Изучение психического развития ребенка раннего возраста

Изучение психического развития ребенка раннего возраста thumbnail

Ранний возраст — это дети в диапазоне, начиная от одного года и заканчивая возрастом трех лет.

В этот период закладывается большое количество навыков, стимулируемых становлением психической активности. Основными желаниями в детстве являются: передвижение, ходьба, совместная игра со взрослым, изучение мира, деятельность в это время предметно-направленная.

Психологическая сторона опережает физическое становление. Ребенок старается как можно больше почерпнуть, опробовать и проверить все вокруг. Его занимает все, что приятно пахнет, звенит, гремит, шуршит. А если, на это еще наложен родительский запрет, то тут цель еще больше притягательна, и он обязательно до нее доберется. Движение еще плохо скоординировано, внутреннее желание и проекция зрения возникают намного раньше, чем нога успевает сделать шаг, отсюда и образуются первые падения, ушибы и шишки.

К концу периода у малыша обостряется чувство собственной личности, он уже проявляет самостоятельность и независимость, достигая успехов настырными пробами и досадными, болезненными ошибками. Сторонняя помощь воспринимается с раздражением, а иногда даже с истерикой и криками. Именно здесь проявляются первые зачатки характера. Родители сталкиваются с проблемой кризиса трехлетнего возраста «Я сам!». Ребенок может по полчаса завязывать шнурки, надевать куртку, но главное, не препятствовать его проявлению инициативы, набраться терпения. Он сделает это самостоятельно, создавая почву для совершенствования психологических функций.

Формирование психических процессов

1. Восприятие

К полутора годам происходит обострение цветоощущений. Ребенок загорается при виде интересной, красочной игрушки, являющейся движущей силой для развития остальных составляющих психики. Осмысление окружающей действительности проходит в предметно-игровой манере. Малыш ощупывает, осматривает с помощью сенсорных чувств. Поэтому очень важно проводить занятия, задействующие мелкую моторику рук, благотворно сказывающуюся на умственных способностях.

Характеристика:

  • основным проводником с реальностью является предмет;
  • при осмотре ориентируется на выделяемые качества, далее оценка определяется при помощи особенностей;
  • действие эмоционально и подвластно настроению;

Эффективно применение методик: выстраивание пирамидки (подбор колечек по диаметру от большего к меньшему), собирание пазлов, логический подбор подходящих фигурок под расположенное отверстие.

2. Внимание

Малыш интересуется практически всем, особенно цветным и издающем звуки.

Специфика:

  • форма непроизвольная;
  • слабо сконцентрировано;
  • не длительное и не стойкое;
  • еще сложно его переключать и распределять;
  • объем удерживающих предметов небольшой;
  • действия еще не контролируются сознанием, они больше формируются внутренними стимулами;
  • речевые навыки положительно сказываются на произвольном внимании;
  • чем шире будет обозначение предметов, знание их характеристик, тем лучше будет внимательность.

3. Воображение

  • фантазия происходит в смысловой игре, манипулируя сюжетами;
  • ребенок опирается только на собственные знания в представлении о том, что когда-то видел или слышал.

4. Память

  • запускает воспоминание того, что ранее было усвоено и записано в сознании;
  • неразрывно связано с восприятием:
  • преобладает случайное запоминание, основанное на узнавании;
  • теперь материал может дольше и больше хранится;
  • зарождаются задатки воспроизведения информации;
  • ребенок помнит движения, эмоции, связанные с конкретным человеком или ситуацией.

Например, что утюг горячий, а кот, если его потащить за хвост, может и царапнуть.

5. Мышление

  • мыслительные функции работают совместно с речевыми. Так как все формирование мировоззрения происходит в процессе объяснения взрослыми людьми;
  • образуется знаково-символическое мышление. Малыш начинает понимать, что предмет в использовании можно заменить на иной, похожий по функциям;
  • учится сравнивать и обобщать;
  • преобладает наглядно-действенная форма. В этот период важно научить построению логической связи между предметами. Дать объемную характеристику наблюдаемого объекта.

