Эффективность коррекционной помощи ребенку с нарушенным развитием зависит
IV. Основы воспитательной деятельности
1. Воспитание может быть рассмотрено как:
— Общественное явление, воздействие общества на личность
— Специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса
— Целенаправленное управление процессом развития личности
— Все ответы верны
2. Деятельность педагогов, ориентированная на реализацию целей образования в условиях педагогического процесса:
— Воспитательная работа?
-Воспитательная система
— Воспитательное мероприятие
— Система воспитательной работы
3. Создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом является ведущей целью:
— Гуманистического воспитания
— Гуманитарного воспитания
— Демократического воспитания
— Поликультурного воспитания
4. Согласно отечественной психолого-педагогического традиции, личность это явление, которое:
— Присуще человеку от рождения и неизменно на протяжении всей жизни
— Проявляется в ходе онтогенетического развития
-Характеризует индивидуальность человека?
-Свойственно лишь избранным людям
5. Свобода личности, формируемая в процессе духовно-нравственного воспитания – это:
— Уход от власти низменных потребностей, выбор высших ценностей и стремление к их реализации
— удовлетворение всех имеющих потребностей
— отсутствие потребностей, следование за обозначенными авторитетным лицом целями
— никогда не реализуемая потребность
6. Социализация в широком значении харатеризуется как:
-Взаимодействие человека и общества
— Приспособление человека к требованиям общества
— Развитие и саморазвитие человека
— Общественное воспитание
7. К микрофакторам социализации (факторам, оказывающим непосредственное влияние на человека), выделенные в теории воспитания ВА.В. Мудриком относятся:
— Космос, общество, государство и др.
— Телевидение, город, поселок и т.п.
— Семья, группа сверстников и пр.
— генетика, физиология человека
8. Создание условий для приспособления жизни в социуме, преодоления и ли ослабления недостатков или дефектов развития отдельных категорий людей в специально созданных для этого организациях это:
— Социальное воспитание
— Диссоциальное воспитание
— Коррекционное воспитание
— Семейное воспитание
9.Установите соответствие принципов гуманистического воспитания с их содержанием:
1. Принцип соединения воспитания с трудом → Социальное и интеллектуальное содержание труда, его нравственная направленность, труд как источник радости и удовлетворения
2. Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности → Обращать внимание на положительные стороны человека, а не на его недостатки
3. Принцип увлечения детей перспективами, создания ситуаций ожидания завтрашней радости → Необходимо помочь ребенку наметить перспективы его личностного роста и соотнести их с перспективами развития коллектива
4. Принцип уважения личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нем у → Как можно больше требований и как можно больше уважения одинаково направленных на всех обучающихся и на самого педагога.
10. Установите соответствие принципов гуманистического воспитания и их содержанием:
1. Принцип связи воспитания с жизнью →Включение обучающихся в общественно-полезную деятельность, ознакомление с текущими событиями
2. Принцип согласования требований образовательного учреждения, семьи и общественности → Единство требований предъявляемых обучающимся
3. Принцип сочетания прямых и непрямых управленческих действий со стороны педагога → Каждое воздействие педагога является воздействием на коллектив, а через него на личность
4. Принцип эстетизмами детской жизни → Эстетическая обстановка, создание продуктов эстетического характера самими детьми, эстетическое просвещение
11. Гражданско-патриотическое воспитание ориентировано на:
— Внутреннюю свободу личности
— Уважение к государственной власти
— Гармоничное проявление культуры межнационального общения
— Все ответы верны?
12. Трудолюбие может быть сформировано у детей если:
— Работа. Которую необходимо выполнить детям, прописана в программных документах образовательного учреждения
— Работа, которую необходимо выполнить, задается взрослым, который сам не желает трудиться и не участвует вместе с детьми в процессе выполнения трудового задания
— Работа, которую необходимо выполнить, приносит детям увлеченность и перспективой «завтрашней радости»
— Работа, которую необходимо выполнить, предъявляется исключительно в форме требования взрослого
13. Формирование эстетического вкуса и преобразовательной эстетической деятельности возможно в условиях:
— Пристального внимания к природной привлекательности ребенка
— Повышение требования к эстетике одежды и внешнему виду детей
— Эстетически оформленного места ребенка, созданного взрослым
— Эстетически оформленного места жизни ребенка, идентификация ребенка с этим местом и активным посильным участием в поддержании его эстетической привлекательности
14. Методы воспитания – это:
— Способы профессионального взаимодействия педагога и детей с целью решения воспитательных задач
— Техника и логика построение процесса воспитания
— Формы организации детской активности
— Наборы приёмов воспитания
15. Современный национальный воспитательный идеал определяется:
— Конституцией РФ
— Законом РФ об образовании
— Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
— Федеральным Государственными Образовательным Стандартом общего образования
16. В сфере личностного развития духовно-нравтсвенноре воспитание должно обеспечить:
— Трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей
— Развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности
— законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок
— Ориентацию в сфере религиозной культуры и светской этики
17.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет роль педагога, прежде всего как:
— Источника информации
— медиатора
— Фасилитатора
— Воспитателя?
18. Знание теоретических концепций воспитания ( к примеру, теория коллектива А.С. Макарено, теория воспитательных систем Л.И. Новиковой, теория воспитывающего обучения И. Гербарта и др.) относится :
— Методологическому уровню знаний
— Методическому уровню знаний
— Теоретическому уровню знаний?
— Технологическому уровню знаний
19. Духовно-нравственное развитие личности – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление
— Ценностно-смысловой сферы личности
— Эмоционально-волевой сферы личности
— когнитивной сферы личности
— Деятельностной сферы личности
20. Духовно-нравственное воспитание личности – педагогически организованный процесс усвоение и принятия обучающимися
-Гуманистических ценностей
— Общечеловеческих ценностей
— Базовых национальных ценностей
— Общенациональных ценностей
Источник
Эффективность коррекционной работы с детьми, имеющими комплексные нарушения развития, в целом зависит от содружественного действия родителей со всеми участниками коррекционно-интегративного педагогического процесса. Каждый из участников системы коррекционной помощи вносит важную лепту в развитие ребенка на пути взаимодействия с ним. Но главная роль в этом процессе принадлежит близким. Семья – это родной дом, где ребенок живет, играет, учится познавать окружающий мир и окружающих. Атмосфера сердечной привязанности, взаимной любви детей и родителей создает положительное эмоциональное отношение ребенка к процессу воспитания и обучения. Будущее ребенка, имеющего сложное нарушение, зависит от умелого подхода к воспитанию и обучению.
Ребенок растет, с каждым днем он больше внедряется в жизнь, изменяются его виды деятельности, в месте с ним изменяется и деятельность родителей. В соответствии с представленной нами моделью коррекционно-педагогической работы, мы можем проанализировать деятельность родителей, имеющих детей с множественными отклонениями в развитии.
I МОДУЛЬ. Комплексно-диагностический: главная задача здесь состоит в выявлении нарушений, установлении возможных причин их возникновения. Роль родителей очевидна – именно они в первую очередь дают исходные данные о своем ребенке, помогают специалистам в уточнении заключения. Специалисты, в свою очередь, помогают родителям лучше узнать ребенка, раскрывают им сущность нарушений. Несмотря на то, что родители какое-то время пребывают в состоянии растерянности или даже шока, присутствие их при обследовании и тактичные беседы с психологом, педагогом, врачами, позволяет им все-таки обнаружить потенциальные возможности своего ребенка. Благодаря специалистам, родители запасаются определенным объемом сведений: с чего начинать, что делать, как правильно организовать помощь своему ребенку, нацеленную на преодоление имеющихся нарушений. Семье, в которой есть такой ребенок, необходимо при помощи специалистов овладеть ситуацией и раскрыть нравственные, психологические ресурсы, которые есть у каждого члена семьи.
II МОДУЛЬ. Коррекционно-диагностический: задачей является выявление, уточнение и устранение особенностей развития детей с комплексными нарушениями, что позволит определить перспективу построения коррекционно-педагогической работы. Основным методом работы этого модуля является наблюдение за детьми в коррекционно-развивающем процессе. Эта задача возлагается не только на педагогов и психологов, но и на родителей.
Задача специалистов в отношении родителей заключается в постепенном и последовательном включении семьи в процесс коррекционной работы. Это предусматривает знакомство родителей с приемами, методами работы, расширение их знаний по проблемам общего психического развития детей, принятие участия в практическом обучении, наблюдение за динамикой развития ребенка в процессе коррекционно-обучающего взаимодействия со специалистами.
III МОДУЛЬ. Коррекционно-педагогический. Главная задача – это собственно учебный процесс, для осуществления которого разрабатываются и уточняются индивидуальные коррекционные программы, подбираются наиболее эффективные методы и приемы обучения, организационные формы работы. Родители становятся активными участниками этого процесса. Особое значение придается установлению психологического взаимодействия между всеми участниками данного процесса, повышению психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах поддержки в воспитании и обучении детей со сложными нарушениями развития.
