Изготовление пособий для сенсорного развития ребенка

Светлана Ивашкина
Мастер-класс «Изготовление дидактических пособий из фетра для сенсорного развития дошкольников»

Мастер — класс «Изготовление дидактических игр и пособий из фетра для сенсорного развития дошкольников» с родителями воспитанников первой младшей группы.

Цель: Использование нетрадиционных способов в изготовлении игр; поиск новых форм работы и способов применения игровых технологий в дошкольном образовании на основе государственных образовательных стандартов.

Задачи:

1. Познакомить родителей с видами дидактических игр и пособий.

2. Раскрыть основные цели и задачи дидактических игр, как средства всестороннего развития ребёнка.

3. Развивать умение самостоятельного изготовления родителями дидактических игр.

4. Вызвать интерес родителей к совместному использованию дидактических игр дома, совместно со своими детьми.

Ход мастер-класса

Добрый вечер, уважаемые родители!

Сегодня, мы попытаемся эффективно и увлекательно окунуться в мир детства и игровых фантазий наших детей.

Первый этап

Упражнение: «Прилагательное на первую букву имени».

Цель: знакомство участников группы, снятие тревожности.

Каждый участник называет свое имя и подбирает на первую букву своего имени прилагательное, которое как-то его характеризует, отражает какие-то особенности его характера, его индивидуальности.Например: «Я Марина. Я мудрая»

Упражнение: «Дождик».

Цель: снятие напряжения и тревоги, развитие групповой сплоченности.

Участники группы становятся по кругу, друг за другом и кладут открытые ладони на спину впереди стоящего. Легкими прикосновениями каждый участник имитирует капли начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине.

1 слайд

Воспитатель: Предлагаем Вашему вниманию мастер-класс «Изготовление дидактических игр и пособий из фетра для сенсорного развития дошкольников».

2 слайд

Как сказал В. А. Сухомлинский «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребёнок»

Воспитатель: Скажите, а все ли родители знакомы, для чего детям нужны игрушки, дидактические игры?

Дидактические игры — одно из средств, всестороннего развития личности.

Если взрослые будут уделять своему ребенку 10-15 минут (именно, играя с ним в дидактические игры, ребенок будет и разговаривать правильно, и мыслить логически и будут вашим самым умным и развитым ребенком.

Дидактических игр огромное количество в магазинах, но их можно сделать своими руками. Это очень полезно для детей.

3 слайд

С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

4 слайд

Почему фетр?

*Фетр – нетоксичный и гиппоаллергенный, можно использовать с рождения.

*Не имеет лицевой и изнаночной стороны, он не осыпается и очень удобен для рукоделия.

*Приятный и мягкий на ощупь.

*Имеет высокую технологичность – приклеивается, пришивается, легко режется.

*Имеет широчайшую цветовую гамму.

*Игрушки из фетра можно стирать, гладить, их сложно помять или порвать.

*Изделия из фетра легко украшаются и дополняются различными тканями, лентами, пуговицами и бусинами, что ещё более усиливает и поддерживает интерес детей.

Предлагаем Вам изготовить следующие дидактические игры и пособия.

5 слайд

1 группа: «Геометрическая мозаика»

6 слайд

2 группа: Занимательный куб (основа для дидактических игр)

7 слайд

3 группа: Методическое пособие «Тучка»

8 слайд

4 группа: «Рыбалка — развивалка»

9 слайд

Деление на группы.

На входе выдать каждому по жетону разных цветов;

(красный, синий, желтый, зелёный) получится 4 группы.

В случае этих способов будет немного разное количество участников в группах.

Если надо, чтобы в группах было ровное количество участников, и группы формировались «по симпатиям».

Описание игр и пособий

Дидактическая игра «Геометрическая мозаика»

Назначение: данная игра предназначена для детей дошкольного возраста, в которую можно играть дома, в дороге, в ДОУ.

Цель: Формирование у детей элементарных математических представлений.

Задачи:

1. Научить ребенка определять основные цвета.

2. Познакомить с геометрическими фигурами.

3. Научить считать.

4. Развивать память, логическое мышление, воображение и фантазию ребенка.

5. Учить детей составлять из геометрических фигур предметы.

6. Развивать мелкую моторику рук.

Ход игры:

1. «Цвет». Предложить ребенку рассмотреть разноцветные странички книжки, обращая внимания на цвета и обозначая их словами (синий, красный, желтый и зеленый). Выбрать цвет странички и найти все фигурки именно этого цвета.

2.»Геометрические фигуры». Показать ребенку геометрическую фигуру, назвать форму и цвет, попросить его найти точно такую же фигуру. После того как ребенок научится определять геометрические фигуры, можно усложнить задание. Выложить перед ним фигуры разные по цвету и форме и попросить найти ту фигуру, которую назовете.

