Экологического воспитания на развитие личности ребенка в доу
Светлана Бугакова
Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ
“Экологическое образование – это основа национальной безопасности России. Это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды”.
И. Д. Зверев
В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение представляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования экологической культуры, что влияет на развитие их нравственных, патриотических чувств и интеллектуальных способностей.
Проживая в непосредственной близости от природы, для себя мы определили приоритетное направление работы – экологическое воспитание дошкольников.
Задачи экологического образования в ДОУ:
1. обучение знаниям о взаимосвязи природы, общества и человека;
2. формирование у дошкольников практических умений по разрешению экологических проблем;
3. ценностная ориентация, мотивы, потребности и установка на активную деятельность дошкольников по охране окружающей среды;
4. развитие способности анализировать экологические ситуации;
5. развитие способности оценивать эстетическое состояние природы.
Формирование начал экологической культуры — это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её, а также к людям, создающим на основе её богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.
Принципы содержания экологического образования дошкольников:
1. Научность
На занятиях и в повседневной жизни мы знакомим детей с совокупностью экологических знаний, которые впоследствии служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития у него познавательного интереса, формирование основ его мировоззрения.
Во время занятий дети имеют возможность изучать некоторые природные закономерности на конкретных примерах.
2. Системность
В обучении детей мы используем материал, определенным образом упорядоченный в четкую целостную систему с простым принципом построения.
Обучение детей предполагает также обязательную последовательность усвоения знаний, когда каждое последующее формирующееся представление вытекает из предыдущего, а вся система опирается на определенные исходные положения.
Принцип системности имеет особое значение в обучении дошкольников, так как его применение способствует их умственному развитию в целом.
3. Доступность
Педагоги понимают важность и необходимость применения в своей работе с дошкольниками именно доступного пониманию ребенка материала.
На занятиях и в свободной деятельности мы знакомим детей с объектами и явлениями природы, учитывая не только доступность предлагаемой информации, но и значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску в процессе познания.
4. Целостность
Этот принцип отражает прежде всего целостное восприятие окружающего мира ребенком и его единство с миром природы. Вся экологическая работа с детьми в нашем учреждении строится с учетом именно целостного подхода и осуществляется не только на специально организованных занятиях, но и в свободной деятельности детей, трудовой деятельности в группе, театральной деятельности.
5. Деятельность
Этот принцип основан на том, что экологические знания должны обязательно стать основой формирования мотивации участия детей в различных посильных видах деятельности по сохранению окружающей среды.
Принцип успешно реализуется через такие виды деятельности, как:
• уход за комнатными растениями и животными в уголке природы;
• работа на огороде;
• совместная деятельность детей и родителей в акциях “Мой чистый двор”;
• совместное с родителями озеленение участков.
6. Гуманистичность
Данный принцип связан прежде всего с понятием экологической культуры. Применяя данный принцип на практике мы формируем человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни.
На занятиях в группе, на прогулке педагоги стараются прививать детям культуру потребления, формируют у ребенка представление о человеке, как части и самоценности природы, воспитывают уважительное отношение ко всем формам жизни на планете.
Для реализации программного содержания в рамках НОД используются различные методы обучения детей: наблюдения разного вида, рассматривание картин, моделирование, беседы с воспитателем, чтение художественной литературы, опытная и трудовая деятельности. Выбор методов определяется возрастными возможностями детей и характером задач, которые решает педагог.
Наиболее значимым методом экологического воспитания детей является наблюдение. С его помощью дети знакомятся с внешними признаками объектов природы и познают их связи со средой. Наблюдения лежат в основе разных видов деятельности детей (труда по уходу за растениями и животными, заполнение календаря природы и пр., как компонент их используют в ходе бесед, прогулок, экскурсий.
Особое место в работе по экологическому просвещению детей отводится беседе. Четкая последовательность вопросов дает возможность дошкольникам понять причинно-следственные связи, сформировать выводы, сделать обобщения.
Реализация экологического образования дошкольников через разные виды деятельности ребенка.
Блок занятий
-Игровая деятельность
-Чтение художественной литературы
-Музыкальная деятельность
-Театрализованная деятельность
-Изобразительная деятельность
-Экспериментирование
-Конструирование
-Трудовая деятельность
-Физическая культура
Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности; важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экокультуры.
Результатом экологического воспитания является, как ранее отмечалось, экологическая культура личности, составляющими которой выступают знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту).
Таким образом, в период дошкольного детства происходит формирование и развитие экологической культуры детей, и при условии качественного формирования этой субкультуры в настоящий момент, ребенок будет любить, ценить и беречь окружающую природу всю жизнь, передавая свои знания и умения следующим поколениям.
Формирование начал экологической культуры — это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её, а также к людям, создающим на основе её богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.
Источник
Ольга Валерьевна Бармина
Формирование личности ребенка через основы экологического воспитания в детском саду
Одним из важных условий реализации системы экологического воспитания в дошкольных учреждениях является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды, которая должна способствовать формированию и становлению личности ребенка. Ведь детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появляется апатия и агрессия. Поэтому создаем благоприятные, комфортные условия для развития мелкой моторики, фантазии и творчества; воспитание эстетических чувств, любви и бережного, заботливого отношения к животному; обеспечиваем разные виды деятельности дошкольников (игровая, двигательная, интеллектуальная, самостоятельная, творческая, художественная, театральная); способствовать эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов.
Что бы жить в мире, ребенок должен научится взаимодействовать с ним и по возможности преобразовывать его. Поэтому и знакомим с разными способами действий с предметно – развивающей средой. Наше дошкольное учреждение расположено в «зеленой зоне». Рядом с детским садом есть березовая роща, парк с искусственным прудом, во Дворце Пионеров – живой уголок, что создает благоприятные возможности для знакомства с природной фауной.
Много было замечено, что большинство ребят интересуются природой. Однако отсутствие достаточных знаний, не понимание условий, необходимых для жизни растений и животных, приводят их иногда к неправильным поступкам. Так, пробегая мимо кустов, дети срывают листочки, ломают веточки. И работу свою по экологическому воспитанию я решила начать с раннего возраста. Ведь природа богата красотой, яркостью, разнообразием, а также обилием цветов, знаков, звуков и привлекает детей, и доступна для восприятия. Дети любят природу, потому что общение с ней дает им радость.
Детская любознательность, отзывчивость и восприимчивость к явлениям и объектам природы стали для меня той отправной точкой, с которой я осуществляю дальнейшее воспитание ребенка: развитие чувства любви и бережного отношения ко всему живому и неживому, обогащение представлений о мире природы и развитие умения выделять основные закономерности (сезонные изменения в неживой природе, зависимость жизни растений и животных от времени года, их приспосабливаемость к среде обитания и т. д.)
Правильная организация пространства дает возможность приблизиться к позиции ребенка. Так в предметно – пространственную среду включены:
природные объекты; где дети наблюдают и ухаживают;
уголок наблюдений;
альбомы и дидактические игры экологической направленности;
настенное панно для детских рисунков на каждое врем года;
уголок экспериментирования – для проведения элементарных опытов с песком, глиной, водой и другими природными и не природными материалами.
Первые географические знания получают из энциклопедий, глобуса, карт планет, материков и т. д.
Очень много игра на развитие воображения, речи, памяти, логики, внимания («Сложи узор», «Логически поезд», «Волшебные ниточки», шашки, шахматы и т. д., магнитная доска.
Для сенсорного развития создан «Чудо-поезд», где дети могут поиграть в пирамидки, вкладыши, мешочки и т. д.)
В физкультурном уголке совместно с родителями было изготовлено нетрадиционное оборудование: различные гири, гантели (из журналов, мячи, ходули, дорожки из пуговиц, змейка на координацию движений, дорожки с изображением следов, из сухого дерева сделан кольцеброс.
