Изучение основных линий развития ребенка

Психическое развитие ребенка, как и его целостное личностное развитие, осуществляется одновременно по следующим линиям:

1) познавательной сфе­ры (становление интеллекта, развитие механизмов познания);

2) пси­хологической структуры и содержания деятельности (становление целей, мотивов и развитие их соотношения, освоение способов и средств деятельности);

2) личности (направленности, ценностных ориентации, самосознания, самооценки, взаимодействия с социальной средой и т.д.).

Линии развития ребенка могут быть представлены и несколько по-другому — как разви­тие:

а) знаний, способов деятельности;

б) психологических ме­ханизмов применения усвоенных способов;

в) личности, куда включена и деятельность.

Развитие интеллекта ребенка, его познавательной сферы трактуется в психологии в общем контексте тео­рии развития высших психических функций Л.С. Выготского. В ходе интеллектуального развития ребенка происходят изменения и самих психических познавательных процессов. Они качественно изменяются, напри­мер, от непроизвольных форм запоминания к произвольным, от на­глядно-действенной, наглядно-образной формы мышления к от­влеченной и абстрактно-логической его форме и к теоретическо­му мышлению.

Развитие интеллекта как усложняющейся структуры в онто­генезе, начиная с самого раннего этапа — установления сенсо­моторного уровня интеллектуального развития ребенка (0-2 го­да),— исчерпывающе раскрыто Ж. Пиаже. Он исследовал интеллект, представляющий структуру мыслительной деятельности, на примере развития логического мышления ребенка. Изучение онтогене­тического развития логики ребенка основывалось в теории Ж. Пиаже на следующем:

— интеллектуальное развитие стремится к равновесию, где последнее есть уравновешиваемая структура частей и целого;

— каждый уровень интеллектуального развития как приоб­ретенный опыт оформляется в схемы действий;

— новые умственные структуры формируются на основе действия;

— соотношение между 1) функциями (динамическими про­цессами) как способами взаимодействия субъекта со средой: ор­ганизацией и адаптацией, состоящей из равновесия ассимиляции и аккомодации, и 2) структурами как прижизненно складыва­ющимися умственными системами «обеспечивает непрерыв­ность, преемственность развития и его качественное своеоб­разие на каждой возрастной ступени» [Ж.Пиаже, с. 23].

Развитие логики мышления, по Ж. Пиаже, есть развитие опе­раций. Построение операций, по Ж. Пиаже, проходит четыре стадии: 1)«моторные действия», в которых только вырисовывается оп­ределенная тенденция к обратимости; 2) дооперациональный период, характеризующийся обратимостью только сенсомоторных действий; 3) развитие конкретных операций, когда «логичес­кие операции вырастают как продукт координации дей­ствий соединения, разъединения, упорядочивания и установле­ния соответствий, обретших форму обратимых систем»;4) развитие пропозициональных, или формальных операций, «когда у ребенка формируется логика взрослого… способность мыслить гипотезами».

Исследователями школы Б.Г. Ананьева было пока­зано, что структура интеллекта постоянно меняется. В возрасте от 22 до 25 лет в структуре интеллекта человека сохраняются как бы два ядра (по данным факторного и корреляционного анали­за), к которым стягиваются связи, соединяющие все психичес­кие процессы и их показатели. Первое ядро — мнемическое, т.е. единая структура памяти и мышления, второе — атенционное, т.е. ядро внимания. От 30 до 35 лет в структуре интеллекта фор­мируются уже три ядра: мнемическое, логическое и атенцион­ное. Существование атенционного ядра показывает, что направ­ленность и сосредоточенность сознания, которые и определяют внимание человека, являются важными условиями его интеллек­туальной деятельности. В 34—35 лет в структуре интеллекта об­разуются опять два ядра, происходит как бы ее «стягивание» и все корреляционные связи группируются вокруг логического и атенционного ядер.

Л.С. Выготский сформулировал очень важное для педагоги­ческой психологии положение о двух уровнях умственного раз­вития ребенка: это уровень актуального развития (наличный уро­вень подготовленности, характеризующийся уровнем интеллек­туального развития, определяемым с помощью задач, которые ученик может выполнить самостоятельно) и уровень, определя­ющий зону его ближайшего развития. Этот второй уровень пси­хического развития достигается ребенком в сотрудничестве со взрос­лым, не путем прямого подражания его действиям, а решением задач, находящихся в зоне его интеллектуальных возможностей.

Развитие человека как личности происходит в общем контек­сте его «жизненного пути» (С.Л. Рубинштейн), который опреде­ляется как история «формирования и развития личности в оп­ределенном обществе, развития человека как современника оп­ределенной эпохи и сверстника определенного поколения». По Б.Г. Ананьеву, жизненный путь имеет определенные фазы, связанные с изменениями в образе жизни, системе отношений, жизненной программе и т.д.

Социальная ситуация развития, включающая систему отно­шений, различные уровни социального взаимодействия, раз­личные типы и формы деятельности, рассматривается в качест­ве основного условия личностного развития.

В исследованиях Л,С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович было показано, что развитие ребенка как личности определяется последовательным формированием лич­ностных новообразований. Л.И. Божович проводит их анализ вну­три пяти возрастных периодов личностного развития ребенка. «Центральным, т.е. личностным новообразованием первого года жизни является возникновение аффективно заря­женных представлений, которые и побуждают поведение ребен­ка вопреки воздействиям внешней среды».Л.И. Божович назы­вает эти представления «мотивирующими». Их действие освобож­дает ребенка «от диктата внешних воздействий». Хотя он сам это­го еще не осознает, но он начинает становиться субъектом. К третьему году жизни, т.е. к концу раннего детства, «централь­ным новообразованием… является «система Я» и рождаемая этим новообразованием потребность действовать самому», что вы­ражается в формуле «Я сам». «Потребность в реализации и ут­верждении своего Я… является доминирующей». В этот период развития сталкиваются две силы — «хочу» и «надо». Происхо­дит формирование самосознания. Период до 7-8 лет соотносится Л.И. Божович со становлени­ем ребенка как «социального индивида». «У него возникает по­требность в новой жизненной позиции и общественно-значимой деятельности, обеспечивающей эту позицию».К 12-14 годам формируется «способность к целеполаганию», т.е. к определению и постановке сознательных целей, а к 15-16 формируется «жизненная перспектива».

Читайте также:  Что относится к сквозному механизму развития ребенка

B.C. Мухина рассмат­ривает развитие личности, как уровневое, последовательное формирование структуры самосознания ребенка. В этой струк­туре пять звеньев: имя собственное и тело, притязание на при­знание, половая идентификация, психологическое время и со­циальное пространство личности. Механизмами развития лич­ности, по В.С.Мухиной, являются: индентификация, обособле­ние и их взаимодействие.

Развиваясь как личность, ребенок формируется и как субъ­ект деятельности. Как показывают исследования Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, деятельность ребенка качественно изменяется в ходе его развития. Она представляет третью линию сложного пу­ти становления человека, на­ряду с умственным и личностным,. Д.Б. Эльконин, последовательно рас­сматривая изменение предметного действия ребенка в раннем дет­стве (совместность его выполнения со взрослым, включающую прослеживание и пробы), отмечает изменение не только социаль­ной ситуации развития, но и самого предметного действия. В иг­ре, учебе (учении) деятельность ребенка совершенствуется в пла­не осознанности, целенаправленности, установления произволь­ного отношения между мотивами и целями, усложнения опера­циональной стороны деятельности. В процессе развития у ребенка формируется прежде всего умение произволь­но устанавливать отношения между мотивом (тем, ради чего выполняется деятельность) и целью (тем, что должно быть по­лучено в результате деятельности). Ребенок научается планиро­вать, организовывать, соподчинять свои действия, варьировать операции (способы) деятельности, замещать их.

Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 5701; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10913 — | 8164 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Транскрипт

1 КОМПЛЕКСНАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОСНОВНЫХ ЛИНИЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО И РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОВЗ Приходько Оксана Георгиевна доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой логопедии, директор Института специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО МГПУ

2 Особенности периода раннего детства Наиболее интенсивный темп развития. Высокая пластичность высшей нервной деятельности, легкая обучаемость. Большие потенциальные компенсаторные возможности развития. Скачкообразность и неравномерность процесса развития. Единство и взаимосвязь психического, физического и речевого развития. Потребность в общении со взрослым. Ведущая роль взрослого в развитии ребенка. Особая чувствительность к определенного рода воздействиям. Неустойчивость и незавершенность формирующихся умений и навыков. 2

3 74% новорожденных рождаются физиологически незрелыми, с проблемами здоровья. До 86% имеют неврологическую патологию (перинатальное поражение центральной нервной системы). Не более 10% детей дошкольного и 4% детей школьного возраста можно считать абсолютно здоровыми. Распространенность патологии и заболеваемость среди детей ежегодно увеличивается на 4-5%. 3

4 Перинатальное поражение ЦНС различные патологические состояния, обусловленные воздействием на плод вредоносных факторов во внутриутробном периоде, во время родов и в ранние сроки после рождения. Дизэмбриогенез нарушение внутриутробного развития нервной системы ребенка. Ведущее место в перинатальной патологии ЦНС занимают интранатальная асфиксия и внутричерепная родовая травма, которые чаще всего поражают нервную систему аномально развивающегося плода. 4

5 Степени выраженности неврологической патологии: Легкая степень — гипертензионный синдром, гидроцефальный синдром, минимальная мозговая дисфункция, нарушения мышечного тонуса, синдромы гипер- и гиповозбудимости; астенический синдром. Средняя степень — синдромы двигательных расстройств, эписиндром. Тяжелая степень — детский церебральный паралич, органическое поражение ЦНС.

6 Медицинское обследование Скрининги новорожденных. Функциональная диагностика. Врачи должны понимать специфику диагностической деятельности в ПМПК. Острая потребность в квалифицированной медицинской оценке. Должно быть описание проблем ребенка, обоснованность рекомендаций.

7 Комплексный междисциплинарный подход

8 Подходы к ранней диагностике: антропометрический (Ленц, Монбейар, Гаусс, Стюарт, Стивенсон, Таннер, Бэйли и Пинно); клинический (Л.Т. Журба, Е.М.Мастюкова, В.А.Доскин); психолого-педагогический (Н.М.Аксарина, О.В.Баженова, Бинэ и Симон, Гриффитс, Е.А.Екжанова, С.М.Кривина, Г.А.Мишина, Т.В.Николаева, Г.В.Пантюхина, К.Н.Печора, О.Г.Приходько, Ю.А.Разенкова, Е.А.Стребелева; Н.В.Серебрякова; Е.О.Смирнова, Л.Н.Галигузова, Т.В.Ермолова, С.Ю.Мещерякова; Э.Л.Фрухт и др.

9 Цель ранней психолого-педагогической диагностики — контроль за ходом психического развития ребенка первых лет жизни для последующей коррекции выявленных отклонений. Главная функция ППД — определение условий, наиболее благоприятствующих дальнейшему развитию обследуемого ребенка и путей помощи при разработке индивидуальных программ развития.

Читайте также:  Система раннего развития ребенка купить

10 Задачи ранней психолого-педагогической диагностики: раннее выявление отклонений в развитии определение причин и характера первичных нарушений развития обследуемого ребенка, а также степени выраженности нарушений выявление индивидуально-психологических особенностей развития обследуемого ребенка определение специфических образовательных потребностей ребенка, путей коррекционно-развивающего воздействия обоснование психолого-педагогического прогноза

11 Методы комплексного обследования: изучение медицинской и педагогической документации детей, сбор и анализ анамнестических данных беседа с родителями, врачами (неврологом, детским психиатром) сбор сведений о раннем моторном, нервно-психическом, доречевом развитии детей на первом году жизни педагогическое наблюдение в процессе свободной деятельности ребенка, на специальных занятиях (дефектолога, логопеда, воспитателя), во время режимных моментов индивидуальный обучающий эксперимент (задания, адекватные возрасту и состоянию)

12 В комплексном диагностическом обследовании выделяют три основных этапа: 1. сбор данных 2. переработка и интерпретация данных 3. вынесение решения (заключение, пути помощи)

13 Методологические принципы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей

14 Необходимость раннего диагностического изучения ребенка Именно раннее выявление отклонений в развитии ребенка позволяет предотвратить появление вторичных наслоений социального характера на первичное нарушение, своевременное включение его в коррекционное обучение. В основе комплексной диагностики лежит своевременное выявление отклонений в различных функциональных системах.

15 Комплексное изучение основных линий развития ребенка предполагает вскрытие глубоких внутренних причин и механизмов возникновения отклонения. Оно осуществляется группой специалистов (врач, дефектолог, логопед, психолог). Междисциплинарное взаимодействие, взаимодополнение в процессе диагностической деятельности

16 Диагностика отклонений по основным «линиям развития» (двигательное, познавательное, социальное, речевое); определение актуального уровня развития. Определение возможного прогноза развития. Разработка индивидуальной программы развития.

17 Системный подход опирается на представление о системном строении психики. Он предполагает анализ результатов психической деятельности ребенка на каждом из ее этапов. Системный анализ предполагает не только выявление отдельных нарушений, но и установление взаимосвязи между ними, их иерархии. Важно выявить как явления негативного характера, так и сохранные функции, которые составят основу для коррекционно-развивающих мероприятий.

18 Динамический подход предполагает прослеживание изменений, которые происходят в процессе развития, а также учет возрастных особенностей ребенка. Это важно при организации обследования, выборе диагностического инструментария и анализе результатов изучения. Повторное диагностическое обследование важно для уточнения заключения. Необходим учет текущего состояния ребенка, возрастных качественных новообразований и их своевременная реализация. Очень важен учет возрастного фактора.

19 Выявление и учет потенциальных возможностей ребенка Принцип опирается на теоретическое положение Л.С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития ребенка. Потенциальные возможности ребенка в виде зоны ближайшего развития определяют возможности и темп усвоения новых знаний и умений. Эти возможности выявляются в процессе сотрудничества ребенка со взрослым при усвоении ребенком новых способов действий.

20 Качественный анализ результатов комплексного изучения ребенка. Первичные нарушения вытекают непосредственно из биологического характера болезни, а вторичные отклонения возникают вследствие первичных нарушений. Именно вторичные отклонения — основной объект психолого-педагогического изучения и коррекционного воздействия. Одни и те же вторичные отклонения в развитии могут наблюдаться при различных первичных нарушениях, и наоборот при одном и том же первичном нарушении может быть различная картина вторичных отклонений. Также возможна количественная оценка результатов выполнения отдельных диагностических заданий

21 Дифференциальная диагностика направлена на определение типа нарушенного развития. Психолого-педагогическая диагностика почти всегда дифференциальная, она строится на сравнительной оценке наличия/отсутствия определенных симптомов и показателей. По ее результатам определяется направление обучения ребенка и его организационные формы (тип образовательно учреждения, программа обучения)

22 Задачи дифференциальной диагностики: оценка особенностей нарушений основных линий развития разграничение характера и степени нарушений познавательного, речевого, эмоционального и моторного развития ребенка системный анализ структуры нарушений развития (выявление первичного и вторичного нарушений) определение и обоснование педагогического прогноза

23 Углубленное психолого-педагогическое изучение Цель — разработка индивидуальных программ развития и коррекции нарушений на основании результатов диагностики. Такое изучение требует большого количества времени. Задачи: выявление индивидуальных психолого-педагогических особенностей ребенка разработка индивидуальных коррекционных программ развития и обучения

24 Возрастной подход в диагностике Диагностический материал и интерпретация результатов должны коррелировать с возрастом ребенка.

25 Единство диагностической и коррекционной помощи детям с нарушениями развития Задачи коррекционно-развивающей работы могут быть решены только на основе диагностики, определения прогнозов психического развития и оценки потенциальных возможностей ребенка.

26 Комплексное обследование детей младенческого и раннего возраста (диагностическая программа О.Г. Приходько)

Читайте также:  Изучение тенденций развития аномального ребенка составляет сущность подхода

27 Основные линии развития Социальное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Физическое развитие

28 Диагностическая программа исследования О.Г. Приходько включает исследование основных линий развития: социальное; познавательное; речевое; двигательное развитие.

29 Уровень сформированности различных функций оценивается по четырехбалльной шкале (от минимального 1 балл до максимального 4 балла): 1 балл отсутствие или выраженные нарушения развития функции (низкий уровень); 2 балла умеренно выраженные нарушения (средний уровень); 3 балла незначительные нарушения развития функции (недостаточный уровень); 4 балла нормальное развитие функции (высокий уровень).

30 Социальное развитие Контактность Эмоциональная сфера Средства общения Навыки самообслуживания

31 Познавательное развитие Восприятие (зрительное, слуховое, тактильнокинестетическое) Мышление (наглядно-действенное) Понимание обращенной речи Уровень развития деятельности Запас знаний об окружающем Познавательная активность и мотивация Обучаемость и использование помощи

32 Двигательное развитие Общая моторика Функциональные возможности кистей и пальцев рук Артикуляционная моторика

33 Речевое развитие Экспрессивная речь (собственная речь) Программа речи (уровень речевого развития) Моторная реализация речи Импрессивная речь (понимание обращенной речи)

34 Задержка речевого развития — более позднее начало речи и/или замедление темпов и качества формирования речи. Медленное расширение активного словаря, более позднее появление фразовой речи, трудности усвоения грамматических категорий.

35 Обследование речи ребёнка раннего возраста должно осуществляться в контексте с другими линиями развития: познавательным, социальным и двигательным

36 Целевые ориентиры в младенческом возрасте: Эмоциональное общение со взрослым потребность ребенка, условие и источник его развития. Развитие восприятия (зрительных и слуховых ориентировочных реакций). Развитие деятельности (целенаправленного хватания, неспецифических и специфических манипуляций). Развитие понимания обращенной речи. Развитие собственной голосовой и речевой активности. Развитие общей моторики и функциональных движений кистей и пальцев рук. Развитие подражания взрослому.

37 Целевые ориентиры в раннем возрасте: Развитие предметных действий, сформированность предметно-орудийной деятельности. Развитие восприятия (ориентировка на цвет, величину, форму). Развитие понимания обращенной речи. Выполнение речевых инструкций. Развитие собственной (фразовой) речи. Развитие наглядно-действенного мышления. Общение становится формой организации предметной деятельности (социальная ситуация развития «ребенок- ПРЕДМЕТ-взрослый).

38 У детей с ОВЗ могут быть нарушены различные «линии развития» — двигательное, познавательное, речевое и социальное развитие. Это крайне неоднородная группа детей. Отмечаются многовариантные разноуровневые специфические сочетания нарушений различных функциональных систем.

39 Варианты задержек развития 1. Равномерное отставание по всем «линиям развития». 2. Неравномерное отставание: а) Изолированная задержка развития (по одной из «линий развития»). б) Парциальная задержка. в) Неравномерное развитие (в нескольких «линиях развития»).

40 Задержка развития может быть выражена в различной степени от легкой до крайне тяжелой: Легкая задержка развития: отставание возрастных показателей на 3-4 месяца Умеренно выраженная задержка развития: от 3-4 до 6-8 месяцев Выраженная (тяжелая) задержка развития: свыше 6-8 месяцев

41 Проблема формулирования психолого-педагогического заключения Сформулированное заключение результат и важнейший показатель работы специалистов (дефектолога, логопеда, психолога). Психолого-педагогическое заключение необходимо для оценки прогноза дальнейшего развития. На его основе проводятся коррекционные и социальные мероприятия (выбор коррекционноразвивающего маршрута, зачисление ребёнка в соответствующее образовательное учреждение).

42 Результаты первичного обследования ребенка Каждое проявление нарушений развития нуждается в четкой и ясной формулировке. Важно единообразие формулировок основных составляющих карты-схемы диагностического обследования. Их совокупный анализ лежит в основе психологопедагогического заключения. Серьезные противоречия — в оценке и фиксации различных форм нарушений развития в виде психолого-педагогического заключения. У разных специалистов — различные представления о сущности и взаимосвязях нарушений развития. Необходимы стандартизация и единообразие оформления психолого-педагогического заключения. Это имеет большое значение для взаимопонимания специалистов, особенно представителей смежных отраслей.

43 Варианты психолого-педагогического заключения в раннем возрасте Задержка речевого развития. Познавательное развитие в пределах возрастной нормы. Задержка речевого развития на фоне спастико-паретического синдрома в артикуляционной мускулатуре. Познавательное развитие соответствует возрасту. Задержка речевого развития, дизартрия. Задержка познавательного и речевого развития. Выраженная задержка психо-речевого развития. Выраженная задержка речевого и легкая задержка познавательного развития.

44

45

46

47

48 Подготовка педагогических кадров для оказания ранней комплексной помощи Специализация (с 2003) «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии» Бакалавриат (с 2011) Профиль подготовки «Дошкольная дефектология» Магистратура (с 2011) «Ранняя комплексная помощь детям с ОВЗ» Курсы повышения квалификации (с 2007) «Ранняя медико-психолого-педагогическая помощь детям и их родителям»

49 Внедрение системы ранней помощи в Институте специального образования и комплексной реабилитации МГПУ. Подготовка педагогических кадров Научнометодическое сопровождение Курсы повышения квалификации ИСОиКР МГПУ Научнопрактические мероприятия Проекты (гранты) Диагностикоконсультативная помощь детям и их родителям

Источник