Читайте также:  Таблица развития ребенка в утробе матери по неделям

3. «Счёт».Например: на разноцветной страничке выложите 3 круга одного цвета, посчитайте их, показывая пальцем на каждую фигуру, слева направо и скажите ребенку, что здесь три круга. Попросите сделать его тоже самое.

После того как ребенок усвоил счет до 3 можно усложнить задачу: увеличить счет, каждый раз прибавляя на один, использовать разные по цвету геометрические фигуры при этом счет не менять (выложить три круга, но разного цвета) или выложить разные по форме геометрические фигуры, а можно сделать то и то, а счет оставить прежним.

4. «Составление рисунка из геометрических фигур». Предлагая малышу впервые сделать, скажем, домик, покажите ему, какие фигурки нужно для этого взять и как их сложить. Оставьте своё изображение перед ребенком в качестве образца, пока он будет собирать свое. Во время занятий комментируйте свои действия и действия ребенка для того, чтобы малыш усваивал названия фигур и названия цвета.

Дидактическое пособие «Тучка»

Назначение: данная игра предназначена для детей дошкольного возраста, в которую можно играть дома, в дороге, в ДОУ.

Цель: Формирование у ребенка элементарных математических представлений.

Задачи:

1. Научить ребенка определять основные цвета.

2. Закрепить знания о величине, цвете.

3. Развивать навыки счёта

4. Развивать память, логическое мышление ребенка.

5. Развивать мелкую моторику рук.

Дидактическое пособие «Рыбалка — развивалка«

Пособие изготовлено из фетра. Все фигурки до 10 см. К каждой фигурке пришит бельевой крючок. На конце удочки магнит. В качестве водоема можно использовать любую емкость. При желании можно наполнить водой. Фетр не краситься и отлично стирается, быстро сохнет. Также в качестве водоема можно использовать небольшой аквариум, либо любую поверхность сине-голубого цвета.

Задачи:

1. Развивать моторики и координацию движений рук.

2. Развивать сенсорное восприятие цвета, формы.

3. Формировать элементарные математические представления.

4. Расширять словарный запас.

5. Развивать связную речь.

Игра проста в изготовлении, применении и хранении.

Игровое правило: Ребёнок при помощи удочки «ловит» рыбку из озера и выполняет задание.

Варианты игр:

• Д/игра «Поймай рыбку. Какого она размера»;

• Д/игра «Какого цвета рыбка?»; «Что еще бывает такого цвета?»;

• Д/игра «Поймай рыбку с цифрой и соотнеси цифру с количеством предметов»;

• Д/игра «Один — много»;

• Д/игра «Что изменилось»;

• Д/игра «Найди пару».

Участники мастер-классаизучают игры и выполняют задания:разрабатывают варианты использования своих игр в образовательном процессе: как по направленности игры, так и для других направленностей; и в воспитательном процессе — как игру-основу для воспитательного мероприятия.

Источник

Юлия Тункина
Мастер-класс для воспитателей. Пособие для сенсорного развития ребенка «Развивающая книжка из ткани»

Пособие для сенсорного развития ребенка.

Цель: Заинтересовать и побудить творческих людей к изготовлению развивающих книг.

Задачи:

• Вызвать интерес к книге;

• Познакомить с технологией изготовления;

• Повышение профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора;

Развивать творческую инициативу, фантазию, воображение.

Ожидаемые результаты мастер-класса:

— понимание его участниками сути работы педагога-мастера;

— практическое освоение участниками мастер-класса навыков в изготовления книги;

— активизация познавательной деятельности участников мастер-класса;

Технические средства:

компьютер, проектор, экран, фотоаппарат.

Ход мастер-класса.

Сенсорное развитие — это развитие восприятияи формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д.

Сегодня в детских магазинах можно встретить огромное количество различных развивающих сенсорное восприятия игрушек. Однако не всех родителей устраивает либо их цена, либо качество. Да и хочется, чтобы подобная игрушка послужила подольше, не надоедала.

Существует альтернатива покупным игрушкам – вещи, сделанные своими руками.

Такие игрушки имеют множество достоинств, которые отсутствуют у их покупных аналогов. Во-первых, подобную вещь можно будет сколько угодно раз видоизменять. Во-вторых, это будет дешевле, чем постоянно покупать новые пособия и игрушки.

Я разработала и изготовила развивающую книжку для малышей, которая сделала из ярких оттенков тканей, красивых аппликаций с добавлением материалов, развивающих моторику и сенсорное восприятие, умственные способности ребенка, в ней объединены игра и обучение детей младшего возраста.

