Эффективной методикой изучения развития личности ребенка является методика
Инна Разумная
Методики выявления уровня развития личности дошкольника
Проведенное теоретическое исследование проблемы развития личности детей дошкольноговозраста 4-5 лет позволило нам определить цель нашего практического исследования данной проблемы: экспериментальным путем выявить влияние занятий художественного цикла на развитие личности детей дошкольного возраста. Нами были обследованы дети 4-5 лет средней группы детского сада № 9 «Ромашка» г. Гуково (5 человек).
Для этого мы провели исследование трех наиболее важных для данной возрастной группы новообразований – развитие речи детей среднего дошкольного возраста, развитие воображения и мелкой моторики.
Для исследования речевого развития мы использовали методику О. С. Ушаковой. Эта методикапредполагает обследование речи детей по следующим направлениям:
— составлять связный текст, соблюдая структуру, используя разнообразные способы связей в описании или повествовании;
— понимать смысловые оттенки слова в зависимости от суффикса, его прямой и переносный смысл;
— употреблять образные слова и выражения в связном высказывании [10].
Рассмотрим кратко речевые задания по отношению к детям пятого года жизни.
Словарь
1) Понимать слова, близкие и противоположные по смыслу, а также разные значения многозначного слова;
2) понимать и употреблять обобщающие слова (мебель, овощи, посуда);
3) подбирать признаки, качества и действия к названию предметов;
4) сравнивать и называть предметы по размеру, цвету, величине.
Грамматика
1) Соотносить названия животных и их детенышей (лиса — лисенок, корова — теленок);
2) употреблять глаголы в повелительном наклонении (побегай, помаши);
3) правильно согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже, ориентируясь на окончание (пушистая кошка, пушистый котик);
4) составлять предложения разных типов.
Фонетика
1) Правильно произносить звуки родного языка;
2) находить слова, сходные и различные по звучанию;
3) правильно пользоваться умеренным темпом речи, силой голоса, интонационными средствами выразительности.
Связная речь
1) Определить умение детей пересказывать короткие сказки и рассказы с незнакомым им ранее содержанием;
2) составлять рассказ по картинке или об игрушке совместно со взрослым;
3) выявить умение описывать предмет, изображенный на картинке, называя признаки, качества, действия, высказывая свою оценку;
4) выявить умение пользоваться разнообразными вежливыми формами речи.
Связная речь:
Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам). При условности количественных оценок за высказывания разной полноты и правильности они (оценки) помогают выявить уровни речевого развития: I — высокий, II — средний (достаточный) и III (ниже среднего).
3 балла ставится за точный и правильный ответ, данный ребенком самостоятельно. 2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого. 1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания.
Примерные (возможные)ответы детей даются после каждого задания в такой последовательности:
1) правильный ответ;
2) частично правильный;
3) неточный ответ.
В конце проверки производится подсчет баллов. Оценка ответов производится следующим образом. Если ответы ребенка подходят под № 1, он получает три балла; если ответы соответствуют № 2 — 2 балла; если ответы соответствуют № 3, ребенок получает 1 балл. В целом, если 2/3 ответов детей оцениваются в 3 балла — это высокий уровень. Если 2/3 ответов оцениваются в 2 балла — это хороший уровень. Если же 2/3 ответов детей получают по 1 баллу — это средний (или ниже среднего) уровень.
Обследовав группу детей среднего дошкольного возраста, мы получили результаты, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1. Уровень речевого развития детей 4-5 лет
№ Фамилия и имя ребенка Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
1 Коля П. +
2 Света З. +
3 Света И. +
4 Сережа К. +
5 Кристина М. +
Результаты, представленные в таблице, показывают, что только один ребенок имеет высокий уровень речевого развития и средний уровень. Трое из опрошенных имеют низкий уровень речевого развития.
Далее нами было исследовано воображение детей.
О развитости детского воображения в дошкольном возрасте судят не только по представлениям и ролям, которые дети берут на себя в играх, но и на основе анализа материальных продуктов их творчества, в частности поделок и рисунков.
Изучать воображение можно в словесном творчестве, в речевой и изобразительной деятельности, при понимании сказочных образов, при построении образов сказочных персонажей. Все эти методы по-своему хороши, позволяют выявить и исследовать различные стороны воображения.
