Эдипова фаза в развитии ребенка

У детей на ранних этапах развития возникает непреодолимая тяга к матери и отцу. Часто она переходит в Эдипов комплекс.

В одной древнегреческой легенде рассказывается про Эдипа. Он убил собственного отца, а потом взял в жены маму. Об этой легенде люди знают достаточно давно.

Помимо того, что про Эдипов комплекс очень многое написано в литературе, о нем известно даже в сфере медицины.

Что такое Эдипов комплекс?

Проявляется данный комплекс, когда ребенку исполняется минимум 3 годика и максимум 6 лет. Однако последствия от этой патологии могут проявляться, когда ребенок становится взрослым. Зачастую данное явление касается мальчиков: они начинают тянуться к собственной маме, постоянно конфликтовать с папой. Что из себя представляет Эдипов комплекс? Это нормальное развитие психики ребенка либо определенное отклонение?

ВАЖНО: Эдипов комплекс – состояние, когда ребенка сильно влечет к родителю иного пола. Ребенок может чувствовать ревность к маме или папе, враждебно относиться к родителю своего пола.

Фактически данный комплекс считается первой привязанностью ребенка к какому-то родителю. Это проявление сексуальности, плюс желание ее постоянно проявлять. Малыш, привязываясь к какому-то родителю, пытается в нем отыскать того, кто относился бы к ребенку по-особенному. Зачастую это мама для мальчика. Малыш начинает чувствовать сильнейшую привязанность к маме, ревновать ее к папе.

Тяга к родителям

  • Как было сказано выше, название этого комплекса произошло благодаря мифу, в котором рассказывалось про Эдипа. Человек, убивший в будущем собственного отца, был воспитан отдельно от семьи, а потому был совсем не знаком с настоящими родителями.
  • В один день он встретился с папой, а потом убил его. Он женился на матери, не зная всей правды. У них даже появились детки. Немного позже он все узнал, ослеп, а супруга мужчины (его же мама) повесилась.

Конечно же, этот случай мог бы быть не таким печальным. Зигмунд Фрейд рассказывает о нем, как о нормальном развитии детей, возраст которых составляет не более 5 лет. Помимо этого, этот комплекс может даже не проявлять себя, не вызывать каких-то симптомов. Знаменитый психоаналитик утверждает, что подобное поведение считается одним из обычных этапов, когда формируется детская психика в таком возрасте. Он решил на своем примере указать, что был сильно влюблен в маму, ревновал к папе.

Данный термин официально ввели в 10 году прошлого столетия. О термине упоминалось в работах Фрейда. В ней он рассказывает о том, как формируются мужские предпочтения, когда тот выбирает для себя партнера.

Фрейд работал над этим

Знаменитый психиатр Фрейд взял для основы собственного понимания развития человеческой психики теорию, в которой говорилось про сексуальность. Как указано в этой теории, детки проходят во время развития некоторые догенитальные стадии, пока у них не наступила половая зрелость. Соответственно благодаря данным стадиям развивается психика детей.

Во время возникновения каких-то травмирующих случаев либо событий они способны отразиться на будущем ребенка. Проявляются они в зависимости от стадии, которая сопровождает малыша в определенном возрасте.

Существуют следующие стадии развития ребенка, которые могут формировать Эдипов комплекс:

  • Оральная. Такая стадия может развиваться у малыша, когда ему не более 1.5 годиков. Каждое переживание, познание окружающего мира происходит при помощи рта. В данном периоде, как указывает Фрейд, малыш направляет собственную энергию только на себя самого. Грудь мамы, как один источник большого удовольствия, ребенок воспринимает, как свою собственность, а потому не отказывается от нее никогда. На данной стадии роста человеческой психики начинают формироваться первые «нотки» самооценки. Если ребенок в таком периоде недополучит ласку, внимание и любовь от мамочки, возможно, он будет замыкаться в себе в будущем.
  • Анальная. Эта стадия наступает, когда ребенку исполняется от 1.5 годиков до 3 лет. Фрейд говорил, что именно на данном этапе роста малыша начинает формироваться важная для него привычка – ребенок начинает контролировать собственные физиологические потребности. Конечно же, ребенок не стесняется собственных действий, а потому, когда родители разрешают ему сходить на горшок, он пытается выполнить эти обязанности. Малыш может по-разному развиваться в психическом плане (все зависит от того, как родители будут реагировать и позиционировать приучение ребенка к горшку). Если малыша родители наказывали или ругали, когда он ходил в туалет не в горшок, он становится в будущем сдержаннее. Если мама и папа поощряли поведение карапуза, когда он себя правильно вел, тогда он станет открытие в будущем.