Для достижения определенных положительных результатов, необходимо проведение ряда мероприятий, предназначенных специально для родителей в форме консультаций, совместной работы педагогов и родителей, бесед-разъяснений, на которых освещаются вопросы организации работы в домашних условиях.
Наибольшая доля участия родителей в воспитании своих детей выпадает на ранний период, где основной ведущей деятельностью является эмоциональное общение с ребенком. В этот период активно развиваются психомоторные функции, формируются предпосылки к овладению речью, подражательная способность.
Задача родителей – стимулировать все развивающиеся функции. Это не следует осуществлять хаотично. Необходимо выполнять мероприятия, способствующие коррекции развития в определенной системе. Программа разрабатывается совместно с педагогом, психологом, врачом. Содержание может включать в себя: выполнение различных видов упражнений; режимные моменты; игры с детьми дома и на прогулках. По рекомендациям специалистов родители приобретают необходимые развивающих игры и игрушки, картинный материал и др.
Содержанием деятельности родителей в дошкольный период является выполнение совместно с детьми заданий, которые специально разрабатывают педагоги и психологи. Родители являются помощниками педагогов в закреплении полученных в ходе обучения знаний.
В школьный период круг общения детей расширяется, усложняются виды деятельности, вырастает степень самостоятельности детей. Процесс обучения продолжается и задача родителей – отслеживать результаты усвоения знаний детьми, а также пополнять их новыми знаниями. В этот период у детей проявляются определенные интересы, согласно этому, каждый из учащихся отдает предпочтения любимому делу. Родители должны стать помощниками и друзьями для своих детей.
Таким образом, осуществляя комплексный подход в коррекционно-педагогическом процессе с детьми, имеющими сочетание различных нарушений, роль семьи состоит в систематической и целенаправленной помощи ребенку, осуществляемой в единстве со всеми участниками системы коррекционной работы.
Источник
Страница 2 из 2
В специальной литературе достаточно много работ посвящено вопросу участия родителей, имеющих детей с различными отклонениями развития, в коррекционно-педагогическом процессе. В частности, проблемам семейного воспитания и обучения детей ребенка с речевой патологией (Н. С. Жукова, Т. Б. Филичева, О. Н. Усанова, С. Н. Шаховская, М. Ф. Фомичева и др.); глухих и слабослышащих детей (Н. А. Морева, Е. Ф. Рау, Э. И. Леонгард, Н. Д. Шматко, Б. Д. Корсунская и др.); умственно отсталых детей (М. С. Певзнер, В. Г. Петрова, С. Д. Забрамная и др.); детей с детским церебральным параличом (ДЦП) (Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова, Р. Д. Бабенкова и др.); детей с нарушениями зрения (М. И. Земцова, Л. И. Солнцева, С. М. Хорош и др.). Однако практически нет никаких работ в отношении детей с комплексными нарушениями в развитии. Это можно объяснить тем, что дети данной категории сразу попадают в специальные учреждения, и роль родителей в определенной степени «угасает». В настоящее время ситуация существенно изменилась. Многие родители предпочитают по возможности определять детей в учреждения, которые находятся недалеко от дома, а дети данной категории большую часть времени пребывают дома, в кругу семьи. Постепенно родители становятся участниками целостной системы коррекционной работы.
Эффективность коррекционной работы с детьми, имеющими комплексные нарушения развития, в целом зависит от содружественного действия родителей со всеми участниками коррекционно-интегративного педагогического процесса. Каждый из участников системы коррекционной помощи вносит важную лепту в развитие ребенка на пути взаимодействия с ним. Но главная роль в этом процессе принадлежит близким. Семья – это родной дом, где ребенок живет, играет, учится познавать окружающий мир и окружающих. Атмосфера сердечной привязанности, взаимной любви детей и родителей создает положительное эмоциональное отношение ребенка к процессу воспитания и обучения. Будущее ребенка, имеющего сложное нарушение, зависит от умелого подхода к воспитанию и обучению [5].
Ребенок растет, с каждым днем он больше внедряется в жизнь, изменяются его виды деятельности, вместе с этим изменяется и деятельность родителей. Можно проанализировать деятельность родителей, имеющих детей с множественными отклонениями в развитии и составить модель коррекционно-педагогической работы.