Методика 1. Изучение воображения при понимании сказочных образов, предложенная Субботиной Л. Ю. [30].
Подготовка исследования. Подобрать сказку для чтения (например, «Петушок — Золотой гребешок и чудо-меленка», составить вопросы, помогающие ребенку при пересказе сказки в случаях затруднения. Подготовить бумагу, цветные карандаши для рисования.
Проведение исследования. Детям 4-5 лет выразительно читают сказку. После чтения проводят 2 серии экспериментов.
1 серия. Выясняют, насколько ребенок понял сюжет и образы главных героев сказки. Если ребенок затрудняется,то ему задают подготовительные вопросы:
1) назови главных героев сказки.
2) кто тебе понравился в сказке? Почему?
3) Кто не понравился? Почему?
4) О чем эта сказка?
2 серия. Детей просят нарисовать главных персонажей сказки (Петушка -Золотого гребешка, чудо-меленку, горох). Занятие можно проводить коллективно, но при этом необходимо следить, чтобы каждый ребенок выполнял задание индивидуально.
Обработка данных. Определяют степень соответствия оригиналу созданного детьми образа (количество соответствующих деталей, усложнение и обогащение созданного образа). Описывают изменения в понимании согласно возрасту ребенка — воссоздании сказочных образов. Результаты оформляют в таблицу.
Интерпретация результатов.
1) особенности воображения, которые дошкольник проявляет при воспроизведении сказочных образов можно наблюдать и в игровой деятельности (высокий уровень);
2) развитие воображения и развитие игровой деятельности взаимозависимые процессы, важные для нормального развития ребенка (средний уровень);
3) для диагностики и развития воображения необходима специально организованная взрослыми игровая деятельность (низкий уровень).
Таблица 2. Уровни развития воображения детей 4-5- лет.
№ Фамилия и имя ребенка Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
1 Коля П. +
2 Света З. +
3 Света И. +
4 Сережа К. +
5 Кристина М. +
Из таблицы видно, что двое детей имеют высокий уровень развития воображения, один средний и два ребенка имеют низкий уровень. Из чего очевидно, что воображение опрошенных детей находится на недостаточном уровне и необходима целенаправленная работа в этом направлении.
Далее мы провели исследование мелкой моторики детей 4-5 лет с помощью следующей методики, которая состоит из нескольких блоков.
1 блок. Упражнения на повторение фигур из пальцев
— «Петушок» (ладонь вверх, указательный палец упирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх);
— «Зайчик» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони);
— «Флажок» (четыре пальца – указательный, средний, безымянный и мизинец – вместе, а большой палец опущен вниз, тыльная сторона ладони к себе);
— «Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный – расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).
Все упражнения выполняются после показа. При выполнении сложных фигурок можно помогать ребёнку принять правильную позицию пальцев. Далее ребёнок действует самостоятельно.
2 блок. Упражнения на дорисовывание.
— Дорисуй прямую линию;
— Дорисуй волнистую линию;
— Дорисуй ломаную линию (заборчик).
При выполнении этих упражнений, в начале года, обращается внимание, на то, как ребёнок держит карандаш, в какой руке,как он продолжает линию карандашом: с нажимом или без нажима, линия тонкая, прерывистая, широкая.
3 блок. Работа с бумагой.
— Вырезание ножницами (выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук);
— сгибание листа бумаги пополам (выявляем содружество обеих рук в работе).
4 блок. Упражнения на координацию движений.
— «Ладонь, кулак, ребро» — вначале показываем детям, как выполнить это упражнение вместе с нами. Когда ребёнок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3;
— Посолим капусту. Посолим суп (ребёнок как бы растирает комочек соли);
— Катание шарика.
Методика проведения обследования развития мелкой моторики.
(+) – 1 балл – с заданием справился;
(-) – 0 баллов – с заданием не справился;
(=) – 0,5 баллов – справился с помощью взрослого;
2 — балла и ниже – низкий уровень;
2-2,5 баллов – средний уровень;
3-4 баллов – высокий уровень;
2 балла и ниже (низкий уровень) – У таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.
2-2,5 баллов (средний уровень) – У детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги.
3-4 балла (высокий уровень) – У детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.
Таблица 3. Уровни развития мелкой моторики детей 4-5 лет.
