Изобразительная деятельность как фактор развития личности ребенка дошкольного возраста

Изобразительная деятельность как фактор развития личности ребенка дошкольного возраста thumbnail

Понятие
«изобразительной деятельности». Виды
и своеобразие изобразительной деятельности
дошкольников: рисование, лепка, аппликация,
конструирование.

Динамика
изменения содержания изобразительной
деятельности на протяжении дошкольного
возраста. Значение изобразительной
деятельности для других направлений
развития и воспитания детей дошкольного
возраста. Его отражение в современных
образовательных программах для детского
сада.

Цели
и задачи изо деятельности

Задачи
обучения

1)
Одна из основных задач обучения детей
— воспитание умения правильно передавать
свои впечатления от окружающей
действительности в процессе изображения
конкретных предметов и явлений. Большое
значение в правдивой передаче впечатлений
имеет способ изображения. Дети учатся
передавать форму предмета, соотношение
его частей, расположение объектов в
пространстве, их цвет и т. д.

2)
Следующая задача обучения — развитие
умений изображения нескольких предметов,
объединенных общим содержанием. Задача
создания тематической композиции
требует изображения группы предметов,
логически связанных между собой. В жизни
ребенок легко улавливает связи и
отношения между предметами, однако для
передачи этих отношений в рисунке или
лепке дошкольник должен овладеть целым
рядом изобразительных умений и навыков,
требующих большой работы мысли и
воображения.

3)
Важной задачей обучения является
развитие умения составлять узоры,
учитывая ритм, симметрию, цвет. Решение
этой задачи связано с особенностями
эстетического развития дошкольника.
Детям доступно выполнение простейших
ритмических построений и использование
ярких, контрастных сочетаний цветов (в
старшем возрасте — оттенков) для создания
выразительной композиции. Эта задача
осуществляется по преимуществу на
занятиях декоративным рисованием и
аппликацией. В лепке — это украшение
вылепленной посуды и декоративных
пластин узором, выполненным в виде
росписи красками или лепным способом.

4)
Одна из важных задач обучения
изобразительному искусству — овладение
техническими приемами работы с различными
материалами. Изобразительные умения
заключаются в способности передавать
форму предмета, его строение, цвет и
другие качества, создавать узор с учетом
украшаемой формы. С изобразительными
умениями тесно связаны технические
навыки. Для изображения любого предмета
надо уметь свободно и легко проводить
линии в любом направлении, а как передать
форму предмета посредством этих линий
— это
уже изобразительная задача.

Задачи
художественного воспитания:
формирование интереса к произведениям
искусства; приобщение к элементарным
знаниям в этой области; знакомство с
изделиями художественных промыслов;
развитие творческих способностей. 

Задачи
художественно-творческого
развития
детей: 1.)формировать
способы зрительного и тактильного
обследования хорошо знакомых предметов
для уточнения представлений о внешнем
виде игрушек, предметов посуды, одежды,
скульптуры малых форм;

2.)
учить детей
находить связь между хорошо знакомыми
предметами и явлениями окружающего
мира и их отражениями в рисунке, лепке,
апликации, на картинках в детских
книжках;

3.)
учить детей
видеть цельный художественный образ в
единстве изобразительно-выразительных
средств (цвет, форма, линия и т.д.)

Таким
образом, задачи обучения изобразительной
деятельности тесно связаны со спецификой
данного вида искусства и одновременно
способствуют осуществлению воспитательных
задач, развитию художественных
способностей детей.

Восприятие
окружающего как основа изобразительной
деятельности детей

Детская
изобразительная деятельность базируется
на познании окружающей действительности,
поэтому вопрос о развитии восприятий
является одной из основных проблем
методики обучения детей рисованию,
лепке, аппликации. В
своих работах дети отражают впечатления
от окружающей жизни. Изобразительная
деятельность служит средством расширения
и закрепления их представлений о
действительности, способствует воспитанию
чувств и формированию понятий.

Развитие
восприятий, предшествующих изобразительной
деятельности, имеет две цели. Во-первых,
обогащение познавательного и эстетического
опыта ребенка в процессе ознакомления
с окружающей действительностью,
во-вторых, уточнение представлений о
различных предметах. Опыт ребенка
постепенно расширяется в процессе всей
воспитательной работы на занятиях,
прогулках, экскурсиях, при восприятии
радио- и телепередач. Эти восприятия
могут быть связаны с задачей последующего
изображения, но могут иметь и другие
цели. Важно, чтобы воспитатель учитывал
их на занятиях лепкой, рисованием и т.
п.. Накопление впечатлений об окружающем
является широкой базой для проведения
занятий по изобразительной деятельности.

Вводится
рисование с натуры, показ приемов
рисования проводится реже.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    11.02.2015248.32 Кб56.DOC

  • #
  • #
  • #

Источник

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ 
И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное 
бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального 
образования

«ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра общей педагогики

Аттестационная 
работа

по дисциплине   «Дошкольная 
педагогика»

На тему « Изобразительная
деятельность как фактор развития личности 
ребёнка дошкольного возраста»

                  
Выполнила:

                     
Гуськова Л.В.

                                           
студентка 1 курса 2 группы

                                        
заочной формы обучения

                                    
факультета педагогики

                     
и психологии

                                                          
направление подготовки 050100.62

                                               
Педагогическое образование

                                                                  
профиль «Дошкольное образование»

                
Проверил:

        
Преп.

Шуя,2012 г.

Содержание

  1. Значение изобразительной деятельности ребенка на

формирование творческой
личности………………………….3

  1. Изобразительная деятельность как фактор развития 

     личности ребенка 
дошкольного возраста……………………7

Список использованной литературы…………………………..……12

  1. Значение изобразительной деятельности ребенка на формирование творческой личности

           
Изобразительная деятельность — это репродуктивная
деятельность, это отражение реальной
действительности в зрительно воспринимаемом
возрасте. Изобразительная деятельность
детей как прообраз взрослой деятельности
заключает в себе общественно-исторический
опыт поколений. Усвоить этот опыт без
помощи взрослого ребенок не может. Именно
взрослый — носитель этого опыта и его
передатчик. Усваивая этот опыт, ребенок
развивается.

            
В процессе рисования, лепки, аппликации
ребенок испытывает разнообразные чувства:
радуется красивому изображению, которое
он создал сам, огорчается, если что-то
не получается. Но самое главное: создавая
изображение, ребенок приобретает различные
знания; уточняются и углубляются его
представления об окружающем; в процессе
работы он начинает осмысливать качества
предметов, запоминать их характерные
особенности и детали, овладевать изобразительными
навыками и умениями, учится осознанно
их использовать.

           
Еще Аристотель отмечал: занятие рисованием
способствует разностороннему развитию
ребенка. Об этом писали и выдающиеся педагоги
прошлого — Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци,
Ф. Фребель — и многие отечественные исследователи.
Их работы свидетельствуют: занятия рисованием
и другими видами художественной деятельности
создают основу для полноценного содержательного
общения детей между собой и с взрослыми;
выполняют терапевтическую функцию, отвлекая
детей от грустных, печальных событий,
снимают нервное напряжение, страхи, вызывают
радостное, приподнятое настроение, обеспечивают
положительное эмоциональное состояние.
Поэтому так важны занятия с детьми художественной,
творческой деятельностью. Здесь каждый
ребенок может наиболее полно проявить
себя, без какого бы то ни было давления
со стороны взрослого. 
         Дошкольный
возраст – это тот период, когда изобразительная
деятельность может стать и чаще всего
является устойчивым увлечением не только
особо одаренных, но и почти всех детей,
т.е. увлекая ребенка в сказочный мир искусства,
мы незаметно для него развиваем у него
воображение и способности.

        
Л.С. Выготский считает, что деятельность
человека может быть разделена на два
вида:

— воспроизводящую (репродуктивную);

— комбинирующую (творческую).

        
Репродуктивная деятельность связана
с нашей памятью, она воспроизводит, а
творческая – эта такая деятельность,
когда человек представляет. Творческая
деятельность называется воображением
или фантазией.

         
Виднейший психолог Б.М. Теплов, характеризуя
творчество детей, писал, что одна из важных
особенностей и больших трудностей педагогической
работы по художественному воспитанию
связана с тем, что творческая деятельность
ребенка не может мотивироваться как деятельность
учебная, необходимо чтобы какая – то
часть художественной деятельности ребенка
была направлена на создание продукта
деятельности, который на кого-то должен
оказать воздействие.

     Без этого развитие
творчества ребенка неизбежно подменится
развитием некоторого формального умения.
А.В. Запорожец утверждает, что «детское
творчество существует», и обращает внимание
на то, что необходимо научиться управлять
особенностями его проявления, разрабатывать
методы, побуждающие и развивающие детское
творчество. Он отводил большую роль занятиям
художественной деятельностью, а также
всей воспитательной работе с детьми по
развитию у них восприятия красоты в окружающей
жизни и в произведениях искусства, которое
играет большую роль в общем и творческом
развитии ребенка.

Интерес к изобразительной 
деятельности детей обуславливается 
его важностью для развития личности
ребенка. Одно из условий проявления
творчества в художественной деятельности
– организация интересной содержательной
жизни ребенка.

         
По мнению В. Штерна, рисунок ребенка –
отнюдь не изображение конкретного воспринимаемого
предмета, а изображение того, что он знает
о нем. Детское искусство, считают психологи
Лейпцигской школы комплексных переживаний,
носит экспрессивный характер – ребенок
изображает не то, что он видит, а то, что
он чувствует. Поэтому рисунок ребенка
субъективен и часто непонятен постороннему
человеку.

         
Для понимания детского рисунка очень
важно исследовать не только продукт,
результат рисования, но и сам процесс
создания рисунка. Н.М. Рыбников отмечал,
что для ребенка продукт изобразительной
деятельности играет второстепенную роль.
На первый план для него выступает сам
процесс создания рисунка. Поэтому дети
рисуют с большим увлечением. Маленькие
дети изображают на бумаге мало, но при
этом говорят, жестикулируют. Только к
концу дошкольного возраста ребенок начинает
обращать внимание на рисунок как на продукт
изобразительной деятельности.

Н.П. Саккулина считает, что 
к 4-5 годам выделяются два типа рисовальщиков:
предпочитающие рисовать отдельные 
предметы (у них преимущественно 
развивается способность изображения)
и склонные к развертыванию сюжета,
повествование (у них изображение 
дополняется речью и приобретает 
игровой характер). Г.Гарднер называет
их «коммуникаторами» и «визуализаторами».
Для первых процесс рисования всегда включен
в игру, драматическое действие, общение;
вторые сосредотачиваются на самом рисунке,
рисуют самозабвенно, не обращая внимание
на окружающее. Это противопоставление
можно проследить на конкретных детях,
занимающихся в изостудии. Дети, склонные
к сюжетно – игровому типу рисования,
отличаются живым воображением, активностью
речевых проявлений. Их творческое выражение
в речи настолько велико, что рисунок становится
лишь опорой для развертывания рассказа.
Изобразительная сторона развивается
у этих детей хуже. Дети, сосредоточенные
на изображении, активно воспринимают
предметы и создаваемые ими рисунки, заботятся
об их качестве.

          
По мнению А.В.Запорожца, изобразительная
деятельность, подобно игре, позволяет
более глубоко осмыслить интересующие
ребенка сюжеты. Однако еще более важно
то, что по мере овладения изобразительной
деятельностью у него создается внутренний
идеальный план, который в раннем детстве
отсутствует. В дошкольном возрасте внутренний
план деятельности еще не полностью сформирован,
он нуждается в материальных опорах, и
рисунок – одна из таких опор.

         
Американские авторы В.Ловенфельд и В.
Ломберт Бриттен считают, что художественное
воспитание оказывает огромное влияние
на развитие ребенка. Ребенок может найти
себя в рисовании, и при этом растормозится
его развитие. У ребенка может произойти
самоидентификация, возможно, впервые.
При этом его творческая работа сама по
себе может не иметь эстетического значения.
Гораздо важнее изменение в его развитии.
По мнению Л.С. Выготского, мы должны рассматривать
рисунок с психологической точки зрения,
как своеобразную детскую речь и предварительную
стадию письменной речи.

  1. Изобразительная деятельность как фактор развития  личности ребенка  дошкольного возраста

        
В формировании личности ребенка неоценимое
значение имеют разнообразные виды художественно-творческой
деятельности: рисование, лепка, вырезание
из бумаги фигурок и наклеивание их, создание
различных конструкций из природных материалов
и т.д.

        
Такие занятия дарят детям радость познания,
творчества. Испытав это чувство однажды,
малыш будет стремиться в своих рисунках,
аппликациях, поделках рассказать о том,
что узнал, увидел, пережил.

        
Изобразительная деятельность ребенка,
которой он только начинает овладевать,
нуждается в квалификационном руководстве
со стороны взрослого.

  Но чтобы развить у каждого
воспитанника творческие способности,
заложенные природой, педагог должен сам
разбираться в изобразительном искусстве,
в детском творчестве, владеть необходимыми
способами художественной деятельности.

      Изобразительная
деятельность дошкольников как вид художественной
деятельности должна носить эмоциональный,
творческий характер. Педагог должен создавать
для этого все условия: он прежде всего
должен обеспечить эмоциональное, образное
восприятие действительности, формировать
эстетические чувства и представления,
развивать образное мышление и воображение,
учить детей способам создания изображений,
средствам их выразительного исполнения.

Процесс обучения должен быть
направлен на развитие детского изобразительного
творчества, на творческое отражение 
впечатлений от окружающего мира,
произведений литературы и искусства.

         
Рисование, лепка, аппликация – виды изобразительной
деятельности, основное назначение которой
– образное отражение действительности.                          
Изобразительная деятельность – одна
из самых интересных для детей дошкольного
возраста.

      Изобразительная
деятельность – это специфическое образное
познание действительности. Как всякая
познавательная деятельность имеет большое
значение для умственного воспитания
детей.

       Овладение
умением изображать невозможно без целенаправленного
зрительного восприятия – наблюдения.
Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо
предмет, надо предварительно хорошо с
ним ознакомиться, запомнить его форму,
величину, цвет, конструкцию расположение
частей.

        Для
умственного развития детей имеет большое
значение постепенное расширение запаса
знаний на основе представлений о разнообразии
форм пространственного расположения
предметов окружающего мира, различных
величинах, многообразии оттенков цветов.

       При организации
восприятия при организации восприятия
предметов и явлений важно обращать внимание
детей на изменчивость форм, величин (ребенок
и взрослый), цветов (растения в разные
времена года), разное пространственное
расположение предметов и частей (птица
сидит, летает, клюет зерна, рыбка плавает
в разных направлениях и т.д.); детали конструкций
также могут быть расположены по-разному.

        
Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией
дети знакомятся с материалами (бумага,
краски, глина, мел и др.), с их свойствами,
выразительными возможностями, приобретают
навыки работы.

      Обучение изобразительной
деятельности без формирования таких
мыслительных операций, как анализ, сравнение,
синтез, обобщение.

        На основе
сходства предметов по форме возникает
общность способов изображения в рисунке,
лепке. Например, чтобы слепить ягоду,
орешек, неваляшку, яблоко или цыпленка
(предметы имеющие круглую форму или части
круглой формы), необходимо раскатать
кусочки пластилина или глины кругообразными
движениями.

        Способность
анализа развивается от более общего и
грубого различения до более тонкого.
Познание предметов и их свойств, приобретаемое
действенным путем, закрепляется в сознании.

       На занятиях
по изобразительной деятельности развивается
речь детей: усвоение и название форм,
цветов и их оттенков, пространственных
обозначений способствует обогащению
словаря; высказывания в процессе наблюдений
за предметами, при обследовании предметов,
построек, а также при рассматривании
иллюстраций, репродукций с картин художников
положительно влияют на расширение словарного
запаса и формирование связной речи.

        Как
указывают психологи, для осуществления
разных видов деятельности, умственного
развития детей большое значение имеют
те качества, навыки, умения, которые они
приобретают в процессе рисования, аппликации
и конструирования.

        Изобразительная
деятельность тесно связана с сенсорным
воспитанием.

Формирование представлений 
о предметах требует усвоения
знаний об их свойствах и качествах,
форме, цвете, величине, положении в 
пространстве. Дети определяют и называют
эти свойства, сравнивают предметы,
находят сходства и различия, то
есть производят умственные действия.

Источник