Задачи,которые ставила перед собой перед началом работы :

• благоприятно воздействовать на восприятие ребенкаи формировать у него представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете (развиваем сенсорное восприятие);

Читайте также:  Роль лего в развитии ребенка

• познакомить его с понятием величины и положением предметов в пространстве (развиваем сенсомоторную координацию);

• научить ребенка определять величину предмета относительно других (большой, широкий, низкий, его материал (гладкий, шершавый, твердый, мягкий, форму (круглый, квадратный, треугольный) на ощупь (развиваем тактильные ощущения);

развивать мелкую моторику, а, следовательно, и речь ребенка.

План работы:

1. Определяемся с размерами книжки.

2. Следующий этап — продумываем сюжеты страниц, составляем план, определяем цвет фона каждого сюжета, делаем шаблоны из бумаги в полную величину.

3. Из однотонной или цветной ткани вырезаем детали — будущие страницы.

4. На каждую страницу пришиваем выбранный сюжет.

5. Внутри страниц и обложки – синтепон.

6. Для того чтобы книжку можно было разобрать и добавить новые странички, на каждый листочек можно пришить петельки или сделать в них отверстия. Тогда всю конструкцию можно будет собрать на ленточку.

Материал для книги: (слайд 2 — 6)

Ткань для страниц однотонная или разноцветная с неброским рисунком;

• Для обложки берем более плотную (джинс, велюр);

• Фетровый набор разного цвета;

• Тесьма, ленты, шнурки, верёвочки;

• Пуговицы, бусинки, крупный бисер;

• Различные крючки, кнопки, липучки, замочки;

• Синтепон для наполнения страниц.

Хочу Вас познакомить с развивающей книгой, которую я сшила для детей младшей группы. (Слайд 7).

Книжка состоит из 8 страниц и обложки. Страницы книжки соединены тесьмой, продетой в обработанные петли, их можно менять местами либо добавлять новые. Внутри страниц и обложки – синтепон. На лицевой стороне выложены буквы «Книжка малышка»» и наклеены при помощи клеевого пистолета.

Каждая страница представляет собой вполне самостоятельный элемент, то есть можно играть как целой книжкой, так и отдельными листами.

1 страница — сушка белья. (слайд 8)

Надо повесить бельё на веревку, которое пристёгивается прищепками, цветочки на полянке крепятся на липучку, солнышко на кнопку.

2 страница — собери пирамидку. (слайд 9)

Надо собрать пирамидку. Все ее детали съемные, крепятся на липкую ленту.

3 страница — посади бабочку на цветок. (слайд 10)

Надо посадить бабочку на лепесток такого же цвета, бабочки на липучке.

4 страница — закрой окошко. (слайд 11)

Подобрать геометрическую фигуры и закрыть окошко. Пристёгивается на бусинку.

5 страница — насекомые. (слайд 12)

Надо пристегнуть гусеницу по цвету, найти маленькую божью коровку (размер, употребление предлогов на, под).

6 страница — цветные шарики. (слайд 13)

Цветные шарики на тесьме, пришитой в середине страницы. Каждому шарику необходимо найти такой же по цвету прямоугольник. Детали прикрепляются липучку.

7страница — урожай. (слайд 14)

Надо прикрепить к дереву плоды на крючки или собрать все короб, он пристёгивается на пуговицу. На дереве белка, под деревом ёж на кнопочках.

8 страница — дорога. (слайд 15)

Надо правильно разместить сигналы светофора, машина крепится на липучке.

Из тучки идёт дождик из разных ленточек и бусинок. Тучка на замочке.

Нижняя сторона страницы пустая для того, чтобы можно было пофантазировать и составить свой сюжет, детали для сюжета находятся в карманах обложки.

Мягкая книжка является прекрасной игрушкой. Которую невозможно помять и порвать. И с ней не хочется расставаться!

Источник

Мастер – класс для воспитателей по теме:

«Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игр, сделанных своими руками»

Подготовила: воспитатель группы раннего возраста Яковлева М.В.

ГБДОУ №80 Красногвардейского района  г. Санкт-Петербурга

Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по сенсорному развитию.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ:

Актуальность темы:

Сенсорное воспитание — это целенаправленный процесс развития ощущений, восприятия, чувств.

Основой сенсорного воспитания являются анализаторы, органы чувств: глаза, уши, нос, язык, тело (кожа), тактильные анализаторы (руки). Они обладают природными способностями определять: глаза (цвет, форму, величину, пространственные отношения); ухо (звуки); нос (запахи); язык (вкус); тело (внешние качества предмета и температуру, временные отношения).

Главными задачами сенсорного воспитания являются:

  • Научить ребёнка наблюдать, рассматривать, прислушиваться, внимательно изучать окружающий мир, через собственный опыт, пример воспитателя и родителей.
  • Научить ребёнка обследовать предметы.
  • Формировать у детей умения использовать свои сенсорные навыки в разных видах деятельности.

Как говорится в государственном стандарте, мы должны создавать условия для развития детей: «Для детей раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами».

Читайте также:  Роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста курсовая

Изготовленные руками родителей и воспитателей необычные, яркие игры позволят ребенку раскрыть свой потенциал, используя разные анализаторы и направить образовательный процесс на достижение положительных результатов.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Каждый из нас был маленьким, и наверное  помнит, как хотелось потрогать все новое, прикоснуться, погладить, попробовать  — т.е. изучить предмет со всех сторон.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности служит основой познания мира.

Однако тенденция развития современного общества пришла к тому, что дети все больше и больше увлечены просмотром мультфильмов , играм на компьютере . Родители же в силу своей занятости обращают недостаточно внимания на другие стороны их развития , в частности развитие сенсорной культуры. Многие из них недостаточно информированы в данном вопросе.

Исходя из этого, возникла необходимость в подборе и использовании разнообразных форм, методов и приемов для работы с детьми и их родителями по сенсорному воспитанию.

Ход мастер-класса:

Создание проблемной ситуации (выносится сенсорная коробка).

 Ознакомление с формой, величиной , пространственными и иными характеристиками предметов невозможно без интеграции движения рук и глаз.

Сейчас я Вам предлагаю угадать , что находится в этой коробке

(выслушиваются предложения).

 Вы попали в затруднительную ситуацию .Сегодня мы предлагаем Вам пройти тот путь , который проходит ребенок при столкновении с неизвестным предметом. Мы познакомим Вас с дидактическими играми, направленными на усвоение сенсорных эталонов и тогда Вы легко догадаетесь, что же находится в этой коробке. Мы попробуем изготовить игру своими руками. А так как Вы воспитатели маленьких детей , а все дети любят играть , предлагаем Вам забыть на время о том , что вы взрослые , превратиться в детей и немножко поиграть. Готовы?

А отправимся мы сегодня в путешествие в страну «Сенсорику».

1 . Остановка «Цветная».

На этой остановке мы познакомимся с цветом и научимся подбирать предметы одного цвета.

Игра «Цветные гусеницы»

Смотрите, наши гусеницы перепутали свою одежду. Давайте поможем нашим гусеницам одеться правильно (каждой в свой цвет.)

В благодарность за нашу помощь, гусеницы оставили нам подсказку (карточку с зеленым цветом).

Едем дальше.

2. Остановка «Фигурная». Здесь нас встречают фигуры разной формы. Они нам приготовили интересную игру.

Игра «Разложи фигуры».

На этой остановке что-то случилось. Подул сильный ветер и наши фигуры разлетелись и потеряли свои дома. Давайте поможем фигурам вернуться домой. Круги живут в круглых домиках, а квадраты в квадратных.

Фигуры говорят нам «Спасибо» и дают нам еще подсказку (подсказка круг).

Теперь мы знаем, что предмет в коробке зеленого цвета и он круглой формы.

3. Остановка «Ароматная».

Какие здесь запахи!!! Давайте попробуем угадать, чем же пахнет?

Угадывают запах кофе, чеснок, апельсин.

И здесь мы тоже получаем подсказку: (конфету).

Конфета какая? Сладкая.

Это была конечная остановка. Мы весело поиграли и получили три подсказки. Давайте вспомним. Предмет в коробке зеленый , круглый и сладкий.

Пройдя через все остановки, нам стали известны некоторые свойства неизвестного объекта. Но мы еще не можем догадаться, что там , пока не потрогаем. Давайте попробуем определить наощупь какой он (гладкий).

Теперь мы наверно можем догадаться, что же спрятано в нашей сенсорной коробке. (Яблоко).

И так мы с Вами подтвердили тот факт , что у взрослых и у детей познание неизвестного проходит по одному пути : через восприятие сенсорных свойств и качеств. Наиболее полный образ объекта ребенок получает тогда, когда задействованы все группы анализаторов.

А теперь  уважаемые коллеги, я предлагаю Вам своими руками , без особых затрат изготовить  игру, направленную на сенсорное развитие».

Игра «Цветные резинки».

Цель игры: Подобрать к резиночкам заколки нужного цвета, закрепив их на резинку.

Задачи:

  • Узнавать и называть цвет.
  • Подбирать предметы по цвету.
  • Развивать и координировать цветовое восприятие путем соотнесения резинок и заколок.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Формировать развитие движения сжимания и разжимания кончиков пальцев рук.

Материалы:

Фетр размер 15 /21 см

Цветные резинки (желтые , красные , синие , зеленые)

Цветные заколки-крабики (желтые , красные , синие , зеленые)

Цветные нитки (желтые , красные , синие , зеленые)

Иголки

Ход работы (изготовление):

Нашиваем на фетр резинки разных цветов.

Ход игры:

Предлагаю подобрать к каждой резинке заколку такого же цвета.

Заключение

Я надеюсь, что мой опыт поможет Вам в Вашей работе.Хочу пожелать Вам творческих успехов.

Источник