Эффективная методика изучения развития личности ребенка

Эффективная методика изучения развития личности ребенка thumbnail

Определение
развития мотивационной сферы (Н.Л.
Белопольская, в модификации A.M. Прихожан).

Цель: определить
доминирование учебных или игровых
мотивов.

Материал: два листа
бумаги, карандаш или ручка.

Ход выполнения:
инструкция детям: “Сейчас мы будем
учиться красиво писать букву О. Если
хочешь получить за свою работу са­мую
высокую оценку — 5, то надо красиво
написать как можно боль­ше (не менее
одной строчки)”.

Затем перед ребенком
ставят фигурки (изображения) зайца и
вол­ка. Предлагают поиграть в игру, в
которой зайцу надо спрятаться от волка,
чтобы тот его не съел. Ребенок может
помочь зайцу, если нари­сует для него
большое поле с ровными рядами капусты.
Поле — лист бумаги, а капуста — кружочки.

Сравнивается
выполнение двух вариантов заданий и
делается вы­вод о доминировании
учебных или игровых мотивов.

Методика “Три
желания”.

Цель:
изучить ценностные ориентации ребенка,
потребностную сфе­ру, воображение.

Ход
исследования:

ребенку предлагают назвать три желания,
ко­торые бы он хотел высказать
волшебнику.

Оценка результатов.
Качественный анализ ответов ребенка
позво­ляет сделать выводы об особенностях
мотивационно-потребностной сферы.

Методика
“Шапка-невидимка”.

Цель:
изучить потребностную сферу ребенка,
воображение, а так­же особенности его
взаимоотношений с детьми и взрослыми.

Ход
исследования:

ребенка просят ответить, хотел бы он,
чтобы у него была шапка-невидимка, и что
он с ней делал бы в детском саду, дома,
на улице.

Выводы делаются
на основании качественного анализа
содержа­ния ответов ребенка. Обращается
внимание на степень соответствия
воображаемого поведения ребенка
социальным нормам.

Изучение общей
Я-концепции и самооценки (модифицированный
вариант методики

Дембо—Рубинштейн,
разработанный Е.З. Басиной для детей 6
лет).

Цель:
выявить особенности Я-концепции ребенка
старшего дош­кольного возраста и
самооценки по различным индивидуальным
характеристикам, содержательно связанным
между собой.

Материал:
шкалы Дембо.

Ход
исследования:

первая часть: беседа по типу клинической,
цель которой — выявить наличие и характер
содержательных вербализо­ванных
представлений ребенка о себе, его
ценностные суждения.

Вопросы:

1. Что ты больше
всего на свете любишь? Что вообще ты
любишь? Что тебе нравится?

2. Что ты больше
всего на свете не любишь? Чего ты не
любишь, что тебе не нравится?

3. Представь себе
человека, который бы тебе так нравился,
что ты хотел бы быть таким, как он, хотел
бы быть похожим на него. Какой это
человек? Каким бы ты хотел быть? На кого
бы ты хотел быть похожим?

4. Представь себе
человека, который бы тебе так не нравился,
что ты ни за что не хотел бы быть таким,
как он, не хотел бы быть на него похожим.
Какой это человек? Каким бы ты не хотел
быть? На кого бы ты не хотел быть похожим?

5. Что ты можешь
рассказать о себе? Какой ты сам?

Вторая часть: после
беседы предъявляются шкалы Дембо с
характеристиками, названными детьми в
ответах на вопросы 3,4, 5, и стандартный
набор (хороший — плохой, добрый — злой,
умный — глупый, сильный — слабый, смелый
— трусливый, самый старательный — самый
небрежный).

Инструкция:
“Здесь расположены все люди на свете
— от самых умных до самых глупых
(сопровождается движением руки вдоль
отрезка, сверху вниз), от самых глупых
до самых умных (движение вдоль отрезка
снизу вверх). На самом верху находятся
все самые умные люди на свете, в самом
низу — самые глупые, посередине —
средние. Где ты среди всех этих людей?
Пометь свое место”.

После того, как
ребенок сделал пометку, его спрашивают:
“Ты та­кой на самом деле или хотел бы
быть таким? Пометь, какой ты на самом
деле и каким хотел бы быть”.

По ответам детей
судят о дифференцированности самооценки
(если по разным характеристикам дети
оценивают себя неодинаково), наличии
или отсутствии деления самооценки на
реальную и идеаль­ную, о возможности
самокритичной самооценки.

