Экологические праздников в развитии ребенка

Сукайло Елена
Консультация для педагогов «Экологические праздники и досуги»

МДОУ Детский сад №16

«Малышок» г. Серпухов

Консультация для педагогов

«Экологические досуги и развлечения в детском саду»

Выполнила: музыкальный руководитель

Сукайло Е. В.

г. Серпухов 2018г.

«Экологические праздники и досуги»

Праздник в детском саду — важная часть жизни ребенка, это радость общения, радость творчества и радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения, что способствует решению многих задач экологического воспитания.

Педагогическая значимость праздников и досугов

Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их природное содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом, поэтому праздники и досуги следует проводить регулярно, завершая ими сезон или какой-либо содержательный блок. В сценариях этих мероприятий используется тот материал, который детям хорошо знаком.

Организация праздников, развлечений, детских творческих дел способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования доброго отношения к природе.

Одно только слово «праздник» заставляет быстрее биться сердце каждого ребенка. С праздником связаны самые большие надежды и ожидания детей.

Поэтому хорошо спланированный, подготовленный по специальному сценарию праздник доставит радость не только детям, но и взрослым. Ведь нет ничего желаннее, чем увидеть счастливую улыбку на лице ребенка, знать, что именно вы помогли ему почувствовать себя хозяином веселого торжества, лидером среди друзей, подарили ему дополнительные мгновения счастья.

Детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на подрастающее поколение. Массовость, эмоциональная приподнятость, красочность, соединение фольклора с современной событийностью, присущие праздничной ситуации, способствуют более полному осмыслению детьми нравственного отношения к природе.

Педагогическая цель детского праздника определяется в соответствии с общей целью формирования личности ребенка и достигается при условии четкой ориентации на психологию и жизненные установки детей дошкольного возраста. Отношение к природе, к благоприятной окружающей среде, к здоровью формируется также во время праздников и досугов экологического характера.

Один из наиболее значимых — праздник, посвященный Дню Земли: он создает масштаб общего видения планеты, ее значения для людей, зарождает любовь к своей Родине и природе как ее важной части. Сценарий праздника может быть различным, но в любом варианте должны быть стихи и песни, прославляющие природу, национальные и фольклорные танцы. Важным моментом праздника послужит совместное (дети, педагоги и родители) исполнение торжественных песен — оно символизирует всеобщую любовь к Земле.

Важной в этом празднике является неделя подготовки к нему: дети каждый день расширяют свое представление о Доме, в котором живут. Самое первое понятие о доме — это помещение, где проходит жизнь детей (групповая комната и квартира, оно должно быть чистым, уютным, красивым и теплым, с хорошей освещенностью и свежим воздухом. В нем удобно заниматься любимыми делами. Дети вместе с воспитателем осматривают помещение группы, наводят порядок, обсуждают, что можно изменить, чтобы стало еще лучше — в хорошем доме дети и взрослые хорошо себя чувствуют, не болеют. На следующий день дети осматривают участок, убирают мусор, планируют посадки цветов: двор возле подъезда дома и участок детского сада — это тоже их дом, они гуляют, играют в нем в свободное время, он тоже должен быть приятным. В последующие дни воспитатель ведет с детьми разговоры о том, что домом для каждого человека является улица, родной поселок или город, лес, парк, в котором часто гуляет. Свой дом надо любить, быть в нем добрым, заботливым хозяином.

Ко Дню Земли воспитатели с дошкольниками могут вырастить цветочную рассаду, чтобы посадить ее не только на территории учреждения, но и возле подъездов домов, в которых живут дети, во дворах. Общий девиз — «Украсим Землю цветами, чтобы она была нарядной и красивой, чтобы радовала всех людей». Мало очистить газоны — нужно, чтобы они пестрели цветами.

Таким образом, все мероприятия, связанные с Днем Земли, воспитывают в детях на экологической основе чувство патриотизма, расширяют понятие любви к природе, к планете. Это кульминация всей методической системы экологического воспитания дошкольников.

Слово как средство информации несет на празднике дополнительную информацию. Звучащее в стихах, пословицах, загадках, поговорках, колядках и т. д., оно воодушевляет участников. Важно донести до детей красоту, емкость художественного слова, закрепить в их сознании, что оно всегда имело живое хождение в народе, использовалось им в определенных целях.

