Эффективность коррекционной помощи ребенку с нарушенным развитием зависит

IV. Основы воспитательной деятельности

1. Воспитание может быть рассмотрено как:

— Общественное явление, воздействие общества на личность

— Специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса

— Целенаправленное управление процессом развития личности

— Все ответы верны

2. Деятельность педагогов, ориентированная на реализацию целей образования в условиях педагогического процесса:

— Воспитательная работа?

-Воспитательная система

— Воспитательное мероприятие

— Система воспитательной работы

3. Создание условий для саморазвития и самореализации личности  в гармонии с самим собой и обществом является ведущей целью:

— Гуманистического воспитания

— Гуманитарного воспитания

— Демократического воспитания

—  Поликультурного воспитания

4. Согласно отечественной психолого-педагогического традиции, личность это явление, которое:

— Присуще человеку от рождения и неизменно на протяжении всей жизни

— Проявляется в ходе онтогенетического развития

-Характеризует индивидуальность человека?

-Свойственно лишь избранным людям

5. Свобода личности,  формируемая в процессе духовно-нравственного воспитания – это:

— Уход от власти низменных потребностей, выбор высших ценностей и стремление к их реализации

— удовлетворение всех имеющих потребностей

— отсутствие потребностей, следование за обозначенными авторитетным лицом целями

— никогда не реализуемая потребность

6. Социализация в широком значении харатеризуется как:

-Взаимодействие человека и общества

— Приспособление человека к требованиям общества

— Развитие и саморазвитие человека

— Общественное воспитание

7. К микрофакторам социализации (факторам, оказывающим непосредственное влияние на человека), выделенные в теории воспитания ВА.В. Мудриком относятся:

— Космос, общество, государство и др.

— Телевидение, город, поселок и т.п.

— Семья, группа сверстников и пр.

— генетика, физиология человека

8. Создание условий для приспособления жизни в социуме, преодоления и ли ослабления недостатков или дефектов развития отдельных категорий людей в специально созданных для этого организациях это:

— Социальное воспитание

— Диссоциальное воспитание

— Коррекционное воспитание

— Семейное воспитание

9.Установите соответствие принципов гуманистического воспитания с их содержанием:

1. Принцип соединения воспитания с трудом   → Социальное и интеллектуальное содержание труда, его нравственная направленность, труд как источник радости и удовлетворения

2. Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности → Обращать внимание на положительные стороны человека, а не на его недостатки

3. Принцип увлечения детей перспективами, создания ситуаций ожидания завтрашней радости →  Необходимо помочь ребенку наметить перспективы его личностного роста и соотнести их с перспективами развития коллектива

4. Принцип уважения личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нем у → Как можно больше требований и как можно больше уважения одинаково направленных на всех обучающихся и на самого педагога.

10. Установите соответствие принципов гуманистического воспитания и их содержанием:

1. Принцип связи воспитания с жизнью →Включение обучающихся в общественно-полезную деятельность, ознакомление с текущими событиями

2. Принцип согласования требований образовательного учреждения, семьи и общественности → Единство требований предъявляемых обучающимся

3. Принцип сочетания прямых и непрямых управленческих действий со стороны педагога → Каждое воздействие педагога является воздействием на коллектив, а через него на личность

4. Принцип эстетизмами детской жизни → Эстетическая обстановка, создание продуктов эстетического характера самими детьми, эстетическое просвещение

11. Гражданско-патриотическое воспитание ориентировано на:

— Внутреннюю свободу личности

— Уважение к государственной власти

— Гармоничное проявление культуры межнационального общения

— Все ответы верны?

12. Трудолюбие может быть сформировано у детей если:

— Работа. Которую необходимо выполнить детям, прописана в программных документах образовательного учреждения

— Работа, которую необходимо  выполнить, задается взрослым, который сам не желает трудиться и не участвует вместе с детьми в процессе  выполнения трудового задания

— Работа, которую необходимо выполнить, приносит детям увлеченность и перспективой «завтрашней радости»

— Работа, которую необходимо выполнить, предъявляется  исключительно в форме  требования взрослого

13. Формирование эстетического вкуса и преобразовательной эстетической деятельности возможно в условиях:

— Пристального внимания к природной привлекательности ребенка

— Повышение требования к эстетике одежды и внешнему виду детей

— Эстетически оформленного места ребенка, созданного взрослым

— Эстетически оформленного места жизни ребенка, идентификация ребенка с этим местом и активным посильным участием в поддержании его эстетической привлекательности

14. Методы воспитания – это:

