Изготовление дидактических пособий для развития ребенка
ЕЛЕНА КОСЕНОК
Дидактические пособия своими руками
Хочу представить вашему вниманию дидактические пособия, сделанные своими руками.
Дидактическая игра
«ЖАДИНА»
Алгоритм изготовления пособия: для изготовления пособия необходимо 4 листа разноцветного картона; вырезать белые квадраты – «окна», наклеить их на картон, распечатать маленькие слова — мой, моё, моя, мои, вырезать и наклеить вверху, получится «многоэтажный дом». Затем сделать из бумаги конверты для карточек с изображением по лексическим темам (картинки можно найти в интернете, распечатать). Всё пособие за ламинировать, игра готова.
Цель: Формирование умений согласовывать местоимения с существительными.
Возраст: Игра предназначена для детей с 4 — 7 лет, играть в нее могут не более 4 человек.
Что входит в набор: 4 карты — домика, маленькие карточки, инструкция к игре.
Инструкция; Взрослый предлагает детям взять по одной карте — домику. Педагог берет маленькие карточки и показывает детям, называя предмет: «Что это?» — «Пальто», «Чьё пальто?», ребёнок должен ответить: «Моё пальто» и т. д. Игра закончится тогда, когда дети положит все маленькие карточки на карту — домик.
Варианты игры:
I вариант:
Предложите ребенку назвать предметы, про которые можно сказать «это мой» (мой карандаш, мой мяч, мой мишка, мой дом, мой котенок и т. д.); «это моя» (моя кукла, моя группа, моя сумка, моя машина и т. д.); «это моё» моё платье, моё дерево, моё пальто, моё зеркало и т. д.); «это мои» мои штаны, мои шорты, мои очки, мои часы и т. д.).
II вариант
Подберите картинки и предложите ребенку разложить их по домикам: мой, моя, моё, мои. Пусть при раскладывании ребенок проговаривает, например: моя кукла, моё платье и т. п.
Развивающее лото
«ПРЕДЛОГИ»
Алгоритм изготовления пособия: для изготовления пособия скачайте в интернете карты, карточки схемы, распечатайте, за ламинируйте и играйте с детьми.
Цели: учить детей понимать пространственное значение предлогов;
сформировать представление о предлоге, как отдельном слове;
учить составлять предложения по картинке.
Возраст: Игра предназначена для детей с 4 — 7 лет, играть в нее могут не более 6 человек.
Что входит в набор: 6 карт, маленькие карточки со схемой предлога, инструкция к игре.
Инструкция: Игра проводится по типу «лото»: взрослый показывает схему предлога, дети составляют предложения по своим картинкам. Ребенок, правильно составивший предложение и назвавший предлог, закрывает одну ячейку на своей карточке схемой предлога. Выигрывает тот, кто первым закроет все сюжетные картинки.
Дидактическая игра
«ГАРАЖИ И АВТОМОБИЛИ»
Алгоритм изготовления пособия: для изготовления пособия необходимо 5 листов цветного картона, на картоне нарисовать силуэт «гаража», вырезать их. Из белой бумаги вырезать прямоугольники наклеить их на «гаражи». За тем за ламинировать. На крышу «гаража» приклеить полосками самоклеящейся бумаги кармашек из пластика. Из цветного картона по шаблону вырезать автомобили, распечатать и вырезать цифры, наклеить их на автомобили, за ламинировать. Пособие готово.
Цель игры: закреплять представления детей о составе чисел первого десятка.
Возраст: Игра предназначена для детей с 4 — 7 лет, играть в нее могут не более 5 человек.
Что входит в набор: карты — гаражи с цифрами, машинки с цифрами, инструкция к игре.
Инструкция: Взрослый предлагает детям взять по одной карте — гаражу. Педагог берет карточки машинки и показывает детям, называя предмет: «Что это?» — «Машинка», «Какая цифра на машинке?», ребёнок должен ответить: «Два, это моя машинка, потому что на моем гараже цифра 2» и т. д.
Варианты игры:
I вариант: Цифра на крыше обозначает количество машин в гараже. Ребёнок должен подобрать и поставить машинки с такой же цифрой.
II вариант: Взрослый предлагает детям составить число из двух меньших чисел. Ребенок находит эти числа и выкладывает машинки с числами в гараж.
Дидактическая игра
«БОЖЬИ КОРОВКИ»
Алгоритм изготовления пособия: для изготовления пособия нужен картон зеленых оттенков, по шаблону вырезать из него листья, распечатать и наклеить цифры, за ламинировать. За тем скачать в интернете картинки с изображением божьих коровок с разным количеством точек на спине, распечатать, вырезать, за ламинировать. Можно играть.
Цели: закрепление навыков счета в пределах 10; развитие умения сравнивать количество предметов.
Что входит в набор: листья с цифрами, божьи коровки с точками, инструкция к игре.
Инструкция: Посадить на каждый листок божью коровку, у которой столько же точек на спине, сколько и на листке.
Варианты игры:
I вариант: Каждая божья коровка должна найти свой листок (и на божьей коровке и на листке должно быть одинаковое число);
II вариант: Разложить божьих коровок и листья в прямом и обратном порядке (от одного до девяти и от девяти до одного).
Игра — головоломка
«ТАНГРАМ»
Алгоритм изготовления пособия: изготовить головоломку очень просто. Вам нужен квадрат 10х10 см. Вырезать его из цветного двухстороннего картона. Потом тот же квадрат разрезать на 7 частей. Это должны быть: 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. За тем из белой бумаги сделать кармашки по количеству детей, разложить в них квадраты разрезанные на семь частей. Скачать и распечатать схемы – образцы. Игра готова.
Цель игры: развитие логического, пространственного и конструктивного мышления, сообразительности.
Возраст: Игра предназначена для детей с 4 — 7 лет.
Что входит в набор: кармашки с семью частями, схемы.
Инструкция: Взрослый предлагает детям составить изображения по образцам и по собственному замыслу.
Варианты игры:
I вариант: Для начала можно составить изображения из двух-трех элементов. Например, из треугольников составить квадрат, трапецию. Ребенку можно предложить посчитать все детали, сравнить их по размеру, найти среди них треугольники.
II вариант: Немного позже можно переходить к упражнениям по складыванию фигурок по заданному образцу. В этих заданиях нужно использовать все 7 элементов головоломки.
Источник
Свистункова Елена
Многофункциональные дидактические пособия
Многофункциональные дидактические пособия.
Воспитатель. Свистункова Е. П.
Пособия, о которых пойдёт речь, можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Дидактические пособия «Унипризма», «Уникубы», «Цветик – семицветик». Данные пособия можно использовать в совместной деятельности, в индивидуальной работе с детьми, в самостоятельной деятельности.
Цель использования дидактических пособий: повышать интерес детей к получению знаний об окружающем. Развивать умственные и творческие способности, связную речь.
Основные достоинства пособий:
-«Унипризма», «Уникубы», «Цветик – семицветик» многофункциональны, просты в изготовлении, удобны в использовании;
— Развивают умственные и творческие способности детей;
— Являются ярким элементом предметно – развивающей среды.
— Дошкольники могут помогать воспитателю в изготовлении таких пособий. Любой старший дошкольник способен аккуратно вырезать и приклеить картинку. В такие пособия дети играют с большим удовольствием, потому что они изготовлены с их помощью.
— Благодаря таким пособиям можно закрепить ранее полученные знания в игровой форме.
Дидактическая игра «Экспедиция по следам литературных произведений. Встреча с трудолюбивыми героями».
Цель. Формировать ценностное отношение к общению, нравственным поступкам, рефлексию ценностных ориентиров, модель этичного поведения. Закрепить жанровые особенности сказки, рассказа, стихотворения.
Материал. Картинки к народным, зарубежным, авторским сказкам, стихотворениям, рассказам.
1 сторона призмы — народные сказки: «Вершки и корешки», «Репка», «Семь Семионов – семь работников», «Зимовье».
2 сторона призмы — авторские сказки: Одоевский «Морозко»; С. Я. Маршак «Три поросёнка», «Двенадцать месяцев»; Ш. Перро «Золушка».
3 сторона — стихи: Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться»; В. Маяковский «Кем быть»; М. Смирнова «Портниха»; Я. Танина «По воду»; басня И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей».
4 сторона – рассказы: В. Сухомлинский «Бабушка и Петрик»; «Каждый человек должен»; «Пекарь и портной»; А. Мусатов «Как хлеб на стол пришёл»; В. Осеева «Сыновья».
Многофункциональное пособие «Уникубы»
Пособие состоит из основы — деревянного круга, в основании которого стержень. На стержне 2 вращающихся куба. Каждый сторона куба разного цвета. Кубы свободно поворачиваются.
Данное пособие может включать в себя задания и упражнения по всем областям образовательной деятельности: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Дидактическая игра «Самые, самые.»
Цель. Расширять представления детей о разных профессиях. Побуждать детей самостоятельно определять какие профессии подходят к тому или иному опрелению. Активизировать, актуализировать, обогащать словарь прилагательными. Развивать речь, внимание.
Материал. Карточки с изображением людей, разных профессий:
— самая зелёная профессия: лесник;
— самая сладкая профессия: пчеловод;
— самая красная профессия: пожарный;
— самая белая профессия: врач;
— самая синяя профессия: космонавт и т. д.
Многофункциональное пособие «Цветик – семицветик».
Пособие состоит из 7 лепесков разного цвета и круга — серединки цветка.
Данное пособие может включать в себя задания и упражнения по всем областям образовательной деятельности: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Дидактическая игра «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина».
Цель. Активизировать и обогащать словарь по теме «Сказки А. С. Пушкина». Развивать монологическую и диалогическую речь. Определять название сказки по началу (концу, рассказывать сказку по началу (по концу, по предъявленному фрагменту). Воспитывать любовь к сказкам А. С. Пушкина.
Материал. Картинки к сказкам А. С. Пушкина.
Многофункциональное пособие «Волшебные круги».
Пособие состоит из основы — деревянного квадрата, в основании которого стержень. На стержне 4 вращающихся круга. Каждый круг разделён на секторы разного цвета. Круги свободно поворачиваются, не соприкасаясь друг с другом.
Данное пособие может включать в себя задания и упражнения по всем областям образовательной деятельности: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Дидактическая игра Маленькая хозяйка»
Цель. Расширять представление детей о многообразии продуктов питания. Побуждать детей самостоятельно определять какие продукты необходимы для приготовления того или иного блюда. Развивать речь, внимание.
Материал. Карточки с изображением продуктов питания:
— капуста, морковь, перец, лук – необходимы для того, чтобы сварить щи;
— мука, яйца, масло, молоко – необходимы для того, чтобы испечь блины;
— рыба, яйца, свекла, майонез – салат «Рыба под шубой»;
— вишня, клубника, лимон, крыжовник – ягодный компот.
Дидактическое пособие: «Волшебные круги Луллия»
Конструкция данного пособия очень проста:
• На стержень нанизывается несколько кругов разного диаметра.
• Сверху устанавливают стрелку.
• Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Дети 6-7-летнего возраста вполне справляются с заданиями, в которых используются четыре круга с 8 секторами на каждом.
• На них располагаются картинки (рисунки, слова, цифры, предметы окружающего мира).
• Круги и стрелка свободно двигаются независимо друг от друга. По желанию можно получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах, и объединить, казалось бы, несовместимые объекты. Вариантов игр множество. Все зависит от возраста, поставленных задач, пройденного детьми материала.
Основная цель: развитие логического мышления, навыков устной речи, внимания, воображения.
Задачи:
-развивать познавательную активность;
-сенсорное развитие (восприятие цвета, формы);
-формировать элементарные математические представления;
-совершенствовать грамматический строй речи;
-развивать моторику и координацию движений рук.
Игры с использованием кругов Луллия могут быть подобраны по двум направлениям:
1. На закрепление и уточнение уже имеющихся знаний;
2. На развитие воображения, фантазии и творчества.
Пособие можно использовать в совместной и самостоятельной деятельности детей по различным образовательным областям.
Дидактическая игра: «Умные машины».
Цель. Закрепить знания детей о том, что в работе людям помогают разные машины; закрепить умение правильно называть предметы; воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.
Материал. Картинки с изображением «умных машин».
Дидактическая игра «Человек + природа = удивительные вещи».
Цель. Закрепить умение сравнивать предметы, созданные человеком, с объектами природы и находить между ними общее (то, что не дала человеку природа, он придумал себе сам).
Материал. Картинки с изображением предметов природного и рукотворного мира.
Дидактическая игра: «Послание из прошлого».
Цель. Закрепить умение детей называть предметы, действия, относящиеся к прошлому или настоящему. Побуждать детей выделять из предложенных предметов те, которые облегчают труд в сельском хозяйстве, и объяснять, что эти механизмы, специальная техника могут: улучшить качество, увеличить скорость.
Материал. Картинки с изображением специальной техники, облегчающие труд в сельском хозяйстве.
Источник
Татьяна Титова
Методическая разработка из опыта работы по изготовлению самодельных дидактических игр и пособий «Играем и развиваемся»
Актуальность.
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС) предусматривают создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей интеллектуального развития дошкольника. Все пять образовательных областей ФГОС направлены на развитие интеллектуальных способностей у дошкольника. Именно в дошкольном возрасте очень важно стимулировать развитие мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы для безболезненного, плавного перехода дошкольника из ДОУ в школу. Этому способствуют дидактические игры и пособия, изготовленные своими руками в соответствии с ФГОС. Предлагаю вашему вниманию подборку развивающих самодельных игр.
Назначение: данная методическая разработка адресована педагогам ДОУ, родителям.
Цель разработки: создание комфортной игровой среды для развития интеллектуально развитой личности.
Задачи разработки:
-Формировать у детей стремление к самосовершенствованию;
-Воспитывать у детей желание к получению новых знаний и навыков;
-Закреплять в игре приобретенные знания и навыки.
Содержание методической разработки:
Настольная дидактическая игра «Мозаика» своими руками из бросового материала
Актуальность. Игры с мозаикой улучшают мелкую моторику рук, развивают фантазию и память.
Цель: развитие мелкой моторики.
Задачи: учить выкладывать простые схематичные изображения предметов; закреплять умение считать в пределах 20; закреплять названия цветов и оттенков; развивать воображение и творчество, пространственное расположение; воспитывать терпение и усидчивость.
Материал: коробка из-под конфет, пластиковые крышки белого цвета от бутылок, клей ПВА, разноцветные стеклянные шарики.
https://www.maam.ru/detskijsad/nastolnaja-didakticheskaja-igra-mozaika-svoimi-rukami-iz-brosovogo-materiala.html
Дидактическое пособие по ФЭМП в форме игрового макета «Озорные обезьянки на пальме»
Актуальность. Игровой макет «Озорные обезьянки на пальме» позволяет разнообразить дидактические средства в работе с дошкольниками по формированию у них простейших математических представлений, способствует активизации умственной деятельности.
Назначение. Дидактическое пособие предназначено для образовательной деятельности в игровой форме для детей от 3-х до 7 лет. Данное пособие можно использовать в различных вариантах игр и упражнений.
https://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskoe-posobie-po-fyemp-v-forme-igrovogo-maketa-ozornye-obezjanki-na-palme.html
Самодельный развивающий конструктор с использованием резиночек
Предлагаю вашему вниманию самодельный развивающий конструктор с использованием резиночек. Конструктор предназначен для математического развития детей, формирования элементарных навыков конструирования у детей разного дошкольного возраста.
https://www.maam.ru/detskijsad/samodelnyi-razvivayuschii-konstruktor.html
Настольная дидактическая игра «Попади в лунку»
Разноцветные стеклянные шарики выглядят очень привлекательно, с ними можно придумать много разных игр. Предлагаю вашему вниманию авторскую игру, изготовленную своими руками по принципу игры в бильярд.
https://www.maam.ru/detskijsad/nastolnaja-didakticheskaja-igra-popadi-v-lunku.html
Дидактическое пособие для проведения зрительной гимнастики «Тренируем глазки вместе с Чебурашкой»
Предлагаю вашему вниманию дидактическое пособие в форме игрового тренажера для проведения зрительной гимнастики. Актуальность данного дидактического пособия заключается в том, что оно способствует выполнению задач по развитию зрительного восприятия в игровой форме.
https://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskoe-posobie-trenazher-dlja-provedenija-zritelnoi-gimnastiki-treniruem-glazki-vmeste-s-cheburashkoi.html
Дидактическое пособие по ФЭМП «Покорми акулу»
Роль дидактических игр и игровых упражнений в формировании элементарных математических представлений у дошкольников очень велика. Они вызывают у детей живой интерес и помогают усвоить учебный материал, учат наблюдать, сравнивать, делать обобщение.
https://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskoe-posobie-po-fyemp-pokormi-akulu.html
Дидактическое пособие «Попугайчики-звуковики» по формированию навыков правильного звукопроизношения
Актуальность. Правильная речь – важнейшее условие для всестороннего развития личности ребенка. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.
https://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskoe-posobie-popugaichiki-zvukariki-po-formirovaniyu-navykov-pravilnogo-zvukoproiznoshenija.html
Многофункциональный тренажер «Божья коровка»
Актуальность. В современный век развитых информационных технологий и компьютеров, человеческий организм подвергается большим нагрузкам, что в свою очередь сказывается на зрении. В зоне повышенного риска находятся именно маленькие дети, для которых недопустимы чрезмерные нагрузки на глаза. Зрительная гимнастика укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата, развивает концентрацию и координацию движений глаз.
https://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskoe-posobie-universalnyi-trenazher-bozhja-korovka.html
Назначение. Данное дидактическое пособие будет полезно педагогам ДОУ для проведения зрительной гимнастики с детьми, упражнений на ориентировку в пространстве.
Развивающая игра «Кот-птицелов»
Предлагаю вашему вниманию самодельную развивающую игру
соревновательного характера на проверку координации движений и меткости.
Цель: развитие внимания, ловкости, быстроты реакции.
Материал:
проволока, трубочка от воздушного шара, шарики для пинг-понга, трубочка, скотч, синельная проволока, глазки, шило, ножницы, клей.
https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-po-izgotovleniyu-razvivayuschei-igry-kot-pticelov.html
Благодарю за внимание!
Источник