасте этой познавательной деятельности является специальная организация наблюдений и целенаправленное руководство со стороны педагога. Исследования, проведенные в 1970 —1980-е годы в НИИ дошкольного воспитания Академии педагогических наук, позволили рассматривать наблюдение с точки зрения содержания смысла наблюдаемых явлений, отражающих различные связи живого организма с внешней средой, а также значимости в развитии психики ребенка допонятийных форм мышления.

С. Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности ребенка. Путь становления наблюдения автор определяет следующим образом: «Развитие высших форм Восприятия приводит к его превращению в направленную, сознательно регулируемую операцию; по мере того как восприятие становится сознательным и целенаправленным актом, оно превращается в наблюдение» [9-10, 19].

Экскурсии — один из видов занятий, и основная форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из трудоёмких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.

На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.

Велика роль экскурсий в эстетическом воспитании детей. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирают разнообразный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы (растения, ветки деревьев и кустарников, ракушки и т. д.).

Как писал В. А. Сухомлинский, у ребёнка необходимо воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идёт о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному» [9, с. 10].

Задачи образовательного компонента экскурсии заключаются в освоении детьми системы экологических представлений и элементарных (предметных) понятий о природе.

Развивающий компонент экскурсий стимулирует формирование: навыков наблюдения и наблюдательности как таковой сенсорных способностей (умение видеть разнообразные признаки объектов: цвет и его оттенки, пространственное расположение, разнообразие форм, фактуры и пр.) мыслительных процессов (анализа, сравнения, обобщения, классификации, умения устанавливать связи, разные по характеру и степени сложности) воображения и творческих способностей.

При разработке экскурсии важно ставить и решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера.

По характеру решаемых педагогических задач можно выделить четыре разновидности экскурсий: природоведческая, экологическая, на сельскохозяйственный объект, экскурсия эстетического характера.

Природоведческая экскурсия традиционно решает задачу знакомства с природой, т.е. накопление представлений о разнообразии объектов живой природы и их характерных особенностях.

Экологическая экскурсия направлена на освоение детьми разнообразных биоценологических связей в мире природы:

  • между органами животных и растений и их функциями;

  • между средой обитания живых существ и особенностями их строения и образа жизни;

  • между состоянием конкретных живых объектов и условиями их существования;

  • между различными живыми существами в одной экосистеме.

Экскурсии на сельскохозяйственные объекты помогают детям освоить представления о труде людей. Это экскурсии в поле (вспашка, сев, уборка урожая), на луг (выпас скота, уборка сена), в сад, в огород, в ягодник, на ферму, в оранжерею, на выставки цветов, птиц, рыб, в зоопарк и др.  Посещение этих объектов даёт возможность показать детям, как человек влияет на природу, выращивает растения и животных, ухаживает за ними. Основная цель экскурсии — показать, что и для какой цели делают люди, как используют машины, как относятся к своему труду, каковы его результаты.

Экскурсии эстетического характера помогают ребёнку научиться воспринимать красоту природы и развивают культуру его чувств. Используя различные педагогические приёмы, воспитатель способствует тому, что дети от общения с природой получают неизгладимые впечатления. В то же время задачи нравственного и эстетического воспитания детей можно и нужно решать при организации и других видов экскурсий.

Вместе с тем, использование всех разновидностей экскурсий направлено на воспитание любви к природе и осознанное и бережное отношение к ней.

Структура экскурсии:

  • вводная беседа

  • коллективное наблюдение

  • индивидуальное самостоятельное наблюдение детей

  • сбор материала

  • игры детей с собранным материалом

  • заключительная часть, во время которой воспитатель подводит итог экскурсии и напоминает от необходимости бережного отношения к природе.

Экскурсии за пределы детского сада проводятся уже со средней группы. С младшими группами рекомендуются наблюдения на своём земельном участке и только во вторую половину года короткие экскурсии на луг, в парк (лес) [11, с. 15].

Итак, экскурсии в природу заключаются в освоении детьми системы экологических представлений и предметных понятий о природе. Развивающий компонент экскурсий стимулирует формирование: навыков наблюдения и наблюдательности как таковой сенсорных способностей, мыслительных процессов, а воображения и творческих способностей.

Источник