6. Речь

  • малыш чувствует потребность в диалоге, к заявлению о желаниях, внутренних состояниях при помощи доступных для всех инструментов. Жестикуляции и мимики уже становится недостаточно для диалога.
  • до 2 лет возникает самостоятельная активная речь;
  • к 3 годам словарный запас составляет более 1500 слов;
  • ребенок узнает, что у любой вещи есть название, а предложение из нескольких слов носит свое обозначение;
  • старается повторить за взрослым услышанное слово.

Большую роль в гармоничном становлении здоровой психики ребенка раннего возраста являются взаимоотношения внутри семьи, поддержание благоприятной атмосферы и поощрение успехов.

Источник

Татьяна Дорохова
Психическое развитие ребенка раннего возраста

К периоду раннего возраста относятся дети от года до трех лет. Ребенок растет, развивается. Психическое развитие ребенка раннего возраста имеет свои особенности. Малыш просто не умеет скрывать свои чувства, открыто выражает свое положительное или отрицательное отношение к чему-либо или к кому-либо. Настроение меняется быстро и часто, чувства, переживаемые ребенком противоречивы, непоследовательны и неустойчивы. В раннем возрасте у ребенка возникает наглядно-действенное мышление и речь. Эти функции считаются важнейшими новообразованиями раннего возраста. У ребенка формируется активная речь, помогает этому процессу совместная деятельность с окружающими взрослыми. Родителям или другим взрослым, окружающим ребенка в этот период, необходимо поощрять и стимулировать высказывания малыша. При этом ничего насильно происходить не должно. Речь на данном этапе становится средством знакомства малыша с внешним миром, и как возможность для взрослого регулировать поведение малыша, направлять его деятельность.

Предметы для ребенка это уже не просто объекты, которыми можно манипулировать, но и вещи, которые имеют различные назначения, а также определенный способ употребления. И малышу становится интересно овладевать навыками действий с предметами, где взрослому человеку отводится роль помощника и наставника. Взрослые помогают малышу разобраться и усвоить назначение каждого предмета. Для того, что бы деятельность с предметами развивала ребенка, нельзя перегружать окружающее пространство большим количеством игрушек.

Психическое развитие ребенка раннего возраста в этот период различает 2 вида действий: соотносящиеся действия и орудийные действия.

Соотносящихся действий — состоит в установлении пространственных взаимоотношений между предметами: сборка матрешек или складывание пирамидки из колец.

Орудийные действия — которые малыш постигает под руководством взрослого человека, помогаю малышу понять принцип воздействия одного предмета на другой. Взрослый показывает малышу как лопаткой можно копать песок, как пить из чашки, как пользоваться карандашом и так далее. За второй год жизни малыши постигают большинство предметных действий. При этом с развитием деятельности малыши развиваются и интеллектуально. Ближе к трем годам у малыша зарождаются другие виды деятельности. Малыш учится играть, постигает продуктивные виды деятельности, то есть, учится рисовать, лепить и конструировать. Психическое развитие ребенка раннего возраста предполагает усвоение предметной игры, когда малыш умело использует в игре разные предметы, и постепенный его переход к сюжетно-отобразительной игре. Все этапы развития дают предпосылки сюжетно-ролевых игр ребенка, когда он переименовывает предметы, отождествляет себя со взрослыми в игре, и может называть себя другим именем.

Особенности психического развития ребенка раннего возраста таковы, что, он уже к 2-3 годам способен различать до восьми цветов — красный, желтый, зеленый, фиолетовый, черный, белый, оранжевый. Также ребенок способен отличать несколько геометрических фигур — прямоугольник, квадрат, круг, овал, треугольник.

К концу периода раннего возраста начинается постепенная сепарация ребенка от матери. Родителям важно осознавать, что их дитя это самостоятельная личность, уважать и считаться с собственным ребенком. Необходимо давать определенную самостоятельность малышу и право выбора, заботясь при этом о безопасности малыша. При мудром поведении родителей кризис трех лет пройдет довольно мягко.

В этом возрастном периоде малыш познает мир при помощи метода проб и ошибок, отсюда такая любовь к разбиранию игрушек, ругать ребенка за это не следует.

Для психического развитие ребенка раннего возраста характерна непроизвольность восприятия, внимания и памяти. Поэтому родителям надо учитывать, что сразу, моментально ребенок не может перестать что-то делать, или произвести сразу несколько действий. Для сохранения спокойствия, ощущения безопасности и уверенности малыша, одним из условий является соблюдение режима дня, то есть четкая ритмичность, повторяемость и систематичность жизни ребенка.

Источник

    Кризис одного
    года

    Новообразование
    кризиса – автономная речь

    (см. выше).

    Кризис одного года
    характеризуется освоением речевого
    действия. Организм младенца регулировала
    биологическая система, связанная с
    биоритмами. Теперь же она вошла в
    противоречие с вербальной ситуацией,
    основанной на самоприказе или приказе
    со стороны взрослых. Таким образом,
    ребенок в возрасте около года оказывается
    вообще без системы, позволяющей ему
    надежно ориентироваться в окружающем
    мире. Биологические ритмы сильно
    деформированы, а речевые не настолько
    сформированы, чтобы ребенок мог свободно
    управлять своим поведением.

    Кризис характеризуется
    общим регрессом деятельности ребенка,
    как бы обратным развитием. Эмоционально
    проявляется в аффективности. Эмоции
    примитивные. При этом наблюдаются
    различные нарушения:

    • нарушение
      всех биоритмических процессов (сон –
      бодрствование);

    • нарушение
      удовлетворения всех витальных
      потребностей (например, чувства голода);

    • эмоциональные
      аномалии (угрюмость, плаксивость,
      обидчивость).

    Кризис не относится
    к числу острых.

    Раннее детство
    (1 – 3 года)

    В этом возрасте
    происходит разделение линий психического
    развития мальчиков и девочек. Им присущи
    разные типы ведущей деятельности. У
    мальчиков на основе предметной
    деятельности формируется предметно-орудийная.
    У девочек на основе речевой деятельности
    коммуникативная.

    Предметно-орудийная
    деятельность включает манипуляцию с
    человеческими предметами, зачатки
    конструирования, в результате чего у
    мужчин лучше развито отвлеченное,
    абстрактное мышление.

    Коммуникативная
    деятельность предполагает освоение
    логики человеческих отношений.
    Большинство женщин обладает более
    развитым, чем у мужчин, социальным
    мышлением, сфера проявления которого
    – общение людей. У женщин тоньше интуиция,
    такт, они более склонны к эмпатии.

    Половые различия
    в поведении детей обусловлены не столько
    биологическими и физиологическими
    причинами, сколько характером их
    социального общения. Ориентация мальчиков
    и девочек на разные типы деятельности
    задана социально, вследствие культурных
    образцов. На самом деле между малышами
    мужского и женского пола больше сходства,
    чем различий. Различия появляются
    позже. В основном же мальчики и девочки
    развиваются параллельно и проходят
    одинаковые этапы.

    Так, к трем годам
    у детей того и другого пола складываются
    следующие новообразования
    возраста
    :
    начатки самосознания, развитие
    Я-концепции, самооценка. Ребенок
    проделывает 90% работы по усвоению
    языка. За три года человек проходит
    половину пути своего психического
    развития.

    Первые представления
    о себе

    возникают у ребенка к году.

    Это представления
    о частях своего тела, но обобщить их
    малыш пока не может. При специальном
    обучении взрослыми к полутора годам
    ребенок может узнавать себя в зеркале,
    осваивает идентичность отражения и
    своей внешности.

    К 3 годам – новый
    этап самоидентификации: с помощью
    зеркала ребенок получает возможность
    формировать свое представление о себе
    настоящем.

    Ребенок интересуется
    всеми способами подтверждения своего
    Я. Одухотворяя отдельные части тела, в
    игре он познает волю над самим собой.

    Трехлетний малыш
    интересуется всем, с ним связанным,
    например, тенью. Начинает использовать
    местоимение «я», усваивает свое
    имя, пол. Идентификация с собственным
    именем выражается в особом интересе к
    людям, которые носят такое же имя.

    Половая
    идентификация.

    К 3 годам ребенок уже знает, мальчик
    он или девочка. Подобные знания дети
    черпают из наблюдений за поведением
    родителей, старших братьев и сестер.
    Это позволяет ребенку понять, каких
    форм поведения в соответствии с его
    половой принадлежностью ждут от него
    окружающие.

    Уяснение ребенком
    принадлежности к конкретному полу
    происходит в первые 2-3 года жизни, и
    наличие отца при этом крайне важно. Для
    мальчиков потеря отца после 4 лет мало
    сказывается на усвоении социальных
    ролей. Последствия отсутствия отца у
    девочек начинают сказываться в
    подростковом возрасте, когда у многих
    из них возникают трудности в приспособлении
    к женской роли при общении с представителями
    другого пола.

    Возникновение
    самосознания.

    К трем годам ребенок проявляет начатки
    самосознания, у него развивается
    притязание на признание со стороны
    взрослых. Положительно оценивая те или
    иные действия, взрослые придают им
    привлекательность в глазах детей,
    пробуждают в детях желание заслужить
    похвалу, признание.

    Усвоение языка.
    Словарный запас детей 1,5 лет обычно
    содержит около 10 слов, в 1,8 – 50 слов, в
    2 года – примерно 200. К трем годам
    словарный запас составляет уже 900 –
    1000 слов. Установлена прямая зависимость
    между качеством языковой стимуляции в
    домашнем окружении и развитием речи
    ребенка в 3 года.

    Критическим
    периодом в развитии детской речи
    является, по мнению исследователей,
    возраст от 10 месяцев до 1,5 лет. Именно
    в это время нужны спокойные и развивающие
    игры и нежелательны стрессы.

    При усвоении языка
    дети всех народов проходят стадии
    односоставных, двусоставных и полных
    предложений. Во всех существующих на
    земле языках есть правила грамматики,
    синтаксиса, семантики. Поначалу дети
    предельно обобщают правила.

    Умственное
    развитие

    Главным стимулом
    совершенствования умственной
    деятельности у «ходячих» детей
    является их чувственно-двигательная
    активность. Дети 1-2 лет находятся в
    первом (сенсомоторном) периоде умственного
    развития, который Пиаже разделил на
    6 стадий. 4 из них ребенок проходит до
    года (см. выше).

    5 стадия
    – третичные круговые реакции (1 – 1,5
    лет) – экспериментирование с предметами.
    Цель экспериментов – в них самих: малыши
    любят наблюдать, как ведут себя предметы
    в новых ситуациях. На смену рефлекторному
    поведению приходит истинно мыслительная
    деятельность: ребенок ищет новые способы
    взаимодействия с неизвестными ранее
    предметами.

    6 стадия
    (1,5 – 2 года). Появление символического
    мышления, то есть способности по
    запечатленным в мозгу психологическим
    образам (символам предметов) воспринимать
    их в тот или иной момент. Теперь ребенок
    может проделывать операции не с реальными,
    а с идеальными предметами. Ребенок
    становится способным решать простейшие
    задачи в уме, не прибегая к методу проб
    и ошибок. Физические действия способствуют
    успешной работе мышления.

    Для восприятия
    внешнего мира на данной стадии умственного
    развития характерен эгоцентризм.
    Ребенок 1,5 – 2 лет уже осознает свою
    обособленность, отделенность от других
    людей и предметов, а также понимает, что
    некоторые события могут происходить и
    независимо от их желаний. Однако
    продолжает считать, что все видят мир
    так же, как и он. Формула восприятия
    младенца: «Я центр вселенной», «Весь
    мир вращается вокруг меня».

    Страхи

    У детей от 1 до 3
    лет больший диапазон страхов, чем у
    младенцев. Это объясняется тем, что с
    развитием их способностей восприятия,
    а также умственных способностей
    расширяются и рамки жизненного опыта,
    из которого черпается все новая и
    новая информация. Замечая, что некоторые
    объекты могут исчезать из их поля зрения,
    дети боятся, что и сами они могут
    исчезнуть. Они могут опасаться
    водопроводных труб в ванной и туалете,
    думая, что вода может унести их с собой.
    Маски, парики, новые очки, кукла без
    руки, медленно сдувающийся воздушный
    шарик – все это может вызвать страх. У
    некоторых детей может возникать страх
    перед животными или движущимися машинами,
    многие боятся спать в одиночестве.