№ Фамилия и имя ребенка Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
1 Коля П. +
2 Света З. +
3 Света И. +
4 Сережа К. +
5 Кристина М. +
Из таблицы видно, что два ребенка имеют средний уровень развития и три ребенка низкий уровень развития мелкой моторики. Ни один из детей не показал высокий уровень развития данного показателя. Педагогам следует уделить особое внимание развитию данного показателя развития личности опрошенных детей.
Данные проведенного исследования мы обобщили и представили в виде диаграммы.
Диаграмма 1. Результаты констатирующего эксперимента
Уровни
развития
личности
показатели развития личности
Высокий
Средний
Низкий
Мелкая моторика
Речевое развитие. Вообра
жение
.
Из диаграммы видно, что из всех исследуемых показателей развития личности дошкольников 4-5 лет наиболее развито воображение. На более низком уровне находится речевое развитие дошкольников и совсем низкий уровень имеет такой показатель, как развитие мелкой моторики дошкольников. Из чего мы можем сделать вывод о том, что работа педагогов по развитию речи детей и мелкой моторики находится на недостаточно высоком уровне. В этой связи нами был проведен формирующий этап нашего эксперимента, в ходе которого была организована целенаправленная работа на занятиях художественного цикла.
После проведения формирующего этапа эксперимента мы провели диагностику развития исследуемых показателей развития личности детей дошкольного возраста. Мы использовали те же методики, что и в начале эксперимента. Нами были получены результаты, которые мы обработали и представили в виде диаграммы.
Диаграмма 2. Результаты, полученные в ходе формирующего эксперимента
Уровни
развития
личности
показатели развития личности
Высокий
Средний
Низкий
Мелкая моторика
Речевое развитие. Вообра
жение
Из полученных данных очевидно, что работа, проведенная целенаправленно по развитию личности дошкольников, привела к следующим результатам. Занятия художественного цикла способствовали тому, что показатели развития мелкой моторики дошкольников возросли (с низкого уровня до среднего уровня). По показателю речевого развития дошкольников также результаты улучшились. Кроме того, была продолжена работа и по развитию воображения детей средней группы. Из чего мы можем сделать вывод о том, что занятия художественного цикла, которые были организованы целенаправленно по следующим показателям – развитие речи, мелкой моторики и воображения дошкольников – дали положительный результат. Таким образом, занятия художественного цикла положительно влияют на развитие личности дошкольников 4-5 лет.
Источник
Определение
развития мотивационной сферы (Н.Л.
Белопольская, в модификации A.M. Прихожан).
Цель: определить
доминирование учебных или игровых
мотивов.
Материал: два листа
бумаги, карандаш или ручка.
Ход выполнения:
инструкция детям: “Сейчас мы будем
учиться красиво писать букву О. Если
хочешь получить за свою работу самую
высокую оценку — 5, то надо красиво
написать как можно больше (не менее
одной строчки)”.
Затем перед ребенком
ставят фигурки (изображения) зайца и
волка. Предлагают поиграть в игру, в
которой зайцу надо спрятаться от волка,
чтобы тот его не съел. Ребенок может
помочь зайцу, если нарисует для него
большое поле с ровными рядами капусты.
Поле — лист бумаги, а капуста — кружочки.
Сравнивается
выполнение двух вариантов заданий и
делается вывод о доминировании
учебных или игровых мотивов.
Методика “Три
желания”.
Цель:
изучить ценностные ориентации ребенка,
потребностную сферу, воображение.
Ход
исследования:
ребенку предлагают назвать три желания,
которые бы он хотел высказать
волшебнику.
Оценка результатов.
Качественный анализ ответов ребенка
позволяет сделать выводы об особенностях
мотивационно-потребностной сферы.
Методика
“Шапка-невидимка”.
Цель:
изучить потребностную сферу ребенка,
воображение, а также особенности его
взаимоотношений с детьми и взрослыми.
Ход
исследования:
ребенка просят ответить, хотел бы он,
чтобы у него была шапка-невидимка, и что
он с ней делал бы в детском саду, дома,
на улице.
Выводы делаются
на основании качественного анализа
содержания ответов ребенка. Обращается
внимание на степень соответствия
воображаемого поведения ребенка
социальным нормам.
Изучение общей
Я-концепции и самооценки (модифицированный
вариант методики
Дембо—Рубинштейн,
разработанный Е.З. Басиной для детей 6
лет).