— Способы профессионального взаимодействия педагога и детей         с целью решения воспитательных задач

— Техника и логика построение процесса воспитания

— Формы организации детской активности

— Наборы приёмов воспитания

15. Современный национальный воспитательный идеал определяется:

— Конституцией РФ

— Законом РФ об образовании

— Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

— Федеральным Государственными Образовательным Стандартом общего образования

16. В сфере личностного развития духовно-нравтсвенноре воспитание должно обеспечить:

— Трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению  трудностей

— Развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности

— законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок

— Ориентацию в сфере религиозной культуры и светской этики

17.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина  России определяет роль  педагога, прежде всего как:

— Источника информации

— медиатора

— Фасилитатора

— Воспитателя?

18. Знание теоретических концепций воспитания ( к примеру, теория коллектива А.С. Макарено, теория воспитательных систем Л.И. Новиковой, теория воспитывающего обучения И. Гербарта и др.) относится :

— Методологическому уровню знаний

— Методическому уровню знаний

— Теоретическому уровню знаний?

— Технологическому уровню знаний

19. Духовно-нравственное развитие личности – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление

— Ценностно-смысловой сферы личности

— Эмоционально-волевой сферы личности

— когнитивной сферы личности

— Деятельностной сферы личности

20. Духовно-нравственное воспитание личности – педагогически организованный процесс усвоение и принятия обучающимися

-Гуманистических ценностей

— Общечеловеческих ценностей

— Базовых национальных ценностей

— Общенациональных ценностей

Источник

Эффективность коррекционной работы с детьми, имеющими комплексные нарушения развития, в целом зависит от содружественного действия родителей со всеми участниками коррекционно-интегративного педагогического процесса. Каждый из участников системы коррекционной помощи вносит важную лепту в развитие ребенка на пути взаимодействия с ним. Но главная роль в этом процессе принадлежит близким. Семья – это родной дом, где ребенок живет, играет, учится познавать окружающий мир и окружающих. Атмосфера сердечной привязанности, взаимной любви детей и родителей создает положительное эмоциональное отношение ребенка к процессу воспитания и обучения. Будущее ребенка, имеющего сложное нарушение, зависит от умелого подхода к воспитанию и обучению.

Ребенок растет, с каждым днем он больше внедряется в жизнь, изменяются его виды деятельности, в месте с ним изменяется и деятельность родителей. В соответствии с представленной нами моделью коррекционно-педагогической работы, мы можем проанализировать деятельность родителей, имеющих детей с множественными отклонениями в развитии.

I МОДУЛЬ. Комплексно-диагностический: главная задача здесь состоит в выявлении нарушений, установлении возможных причин их возникновения. Роль родителей очевидна – именно они в первую очередь дают исходные данные о своем ребенке, помогают специалистам в уточнении заключения. Специалисты, в свою очередь, помогают родителям лучше узнать ребенка, раскрывают им сущность нарушений. Несмотря на то, что родители какое-то время пребывают в состоянии растерянности или даже шока, присутствие их при обследовании и тактичные беседы с психологом, педагогом, врачами, позволяет им все-таки обнаружить потенциальные возможности своего ребенка. Благодаря специалистам, родители запасаются определенным объемом сведений: с чего начинать, что делать, как правильно организовать помощь своему ребенку, нацеленную на преодоление имеющихся нарушений. Семье, в которой есть такой ребенок, необходимо при помощи специалистов овладеть ситуацией и раскрыть нравственные, психологические ресурсы, которые есть у каждого члена семьи.

II МОДУЛЬ. Коррекционно-диагностический: задачей является выявление, уточнение и устранение особенностей развития детей с комплексными нарушениями, что позволит определить перспективу построения коррекционно-педагогической работы. Основным методом работы этого модуля является наблюдение за детьми в коррекционно-развивающем процессе. Эта задача возлагается не только на педагогов и психологов, но и на родителей.

Задача специалистов в отношении родителей заключается в постепенном и последовательном включении семьи в процесс коррекционной работы. Это предусматривает знакомство родителей с приемами, методами работы, расширение их знаний по проблемам общего психического развития детей, принятие участия в практическом обучении, наблюдение за динамикой развития ребенка в процессе коррекционно-обучающего взаимодействия со специалистами.

III МОДУЛЬ. Коррекционно-педагогический. Главная задача – это собственно учебный процесс, для осуществления которого разрабатываются и уточняются индивидуальные коррекционные программы, подбираются наиболее эффективные методы и приемы обучения, организационные формы работы. Родители становятся активными участниками этого процесса. Особое значение придается установлению психологического взаимодействия между всеми участниками данного процесса, повышению психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах поддержки в воспитании и обучении детей со сложными нарушениями развития.

Для достижения определенных положительных результатов, необходимо проведение ряда мероприятий, предназначенных специально для родителей в форме консультаций, совместной работы педагогов и родителей, бесед-разъяснений, на которых освещаются вопросы организации работы в домашних условиях.

Наибольшая доля участия родителей в воспитании своих детей выпадает на ранний период, где основной ведущей деятельностью является эмоциональное общение с ребенком. В этот период активно развиваются психомоторные функции, формируются предпосылки к овладению речью, подражательная способность.

Задача родителей – стимулировать все развивающиеся функции. Это не следует осуществлять хаотично. Необходимо выполнять мероприятия, способствующие коррекции развития в определенной системе. Программа разрабатывается совместно с педагогом, психологом, врачом. Содержание может включать в себя: выполнение различных видов упражнений; режимные моменты; игры с детьми дома и на прогулках. По рекомендациям специалистов родители приобретают необходимые развивающих игры и игрушки, картинный материал и др.

Содержанием деятельности родителей в дошкольный период является выполнение совместно с детьми заданий, которые специально разрабатывают педагоги и психологи. Родители являются помощниками педагогов в закреплении полученных в ходе обучения знаний.

В школьный период круг общения детей расширяется, усложняются виды деятельности, вырастает степень самостоятельности детей. Процесс обучения продолжается и задача родителей – отслеживать результаты усвоения знаний детьми, а также пополнять их новыми знаниями. В этот период у детей проявляются определенные интересы, согласно этому, каждый из учащихся отдает предпочтения любимому делу. Родители должны стать помощниками и друзьями для своих детей.

Таким образом, осуществляя комплексный подход в коррекционно-педагогическом процессе с детьми, имеющими сочетание различных нарушений, роль семьи состоит в систематической и целенаправленной помощи ребенку, осуществляемой в единстве со всеми участниками системы коррекционной работы.

Источник

Страница 2 из 2

В специальной литературе достаточно много работ посвящено вопросу участия родителей, имеющих детей с различными отклонениями развития, в коррекционно-педагогическом процессе. В частности, проблемам семейного воспитания и обучения детей ребенка с речевой патологией (Н. С. Жукова, Т. Б. Филичева, О. Н. Усанова, С. Н. Шаховская, М. Ф. Фомичева и др.); глухих и слабослышащих детей (Н. А. Морева, Е. Ф. Рау, Э. И. Леонгард, Н. Д. Шматко, Б. Д. Корсунская и др.); умственно отсталых детей (М. С. Певзнер, В. Г. Петрова, С. Д. Забрамная и др.); детей с детским церебральным параличом (ДЦП) (Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова, Р. Д. Бабенкова и др.); детей с нарушениями зрения (М. И. Земцова, Л. И. Солнцева, С. М. Хорош и др.). Однако практически нет никаких работ в отношении детей с комплексными нарушениями в развитии. Это можно объяснить тем, что дети данной категории сразу попадают в специальные учреждения, и роль родителей в определенной степени «угасает». В настоящее время ситуация существенно изменилась. Многие родители предпочитают по возможности определять детей в учреждения, которые находятся недалеко от дома, а дети данной категории большую часть времени пребывают дома, в кругу семьи. Постепенно родители становятся участниками целостной системы коррекционной работы.

Эффективность коррекционной работы с детьми, имеющими комплексные нарушения развития, в целом зависит от содружественного действия родителей со всеми участниками коррекционно-интегративного педагогического процесса. Каждый из участников системы коррекционной помощи вносит важную лепту в развитие ребенка на пути взаимодействия с ним. Но главная роль в этом процессе принадлежит близким. Семья – это родной дом, где ребенок живет, играет, учится познавать окружающий мир и окружающих. Атмосфера сердечной привязанности, взаимной любви детей и родителей создает положительное эмоциональное отношение ребенка к процессу воспитания и обучения. Будущее ребенка, имеющего сложное нарушение, зависит от умелого подхода к воспитанию и обучению [5].

Ребенок растет, с каждым днем он больше внедряется в жизнь, изменяются его виды деятельности, вместе с этим изменяется и деятельность родителей. Можно проанализировать деятельность родителей, имеющих детей с множественными отклонениями в развитии и составить модель коррекционно-педагогической работы.

I МОДУЛЬ. Комплексно-диагностический: главная задача здесь состоит в выявлении нарушений, установлении возможных причин. Роль родителей очевидна – именно они в первую очередь дают исходные данные о своем ребенке, помогают специалистам в уточнении заключения. Специалисты в свою очередь помогает родителям лучше узнать ребенка, раскрывают им сущность нарушений. Несмотря на то, что родители какое-то время пребывают в состоянии растерянности или даже шока, присутствие их при обследовании и тактичные беседы с психологом, педагогом, врачами, позволяет им все-таки обнаружить потенциальные возможности своего ребенка. Благодаря специалистам, родители запасаются определенным объемом сведений: с чего начинать, что делать, как правильно организовать помощь своему ребенку, нацеленную на преодоление имеющихся нарушений.

II МОДУЛЬ. Коррекционно-диагностический: задачей является выявление, уточнение и устранение особенностей развития детей с комплексными нарушениями, что позволит определить перспективу построения коррекционно-педагогической работы. Основным методом работы этого модуля является наблюдение за детьми в коррекционно-развивающем процессе. Эта задача возлагается не только на педагогов и психологов, но и на родителей.

Задача специалистов в отношении родителей заключается в постепенном и последовательном включении семьи в процесс коррекционной работы. Это предусматривает знакомство родителей с приемами, методами работы, расширение их знаний по проблемам общего психического развития детей, принятие участия в практическом обучении, наблюдение за динамикой развития ребенка в процессе коррекционно-обучающего взаимодействия со специалистами.

III МОДУЛЬ. Коррекционно-педагогический. Главная задача – это, собственно, учебный процесс, для осуществления которого разрабатываются и уточняются индивидуальные коррекционные программы, подбираются наиболее эффективные методы и приемы обучения, организационные формы работы. Родители становятся активными участниками этого процесса. Особое значение придается установлению психологического взаимодействия между всеми участниками данного процесса, повышению психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах поддержки в воспитании и обучении детей со сложными нарушениями развития.

Для достижения определенных положительных результатов необходимо проведение ряда мероприятий, предназначенных специально для родителей в форме консультаций, совместной работы педагогов и родителей, бесед-разъяснений, на которых освещаются вопросы организации работы в домашних условиях.

Наибольшая доля участия родителей в воспитании своих детей выпадает на ранний период, где основной ведущей деятельностью является эмоциональное общение с ребенком. В этот период активно развиваются психомоторные функции, формируются предпосылки к овладению речью, подражательная способность.

Задача родителей – стимулировать все развивающиеся функции. Это не следует осуществлять хаотично. Необходимо выполнять мероприятия, способствующие коррекции развития в определенной системе. Программа разрабатывается совместно с педагогом, психологом, врачом. Содержание может включать в себя: режимные моменты, упражнения, игры с детьми и др. [7].

Содержанием деятельности родителей в дошкольный период является выполнение совместно с детьми заданий, которые специально разрабатывают педагоги и психологи. Родители являются помощниками педагогов в закреплении полученных в ходе обучения знаний.

В школьный период круг общения детей расширяется, усложняются виды деятельности, вырастает степень самостоятельности детей. Процесс обучения продолжается, и задача родителей – отслеживать результаты усвоения знаний детьми, а также пополнять их новыми знаниями. В этот период у детей проявляются определенные интересы, согласно этому каждый из учащихся отдает предпочтение любимому делу. Родители должны стать помощниками и друзьями для своих детей.

Таким образом, осуществляя комплексный подход в коррекционно-педагогическом процессе с детьми, имеющими сочетание различных нарушений, роль семьи состоит в систематической и целенаправленной помощи ребенку, осуществляемой в единстве со всеми участниками системы коррекционной работы.

Литература

  1.      Исенина Е. И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. / Иваново – 1996 г.
  2.      Солнцева Л. И., Хорош С. М. Советы родителям по воспитанию слепых детей дошкольного возраста. – М., 1988 г.
  3.      Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье. Библиотека для родителей / под ред. В. А. Феоктистовой. – М., 1993 г.
  4.      Жукова Н. С., Мастюкова Е. М. Если ваш ребенок отстает в развитии. – М., 1993 г.
  5.      Камсюк Л. Г., Мартынов В. Л. Участие семьи в восстановительном лечении ребенка. – М., 1989 г.
  6.      Ткачева В. В. Консультирование семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004 г. — № 2.
  7.      Морева Н. А. Методические рекомендации родителям по обучению и воспитанию глухих дошкольников. – М., 1999 г.

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

Источник