Я утверждаю что развитие психики ребенка представляет собой

Я утверждаю что развитие психики ребенка представляет собой thumbnail

Тема 4. Развитие психики ребенка

1. Понятие «развитие психики».

2. Факторы развития психики ребенка.

3. Развитие и обучение.

1. Понятие «развитие психики»

Понятие «развитие», характеризуемое качественными изменениями, существенно отличается от понятий «рост», «созревание», и «совершенствование», зачастую встречающихся как в повседневном мышлении, так и в научных текстах

Развитие психики человека обладает всеми свойствами развития как категории философии, а именно ‑ необратимым характером изменений, их направленностью (т.е.способностью к накапливанию изменений) и закономерным характером. Следовательно, развитие психики ‑ это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Чтобы полнее понять психическое развитие человека, необходимо рассмотреть протяженность дистанции, на которой оно совершается. В зависимости от этого можно различить, по меньшей мере, четыре ряда изменений: филогенез, онтогенез, антропогенез и микрогенез.

Филогенез ‑ развитие вида, предельная временная дистанция, включающая возникновение жизни, зарождение видов, их изменение, дифференциацию и преемственность, т.е. всю биологическую эволюцию, начиная с простейших и завершая человеком.

Онтогенез — индивидуальное развитие человека, которое начинается с момента зачатия и завершается концом жизни. Пренатальная фаза (развитие эмбриона и плода) занимает особое положение в силу зависимости жизненных функций от материнского организма.

Антропогенез ‑ развитие человечества во всех его аспектах, в том числе и культурном, часть филогенеза, начинающаяся с возникновением Homo sapies и завершающаяся сегодняшним днем.

Микрогенез ‑ актуальный генез, наиболее короткая временная дистанция, охватывающая «возрастной» период, в течение которого протекают краткосрочные психические процессы, а также развернутые последовательности действий (например, поведение испытуемого при решении творческих задач). Для возрастного психолога важно выяснить механизм преобразования микрогенеза в онтогенез, т.е. понять, каковы психологические условия появления тех или иных психологических новообразований у людей одного и того же возраста, профессии, социальной принадлежности и т.д.

В возрастной психологии выделяют также типы развития. К ним относится преформированный тип и непреформированный тип развития. Преформированный тип развития ‑ это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые организм пройдет, так и тот конечный результат, которого он достигнет. Пример ‑ эмбриональное развитие. В истории психологии была попытка представить психическое развитие по принципу эмбрионального. Это концепция С. Холла, в которой психическое развитие рассматривалось как краткое повторение стадий психического развития животных и предков современного человека.

Непреформированный тип развития ‑ развитие, не предопределенное заранее. Это наиболее распространенный тип развития на нашей планете. К нему относится развитие Галактики, Земли, процесс биологической эволюции, развитие общества, а также процесс психического развития человека. Различая преформированный и непреформированный тип развития, Л.С. Выготский относил психическое развитие ребенка ко второму типу.

Исследовать психическое развитие человека, значит, решить задачи описания, объяснения, прогноза и коррекции этого развития.

Описание развития предполагает представление многочисленных фактов, явлений, процессов психического развития во всей полноте (с точки зрения внешнего поведения и внутренних переживаний). К сожалению, очень многое в возрастной психологии находится именно на уровне описания.

Объяснить развитие ‑ значит, выявить причины, факторы и условия, повлекшие за собой наступившие изменения в поведении и переживании (ответ на вопрос «почему это произошло»?). В основе объяснения лежит схема причинно-следственной связи, которая может быть: 1) строго однозначной (что встречается чрезвычайно редко); 2) вероятностной (статистической, с разной степенью отклонения); 3) вообще отсутствовать; 4) одинарной (что встречается крайне редко); 5) множественной (что обычно и имеет место при изучении развития).

Прогноз развития носит гипотетический характер, так как основывается на объяснении, на установлении связей между наступившим следствием и возможными причинами(отвечает на вопрос «к чему это приведет»?). Если эта связь установлена, то факт ее существования позволяет считать, что совокупность выявленных причин с необходимостью повлечет за собой следствие. В этом собственно и заключается смысл прогноза.

Коррекция развития ‑ это управление следствием через изменение возможных причин.

2. Факторы развития психики ребенка

В психологии создано много теорий, по-разному объясняющих психическое развитие ребенка, его истоки. Их можно объединить в два больших направления ‑ биологизаторское и социологизаторское.

