Изучение развития ребенка как метод ппд

10.
Подходы к ппд. Научный подход
обеспечивается при интеграции следующих
основных составляющих: особенностей
диагностического мышления педагога;
системы диагностических признаков и
критериев распознавания явления
(объекта); специфических для диагностики
методов и приемов распознавания.Этапы
диагностического распознавания
объединены между собой системой
причинно-следственных связей. Такой
сложный процесс не происходит
одномоментно и требует определенной
последовательности, т.е. стадийного
подхода, глубокого проникновения во
внутреннее содержание изучаемых
явлений. бъективность, систематичность
и последовательность, всесторонность
и комплексность, изучение в деятельности,
изучение в коллективе, воспитывающий
характер изучения. Содержание
инверсионного подхода в диагностике
составляет изменение направленности
процесса от внешних проявлений к
внутренним, и наоборот. Важно отметить,
что подобная инверсия осуществляется
непрерывно, она представляет собой
не простое, механическое изменение
направления диагностики, а сложный
процесс качественного углубления
поиска. Иными словами, каждый переход
распознавания от внешнего к внутреннему
и наоборот должен приводить к
установлению более глубоких связей
между внутренним содержанием процесса
и его внешними проявлениями, повышать
в ходе данной инверсии точность
диагноза.Прогностический подход тесно
связан с инверсионным. Учитывая, что
одна из главных целей диагностики
состоит в том, чтобы на основе имеющихся
данных сделать вывод о дальнейших
тенденциях развития процесса, предвидеть
его возможные направления, выбрать
педагогические меры коррекции и
предупреждения недостатков, можно
сказать, что педагогический диагноз
прогностичен по своей природе. Умелое
использование прогностического
подхода предполагает в будущем
эффективность применения педагогических
мер, предпринимаемых в настоящем. Это
стимулирует постоянный поиск,
совершенствование путей изучения
личности. системно-интегрального
подхода, который закл. в том, что явление
рассматривается не как простое
сочетание различного рода элементов,
качеств, сторон, а как нечто единое и
качественно новое по сравнению с
элементами, составляющими одно целое.
Другими словами, процесс диагностирования
должен учитывать тот факт, что изучаемое
явление (объект) наделено так называемым
свойством эмерджентности (от англ.
етеrgent— внезапно возникающий), т.е.
наличием у системного целого особых
свойств, не присущих отдельным его
составляющим; эти свойства возникают
в результате появления у более сложно
организованной системы ф.связей

11.
Методы психолого-педагогического
изучения лиц с ОВЗ. Основные
методы ППД — наблюдение, эксперимент.
Дополнительные методы — анализ
документации, беседа, тестирование,
анализ продуктов деятельности ребенка.
Наблюдение –
целенаправленное восприятие фактов,
процессов или явлений, которое может
быть непосредственным, осуществляемым
с помощью органов чувств, или косвенным,
основанным на информации, получаемой
от различных
приборов и средств наблюдения, а также
других лиц, проводивших непосредственное
наблюдение.Применение бесед и интервью
требует от исследователя чётко
поставленных целей, основных и
вспомогательных вопросов, создания
благоприятного морально-психологического
климата и доверия, умения наблюдать
за ходом беседы или интервью и направлять
их в нужное русло, вести записи
получаемой информации.Эксперимент –
научно поставленный опыт, связанный
с наблюдением исследуемых явлений в
создаваемых и контролируемых
исследователем условиях.

Лабораторный
эксперимент характеризуется тем,
что исследователь сам вызывает
изучаемое явление, повторяя его столько
раз, сколько это необходимо, произвольно
создает и меняет условия, при которых
это явление протекает. Меняя отдельные
условия, исследователь имеет возможность
выявить каждое из них.Естественный
эксперимент (разработан русским
психологом А.Ф. Лазурским) проводится
в обычных, привычных для испытуемых
условиях, без специальной
аппаратуры.Психолого-педагогический
эксперимент (ППЭ) создан на основе
естественного эксперимента. В ходе
ППЭ исследователь активно воздействует
на протекание изучаемых явлений,
изменяет обычные условия, целенаправленно
вводит новые, выявляет определенные
тенденции, оценивает качественные и
количественные результаты, устанавливает
и подтверждает достоверность выявленных
закономерностей.Как правило, все эти
виды используются в одном исследовании
в качестве отдельных этапов.Констатирующий
эксперимент проводят в начале
исследования. В процессе формирующего
эксперимента исследователь производит
корректировку выдвинутой гипотезы и
организует её проверку. Для повышения
объективности анализа полученных
данных вводятся контрольная и
экспериментальная группы.