I МОДУЛЬ. Комплексно-диагностический: главная задача здесь состоит в выявлении нарушений, установлении возможных причин. Роль родителей очевидна – именно они в первую очередь дают исходные данные о своем ребенке, помогают специалистам в уточнении заключения. Специалисты в свою очередь помогает родителям лучше узнать ребенка, раскрывают им сущность нарушений. Несмотря на то, что родители какое-то время пребывают в состоянии растерянности или даже шока, присутствие их при обследовании и тактичные беседы с психологом, педагогом, врачами, позволяет им все-таки обнаружить потенциальные возможности своего ребенка. Благодаря специалистам, родители запасаются определенным объемом сведений: с чего начинать, что делать, как правильно организовать помощь своему ребенку, нацеленную на преодоление имеющихся нарушений.
II МОДУЛЬ. Коррекционно-диагностический: задачей является выявление, уточнение и устранение особенностей развития детей с комплексными нарушениями, что позволит определить перспективу построения коррекционно-педагогической работы. Основным методом работы этого модуля является наблюдение за детьми в коррекционно-развивающем процессе. Эта задача возлагается не только на педагогов и психологов, но и на родителей.
Задача специалистов в отношении родителей заключается в постепенном и последовательном включении семьи в процесс коррекционной работы. Это предусматривает знакомство родителей с приемами, методами работы, расширение их знаний по проблемам общего психического развития детей, принятие участия в практическом обучении, наблюдение за динамикой развития ребенка в процессе коррекционно-обучающего взаимодействия со специалистами.
III МОДУЛЬ. Коррекционно-педагогический. Главная задача – это, собственно, учебный процесс, для осуществления которого разрабатываются и уточняются индивидуальные коррекционные программы, подбираются наиболее эффективные методы и приемы обучения, организационные формы работы. Родители становятся активными участниками этого процесса. Особое значение придается установлению психологического взаимодействия между всеми участниками данного процесса, повышению психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах поддержки в воспитании и обучении детей со сложными нарушениями развития.
Для достижения определенных положительных результатов необходимо проведение ряда мероприятий, предназначенных специально для родителей в форме консультаций, совместной работы педагогов и родителей, бесед-разъяснений, на которых освещаются вопросы организации работы в домашних условиях.
Наибольшая доля участия родителей в воспитании своих детей выпадает на ранний период, где основной ведущей деятельностью является эмоциональное общение с ребенком. В этот период активно развиваются психомоторные функции, формируются предпосылки к овладению речью, подражательная способность.
Задача родителей – стимулировать все развивающиеся функции. Это не следует осуществлять хаотично. Необходимо выполнять мероприятия, способствующие коррекции развития в определенной системе. Программа разрабатывается совместно с педагогом, психологом, врачом. Содержание может включать в себя: режимные моменты, упражнения, игры с детьми и др. [7].
Содержанием деятельности родителей в дошкольный период является выполнение совместно с детьми заданий, которые специально разрабатывают педагоги и психологи. Родители являются помощниками педагогов в закреплении полученных в ходе обучения знаний.
В школьный период круг общения детей расширяется, усложняются виды деятельности, вырастает степень самостоятельности детей. Процесс обучения продолжается, и задача родителей – отслеживать результаты усвоения знаний детьми, а также пополнять их новыми знаниями. В этот период у детей проявляются определенные интересы, согласно этому каждый из учащихся отдает предпочтение любимому делу. Родители должны стать помощниками и друзьями для своих детей.
Таким образом, осуществляя комплексный подход в коррекционно-педагогическом процессе с детьми, имеющими сочетание различных нарушений, роль семьи состоит в систематической и целенаправленной помощи ребенку, осуществляемой в единстве со всеми участниками системы коррекционной работы.
Литература
- Исенина Е. И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. / Иваново – 1996 г.
- Солнцева Л. И., Хорош С. М. Советы родителям по воспитанию слепых детей дошкольного возраста. – М., 1988 г.
- Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье. Библиотека для родителей / под ред. В. А. Феоктистовой. – М., 1993 г.
- Жукова Н. С., Мастюкова Е. М. Если ваш ребенок отстает в развитии. – М., 1993 г.
- Камсюк Л. Г., Мартынов В. Л. Участие семьи в восстановительном лечении ребенка. – М., 1989 г.
- Ткачева В. В. Консультирование семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004 г. — № 2.
- Морева Н. А. Методические рекомендации родителям по обучению и воспитанию глухих дошкольников. – М., 1999 г.
Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».
Источник