Стадии

  • Фаллическая. Эта стадия наступает с 3 лет, продолжается до 5 лет. В данном периоде времени детки начинают активно интересоваться гендерными различительными особенностями, ставить огромное число вопросов, которые касаются того, как они появились на свет. Еще ребенку в таком возрасте становится интересно собственное тело. Он может бессознательно прикасаться регулярно к половым органам. Но это не говорит о том, что малыш является извращенцем. Это реакция считается вполне нормальной. Благодаря такой особенности малыш может знакомиться с миром и самое главное, со своим телом. Также могут возникать у малыша первые привязанности. Мама – это та первая женщина, которая становится для ребенка направлением для проявления сексуальности. Карапуз подрастает, начинает осознаваться собственную половую принадлежность. Он тянется к человеку, к которому больше привязывается. Помимо этого, ребенок может ревновать маму к папе, который является для него «соперником» в определенном смысле. Ребенок просто не хочет потерять любовь близкого человека, для него она является, как что-то уникальное, что возможно дать только одному единственному человеку.
  • Латентная. Проявляется у детей, чей возраст составляет минимум 6 лет и максимум 12 лет. Точнее сказать, он проявляется, когда ребенок достигает полового созревания. В данном периоде возраста сексуальность мальчика или девочки спит, почти молчит. Но у ребенка может формироваться понимание собственного «Я», понятие того, каких рамок необходимо придерживаться, а каких желательно обходить стороной. Таким образом возникает «Сверх-Я» — комплект правил, нормативов поведения, которые продиктованы окружающими людьми, способны ограничивать возможности показа собственного «Я». Иными словами, если сравнивать со стадиями, описанными вверху, которые являются основанием проявления интересов, удовлетворения физиологических потребностей ребенка, тут он развивается с учетом специфики социализации в нашем мире.

При росте ребенка3

  • Генитальная. Этот этап длится от времени, когда у ребенка наступает половое созревание и до старости. Проявляется стадия следующим образом – ребенок уже начинает понимать собственные сексуальные потребности, когда общается с девушкой (парнем), плюс реализует их. Конечно же, это вовсе не означает, что в период полового созревания человеку просто необходимы сексуальные отношения. Ребенок должен просто правильно направить собственную симпатию в нужное русло, которое будет проявляться в обыкновенном общении. Желание мальчика или девочки проводить почаще время с противоположным полом, осознание того, что это первые привязанности – начальные шаги проявления собственной сексуальности, которые реализовываются.

Эдипова комплекса: симптомы проявления

Проявления могут быть самыми разнообразными. Все зависит от особенностей характера ребенка, от того, какие у него родители, методы воспитания и уровни либеральности в той или иной семье. Еще по-разному ведут себя дети разных полов, находясь в данном возрасте.

Общие симптомы Эдипова комплекса

Для мальчиков и девочек многие признаки считаются общими:

  • Раздражительность. Малыш нервничает, поскольку на него постоянно давят в плане психики. Ребенок не может справляться с ощущениями, которые возникают неожиданно.
  • Капризы. Ребенок не хочет выполнять что-то, если около него не будет находиться мама или папа. Добиться того, чтобы обратили внимание, карапуз использует разные методы.
  • Сложности, связанные с прощанием. К примеру, если отец или мать идут на работу. Малыш не желает смириться, что необходимо отпустить любимого человека до конца дня. Появляется ощущение собственности, а потому ребенок будет постоянно раздражительным, если его родной человечек отлучится.
  • Отказ общаться с другими детьми такого же возраста. Частый признак проявления комплекса – ребенок отказывается играть с одногодками, идти с ними на контакт. Ребенок выбирает для игры маму или папу, вместо того, чтобы общаться с друзьями.

