Явление госпитализма как фактор риска в психическом развитии ребенка
Госпитализм у детей – комплекс нарушений психического и физического развития, возникающий в результате отделения от матери, дефицита эмоциональных социальных контактов. Проявляется потерей веса, вялостью, апатичностью, мышечным гипотонусом, слабым плачем, отсутствием гуления, зрительного контакта с взрослым, реакции на голос. Определяется отставание речевого развития, позднее освоение двигательных навыков, неадекватные эмоциональные реакции, навязчивые действия. Заболевание диагностируется после осмотра детским психологом, психиатром, неврологом. Лечение предполагает психолого-педагогическую коррекцию, социальную реабилитацию, применение симптоматических препаратов.
Общие сведения
Детский госпитализм возникает при длительном пребывании малыша в стационарном лечебном учреждении – «госпитале». Второе название болезни – синдром отрыва от дома. Госпитализм наиболее распространен среди детей, находящихся в сиротских домах, недельных яслях, стационарах различного профиля. Патология может развиться у ребенка, проживающего с матерью, но не получающего достаточного внимания, такие условия обычно возникают в социально неблагополучных семьях. Госпитализму подвержены новорожденные, младенцы, дети, имеющие соматические заболевания, пре- и постнатальные поражения нервной системы.
Госпитализм у детей
Причины госпитализма у детей
Основная причина возникновения расстройства – дефицит сенсорных, эмоциональных, интеллектуальных взаимодействий со значимым взрослым, к которому сформирована привязанность, либо отсутствие такого взрослого. Синдром формируется при отлучении ребенка от матери либо заменяющего ее близкого человека (папы, бабушки, медицинского работника). Существует два типа ситуаций высокого риска развития детского госпитализма:
- Нахождение вне семьи. Дети, длительно находящиеся в стационарах, приютах, детских домах страдают от недостатка общения с близкими людьми. Дефицит эмоциональных, тактильных, речевых взаимодействий объясняется сменным характером работы медицинского персонала, его загруженностью основными обязанностями (гигиенические, лечебные процедуры), переводами ребенка по учреждениям.
- Отстраненность матери. Причиной детского госпитализма может стать нехватка близкого материнского контакта (родительская депривация). Отсутствие заинтересованности, любви выявляется у женщин, страдающих алкоголизмом, наркоманией, психическими расстройствами. Иногда эмоциональная отстраненность является результатом изначального нежелания иметь ребенка либо личностной особенностью, основанной на замкнутости, увлеченности работой, карьерой.
Риску госпитализма подвержены младенцы, дети раннего возраста и малыши с ослабленным здоровьем. Причиной повышения вероятности возникновения расстройства является снижение или недостаточное развитие способностей к адаптации.
Патогенез
В основе патогенеза госпитализма лежит психическая депривация – состояние, при котором ребенку не предоставляются либо недостаточно предоставляются условия для удовлетворения основных потребностей. Депривация затрагивает сенсорную, эмоциональную, интеллектуальную сферы. Центральное место занимает неудовлетворенная потребность в эмоциональной близости, на основе нее возникает задержка психоэмоционального развития – поздно формируется комплекс оживления, заинтересованность окружающими предметами, людьми. Недостаток сенсорных воздействий и стимулов, упражняющих интеллектуальные функции, усиливает задержку развития.
Симптомы госпитализма у детей
Синдром затрагивает физическое, эмоциональное, интеллектуальное развитие. В первые месяцы жизни основным признаком госпитализма является отсутствие комплекса оживления – малыш не отвечает улыбкой на улыбку и речь, нет фиксации взгляда на лице, окружающих предметах, нет двигательного оживления, вокализаций (вскрикиваний, «гуканий») при приближении взрослого. У здоровых младенцев комплексная реакция оживления максимально разворачивается к трем-четырем месяцам, при госпитализме – формируется позже, отдельные звенья отсутствуют. Наблюдается частый продолжительный слабовыраженный плач. Объективно определяется недостаточная прибавка веса. Запаздывает навык удерживания головы, самостоятельного переворота туловища.
В период 4-12 месяцев госпитализм у детей проявляется отставанием моторных навыков, первыми признаками задержки речевого развития: в 5-8 месяцев возникает протяжное гуление, в 9 месяцев – обедненное лепетание. Большинство детей 4-5 месяцев могут самостоятельно удерживать голову, десятимесячные начинают ползать. Отмечается недостаточная координация, движения резкие, неустойчивые, неуверенные. Отставание проявляется неумением взять игрушку, переложить ее из руки в руку. Нередко отмечаются компульсивные движения: раскачивание тела, мотание головой, стереотипные удары предметами о стену, стол. Заинтересованность коммуникацией недостаточная, частой ответной реакцией становится плач, агрессия. Объективно наблюдается вялость, апатичность, мышечный гипотонус, нарушения сна и аппетита.
В раннем детском возрасте основным признаками госпитализма являются нарушения социально-коммуникативных и речевых навыков. Первые слова появляются после 14 месяцев, у большинства детей – к 3-3,5 годам. Фразовая речь представлена командами – «дай», «пусти». Интерес к общению снижен, во время контакта с людьми ребенок апатичен, замкнут либо эмоционально вспыльчив – плачет, кричит, дерется, убегает. Наблюдаются навязчивости: сосание пальца, кончика волос, раскачивание туловища. Недостаточность координации сохраняется. Игра часто носит манипулятивный характер – игрушки используются по функциональному назначению (кидает мячик, расчесывает куклу). Иногда сохраняются стереотипные действия: ребенок не строит башню из кубиков, стучит ими по столу. Запаздывает формирование гигиенических навыков, использование горшка.
Осложнения
Госпитализм у детей сопровождается задержкой роста, дефицитом массы тела, сниженным иммунитетом. Недостаточный гигиенический уход, несоблюдение температурного режима провоцирует респираторные заболевания, инфекции мочевыводящей системы, нарушение процессов пищеварения. При отсутствии медицинской, психологической и педагогической помощи синдром может привести к психическим расстройствам – младенческому маразму, аутизму, стойким интеллектуальным нарушениям, которые становятся причиной инвалидности. Редко заболевание заканчивается летальным исходом, факторами риска являются общая соматическая ослабленность, присоединение инфекции.
Диагностика
Ввиду специфики заболевания, возраста пациентов диагностика основывается на клинических методах – осмотре, наблюдении. Осуществляется опрос родителей, близких родственников, персонала, часто контактирующего с ребенком. Диагностика выполняется рядом специалистов:
- Детский невролог. Определяет уровень развития ребенка, мышечный тонус, реагирование на звук, свет, тактильное раздражение. Оценивает наличие и выраженность рефлексов, сформированность сложных целенаправленных движений, исключает/подтверждает сопутствующие неврологические патологии.
- Детский психиатр. Оценивает психомоторное развитие больного, особенности эмоциональной сферы. Через предметные манипуляции, уровень навыков коммуникации и самообслуживания выявляет отставание психической сферы.
- Клинический психолог. Проводит диагностическую беседу – определяет способность ребенка контактировать, адекватно реагировать. Использует экспериментальные методы оценки сформированности речи, когнитивных функций (памяти, внимания, мышления), методики выявления страхов, агрессивности, аутоагрессивности .
Дифференциальная диагностика основана на факте наличия психической депривации. При невозможности его установления (неблагополучные семьи), усложняется различение синдрома с иными эмоционально-интеллектуальными расстройствами. Определение диагноза занимает длительное время, требует оценки темпов развития, динамического наблюдения. Госпитализм нередко сопутствует умственной отсталости, аутизму, эпилепсии.
Лечение госпитализма у детей
Основу лечения составляет систематическая психолого-педагогическая коррекция, социальная реабилитация. Усилия психолога направлены на развитие познавательной сферы: выполняются игры-упражнения, тренирующие внимание, память, мышление. Еще одна цель работы – формирование положительного эмоционального состояния, устранение напряженности, тревоги, страхов. Педагогическая поддержка представлена реабилитационными мероприятиями, обеспечивающими социальные коммуникации: по возможности, восстанавливаются отношения ребенка и мамы (близкого родственника), малыш включается в детские коллективы.
В современных лечебных учреждениях активно внедряется совместное стационарное пребывание мамы и ребенка. Отделения закрытого типа (инфекционные, психиатрические) оснащаются специальными комнатами свиданий. Тяжелые случаи госпитализма требуют дополнения основного лечения медикаментозным. Назначаются препараты для коррекции эмоциональной нестабильности, стимуляции развития познавательных функций. Параллельно проводится лечение соматических заболеваний.
Прогноз и профилактика
Своевременное начало лечения, отсутствие тяжелых соматических болезней – факторы благоприятного прогноза детского госпитализма. Совместные усилия врачей, психологов, родителей позволяют полностью устранить синдром. Поздняя постановка диагноза, отсутствие лечения увеличивает вероятность инвалидизации, летального исхода. Профилактика госпитализма у детей, проживающих в семье, включает восстановление близких отношений с мамой или заменяющим ее родственником. В младенческом, раннем возрасте не рекомендуется помещать ребенка без мамы в лечебное учреждение. Детям в приютах, детских социально-реабилитационных учреждениях важно организовать четкий распорядок дня, включающий интересные занятия, общение со сверстниками, педагогами.
Источник
Среди расстройств психического и соматического характера особое место занимает госпитализм. Указанное явление подразумевает расстройство, возникающее из-за недостатка общения и дефицита воспитания (характерно для детей), а также при длительном пребывании взрослого человека вдали от близких в условиях больничного стационара.
Продолжительное психологическое угнетение может стать причиной смерти человека.
Сущность отклонения
Феномен госпитализма предполагает наличие ряда психических и соматических расстройств, которые возникают у детей и взрослых по разным причинам. В первом случае отклонение обусловлено недостатком общения, внимания и воспитания, у младенцев – разлукой с матерью.
Синдром госпитализма у детей выражается в психической и физической малоразвитости и нередко приводит к необратимым последствиям, а при отсутствии лечения – к смерти.
У взрослых расстройство развивается при продолжительном пребывании в больнице, в условиях дефицита общения и проявляется в уклонении от существования в социуме, утрате интереса к труду и активности, потере трудовых навыков, заинтересованности в пребывании в условиях стационара как можно дольше. Чем более длительный срок пребывания больного в стационаре, тем меньше шансов на его сохранение в качестве единицы социальной среды.
Идеальные условия для деградации
Госпитализм у детей и взрослых возникает по следующим причинам:
- Продолжительная госпитализация, условия которой изолируют человека от общения с родными людьми и друзьями, при этом круг общения ограничивается медицинским персоналом. Фактором риска в данном случае выступают хронические заболевания, требующие частого прохождения долгих лечебных курсов в условиях стационара.
- Разлука ребенка с матерью.
- Отсутствие внимания со стороны матери и близких к маленькому ребеночку, незаинтересованность в нем, его жизни и становлении его как личности.
- Возраст. В младенческом и детском возрасте дети, воспитывающиеся в приютах, интернатах и иных местах подобного характера, не получают необходимого внимания и заботы. Это затрудняет социальную адаптацию. Пожилой возраст также способствует развитию госпитализма, особенно, если старики пребывают в специализированных учреждениях – домах престарелых, интернатах. Отсутствие внимания и недостаток любви не могут не повлиять на психоэмоциональное состояние человека в годах.
- Продолжительное пребывание как детей, так и взрослых, в оздоровительных центрах, где обстановка и распорядок дня схожи с условиями стационара.
К факторам, провоцирующим развитие синдрома, также следует отнести бедность психологического окружения, недостаток эмоционального контакта.
Основные идеи теории Спитса и современный взгляд
Американский психолог Рене Спитс (Шпиц), изучая особенности поведения воспитанников учреждений интернатного типа, объяснил явление госпитализма следующим образом: даже в благоприятной санитарно-гигиенической обстановке, при условиях удовлетворительного питания и ухода у детей, лишенных возможности общаться с родителями, наблюдается отставание в развитии – замедление развития мышления и речи.
При этом ранее психолог считал, что важным условием развития синдрома госпитализма является недостаток витаминов в рационе и малочисленность персонала, призванного обеспечивать уход за детьми.
Рене Шпиц
Последователи Спица, далее изучая феномен, несколько расширили понятие термина «госпитализм». С точки зрения современных исследователей, подобный синдром возникает не только при разлуке ребенка с матерью, но и в том случае, если близкие люди, находясь рядом с ребенком, не проявляют заинтересованности к нему и не принимают участия в процессе его развития, становления.
Госпитализм особенно опасен для детей, так как существенно тормозит их развитие. Некоторые психические и физические отклонения могут сохраниться на всю жизнь.
Феномен госпитализма в младенчестве
В младенческом возрасте общее состояние детишек, брошенных своими матерями, либо страдающих от недостатка их заботы и внимания, отличается следующими показателями:
- отказ от еды, быстрая потеря веса;
- ребенок постоянно пребывает в сонном состоянии, не подает никаких признаков активности;
- мышцы лишены тонуса, конечности безвольные и вялые;
- отсутствует обратная реакция на контакты.
Младенцы с таким синдромом позже начинают держать голову, ползать, самостоятельно садиться и ходить. Их движения менее координированы, неустойчивые и неуверенные.
Детская депривация
У детей в ответ на разлуку с матерью или при отсутствии внимания и любви развивается госпитализм, который проявляется в глубокой умственной отсталости, дефиците массы тела и роста, отклонениях в психическом развитии.
Младенцы не реагируют на звук или движение предмета, на протяжении долгого времени беспричинно плачут. Дети более старшего возраста намеренно бьются головой о стену, поздно овладевают навыками опрятности – обычно только после 3-5 лет.
У них нередко наблюдается недержание мочи – как ночное, так и дневное, каломазание. Сон у таких детей поверхностный. У них недостаточно положительных эмоций, они отказываются от контактов, не тянутся к людям. Процесс формирования личности у них нарушен.
Все эти явления приводят к тяжелым психическим расстройствам, например, — к аутизму, умственной отсталости.
Иногда госпитализм может становиться причиной смерти ребенка, особенно при присоединении инфекции, с которой не способен бороться ослабленный организм.
Как это выглядит во взрослом возрасте?
У взрослых подобный синдром возникает обычно в пожилом возрасте, особенно, если человек одинок и ему не хватает заботы, внимания и любви со стороны близких людей.
Характерными симптомами в данном случае являются:
- потеря аппетита;
- развитие апатии;
- личностный регресс;
- ухудшение памяти;
- потеря возможности адекватно мыслить и осознавать происходящее;
- эмоциональное обеднение;
- снижение общительности;
- ухудшение отношений с окружающими людьми;
- утрата интереса к трудовой деятельности.
У взрослых подобный феномен может стать причиной личностного опустошения, утраты интереса к жизни.
Феномен госпитализма в психиатрии
Отдельно необходимо отметить, что условия пребывания в психиатрическом стационаре создают риск фармакогенного регресса личности, что является тяжелейшей формой госпитализма.
Это явление развивается очень быстро, при этом ситуация усугубляется тем, что пациенты за короткое время привыкают к психотропным препаратам. У таких людей пропадает желание учиться или работать, существовать вообще вне больничной жизни.
После снижения дозировки психотропных препаратов у больного частично восстанавливается интерес к окружающему.
Как действовать
Лечение госпитализма у детей и взрослых отличается. Для детей этот синдром особенно опасен, поэтому и терапия занимает гораздо больше времени, чем при восстановлении взрослых.
Чтобы вернуть ребенка в социальную среду и возвратить ему интерес к жизни, необходимы:
- работа с психологом;
- педагогическая коррекция;
- расширение круга общения;
- интенсификация общения ребенка со сверстниками.
Если синдром возник при помещении ребенка в условия стационара, необходимо как можно быстрее вернуть его в семью, а в то время, пока он находится в больничном учреждении, регулярно навещать его и выказывать заинтересованность в нем, оптимальным же вариантом станет организация круглосуточного нахождения мамы рядом с ребенком.
При лечении взрослых пациентов на проблему воздействуют следующим образом:
- по возможности устраняют симптомы заболевания, из-за которого пациент вынужден находиться на стационарном лечении, а также его первопричину;
- проводят реабилитацию с психотерапевтом;
- обеспечивают больному внимание и заботу со стороны близких.
Профилактика возникновения синдрома
Профилактика опасного синдрома госпитализма у детей заключается в том, чтобы максимально наполнить день ребенка интересными занятиями, игрой, возможно – трудом. По возможности следует обеспечить достаточное внимание и заботу со стороны близких, говорить с малышом, обсуждать все, что его интересует.
У взрослых пациентов не допустить развитие данного феномена можно, обеспечив им круг общения, позволив разместить в палате фотографии родных людей или предметы, напоминающие о доме.
Необходимо сохранить социальную активность пациента – если позволяет состояние, привлекать его к простой помощи по уходу за другими пациентами, обеспечить независимость и самостоятельность в удовлетворении потребностей.
Источник
Госпитализм — комплекс психосоматических расстройств, развивающихся в результате длительного пребывания больного в стационаре, вдали от родных и близких. Неблагоприятные условия больничной среды, дефицит эмоционально-социальных контактов и простого человеческого общения, а также полная изоляция от общества угнетающе воздействуют на психофизическое состояние пациента. Долгое нахождение человека в стационарных условиях без заботы и внимания близких людей приводят к отставанию в умственном и моторном развитии у детей, а также к психофизической деградации у взрослых.
Это понятие было введено в 1945 году психоаналитиком из Америки Р. Шпицем. Он изучал, как развивалась патология у детей, которые долгое время находились в больнице без матери. При этом за больными тщательно ухаживали, хорошо кормили и правильно лечили. У детей постепенно появлялись признаки депрессии, заторможенности, пассивности. У них исчезла мимика и нарушилась координация глаз. Больные, находящиеся в больнице больше года, без материнской поддержки приобрели признаки глубокой психофизической отсталости. Шпиц сделал вывод: последствия госпитализма долговременны и необратимы.
Современные психологи также отмечают, что госпитализм чаще возникает в условиях интернатов, яслей и детских больниц. При этом они делают акцент на очень важный аспект – влияние матери на развитие ребенка. Доказано, что между полноценным развитием малыша и родительской любовью имеется прямая зависимость.
У малышей, школьников и подростков госпитализм встречается чаще всего. Среди юных, зрелых и пожилых лиц были зарегистрированы лишь единичные случаи болезни. Госпитализм имеет второе название – синдром отрыва от дома или сиротский синдром. В наибольшей степени его развитию подвержены дети:
- Проживающие в приютах, детских домах, закрытых интернатах,
- Лишенные должного внимания, материнской ласки и заботы,
- Родившиеся в неблагополучных семьях,
- Страдающие тяжелыми заболеваниями,
- Имеющие врожденные и приобретенные нарушения работы нервной системы.
Больные дети резко худеют, становятся слабыми и вялыми, равнодушными ко всему. Они истощены и бледны, плохо спят и едят, выглядят несчастными. У них снижается мышечный тонус и исчезает реакция на голос. Такие пациенты поздно начинают ходить и говорить, проявляют неадекватные эмоции, их действия становятся навязчивыми. В тяжелых случаях замедляется общее развитие ребенка. Он с трудом овладевает элементарными навыками, не может сам себя обслуживать и управлять своим телом. У детей нарушаются не только коммуникативные, но и интеллектуальные способности, мелкая моторика, умение выражать эмоции. Они отстают в росте и весе от своих сверстников, испытывают трудности с освоением тех или иных двигательных актов. Дезадаптация к окружающей среде и социуму, утрата интереса к жизни, низкая сопротивляемость инфекциям — продолжительные и часто необратимые явления госпитализма. Если ребенка вернуть матери в течение трех месяцев, симптомы расстройства постепенно исчезнут, а психофизические изменения восстановятся. Длительная разлука приводит к закреплению клинических проявлений и стремительному отставанию ребенка в развитии.
У взрослых, длительно получающих лечение в стационаре, формируется синдром «хронического заболевшего». Пациенты не представляют себя в другой среде и воспринимают больничный режим как норму жизни. Они уклоняются от своих функциональных обязанностей на работе и не принимают участия в общественной жизни. Мировосприятия искажается особенно ярко у пожилых людей. Больные стремятся любыми путями как можно скорее вернуться в больничные стены. Они готовы на все, чтобы остаться там подольше. Подобные расстройства психики ухудшают прогноз соматического заболевания, ставшего причиной первичной госпитализации пациента. При отсутствии лечения психологическое угнетение достигает максимума, что нередко заканчивается гибелью больных. Выжившие лица страдают тяжелыми психическими расстройствами и имеют антисоциальные наклонности. Больные, вынужденные постоянно находится в психбольнице, становятся инвалидами именно от деструктивного влияния данного синдрома, а не от самого психического заболевания.
Клинические признаки патологии зависят от срока пребывания больного в ЛПУ:
- Длительность нахождения в отделении 5-10 месяцев — единичные симптомы госпитализма,
- 10 — 15 месяцев — полностью формированное заболевание,
- Более 15 месяцев — тяжелое течение болезни и максимальная степень выраженности симптомов.
Чем дольше пациент находится в больнице, тем меньше у него шансов сохранить себя и не выпасть из социума.
Диагностика госпитализма проводится специалистами в области психологии, психиатрии, неврологии. Лечебные мероприятия включают психологическую коррекцию, социальную реабилитацию, работу с педагогами и дефектологами, прием лекарственных препаратов. Госпитализм – тяжелая патология, приводящая к необратимым процессам.
Видео: о госпитализме и его формировании у детей
Причины
Госпитализм развивается у лиц, испытывающих недостаток чувственного, эмоционального и интеллектуального взаимодействия с матерью или иным лицом, к которому у него сформировалась привязанность. Пусковой механизм патологии – отсутствие родительского тепла, любви и заботы. Разлука с матерью становится для ребенка страшной трагедией, накладывающей отпечаток на всю дальнейшую жизнь.
Госпитализм — удел не только сирот, но и детей из полных семей, где с малых лет становится актуальной проблема одиночества. Малыши сильно страдают от отсутствия доверительных, тактильных и теплых эмоциональных контактов.
Феномен госпитализма представляет собой совокупность психосоматических расстройств, возникающих у детей и взрослых по разным причинам.
Причины развития детского госпитализма:
- Отсутствие близкого человека рядом. Дети, вынужденные долгое время лечиться в стационарных условиях или проживать в приюте, интернате, детском доме, страдают от дефицита общения с родными и близкими. Они не чувствуют любви, заботы и понимания.
- Холодность или равнодушие матери. Обычно женщины, не интересующиеся своим ребенком и не любящие его, страдают алкоголизмом, наркоманией, психической болезнью. Отстраненность матери может быть результатом нежелательной беременности или индивидуальных особенностей личности, например, замкнутости. Таких женщин полностью поглощает работа. Многие современные женщины по натуре карьеристки. Они ставят на первое место материальное благополучие семьи.
В интернатах, детских домах и подобных учреждениях госпитализм развивается в результате обедненного психологического климата, дефицита внимания и эмоций со стороны персонала. Больные дети испытывают эмоциональную недостаточность и становятся пассивными. У них не развиваются элементарные навыки и умения.
Заболеть госпитализмом рискуют малыши с ослабленным здоровьем и недостаточными адаптационными возможностями. К факторам риска относятся хронические заболевания, требующие длительного стационарного лечения.
Пожилые и одинокие лица особенно остро нуждаются в общении и внимании. Когда человек остается наедине со своими проблемами, его психика не выдерживает. Без поддержки близких в таких случаях не обойтись. Несмотря на надлежащий уход в больницах и домах для престарелых, они остро ощущают недостаток любви и внимания. У взрослых причиной госпитального синдрома также является долгое пребывание в местах отбывания лишения свободы — различных видах исправительных учреждений.
В основе патогенеза госпитализма лежит полная или частичная депривация. Это явление обозначает неудовлетворение потребности в общении, тепле, ласке. При полной изоляции человека и лишении его общения развивается тяжелая форма госпитализма – синдром Маугли. Частичная депривация или сепарация представляет собой длительное пребывание ребенка в закрытом учреждении без матери. Она приводит к задержке в психоэмоциональном развитии – позднему формированию комплекса оживления и заинтересованности окружающими предметами.
Симптоматика
Младенцы в первые полгода жизни развиваются правильно и своевременно, если не имеют врожденных патологий. Начиная с шестимесячного возраста, формирование замедляется, возникает феномен угасания. Поскольку госпитализм затрагивает физическое и личностное развитие, у детей возникают проявления психомоторных нарушений. У больных отмечается психофизическая недоразвитость, которая зарождается в младенчестве и прогрессирует по мере взросления ребенка.
Симптомы госпитального синдрома у детей:
- Позднее формирование комплексной реакции оживления – отсутствие улыбки, вскрикиваний, гуления, лепетания при появлении знакомых лиц, неспособность зафиксировать взгляд на предмете, плаксивость;
- Нарушение моторного развития – отсутствие навыков сосания, недоразвитость рефлексов, позднее удерживание головы и переворачивания туловища, дискоординация движений, неустойчивые и неуверенные действия, неумение брать игрушку и перекладывать ее из руки в руку;
- Вегетативные нарушения — подъем температуры тела без явных причин, слабость, апатия, снижение тонуса мышц, сонливость или бессонница, отказ от еды, низкий рост и малый вес, недоразвитие костно-мышечного аппарата, недержание мочи и кала, снижение общей резистентности организма к инфекциям, хроническое течение имеющихся заболеваний;
- Задержка речевого развития и прогрессирующая речевая дисфункция – неразборчивость речи, лишение ее интонации;
- Эмоционально-личностные расстройства – плач и агрессия в ответ на обращение взрослых, безразличие ко всему происходящему вокруг, недоразвитие высших эмоций, отсутствие интереса к общению, апатия, замкнутость или эмоциональная вспыльчивость с плачем, криком, драками, расторможенность, асоциальное поведение, отсутствие сострадания, жалости, стыда, вины, послушность, молчаливость, безучастность;
- Появление стереотипных движений и навязчивых действий – раскачивание тела, мотание головой, сосание пальца, хаотичные движения руками и ногами;
- Интеллектуальные расстройства – неспособность овладеть элементарными навыками, преобладание процессов торможения над возбуждением, снижение адаптации в социуме, отсутствие ролевых игр, тяжелая умственная отсталость;
- Изменения со стороны ЦНС – неврастения, психозы, признаки, напоминающие аутизм, боязнь игрушек, прикосновений и взглядов, отсутствие своего Я, неуверенность, скованность движений и медлительность, постоянная тревога, частые конфликты, признаки депрессии, перепады настроения.
Клинические признаки патологии у взрослых:
- Отсутствие заинтересованности к профессиональной деятельности и желание бездельничать,
- Апатия, пассивность, безучастие,
- Страх перед выпиской из стационара,
- Нежелание общаться с людьми, замкнутость,
- Постоянный конфликты с окружающими,
- Бессмысленные и однообразные, часто повторяющиеся, навязчивые движения,
- Эмоциональная обедненность.
Пожилые лица с госпитализмом страдают от прогрессирующей мозговой дисфункции. У них возникают мнестические расстройства, проявляющиеся провалами в памяти; мышление становится неадекватным — больные искаженно воспринимают реальные события. К общим признакам патологии относятся: вялость, апатия, слабость, кахексия, скованность движений, ригидность мышц, отсутствие инициативы, беспечность. У больных отсутствуют планы и надежды, они становятся заторможенными, безынициативными, манерными, истощенными, бездеятельными. Большинство пациентов негативно относится к возвращению после выписки к работе. Они не читают, не смотрят телевизор, редко выходят из дома. Их взгляд становится застывшим и отрешенным, конечности слегка подергиваются. Со временем появляются признаки дисфункции вестибулярного аппарата, нарастает беспомощность в вопросах самообслуживания и поведения в обычной жизни, развивается личностный регресс и эмоциональная опустошенность.
Диагностика и лечение
Диагностика госпитализма включает следующие клинические методики:
- Сбор анамнеза — опрос родителей и близких родственников больного, персонала и прочих лиц, регулярно с ним контактирующих;
- Общий осмотр пациента детским неврологом, психиатром, клиническим психологом;
- Неврологическое обследование — определение силы и тонуса мышц, реакции на внешние раздражители, сложных целенаправленных движений, выявление имеющихся заболеваний нервной системы;
- Психологическое обследование позволяет оценить психомоторное развитие больного, способность контактировать и адекватно реагировать, самостоятельно себя обслуживать, а также обнаружить отставание в психической и эмоциональной сфере;
- Динамическое наблюдение за больным необходимо для постановки окончательного диагноза.
После получения результатов диагностических мероприятий специалисты назначают адекватное и максимально эффективное лечение. Особое внимание врачи уделяют маленьким детям, поскольку процент смертности у этой категории больных очень высок.
Лечение госпитального синдрома – процесс комплексный, многоэтапный и длительный.
Схема лечения больных детей с госпитализмом:
- Усиленное общение ребенка с родственниками и сверстниками.
- Возвращение маленького пациента в семью.
- Организация совместного круглосуточного пребывания в стационаре ребенка с мамой.
- Оснащение закрытых учреждений комнатами для свиданий.
- Педагогическая коррекция — развитие коммуникативных качеств у ребенка путем включения его в детский коллектив, а также обеспечение тесного взаимодействия между матерью и малышом.
- Целью психологической поддержки является развитие познавательных функций у ребенка. Для этого используют упражнения в виде игр, которые оказывают тренирующее воздействие. Психологическая помощь позволяет сформировать положительный эмоциональный фон, устранить страх, тревожность, беспокойство.
- Психотерапевты используют для больных арт-терапию, музыкальную и телесную терапию, релаксационные занятия, тренинги на развитие навыков общения и социализации. Групповая, индивидуальная и семейная психотерапия позволяет восстановить и поддерживать здоровый психологический климат в семье и детских коллективах.
- Медикаментозное воздействие применяется только в тяжелых случаях, когда все остальные методы лечения не дают положительных результатов. Больны?