Методика «Лесенка»
(Щур В.Г.)

Цель:
определение самооценки ребенка,
восприятие ребенком отношения к нему
взрослых.

Стимульный
материал
:
Рисунок лесенки, состоящей из 7 ступенек.
По середине необходимо расположить
фигурку ребенка. Для удобства может
быть вырезана из бумаги фигурка девочки
или мальчика (в зависимости от пола
диагностируемого ребенка), которую
можно поставить на лесенку.

Инструкция:
«Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут
стоит мальчик (девочка) На ступеньку
выше ставят хороших детей, чем выше –
тем лучше, а на самой верхней ступеньке
– самые хорошие ребята. На ступеньку
ниже ставят не очень хороших детей
(показывают), еще ниже – еще хуже, а на
самой нижней ступеньке – самые плохие
ребята. На какую ступеньку ты сам себя
поставишь? А на какую ступеньку тебя
поставят мама? Папа? Воспитательница?

Можно таким же
образом предложить оценить себя по
разным качествам (сильные – слабые,
умные – глупые, добрые – жадные и т.д.)

Анализ
результатов:

Прежде всего, обращают внимание на какую
ступеньку ребенок сам себя поставил.
Считается нормой, если дети 4-6 лет ставят
себя на ступеньку «очень хорошие» и
даже «самые хорошие дети». В любом случае
это должны быть верхние ступеньки, т.к.
положение на любой из нижних ступенек
(а тем более на самой нижней) говорит не
об адекватной оценке себя, а об
отрицательном отношении к себе,
неуверенности в собственных силах. Это
очень серьезное нарушение структуры
личности, которое может привести к
депрессиям, неврозу, асоциальности у
детей. Как правило, это связано с холодным
отношением к детям, отвержением или
суровым, авторитарным воспитанием.

Конкретно об
отношении родителей к ребенку говорят
ответы на вопрос о том, куда его поставят
взрослые. Для нормального, комфортного
самоощущения, которое связано с появлением
чувства защищенности, важно, чтобы
кто-то из взрослых поставил ребенка на
самую высокую ступеньку. В идеале, сам
ребенок может поставить себя на вторую
ступеньку, а мама (или кто-то другой из
родных) ставит его на самую высокую
ступеньку.

Признаком
неблагополучия, как в структуре личности
ребенка, так и в его отношениях с близкими
взрослыми, являются ответы, в которых
все родные ставят его на нижние ступеньки.

Однако, при на
вопрос »куда тебя поставит воспитательница?»
помещение на одну из нижних ступенек
нормально и может служить доказательством
адекватной, правильной самооценки,
особенно в тех случаях, если ребенок
действительно себя плохо ведет и часто
получает замечания.

Исследование
эмоциональной сферы (Н.Л. Белопольская).

Цель:
определить способность воспринимать
и понимать эмоцио­нальное состояние
другого человека.

Материал:
36 карточек с изображением персонажей
(люди, зве­ри), которые находятся в
различном эмоциональном состоянии:
ра­дость, горе, самодовольство, испуг,
агрессия, недовольство (см. прило­жение
10).

Ход
исследования:

перед ребенком раскладываются карточки
с изображением одного персонажа, например
кошки. Инструкция ре­бенку: “Посмотри,
здесь кошечка, она очень веселая. Положи
рядом с ней веселого попугая, мишку,
дяденьку и т.д.”.

Ребенок раскладывает
все карточки с одинаковым эмоциональ­ным
состоянием по группам.

Подсчитывается
число правильных и неверных ответов
(из 36).

Проективное
интервью “Три желания”.

Цель:
исследовать эмоциональную деятельность
детей (4 года и старше).

Ход
выполнения:

ребенку предлагаются три ситуации:

представить
себя волшебником (феей), производящим
три чуда для всех,

вообразить
себя всемогущим и выразить три своих
заветных желания,

представить
себя в качестве всемогущего другого
(близкого взрослого) и высказать три
его заветных желания.

Качественный
анализ высказываний детей, наличие или
отсутствие эмоциональной децентрации.

Изучение
эмоционально-нравственного развития.

Цель:
выявить особенности мотивационно-смысловой
ориентации ребенка, нравственные
критерии оценки поступков.

