Эко и психическое развитие ребенка
В последнее десятилетие всё чаще и чаще супружеские пары прибегают к искусственному оплодотворению. У меня, как у психолога и педагога, возникает вопрос: какие особенности психического развития детей, зачатых методом экстракорпорального оплодотворения?
В первом номере электронного журнала «Психологическая наука и образование» опубликована статья соискателя кафедры возрастной психологии ГБОУ ВПО МГППУ, специалиста «Школы для мам и пап» Соловьевой Е.В «Дети, зачатые посредством ЭКО: особенности психического развития».
Технологию искусственного оплодотворения применяют с конца 70-х годов прошлого столетия. В России в связи реализацией программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи на свет появляется всё большее число детей, зачатых методом экстракорпорального оплодотворения (ЭКО).
Однако, остаётся открытым вопрос о влиянии способа зачатия на дальнейшее развитие детей. В настоящее время мнение исследователей разделились. Часть из них говорит о том, что нет разницы между детьми, зачатыми естественным способом и детьми, зачатыми в пробирке. Другие исследования показывают, что дети, зачатые при помощи ЭКО, имеют проблемы в физическом и психическом развитии. Но выборки данных исследований были очень маленькими, поэтому возникла необходимость в систематическом исследовании.
Цель настоящего исследования: сравнить уровень психического развития детей, зачатых традиционным способом, и детей, зачатых методом экстракорпорального оплодотворения.
Предмет исследования: особенности познавательного развития детей раннего возраста, зачатых посредством ЭКО.
Место проведения исследования: Центр планирования семьи и репродукции г. Москвы.
Испытуемые: 270 детей от 11 до 37 месяцев, из них зачаты естественным образом — 135 (контрольная группа СБ), зачаты искусственно — 135 (основная группа ЭКО).
Группа ЭКО состояла из:
- одиночных детей (65 детей);
- рожденных вдвойне (64 ребенка);
- рожденных втройне (6 детей).
Количество попыток зачатия — от 1 до 9.
В контрольную группу (далее группа СБ) входил 121 ребёнок, рожденный одиночно и 14 детей, рожденных в двойне.
Возраст матерей в обеих группах — 23—43 года.
Значимых различий по социальному положению не выявлено (состав семьи, уровень образования матерей, уровень дохода семьи). Количество мальчиков и девочек приблизительно одинаковое.
Методики исследования:
- сбор анамнестических данных;
- опросник М.Е. Ланцбург;
- методика нервно-психического развития Э.Л. Фрухт (для детей 1-го года жизни);
- методика психолого-педагогического обследования детей раннего возраста Е.А. Стебелевой
- для определения различий применялся критерий φ — угловое преобразование Фишера.
Анамнез
Картина первых часов и дней жизни у детей из группы ЭКО значительно благоприятнее. Так, число недоношенных детей, число детей, получивших реанимационную помощь, значительно меньше в группе ЭКО (в два-три раза). Экстренных операций кесарева сечения в группе ЭКО было проведено значительно меньше, чем в группе СБ (21% и 64% соответственно). Однако, авторы предполагают, что это специфика выборки.
Познавательное развитие
Значимых различий в уровне умственного развития между детьми групп ЭКО и СБ не выявлено. Немного больше детей с нормальным уровнем развития в группе СБ. Детей со сниженным уровнем развития больше в группе ЭКО. Но эти различия не значимы (24% и 19%).
Количество попыток
Выявлена взаимосвязь познавательного развития с попыткой ЭКО. Если ребёнок зачат с первой по третью попытку, то уровень его умственного развития соответствует норме.
Зависимость уровня познавательного развития от возраста
Больше всего отличий наблюдалось на первом году жизни (33% детей с нормальным уровнем развития из группы СБ и всего 5% детей из группы ЭКО). На втором и третьем году отличия не существенно значимы.
Выводы
Существенные различия в познавательной сфере отмечены только в первый год жизни: дети из группы ЭКО, зачатые с 1—3 попытки, существенно отстают в развитии от естественно зачатых детей. Однако, в последующие года эти различия нивелируются. Дети из группы ЭКО, зачатых с 4—9 попытки, редко достигают возрастной нормы.
Таким образом, несмотря на более благоприятные условия рождения, дети из группы ЭКО попадают в группу риска и могут иметь проблемы в развитии.
Вопрос о безопасности и пользе метода ЭКО остаётся открытым.
Соловьева Е.В. Дети, зачатые посредством ЭКО: особенности психического развития // Психологическая наука и образование. — 2014. — № 1. — С.: 261—272.
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.
Источник
Добрый день, девушки!
Сразу скажу — это данные не от каких-то ведущих теле-шоу или мнение наших «звезд»… Это данные из научных исследования как отечественных, так и зарубежных психологов и врачей. Я их искала исключительно в научных журналах, т.к. мой университет мне позволяет читать их в большом объеме и бесплатно ))) Эти данные я собираю ,т.к. моя дипломная работа посвящена психологическим факторам бесплодия, а также мне для себя все это очень нужно! В общем совмещаю полезное с полезным )))
Надеюсь Вам будет не только интересно, но и полезно. Поехали!
Сразу скажу, что вопрос развития детей, зачатых при помощи ЭКО давно будоражит умы как врачей так и психологов, но большая часть этих исследований проводиться заграницей. Хотя наши специалисты сейчас все активнее подключаются к этой работе. Эти исследования не всегда дают однозначные ответы.
Сразу нужно обговорить то, что специалисты выделяют ряд рисков, которые могут повлиять на течение беременности. Первое, что выделяют специалисты — это то, что большинство женщин, которые проходят ЭКО имеют проблемы со здоровьем и возраст старше 30 лет. И тут я думаю нет смысла спорить с ними, ведь у большинства из нас действительно есть проблемы по гинекологии (трубный фактор, гормональные проблемы, различные соматические заболевания и пр.). А возраст наступления первой беременности сейчас во всем мире растет.
Еще один фактор риска для внутриутробного развития ребенка — многоплодная беременность. Ни для кого ни секрет, что при подсадке 2 эмбрионов высока вероятность двойни, а это само по себе приводит к тому, что дети могут родиться немного раньше срока и с нехваткой веса. Но это можно решить подсадкой одного одного эмбриона.
Ну и конечно еще один фактор, который может повлиять на ребенка — воздействие медикаментов на протяжении всей беременности. Но тут можно сразу вспомнить о том, что сейчас и при обычной беременности никому не дают покоя и большинство беременных горстями едят таблетки и это не только витамины, а еще и гормональные, например утрожестан или дюфастон, который назначается всем почти поголовно. Ну да ладно… Учтем и это.
А теперь что же узнали ученые о детках, изучая их развитие?
Исследования, проведенные в Израиле и Америке показали, что дети рожденные после ЭКО и после спонтанной беременности отличаются по весу и гестационному сроку, но к 22 месяцам они уже ничем не отличаются друг от друга в своем умственном и физическом развитии.
Исследования Российский ученых показали, что частота врожденных пороков у детей, зачатых при помощи ЭКО не превышает общепопуляционную норму (3-5%), но т.к. дети часто рождаются недоношенными (из-за многоплодной беременности), то детям, зачатым с помощью ЭКО значительно чаще требуются интенсивная терапия сразу после рождения.
Европейские ученые из 5 стран проводили сравнение состояния здоровья детей, зачатых с помощью ЭКО и детей, зачатых с помощью ЭКО+ИКСИ. В исследовании приняли участие 540 детей, зачатых с помощью ЭКО+ИКСИ, 437 детей, зачатых с помощью ЭКО и контрольная группа 538 детей от спонтанной беременности. В общем не маленькое количество детей получилось! Всем детям было по 5 лет и врачи проводили обследование их состояния здоровья. В ходе исследования было установлено, что дети, зачатые при помощи ВРТ немного чаще болеют инфекционными заболеваниями. И еще одна особенность касается только мальчиков, зачатых при помощи ЭКО+ИКСИ — они чаще подвержены болезням мочеполовой системы.
Таким образом, большинство российских и зарубежных специалистов — медиков сходятся во мнении, что дети, зачатые в результате ВРТ, чаще имеют отклонения в состоянии здоровья, но причина этих нарушений — не собственно применение новых технологий, а факторы, им сопутствующие: недоношенность как следствие многоплодия, осложнения в перинатальном периоде. Именно поэтому большинство врачей рекомендует подсаживать 1-2 эмбриона.
Что же касается исследований психического и социального развития детей, зачатых с помощью ВРТ, то их не очень много и проводятся они в основном зарубежом, т.к. в нашей стране большинство родителей предпочитает скрывать факт искусственного зачатия. Большинство представленных в научной литературе исследований говорит об отсутствии проблем в этой сфере развития для детей различных возрастных групп, и, соответственно, об отсутствии существенных различий в развитии детей в зависимости от способа их зачатия.
Очень педантично подошли к данному вопросы ученые из Великобритании. Они провели исследование более 700 детей дошкольного и младшего школьного возраста и установили, что умственное развитие таких детей несколько превышает популяционную норму, но у них немного чаще присутствовали эмоциональные и поведенческие проблемы, которые скорее всего связаны с тем, что родители таких детей больше балуют.
Международное исследование 300 пятилетних детей, рожденных после применения ВРТ в Бельгии, Швеции и США, также не выявило значительных отличий в когнитивном развитии и психологическом благополучии ЭКО-детей.
Вот так то, дамы и господа! Надеюсь, что данный краткий обзор исследований ответит на многие ваши вопросы и даст вам возможность более аргументированно отстаивать свои взгляды и решения в общении с окружающими
Источник
Вокруг темы экстракорпорального оплодотворения накопилось много слухов. Многие опасаются, что ребенок родится с пороками, будет часто болеть, отставать в физическом и интеллектуальном развитии. Врачи говорят: повода для тревоги нет. Малыши, рожденные путем ЭКО, ничем не отличаются от своих сверстников. Они развиваются как обычные дети – растут, учатся новым навыкам, познают мир. Мы разобрались в вопросе: собрали статистику и доказательную базу, поговорили с ведущими врачами. Вот что из этого вышло.
40 лет истории
Чуть больше ста лет назад 16-летняя девушка могла выйти замуж. В 17 она становилась матерью первенца, в 20 растила погодков, после 30 справляла свадьбу дочери и готовилась стать бабушкой. Сегодня все иначе. Многие женщины только в 30-35 лет задумываются о рождении ребенка. Они учатся, строят карьеру, путешествуют – и это нормально. Вот только организм не перехитрить, не остановить биологические часы. За яркую жизнь в молодости приходится расплачиваться бесплодием в будущем.
С возрастом овариальный резерв снижается. Истощается запас яйцеклеток в яичниках, и женщина не может забеременеть самостоятельно. Выход есть – на помощь придут современные репродуктивные технологии. Но многие женщины не решаются на ЭКО, опасаясь возможных проблем. Страшно: вдруг ребенок, зачатый искусственно, будет не таким, как все.
Вот уже более 40 лет гинекологи и эмбриологи работают над тем, чтобы процедура была комфортной и безопасной. Результаты проведенных исследований и накопленный опыт указывают на то, что ЭКО не сказывается на здоровье ребенка. Что говорят об этом врачи – читайте далее.
Дети ЭКО — они такие же, как все?
Родителей, планирующих ЭКО, волнуют многие вопросы. Разберем самые частые из них.
«Вдруг ребенок родится с пороками или генетическими отклонениями?»
Педиатр-неонатолог Звонарева Наталья Владимировна говорит об этом так:
«ЭКО – это, конечно, фактор риска развития генетических заболеваний. Но связано это прежде всего с более поздним возрастом рождения ребенка. После 35-40 лет риск развития генетической патологии растет даже при естественном зачатии. Исследования, проведенные Новосибирским ГМУ в 2012 году, показывают: вероятность развития пороков у детей ЭКО составляет 1,4%, что соответствует частоте пороков у детей, родившихся без применения вспомогательных репродуктивных технологий».
При проведении ЭКО можно выявить генетические аномалии с помощью таких методов:
- Преимплантационная генетическая диагностика – можно обнаружить генетические заболевания на 5-е сутки после зачатия. В матку подсаживают только те эмбрионы, что прошли тестирование. Такой возможности нет у детей, зачатых естественным путем.
- Ультразвуковой и биохимический скрининг – позволяют выявить генетические аномалии в I триместре беременности.
- Неинвазивное пренатальное тестирование – можно оценить ДНК плода по крови матери на 10-21-й неделе.
Иллюстрация: eko-vitalis.ru
«Вдруг он будет отставать в развитии?»
Многие родители опасаются: вдруг ребенок, зачатый путем ЭКО, будет отставать в физическом и интеллектуальном развитии. Корсак Владислав Станиславович, генеральный директор АО «МЦРМ», д.м.н., профессор, опровергает этот миф:
«Никаких отличий у детей ЭКО нет. Эти дети желанные, особенно любимы. Родители уделяют им много внимания. Поэтому они часто даже опережают в чем-то своих сверстников».
Клинические исследования подтверждают: зачатие при помощи ВРТ не нарушает развитие ребенка после рождения. Угроза есть при осложненной беременности, многоплодии, недоношенности. Но даже если дети ЭКО немного отстают в развитии на первом году жизни, они быстро адаптируются, и уже к трем годам ничем не отличаются от сверстников.
Владислав Станиславович Корсак, генеральный директор МЦРМ // Фото: i.ytimg.com
«А если он будет часто болеть?»
Результаты международного исследования, проведенного в 2014 году, опровергают это заявление. Было доказано, что дети ЭКО болеют не намного чаще, чем зачатые обычным путем. Зарубежные врачи говорят о том, что 3-3,5% новорожденных после обычной беременности могут иметь проблемы со здоровьем. После ЭКО этот риск не намного выше – до 4-4,5%. Эта разница возникает за счет болезней бесплодной пары, ведь в программу ЭКО здоровые мужчины и женщины не вступают.
«Смогут ли дети ЭКО иметь здоровое потомство?»
