История развития ребенка педиатрия для родителей

История развития ребенка педиатрия для родителей thumbnail

История развития педиатрии. Этапы развития и становления отечественной педиатрии

Введение

медицина педиатрия наука

Педиатрия — это наука, занимающаяся изучением организма человека от рождения до подросткового возраста. Слово «педиатрия» происходит от двух греческих слов: paid — ребенок и iatria — врачевание.

Путь развития и утверждения педиатрии, как самостоятельной дисциплины, был сложным и длительным. Первый в истории труд «О природе ребенка» был написан родоначальником медицины Гиппократом в IV веке до нашей эры. В последующем о детях, об уходе за ними и их воспитании напишут Цельс, Соран, Гален (I, II век). Ребенок долгое время рассматривался, как уменьшенная копия взрослого человека, отсутствовали обоснованные правила ухода за детьми. Лечение детей проводилось по тем же принципам, что и взрослых. Уход за детьми, главным образом, осуществлялся женщинами, которые передавали из поколения в поколение накопленный опыт. Заболеваемость и смертность детей, особенно в раннем возрасте, на протяжении многих веков были очень высокими.

Наука педиатрия начала свое развитие с 16 века. Формировалась она долго. Претерпела ряд изменений. Она не сразу стала самостоятельной наукой, а находилась во взаимосвязи с другими. Постепенно по мере развития, стала отделяться и обособилась. Со временем систематизировалась. Арабские врачи описывают некоторые заболевания. Но не один из этих ученых не оставил систематизированного изложения сведений о ребенке. Педиатрия в настоящее время одной из ведущих медицинских дисциплин, так как занимается самой главной проблемой-здоровьем.

В истории развития педиатрии выделяется 3 основных этапа.

период. Охватывает время с 16 века. Наука еще не систематизирована. Здесь большой вклад в развитие педиатрии вносят такие знаменитые люди как Ломоносов, Максимович-Алибодик, Зыбелин, Хатовицкий и другие.

период. Охватывает 19-20 век. Педиатрия развивается как самостоятельная наука, начинает систематизироваться. В России открывается первая детская больница. Состоялось это событие в городе Петербурге. Основоположником педиатрии является Филатов. Именно он описал симптомы кори, краснухи, мононуклеоза. Его труды посвящены инфекционным заболеваниям и желудочно-кишечным заболеваниям.

период. Начинается с 1917 года. В этот период выдающимися личностями в области педиатрии были Кисель, Сперанский, Молчанов, Домбровский и другие.

1. Место педиатрии в мировой науке и этапы её развития

В XVI, XVII, XVIII веках пробуждается интерес к ребенку, к функциональным особенностям развития детского организма, стали описываться болезни, присущие только детскому возрасту. В 1650 году появился научный труд английского врача Глиссона о рахите, вслед за ним английский врач Эдуард Дженнер посвятил свою работу детским инфекционным заболеваниям. В 1764 году шведским врачом Розен фон Розенштейн впервые было написано руководство по педиатрии

После открытия первых детских больниц происходит интенсивный рост числа научных исследований в области педиатрии и формирование школ педиатров Первой детской больницей в мире была Парижская больница для детей, открывшаяся в 1802 г. Несколько позже возникает немецкая школа педиатрии. Ее центрами становятся Вена и Берлин. Основным направлением своих исследований немецкие педиатры избрали биохимические и микробиологические аспекты детских болезней, а также вопросы питания Во второй половине XIX века также начинают функционировать научные и клинические центры педиатрии в Англии, Швейцарии, Италии, Скандинавских странах и США.

В России последовательность событий была очень близка той, что происходила в Европе. Петр I в 1727 г. издает указ «О строении в Москве госпиталей для помещения незаконнорожденных младенцев и о даче им и их кормилицам денежного жалованья». М.В. Ломоносов в своем письме «О размножении и сохранении Российского народа» указывает на необходимость создания народных богаделен для незаконнорожденных и издания наставлений по излечению детских болезней. Однако открыты были воспитательные дома только в 1763 г. в Москве и в 1771 г. в Петербурге благодаря настойчивости и энергии И.И. Бецкого, который сам составлял проекты этих домов и писал наставления об уходе за детьми и их воспитании.

Начало становления педиатрии как самостоятельной научной дисциплины происходит в рамках других, близкородственных медицинских специальностей. Это — терапия и прежде всего акушерство. Из терапевтов первыми стали читать вопросы детских болезней профессора Московского университета С.Г. Зыбелин и Г И Сокольский Из акушеров самый большой вклад в развитие педиатрии и формирование ее как самостоятельной дисциплины внесли Н. М Максимович-Амбодик, С.Ф. Хотовицкий и Н.А. Тольский. В лекциях и книге Максимовича-Амбодика «Искусство повивания, или наука о бабичьем деле» были изложены ценные мысли об особенностях детей и методах их выхаживания.

Профессор-акушер медико-хирургической академии в Петербург (ныне военно-медицинская академия) Степан Фомич Хотовицкий был одновременно и первым русским ученым-педиатром. В течение 1831-1847 1Г. он читал самостоятельный курс детских болезней, в 1842 г. открыл детские палаты в клинике акушерства, женских и детских болезней, а в 1847 г. выпустил первый русский учебник педиатрии — «Педиятрика».

Первая детская больница в России была открыта в Петербурге в 1834 г. В настоящее время она носит имя Н Ф. Филатова К моменту открытия эта больница была второй детской больницей в Европе Через 8 лет начинает работать детская больница в Москве (теперь также больница им. Н. Ф Филатова), а еще через 2 года, в 1844 г., в Петербурге открывается первая в мире больница специально для детей раннего возраста (ныне больница им. Л. Пастера).

Датой рождения первой русской кафедры педиатрии можно считать 1865 г., когда отдельный курс детских болезней было поручено читать профессору В М Флоринскому в Медико-хирургической академии. С 1870 г. на этой кафедре работал Николай Иванович Быстрое (1841-1906). Н.И. Быстрое в 1885 г. организовал и был первым председателем Общества детских врачей Петербурга. Он подготовил много учеников, ставших впоследствии профессорами и основавшими другие кафедры педиатрии в стране.

В Москве чтение курса лекций по педиатрии начал в 1861 г. доцент кафедры акушерства, а позднее профессор Николай Алексеевич Тольский (1830-1891). Спустя 5 лет он открыл небольшую детскую клинику (11 коек) в составе факультетской терапевтической клиники университета Таким образом, и в Москве одновременно с Петербургом возникает кафедра педиатрии.

В те же годы в Петербурге развивается деятельность виднейшего врача и общественного деятеля Карла Андреевича Раухфуса (1835-1915) По его проектам были построены больницы в Петербурге (теперь больница носит его имя) и в Москве (теперь больница им. И.В. Русакова). Это были первые больницы в стране, спроектированные согласно требованиям госпитализации детей с разнопрофильной патологией. Первой из этих больниц К.А. Раухфус руководил до конца своей жизни. Он воспитал большое количество врачей-педиатров, преданных своему делу. Его труды, посвященные порокам сердца у детей и организации педиатрической помощи, были включены в фундаментальное трехтомное руководство по педиатрии, созданное коллективом европейских авторов под редакцией Гергардта (1877).

Самый яркий след в истории нашей педиатрической науки оставила деятельность талантливейшего врача и педагога, преемника Н.А. Тольского по кафедре педиатрии Московского университета Нила Федоровича Филатова

2. Развитие педиатрии в советское время.

Следующий этап развития педиатрии связан с годами Советской власти, когда были изданы ряд декретов, изменивших положение женщины и ребенка. В 1922 году в Москве был создан Государственный научный институт охраны материнства и младенчества (ныне Научно-исследовательский институт педиатрии РАМН), который возглавил профессор Г.Н. Сперанский. Его работы были посвящены физиологии и патологии детского возраста, расстройствам питания у детей, заболеваниям бронхолегочной системы, сепсису у детей первых недель и месяцев жизни. Впервые в мире на базе II Московского государственного медицинского института (ныне Российский государственный медицинский университет) был организован педиатрический факультет (1932 г.), позже в Ленинграде — Ленинградский педиатрический медицинский институт (1935 г.), основной задачей, которых стала подготовка высококвалифицированных специалистов в области педиатрии.

Первые медсестринские школы после революции были открыты в 1920 году. Инициатором их создания был Н.А. Семашко. Были разработаны программы подготовки медицинских сестер, акушерок, санитарок. Помимо этого, по специальным программам стали обучать медицинских сестер для детских лечебно-профилактических, дошкольных учреждений и школ. 15 июня 1927 года под руководством Семашко было издано «Положение о медицинских сестрах», в котором впервые были определены обязанности медицинских сестер. В 30-40 годы в стране насчитывалось 967 медицинских и санитарных школ и отделений.

В конце XIX-начале XX века отмечается подъем в развитии отечественной педиатрии, чему в значительной мере способствовала исключительно плодотворная деятельность двух крупнейших русских врачей — Н.Ф. Филатова в Москве и Н.П. Гундобина в Петербурге.

Н.Ф. Филатов по праву считается основоположником отечественной педиатрии. Он создал школу педиатров и внес ценный вклад в развитие науки. Талант Н.Ф. Филатова как выдающегося клинициста, ученого и педагога нашел выражение в описании различных заболеваний детей и в его научных трудах. Им впервые описана скарлатинозная краснуха, а также идиопатическое воспаление шейных лимфатических узлов, которое в настоящее время называется инфекционным мононуклеозом, или болезнью Филатова.

Труды Н.Ф. Филатова «Семиотика и диагностика детских болезней», «Лекции об инфекционных болезнях», «Лекции по желудочно-кишечным заболеваниям у детей», «Краткий учебник детских болезней», «Клинические лекции» и другие работы явились основой русской педиатрической литературы, поставив ее в один ряд с зарубежной, существовавшей к тому времени уже многие годы. Эти книги выдержали ряд изданий и оказали большое влияние на развитие педиатрии и на подготовку кадров врачей-педиатров.

Работы профессора Медико-хирургической академии Н.П. Гундобина и его многочисленных учеников значительно расширили знания педиатров о возрастных анатомо-физиологических особенностях детей. Н.П. Гундобин был первым педиатром, организовавшим исключительно широкое изучение анатомо-гистологических и физиологических особенностей детского организма. Данные исследований, проведенных его многочисленными учениками, Н.П. Гундобин обобщил в своем выдающемся труде «Особенности детского возраста», который до сих пор не потерял своего научного значения.

Н.П. Гундобин был одним из основателей и руководителей Союза борьбы с детской смертностью в России. Несмотря на наличие талантливых врачей-энтузиастов и пытливых исследователей, педиатрия в царской России не могла широко развиваться. Детские больницы и учреждения возникали только по частной инициативе отдельных лиц, поддерживались частной благотворительностью при ничтожно малой помощи со стороны государства. К 1917 г. в России было всего около 30 детских больниц с общим числом коек 3300, причем для грудных детей коек было очень мало. Наибольшая часть этих больниц была сосредоточена в Москве и Петербурге. На всю Россию в 1913 г. было 550 мест в постоянных яслях, 9 женских и детских консультаций, 6824 родильные койки. Третий период развития педиатрии начинается после Великой Октябрьской социалистической революции, когда для развития всех отраслей знаний, в частности медицины, открылись исключительно широкие возможности. Декрет, принятый в декабре 1917 г. и подписанный В.И. Лениным, ярко и отчетливо определил задачи охраны материнства и детства. Впервые в истории человечества охрана материнства и детства в нашей стране стала государственным делом. Охрана материнства и детства представляет собой стройную систему государственных мероприятий, направленных на решение вопросов, связанных с охраной здоровья матери и ребенка, с детской заболеваемостью и смертностью, с организацией родовспоможения и охраной труда женщины.

После Великой Октябрьской социалистической революции был принят ряд декретов, резко изменивших положение трудящейся женщины.

В годы Великой Отечественной войны Президиум Верховного Совета СССР издал указ от 08.06.1944 г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства».

За годы Советской власти создана такая разветвленная и мощная сеть государственных учреждений, занимающихся вопросами охраны здоровья матери и ребенка, какой нет ни в одной капиталистической стране. В нашей стране действует более 10 тыс. детских поликлиник и более 10 тыс. женских консультаций, свыше 120 тыс. детских садов и яслей на 13 млн. мест, в детских санаториях развернуто 164 тыс. мест, работают 94 тыс. детских врачей. Кроме этого, создана огромная сеть других учреждений, помогающих воспитанию здорового подрастающего поколения. Пионерские лагеря, лесные школы, школы-интернаты, школы продленного дня и многое другое — это зримые плоды социалистического строя, это то, что уже прочно вошло в жизнь советского общества. Непрестанно увеличивающееся благосостояние народов Советского Союза, массовые оздоровительные мероприятия, достижения медицинской науки позволили резко снизить заболеваемость, ликвидировать ряд заболеваний. В СССР значительно снизилась детская смертность: более чем в 10 раз по сравнению с 1913 г. (данные 1977 г.).

Достигнуты колоссальные успехи в научно-исследовательской области. Разработаны такие проблемы, как рациональное вскармливание детей раннего возраста, специфическая профилактика, физиологическая деятельность мозга в детском возрасте, возрастная реактивность детского организма и др.

Большой вклад в развитие советской педиатрии внесли профессор А.А. Кисель и его школа. А.А. Кисель придавал большое значение профилактике болезней, проведению широких оздоровительных мероприятий, организации санаторно-курортного лечения детей. Особенно велик вклад А.А. Киселя в изучение туберкулеза и ревматизма. Им разработано учение о хронической туберкулезной интоксикации в детском возрасте. А.А. Киселя справедливо считают основоположником учения о детском ревматизме, им описаны абсолютные признаки этого заболевания (тяжелое поражение сердца, ревматические узелки, анулярная сыпь, хорея и др.).

Многое сделал для организации охраны материнства и младенчества крупнейший педиатр нашей страны профессор Г.Н. Сперанский. Им и его школой всесторонне изучены проблемы физиологии и патологии раннего возраста, особенно большое внимание уделено нарушениям питания и расстройствам пищеварения. Борьба за здоровье ребенка являлась отправным пунктом научной деятельности Г.Н. Сперанского.

Профессор В.И. Молчанов развил основные идеи учения Н.Ф. Филатова. Он внес большой вклад в изучение клиники, патогенеза и лечения детских инфекционных болезней, особенно дифтерии. Им установлена патогенетическая связь между скарлатиной и ревматизмом. Огромной заслугой В.И. Молчанова является изучение эндокринологических заболеваний у детей и особенностей детской патологии в военное время.

Профессор М.С. Маслов — выдающийся советский ученый-педиатр. На протяжении многих лет он занимался изучением патогенеза многих болезней детского возраста, особенностей обмена вещества здорового ребенка, биохимии крови ребенка в норме и патологии. Им разработано учение об аномалиях конституции у детей.

Профессор Ю.Ф. Домбровская явилась достойным продолжателем дела Н.Ф. Филатова и В.И. Молчанова. Научные исследования Ю.Ф. Домбровской и ее школы были сосредоточены на всестороннем изучении этиологии, патогенеза, клиники и лечения пневмоний в детском возрасте. Глубоко и с новых позиций разработана проблема витаминной недостаточности у детей и изучена патология военного времени. В клинике под руководством Ю.Ф. Домбровской была широко развернута научная работа по изучению респираторной патологии, коллагеновых заболеваний, болезней крови, аллергии.

Профессор А.Ф. Тур — крупный ученый-педиатр нашей страны. Большое внимание в своей научной деятельности он уделял вопросам гематологии, диететике здорового и больного ребенка, физиологии и патологии новорожденных, вопросам медицинского обслуживания детей.

Профессора А.А. Колтыпин, П.С. Медовиков, А.И. Доброхотова, М.Г. Данилевич, О.Д. Соколова-Пономарева, Д.Д. Лебедев, Н.И. Красногорский, разрабатывая различные проблемы педиатрии, внесли много нового и ценного в изучение здорового и больного ребенка.

. Задачи современной педиатрии:

На сегодняшний день эта наука рассматривает широкий круг вопросов жизни и развития детей, так или иначе касающихся их здоровья.

Отличительной особенностью педиатрии считается то, что в центре внимания данного раздела медицины — ребёнок, рассматриваемый не как маленький — взрослый, а именно как человек ссобственными характеристиками развития и становления, с присущими лишь ему возрастными изменениями и характерными признаками формирования в физическом, умственном, эмоциональном плане.

В настоящее время педиатрия решает ряд важных и актуальных задач, среди которых можно выделить следующие:

·Профилактика и предупреждение детских заболеваний и ранней инвалидности;

·Выявление генеза и последствий детских заболеваний;

·Эффективность диагностических мероприятий;

·Качественное лечение и поэтапная реабилитация заболевшего ребёнка;

·Оптимальная организация оказания медицинской помощи;

·Выявление и последующее устранение социальных факторов, оказывающих негативное воздействие на здоровье ребёнка;

·Разработка и апробация новейших методов и методик лечения;

·Повышение детского иммунитета и устойчивости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды;

·Пропаганда правильного детского питания и здорового образа жизни.

Эти и другие проблемы, которые стоят перед современной педиатрией, направлены на самую главную ценность как отдельного родителя, так и общества в целом — здоровье ребёнка.

Список используемой литературы

1.#»justify»>2.https://ru.wikipedia.org/wiki/Педиатрия

.#»justify»>.#»justify»>.https://www.promedall.ru/pediatry

Источник

Врачебное дарование
педиатра состоит в налаживании контакта
с первых минут знакомства с ребенком и
его родителями. При хорошем контакте с
ребенком врачу быстро удается получить
ценные анамнестические данные о
заболевании, поставить правильный
диагноз и вовремя начать лечение.

Как правило,
основные анамнестические данные о
болезни врач получает от родителей
ребенка.

Анамнез жизни ребенка раннего возраста (до 3 лет)

Опрашиваются
родители.

1. От какой
беременности и какой по счету ребенок;
если беременность не первая, чем
закончилась предыдущая?

2. Как протекала
беременность у матери (были ли токсикоз
первой, второй половины беременности
– тошнота, рвота, отеки, гипертония,
нефропатия, эклампсия)?

3. Режим и особенности
питания беременной.

4. Как протекали
роды (продолжительность, пособия,
осложнения)?

5. Закричал ли
ребенок сразу? Какой был крик (громкий
или слабый)?

6. Масса тела и рост
при рождении.

7. Когда приложили
к груди, как взял грудь ребенок, число
и часы кормления?

8. Когда отпал
пуповинный остаток и зажила пупочная
ранка?

9. Была ли
физиологическая потеря массы тела
новорожденного, и когда она восстановилась?

10. Заболевания в
период новорожденности (интенсивность
и длительность желтухи – групповая и
резус-несовместимость матери и ребенка,
родовая травма, заболевания кожи и
пупка, органов дыхания и пищеварения,
септические заболевания и др.).

11. На какой день и
с какой массой тела ребенок выписан?

12. Физическое
развитие ребенка: увеличение массы тела
и роста на первом году жизни (по месяцам)
и после года.

13. Развитие статики
и моторики: когда стал держать головку,
поворачиваться на бок, со спины на живот,
когда стал сидеть, ползать, стоять,
ходить, бегать?

14. Психическое
развитие: когда стал улыбаться, гулить,
узнавать мать, произносить отдельные
слоги, слова, фразы; запас слов к году и
2 годам.

15. Поведение ребенка
дома и в коллективе.

16. Сон, его особенности
и продолжительность.

17. На каком
вскармливании находится ребенок –
естественном, искусственном, смешанном.
При естественном вскармливании – время
кормления ребенка грудью, активность
сосания, кормление из одной или обеих
молочных желез, сцеживание после
кормления. При смешанном вскармливании
– чем докармливают ребенка, с какого
возраста, количество и методика введения
докорма. Каковы мероприятия по борьбе
с гипогалактией у матери?

При искусственном
вскармливании – с какого возраста и
чем кормили ребенка, в каком количестве
и в какой последовательности? Какой
промежуток между кормлениями, регулярное
или беспорядочное кормление, соблюдался
ли ночной перерыв? Получал ли соки
(какие), витамин D – с какого возраста,
в каком количестве? Когда начал получать
прикорм, его количество, последовательность
введения, переносимость? Время отнятия
от груди.

Особенности вкуса
и аппетита. Питание ребенка к началу
настоящего заболевания.

18. Когда прорезались
зубы и порядок их прорезывания.

19. Перенесенные
заболевания (когда и какие), в том числе
инфекционные и хирургические вмешательства.
Особенности течения заболевания,
осложнения.

20. Профилактические
прививки против туберкулеза (БЦЖ),гепатита,
полиомиелита, коклюша, дифтерии, столбняка
и кори и др. Реакции на прививки.

21. Туберкулиновые
пробы, когда проводились, их результат.

22. Контакт с
инфекционными больными.

Соседние файлы в предмете Детские болезни

  • #
  • #
  • #
  • #

Источник