Ребенку предлагают
прослушать несколько коротких рассказов,
участниками которых являются дети. В
качестве обязательных ком­понентов
рассказы включают: предметные действия
героев, проявле­ние определенного
отношения одного героя к другому,
указание на плохое настроение одного
из героев как следствие такого отноше­ния.
Раскрыть эмоционально-нравственный
смысл рассказа можно лишь при сопоставлении
всех компонентов: действий, отношений
и переживаний героев.

Пример.
Дима — художник. Дима любит рисовать
зверей и часто показывает свои рисунки
брату Саше.

Вечером дети сидели
за столом. Дима нарисовал большого слона
с хоботом, ушами. “Смотри, какой у меня
слон!” — похвалился Дима. “Научи меня
рисовать такого слона”, — попросил его
Саша. “Ты же не умеешь зверей рисовать,
подрасти сначала”, — ответил тот. К
детям подошла мама: “Какой у Димы
красивый слон, как настоя­щий! А ты,
Саша, что нарисовал?” Но Саша молчал,
низко опустив голову…

Вопросы к ребенку:

— Что ты запомнил?
Расскажи.

— Почему замолчал
Саша?

— Кто тебе понравился,
почему?

— Кто не понравился,
почему?

— Кого похвалили
взрослые, справедливо ли?

— Как бы ты поступил
на месте Димы?

В ответах детей
отражается:

-что является для
них значительным, существенным в оценке
ситуации: ориентация на эмоционально-нравственный
смысл опи­санного события или на
описание предметных действий героев;

-может ли ребенок
вскрыть причину отрицательных пережива­ний
героев.

Диагностика
страхов у ребенка (опросник А.И.Захарова).

Цель:
выявить наличие и направленность страхов
у ребенка, Ход выполнения: инструкция
ребенку: “Скажи, пожалуйста, ты боишься
или не боишься:

  1. когда остаешься
    один?

  2. заболеть?

  3. умереть?

  4. того, что умрут
    твои родители?

  5. каких-то людей?

  6. маму или папу?

  7. того, что они тебя
    накажут?

  8. Бабу Ягу, Кощея
    Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча?

  9. опоздать в детский
    сад?

  10. страшных снов?

  11. темноты?

  12. волков, медведя,
    собак, пауков, змей?

  13. машин, поездов,
    самолетов?

  14. бури, грозы,
    урагана, наводнения?

  15. когда очень высоко?

  16. маленькой тесной
    комнаты, туалета?

  17. воды?

  18. огня, пожара?

  19. войны?

  20. врачей (кроме
    зубных)?

  21. крови?

  22. уколов?

  23. боли?

  24. неожиданных резких
    звуков (когда внезапно что-то упадет,
    стукнет)?”

На основе полученных
ответов делается вывод о наличии у детей
страхов и их направленности (Захаров
А.Л.) (16).

Исследование
эмпатии.

Цель:
исследование проявлений эмпатии.

Материал:
листы бумаги, цветные карандаши или
строительный материал, конструктор,
пластилин.

Ход
выполнения:

двое детей работают рядом, выполняя
разные по трудности задания в продуктивной
деятельности, внешне разная сте­пень
трудности детям незаметна.

После выполнения
заданий детям разрешается здесь же в
комна­те поиграть с привлекательными,
но знакомыми игрушками. Экспе­риментатор
проводит наблюдение за поведением и
эмоциональным состоянием детей, в
котором нужно получить ответы на вопросы:
заметит ли ребенок, которому досталось
более легкое задание, без под­сказки
взрослого, что другому трудно? Как он к
этому отнесется? Что скажет сверстнику?
Что сделает? Сможет ли второй сохранить
свое поведение доброжелательным или
же сразу бросит работу и начнет обвинять
сверстника в своих неудачах?

Определяется
уровень эмпатии: высокий — ребенок сразу
обра­щает внимание на отрицательные
переживания сверстника и, вопре­ки
своим интересам, помогает ему; средний
— проявляется неустой­чивая
эмоциональная отзывчивость — неоднократный
переход от содействия к безразличию и,
наоборот, борьба разнонаправленных,
оди­наковых по силе мотивов; низкий
— ребенок не помогает сверстни­ку
даже тогда, когда взрослый побуждает
его, активно сопротивляет­ся оказанию
помощи, выстраивая аргументы защитного
характера.

Исследование
произвольности.