Интересны праздники, посвященные писателям и поэтам, произведения которых дети хорошо знают. Художественное чтение отрывков из разных произведений, в которых даются описания природы. В сценарий можно включить «Зимний вечер», «Осень» и другие произведения. Писательские и поэтические праздники могут носить сезонный характер: например, в сценарий «Зимушка-зима» включаются стихотворения разных поэтов (А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, С. А. Есенина) — дети узнают, что зима своей красотой у многих вызывает сильные чувства

В старшей группе сюжет и содержание праздника может быть построено по произведениям С. Я. Маршака, А. Л. Барто, К. И. Чуковского, написанным с любовью к животным.

Чаще, чем праздники, с детьми можно проводить досуги – их организует воспитатель на самые разные темы.

Досуги один из видов культурной деятельности имеют компенсационный характер, возмещая издержки будничности и однообразия обстановки. Досуги должны быть всегда красочным моментом в жизни детей, обогащающим впечатления и развивающим творческую активность.

Такие мероприятия, как правило, проводятся во второй половине дня. При этом воспитатель должен учитывать время года. Один раз в неделю целесообразно проводить экологические досуги: маленькие сюрпризы, прибаутки, потешки, загадки и импровизационные сценки по литературным произведениям.

Именно деятельность в свободное время воспитывает ребенка, способствует развитию памяти, формирует духовный мир, мораль. Дети учатся правильному отношению друг к другу и окружающей их природе. У них развивается эстетическое чувство к прекрасному, умение ценить природные ресурсы, а также умение ими пользоваться.

Тематика и содержание праздников и досугов для детей дошкольного возраста.

Под тематикой понимается жизненный материал, отобранный, обобщенный и осмысленный с идейной позиции. Характерная особенность жизни, взятая для изображения.

В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка.

При определении тематики и содержания праздников и досуга следует также учитывать климатические условия и национальные традиции местного населения. К определению его тематики и отбору содержания надо подходить творчески.

В содержание экологического досуга включаются загадки, шутки, игры-аттракционы, веселые инсценировки, игры-драматизации, музыкальные игры-сказки и т. д. Разнообразие досугов, развлечений позволяет чередовать их, наполняя детскую жизнь интересными и радостными событиями.

За множественностью отдельных тем, важно определить основную тематику праздника, обусловившую его содержание.

Содержание экологического праздника во многом зависит от сезона года, и конкретных условий, в которых проводятся. Праздник может быть разного вида: — экологическо-спортивный, посвящённый временам года, театрализованный, игровой и т. д.

При составлении сценария экологического праздника, независимо от того, где и в каких условиях он проводится, следует стремиться к тому, чтобы его

содержание было разнообразным, интересным, создавало возможность активного участия всех детей, доставляло радость и удовольствие не только детям-участникам праздника, но и зрителям, детям и взрослым приглашенными на праздник гостями.

Поддержание интереса, создание хорошего, праздничного настроения способствует включению в содержание праздника «сюрпризного момента» неожиданное появление сказочных (и не только) героев. Их общение с детьми и гостями праздника, участие в играх, танцах, оживляет праздник, привлекает внимание к происходящему, доставляет детям много веселья и радости, надолго остается в памяти. В заключении подводятся итоги праздника.

Экологические праздники значимы для всестороннего развития и воспитания детей. Во время праздника они принимают заинтересованное участие в разнообразной деятельности: подвижных играх, танцах, и т. д. Участие в праздниках и подготовка к ним приносят большое эмоциональное и эстетическое удовлетворение, объединяют детей и взрослых общими радостными переживаниями, надолго остаются в памяти, как яркое событие. Совместная с товарищами деятельность, красочное оформление места проведения праздников, звучание музыки, влияют на развитие вкуса, воображения. Все это стимулирует их творчество. Вследствие такой разносторонней деятельности решаются многие задачи экологического воспитания, оказывают влияние на формирование детской личности.

Методика организации и проведения развлекательных мероприятий в ДОУ.

Праздники должны быть яркими, интересными, наполненными разнообразной деятельностью, ориентированными как на развлечение, так и на развитие детей.

Хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания; создают прекрасную атмосферу для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию.

Подготовка и проведение праздника в детском саду — сложная и очень ответственная работа.

Этапы работы по организации праздников:

1 этап – предварительное планирование.

2этап – работа над сценарием.

3 этап – предварительное знакомство детей с праздником.

4 этап – репетиции.

5 этап – проведение праздника.

6 этап – подведение итогов.

7 этап – последействие праздника.

Одним из важнейших требований к организации праздников является проведение их в разные сезоны года. С учетом этого они могут проходить в разнообразных природных условиях местности. Например, экологический праздник может быть организован не только в условиях дошкольного учреждения, но и на участке, в парке, в естественных условиях природного окружения — в лесу, на лугу, берегу озера, моря, реки. От конкретного места проведения праздника во многом зависит его тематика, структура, специфика, подготовительные работы и оформление. При составлении программы праздника, определении тематики, отбора содержания и его оформления целесообразно учитывать специфику климатогеографических, экономических, социальных условий, особенности национальных традиций населения республики, края, области, района.

Эффективному проведению праздника способствуют:

-объединение всех его составных частей вокруг главной цели

-отбор художественного материала

-выбор эмоционально-выразительных средств

-подбор исполнителей

-коллективное подведение итогов и оценка проделанной работы.

Организуя детский праздник, во-первых, нужно рассматривать его как важную самостоятельную форму культурно-досуговой деятельности. Во вторых, не забывать о том, что его можно характеризовать как целостную структуру, все компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии. В третьих, необходимо помнить, что эта форма имеет свои характерные особенности (определенные временные рамки, локализованные характерные площадки, праздничная атмосфера и эмоциональный настрой, детская аудитория).

В проведении экологического праздника нужно правильно подобрать сценарий.

Сценарий детского праздника – это подробная литературно-текстовая и организационная разработка содержания и хода театрализованного действия. В нем последовательно, взаимосвязано излагается все, что будет происходить.

В сценарии раскрывается тема, показываются авторские переходы от одной части действия к другой, вносятся используемые художественные произведения или отрывки из них. Приемы активизации участников праздника, описание художественного оформления и специального оборудования также включаются в сценарий. Таким образом, сценарий мероприятия представляет собой последовательно разработанную педагогическую программу организации праздничной деятельности.

Работа над сценарием включает в себя 2 этапа:

1й этап – определение идейно-тематического замысла праздника – четкое формулирование темы и идеи, которые тесно связаны, но отличны друг от друга. Тема – круг жизненных событий, явлений, которые найдут свое отражение в сценарии. Идея – это основная мысль, оценка изображаемых событий или то, ради чего автор хочет рассказать детям, о чем либо. Идея наших праздников состоит в том, чтобы через песни, танцы, игры пробудить интерес к заданной теме. Тема праздника задается в сценарии, как правило, с самого начала. К идее, как общему главному выводу, подводят в процессе театрализованного действия.

В сценарии детского праздника обязательно должен быть сюжет, т. е. развитие событий, выявление характеров в действии, основной конфликт. Поиски яркого, интересного материала для организации сюжета – неотъемлемая часть работы над сценарием. Для его построения необходим особый сценарный ход – своеобразный прием расположения материала, который пронизывает все содержание и является как бы цементирующим началом.

2й этап – построение композиции – реализация сюжета и конфликта в -развивающемся конкретном сценическом действии. Композиция – организация действия, соответствующее расположение материала – включает в себя:

-экспозицию (короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта, вызвавших этот конфликт; вводное слово ведущего, информация о конкретном событии);

-завязку (в нее перерастает экспозиция; завязка должна быть предельно четкой и лаконичной, концентрировать внимание детей, готовить их к восприятию действия, настраивать на определенный лад);

-развитие действия, или основное действие, т. е. изображение событий, в которых решается конфликт;

-кульминацию (высшая точка развития действия; в момент кульминации наиболее концентрированно выражается идея праздника);

-развязку или финал – наиболее удобный момент для максимального проявления активности всеми участниками детского праздника (в финальные сцены целесообразно включать массовые музыкальные номера, общие хороводы и пляски).

Требования к сценарию:

— строгая логичность построения и развития темы;

— законченность каждого эпизода;

— органическая связь эпизодов;

— нарастание действия в его движении к кульминации.

Огромная роль принадлежит ведущему. Именно он должен уметь импровизировать, искать элементы неожиданности и эффективности праздничного общения.

Поскольку детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на детей, то организуя его, нужно тщательно работать над средствами эмоционального воздействия.

