Экологическая игра как развитие ребенка
Зоя Васильева
Значение экологических игр для развития ребенка
Мир, окружающий ребенка – это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.
В. А. Сухомлинский.
В наши дни экологическое образование и воспитание является одной из актуальнейших проблем современности. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры необходимо воспитывать с ранних лет. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности и развития экологической культуры. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям. Как раз в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые приобщается к миру природы, богатству и разнообразию ее красок и форм, необходимо формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к живому миру вокруг нас, частицей которого мы являемся.
Большая работа проводится по экологическому образованию и воспитанию как в нашем дошкольном образовательном учреждении, так и семьях наших воспитанников.
В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Она обогащает и развивает личность, поэтому так же широко использую в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания. Экологическая игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней более эффективно.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, экологическое воспитание детей в детском саду я строю на игровой основе, с большим включением разных видов игр о природе, включаю экологические игры во все режимные моменты, насыщая игрой всю жизнедеятельность детей в группе.
Значение экологических игр для развития ребенка очень велико. Экологические игры помогают воспитывать у детей интерес к природе.
Играя с растениями и животными, дошкольники учатся распознавать настроение живого существа, его своеобразие, он упражняется в навыках поведения и общения с ними. Дошкольник не замечает того, что учится, поскольку здесь он решает свою игровую задачу, заданную взрослым. Экологические игры помогают неторопливо и бережно ввести ребенка в мир природы, дать ему первые необходимые знания о ней, пробудить интерес к ее явлениям, изменениям и многообразию.
Обучающие игры природоведческого и экологического содержания помогают знакомить ребенка с окружающим вокруг миром, сформировать систему социальных ценностей,ориентированных на бережное отношение к природе:
• Играя, ребенок знакомится с многообразием природы, узнает, что все на Земле взаимосвязано. Оберегая самое маленькое существо в животном мире, человек способствует сохранению природы Земли (игры «Рыбы, птицы, звери», «Кто спрятался?», «Птицы у кормушки»)
• С помощью обучающих экологических игр дети учатся не только заботливому и бережному отношению к природе, но и правильно оценивать поступки людей, у них формируется гуманно-ценностное отношение к природе (игра «Помоги лесным жителям»)
• Через игру ребенок узнает правила взаимодействия с природой, учится предупреждать неправильные поступки, с помощью взрослого поправлять последствия своих ошибочных действий по отношению к объектам природы (игры «На лесной полянке», «Как себя вести в лесу»)
Большое влияние оказывают экологические игры и на умственное развитие. Решая задачи, поставленные в игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки явлений или предметов (игра «Времена года», сравнивать, группировать, классифицировать по определенным чертам и признакам (игра «Кто где живет?»).
Так же в процессе экологических игр у детей развиваетсясвязная речь и обогащается словарный запас: дети узнают названия животных, птиц, растений, насекомых, учатся описывать их внешний вид, характерные особенности (игра «Угадай, что за растение?»).
Отмечу, что экологические игры способствуют и развитию математического мышления – ребенок отсчитывает необходимое количество предметов (игра «Собери шишки в корзину», сравнивает их по величине и форме, совершенствуется ориентировка во времени (игра «Что сначала, что потом?»).
В процессе наблюдения за объектами природы у ребенка развивается наблюдательность (игра «Найди одинаковые камушки»).
Экологические игры способствуют так же физическому развитию, у детей совершенствуются такие качества, как ловкость, быстрота, координация движений.
В своей работе с детьми я использую экологические игры с правилами. Это дидактические словесные игры, дидактические игры с природными материалами (песком, снегом, каштанами, шишками, листьями и др.).
В игру включаю дидактические игрушки, разнообразный природный материал, использую готовые настольно – печатные игры, различные лото, разрезные картинки. Использую так же подвижные игры, сочетающие с решением умственных задач.