Методика “„Да»
и „нет» не говорите” (Е.Е. Кравцова,
для де­тей старшего дошкольного
возраста).

Цель:
изучить возможности произвольного
регулирования обще­ния ребенка со
взрослым.

Ход
исследования:

инструкция: “Мы с тобой поиграем в игру
“Да и нет не говорите”. Я буду задавать
вопросы” а ты на них отвечай, не называя
запрещенных слов. Запрещенные слова
“да” и “нет”, “не”.

Ребенку задают 25
вопросов, из них 20 вопросов провоцируют
зап­рещенные ответы, 5 -— нейтральные.

После окончания
игры спрашивают: “Верно ли ты отвечал?
Не употреблял ли запрещенные слова?”

В протоколе
фиксируется время игры, записываются
ответы ре­бенка, отмечаются особенности
его поведения.

Примерные вопросы:

  1. Сколько тебе лет?

  2. Ты сейчас спишь?

  3. Ночью солнышко
    светит?

  4. Ты любишь мороженое?

  5. Когда ты идешь в
    детский сад?

  6. Ты любишь ходить
    в детский сад?

  7. Какого цвета халат
    у доктора?

  8. Ты любишь ходить
    к врачу?

  9. Доктор стрижет
    детей?

  10. Тебя зовут (назвать
    неверное имя)?

  11. Коровы умеют
    летать?

  12. Зимой бывает
    жарко?

  13. Ты ходишь на
    работу?

  14. Кто тебе покупает
    конфеты?

  15. Конфеты бывают
    горькими?

  16. Трава белого
    цвета?

  17. Собаки умеют
    разговаривать?

  18. Машины плавают
    по воде?

  19. Парикмахер лечит
    детей?

  20. Ты ходишь в детский
    сад?

  21. Летом бывает снег?

  22. Ты живешь рядом
    с детским садом?

  23. В детском саду
    много игрушек?

  24. На снегу растут
    цветы?

  25. Овощи растут на
    грядке?

Для оценки уровня
развития (высокий, средний, низкий),
произ­вольности в общении со взрослым
подсчитывается процент верных ответов.

Методика “Домик”
(Н.И. Гуткина, для детей 6—7 лет).

Цель:
определить развитие произвольного
внимания ребенка,

Материал:
картинка, изображающая домик, отдельные
детали ко­торого построены из элементов
прописных букв, лист бумаги, каран­даш.

Ход
выполнения:

инструкция ребенку: “Перед тобой лежат
лист бумаги и карандаш. Я прошу нарисовать
точно такую картинку, ка­кую ты видишь
на этом рисунке. Не торопись, постарайся,
чтобы твой рисунок был точно такой же,
как на образце. Если ты что-то не так
нарисуешь, то стирать резинкой нельзя,
а надо поверх неправиль­ного или рядом
нарисовать правильно”.

Безошибочное
копирование рисунка — 0 баллов. Чем хуже
вы­полнено задание, тем выше суммарная
оценка. В качестве ошибок рассматриваются:

а) неправильно
изображенный элемент (1 балл). Если этот
эле­мент неправильно изображен во
всех деталях рисунка, то 1 балл на­числяется
за все неправильные детали (колечки
дыма, деталь забо­ра). Правая и левая
часть забора оцениваются отдельно.
Неверно воспроизведенное количество
элементов (например, колечек дыма) не
считается за ошибку;

б) замена одного
элемента другими (1 балл);

в) отсутствие
элемента (1 балл);

г) разрывы между
линиями в тех местах, где они должны
быть соединены (1 балл).

Хорошо развитая
произвольность — 0 баллов,

Среднее развитие
произвольности — 1—2 балла.

Слабое развитие
произвольности — больше четырех баллов.

Методика “Образец
и правило” (А.Л.Венгер).

Цель:
выявить умение руководствоваться
системой условий зада­чи, преодолевая
отвлекающее влияние посторонних
факторов. Опре­делить уровень развития
наглядно-образного мышления 6-летних
де­тей.

Материал:
книжечки с заданиями (приложение 11). На
первой странице книжечки записываются
данные о ребенке и дата проведе­ния
обследования.

Ход
исследования:

инструкция: “У всех вас такие же книжечки,
как у меня. Видите, здесь были точки
(показать на вершины треу­гольника).
Их соединили так, что получился рисунок
(провести паль­цем по сторонам
треугольника). Рядом тоже есть точки
(указать точки справа от треугольника-образца).
Вы соедините их так, чтобы получился
рисунок, как тут (показать на образец).
Здесь есть лишние точки, их соединять
не надо. А теперь посмотрите — точки
все оди­наковые или разные?