Так как ребенок находится в детском саду весь и окружающая обстановка должна радовать его; способствовать пробуждению положительных эмоций и воспитанию хорошего вкуса. С этой целью появилась «Полочка красоты», где дети приносят поделки из природного и бросового материала созданные совместно с родителями или своими руками; альбом «Моя семья», где есть фотографии детей и их родителей, любимых питомцев «я и мой друг».
Пополняется библиотека – природоведческой литературы: Бианки, Пришвина, Чарушина, Ушинского и др. ; стихов и русских народных сказок. Создали книжки-малышки «Расскажи обо мне» для составления описательных рассказов, пересказов.
Игра для дошкольника – способ познания окружающего.
В качестве средств активизации познавательной деятельности использую произведения искусства: репродукции с полотен художников – пейзажистов, фрагменты музыкальных произведений, диакинофильмы, используем грамзаписи голоса птиц, шум море, ручейка и т. д.
Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное основание окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволяет подвижная игра («Вороны», «Совушки», «Хитрая лиса», «Солнышко и дождик», «Медведь и пчелы», «У медведя во бору», «Лохматый пес» и т. д.)
Очень большое значение в воспитании бережного отношения к природе придаю обучению детей правилам поведения в природе. «Угадай настроение», «Подбери лицо», «Что не так?» — эти игры помогают детям научится правильно вести себя в «зеленом окружении».
В театрализованном уголке разместились шапочки – животных и птиц; есть фланелеграф, пальчиковый театр, театр теней по русским народным сказкам.
Немаловажную роль по экологическому воспитанию играет и работа с природным материалом, паделки из которых дают возможность «продлить жизнь» растениям, познать их красоту. В течении всего года дети принимают активное участие в формировании выставки поделок из природного материала: «Любимая сказка», «Лесная полянка» и др.
Также без внимания не осталась и раздевалка: пристенный стенд оформляется к каждому празднику, времени году; делаем фото-выставку «Как я провел лето», посвященную летнему отдыху детей с родителями на природе; а еще есть рубрики: информационные, познавательно – развивающие: «Азбука народной мудрости», «Встречи с природой», «Природа наш долг», достижения детей в различных конкурсах, смотрах и т. д.
Предметно – развивающая среда, где ребенок проводит много времени – это не только помещения детского сада. В летний период развивающим пространством становится участок детского сада, который используется для оздоровления и экологического воспитания детей. Веранду оформляли в виде березовой рощи, разбили клумбы, родители помогли с разнообразием цветов. Появилась идея сделать полянку по русской народной сказке «Колобок». Есть много интересных задумок.
Наблюдение за эстетически оформленными композициями из природного материала, за растениями и цветами позволяет решать задачи по формированию представлений о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе, знакомству с правилами поведения, воспитанию уважения к труду взрослых. Ведь то, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно пробуждает любопытство, довольно легко и надолго запоминается.
В непосредственно – образовательную деятельность подготовительных групп включаем викторины, КВНы, конкурсы. Воспитанники принимают активное участие в различного рода работах, организуемых в помещении детского сада и на участке. Проявляют инициативу, с огромным желанием выполняют любую работу: сажают, пропалывают, взрыхляют, поливают, сгребают, собирают и т. д.
Таким образом, мы видим, что созданная предметно – развивающая среда и сама природа вызывает чувство радости, эмоционально – положительного отношения к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует становлению личности ребенка. Этому подтверждение слова К. Д. Ушинского: «По моему убеждению логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей».
Источник
Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика,
журчание весеннего ручья и звон серебристых колокольчиков в бездонном летнем небе,
шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи, –
услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни.
В.А. Сухомлинский
Веками человек был потребителем по отношению к природе: он пользовался её дарами, не давая ей ничего взамен и не задумываясь о последствиях. На нашей планете стремительно стали исчезать различные виды животных, растений. Но так больше не должно продолжаться, иначе человечество погубит свою планету, а вместе с ней и себя. Поэтому необходимо с детства воспитывать в детях желание охранять природу от её загрязнения и уничтожения, умение бережно относиться к ней.