Чтобы полноценно осуществлять экологическое развитие детей, работу с детьми в данном направлении сочетаю с работой с семьей, используя разные формы взаимодействия с ними. Родительские собрания в форме развлечений, игр, мастер – классов, игр – тренингов. Организую консультации и беседы экологического содержания: «Прогулки с детьми», «Экологические игры», «Домашняя экология», «Зеленая аптечка» и др., направленные на повышение экологического сознания и воспитание трепетного отношения к природе у детей в условиях семьи. Рекомендую родителям домашние задания в виде ребусов, развивающих экологических игр. Родители воспитанников активно включаются в экологическое образование – участвуют в экологических мероприятиях: выставках поделок из природного и бросового материала, природоохранной акции «Посади дерево и сохрани его!», экологическихконкурсах различного уровня: Республиканский творческий конкурс для дошкольников и младших школьников «Синичкин день», Республиканский творческий конкурс «С любовью к животным», посвященный Всемирному дню животных, совместных походах и экскурсиях в ближайший лес и парк. Родители привлекались к изготовлению кормушек и скворечников и
Таким образом, игра как метод экологического воспитания помогает в решении задач в формировании основ экологической культуры.
Литература:
1. Вакуленко Ю. А.Воспитание любви к природе у дошкольников: экологические праздники, викторины, занятия и игры / Ю. А. Вакуленко. –Волгоград: Учитель, 2008. – 157 с.
2. Николаев С. Н. Экологическое воспитание в рамках ФГОС ДО. Николаева С. Н. // Дошкольное воспитание. – 2014. — № 5.
3. Газина О. Играя, познаем природу / О. Газина// Дошкольное воспитание. 2006. — № 7.
4. Максимова М. В. Роль игры в экологическом воспитании дошкольников // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 826-830.
Источник
«Игра как средство экологического воспитания детей»
Лучше гор могут быть только горы…» Ну, а что может быть лучше игры? – Только другая игра! И уж совсем здорово, если этих игр будет много-много! Дети готовы играть до бесконечности, особенно если дело происходит на природе, да еще в хорошую погоду и в отличной компании. Но если вы встанете на этот путь – путь построения любого занятия или экскурсии в виде механического набора игровых приемов – пиши, пропало! Мы хотим предостеречь вас от такого подхода к экологическому просвещению и напомнить, что «за деревьями надо видеть лес». Каждая игра (равно как и любой другой методический прием) должна быть необходима для раскрытия темы того или иного занятия в помещении или на природе. Ни в коем случае не используйте эффектные приемы ради самих приемов! Игра не самоцель, а как уже говорилось выше, эффективный способ передачи информации, проверенное средство создания мотивации к обучению. Не забывайте что обязательным завершением каждой экологической игры, должен стать ее анализ.
Использование дидактической игры, как средства экологического воспитания дошкольников
В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра – это эмоциональная деятельность: играющий ребенок доброжелателен. Необходимо чтобы игра погружала детей в любимую деятельность и создавала благоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного» содержания.
Второй значимый момент связан с выработкой отношения детей к природе, который в рамках экологического образования является конечным результатом.
Из практики педагогической работы считаю, что дидактические игры экологического содержания помогают уточнять, закреплять, обобщать и систематизировать знания. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой.
Такие игры помогают увидеть целостность экосистемы в целом, осознать уникальность и неповторимость каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.
Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут содержанием, лучше, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу.
Следовательно, можно сказать, что дидактическая игра представляет собой многослойное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Дидактическая игра может быть включена в любой раздел программы и её возможности следует использовать как для развития экологического сознания, экологической деятельности, так и для формирования личности ребенка в целом.
Дидактическая игра способствует:
— Развитию познавательных способностей; получению новых знаний, их обобщению и закреплению; в процессе игры усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности; в процессе дидактических игр многие сложные явления (в том числе, явления природы) расчленятся на простые и наоборот, единичные обобщаются; следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность; некоторые дидактические игры как будто не вносят ничего нового в знания детей, однако они приносят большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях. В процессе таких игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности; дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков.
— Обогащению чувственного опыта ребенка, вызывают определенное эмоциональное отношение к природе, развивая при этом его умственные способности (умения сравнивать, обогащать, вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать предметы и явления окружающего мира по определенным общим признакам, чертам, высказывать свои суждения, делать умозаключения).
Нами в рамках работы по экологическому воспитанию были использованы как традиционные, так и авторские дидактические игры различного экологического содержания.
1. Игры для обогащения экологических представлений:
— о многообразии и разнообразии природных объектов: «Загадай, мы отгадаем», Магазин «овощи-фрукты», «Семена», «Вершки и корешки», «Что за птица», «С какого дерева лист?», «Чудесный мешочек», «Назови меня», «Птички на кормушках», «Чудо — дерево», «Волшебный цветок», « Птицы в природе».
— о взаимосвязях в природе: «Волшебный круг», «Закончи предложение», «Не ошибись!», «Берёзка», «Лягушка – путешественница» «Кто, что, из чего и чем?», «Кто дружит с деревом?», «Какое время года?», «Путешествие», «Кроссворды», «Угадай, какой ты зверь», «Хищник-добыча», «Пищевые цепочки», «Загадочная тропинка», «Лиса и зайцы», «Выбери правильную дорогу»; «Картина природы»
— о человеке как части природы: «Не ошибись!», «Кто и что делает из дерева?», «Что вырастили люди?», «Природа и человек», «Подбери пару»;
— о культуре поведения в природе: «Путешествие в мир природы», «Экологическая тропа», «Пирамидки», «Угадай правило», «Выбери правильно дорогу», «Зеленый рюкзак».
2. Игры для воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе:
— для развития эстетического восприятия природы: «Кто помогает сохранять красоту цветов», «Путешествие в лес в поисках диковинных снежных фигур и зверьков», «Снятие копий»;
— для формирования нравственно-оценочного опыта поведения в природе: «Природа и человек», «Необычное путешествие», «Зеленый город».
3. Игры для приобщения к экологически ориентированной деятельности: «Кто помогает сохранять красоту леса», «Скорая помощь», «Зеленый город», «Экологическая тропа».
В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации.
При ознакомлении детей с природой используют дидактические игры с предметами, настольно-печатные и словесные.
Предметные игры — игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке» и т. д. В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами. Предметные игры дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Такие игры можно проводить как со всей группой, так и индивидуально, усложняя содержание с учетом возраста. Усложнение включает расширение знаний и развитие мыслительных операций и действий.
Настольно-печатные игры — «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Я живу в Томске», «Найди пару. Растения», «Найди пару. Животные», «Подбери листья», и др. Они дают возможность систематизировать знания детей о растениях и животных нашего региона, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом (слово или предваряет восприятие картинки, или сочетается с ним).
Словесные игры («Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно — не нужно» и др.) не требуют никакого оборудования. Проводятся они с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Разучивание природоведческой словесной игры осуществляется по правилам, общим для всех дидактических игр. Вначале педагог рассказывает содержание игры, предварительно вычленяет одно — два важных правила, по ходу игры еще раз подчеркивает эти правила, показывает игровые действия, дает дополнительные правила. На следующем этапе дети играют самостоятельно, педагог наблюдает за игрой, исправляет ошибки, разрешает конфликты. Когда интерес к игре спадает, педагог предлагает новый ее вариант.
Игровые упражнения и игры-занятия. Наряду с перечисленными играми в работе с детьми используют большое количество игровых упражнений («Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди к цветочку такой же», «Принеси желтый листик» и др.). Игровые упражнения помогают различать предметы по качествам и свойствам, развивают наблюдательность. Проводят их со всей группой детей либо с частью ее.
Игры-занятия («Чудесный мешочек», «Ящик сюрпризов» и др.) имеют определенное дидактическое содержание. Игровая форма придает играм-занятиям занимательность, обучение идет через игровые правила, игровые действия. Со старшими дошкольниками используются как часть занятия.
Руководство дидактическими играми осуществляется в трех направлениях: подготовка дидактических игр, ее проведение и анализ.
В подготовку к дидактической игре входит: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения; установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей; определение удобного времени проведения дидактической игры; выбор места для игры; определение качества играющих; подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры; подготовка к игре самого педагога; подготовка к игре детей: обогащение их знаниями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение дидактических игры включает: ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картин, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них); объяснения хода игры и правил игры.
Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели — это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры. Анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей.
При руководстве дидактическими играми необходимо учитывать принципы формирования игровой деятельности у дошкольников (предложены Н. Михаленко, Н. Короткова):
Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, педагогу следует играть вместе с ними. Приемы руководства игрой могут быть прямыми и косвенными.
Прямое руководство предполагает непосредственное вмешательство педагога в игру детей.
Косвенное руководство игрой особенно плодотворно в работе с детьми дошкольного возраста. Свои суждения в процессе игры с детьми педагог выражает исключительно в форме советов, не требуя жесткого подчинения.
Источник
Юлия Веремьёва
Экологические игры в ДОУ
«Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда сумеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.»
Д. Родович
В настоящее время человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающей природе, их экологическая неграмотность.
Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это еще и мировоззрение. Поэтому на первый план воспитания выводится формирование основ экологического сознания дошкольников, понимания общих законов развития материального мира, а не просто набор сведений о природных явлениях и объектов.
Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием ответственного отношения к природе, поэтому одной из главных задач
воспитания является формированиесовременных основ экологической культуры.
Экологическая культура – это особый вид культуры, которая характеризуется наличием знаний и умений по экологии, гуманистическим отношением ко всему живому и окружающей среде.
Экологическая культура формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев. Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Учиться жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать в дошкольном возрасте.
Об этом «говорят» психолого-педагогические исследования последних десятилетий А. В. Запорожца, Н. Н. Поддьякова, И. Д. Звулва, Л. С. Игнатьевой, П. Т. Саморуковой, Н. Н. Кондратьевой, С. Н. Николаевой. Так, С. Н. Николаева в своей программе «Юный эколог», разработала перспективно-тематическое планирование для детей 2 – 7 лет, включающее в себя занятия по экологическому воспитанию, экскурсии, прогулки по экологической тропе, чтение художественной литературы, познавательные беседы, экологические акции, праздники, разные виды игр. Все эти работы широко используются в процессе обучения и воспитания экологической культуры у детей.
2. Психолого-педагогические основы организации игровой деятельности.
Но мы хотим остановиться на игровой деятельности. Ведь именно игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями.
Игра оказывает на маленького ребенка развивающее воздействие и использование ее как средства экологическоговоспитания детей важно по целому ряду причин:
— развивает познавательные способности и речь ребенка;
— способствует становлению личности, сохранению здоровья;
— доставляет радость ребенку в партнерских отношениях;
— позволяет развивать у ребенка самые разнообразные положительные качества;
— воспитываются дружеские взаимоотношения между детьми, развивается чувство товарищества, взаимопомощи, воспитывается культура поведения и общения.
В педагогической практике существует целый ряд разных видов игр природоведческого содержания. Но особая роль отводится дидактической игре. Ее особая значимость состоит в том, что дидактическая игра способствует формированию такого качества ума как его гибкость и подвижность, способного развивать внимание, воображение, формирует волю ребенка,способствует развитию важнейших психических новообразований ребенка: усвоение мотивов значимой общественной деятельности, становлению элементов произвольного поведения, что является важными составляющими при формировании основ экологической культуры дошкольников.
Виды дидактических игр,используемых в старшей группе:
— игры с предметами;
— словесные игры;
— настольно-печатные игры.
В играх с предметами используются игрушки, картинки и реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена).Игрыс предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширить и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация, совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи, воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.
Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камешки, ракушки) позволяют закрепить знания детей об окружающей их природной сфере, формируют мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).Воспитатель организует такие игры во время прогулки,непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, листьями, семенами.
Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Настольно-печатные игрыразнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, пазлы.
Словесные игры проводятся с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
Все эти виды дидактических игр используются как на занятиях, так и в повседневной жизни дошкольников (на прогулке, при организации самостоятельной деятельности детей, при индивидуальной работе).
3. Опыт применения дидактических игр в практической деятельности
«Выбери нужное»
Цель: закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность.
Материалы: предметные картинки.
Ход игры: на столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.
Например: «зеленый» — это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика.Или: «влажный» — вода, роса, облако, туман, иней и т. д.
«Береги природу»
Цель: закреплять знания об охране объектов природы.
Ход игры: на столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т. д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта.Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т. д.
«Волшебные экранчики»
Цель: развитие у детей умений упорядочивать предметы по свойству, понимать условность обозначений, анализировать, сравнивать предметы.
Материал: «Экран» с тремя «окнами прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств. Ленты – полоски с изображением предметов с разной степенью выраженности свойств (например, яблоко большое, среднее и маленькое,
Ход игры: воспитатель или кто-либо из детей вставляет изображение предмета в первом «окне». Предлагает подобрать «семейку» — построить упорядоченный ряд.
Например: большой круг, затем средний, маленький; тёмное пятно – светлое, совсем светлое и т. д.
В начале освоения игрысодержание конструируется специально: выбирается свойство, подбираются картинки с ярким проявлением данного свойства. В дальнейшем можно использовать изображения с несколькими свойствами. Например, в первом «окне» красное яблоко, во втором и третьем «окнах» — разные по форме, цвету, размеру яблоки. Дети обсуждают, как построить ряд, какое свойство выбрать.
«Кто где живёт»
Цель: закреплять знания о животных и местах их обитания.
Ход игры: у воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т. д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.
«Похожи — не похожи»
Цель: развивать у детей умение абстрагировать, обобщать, выделять предметы, сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять, сравнивать предметы либо изображения.
Материал: игровой лист (экран) с тремя «окнами-прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств; ленты-полоски с обозначением свойств предметов. В первое и третье «окно» вставляются полоски с изображением предметов, во второе — полоска с обозначением свойств.
Вариант 1. Ребёнку предлагается установить «экран» так, чтобы в первом и третьем окне разместились предметы, обладающие свойством, указанным во втором окне. На начальном этапе освоения игры свойство задаётся взрослым, затем дети самостоятельно могут устанавливать понравившийся признак. Например, первое окно — яблоко, второе окно — круг, третье окно — мяч.
Вариант 2. Один ребёнок устанавливает первое окно, второй — выбирает и устанавливает свойство, которым данный предмет обладает, третий — должен подобрать предмет, подходящий к первому и второму окну. За каждый верный выбор дети получают фишку. После первого тура дети меняются местами.
Вариант 3. Используется на заключительных этапах освоения. Играть можно с большой группой детей. Ребёнок загадывает «загадку» — выстраивает в первом и третьем окне изображения обладающие общим свойством, при этом второе окно скрыто. Остальные дети догадываются, чем изображённые предметы похожи. Ребёнок, верно назвавший общее свойство, получает право открыть второе окно или загадать новую загадку.
«Скорая помощь»
Цель: развивать и поддерживать у детей желание ухаживать за комнатными растениями, формировать навыки правильного ухода за зелеными друзьями, приобщать к труду экологического содержания.
Ход игры: воспитатель, показывает детям растения, нуждающиеся в комплексном уходе,говорит: “Ребята, посмотрите, что – то стали грустными наши цветы. Может быть, они заболели? ”.затем предлагает им побыть в роли врача, “поставить диагноз” (т. е. определить, в каком уходе нуждается цветок) и назначить “лечение” растению (рассказать о том, как правильно, например, обмыть листики (влажной тряпкой, обрызгивая их водой) или как проводить рыхление после полива почвы и т. д).
Результат. Кто правильно поставит «диагноз» и назначит «лечение» растению, приступает к его выполнению.
Игра с мячом «Воздух, земля, вода»
Цель: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.
Материалы: мяч.
Ход игры: Вариант№1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» — «земля» и т. д.
Вариант№2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» — животное, обитающие на земле; на слово «вода» — обитателя рек, морей, озер и океанов.
«Звери, птицы, рыбы»
Цель: закреплять умение, классифицировать животных, птиц, рыб.
Материалы: мяч.
Ход игры: дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его соседу справа,говоря: «Вот птица. Что за птица?»
Сосед принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы).
Затем он передает вещь другому ребенку, с таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан.
Так же играют, называя рыб, зверей. (называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя нельзя).
«Четвертый лишний»
Цель: закреплять знания детей о насекомых.
Ход игры: воспитатель называет четыре слова,дети должны назвать лишнее слово:
1) заяц, еж, лиса, шмель;
2) трясогузка, паук, скворец, сорока;
3) бабочка, стрекоза, енот, пчела;
4) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
5) пчела, стрекоза, енот, пчела;
6) кузнечик, божья коровка, воробей, комар;
7) таракан, муха, пчела, майский жук;
8) стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;
9) лягушка, комар, жук, бабочка;
10) стрекоза, мотылек, шмель, воробей.
«Игра в слова»
Воспитатель читает слова, а дети должны подумать, какие из них подходят муравью (шмелю, пчеле, таракану).
Словарь: муравейник, зеленый, порхает, мед, увертливая, трудолюбивая, красная спинка, пассика, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.
«Да – нет»
Ход игры: На все вопросы ведущего можно отвечать только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какое животное (растение) мы ему загадаем. Он придет и будет нас спрашивать, где живет это животное, какое оно, чем питается. Мы ему будем отвечать только «да» или «нет».
Лото «Что, где растет?»
Цель: закрепить умение детей классифицировать растения по месту произрастания; развивать внимательность.
Игровая задача: заполнить игровое поле.
Материалы: игровые поля – луг, лес, водоем, болото. Карточки с изображением растений, произрастающих в данных экосистемах.
Ход игры: Дети выбирают игровые поля. Ведущий перемешивает карточки и, доставая по одной, называет растение. Играющие дети забирают те карточки, которые соответствуют их игровому полю. Выигрывает тот, кто быстрее заполнит игровое поле.
«Юный натуралист»
Набор обучающих пазлов (48 шт.)
Цель: развитие внимания, памяти, творческого и логического мышления, формирований знаний о жизни животных и растений, об удивительных превращениях животных и растений на разных стадиях развития и жизни.
Лото «Времена года»
Цель: знакомство детей с понятиями «год», «времена года» и их последовательностью;сезонными явлениями природы, о жизни животных и птиц в разные времена года; правила поведения на природе;навыки обобщения и классификации.
«О растениях»
Цель: учить детей классифицировать растения по группам (овощи, фрукты, деревья, цветы, ягоды); логически мыслить и высказывать свои мысли; развивать внимание и память.
Материал: игровое поле, 35 карточек, кубик, фишки.
«Жизнь растений»
(рамки и вкладыши)
Цель: формирование у детей элементарных знаний об окружающей природе; ознакомить детей с формами земной поверхности (горы, равнины); природными зонами (лес, степь, пустыня). Развивать познавательный интерес, любознательность, умение разрешать вопросы проблемного характера.
Материал: набор фотоиллюстраций и карточек с изображением форм земной поверхности, природных зон, природных явлений.
4. Результативность опыта
Знать о природе мало – стыдно, а не знать совсем просто невозможно. Экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Дошкольный возраст стал первым этапом в развитии экологической культуры человека. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируется основа нравственно-экологических позиций.
Наш опыт показывает, что в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной увлекательной форме в игре и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям.
Результатами педагогической деятельности по экологическомувоспитанию дошкольников считаем:
наши воспитанники научились:
• Понимать свою роль в окружающем мире.
• Осознавать последствия своих действий во взаимоотношении с природой.
• Имеют представление о законах природы.
• Знают экологические особенности родного края.
• Знают множество разнообразных игр, самостоятельно могут их организовывать.
• Дети приобрели навыки бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира, в том числе и навыки по уходу за ними.
• У детей сформирована произвольная регуляция поведения через выработку умения соблюдать правила игры.
• Между детьми укрепились дружеские взаимоотношения, дети научились работать совместно, стали более доброжелательны.
II. Таким образом, по результатам работы видно, что использование игрового метода в экологическом воспитании детей дошкольного возраста способствует более эффективному усвоению детьми экологических знаний, умений, навыков.
«Пусть будет в чел