Правильно, они
разные. Одни точки — как маленькие
крестики, другие — как маленькие кружочки.
Вам нужно запомнить правило: нельзя
проводить линию между одинаковыми
точками, нельзя про­водить линию между
двумя кружками, двумя крестиками или
меж­ду двумя треугольниками. Линию
можно проводить только между двумя
разными точками. Если какую-то линию вы
проведете непра­вильно, обязательно
скажите мне, мы сотрем ее резинкой. Когда
на­рисуете одну фигуру, переверните
страницу и рисуйте следующую. Правило
остается таким же: нельзя проводить
линию между двумя одинаковыми точками
”.

Затем детям
предлагают приступить к выполнению
задания. Проверяющий и ассистент следят
за тем, чтобы не была пропущена какая-либо
задача, чтобы, закончив решение очередной
задачи, каждый ребенок переходил к
следующей. По просьбе детей стирают
ука­занные ими линии. Никакие
дополнительные разъяснения детям не
даются, все их действия поощряются (даже
в случае неверного реше­ния). По просьбе
ребенка ему может быть индивидуально
повторена инструкция, может быть
разъяснено, что наличие в изображенной
фигуре двух одинаковых точек не запрещено
правилом. Единствен­ное требование
состоит в том, чтобы такие точки не были
соединены отрезком, т.е. линией. Пассивных
детей нужно ободрять, стимулиро­вать,
объясняя, что лучше решить задачу с
ошибкой, чем вовсе не решить.

Оценка результатов:
за каждую из шести задач ставится оценка
(от 0 до 2 баллов). Если в задаче нарушено
правило и неправильно воспроизведен
образец, ставится 0 баллов. Нарушено
правило, но пра­вильно воспроизведен
образец; не нарушено правило, но
неправильно воспроизведен образец — 1
балл. Не нарушено правило и правиль­но
воспроизведен образец — 2 балла.

Если при выполнении
какой-либо задачи ребенок провел хотя
бы одну линию между заданными точками,
ставится 0 баллов (за исклю­чением тех
случаев, когда имеется лишь небольшая
неточность, выз­ванная моторными или
сенсорными трудностями). В случае, когда
ребенок сам ставит дополнительные
точки, а затем проводит между ними линию,
выполнение задания также оценивается
0 баллов. По­грешности в проведении
линий (кривые, дрожащие и т.п.) не снижа­ют
оценки.

Подсчитывается
общее количество баллов. Оно может
колебаться в пределах от 0 до 12 баллов.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Выступдение на региональном семинаре

«Методы личностного развития дошкольников».

Методы личностного развития дошкольников.

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Необходимость детального и углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся практикой работы ОУ и актуальностью разработки программ и методик использования современных технологий социально-личностного развития дошкольников.

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

Проект стандарта дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ОУ, выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся:

  • развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
  • создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;
  • формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);
  • воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;
  • приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;
  • развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;
  • создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;
  • формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.

Основная цель педагогов– помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений. Педагогическая технология социально-личностного развития детей осуществляется поэтапно:

  • сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников;
  • перспективное планирование работы с детьми по социально-личностному развитию;
  • систематическая работа с детьми по социально-личностному развитию;
  • коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем.

Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется из педагогов, педагога-психолога, музыкальных руководителей. Педагог формирует у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию. Музыкальные руководители помогают в создании драматизаций, обыгрывании ситуаций с использованием музыки. Педагог-психолог ведёт работу с детьми по овладению языком эмоций, коррекции агрессивности; формированию уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания.

В целях обеспечения социального партнёрства ОУ и семьи необходимо уделять большое внимание работе с родителями. Для обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей по социально-личностному направлению работы с детьми необходимо составить план работы с родителями в этом направлении, а для ознакомления родителей с работой ОУ используются родительские собрания, консультации, открытые занятия, совместные праздники.

Для реализации задач социально-личностного развития детей дошкольного возраста педагогам необходим высокий уровень профессиональной компетентности, ведь процесс социального воспитания ребёнка требует от педагога освоения специальных профессиональных установок и понимания своеобразия авторских программ дошкольного образования.

Социализация через игру

Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. Дело в том, что до 7 лет игра остается ведущей деятельностью детей. Общение же – составляющая часть ее. В процессе игры развитие ребенка движется быстрыми темпами: социальное, психическое, эмоциональное… Присмотритесь, как играют дети: чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых – играют в магазин, в доктора, в детский сад или школу, в «дочки-матери»…

При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга – то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать.

Другие социальные факторы развития ребенка

Для социального развития дошкольников огромное значение имеет не только игра. Занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека. Ребенок очень глубоко воспринимает прекрасное – значит, его нужно познакомить с лучшими творениями человека, показать репродукции картин или посетить вместе с ним выставку, музей, галерею. Следует подготовиться к такому походу, потому что ребенок обязательно будет задавать множество вопросов, на которые взрослому придется отвечать.

Педагог должен помочь ребенку усвоить сложившиеся этические нормы и правила поведения, сформировать гуманное отношение к окружающим людям, к природе.

Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов – чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития. Вот почему сегодня мы обращаемся к личности ребёнка, анализу процессов, влияющих на её формирование.

Актуальность. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным, умеющим общаться с окружающими его людьми. Чтобы научить ребенка общению, нужно много терпения, любви и желания помочь ему разобраться в слож-ном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. В дошкольном возрасте формируется целостный жизненный опыт ребенка. Социальное развитие это процесс во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества где ему предстоит жить с другими людьми, учитывая ихинтересы, правила и нормы поведения. Он принимает возрастные нормы поведения в группе сверстников, учится эффективным способам выхода из трудных ситуаций, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы, учится влиять на других, развлекается, познает мир, себя и окружающих.

В связи с этим проблема социально-личностного развития – развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром – всегда была и ныне остаётся особо актуальной на данном современном этапе.

Концепция модернизации Российского образования подчёркивает: «Важнейшие задачи воспитания – формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе».

В процессе реализации опыта прогнозировала:

приобретение детьми социального опыта, который преобразуется ими в процессе осмысления собственной деятельности в практические навыки.

овладение навыками толерантного поведения в обществе, что является основой поведения в старшем возрасте.

развитие интереса дошкольников к истории родной семьи и страны;

повышение уровня информированности родителей о деятельности МБДОУ по данной теме;

увеличение процента включенности родителей в жизнь детского сада и группы в частности;

расширение творческих способностей педагогов;

Являясь приоритетным в работе социально – личностное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования.

В последние годы широко использую программы:

1. «Я- человек» (С. И. Козловой и др.)

2. «Основа безопасности детей дошкольного возраста» (Р. Б. Стеркиной)

3. На будущее планирую работу по программе «Одаренный ребенок» (Л. А. Венгера)

Исходя из материалов программ запланировала следующие цели и составила план работы по направлению:

— Создавать условия для полноценного социального развития;

— Продумывать виды и формы педагогической деятельности по образовательным областям, в том числе специальные мероприятия, формирующие уверенность в себе, чувство собственного достоинства, позитивное отношение к миру, потребность в сопереживании;

— Определять уровень развития каждого ребенка на основе диагностик.

Следует отметить, что социально – личностное развитие происходит успешно при условии его включения в различные моменты образовательного процесса (НОД, совместная деятельность воспитателяребенкасамостоятельная деятельность детей и при работе с родителями) .

Кроме этого разработала технологическую карту мероприятий, которая позволяет учесть в течении дня всю запланированную деятельность.

Большое значение в работе в становлении личности придаю развитию речи ребенка. Чем лучше у ребёнка развита речь, тем проще ему устанавливать контакты со сверстниками, проявлять активность в играх, дискуссиях, понимать смысл сказанного сверстниками и взрослыми.

В работе с детьми использую сказки социального характера, в процессе рассказывания которых дети узнают о том, что нужно находить себе друзей, что одному бывает скучно и грустно (сказка «Как грузовичок друга искал») ; что нужно быть вежливым (сказка «О не воспитанном мышонке») ; рассказы (Л. Толстого «Два товарища», К. Ушинского «Вместе тесно, врозь скучно», А. Барто «Вовка добрая душа», Н. Калинина «Разве так играют? ») .