И начинать нужно с самых маленьких, потому что каждый взрослый человек, приносящий вред природе, был когда-то ребёнком. Именно в детском возрасте усвоение экологических знаний наиболее продуктивно, так как дети воспринимают природу очень эмоционально, задавая множество вопросов, на которые требуют ответ.
Экологическое воспитание является важнейшим условием гармоничного развития личности. Главная его цель – воспитать в детях любовь к природе, желание стать её защитником, сформировать экологические знания, умение бережно распоряжаться её богатством.
В нашей группе проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников. Для решения задач экологического воспитания руководствуемся программой «Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада», разработанной И.Л. Саво.
Особое внимание в своей работе уделяем проектной деятельности. Эта форма работы позволяет решать различные задачи в комплексе, интегрируя все образовательные области, что помогает всестороннему развитию личности.
Мы разработали и реализовали с детьми следующие экологические проекты: «Осенние фантазии» (поделки из природного материала), «Зимующие птицы» (с изготовлением и развешиванием кормушек для птиц), «В гостях у Лесовичка» (где усвоили основные правила поведения в лесу).
Совместно с родителями регулярно принимаем участие в выставке рисунков по временам года. На каждое время года нами подобрана картотека прогулок, где мы наблюдаем за объектами и явлениями природы. В каждом наблюдении расширяем полученные представления о природе. Наблюдения стимулируют интерес детей, их познавательную активность. Главную роль при ознакомлении дошкольников с природой отводим игре. Подбираем дидактические игры природоведческого и экологического содержания, например: «Путешествие по морю», «Узнай, чей лист?», «С какой ветки детки?», «Угадай по описанию», «Дикие – домашние», «Что за насекомое?» и т.д.
С большим интересом во время прогулки путешествуем с детьми по «экологической тропе», которая находится на участке детского сада. Учим детей находить дорогу по названиям знакомых деревьев и кустарников. Упражняем в ориентировке в большом пространстве. Закрепляем знания детьми деревьев на участке.
Немалую роль отводим экспериментированию. Например, проводим цикл наблюдений за воздухом: «Как обнаружить воздух в помещении?», «Воздух есть во всех предметах», «Как услышать воздух», «Воздух нужен для жизни», «Чем пахнет воздух?» и др.
Дети в силу своей любознательности всегда увлечены экспериментированием: опытами и наблюдениями.
Вовремя применяемое художественное слово: потешки, поговорки, загадки, стихи, сказки и т.д. играют огромную роль на формирование у дошкольников представления об объектах и явлениях природы.
Важнейшей формой работы с детьми, которую мы применяем в своей практике, является труд в природе. Этот вид деятельности как никакой другой способствует формированию у дошкольников правильного отношения к природе.
Привлекаем детей к активному участию по уходу за комнатными растениями: полить, взрыхлить грунт, протереть листья от пыли и т.д. Каждый ребёнок постепенно знакомится с материалом по уходу за растениями.
Большую роль в экологическом воспитании детей играет семья, так как она оказывает огромное влияние на формирование у ребёнка основ экологического мировоззрения.
Систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром развивает у детей речь, память, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребёнка. В доступной и увлекательной форме дети усваивают основы экологической культуры, осознают единство человека с природой, учатся ответственному отношению к окружающей среде.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что воспитывая в детях любовь к окружающему миру, мы развиваем в них чуткость к восприятию прекрасного в природе. Побуждаем детей самим находить красоту в природе, наслаждаться ею, сохранять её и приумножать.
В своей работе планируем и дальше реализовывать задачи экологического воспитания дошкольников для формирования их всестороннего развития.
Литература:
1. Венгер Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. – М.: Просвещение, 2006.
2. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания для школьников – М., 2009.
3. Саво И. Л. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада.
Источник