В биологизаторском направлении ребенок рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения, наследственность определяет весь ход его развития — и его темп, быстрый или замедленный, и его предел — будет ребенок одаренным, много достигнет или окажется посредственностью. Среда, в которой воспитывается ребенок, становится всего лишь условием такого изначального предопределенного развития, как бы проявляющим то, что дано ребенку до его рождения.

В рамках биологизаторского направления возникла теория рекапитуляции (С. Холл),основная идея которой заимствована из эмбриологии. Эмбрион (человеческий зародыш) во время своего внутриутробного существования проходит путь от простейшего двуклеточного организма до человека. В месячном зародыше уже можно узнать представителя типа позвоночных ‑ он имеет крупную голову, жабры и хвост; в два месяца начинает приобретать человеческий вид, на его ластообразных конечностях намечаются пальцы, укорачивается хвост; к концу 4 месяца у эмбриона появляются черты человеческого лица.

Читайте также:  Как написать характеристику ребенка с задержкой речевого развития

Э. Геккелем (ученик Дарвина) был сформулирован закон: онтогенез (индивидуальное развитие) представляет собой сокращенное повторение филогенеза (исторического развития).

Перенесенный в возрастную психологию, биогенетический закон позволил представить развитие психики ребенка как повторение основных стадий биологической эволюции и этапов культурно исторического развития человечества (С. Холл).

Противоположный подход к развитию психики ребенка наблюдается в социологизаторском направлении. Его истоки ‑ в идеях философа 17 века Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска (tabula rasa). На этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые.

Представления о неограниченных возможностях формирования личности ребенка получили достаточно широкое распространение. Социологизаторские идеи были созвучны идеологии, господствовавшей в нашей стране до середины 80-х годов, поэтому их можно найти во многих педагогических и психологических работах тех лет.

Что понимается под биологическими и социальными факторами развития в настоящее время?

Биологический фактор включает в себя, прежде всего, наследственность. Нет единого мнения по поводу того, что именно в психике ребенка генетически обусловлено. Отечественные психологи считают, что наследуются, по крайней мере, два момента ‑ темперамент и задатки способностей.

Наследственные задатки придают своеобразие процессу развития способностей, облегчая или затрудняя его. На развитие способностей большое влияние оказывает собственная активность ребенка.

Биологический фактор, помимо наследственности, включает особенности протекания внутриутробного периода жизни ребенка и сам процесс рождения.

Второй фактор ‑ среда. Природная среда влияет на психическое развитие ребенка опосредовано ‑ через традиционные в данной природной зоне виды трудовой деятельности и культуру, определяющие систему воспитания детей. Непосредственно влияет на развитие социальная среда, в связи с чем фактор среды часто называют социальным.

В психологии также ставится вопрос о соотношении биологического и социального факторов, влияющих на психическое развитие ребенка. Вильям Штерн выдвинул принцип конвергенции двух факторов. По его мнению, оба фактора в равной мере значимы для психического развития ребенка и определяют две его линии. Эти линии развития пересекаются, т.е. происходит конвергенция (от латинского ‑ приближаться, сходиться). Современные представления о соотношении биологического и социального, принятые в отечественной психологии, в основном базируются на положениях Л.С. Выготского.

Л.С. Выготский подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет как бы разный удельный вес. Элементарные функции (начиная с ощущений и восприятия) больше обусловлены наследственностью, чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь). Высшие функции ‑ продукт культурно — исторического развития человека, и наследственные задатки здесь играют роль предпосылок, а не моментов, определяющих психическое развитие. Чем сложнее функция, тем длиннее путь ее онтогенетического развития, тем меньше сказывается не ней влияние наследственности.

Единство наследственных и социальных влияний ‑ это не постоянное, раз и навсегда данное единство, а дифференцированное, изменяющееся в процессе самого развития. Психическое развитие ребенка не определяется механическим сложением двух факторов. На каждом этапе развития, по отношению к каждому признаку развития необходимо устанавливать конкретное сочетание биологических и социальных моментов, изучать его динамику.

3. Развитие и обучение

Социальная среда ‑ понятие широкое. Это общество, в котором растет ребенок, его культурные традиции, преобладающая идеология, уровень развития науки и искусства, основные религиозные течения. От особенностей социального и культурного развития общества, зависит принятая в нем система воспитания и обучения детей, начиная с государственных и частных учебных заведений (детских садов, школ, домов творчества и т.д.) и кончая спецификой семейного воспитания. Социальная среда — это и ближайшее социальное окружение, непосредственно влияющее на развитие психики ребенка: родители и другие члены семьи, воспитатели детских садов, учителя школы и т.д.