Учу детей постигать мир через знакомство с основными эстетическими категориями, находящимися в оппозиции: правда-ложь, храбрость-трусость, щедрость-жадность и так далее. Весь этот материал берём из сказок, фольклорных и литературных произведений и повседневных, бытовых жизненных событий. Заметила, что чем чаще дети участвуют в обсуждении различных проблемных ситуациях, слушают рассказы, сказки, в выполнении игровых упражнений, тем лучше разбираются в окружающей действительности, учатся оценивать свои и чужие поступки, выбирают собственную линию поведения и взаимодействия с окружающими. Основной вид деятельности ребёнка – это игра. И посредством детской игровой деятельности удовлетворяем важнейшие социальные потребности ребёнка: самостоятельность, инициативность, умение играть рядом, договариваться и так далее. Играя, ребёнок всегда находится на стыке реального игрового мира – это основное достижение игры, такие игры как «Моя семья», «В гостях», «Магазин игрушек», «Супермаркет», «Дом моделей» и так далее.

Большое значение придаю дидактическим играм, как средству всестороннего воспитания личности ребёнка. Учу детей находить характерные признаки в явлениях окружающего мира, делать выводы, умозаключения, такие как «Подумай, отгадай», «Кто больше знает», «Ответь на вопросы», «Как Буратино стал вежливым» и так далее.

С багажом знаний полученным в результате проведённой деятельности у ребёнка формируются те качества личности, с которыми он успешно и уверенно зашагает по жизни.

Социально-личностное развитие многоаспектно, трудозатратно. Основная наша цель – помочь детям войти в современный мир.

Педагогические технологии социально-личностного развития детей осуществляю поэтапно:

Начала свою работу со сбора информации об индивидуально личностных особенностях воспитанников;

перспективное планирование работы;

систематическая работа с детьми по социально-личностному развитию;

коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем, которую разрешаю совместно с педагогом психологом.

В группе создано воспитательно-образовательное пространство, в котором дети умеют и любят общаться, проявляют инициативу, самостоятельны в выборе деятельности и партнёров.

В своей работе в нашей подготовительной группе наибольшей эмоциональный отклик находят у ребят такие ситуации как:

1. Практические ситуации гуманистического выбора.

Дошкольники становятся перед выбором: откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные интересы и проявить безразличие? Откликнуться на просьбу помочь или проигнорировать её?

Поведение детей в ситуациях выбора помогает лучше понять особенности их социально-личностного развития.

2. Практические ситуации проблемного характера типа «Как быть, что делать? »

Это различные ситуации затруднения, которые я создаю, чтобы пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильные решения.

3. Практические ситуации «Мы самые старшие в детском саду».

Дети учатся проявлять заботу о малышах, у них развивается чувство самоуважения, доброе отношение к маленьким, понимание их проблем.

Были организованы ситуации «Порадуем малышей подарками, сделанными своими руками», «Приготовим для малышей концерт», «Покажем сказку», «Поможем сделать снежную горку».

4. Ситуации типа «Мы дружим со школьниками»

Старшие дошкольники приобретают опыт сотрудничества с учащимися школы: «У нас спортивный праздник», «Совместная литературная викторина в библиотеке», «Мы ждём наших учителей».

5. Очень увлекают детей ситуации типа «Научи своего друга тому, что умеешь сам».

Побуждаем детей к проявлению внимания друг к другу, взаимопомощи и сотрудничеству. Дети делятся опытом, помогаем им войти в роль «учителя», т. е. быть терпеливыми, внимательными и снисходительными к ошибкам и трудностям сверстников.

6. Также дети участвуют в играх-имитациях: смены эмоциональных и физических состояний, имитаций состояний природы и т. д.

Хочется подчеркнуть, что нашим неизменным помощником в социально-личностном развитии детей является семья. Как правило социализация осуществляется в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений и обычаев от поколения к поколению.

Таким образом, реализация задач раздела «Социально-личностное развитие» играет значительную роль в развитии личности дошкольников и готовит его для перехода в школу.

Мы делаем всё, чтобы наши дети шли по жизни с открытым сердцем и живым умом, с добром и уважением, стали патриотами нашей планеты Земля.

Спасибо за внимание.

Используемая литература:

1. Коломийченко Л. Программа социального развития// Дошкольное воспитание, №1, 5, 8/2005.

2. О социализации дошкольников // Дошкольное воспитание, №4/2006.

3. Стрельченко Г. Социальное развитие дошкольника// Дошкольное образование (приложение). – 2006.

Источник