Луиза Браун – первый ребенок ЭКО – родилась в 1978 году в Великобритании. Сейчас она взрослая женщина, имеющая двоих детей. У Лены Донцовой – первого ребенка ЭКО в СССР – есть сын. В обоих случаях дети были зачаты естественным путем. Эти факты говорят в пользу экстракорпорального оплодотворения. Дети ЭКО в будущем не страдают бесплодием и могут иметь здоровое потомство.
Фото: wday.ru
Подведем итоги:
- История ЭКО насчитывает более сорока лет. За это время врачи накопили достаточный опыт, чтобы сделать процедуру безопасной для матери и ребенка.
- Дети, рожденные после ЭКО, не отличаются от сверстников. Риск генетических нарушений, задержки развития и иных заболевание не выше, чем при естественном зачатии.
- Дети ЭКО могут иметь здоровое потомство.
Подписывайтесь на канал и ставьте палец вверх!
Наш сайт — МЦРМ
Источник
Дети после ЭКО, особенности. Следует сказать, что частота успешной попытки ЭКО, даже при применении современных медикаментозных препаратов, не превышает 20-30% из общего числа беременностей. Перинатальная гибель при использовании вспомогательных репродуктивных технологий достаточно велика. Это явление расценивается как «естественный отбор», направленный на сохранение числа и структуры хромосом и генотипа.Дети, зачатые с помощью эко, могут иметь проблемы. Большую проблему представляет увеличение пороков развития у детей, рожденных с помощью ЭКО. В литературе имеются сведение, что в первую очередь страдает генетический фон, нарушается физическое и нервно-психическое развитие детей до пяти лет. Обнаруживается высокая частота задержки внутриутробного развития и транзиторного нарушения функций центральной нервной системы у новорожденных детей, расстройство сна и двигательной активности на первом году жизни.
Дети после ЭКО, исследования. Учеными подтверждается тот факт, что дети после этой процедуры, ничем не отличаются от деток, зачатых естественным путем. На данном этапе, под пристальным наблюдением является первый ребенок, родившийся от экстракорпорального оплодотворения. Этой девочке сейчас чуть больше 30 лет, и обследование показало, что она ничем не отличается от других людей.
Дети, зачатые эко методом: пороки
Дети, рожденные от ЭКО, особенности. Относительно состояния здоровья детей, родившихся с 1987 года от экстракорпорального оплодотворения, было выяснено, что патологии со стороны недоразвития или пороки встречаются у них чаще, чем у детей, рожденных естественно зачатым путем. Сюда можно отнести патологии со стороны сердечной системы, пищеварительной системы: атрезии пищевода, аноректальные атрезии, мочеполовой системы: удвоение почек, хромосомные заболевания: синдром Дауна, Патау, Шерешевского – Тернера и другие. Стало больше детей, у которых обнаружились дефекты врожденного характера: волчья пасть и заячья губа. Но определиться с чем именно это связанно пока не получается. То ли дело в здоровье родителей и это связано с их патологиями, то ли причина в самом методе зачатия. На внешний вид ребенок «из пробирки» абсолютно здоров и не имеет никаких отклонений от «нормального» ребёнка.
Особенности детей ЭКО. Экстракорпоральное оплодотворение не является показателем к кесареву сечению. Для операции есть свои показатели, такие как возрастная первородящая женщина, в акушерском анамнезе отягощённая осложненная беременность. Мифы о том что после ЭКО женщины рожают больных детей не нашли своё подтверждение в практической медицине, репродуктологи доказали, что дети, выращенные искусственно, ничем не отличаются от других детей. Они также развиваются в срок своего развития, умственные способности у них развиты и они очень талантливы. Проблемы со здоровьем у них такие же, как и у других детей и встречаются не чаще остальных. Патологии ЭКО детей никак не связаны с иммунитетом или изменением формы зачатия.
Рожденные дети через эко: донорские программы
Донорский эмбрион, при ЭКО, похож ли ребенок на своих генетических родителей? Тот колоссальный труд, который проделали генетики в развитии ЭКО — не модная тенденция, а стремление сделать метод намного успешнее и эффективнее. Дальнейшее репродуктивное здоровье эмбриона зависит, в первую очередь, от качественной проверки генетиком на первых этапах созревания, а также дифференцировки различных проблем. Генетические проблемы детей ЭКО в дальнейшем будут основополагающими проблемами бесплодия. Поэтому самая первая задача ученых генетиков на этапе зарождения — это определение набора хромосомных пар. Следующим этапом изучения эмбриона является обследование генетического фона эмбриона и наследственная передача информации. Женщины достаточно сложно переносят замершую беременность или выкидыши, мало кто знает, что виной этому далеко не инфекция, а наследственный фактор.Нередко встречаются и недоношенные дети, эко не предотвращает преждевременные роды. Зачастую первый триместр беременности прерывается из-за хронических патологий плода. У ребенка ЭКО, отклонения встречаются с такой частотой, что и у детей при естественном зачатии, без помощи метода пробирки.
Источник