Вне социальной среды ребенок развиваться не может ‑ не может стать полноценной личностью. Примером могут служить случаи «детей-Маугли».

Дети, лишенные социальной среды не могут полноценно развиваться. В психологии есть понятие «сензитивные периоды развития» ‑ периоды наибольшей чувствительности к определенного рода воздействиям.

Как считает Л.С. Выготский, в сензитивные периоды, определенные влияния сказываются на всем процессе развития, вызывая в нем глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными; может проявиться даже их обратное влияние на ход развития. Сензитивный период должен совпадать с оптимальными сроками обучения. Поэтому важно не пропустить сензитивный период, дать ребенку то, что нужно для его всестороннего развития в это время.

В процессе обучения ребенку передается общественно-исторический опыт. Вопрос о том, влияет ли обучение на развитие ребенка и если влияет, то как ‑ один из основных в возрастной психологии. Биологизаторы не придают большого значения обучению. Для них процесс психического развития ‑ спонтанный процесс, протекающий по своим особым внутренним законам, и внешние воздействия не могут коренным образом изменить это течение.

Для психологов, признающих социальный фактор развития, обучение становиться принципиально важным моментом. Социологизаторы отождествляют развитие и обучение.

Читайте также:  Методика раннего развития речи ребенка от 1 года

Л.С. Выготский выдвинул положение о ведущей роли обучения в психическом развитии. Развитие психики не может рассматриваться вне социальной среды, в которой происходит усвоение знаковых средств, и не может быть понято вне обучения.

Внешние психические функции сначала формируются в совместной деятельности, сотрудничестве, общения с другими людьми и постепенно переходят во внутренний план, становятся внутренними психическими процессами ребенка. Как пишет Л.С. Выготский, «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцене дважды, в двух планах, сперва ‑ социальном, потом ‑ психологическом, сперва между людьми … затем внутри ребенка».

Когда высшая психическая функция формируется в процессе обучения, совместной деятельности ребенка с взрослым человеком, она находится в «зоне ближайшего развития». Это понятие вводится Л.С. Выготским для обозначения области еще не созревших, а только созревающих психических процессов. Когда эти процессы будут сформированы и окажутся «вчерашним днем развития», их можно будет диагностировать с помощью тестовых заданий. Фиксируя, насколько успешно ребенок самостоятельно справляется с этими задачами, мы определяем актуальный уровень развития. Потенциальные возможности ребенка, т.е. зону его ближайшего развития, можно определить в совместной деятельности, помогая ему выполнить задание, с которым он еще не может справиться сам (задавая наводящие вопросы; объясняя принцип решения; начиная решать задачу и предлагая продолжить и т.п.). У детей с актуальным уровнем развития могут быть разные потенциальные возможности.

Обучение должно ориентироваться на зону ближайшего развития. Обучение, по Л.С. Выготскому, ведет за собой развитие. С.Л. Рубинштейн, уточняя позицию Л.С. Выготского, предлагает говорить о единстве развития и обучения.

Обучение должно соответствовать возможностям ребенка на определенном уровне его развития, реализация этих возможностей в ходе обучения порождает новые возможности следующего более высокого уровня. «Ребенок не развивается и воспитывается, а развивается, воспитываясь и обучаясь», ‑ пишет С.Л. Рубинштейн. Это положение совпадает с положением о развитии ребенка в процессе деятельности.

Задания для самостоятельной работы

1. Приведите примеры влияния среды на развитие личности ребенка как социального существа.

Список рекомендуемой литературы

1. Развитие личности ребенка / Пер. с англ. ‑ М., 1987.

2. Эльконин Д.Б. Введение в детскую психологию // Избр. психол. тр. ‑ М., 1989.

3. Выготский Л.С. Проблемы развития психики: Собр.соч.: В 6 т. ‑ М., 1983. — Т. 3.

4. Выготский Л.С. Проблемы развития психики: Собр.соч.: В 6 т. ‑ М., 1983.- Т.4.

5. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Хрестоматия по детской психологии. ‑ М.: ИПП, 1996.

6. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. ‑ М. ‑ Воронеж: МПСИ, 1997.

Источник

а) ошибка
природы

б) преимущество
ребенка

в) факт,
не имеющий никакого значения

г) факт,
обусловливающий определенные трудности
в разви-
тии ребенка

17.
Специфика
развития ребенка заключается в том, что
оно:

а) определяется
биологической наследственностью

б) происходит
в ходе культурно-исторического
наследования

в) основано
на таком же принципе развития, как в
животном
мире

г) не
зависит от условий жизни и воспитания

18.
Я
согласен(а) с утверждением, что у
новорожденного:

а) есть
готовые формы поведения

б) формирование
мозга закончилось

в) большая
часть мозга занята: закреплены врожденные
формы
поведения

г) формирование
мозга продолжается и зависит от условий
жиз-
ни и воспитания

19. Развитие
— это:

а) количественные
изменения в ходе совершенствования
той
или иной функции

б) закономерное
изменение психических процессов во
време-
ни, выраженное в количественных,
качественных и струк-
турных
преобразованиях

в) процесс
и результат усвоения и активного
воспроизводства
индивидом социального
опыта

г) процесс
непосредственного, неконтролируемого
сознанием
усвоения каких-либо норм,
способов поведения

20. Для
общей интегральной характеристики
процессов развития
используются
категории:

а) рост,
созревание

б) дифференциация,
научение

в) запечатление,
социализация

г) все
перечисленное

21. Признаки
развития (выбрать лишнее):

а) дифференциация

б) количественное
нарастание изначально заданных качеств

в) появление
новых сторон, элементов в самом развитии

г) перестройка
связей между сторонами объекта

22. Процесс
развития обладает разными свойствами.
Среди них:

а) необратимость

б) направленность

в) закономерность

г) все
перечисленное

23. Способность
системы накапливать изменения,
надстраивание
новых изменений над
предыдущими есть:

а) направленность

б) необратимость

в) закономерность

г) соподчиненность

24. Способность
системы к единой, внутренне взаимосвязанной
линии
развития есть:

а) направленность

б) необратимость

в) закономерность

г) дискретность

25. Воспроизводство
однотипных изменений психики у разных
лю-
дей есть:

а) направленность

б) необратимость

в) закономерность

г) ригидность

26. Направленность
процесса развития — это:

а) способность
к накапливанию изменений, надстраивание
но-
вых изменений над предыдущими

б) способность
системы к проведению единой, внутренне
вза-
имосвязанной линии

в) воспроизводство
однотипных изменений у разных людей

27.. Необратимость
процесса развития — это:

а) способность
к накапливанию изменений, надстраивание
новых
изменений над предыдущими

б) способность
системы к единой, внутренне
взаимосвязанной
линии

в) воспроизводство
однотипных изменений у разных людей

28. Закономерность
процесса развития — это:

а) способность
к накапливанию изменений, надстраивание
но-
вых изменений над предыдущими

б) способность
системы к единой, внутренне
взаимосвязанной
линии

в) воспроизводство
однотипных изменений у разных людей

29.. Развитие,
при котором изначально даны, закреплены,
зафикси-
рованы как стадии развития,
так и конечный результат, называется:

Читайте также:  Задержка развития ребенка при эпилепсии

а)
непреформированным

б) революционным

в) эволюционным

г) преформированным

30. Развитие,
при котором изначально не даны, не
зафиксированы
ни стадии развития, ни
конечный результат, считается:

а) непреформированным

б) преформированным

в) эволюционным

г) революционным

31. Признаки
непреформированного типа развития:

а) изначально
даны, закреплены, зафиксированы как
стадии
развития, так и конечный
результат

б) изначально
не заданы, не закреплены, не зафиксированы
ни
стадии развития, ни конечный результат

32. Признаки
преформированного типа развития:

а) изначально
заданы, закреплены, зафиксированы как
стадии
развития, так и конечный
результат

б) изначально
не заданы, не закреплены, не зафиксированы
ни
стадии развития, ни конечный результат

33. Я
утверждаю, что развитие психики ребенка
представляет собой:

а) непреформированный
тип развития

б) преформированный
тип развития

34. Процесс
развития психики детерминирован:

а) не
снизу, а сверху той формой деятельности,
которая суще-
ствует в обществе

б) не
сверху, той формой деятельности, которая
существует в
обществе, а снизу тем
природным потенциалом, который
есть
у каждого человека

35. Развитие
психики человека, с точки зрения Л. С.
Выготского,
происходит в форме:

а) научения

б) адаптации

в) социализации

г) усвоения

36. Я
согласен(а) с утверждением, что психическое
развитие чело-
века:

а) подчиняется
действию общественно-исторических
законов

б) подчиняется
действию биологических законов

Раздел 3.

1.
Учения о развитии психики различаются:

а) трактовкой структуры психики

б) факторами, определяющими ее развитие

в) условиями, влияющими на ее преобразование

г) всем перечисленным

2. В
биологическом факторе развития психики
ученые выделяют наследственность и
врожденность. То, что мы получаем от
всего человеческого рода, это:

а) наследственность

б) врожденность

г) все перечисленное

3.
Движущей силой развития в эндогенном
направлении является:

а) активность самой личности

б) взаимодействие среды и наследственности

в) среда

г) наследственность

4. Одна
из основных идей биогенетического
направления:

а) показатель развития психики –
количественные изменения

б) развитие есть прирост поведения

в) развитие есть результат конвергенции
внутренних задатков с внешними условиями

г) развитие есть приобретение нового
опыта

5.
Теория рекапитуляции была разработана

а) З. Фрейдом

б) В. Штерном

в) С. Холлом

г) А. Гезеллом

6.
Теория рекапитуляции возникла под
влиянием идей:

а) И.П. Павлова

б) Ч. Дарвина

в) З. Фрейда

г) Ж. Пиаже

7.
Развитие спонтанно и неуправляемо. Это
положение:

а) бихевиоризма

б) биогенетического напрвления

в) теории конвергенции

г) психоанализа

8.
Движущая сила в экзогенном направлении:

а) активность самой личности

б) среда

в) взаимодействие среды и наследственности

г) наследственность

9.
Отождествление роста и развития – это
ведущая идея:

а) психоанализа

б) бихевиоризма

в) биогенетического направления

г) теории конвергенции

10.
Отождествление научения и развития –
это ведущая идея:

а) психоанализа

б) бихевиоризма

в) биогенетического направления

г) теории конвергенции

11.
Согласно Кольбергу , личность, сообразующая
свои поступки с одобрением другими
людьми, находится на

а) преднравственном уровне развития

б) конвециональном уровне развития

в) постконвенциональном уровне развития

г) уровне самоуважения.

12..Бихевиористский
подход рассматривает развитие личности
как результат

а) постижения им последствий своего
поведения

б) когнитивной интерпретации различных
ситуаций

в) конфликтов между подсознательными
силами и реальностью

г) взаимодействий между людьми

13..Эдипов
комплекс, который имел в виду З.Фрейд,
развивается

а) на оральной стадии

б) на анальной стадии

в) на фаллической стадии

г) на генитальной стадии

14.
Идея о том, что на каждом этапе развития
индивид решает эволюционную задачу,
выдвигаемую обществом, принадлежит:

а)
Ж.Пиаже

б)
Э.Эриксону

в) З.
Фрейду

г.) В.
Штерну

  1. Глубинные
    чувства и переживания – предмет
    исследования:

а) психоанализа

б) бихевиоризма

в) биогенетического направления

г) когнитивных теорий

16.
Внешнее поведение – предмет исследования:

а) психоанализа

б) бихевиоризма

в) биогенетического направления

г) когнитивных теорий

17.
Психическое развитие есть последовательное
созревание и взаимодействие трех уровней
психики: ид, эго, суперэго. Эта идея
принадлежит:

а) Ст.
Холлу

б) Ж.
Пиаже

в)
З.Фрейду

г)
Э.Эриксону

18.
Конфликт между врожденными инстинктивными
влечениями и сознательными моральными,
культурно-нормированными представлениями
лежит в основе теории:

а) психоанализа

б) бихевиоризма

в) биогенетического направления

г) когнитивных теорий

19.
Установите автора теории:

а) С.
Холл — когнитивная

б) Ж.
Пиаже — психоаналитическая

в) З.
Фрейд — психосоциальная

г) Э.
Эриксон — рекапитуляции

д) В.
Штерн — конвергенции

20. Когнитивная теория рассматривает:

а)
поцесс социализации ребенка

б)
чувства и переживания человека

в)
внутреннюю природу интеллекта

г)
влечения и инстинкты

21..Согласно
теории З.Фрейда, такие черты личности,
как чрезмерная чистоплотность, скупость
или упрямство, формируются в результате
фиксации человека

а) на оральной стадии

б) на анальной стадии

в) на фаллической стадии

г) на генитальной стадии.

22.Согласно
гуманистическим теориям, самореализация
тесно связана

а) с самоуважением

б) с переоценкой собственного “Я”

в) с комплексом превосходства

г) со способностью любить

23. По
Эриксону, второй психосоциальный кризис,
соответствующий первым процессам
научения у ребенка. может разрешиться
развитие независимости или, напротив,
развитием

а) недоверчивости

б) чувства вины

в) чувства неполноценности

г) ни один из ответов не верен

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник