Изучение тенденций развития аномального ребенка составляет

А

Адаптацией и социальной реабилитацией слепых и слабовидящих пациентов занимается такой раздел дефектологии как
-> амблиология

Асинхронии: ретардация, акселерация, их сочетание – это психологические параметры дизонтогенеза:

  степень нарушения межфункциональных связей

Аномальное развитие – это …

  нарушение нормального психического развития в дефектологии

Аутизм проявляется
-> в отсутствии или снижении контактов, в «уходе» в свой внутренний мир

В

В России основоположником специальной психологии считают …

В параметры нарушенного развития входят:

  функциональная локализация нарушений
  структура нарушенного развития

В последние десятилетия прочное фактическое обоснование получила мысль о том, что высшие психические функции не могут быть поняты без социологического изучения, т.е. что они являются продуктом
-> не биологического, а социального развития поведения

Воспитанием и обучением слепоглухонемых людей занимается такой раздел дефектологии как
-> сурдотифлопедагогика

Возрастная обусловленность, сензитивные периоды развития психических функций – это психологические параметры дизонтогенеза:

Впервые с педагогической точки зрения рассматривает взаимосвязь интеллектуального развития ребенка и его поведения
-> Я. Коменский

Врожденная форма слепоты — это следствие
-> внутриутробной аномалии развития органа зрения

Врожденные и возникшие в раннем детстве нарушения слуха очень часто приводят к отклонениям
-> в речевом развитии ребенка

Вид нормы, характеризующий статистическое большинство описываемых объектов, т.е. такой уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т.д. называется …

Г

Гетерохронность психического развития относят к закономерностям:

Д

Дайте определение основных понятий специальной педагогики и специальной психологии.

1) Предмет изучения специальной психологии
1 2 3 4 5 дети с ограниченными возможностями здоровья
2) Объект изучения специальной психологии
1 2 3 4 5 теория и практика специального образования, что включает в себя изучение особенностей развития и образования человека, имеющего ограниченные возможности жизнедеятельности
3) Предмет специальной педагогики
1 2 3 4 5 развитие психики, протекающее в неблагоприятных условиях
4) Объект специальной педагогики
1 2 3 4 5 специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями как социокультурный, педагогический феномен
5) Основная цель специальной педагогики
1 2 3 4 5 достижение человеком с ограниченными возможностями жизнедеятельности
максимально возможной самостоятельности и независимой жизни как высокого качества социализации и предпосылки для самореализации
1 2 3 4 5 общее образование лиц с обычными образовательными потребностями

Дизонтогения – это:

  нарушение физического и психического развития

Е

Ж

З

Задачей специальной педагогики является:

  выявление закономерностей специального образования
 
 

Задачей специальной педагогики является:

  изучение и осуществление процессов социальной реабилитации

Задачи специальной педагогики и специальной психологии:

1) Задачи специальной педагогики
1 2 — изучает и осуществляет процессы социального и средового адаптирования, абилитации и реабилитации, интеграции лиц с ограниченными возможностями на различных ступенях жизненного цикла человека;
— разрабатывает и реализует программы профориентации, профконсультирования, профессиональной подготовки, социально-трудовой адаптации лиц с ограниченной трудоспособностью;
— исследует, разрабатывает и реализует педагогические средства и механизмы профилактики возникновения нарушений развития;
— совместно с общей педагогикой разрабатывает и реализует концепцию интеграции в образовании и социокультурной сфере;
— осуществляет психолого-педагогическую подготовку родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.
2) Задачи специальной психологии
1 2 — разработка методов изучения различных категорий аномальных детей;
— ранняя диагностика и дифференциальная система диагностики аномальных детей;
— разработка методов изучения личности аномальных детей;
— психологическая коррекция аномальных детей.

Задержка психического развития (ЗПР) — это
-> нарушение нормального темпа психического развития

Задержка психического развития конституционного происхождения (гармонический инфантилизм) характеризуется
-> преобладанием эмоциональной мотивацией поведения, повышенным фоном настроения, непосредственностью, легкой внушаемостью

Задержка психического развития психогенного происхождения характеризуется
-> стойкими сдвигами нервно-психической сферы ребенка, нарушением вегетативных и психических функций

Задержка психического развития психогенного происхождения характеризуется
-> стойкими сдвигами нервно-психической сферы ребенка, нарушением вегетативных и психических функций

Задержка психического развития соматогенного происхождения характеризуется
-> длительной соматической недостаточностью различного происхождения: инфекциями, аллергиями, неврозами, астенией

Задержка развития функции по отношению к другим называется …

Закон ________ утверждает, что высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными (формами) функциями самого ребенка
-> развития высших психических функций

Закон метаморфозы в детском развитии утверждает, что развитие есть цепь ________ изменений.
-> качественных

Закон неравномерности детского развития утверждает, что каждая сторона в психике ребенка
-> имеет свой оптимальный период развития

И

Изучение причин аномального развития, установление структуры дефекта, времени, степени поражения функций, степени выраженности вторичных нарушений составляет… сущность подхода.

Изучение закономерностей различных вариантов отклоняющегося развития является задачей исследований …

Изучение тенденций (динамики) развития аномального ребенка составляет… сущность подхода.

Исследование, разработка и реализация … возникновения нарушений развития – одна из задач специальной педагогики.

  педагогических средств и механизмов профилактики

К

К основным принципам специальной педагогики относятся:

  дифференцированного и индивидуального подхода
  педагогического оптимизма
  ранней педагогической помощи

К общим закономерностям отклоняющегося развития относят:

  замедление темпа возрастного развития

К отраслям дефектологии относятся: 1) логопедия; 2) сурдопедагогика; 3) тифлопедагогика; 4) сурдотифлопедагогика; 5) амблиология; 6) олигофренопедагогика
-> 1,2,3,4,5,6

Коррекционно-развивающее обучение — это
-> система мер дифференцированного образования, позволяющая решать задачи своевременной помощи детям с трудностями в обучении

Количество параметров нарушенного развития:

Л

Л.С. Выготский утверждает, что всякий нормальный ребенок обнаруживает в различной степени на разных возрастных ступенях весь симптомокомплекс ________, что это есть общее и нормальное состояние ребенка, не проделавшего еще культурного развития
-> примитивности

Лечение недостатков развития, ликвидация последствий дефекта — это
-> медицинская реабилитация

М

Метод психологических профилей разработан
-> Г.И. Россолимо

Мера отклонения от статистической и физиологической нормы называется …нормой.

Н

Недоразвитие высших психических функций, обусловленное первичным дефектом, называется … дефектом.

Недостаток в функционировании органа человека называется:

О

Объектом коррекционной педагогики является
-> личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в психофизиологическом развитии

Один из видов психологической помощи, деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям — это
-> психологическая коррекция

Ортофеническую школу для отсталых детей как основу лечебной педагогики создает на рубеже ХХ века
-> М. Монтессори

Опережающее развитие функции по отношению к другим называется …

  патологической акселерацией

Основные параметры нарушенного развития описал:

Особенности психического развития, свойственные всем группам детей с атипичным развитием относят к закономерностям:

  модально-неспецифическим

Основной целью специальной педагогики является создание условий для развития … проблемного ребенка для его самореализации.

  реальных и потенциальных возможностей

Основной причиной девиантного поведения психологического характера многие исследователи называют
-> низкую самооценку детей и подростков

Особенности психического развития, свойственные отдельным группам детей с атипичным развитием относят к закономерностям:

Отклоняющееся развитие – это …

  развитие, при котором влияние неблагоприятных факторов превышает компенсаторные возможности индивида

Отрасль психологии, изучающая людей с отклонениями от нормального психического развития, связанными с врожденными или приобретенными дефектами, называется …психологией.

Отклонением от нормы является …

П

Параметры, определяющие характер дизонтогенеза, включают:

  структурную характеристику нарушения
  функциональную локализацию нарушений
  время поражения психофизических систем организма

Первые попытки обучения детей с легкими формами отсталости в специальных учебных заведениях принадлежат
-> И. Песталоцци

По коррекционным задачам психологическая коррекция подразделяется на:
-> семейную, игровую, нейропсихологическую, личностного роста

По Л.С. Выготскому детское развитие имеет сложную организацию во времени, свой ритм, который не совпадает с ритмом во времени, и свой темп, который меняется в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве
-> не равен году жизни в отрочестве

По Л.С. Выготскому причиной ________ культурного и биологического процессов развития неполноценного ребенка служит органический дефект
-> расхождения

По Л.С. Выготскому, основным и определяющим отличием культурного развития поведения от эволюционного надо считать то обстоятельство, что развитие высших психических функций происходит
-> без изменения биологического типа человека, в то время как изменение биологического типа является основой эволюционного типа развития

По мнению К. Ушинского в основе неблаговидных поступков ребенка (воровство, ложь) лежат процессы: 1) развития воли; 2) саморегуляции; 3) приобретения опыта нравственного поведения
-> 1,2,3

По Р. Немову, задержка в психическом развитии, сопровождающаяся депрессивными состояниями, выраженной неудовлетворенностью собой, а также трудноразрешимыми проблемами внутреннего (личностного) и внешнего (межличностного) характера — это
-> кризис возрастного развития ребенка

По способу коррекционных действий психологическая коррекция подразделяется на :
-> директивные виды; не директивные виды

Повреждение биологических систем (отделов ЦНС, анализаторов), которое вызывается биологическими факторами, называется … дефектом.

Поражение ЦНС и хронические соматические заболевания – это психологические параметры дизонтогенеза:

Понятие “высшие психические функции» ввел в научный оборот …

Построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма предполагает принцип:

  коррекционно-компенсирующей направленности

Позитивные детерминанты — это:

  своевременное коррекционное обучение
  причины, создающие оптимальные условия для развития особого ребенка

Предварительно идеально установленный образец называется …нормой.

  нормативной (идеальной)

Принципами проведения исследований в специальной психологии являются:

При возвращении к онтогенезу Л.С. Выготский показывает, что в развитии ребенка представлены оба типа психического развития, которые мы в изолированном виде находим в филогенезе: ________ развитие поведения
-> биологическое и историческое

Процесс включения ребенка с отклонениями в развитии и поведении в социальную среду, в нормальную деятельность и адекватные взаимоотношения со сверстниками — это
-> социальная реабилитация

Р
Развитие высших психических функций Л.С. Выготский исследовал в истории развития
-> биологически неполноценного, ребенка

С

Специальная психология включает в себя психологию детей:

  со сложными недостатками развития
  с выраженными стойкими отклонениями в интеллектуальном развитии
  с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
  с задержкой психического развития
  с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения
 

Сочетание двух и более первичных дефектов, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности в обучении и воспитании ребенка, называется … дефектом.

Сопоставительный анализ результатов клинического, психологического, педагогического и логопедического исследований составляет… сущность подхода.

Согласно теории Л.С. Выготского, высшие психические функции имеют свойства:

  прижизненность формирования

Специфические действия, направленные на частичное исправление или преодоление дефекта в воспитании и развитии, — это ________
-> коррекция

Специальная психология тесно связана с такими науками как …

Т

Третичными нарушениями называют:

  нарушения функций, непосредственно не связанных с поврежденной функцией

Теорию системного строения дефекта разработал …

Термин «дизонтогенез» впервые был использован в 1927 году для обозначения отклонений во внутриутробном развитии организма …

У

Учет специфических особенностей детей с данной категорией нарушения развития требует принцип:

  дифференцированного и индивидуального подхода

Ш
Школа-санаторий для дефективных детей, которая позже переросла в институт коррекционной педагогики РАО, была создана
-> В.П. Кащенко

Источник

Основы специальной педагогики и психологии (зачет) 2 сем

А

Адаптацией и социальной реабилитацией слепых и слабовидящих пациентов занимается такой раздел дефектологии как амблиология
Асинхронии: ретардация, акселерация, их сочетание – это психологические параметры дизонтогенеза:степень нарушения межфункциональных связей

Аутизм проявляется в отсутствии или снижении контактов, в «уходе» в свой внутренний мир

В

В последние десятилетия прочное фактическое обоснование получила мысль о том, что высшие психические функции не могут быть поняты без социологического изучения, т.е. что они являются продуктом не биологического, а социального развития поведения
Воспитанием и обучением слепоглухонемых людей занимается такой раздел дефектологии как сурдотифлопедагогика
Возрастная обусловленность, сензитивные периоды развития психических функций – это психологические параметры дизонтогенеза:время поражения

Впервые с педагогической точки зрения рассматривает взаимосвязь интеллектуального развития ребенка и его поведения Я. Коменский

Врожденная форма слепоты — это следствие внутриутробной аномалии развития органа зрения

Врожденные и возникшие в раннем детстве нарушения слуха очень часто приводят к отклонениям в речевом развитии ребенка

Вид нормы, характеризующий процессы и состояния здорового организма называется функциональный (физиологический)

Вид нормы, характеризующий статистическое большинство описываемых объектов, т.е. такой уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т.д. называетсястатистическый

Врожденная слепота бывает следствием: наследственной передачи дефектов зрения

Возникновение задержки психического развития психогенного происхождения связано с: неблагоприятными условиями воспитания

В основу педагогической классификации Р.М. Боскис положены следующие критерии:

Статистическая норма

Уровень развития речи при данной степени поражения слуховой функции

Время возникновения нарушения слуха

Степень поражения слуховой функции

Г

Гетерохронность психического развития относят к закономерностям:общим

Д

Дактильные знаки, заменяющие буквы в ручной азбуке для глухих изображаются пальцами

Дизонтогения – это:нарушение физического и психического развития

З

Задачей специальной педагогики является:выявление закономерностей специального образования

Задачей специальной педагогики является:изучение и осуществление процессов социальной реабилитации

Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального темпа психического развития
Задержка психического развития конституционного происхождения (гармонический инфантилизм) характеризуется преобладанием эмоциональной мотивацией поведения, повышенным фоном настроения, непосредственностью, легкой внушаемостью
Задержка психического развития психогенного происхождения характеризуется
стойкими сдвигами нервно-психической сферы ребенка, нарушениемвегетативных ипсихических функций
Задержка психического развития соматогенного происхождения характеризуется
длительной соматической недостаточностью различного происхождения: инфекциями, аллергиями, неврозами, астенией
Закон ________ утверждает, что высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными (формами) функциями самого ребенкаразвития высших психических функций

Закон метаморфозы в детском развитии утверждает, что развитие есть цепь качественных изменений.
Закон неравномерности детского развития утверждает, что каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития

Задачей специальной педагогики является: выявление закономерностей специального образования

Задачей специальной педагогики является: изучение и осуществление процессов социальной реабилитации

И

Изучение закономерностей различных вариантов отклоняющегося развития является задачей исследований специальной психологии

Исследование, разработка и реализация … возникновения нарушений развития – одна из задач специальной педагогики педагогических средств и механизмов профилактики

Изучение причин аномального развития, установление структуры дефекта, времени, степени поражения функций, степени выраженности вторичных нарушений составляет системного сущность подхода.

Исследование, разработка и реализация педагогических средств и механизмов профилактики возникновения нарушений развития – одна из задач специальной педагогики.

Изменения личности вследствие органического повреждения подкорковых систем головного мозга во внутриутробном развитии или в перинатальный период – это вид психопатии: органическая

Изучение тенденций (динамики) развития аномального ребенка составляет динамического сущность подхода.

К

К основным принципам специальной педагогики относятся:дифференцированного и индивидуального подхода, педагогического оптимизма, ранней педагогической помощи

К общим закономерностям отклоняющегося развития относят:замедление темпа возрастного развития

К отраслям дефектологии относятся: 1) логопедия; 2) сурдопедагогика; 3) тифлопедагогика; 4) сурдотифлопедагогика; 5) амблиология; 6) олигофренопедагогика -> 1,2,3,4,5,6
Коррекционно-развивающее обучение — это система мер дифференцированного образования, позволяющая решать задачи своевременной помощи детям с трудностями в обучении
Количество параметров нарушенного развития:4

К формам нарушения звукопроизношения у слабослышащих детей относятся: замены одних звуков другими и смешанные формы нарушений произношения при моторной и сенсорной недостаточности

К внутренним эндогенным причинам, вызывающим умственную отсталость, относится:

Хромосомное нарушение

К биологическим причинам врожденных аномалий относятся: наследственные, генетические поражения организма и пренатальная патология

К общим закономерностям отклоняющегося развития относят: замедление темпа возрастного развития

Л.С. Выготский утверждает, что всякий нормальный ребенок обнаруживает в различной степени на разных возрастных ступенях весь симптомокомплекс примитивности , что это есть общее и нормальное состояние ребенка, не проделавшего еще культурного развития
Лечение недостатков развития, ликвидация последствий дефекта – это медицинская реабилитация

Лебединская К.С. выделяет 4 клинических типа ЗПР: церебрально-органического генеза, соматогенного происхождения, конституционального генеза, психогенного происхождения

М

Метод психологических профилей разработан Г.И. Россолимо

Н

Недостаток в функционировании органа человека называется: физическим

Нарушения физического и психического развития называются?

Нарушение нормального темпа развития, проявляющегося в виде психофизического либо психического инфантилизма, называется задержка психического развития (ЗПР)

Нарушение нормального психического развития в дефектологии называется ? развитие.

Недоразвитие высших психических функций, обусловленное первичным дефектом, называется … дефектомвторичным

О

Объектом коррекционной педагогики является личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в психофизиологическом развитии
Один из видов психологической помощи, деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям — это психологическая коррекция
Ортофеническую школу для отсталых детей как основу лечебной педагогики создает на рубеже ХХ века М. Монтессори

Опережающее развитие функции по отношению к другим называется патологической акселерацией

Основные параметры нарушенного развития описал:В.В. Лебединский

Основной целью специальной педагогики является создание условий для развития … проблемного ребенка для его самореализации.реальных и потенциальных возможностей

Основной причиной девиантного поведения психологического характера многие исследователи называют низкую самооценку детей и подростков

Отклоняющееся развитие – это

развитие, при котором влияние неблагоприятных факторов превышает компенсаторные возможности индивида

Отклонением от нормы является аномалия

Обучение и воспитание лиц с нарушениями слуха изучает: сурдопедагогика

Обучение и воспитание лиц с нарушениями речи изучает: логопедия

Отдельно взятый критерий или система показателей необходимого состояния называется …?

Особенности психического развития, свойственные отдельным группам детей с атипичным развитием относят к закономерностям: модально-специфическим

Опережающее развитие функции по отношению к другим называется патологической акселерацией

Особенности развития познавательной сферы у детей с нарушениями слуха:

Речевое недоразвитие

Нарушение звукопроизношения

Основными средствами познания окружающего мира для лиц с нарушениями зрения являются …

О стрессе

Педагогического оптимизма

Двойной ассоциации

Качественного анализа

Комплексности

Предварительно идеально установленный образец называется нормативной (идеальной) нормой.

Р

Развитие высших психических функций Л.С. Выготский исследовал в истории развития биологически неполноценного, ребенка

Раздел специальной психологии, изучающий психологию слепых называется тифлопсихологией

Развитие психики, протекающее в неблагоприятных условиях является .. ? … изучения специальной психологии.

Различают 3 степени умственной отсталости: имбецильность, идиотия, аутизм, дебильность

С

Сочетание двух и более первичных дефектов, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности в обучении и воспитании ребенка, называется сложным дефектом.

Согласно теории Л.С. Выготского, высшие психические функции имеют свойства:

  Осознанность, произвольность, прижизненность формирования

Специфические действия, направленные на частичное исправление или преодоление дефекта в воспитании и развитии, — это коррекция

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение IX вида создается для: обучения детей с тяжелой умственной отсталостью

Стойкая стереотипность в движениях, привычках, поведении характерна для детей с: синдромом раннего детского аутизма

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида создается для: детей с задержкой психического развития

Социальной причиной, вызывающей задержку психического развития является: педагогическая запущенность

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VI вида создается для: детей с отклонениями в опорно-двигательном аппарате

Своевременно предотвратить негативные тенденции развития детей позволяет реализация принципа:

Основы специальной педагогики и психологии (зачет) 2 сем

А

Адаптацией и социальной реабилитацией слепых и слабовидящих пациентов занимается такой раздел дефектологии как амблиология
Асинхронии: ретардация, акселерация, их сочетание – это психологические параметры дизонтогенеза:степень нарушения межфункциональных связей

Аутизм проявляется в отсутствии или снижении контактов, в «уходе» в свой внутренний мир

В

В последние десятилетия прочное фактическое обоснование получила мысль о том, что высшие психические функции не могут быть поняты без социологического изучения, т.е. что они являются продуктом не биологического, а социального развития поведения
Воспитанием и обучением слепоглухонемых людей занимается такой раздел дефектологии как сурдотифлопедагогика
Возрастная обусловленность, сензитивные периоды развития психических функций – это психологические параметры дизонтогенеза:время поражения

Впервые с педагогической точки зрения рассматривает взаимосвязь интеллектуального развития ребенка и его поведения Я. Коменский

Врожденная форма слепоты — это следствие внутриутробной аномалии развития органа зрения

Врожденные и возникшие в раннем детстве нарушения слуха очень часто приводят к отклонениям в речевом развитии ребенка

Вид нормы, характеризующий процессы и состояния здорового организма называется функциональный (физиологический)

Вид нормы, характеризующий статистическое большинство описываемых объектов, т.е. такой уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т.д. называетсястатистическый

Врожденная слепота бывает следствием: наследственной передачи дефектов зрения

Возникновение задержки психического развития психогенного происхождения связано с: неблагоприятными условиями воспитания

В основу педагогической классификации Р.М. Боскис положены следующие критерии:

Статистическая норма



Источник