Признаки Эдипова комплекса у мальчика

Для мальчишек с первого дня появления на свет самым близким человечком считается тот, кто находится постоянно рядом. Когда наступает фаллическая стадия, малыш понимает, что его мамочка также является женщиной. Ее любовь, ласка для него одна только симпатия, возникшая в данном периоде. Малыш, не совсем различающий такие типы любви, начинает воспринимать в свой адрес, как нечто удивительное, не дает возможность кому-то получать что-то подобное.

У мальчиков

Ревность к папе проявляется раздражительностью, регулярным плачем, если отец пытается забрать внимание мамы, отвлечь ее либо просто заводить с мамой разговор. На данный период времени малыш думает, что с мамой он как одно целое, а потому не хочет делиться, так и проявляется Эдипов комплекс.

Папа является человеком такого же пола, поэтому он может быть конкурентом для мальчика. Одним словом, идиллия, которую малыш придумывает у себя в голове, не допускает лишнего соперника. Ребенок не желает допускать кого-то ближе, дабы не разрушилась связь с мамой, известная ему.

Признаки Эдипова комплекса у девочек

Эдипов комплекс может развиваться также у девочек. Когда ей исполняется 3 годика, она начинает себя ассоциировать с женщиной. Она осознает, что очень похожа на маму, а потому первые привязанности с матерью со временем становятся чем-то большим. Девочка старается скопировать поведение мамы, выбирает ее вкусы, манеры. Помимо этого, девочка анализирует выбор спутника жизни своей мамы.

В данном периоде начинает формироваться идеальная сторона семьи, где счастье олицетворяет для мамы и девочки отец. Папа считается образцом, даже прототипом. В будущем ребенок пытаться найти любимого человека, похожего на папу. У нее может возникать ревность к маме.

У девочек

Внимание, которое проявляют мужчины, пусть это внимание идет от отца, будет главным для девочки на этом этапе жизни. Если же девочка заметит, что поведение папы совершенно не идеальное, она начнет к нему относиться даже негативно. А это может сильно повлиять на будущее ребенка. Девочке будет сложно доверять парням, она не сможет быстро выбрать партнера, так как ее прототип был совершенно неидеальным.

Эдипов комплекс у детей: рекомендация родителей

На фаллическом этапе развития психики ребенка отнеситесь внимательно к каждому возникшему признаку. Симптомы Эдипова комплекса, которые периодично возникают, способны вызывать отрицательную фикцию из-за переживаний. Вследствие них могут проявиться разнообразные психические расстройства у ребенка в будущем.

Что делать родителям?

Вот почему вы должны помнить, как правильно устранить Эдипов комплекс у своего ребенка:

  • Доверие. Убедитесь, что ваш малыш может поговорить с вами, если это ему очень надо. Многие детки ощущают, что они одинокие. Они не выражают свои переживания родителям. Если вы наладите контакт, тогда сможете быстро устранить все симптомы.
  • Внимание. Зачастую чувство ревности к маме или папе может появляться от нехватки внимания. Детки самостоятельно придумывают различные истории. К примеру, мальчик полагает, что мамочка его разлюбила, любит только папу. Не обделяйте своего малыша вниманием, а потому чаще играйте, гуляйте с ребенком. Настройте отличные отношения с всеми домочадцами, проработайте те схемы поведения, устраивающие всех.
  • Общение. Вопросы, которые беспокоят ребенка, остались без ответов? Малыш обязательно придумает иное объяснение, которое станет правильным для него, но не для окружающих. К примеру, если ваша дочка не хочет понять, по какой причине отец порой разговаривает с мамой, не рассказывая подробности разговора ей, она обязательно подумает, что ее разлюбили. Малыш будет переживать, ревновать маму к папе, который для нее всегда идеальный мужчина. Вы должны объяснять дочке, что существует любовь к детям и супруге (супругу). Благодаря вам ребенок должен понять, какое место в семейной цепочке занимает именно он.
  • Социализация. Не позволяйте, чтобы ребенок развивался в закрытой семье. Так он будет замечать лишь один вид любви. Запишите карапуза в садик, на какой-то кружок, где он будет общаться с иными детками, найдет друзей. При помощи такого подхода вы достигните того, что симптомы Эдипова комплекса уменьшатся к минимуму.

Любовь к отцу

Эдипов комплекс  – психическое состояние ребенка, которое является только временным. Если вы заметили у ребенка первые признак комплекса, не паникуйте. Зачастую все симптомы появляются неожиданно, также исчезают со временем бесследно.

Видео: Эдипов комплекс

Источник

Мы продолжаем рассматривать психосексуальные стадии развития ребенка по З. Фрейду. Сегодня мы поговорим о том, какие изменения несет с собой фаллическая стадия развития.

Между тремя и шестью годами интересы ребенка сдвигаются в новую зону, область гениталий. На протяжении фаллической стадии дети могут рассматривать и исследовать свои половые органы, проявлять заинтересованность в вопросах, связанных с половыми отношениями. Хотя их представления о взрослой сексуальности обычно смутны, ошибочны, и весьма неточно сформулированы, Фрейд полагал, что большинство детей понимают суть сексуальных отношений более ясно, чем предполагают родители. Основываясь на увиденном по телевизору, на каких — то фразах родителей или на объяснениях других детей, они рисуют ’первичную’ сцену.

Доминирующий конфликт на фаллической стадии состоит в том, что Фрейд назвал Эдиповым комплексом (аналогичный конфликт у девочек получил название комплекса Электры). Описание этого комплекса Фрейд заимствовал из трагедии Софокла ’Царь Эдип’, в которой Эдип, царь Фив, непреднамеренно убил своего отца и вступил в кровосмесительную связь с матерью. Когда Эдип понял, какой чудовищный грех он совершил, он ослепил себя. Фрейд рассматривал трагедию как символическое описание величайшего из человеческих конфликтов. С его точки зрения, этот миф символизирует неосознанное желание ребенка обладать родителем противоположного пола и одновременно устранить родителя одного с ним пола. Более того, Фрейд находил подтверждение комплекса в родственных связях и клановых взаимоотношениях, имеющих место в различных примитивных обществах.

В норме эдипов комплекс развивается несколько по — разному у мальчиков и девочек. Рассмотрим, как он проявляется у мальчиков. Первоначально объектом любви у мальчика выступает мать или замещающая ее фигура. С момента рождения она является для него главным источником удовлетворения. Он хочет выражать свои чувства по отношению к ней точно так же, как это делают, по его наблюдениям, люди более старшего возраста. Это говорит о том, что мальчик стремится играть роль своего отца и в то же время он воспринимает отца как конкурента. Но мальчик догадывается о своем более низком положении, он понимает, что отец не намерен терпеть его романтические чувства к матери. Боязнь воображаемого возмездия со стороны отца Фрейд назвал страхом кастрации и, по его мнению, это заставляет мальчика отказываться от своего стремления.

В возрасте примерно между пятью и семью годами эдипов комплекс развивается: мальчик подавляет (вытесняет из сознания) свои желания в отношении матери и начинает идентифицировать себя с отцом (перенимает его черты). Этот процесс выполняет несколько функций: во — первых, мальчик приобретает конгломерат ценностей, моральных норм, установок, моделей полоролевого поведения, обрисовывающих для него, что это значит — быть мужчиной. Во — вторых, идентифицируясь с отцом, мальчик может удержать мать как объект любви путем замещения, поскольку теперь он обладает теми же атрибутами, которые мать видит в отце. Еще более важным аспектом разрешения эдипова комплекса является то, что ребенок перенимает родительские запреты и основные моральные нормы. Это подготавливает почву для развития суперэго или совести ребенка. Т.е. суперэго является следствием разрешения эдипова комплекса. Взрослые мужчины с фиксацией на фаллической стадии ведут себя дерзко, они хвастливы и опрометчивы. Фаллические типы стремятся добиваться успеха (успех для них символизирует победу над представителем противоположного пола) и постоянно пытаются доказать свою мужественность и половую зрелость. Они убеждают других в том, что они ’настоящие мужчины’. Это так же может быть поведение по типу Дон Жуана.

Версия эдипова комплекса у девочек получила название комплекса Электры. Прообразом в данном случае выступает персонаж греческой мифологии Электра, которая уговаривает своего брата Ореста убить их мать и ее любовника и таким образом отомстить за смерь отца. Как и у мальчиков, первым объектом любви у девочек является мать. Однако, когда девочка вступает в фаллическую стадию, она осознает, что у нее нет пениса, что может символизировать недостаток силы. Она обвиняет мать в том, что она родилась ’дефектной’. В то же время девочка стремится обладать своим отцом, завидуя, что он имеет власть и любовь матери.

Со временем девочка избавляется от комплекса Электры путем подавления тяги к отцу и идентификации с матерью. Другими словами, девочка, становясь более похожей на мать, получает символический доступ к отцу, увеличивая, таким образом, шансы когда-нибудь выйти замуж за мужчину, похожего на отца.

У женщин фаллическая фиксация, как отмечал Фрейд, приводит к склонности флиртовать, обольщать, а также к беспорядочным половым связям, хотя они могут иногда казаться наивными и невинными в сексуальном отношении. Неразрешенные проблемы эдипова комплекса расценивались Фрейдом как основной источник последующих невротических моделей поведения, особенно имеющих отношение к импотенции и фригидности. В следующей статье мы поговорим о латентной стадии психосексуального развития личности.

Источник


Эдипова фаза в развитии ребенкаОписание Фрейдом эдипова комплекса (или комплекса Эдипа) принесло отцу психоанализа скандальную славу и прокормило не одно поколение его критиков. «Эдипов комплекс, – заявил один из приверженцев психоанализа, –  это тот локомотив, который промчал триумфальный поезд Фрейда вокруг Земного шара». Этот термин с любовью популяризировали многие писатели, кино- и театральные деятели 20 века, но по факту большая часть того, что мы знаем о самом явлении – это мифы и смутные культурные аллюзии.

О том, как современные психотерапевты относятся к понятию эдипова комплекса, чего стоит ждать родителям от детей, переживающих так называемую эдипову фазу, и чем чревато невнимание к этому этапу в жизни ребенка, рассказывает психолог Александра Шарапова.

А есть ли комплекс?

– Насколько мне известно, впервые термин “эдипов комплекс” был введен З. Фрейдом (и им же описано соответствующее явление). Сейчас многие аспекты теории Фрейда критикуются за умозрительность и недоказуемость, касается ли это комплекса Эдипа?

– Конечно, теория Фрейда как таковая во многом устарела и перешла в учебники, над самим Фрейдом шутят, выставляя его харизматичным чудаком. Однако, отдав дань истории и истеричным клиенткам доктора Фрейда, надо признать, основные его теоретические положения, несмотря на огромное количество критики и, действительно, недоказуемость, до сих пор активно используются современным психоанализом как успешно работающие. В целом сейчас концепция эдипова комплекса понимается более свободно, чем она понималась Фрейдом: часто это понятие используется в самом широком смысле, например, в контексте обозначения и характеристики всей гаммы отношений ребенка с родителями.

– Подтверждена ли реальность существования комплекса какими-либо серьезными исследованиями?

– Как и большинство психологических феноменов, эдипов комплекс практически невозможно научно исследовать, поскольку все постулаты теории Фрейда, от которых он отталкивался при описании этого комплекса, не обладают параметрами научных гипотез и скорее являются умозрительными. Тем не менее определенное отношение ребенка к родителю противоположного пола, сочетающееся с напряженностью и ревностью к родителю своего пола, отмечено во многих культурах на протяжении всего существования человечества, оно описано  в книгах и встречается даже в современных сводках новостей. И, конечно, в практике психолога проявления и наследие эдипова комплекса в виде особого типа личности встречается очень часто.

– Получается, что “фаза Эдипа” – это некий универсальный этап развития личности? Или все же его возникновение обусловлено социокультурными особенностями западной цивилизации? И возможно ли нормальное развитие ребенка без возникновения этого комплекса?

– Исследования этого феномена в культурах, отличных от западной, проводились, но и они, к сожалению, противоречивы. Они то подтверждают эдиповы переживания ребенка (чаще), то отрицают их. Сам Фрейд видел в истоках эдипова комплекса зависть вырастающих мужчин древних племен к своему отцу, желание его убить и страх наказания за убийство, возникающий как один из первых моральных человеческих законов.

Полагается, что эдиповы чувства (страх, зависть, влечение, вина) достаточно универсальны и сигнализируют об определенном этапе развития личности вне зависимости от культурной дифференциации.

Отделить, но не оттолкнуть

Эдипова фаза в развитии ребенка– Хорошо, раз этот комплекс заметно проявляется в поведении ребенка, расскажите немного о том, как именно.

– В период с 2 до 6 лет каждый ребенок сталкивается с более или менее выраженными чувствами (они могут быть не осознаны или осознаны частично, но могут и проговариваться в словах) к родителю противоположного пола. Мальчик будет проявлять большой интерес к матери, а девочка – к отцу (в противоположность эдипову комплексу это явление называется комплексом Электры), стараться завоевать их внимание, помогать им, делать комплименты, требовать особых выражений любви и ласки и даже высказывать желание «жениться на маме» или «выйти замуж за папу». Может иметь место ревность и желание занять место матери или отца в отношениях родителей и страх наказания за свои желания. Чаще всего родители принимают это за милые детские игры, однако именно так протекает важнейший  кризис в формировании личности.

После 6 лет при благоприятном исходе эти конфликтные чувства и фантазии уходят, они могут появиться вновь в подростковом возрасте, в несколько измененном виде, а могут прорабатываться и в дальнейшем.

– Как вы посоветуете вести родителям себя с ребенком, находящимся в этой фазе?

– Безусловно, необходимо прежде всего понять важность наступившего момента для ребенка. Помочь ему справиться с его чувствами, кое-что стараясь проговаривать открыто («ты сердишься на маму, потому что она лежит рядом со мной и не пускает тебя прилечь тоже; она моя жена, и нам хорошо вдвоем; а ты, когда вырастешь, найдешь себе тоже жену и вам тоже будет хорошо вдвоем»). Необходимо уметь настаивать на своем и мягко, но уверенно не пускать ребенка в супружеские отношения, касается ли это обсуждения взрослых вопросов или закрытия двери спальни родителей, указывая ребенку, что он – хоть и любимый обоими, но все же ребенок и никак не может заменить собой ни мать, ни отца. Показывать свою любовь ребенку также нужно осознанно, стараясь не допустить ни попустительства, ни чрезмерной холодности. Разумеется, не нужно идти на поводу у своих чувств вроде ревности, агрессии или желания ответить особой любовью, выделив тем самым ребенка. Это может привести к непоправимым последствиям, создавая у ребенка иллюзию его особой значимости в жизни родителей и возможности влиять на супружеские отношения или даже разрушить их, а эта иллюзия повлечет за собой страхи, огромное чувство вины, невозможность достичь успеха в жизни (из-за ощущения, что он не достоин хорошего, или из-за несформированности идеалов), проблемы с самооценкой и при взаимодействии с другими (нарушены представления о союзе взрослых).

– То есть родителям, желающим воспитывать ребенка правильно, нужно, возможно, первый раз в жизни установить дистанцию между собой и малышом? А не будет ли это травматично для его психики? Тем более что сейчас очень популярен так называемый стиль сближения в воспитании детей, который предполагает минимум психологического давления, максимальную близость (в том числе и в плане физического общения с ребенком), получается, что к 2-3 годам необходимо от него отказываться?

– Действительно, стиль сближения при всем его либерализме создает препятствия для естественного развития ребенка после достижения им 2-2,5 лет.  Если после того, как ребенок начинает транслировать эдиповы идеи, сближение с родителями продолжается, установления личных границ не происходит, растущему “Я” ребенка трудно выделить себя из этого общего симбиоза, в итоге поддерживаются отношения, нормальные для более раннего этапа развития, но мешающие его идентификации. Чувства родителей и детей перемешиваются, мать начинает отвечать на ласки сына, отец – ревновать, ребенок чувствует, что угрожает родительским отношениям и ужасается. Дистанцироваться от ребенка, безусловно, нужно, чтобы он почувствовал свои границы. Главное – не отталкивать его чувства, поскольку на этих хрупких идеализациях будет потом строиться способность любить другого человека, зрело и мудро или инфантильно и несчастливо. В некотором смысле он должен почувствовать себя проигравшим в этой борьбе за любовь родителя и понять, что отношения взрослых – это их поле, а для него оно будет доступно, когда он сам повзрослеет. Невозможность союза между разными поколениями должна уложиться в его голове как норма, а уж задача родителей состоит в том, чтобы обеспечить ребенка поддержкой и родительской любовью, чтобы это открытие было для их ребенка менее болезненным.

– То есть если родители практиковали совместный сон с ребенком, в эдиповой фазе от него лучше отказаться?

– Да, на мой взгляд, совместный сон с  ребенком в это время, к сожалению, неуместен, поскольку даже при символических ритуалах (отделения лежащего ребенка от родителей игрушкой) у него появляется богатая почва для фантазий. К тому же при совместном сне для ребенка не существует “скрытой любви” в жизни родителей, которая могла бы его в дальнейшем мотивировать на взросление и серьезные отношения. Понимание того, что папа и мама могут оставаться наедине и в это время как-то по-особенному любить друг друга, и это приятно обоим, создает здоровую основу будущей сексуальности. А уж после “эдиповых” высказываний ребенка нужно среагировать сразу, четко и серьезно: мы тебя очень любим, ты наш ребенок, но мама моя жена, мы с ней спим в одной комнате, а ты – в другой. Когда ты вырастешь, ты тоже будешь спать со своей женой. Необязательно, чтобы у ребенка была отдельная комната, но кровать у него должна быть своя.

– А если у ребенка на тот момент какие-то выраженные страхи, расстройства? И как все-таки быть с современной теорией о значимости тактильного контакта мамы и малыша?

– Тут, конечно, нужно смотреть на индивидуальные потребности ребенка и на его возраст. По современным представлениям, тесный физический контакт между младенцем и мамой очень важен для того, чтобы ребенок чувствовал доверие и любовь мамы. Но этот опыт оптимально получить ребенку до начала эдиповой фазы. Опираясь на него, ребенок сам начинает постепенно отделяться, как бы насытившись, сохраняя этот позитивный опыт и возвращаясь к маме в случае какого-то неблагополучия за поддержкой – таково естественное развитие ребенка в этот период. Думаю, необходимо просто поддержать стремление ребенка к самостоятельности, стараться давать ему свободу действий и поощрять все варианты ролевого поведения соответственно полу. И, конечно, если ребенок чувствует “тыл”, уверен в любви родителей к нему, никакие переживания отвергнутости, даже в эдиповой фазе, не причинят вреда его психике.

– Насколько я понимаю, роли родителей и их поведение в эдиповой фазе должны отличаться? Расскажите об этом поподробнее.

– Да, роль родителя, на которого направлено влечение, состоит в том, чтобы в меру восхищаться ребенком, стимулировать и поощрять его взрослость и новые умения, потому что похвала из уст любимого родителя будет особо значима для ребенка. Перехвалить за дело практически невозможно. В то же время, если отец, например, будет обесценивать или высмеивать попытки девочки убираться в квартире или готовить, это может привести к невротическим нарушениям, перфекционизму или озлоблению и мужским вариантам поведения в дальнейшем.
Еще этому родителю нужно обратить особое внимание на свое личное пространство, то есть границы, и прислушиваться к своим чувствам: если вам кажется, что ребенок перегибает палку в своих ласках или требованиях к вам и вас это настораживает или напрягает, стоит выйти из игры и мягко  дать ему понять, что вы уважаете его чувства, но отношения детей и родителей – это немного не то, что он сейчас делает; отвлечь его или рассмешить. Идеализируемый родитель должен быть для ребенка и восхищающимся, и строгим.
Партнер идеализируемого родителя оказывается в щекотливой ситуации, потому что он то старается сохранить близкие отношения с ребенком, то чувствует неприязнь к ребенку, обиду и желание оттолкнуть, к сожалению, часто идущие из неосознаваемой ревности и попадания в собственные детские непроработанные переживания. Совет здесь простой: просто оставайтесь для ребенка родителем. Если вы чувствуете, что ваши эмоции в отношении этой ситуации достигли определенного градуса, просто вспоминайте и повторяйте себе: “Я родитель, а это мой ребенок. Он не может быть мне соперником, не может влиять на наши с супругом отношения, он только учится любить”.
Особо стоит ситуация, когда родитель только один: в этих случаях эдипов комплекс обычно проходит с сильными нарушениями. Если мальчик воспитывается без папы, задача матери состоит в том, чтобы не допустить, чтобы ребенок занял в доме место отца (в практике я сталкивалась со случаями, когда сын выбирал одежду для мамы, ревновал ее к мужчинам, старался быть для нее джентльменом и не давал возможности выстроить новые отношения). Также просто необходимо обеспечить ребенка реальным, достойным мужским образом для подражания, будь то учитель в школе или спортивной секции, иначе ребенок не сформирует свою мужскую идентичность.
Если девочка воспитывается без отца, особое внимание нужно обратить на формирующееся у нее представление о мужчинах и стараться, чтобы оно было как можно более реалистичным; увеличить общение с дедушками, дядями и пр. Потому что в отсутствие реального объекта для проекции влечения фантазия создает идеальный образ, который встраивается в супер-эго и в дальнейшем при попытке выстраивания отношений преподнесет девочке много неприятных сюрпризов.

О фанатах и любительницах “папочек”

Эдипова фаза в развитии ребенка

– Теперь давайте поговорим о том, во что может трансформироваться комплекс Эдипа/Электры. Как я понимаю, фаза может пройти благополучно, в этом случае какие мы получаем результаты?

– Если мы говорим о психологическом аспекте, задача маленького ребенка состоит в преодолении влечения к родителю противоположного пола и в дальнейшем идентификации с родителем своего пола, то есть мальчик должен отступиться от посягательства на мать, пережить страх наказания отцом за свои влечения и в то же время перенять у него его мужские качества, взять его за образец, чтобы стать настоящим мужчиной. Девочка, наоборот, должна от чувств восхищения отцом и зависти к его пенису переориентироваться на мать, чтобы стать полноценной женщиной и принять возможность в будущем найти себе возлюбленного и родить от него ребенка. Но и мужское в девочке, и женское в мальчике никуда не исчезает, а становится интроектом, то есть внутренним присвоенным себе образом, моделью, на которую потом человек будет ориентироваться, например, при выборе супруга. Так что в каком-то роде эдипов комплекс – это первая осознанная попытка утверждения ребенком своего Я как мужчины или как женщины. В случае если этот комплекс не разрешается, верная идентификация не происходит, в дальнейшем личность формируется с различной степенью нарушений (в нашем обществе встречается довольно часто).

Комплексы Эдипа и Электры  несут в себе еще одно важное открытие для ребенка в плане семейных отношений. Почувствовав влечение к родителю, ребенок пытается встать между своими родителями, занять место родителя своего пола, и успешное разрешение этих чувств состоит в том, чтобы ребенок понял:  у родителей особые, взрослые отношения и своя, взрослая любовь. Их отношения устойчивы, и он со своими чувствами не только не может их разрушить (как ему поначалу кажется), но и может быть принят и любим на своем, детском месте. С другой стороны, он получает мощный импульс – чтобы приблизиться к отношениям взрослых, ему приходится учиться взрослеть самому.

Кроме того, комплексы Эдипа-Электры несут в себе огромное значение с точки зрения формирования у человека системы ценностей и морали (супер-эго), что необходимо для успешного развития личности. Ребенок осознает, что родители не только провозглашают определенные поведенческие стандарты, но и сами живут по некоему моральному и нравственному кодексу. Поэтому он, пройдя через эдипов конфликт и внутренне принимая родителей, приходит к необходимости идеализировать и этот кодекс и выстраивает собственную мораль, идентифицируясь с моральными стандартами родителей.

– На уровне поведения ребенка как можно понять, что фаза пройдена для него благополучно?

– Ну, если ребенок проигрывает ситуации женитьбы в садике или во дворе, значит, он уже допускает мысль о том, что его партнером в любви будет сверстник. Если ребенок прямо заявляет “я буду большим и у меня будет жена, которая будет готовить сосиску на завтрак”, значит, так или иначе он справился с эдиповым комплексом, даже если он добавит “и у нее будет юбка, как у тебя, мама”. Если все поле внимания ребенка продолжает занимать родитель противоположного пола, это будет проявлятьс