12.факторы
риска.По времени воздействия патогенные
факторы делятся (рис. 2) на:


пренатальные (до начала родовой
деятельности);
— катальные (в период
родовой деятельности);
— постнатальные
(после родов, прежде всего имевшие
место в период с раннего детства до
трех лет).

К
биологическим факторам риска, способным
вызвать серьезные отклонения в
физическом и психическом развитии
детей, относятся:


хромосомно-генетические отклонения
как наследственно обусловленные, так
и возникшие в результате генных
мутаций, хромосомных аберраций;


инфекционные и вирусные заболевания
матери во время беременности (краснуха,
токсоплазмоз, грипп);


венерические заболевания (гонорея,
сифилис);


эндокринные заболевания матери, в
частности диабет;


несовместимость по резус-фактору;


алкоголизм и прием наркотиков
родителями, и особенно матерью;


биохимические вредности (радиация,
экологическое загрязнение окружающей
среды, наличие в окружающей среде
тяжелых металлов, таких, как ртуть,
свинец, использование в агротехнике
искусственных удобрений, пищевых
добавок, неправильное использование
медицинских препаратов и др.),
воздействующие на родителей до
наступления беременности или на мать
во время беременности, а также на самих
детей в ранние периоды постна-тального
развития;


серьезные отклонения в соматическом
здоровье матери, включая недоедание,
гиповитаминоз, опухолевые заболевания,
общую соматическую ослабленность;


гипоксические (кислородная
недостаточность);


токсикозы матери во время беременности,
особенно во второй ее половине;


патологическое протекание родовой
деятельности, особенно сопровождающееся
травматизацией головного мозга;


мозговые травмы и тяжелые инфекционные
и токсико-дистрофические заболевания,
перенесенные ребенком в раннем
возрасте;

хронические
заболевания (такие, как астма, заболевания
крови, диабет, сердечно-сосудистые
заболевания, туберкулез и др.), начавшиеся
в раннем и дошкольном возрасте.

Источник

Психодиагностическое обследование ребёнка должно быть системным, то есть включать в себя изучение всех сторон психики.

Психодиагностическое обследование организуется с учётом возраста и предполагаемого уровня психического развития ребён­ка. Именно эти показатели определяют организационные формы диагностической процедуры, выбор методик и интерпретацию результатов.

Диагностические задания должны быть доступны для ребёнка. В ходе обследования ребёнку необходимо предложить задание, ко­торое он сможет успешно выполнить, а при анализе результатов учитывается с заданиями для какой возрастной группы справился ребёнок.

При обследовании важно выявить не только актуальные возмож­ности ребёнка, но и его потенциальные возможности в виде «зоны ближайшего развития» (Л. С. Выготский). Это достигается предложе­нием задании разной сложности и оказанием ребёнку дозированной помощи в ходе выполнения заданий.

Необходима строгая научность в подборе диагностических зада­ний для каждого возрастного этапа, то есть при обследовании следует использовать те задания, которые могут выявить, какие стороны пси­хической деятельности нарушены у обследуемого ребёнка.

При обработке и интерпретации результатов необходимо дать их качественную и количественную характеристику, при этом система качественно-количественных показателей должна быть однозначной для всех обследуемых детей.

Важно помнить, что ребенок — специфический объект исследования, его психика находится в становлении, развитии, поэтому при ее изучении следует руководствоваться определенными принципами.

Методы ППД.

Наблюдение

Наблюдение является целенаправленным восприятием фактов, процессов или явлений, которое может быть непосредственным, осуществление которого проводят при помощи использования органов чувств, или косвенным, которое основывается на информации, получаемой от различных приборов и средств наблюдения, а также других лиц, которыми непосредственно проводилось наблюдение.

Виды наблюдения принято классифицировать следующим образом:

· по времени проведения: непрерывные и дискретные;

· по объему: широкие и узкоспециальные;

· по типу связи наблюдателя и наблюдаемых: невключенные (открытые) и включенные (скрытые).

Важнейшим достоинством наблюдения является то, что его принято вести в различных ситуациях: в учебной, производственной деятельности, общественной работе, во время отдыха. Проведение наблюдения при этом не нуждается в создании особых условий.

К числу недостатков наблюдения принято относить:

— трудность сопоставления результатов, которые были получены при помощи проведения ряда различных исследований в силу существенной зависимости метода от субъекта наблюдения;

— ограниченность;

— принципиально частный характер каждой наблюдаемой ситуации;

— сложность, а часто и факт невозможности повторения наблюдений.

Наблюдением включается подготовительный, исполнительный и обобщающий этапы. На первом этапе педагогу необходимо определить цель и задачи наблюдения, провести выбор наиболее перспективных признаков проявления наблюдаемого качества личности, провести уточнение ситуации. В качестве итога подготовительной работы должна выступить непосредственно программа наблюдения.

Следующим этапом является непосредственно наблюдение, характеристика ситуации, осуществление регистрации фактов, выдвижения предположений.

На заключительном этапе происходит процесс систематизации информации, обобщения, установления причинно-следственных зависимостей, постановка диагноза.

Опрос

Опрос может проводиться в устной форме (беседа, интервью) и в виде письменного или анкетного опроса.

Применение бесед и интервью требует от исследователя чётко поставленных целей, которые являются основанными на ряде вспомогательных вопросов, создания благоприятного морально-психологического климата и доверия, умения наблюдать за ходом беседы или интервью и направлять их в нужное русло, вести записи получаемой информации.

Обычно в педагогике принято использовать ряд следующих методов опроса: интервью (беседы), анкетирование, личностные опросники.

Факт распространенности указанного метода можно объяснить его своеобразной универсальностью. Если при наблюдении педагогом только фиксируются акты реального поведения учащегося, то с помощью опроса представляется возможность получения информации о мотивах поведения индивида, его намерениях, планах на будущее.

Специфика метода опроса заключается в том, что в качестве источника информации для педагога выступают в этом случае сообщения самих детей, хотя этим не гарантируется полнота достоверности информации. По этой причине так важно прежде убедиться, настроен ли учащийся искренне давать ответы на поставленные перед ним вопросы (может ли в принципе на них ответить). Технику проведения опросов как раз и принято сводить к тому, чтобы осуществить обеспечение достоверности и надежности информации.

Интервью

Интервью принято проводить в виде устного опроса, беседы, предварительно обдумывая вопросы, но формулируя их приближенно, в произвольной последовательности.

Достоинством интервью является то, что его проведение можно осуществлять в неформальной обстановке.

Недостатком данного метода является невозможность зафиксировать, а значит, и количественно провести обработку его результатов, так как делать записи и вносить пометки при учащемся не рекомендуется.

В процессе проведения беседы необходимо придерживаться следующих правил:

• Начинать общение следует с тематики, приятной для ученика, это способствует установлению контакта. Доброжелательные, уважительные отношения в разговоре не менее важны, чем умение убедительно говорить, аргументировать сказанное.

• крайне затруднительным является рассчитывать на искренность со стороны ученика, если беседа будет проходить в присутствии других учителей или учащихся, или если ребенок не в настроении; если беседа постоянно прерывается; если разговор проходит «на ходу», попутно. По этой причине в качестве крайне важного момента является проведение выбора времени и места беседы.

• Беседа должна быть не случайным эпизодом, а её нужно планировать.

• Не следует задавать (особенно вначале) вопросов, которые носят анкетный или биографический характер.

• Лексикон учителя, смысл задаваемых вопросов должны быть доступны и понятны, их необходимо задавать принимая во внимание возрастные особенности, интересы, потребности, склонности.

• Формулировать наводящие вопросы более разумно в нейтральной форме, к примеру: «Как это следует понимать?», «В каком смысле?», «Поясни, пожалуйста, свою мысль».

• Учитель должен проявлять внимательность и гибкость в процессе беседы, отдавать предпочтение косвенным вопросам вместо прямых, которые могут поставить порой отвечающего в неловкое положение.

• Необходимо учитывать то, что с точки зрения результативности беседы наиболее уместным и целесообразным будет задать несколько мелких вопросов, чем один крупный. Вопрос должен побудить учащегося отвечать развёрнуто, а не отделываться краткими «да» или «нет».

• Для большей достоверности беседы, получения результатов наиболее важные вопросы должны в различных формах повторяться, тем самым раскрывая и уточняя предыдущие ответы, дополняя их.

• Беседа не должна длиться более 20-40 минут.

Анкетирование

В процессе разработки вопросов для анкеты, педагог должен четко представлять себе, что в конечном итоге желает узнать.

Главные вопросы, которыетребуют искренности, анализа и размышления, лучшеразмещать в середине. Постепенно трудность вопросов необходимо снижать. Число их должно быть ограниченным. Это нужно для того,чтобы работа над ответами не превышала 15-20 минут.

Эксперимент

Эксперимент является научно поставленным опытом, связанным с проведением наблюдения за исследуемыми явлениями в создаваемых и контролируемых исследователем условиях.

Лабораторный экспериментпринято характеризовать тем, что исследователем самостоятельно осуществляется вызов изучаемого явления, повторяя его столько раз, сколько это необходимо, произвольно создавая и меняя условия, при которых это явление протекает. Меняя отдельные условия, исследователь имеет возможность выявить каждое из них.

Естественный эксперимент(был разработан русским психологом А.Ф. Лазурским) принято проводить в обычных, являющихся привычными, для испытуемых условиях, не задействуя специальную аппаратуру.

Психолого-педагогический эксперимент(ППЭ) создан на основе естественного эксперимента.

В ходе ППЭ исследователь активно воздействует на протекание изучаемых явлений, изменяет обычные условия, целенаправленно вводит новые, выявляет определенные тенденции, оценивает качественные и количественные результаты, устанавливает и подтверждает достоверность выявленных закономерностей.

Виды ППЭ:

· констатирующий;

· проверочный;

· созидательно-преобразующий (формирующий);

· контрольный.

Как правило, все эти виды используются в одном исследовании в качестве отдельных этапов.

Констатирующий экспериментпроводят в начале исследования. Он ставит своей задачей выяснение состояния на практике изучаемого явления, построение его схематической модели.

Формирующий эксперименторганизуется на основе предварительного изучения состояния проблемы и анализа результатов констатирующего эксперимента. В процессе формирующего эксперимента исследователь производит корректировку выдвинутой гипотезы и организует её проверку. Для повышения объективности анализа полученных данных вводятся контрольная и экспериментальная группы.

Дата добавления: 2018-02-13; просмотров: 1626; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10109 — | 7851 — или читать все…

Источник

Марина Александровна Авдеева
Методика обучения правилам дорожного движения детей дошкольного возраста

Проведя анализ методической литературы, мы можем проследить, обучение детей правилам поведения на улице и дороге широко используют объяснительно-иллюстративные методы: беседы, дидактические игры, рассказы, чтение художественных произведений, а также практические в образовательной области «Художественное творчество» — это рисование, лепка, аппликация. Необходимо использовать разные дифференцированные формы работы с детьми. Большей частью должна быть иллюстрированной, театрализованной, музыкальной, игровой.

Проводя методическую работу в рамках обучения ПДД, нужно учитывать интегрированный подход. В процессе выполнения заданий, дошкольники наблюдают, исследуют, рисуют, конструируют, моделируют, слушают музыку. Любой ребёнок быстрее поймёт и усвоит ПДД, преподнесённые не только в обыкновенной беседе, а и в близкой детям дорожной сказке, викторине, игре. На практике дети достигнут, несомненно, больших успехов в изучении ПДД.

Для успешного обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах нужно создать развивающую среду. Которая включает в себя макеты улиц города, набор транспорта, дорожные знаки, светофор, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, дидактические игры. Система работы по изучению дошкольников Правил дорожного движения следует учитывать три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:

• Ребенок – пешеход;

• Ребенок – пассажир городского транспорта;

• Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики самокат.).

Работа по воспитанию безопасного поведения детей на улице, должна проводится систематически, постоянно. Нужно охватить все виды деятельности, чтобы дети пропускали через продуктивную деятельность, и реализовывали в играх, повседневной жизни вне стен детского сада. Работа должна проходить тонкой ниткой через все разделы программы.

• организованные формы обучения на занятиях,

• совместную деятельность взрослого и ребенка,

• самостоятельную деятельность ребенка,

• воспитание навыков поведения,

• ознакомление с окружающим,

• развитие речи,

• художественную литературу,

• конструирование,

• изобразительное искусство,

• игру.

А. В. Гостюшин считает, что нельзя забывать, что в каждой группе детского сада имеются дошкольники, входящие в «группу риска». Это могут быть излишне подвижные дети или, наоборот, слишком заторможенные. С ними воспитатель проводит занятия с учетом их индивидуальных особенностей и в обязательном порядке организует работу с их родителями.

Его предложения пользоваться на занятиях с дошкольниками новыми педагогическими технологиями:

— моделировка опасных и безопасных дорожных ситуаций;

— самостоятельная работа в альбомах по рисованию или специально разработанных тетрадях, формирующая и развивающая познавательные процессы детей;

— интерактивный опрос;

— коллективная деятельность детей по изучению, осмыслению и осознанию правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде.

Особенно эффективно применение интерактивного метода обучения, направленного на активное включение детей в диалог. С помощью этого метода воспитатель может помочь ребятам визуально представить движение транспорта и пешеходов, понять опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях, сформировать у них умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и переносить ее в конечном итоге на реальные дорожные условия.

Источник