Цель:
выявить особенности Я-концепции ребенка
старшего дошкольного возраста и
самооценки по различным индивидуальным
характеристикам, содержательно связанным
между собой.
Материал:
шкалы Дембо.
Ход
исследования:
первая часть: беседа по типу клинической,
цель которой — выявить наличие и характер
содержательных вербализованных
представлений ребенка о себе, его
ценностные суждения.
Вопросы:
1. Что ты больше
всего на свете любишь? Что вообще ты
любишь? Что тебе нравится?
2. Что ты больше
всего на свете не любишь? Чего ты не
любишь, что тебе не нравится?
3. Представь себе
человека, который бы тебе так нравился,
что ты хотел бы быть таким, как он, хотел
бы быть похожим на него. Какой это
человек? Каким бы ты хотел быть? На кого
бы ты хотел быть похожим?
4. Представь себе
человека, который бы тебе так не нравился,
что ты ни за что не хотел бы быть таким,
как он, не хотел бы быть на него похожим.
Какой это человек? Каким бы ты не хотел
быть? На кого бы ты не хотел быть похожим?
5. Что ты можешь
рассказать о себе? Какой ты сам?
Вторая часть: после
беседы предъявляются шкалы Дембо с
характеристиками, названными детьми в
ответах на вопросы 3,4, 5, и стандартный
набор (хороший — плохой, добрый — злой,
умный — глупый, сильный — слабый, смелый
— трусливый, самый старательный — самый
небрежный).
Инструкция:
“Здесь расположены все люди на свете
— от самых умных до самых глупых
(сопровождается движением руки вдоль
отрезка, сверху вниз), от самых глупых
до самых умных (движение вдоль отрезка
снизу вверх). На самом верху находятся
все самые умные люди на свете, в самом
низу — самые глупые, посередине —
средние. Где ты среди всех этих людей?
Пометь свое место”.
После того, как
ребенок сделал пометку, его спрашивают:
“Ты такой на самом деле или хотел бы
быть таким? Пометь, какой ты на самом
деле и каким хотел бы быть”.
По ответам детей
судят о дифференцированности самооценки
(если по разным характеристикам дети
оценивают себя неодинаково), наличии
или отсутствии деления самооценки на
реальную и идеальную, о возможности
самокритичной самооценки.
Методика «Лесенка»
(Щур В.Г.)
Цель:
определение самооценки ребенка,
восприятие ребенком отношения к нему
взрослых.
Стимульный
материал:
Рисунок лесенки, состоящей из 7 ступенек.
По середине необходимо расположить
фигурку ребенка. Для удобства может
быть вырезана из бумаги фигурка девочки
или мальчика (в зависимости от пола
диагностируемого ребенка), которую
можно поставить на лесенку.
Инструкция:
«Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут
стоит мальчик (девочка) На ступеньку
выше ставят хороших детей, чем выше –
тем лучше, а на самой верхней ступеньке
– самые хорошие ребята. На ступеньку
ниже ставят не очень хороших детей
(показывают), еще ниже – еще хуже, а на
самой нижней ступеньке – самые плохие
ребята. На какую ступеньку ты сам себя
поставишь? А на какую ступеньку тебя
поставят мама? Папа? Воспитательница?
Можно таким же
образом предложить оценить себя по
разным качествам (сильные – слабые,
умные – глупые, добрые – жадные и т.д.)
Анализ
результатов:
Прежде всего, обращают внимание на какую
ступеньку ребенок сам себя поставил.
Считается нормой, если дети 4-6 лет ставят
себя на ступеньку «очень хорошие» и
даже «самые хорошие дети». В любом случае
это должны быть верхние ступеньки, т.к.
положение на любой из нижних ступенек
(а тем более на самой нижней) говорит не
об адекватной оценке себя, а об
отрицательном отношении к себе,
неуверенности в собственных силах. Это
очень серьезное нарушение структуры
личности, которое может привести к
депрессиям, неврозу, асоциальности у
детей. Как правило, это связано с холодным
отношением к детям, отвержением или
суровым, авторитарным воспитанием.
Конкретно об
отношении родителей к ребенку говорят
ответы на вопрос о том, куда его поставят
взрослые. Для нормального, комфортного
самоощущения, которое связано с появлением
чувства защищенности, важно, чтобы
кто-то из взрослых поставил ребенка на
самую высокую ступеньку. В идеале, сам
ребенок может поставить себя на вторую
ступеньку, а мама (или кто-то другой из
родных) ставит его на самую высокую
ступеньку.
Признаком
неблагополучия, как в структуре личности
ребенка, так и в его отношениях с близкими
взрослыми, являются ответы, в которых
все родные ставят его на нижние ступеньки.
Однако, при на
вопрос »куда тебя поставит воспитательница?»
помещение на одну из нижних ступенек
нормально и может служить доказательством
адекватной, правильной самооценки,
особенно в тех случаях, если ребенок
действительно себя плохо ведет и часто
получает замечания.
Исследование
эмоциональной сферы (Н.Л. Белопольская).
Цель:
определить способность воспринимать
и понимать эмоциональное состояние
другого человека.
Материал:
36 карточек с изображением персонажей
(люди, звери), которые находятся в
различном эмоциональном состоянии:
радость, горе, самодовольство, испуг,
агрессия, недовольство (см. приложение
10).
Ход
исследования:
перед ребенком раскладываются карточки
с изображением одного персонажа, например
кошки. Инструкция ребенку: “Посмотри,
здесь кошечка, она очень веселая. Положи
рядом с ней веселого попугая, мишку,
дяденьку и т.д.”.
Ребенок раскладывает
все карточки с одинаковым эмоциональным
состоянием по группам.
Подсчитывается
число правильных и неверных ответов
(из 36).
Проективное
интервью “Три желания”.
Цель:
исследовать эмоциональную деятельность
детей (4 года и старше).
Ход
выполнения:
ребенку предлагаются три ситуации:
—представить
себя волшебником (феей), производящим
три чуда для всех,
—вообразить
себя всемогущим и выразить три своих
заветных желания,
—представить
себя в качестве всемогущего другого
(близкого взрослого) и высказать три
его заветных желания.
Качественный
анализ высказываний детей, наличие или
отсутствие эмоциональной децентрации.
Изучение
эмоционально-нравственного развития.
Цель:
выявить особенности мотивационно-смысловой
ориентации ребенка, нравственные
критерии оценки поступков.
Ребенку предлагают
прослушать несколько коротких рассказов,
участниками которых являются дети. В
качестве обязательных компонентов
рассказы включают: предметные действия
героев, проявление определенного
отношения одного героя к другому,
указание на плохое настроение одного
из героев как следствие такого отношения.
Раскрыть эмоционально-нравственный
смысл рассказа можно лишь при сопоставлении
всех компонентов: действий, отношений
и переживаний героев.
Пример.
Дима — художник. Дима любит рисовать
зверей и часто показывает свои рисунки
брату Саше.
Вечером дети сидели
за столом. Дима нарисовал большого слона
с хоботом, ушами. “Смотри, какой у меня
слон!” — похвалился Дима. “Научи меня
рисовать такого слона”, — попросил его
Саша. “Ты же не умеешь зверей рисовать,
подрасти сначала”, — ответил тот. К
детям подошла мама: “Какой у Димы
красивый слон, как настоящий! А ты,
Саша, что нарисовал?” Но Саша молчал,
низко опустив голову…
Вопросы к ребенку:
— Что ты запомнил?
Расскажи.
— Почему замолчал
Саша?
— Кто тебе понравился,
почему?
— Кто не понравился,
почему?
— Кого похвалили
взрослые, справедливо ли?
— Как бы ты поступил
на месте Димы?
В ответах детей
отражается:
-что является для
них значительным, существенным в оценке
ситуации: ориентация на эмоционально-нравственный
смысл описанного события или на
описание предметных действий героев;
-может ли ребенок
вскрыть причину отрицательных переживаний
героев.
Диагностика
страхов у ребенка (опросник А.И.Захарова).
Цель:
выявить наличие и направленность страхов
у ребенка, Ход выполнения: инструкция
ребенку: “Скажи, пожалуйста, ты боишься
или не боишься:
когда остаешься
один?заболеть?
умереть?
того, что умрут
твои родители?каких-то людей?
маму или папу?
того, что они тебя
накажут?Бабу Ягу, Кощея
Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча?опоздать в детский
сад?страшных снов?
темноты?
волков, медведя,
собак, пауков, змей?машин, поездов,
самолетов?бури, грозы,
урагана, наводнения?когда очень высоко?
маленькой тесной
комнаты, туалета?воды?
огня, пожара?
войны?
врачей (кроме
зубных)?крови?
уколов?
боли?
неожиданных резких
звуков (когда внезапно что-то упадет,
стукнет)?”
На основе полученных
ответов делается вывод о наличии у детей
страхов и их направленности (Захаров
А.Л.) (16).
Исследование
эмпатии.
Цель:
исследование проявлений эмпатии.
Материал:
листы бумаги, цветные карандаши или
строительный материал, конструктор,
пластилин.
Ход
выполнения:
двое детей работают рядом, выполняя
разные по трудности задания в продуктивной
деятельности, внешне разная степень
трудности детям незаметна.
После выполнения
заданий детям разрешается здесь же в
комнате поиграть с привлекательными,
но знакомыми игрушками. Экспериментатор
проводит наблюдение за поведением и
эмоциональным состоянием детей, в
котором нужно получить ответы на вопросы:
заметит ли ребенок, которому досталось
более легкое задание, без подсказки
взрослого, что другому трудно? Как он к
этому отнесется? Что скажет сверстнику?
Что сделает? Сможет ли второй сохранить
свое поведение доброжелательным или
же сразу бросит работу и начнет обвинять
сверстника в своих неудачах?
Определяется
уровень эмпатии: высокий — ребенок сразу
обращает внимание на отрицательные
переживания сверстника и, вопреки
своим интересам, помогает ему; средний
— проявляется неустойчивая
эмоциональная отзывчивость — неоднократный
переход от содействия к безразличию и,
наоборот, борьба разнонаправленных,
одинаковых по силе мотивов; низкий
— ребенок не помогает сверстнику
даже тогда, когда взрослый побуждает
его, активно сопротивляется оказанию
помощи, выстраивая аргументы защитного
характера.
Исследование
произвольности.
Методика “„Да»
и „нет» не говорите” (Е.Е. Кравцова,
для детей старшего дошкольного
возраста).
Цель:
изучить возможности произвольного
регулирования общения ребенка со
взрослым.
Ход
исследования:
инструкция: “Мы с тобой поиграем в игру
“Да и нет не говорите”. Я буду задавать
вопросы” а ты на них отвечай, не называя
запрещенных слов. Запрещенные слова
“да” и “нет”, “не”.
Ребенку задают 25
вопросов, из них 20 вопросов провоцируют
запрещенные ответы, 5 -— нейтральные.
После окончания
игры спрашивают: “Верно ли ты отвечал?
Не употреблял ли запрещенные слова?”
В протоколе
фиксируется время игры, записываются
ответы ребенка, отмечаются особенности
его поведения.
Примерные вопросы:
Сколько тебе лет?
Ты сейчас спишь?
Ночью солнышко
светит?Ты любишь мороженое?
Когда ты идешь в
детский сад?Ты любишь ходить
в детский сад?Какого цвета халат
у доктора?Ты любишь ходить
к врачу?Доктор стрижет
детей?Тебя зовут (назвать
неверное имя)?Коровы умеют
летать?Зимой бывает
жарко?Ты ходишь на
работу?Кто тебе покупает
конфеты?Конфеты бывают
горькими?Трава белого
цвета?Собаки умеют
разговаривать?Машины плавают
по воде?Парикмахер лечит
детей?Ты ходишь в детский
сад?Летом бывает снег?
Ты живешь рядом
с детским садом?В детском саду
много игрушек?На снегу растут
цветы?Овощи растут на
грядке?
Для оценки уровня
развития (высокий, средний, низкий),
произвольности в общении со взрослым
подсчитывается процент верных ответов.
Методика “Домик”
(Н.И. Гуткина, для детей 6—7 лет).
Цель:
определить развитие произвольного
внимания ребенка,
Материал:
картинка, изображающая домик, отдельные
детали которого построены из элементов
прописных букв, лист бумаги, карандаш.
Ход
выполнения:
инструкция ребенку: “Перед тобой лежат
лист бумаги и карандаш. Я прошу нарисовать
точно такую картинку, какую ты видишь
на этом рисунке. Не торопись, постарайся,
чтобы твой рисунок был точно такой же,
как на образце. Если ты что-то не так
нарисуешь, то стирать резинкой нельзя,
а надо поверх неправильного или рядом
нарисовать правильно”.