Источник

Елена Сайнахова
Экологические праздники и досуги как средство развития у дошкольников эмоционального отношения к природе

Экологические праздники и досуги как средство развития у дошкольников эмоционального отношения к природе

Главной формой экологического воспитания детей в ДОУ являются занятия, на которых дети познают огромный и интересный мир природы. Но самым эмоциональным и увлекательным познанием природы являются праздники и досуги.

Значение праздников и досугов как формы экологического воспитания детей трудно переоценить.

Как показывают многие исследования, гармоничное становление личности ребенка не возможно без эмоционального отношения к окружающему миру. Для того чтобы преодолеть расхождения между знаниями моральных норм и реальным поведением детей, необходимо, чтобы возникло не только понимание той или иной ситуации, но и положительное отношение к событию.

Эмоциональное развитие, «воспитание чувств» детей осуществляется под воздействием взрослых, которые как бы задают ребенку эталон эмоционального отношения к окружающему, в том числе и к природе.

Роль праздников и досугов заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Они несут в себе определенную нагрузку в соответствии с особым содержанием. В таких праздниках важно не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на тему природы, сколько включенность детей в переживание событий в осознании экологических проблем, доступных пониманию детей.

Проживание ребенком событий, различных ситуаций, накопление опыта при решении экологических проблем в соответствии с принятой на себя ролью является основой для последующего выбора правильных способов поведения в аналогичных или похожих ситуациях.

В числе важных факторов, влияющих на экологическое воспитание в ходе праздников и досугов, является деятельность ребенка в коллективе сверстников. Здесь ребенок проявляет свои способности, самоутверждении, совершает поступки в соответствии с нравственными эталонами, глубже осознает, как надо поступать в том или ином случае.

Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их природное содержание.

Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом, поэтому праздники и досуги следует проводить регулярно, завершая ими сезон или какой-либо содержательный блок, но не чаще одного раза в 1,5—2 месяца. В сценариях этих мероприятий используется материал, который детям хорошо знаком.

В ходе праздников экологической направленности дети не только получают положительные эмоции, у них формируются элементарные экологические представления о природе, понимание важности охраны окружающей природы; гуманно-деятельное отношение к природе, выраженное в бережном и заботливом отношении к живым существам, а также осознание выполнения определенных норм поведения.

Экологические праздники могут быть посвящены временам года, урожаю (осенью, снежной и ледяной скульптуре (зимой, весеннему возрождению природы («веснянки»). Летом проводятся праздники, посвящённые воде и солнцу, цветам, праздники оздоровительного характера.

Одним из наиболее значимых является праздник, посвящённый Дню Земли; он создаёт масштаб видения планеты, её значение для людей, пробуждает любовь к своей Родине и природе как её важной части. Сценарии праздников могут быть различны, но в любом варианте должны быть стихи и песни, прославляющие лес, поле, речку, родные просторы, а также национальные и фольклорные танцы. Важным моментом праздника является совместное (дети, педагоги и родители) исполнение торжественных песен, что символизирует любовь к Земле всех людей.

Интересны праздники, посвящённые писателям и поэтам, произведения которых дети хорошо знают. Например, в подготовительной группе можно организовать праздник, посвящённый А. С. Пушкину. Чтение отрывков из произведений, посвящённых природе, может сочетаться с театрализованными постановками сказок поэта (или отдельных их фрагментов). В сценарий можно включить стихотворения «Зимний вечер», «Осень», отрывки из «Евгения Онегина»: «Гонимы вешними лучами», «Уж небо осенью дышало…», «Зима! Крестьянин торжествуя…», «Вот север, тучи нагоняя…», «В тот год осенняя погода…», а также из поэмы «Цыганы» «За весной, красой природы…» и других произведений. Поэтические праздники могут носить сезонный характер: например, в сценарии «Зимушка-зима» включаются стихи разных поэтов (А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, С. А. Есенина) – дети узнают, что красота зимы у многих вызывает сильные чувства.

В старшей группе праздники могут быть построены на произведениях С. Я. Маршака, А. Л. Барто, К. И. Чуковский, у которых не мало стихов о животных, написанных с любовью к ним.

Чаще, чем праздники, проводятся досуги на самые разные темы – их организует воспитатель.

приготовил: воспитатель Сайнахова Е. В.

Источник