    Обычно страхи
    исчезают со временем сами по мере
    освоения ребенком более тонких способов
    мышления. Чрезмерная раздражительность,
    нетерпимость, гнев родителей могут лишь
    усугубить детские страхи и способствовать
    появлению у ребенка чувства отверженности.
    Чрезмерная родительская опека тоже не
    избавляет ребенка от страха. Более
    эффективным способом является постепенное
    приучение их к общению с предметами,
    вызывающими страх, а также наглядный
    пример.

    Базовая
    потребность возраста

    Если в младенческом
    возрасте потребность в безопасности
    была насыщена, то актуализируется
    потребность
    в любви
    . Дети
    в возрасте от 1 до 3 лет все еще зависят
    от родителей, они постоянно хотят
    чувствовать физическую близость отца
    и матери. Ведущая роль в удовлетворении
    базовой потребности отдается родителю
    противоположного пола. 3-4 года –
    формирование эдипова комплекса и
    комплекса Электры. Важное значение
    приобретает тактильный контакт. Ребенок
    осваивает язык ощущений. Если потребность
    не удовлетворена, человек остается
    тактильно бесчувствен (например, именно
    в указанном возрасте происходит
    формирование эрогенных зон).

    Соседние файлы в папке ГОСЫ

    • #
    • #

    Источник

    2.1. Особенности развития

    Возраст от 1
    года до 3 лет — период существенных
    перемен

    в жизни ребенка. Важнейшими достижениями
    раннего возраста при нормальном развитии
    являются овладение
    ходьбой, развитие предметной деятельности
    и речи.

    Овладение ходьбой (прямохождение)
    оказывает большое влияние на общее
    психическое развитие ребенка. С освоением
    ходьбы начинается новый этап в развитии
    овладение
    окружающим предметным миром.

    Получив возможность самостоятельно
    передвигаться, ребенок осваивает дальнее
    пространство, самостоятельно входит в
    контакт с предметами, которые ранее
    оставались для него недоступными. В
    результате на втором году жизни начинается
    бурное развитие предметных действий;
    на третьем году жизни предметная
    деятельность становится ведущей.

    В тесной связи
    с развитием
    предметных действий идет развитие
    восприятия ребенка
    ,
    так как в процессе действий с предметами
    он знакомится не только со способами
    их употребления, но и с их свойствами
    — формой, величиной, цветом, материалом
    и др.

    У детей возникают
    простые формы
    наглядно-действенного мышления
    ,
    самые первые обобщения, непосредственно
    связанные с выделением тех или иных
    внешних и внутренних признаков предметов.

    Особенно
    интенсивно в этот период идет развитие
    речи
    . К 3
    годам ребенок общается с окружающими
    с помощью развернутых
    фраз.

    Значительно возрастает
    активный словарь
    ,
    однако при про- изнесении слов дети
    ориентируются в первую очередь на
    интонационно-ритмическую
    и мелодическую характеристику
    ,
    поэтому многие звуки опускаются или
    заменяются близкими по артикуляции или
    звучанию.

    К 2 годам начинает
    развиваться так называемая регулирующая
    функция

    речи, т.е. ребенок все больше подчиняет
    свои действия словесной инструкции
    взрослого. Происходит интенсивное
    развитие понимания речи. Это выражается
    не только в возрастании количества
    понимаемых слов, но и в том, что понимание
    речи начинает выходить за пределы
    непосредственной ситуации общения.

    Бурное развитие
    речи
    на этом
    возрастном этапе перестраивает
    все психические процессы
    ,
    речь
    становится ведущим средством общения
    и развития мышления ребенка
    .

    2.2. Рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей раннего возраста

    Для успешного
    решения диагностических задач исследования
    детей раннего возраста требуется
    определенная
    тактика

    проведения обследования. Прежде всего
    необходимо отметить, что результаты
    обследования будут иметь ценность
    только в тех случаях, когда с ребенком
    был установлен
    доброжелательный контакт

    и он был достаточно заинтересован
    в выполнении заданий. Тактика проведения
    обследования во многом определяется
    возрастом и состоянием ребенка, которое
    оказывает заметное влияние на его
    продуктивность при обследовании. Поэтому
    важно акцентировать внимание на общем
    фоне настроения
    ребенка и на создании
    отношений доверия

    между ним и исследователем.

    Основной целью
    психолого-педагогического изучения
    ребенка раннего возраста является
    получение
    данных
    ,
    характеризующих:

    — познавательные
    процессы;

    — эмоционально-волевую
    сферу;

    — предречевое и
    речевое развитие;

    — двигательное
    развитие.

    Прежде чем
    приступать

    к диагностике психического развития
    ребенка, обязательно следует убедиться,
    что у него нет грубых дефектов
    слуха и зрения.

    Наиболее сложным
    является педагогическое обследование
    слуха детей
    2 — 3-го года жизни
    .
    Это связано с тем, что звуки
    постепенно
    перестают быть для ребенка безусловным
    раздражителем
    .
    Многие дети с нормальным слухом перестают
    реагировать на привычные шумы, речевые
    сигналы, которые не обращены непосредственно
    к ним. Чтобы получить реакцию в виде
    поворота головы в сторону источника
    звука, необходимо предъявлять непривычные
    сигналы или мотивировать для ребенка
    необходимость ответа. В качестве
    источника звука используются барабан,
    дудка, голос разговорной громкости и
    шепот при произнесении звукоподражаний
    «ав-ав-ав» (собачка) и «пи-пи-пи» (птичка),
    имени ребенка, звукосочетаний типа
    «ккш». Звуковые стимулы предъявляются
    за спиной ребенка на расстоянии 6
    м
    . Зрительное
    восприятие

    речи должно быть исключено.

    Нормальной
    реакцией на звук в раннем возрасте может
    быть поворот
    головы
    в
    сторону источника звука
    ,
    ответная голосовая
    реакция

    (имитация звука, повторение речевого
    стимула) на
    шепот
    с
    расстояния 6 м.

    У ребенка 2 — 3
    лет можно попытаться выработать условную
    двигательную реакцию на звук.

    Это позволит определить, слышит ли малыш
    шепот и на каком расстоянии. При подозрении
    на снижение слуха ребенок должен быть
    направлен на специальное аудиологическое
    обследование.

    К числу симптомов
    снижения зрения

    в раннем возрасте можно отнести:
    использование рта в качестве дополнительного
    тактильного органа; приближение предметов
    или картинок вплотную к глазам,
    игнорирование мелких предметов или
    изображенных на картинках мелких
    деталей.

    При диагностике
    особенностей
    познавательной сферы

    детей раннего возраста в центре внимания
    исследователей находится анализ
    выполнения отдельных заданий как
    отражение психической деятельности
    ребенка.

    Причем важен не столько результат,
    сколько возможность
    организации деятельности

    по выполнению задания.

    Основными
    параметрами

    оценки познавательной деятельности в
    раннем возрасте можно
    считать
    :

    — принятие задания;

    — способы выполнения
    задания;

    — обучаемость в
    процессе обследования;

    — отношение к
    результату своей деятельности.

    Принятие
    задания

    предполагает согласие ребенка выполнять
    предложенное задание независимо от
    качества самого выполнения. Это является
    первым, абсолютно необходимым условием
    выполнения задания. При этом ребенок
    проявляет интерес либо к игрушкам, либо
    к общению со взрослым.

    Основными
    способами

    выполнения задания у детей раннего
    возраста являются:

    — самостоятельное
    выполнение;

    — при помощи
    взрослого;

    — самостоятельное
    выполнение после обучения.

    Адекватность
    действий определяют как соответствие
    действий

    ребенка условиям
    данного задания, диктуемым характером
    материала и требованиями инструкции.
    Наиболее примитивным
    способом
    является действие
    силой или хаотичное действие

    без учета свойств предметов. Неадекватное
    выполнение задания во всех случаях
    свидетельствует о нарушении
    умственного развития

    ребенка.

    Обучаемость
    осуществляется только в пределах тех
    заданий, которые рекомендуются для
    детей данного возраста.

    В процессе
    обследования возможны следующие виды
    помощи:

    — выполнение
    действия по подражанию;

    — выполнение заданий
    по подражанию с использованием
    указательных жестов;

    — выполнение заданий
    по подражанию с речевой инструкцией.

    На уровне
    элементарного подражания ребенок
    может усвоить

    от взрослого способ
    выполнения того или иного задания,
    действуя одновременно с ним. Количество
    показов

    способов выполнения задания не
    должно превышать трех.

    При этом речь взрослого должна указывать
    на цель
    данного задания

    и содержать оценку
    успешности

    действий ребенка. Обучаемость,
    т. е. переход ребенка от неадекватных
    действий к адекватным, свидетельствует
    о его потенциальных
    возможностях
    .
    Низкая
    обучаемость

    в некоторых случаях может быть связана
    с грубым
    недоразвитием интеллекта
    ,
    с нарушениями
    эмоционально-волевой сферы.

    Использование
    «обучающего эксперимента» позволяет
    не только проанализировать особенности
    разных сторон психической деятельности
    детей

    (внимание, речь, восприятие, мышление,
    память), но и оценить
    их работоспособность
    .
    Это особо значимо для детей раннего
    возраста с проблемами в развитии, так
    как из-за нарушения работоспособности
    организовать
    специальное исследование

    памяти и внимания часто представляется
    невозможным.

    Важным
    диагностическим критерием

    оценки познавательной деятельности
    детей является их отношение
    к результатам своей деятельности.

    Для нормально развивающихся детей
    характерна заинтересованность
    своей
    деятельностью и ее конечным результатом.
    Ребенок с
    нарушением интеллекта

    безразличен
    к тому, что он делает, и к полученному
    результату.

    При отборе
    методик для психолого-педагогического
    изучения детей раннего возраста
    необходимо исходить
    из закономерностей возрастного развития.

    Задания предлагаются с учетом постепенного
    возрастания уровня трудности — от
    наиболее простых до сложных.

    Задания
    предполагают простое
    перемещение предметов в пространстве,

    где выявляются пространственные
    зависимости, соотнесение предметов по
    форме, величине, цвету
    .
    Особым этапом в диагностике являются
    задания на выяснение уровня
    развития зрительного соотнесения
    .
    Основными методиками при изучении
    познавательной сферы детей раннего
    возраста являются
    «Доска Сегена» (2 — 3 формы), складывание
    пирамидки (из шариков, из колечек),
    разборка и складывание матрешки
    (двухсоставной, трехсоставной), парные
    картинки (2 — 4), разрезные картинки (из
    2 — 3 частей).

    Логопедическое
    обследование

    проводится по традиционной схеме с
    учетом этапов
    развития детской речи.

    Задания,
    направленные на диагностику познавательной
    сферы
    , могут
    быть также использованы для диагностики
    особенностей эмоционально-волевых
    проявлений ребенка. Наблюдая за
    деятельностью ребенка в эксперименте,
    обращают внимание на следующие
    показатели
    :

    — общий фон настроения
    (адекватный, депрессивный, тревожный,
    эйфоричный и т.д.), активность, наличие
    познавательных интересов, проявления
    возбудимости, расторможенности;

    — контактность
    (желание сотрудничать со взрослым).
    Поверхностность,
    легкость и связанная с этим неполноценность
    контакта
    чаще всего могут быть связаны с
    интеллектуальным дефектом, характерным
    для детей с
    умственной отсталостью
    .
    Затруднения
    в установлении
    контакта испытывают дети с симптомами
    повышенного уровня тревожности,
    тормозимости, сложностями адаптации к
    новой обстановке и незнакомым людям,
    реакциями страха и другими невротическими
    реакциями.

    Уход от
    контакта

    чаще всего наблюдается в поведении
    аутичных
    детей
    и
    связывается с отсутствием у них
    потребности в общении, отгороженностью,
    преимущественной направленностью на
    предметный мир;

    — эмоциональное
    реагирование на поощрение
    и одобрение
    .
    Поощрение и одобрение вызывают радостную,
    окрашенную положительными эмоциями
    реакцию детей уже с самого раннего
    возраста (1 — 1,5 года). У невротизированных
    детей при поощрении наряду с проявлениями
    радости
    отмечается резкое повышение результативности
    выполнения заданий, что происходит
    благодаря уменьшению
    эмоционального напряжения
    .
    Равнодушное
    отношение отмечается у детей, которые
    не заинтересованы в оценке взрослого
    или не понимают
    смысла
    и
    значения одобрения (например, при
    выраженных интеллектуальных
    нарушениях
    );

    — эмоциональное
    реагирование на замечания
    и требования
    .
    При этом фиксируются: реакция ребенка
    на замечания, исправление им своего
    поведения в соответствии с замечанием,
    необходимость более строгих мер для
    коррекции поведения;

    — реагирование на
    трудности и
    неуспех деятельности
    .
    К концу раннего возраста (с 2,5 — 3 лет)
    дети способны самостоятельно обнаружить
    ошибочность собственных действий, при
    этом определенные аспекты наглядно-действенной
    ситуации фиксируются в элементарных
    речевых высказываниях типа: «так, не
    так», «а как же?», «правильно», «неправильно»,
    «ой» и пр. Обнаружив ошибку, дети
    сосредоточиваются на выполнении заданий
    и, исправляя ошибки, стараются достичь
    желаемого результата, обращаясь по мере
    необходимости за помощью к взрослому.

    Диагностика
    развития двигательной
    сферы
    детей
    раннего возраста предполагает изучение
    как общей,
    так и мелкой
    моторики
    .

    Параметры оценки
    развития общей
    моторики

    базируются на общевозрастных
    нормативах развития двигательной сферы

    у детей:

    13 мес — ходит сам;

    15 мес — ходит
    длительно, приседает, наклоняется,
    ползет вверх по лестнице, сам садится
    в кресло, может встать с коленей;

    18 мес — сам
    поднимается и спускается по лестнице,
    может тащить за собой игрушки, перешагивает
    через палку, лежащую на полу;

    21 мес — умеет
    ходить по поверхности шириной 15 —20 см
    на высоте 15 —20 см от пола;

    2 года — может
    поднять игрушку с пола, нагнувшись;
    перешагивает через препятствие, чередуя
    шаг; попадает по мячу ногой;

    2,5 года — приставным
    шагом перешагивает через несколько
    препятствий, лежащих на полу на расстоянии
    20 см друг от друга;

    3 года — может
    несколько секунд простоять на одной
    ноге; поднимаясь вверх по лестнице,
    ставит по одной ноге на каждую ступеньку;
    спускаясь, ставит на ступеньку обе ноги;
    прыгает на двух ногах; может ездить на
    трехколесном велосипеде.

    Уровень развития
    мелкой
    моторики

    можно оценить по исполнению таких
    заданий, как построение башни, выполнение
    заданий с досками, застегивание пуговиц,
    рисование. Приведем некоторые нормативы:

    18 мес — повторяет
    штрих;

    2 года — по показу
    повторяет вертикальные линии и круги;
    2,5 года — делает две линии или больше
    при рисунке креста;

    3 года — копирует
    круг, повторяет по показу крест, рисует
    человека без туловища («головонога»).

    Психодиагностическое
    исследование психического
    развития

    ребенка данного возрастного периода
    завершается составлением заключения,
    в котором содержатся обобщенные данные,
    отражающие развитие его эмоциональной,
    познавательной, речевой и моторной
    сфер,
    характеристики
    психологической
    структуры отдельных действий и систем
    действий по выполнению заданий
    ,
    а также наблюдаемые характерологические
    особенности

    ребенка.

    В случаях
    выявления нарушения
    психического
    развития в заключении даются характеристика
    его психической структуры

    и рекомендации
    по коррекции или компенсации

    с целью оптимизации путей дальнейшего
    психического развития.

    Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Источник