Безошибочное
копирование рисунка — 0 баллов. Чем хуже
выполнено задание, тем выше суммарная
оценка. В качестве ошибок рассматриваются:
а) неправильно
изображенный элемент (1 балл). Если этот
элемент неправильно изображен во
всех деталях рисунка, то 1 балл начисляется
за все неправильные детали (колечки
дыма, деталь забора). Правая и левая
часть забора оцениваются отдельно.
Неверно воспроизведенное количество
элементов (например, колечек дыма) не
считается за ошибку;
б) замена одного
элемента другими (1 балл);
в) отсутствие
элемента (1 балл);
г) разрывы между
линиями в тех местах, где они должны
быть соединены (1 балл).
Хорошо развитая
произвольность — 0 баллов,
Среднее развитие
произвольности — 1—2 балла.
Слабое развитие
произвольности — больше четырех баллов.
Методика “Образец
и правило” (А.Л.Венгер).
Цель:
выявить умение руководствоваться
системой условий задачи, преодолевая
отвлекающее влияние посторонних
факторов. Определить уровень развития
наглядно-образного мышления 6-летних
детей.
Материал:
книжечки с заданиями (приложение 11). На
первой странице книжечки записываются
данные о ребенке и дата проведения
обследования.
Ход
исследования:
инструкция: “У всех вас такие же книжечки,
как у меня. Видите, здесь были точки
(показать на вершины треугольника).
Их соединили так, что получился рисунок
(провести пальцем по сторонам
треугольника). Рядом тоже есть точки
(указать точки справа от треугольника-образца).
Вы соедините их так, чтобы получился
рисунок, как тут (показать на образец).
Здесь есть лишние точки, их соединять
не надо. А теперь посмотрите — точки
все одинаковые или разные?
Правильно, они
разные. Одни точки — как маленькие
крестики, другие — как маленькие кружочки.
Вам нужно запомнить правило: нельзя
проводить линию между одинаковыми
точками, нельзя проводить линию между
двумя кружками, двумя крестиками или
между двумя треугольниками. Линию
можно проводить только между двумя
разными точками. Если какую-то линию вы
проведете неправильно, обязательно
скажите мне, мы сотрем ее резинкой. Когда
нарисуете одну фигуру, переверните
страницу и рисуйте следующую. Правило
остается таким же: нельзя проводить
линию между двумя одинаковыми точками
”.
Затем детям
предлагают приступить к выполнению
задания. Проверяющий и ассистент следят
за тем, чтобы не была пропущена какая-либо
задача, чтобы, закончив решение очередной
задачи, каждый ребенок переходил к
следующей. По просьбе детей стирают
указанные ими линии. Никакие
дополнительные разъяснения детям не
даются, все их действия поощряются (даже
в случае неверного решения). По просьбе
ребенка ему может быть индивидуально
повторена инструкция, может быть
разъяснено, что наличие в изображенной
фигуре двух одинаковых точек не запрещено
правилом. Единственное требование
состоит в том, чтобы такие точки не были
соединены отрезком, т.е. линией. Пассивных
детей нужно ободрять, стимулировать,
объясняя, что лучше решить задачу с
ошибкой, чем вовсе не решить.
Оценка результатов:
за каждую из шести задач ставится оценка
(от 0 до 2 баллов). Если в задаче нарушено
правило и неправильно воспроизведен
образец, ставится 0 баллов. Нарушено
правило, но правильно воспроизведен
образец; не нарушено правило, но
неправильно воспроизведен образец — 1
балл. Не нарушено правило и правильно
воспроизведен образец — 2 балла.
Если при выполнении
какой-либо задачи ребенок провел хотя
бы одну линию между заданными точками,
ставится 0 баллов (за исключением тех
случаев, когда имеется лишь небольшая
неточность, вызванная моторными или
сенсорными трудностями). В случае, когда
ребенок сам ставит дополнительные
точки, а затем проводит между ними линию,
выполнение задания также оценивается
0 баллов. Погрешности в проведении
линий (кривые, дрожащие и т.п.) не снижают
оценки.
Подсчитывается
общее количество баллов. Оно может
колебаться в пределах от 0 до 12 баллов.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник