История развития ребенка для психолога
Категория развития, в каком бы возрасте ни находился ребенок, предусматривает обязательное обращение к ее истории, то есть до того пути, который она прошла до момента обращения к специалисту. Исследование определенных индивидуальных особенностей одних и тех же детей в течение нескольких лет, во время которого используются методы эксперимента, наблюдения и тестирования, называется лонгитюдным (от англ. Longitude — продолжительность).
В соответствии с принципами интегративного оценки развития ребенка сбора психологического анамнеза является, с одной стороны, неотъемлемой частью построения психологической диагностической гипотезы, а с другой — это система объективных данных, что позволяет предположить причину и возможные механизмы возникновения того или иного варианта нарушенного развития. Следует отметить, что почти все специалисты уделяют большое внимание сбору анамнестических данных, реализуя тем самым принцип динамического подхода (Л. С. Выготский, Л.Т. Журба, С.Д. Забрамна, Л.В. Кузнецова, К.С. Лебединская , В.И. Лубовский, А.Н. Масткжова, А.С. Никольская, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, С.Я. Рубинштейн и др.).
Сбор психологического анамнеза, бесспорно, может основываться на уже известных фактах из истории развития ребенка (данные медицинского анамнеза). Однако нельзя эти данные отождествлять, поскольку процесс сбора данных о психологическом развитии ребенка имеет конкретную цель и задачи и достаточно специфической совокупностью «тем», в отношении которых проводится беседа.
Как показывает практика, часто психолог — первый специалист, к которому обращаются за помощью, он не располагает данными о медицинском анамнез, в связи с чем должен оценивать историю развития ребенка (в том числе и период развития до рождения) самостоятельно. В любом случае умение анализировать и оценивать информацию, считается прерогативой медицинских работников, является показателем профессионализма специалиста, особенно если речь идет о специальном (в частности логопсихолога) или клинического психолога, который работает с детьми с нарушениями в развитии.
Даже при условии условно нормативного развития можно и даже нужно оценивать закономерности нейробиологического развития, важным компонентом которого является оценка соматического состояния, его динамики в процессе развития ребенка как одного из факторов каузального (причинного) уровня индивидуально-типологических особенностей ребенка.
Чрезвычайно важным для изучения истории развития ребенка является состояние матери (не только в период беременности, но и в первые годы жизни ребенка). Бывают случаи, когда нужно исследовать состояние отца и других членов семьи. Тем или иным причинам болезненного состояния родителей (особенно матери) в первые годы жизни ребенка — принципиально важная информация для психолога, так как появляется возможность выдвинуть гипотезу об особенностях родительско-детских отношений в этот период, о гипо- или гиперафективну взаимодействие в диаде «мать — ребенок «, даже о возможных трудностях формирования ощущения привязанности (по Дж. Боулби) или базового доверия (по Б. Эриксону). Поэтому в современном подходе к изучению истории психологического развития ребенка предусматривается обязательное исследование психологом тех данных, которые рассматриваются исключительно в парадигме медицинского подхода, но касаются и психологического анамнеза.
Безусловно, до начала собственного обследования, в том числе сбора психологического анамнеза, психологу нужно ознакомиться с результатами всех предыдущих обследований и проанализировать эти данные с точки зрения психологического развития ребенка.
Опираясь на условия нормального психогенеза, психолог при изучении истории развития ребенка должен уделить особое внимание узловым моментам развития. Анализируя их, можно установить несогласованность составляющих психического развития в их качественных изменениях (опоздание или ускорение формирования определенной составляющей и т.д.). Знание о узловые моменты развития дает возможность оценить отклонения, недостаточность развития отдельных функций или процессов.
Итак, в процессе анамнеза особое внимание психолог должен обращать на особенности развития в периоды: 2,5-3 месяцев, 7-8 месяцев, одного года, 18-24 месяцев, 2,5- С лет, 5,5-6,5 лет, 9-10 лет.
Конечно, оценить все условия и факты развития ребенка, его семьи в целом за короткий период опроса родителей невозможно. В зависимости от уже имеющихся данных о развитии собственной диагностической гипотезы специалиста в каждом конкретном случае те или иные составляющие сбора психологического анамнеза (условия и особенности течения беременности и родов; ранней моторный и психоэмоциональное развитие, история развития ребенка до трех лет, от трех до пяти лет и др.) могут сокращаться или, наоборот, расширяться и детализироваться. Но указанные узловые моменты нужно проанализировать в любом случае.
Д.Б. Бльконин заметил, что психологическая диагностика должна направляться не в отбор детей, а на контроль за ходом их психического развития с целью коррекции имеющихся отклонений.
Схема и подбор диагностических и психокоррекционных методов должны соответствовать характеру заболевания ребенка, учитывая структуру основного дефекта и вторичных отклонений, а также особенности, присущие определенному возрасту ребенка, включая специфику ведущей деятельности.
Психологическая диагностика и психологическая коррекция — процессы, дополняющие друг друга. При этом в структуре психологической коррекции заложен огромный диагностический потенциал. Например, ни одно психологическое тестирование не может обнаружить коммуникативные способности личности, так как это наблюдается в процессе групповых психокоррекционных занятий. Во время игровой психокоррекции лучше отражаются психогенные переживания ребенка. В то же время психологическая диагностика имеет значительные коррекционные возможности, особенно в процессе использования учебного эксперимента. Прежде чем решить вопрос о необходимости психологической коррекции, следует проявить особенности психического развития ребенка, уровень сформированности определенных психологических новообразований, соответствие уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных связей возрастным периодам.
Источник
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 марта 2020;
проверки требуют 2 правки.
Возрастная психология — отрасль психологии, изучающая психологические изменения человека по мере взросления. Она состоит из трёх подотраслей: геронтопсихологии, детской психологии, пре- и перинатальной психологии. Исследует психику и человеческий организм во все возрастные периоды и на всех стадиях, принимая во внимание биологические, антропологические, социологические и психологические факторы, влияющие на его развитие.
Психология развития включает в себя целый ряд областей, таких как педагогическая психология, детская психопатология[en], судебная психология, психология развития ребёнка, когнитивная психология, экологическая психология и культурная психология[en]. Среди влиятельных психологов развития XX века — Ури Бронфенбреннер, Эрик Эриксон, Зигмунд Фрейд, Жан Пиаже, Барбара Рогофф и Лев Выготский.
История[править | править код]
В качестве основателей современной психологии развития обычно называются Жан-Жак Руссо и Джон Б. Уотсон[1]. В середине XVIII века Жан-Жак Руссо описал три стадии развития: младенцы (младенчество), пуэр (детство) и юность в книге Эмиль или о Воспитании[en]. В то время идеи Руссо были активно восприняты педагогами.
В 1882 году вышла в свет книга немецкого физиолога и психолога Вильгельма Прейера «Душа ребёнка», посвящённой детской психологии.
В 1920-х годах психология развития оформилась как отрасль психологических знаний, как самостоятельная наука.
Истоки психологии развития как науки:
- Развитие философских теорий
- Открытия эволюционной биологии в XIX веке
- Социально-исторические изменения
- Развитие естественных и гуманитарных наук
60-70 гг. XX в. — термин «психология развития» прочно утвердился в мировой науке (синоним генетическая психология).
Предмет, задачи и методы[править | править код]
Предмет психологии развития и возрастной психологии[править | править код]
- Условия и движущие причины онтогенеза человеческой психики
- Развитие психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых)
- Развитие различных видов деятельности (активности)
- Формирование качеств личности
- Возрастные и индивидуальные психологические особенности
Объект психологии развития — сложная динамическая система взаимосвязанных процессов и явлений.
Научная цель психологии развития — постижение психологических явлений путём анализа их происхождения, поэтому она входит в область общей психологии[источник не указан 2995 дней]. Это часть общей психологии, которая изучает сходство и различия психологического функционирования человека на протяжении всей его жизни[источник не указан 2995 дней].
Функции психологии развития[править | править код]
- Описание — описывает особенности развития человека в разные возрастные периоды с точки зрения внешнего поведения и внутренних переживаний
- Объяснение процесса развития — понимание причин, факторов, условий изменения в поведении и переживаний человека в разные возрастные этапы.
- Прогнозирование тех или иных изменений в поведении и переживаниях человека как следствие его развития
- Коррекция психического развития — создание оптимальных условий для управления развитием
Методы исследования[править | править код]
- Организационный метод.
- сравнительный метод — сопоставление различных групп; данные по каждой группе сравниваются между собой и делаются выводы о том, какие тенденции развития здесь наблюдаются и чем они обусловлены.
- лонгитюдный метод — длительный, предполагает несколько методик. Метод применяется в различных видах исследования, например, в выборочном или комплексном исследовании.
- комплексный — сочетание сравнительного и лонгитюдного метода
- Эмпирический метод.
- метод наблюдения
- экспериментальный метод
- психологическая диагностика (беседа, тестирование, анкета, опрос)
- биографический метод
- обсервационный метод(наблюдение и самонаблюдение)
- Интерпретационный метод
- генетический метод
- структурный метод
Теории развития[2][править | править код]
- Ранние теории: преформизм, конформизм Локк и Руссо
- Теория созревания Гезелла
- Этологические и эволюционные теории Дарвина, Лоренца и Тинбергена
- Теории привязанности — Боулби и Эйнсуорт
- Философия образования Монтессори
- Теория организма и сравнительная теория Вернера
- Теория когнитивного развития Пиаже
- Стадии нравственного развития по Колбергу
- Теории научения: Павлов, Уотсон, Скиннер
- Теория социального научения Бандуры
- Культурно-историческая теория Выготского и Лурии
- Психосексуальное развитие Зигмунда Фрейда
- Теория сепарации-индивидуации Маргарет Малер
- Восемь стадий жизни Эриксона
- Теория аутизма Беттельгейма
- Теория детских переживаний Шахтеля
- Теория зрелости Юнга
- Теория развития на основе привязанности Ньюфелда
Примечания[править | править код]
См. также[править | править код]
- Развитие
- Когнитивное развитие
Литература[править | править код]
на русском языке
- Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций. — М.: «Айрисс-пресс», 2005 г., С.238. ISBN 5-8112-1353-0
- Кон И. С. Психология ранней юности. — М.: Просвещение, 1989. — 256 с. ISBN 5-09-001053-6.
- Тылец Н. Н. Эффект резонанса в психическом развитии школьников: теория и эксперимент. — СПб.: Наука, 2010. — 200 с.
на других языках
- Bjorklund, D.F.; Pellegrini, A.D. Child Development and Evolutionary Psychology (неопр.) // Child Development (англ.)русск.. — 2000. — Т. 71, № 6. — С. 1687—1708. — doi:10.1111/1467-8624.00258. — PMID 11194266.
- Bornstein, M.H. & Lamb, M.E. (2005). Developmental science: An advanced textbook. Mahwah, NJ: Erlbaum, 2005.
- Johnson-Pynn, J.; Fragaszy, D.M.; Cummins-Sebree, S. Common territories in comparative and developmental psychology: The quest for shared means and meaning in behavioral investigations (англ.) // International Journal of Comparative Psychology : journal. — 2003. — Vol. 16. — P. 1—27. Архивировано 24 мая 2013 года.
- Lerner, R.M. Concepts and theories of human development. Mahwah, NJ: Erlbaum, 2002.
- Reid, V.; Striano, T. & Koops, W. Social Cognition During infancy. Psychology Press. 2007
Ссылки[править | править код]
- Макогон И. К. Этапы развития и возрастные кризисы.
- Статьи о детской психологии
- Из истории становления и развития российской возрастной психологии во второй половине 19 — начале 20 в.
- Характеристика возрастной психологии, психологии развития как науки
- Growth and Development
- Шапарь В. Б. Современный курс практической психологии, или Как добиваться успеха
- Возрастная психология — Предмет, задачи, и методы возрастной психологии
Источник
Ñðåäè êëþ÷åâûõ âîïðîñîâ, èçó÷àâøèõñÿ äåòñêîé ïñèõîëîãèåé êîíöà 19 — íà÷àëà 20 âåêà áûëè ïðîáëåìû ñîîòíîøåíèÿ ïñèõè÷åñêîãî è ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé, ñòàíîâëåíèÿ èõ ëè÷íîñòè, à òàêæå àíàëèç ïðè÷èí íåóñïåâàåìîñòè ñðåäè ó÷àùèõñÿ ãèìíàçèñòîâ è ó÷åíèêîâ ðåàëüíûõ ó÷èëèù. Èññëåäîâàíèå ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ïðèâåëî ìíîãèõ ó÷åíûõ ê ìûñëè î çíà÷èìîñòè ñåìüè è ñåìåéíîãî êëèìàòà â ïðîöåññå ôîðìèðîâàíèÿ ïñèõè÷åñêè çäîðîâîãî ðåáåíêà. Ìíîãèå ó÷åíûå ñòàðàëèñü íå òîëüêî ïðîàíàëèçèðîâàòü îñíîâíûå çàäà÷è ñåìåéíîãî âîñïèòàíèÿ, íî è íà÷àòü ñèñòåìàòè÷åñêîå ïðîñâåùåíèå ðîäèòåëåé â âîïðîñàõ ôîðìèðîâàíèÿ è ðàçâèòèÿ äåòñêîé ïñèõîëîãèè. Ýíòóçèàñòàìè áûëè îðãàíèçîâàíû ðîäèòåëüñêèå êðóæêè, âûïóñêàëèñü êíèãè è æóðíàëû, êàê ïîïóëÿðíûå, òàê è íàó÷íûå ïî ñåìåéíîìó âîñïèòàíèþ.  ÷àñòíîñòè äîêòîð Êàïòåðåâ îðãàíèçîâàë âûïóñê ñåðèè áðîøþð ïî ïðîáëåìàì ñåìåéíîãî âîñïèòàíèÿ è îáó÷åíèÿ äåòåé. Áîëüøîå çíà÷åíèå äëÿ ðàçâèòèÿ äåòñêîé ïñèõîëîãèè èìåëè è ïîñòîÿííî èçäàâàåìûå æóðíàëû, â òîì ÷èñëå è ñ ïåðåâîäíûìè ñòàòüÿìè âåäóùèõ çàðóáåæíûõ ñïåöèàëèñòîâ. Ñèñòåìàòè÷åñêè èçäàâàëèñü êíèãè ïî äåòñêîé è ïåäàãîãè÷åñêîé ïñèõîëîãèè êàê îòå÷åñòâåííûõ, òàê è èíîñòðàííûõ ïñèõîëîãîâ. Ïîä ðåäàêöèåé Ì.Ì. Ðóáèíøòåéíà áûëà èçäàíà ñåðèÿ êíèã «Âåëèêèå ïåäàãîãè» è îãðîìíàÿ ñåðèÿ êíèã «Äóøåâíàÿ æèçíü äåòåé» ïîä ðåäàêöèåé Í.Ä. Âèíîãðàäîâà è À.À. Ãðîìáàõà. Âûïóñêàëèñü êíèãè â ñåðèÿõ «Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ áèáëèîòåêà», «Ïðàêòè÷åñêàÿ øêîëüíàÿ ýíöèêëîïåäèÿ», îðãàíèçîâûâàëîñü áîëüøîå êîëè÷åñòâî êðóæêîâ è îòêðûòûõ îáùåñòâåííûõ óíèâåðñèòåòîâ äëÿ âñåõ æåëàþùèõ îçíàêîìèòüñÿ ñ ïîñëåäíèìè äîñòèæåíèÿìè äåòñêîé ïñèõîëîãèè.
Îá èíòåíñèâíîé ðàáîòå îòå÷åñòâåííûõ äåòñêèõ ïñèõîëîãîâ ñâèäåòåëüñòâóåò òîò ôàêò, ÷òî ñ 1906 ïî 1916 ã. ó÷åíûìè áûëî ïðîâåäåíî ïÿòü Âñåðîññèéñêèõ ñúåçäîâ ïî ïñèõîëîãèè. Âñå ýòè ñúåçäû áûëè ïîñâÿùåíû âîïðîñàì ïåäàãîãè÷åñêîé è ýêñïåðèìåíòàëüíîé ïñèõîëîãèè. Ó÷åíûå èññëåäîâàëè íå òîëüêî ðîëü ñåìüè â ðàçâèòèè ïñèõîëîãèè ðåáåíêà, íî è ðîëü íà÷àëüíîé øêîëû, à çàòåì è ãèìíàçèè. Îíè óïîðíî èñêàëè òåõíîëîãèè îïòèìèçàöèè óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà, ïûòàëèñü ïðîàíàëèçèðîâàòü ïðè÷èíû øêîëüíîé äåçàäàïòàöèè. Äåòñêèå ïñèõèàòðû çàíèìàëèñü ïðîôèëàêòèêîé øêîëüíûõ áîëåçíåé, èññëåäîâàëè ðàçâèòèå øêîëüíîé óòîìëÿåìîñòè, äèíàìèêó ôîðìèðîâàíèÿ ïèñüìà è ÷òåíèÿ, ðàçâèòèå ïðîèçâîëüíîãî ïîâåäåíèÿ è èíòåëëåêòà íà óðîêàõ. Áîëüøîå çíà÷åíèå äëÿ îðãàíèçàöèè øêîëüíîé æèçíè èìåëè ýêñïåðèìåíòàëüíûå ðàáîòû, ïîñâÿùåííûå èññëåäîâàíèþ ïðè÷èí óìñòâåííîãî óòîìëåíèÿ. Ýòè ðàáîòû ïðîâîäèëèñü ñîâìåñòíî ïñèõîëîãàìè, ïåäàãîãàìè è âðà÷àìè.  ðåçóëüòàòå ýòîé äåÿòåëüíîñòè äåòñêàÿ ïñèõîëîãèÿ ñòàëà îäíîé èç âåäóùèõ îáëàñòåé îòå÷åñòâåííîé ïñèõîëîãè÷åñêîé íàóêè, à èäåÿ íåîáõîäèìîñòè ïñèõîëîãè÷åñêîé äèàãíîñòèêè è ó÷àñòèÿ ïñèõîëîãà â îáðàçîâàòåëüíîì ïðîöåññå ïðî÷íî âîøëè â øêîëüíóþ æèçíü.
Íî íåëüçÿ íå ó÷èòûâàòü ñîñòîÿíèå óìîâ â òîò ïåðèîä, êîãäà èññëåäîâàíèÿ ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè áûëè ñâÿçàíû ñ òðàäèöèÿìè îòå÷åñòâåííîé ãóìàíèòàðíîé íàóêè, ñ èäåÿìè íðàâñòâåííîãî ñàìîñîâåðøåíñòâîâàíèÿ ëè÷íîñòè. Èäåè Ñîëîâüåâà î ëè÷íîñòíîì ñòàíîâëåíèè ÷åëîâåêà ñòðîèëèñü íà ðàçâèòèè îñîçíàííîñòè â ðåáåíêå. Îí îòñòàèâàë ãóìàíèòàðíîôèëîñîôñêóþ áàçó äåòñêîé ïñèõîëîãèè, êàê íîâîé íàóêè, è ñ÷èòàë, ÷òî ïîëíîöåííîå ðàçâèòèå ëè÷íîñòè ðåáåíêà íåâîçìîæíî áåç åãî ñîçíàòåëüíîãî ñòðåìëåíèÿ ê ïîñòðîåíèþ ñåáÿ êàê ëè÷íîñòè. Ñîëîâüåâ, à âñëåä çà íèì è Ðóáèíøòåéí ñ÷èòàëè, ÷òî «Ëè÷íîñòü íå äàð ïðèðîäû, à äèòÿ ÷åëîâå÷åñêîé äóõîâíîé ñâîáîäû, ïîëüçóÿñü êîòîðîé ÷åëîâåê êàê áû â ïðîòèâîâåñ ïðèðîäå òâîðèò ñàìîãî ñåáÿ». Ñðåäè íàèáîëåå âàæíûõ ôàêòîðîâ, îïðåäåëÿþùèõ ðàçâèòèå ðåáåíêà è åãî ëè÷íîñòè, Ñîëîâüåâ ñ÷èòàë íðàâñòâåííûå öåííîñòè, öàðÿùèå â îáùåñòâå, è êóëüòóðó, êàê ïðàêòè÷åñêîå âûðàæåíèå ýòèõ öåííîñòåé. Ïðåäñòàâèòåëè ãóìàíèòàðíî-ôèëîñîôñêîé øêîëû äåòñêîé ïñèõîëîãèè ââåëè ïîíÿòèå «êóëüòóðíî-íðàâñòâåííîé ñèëû», ðàçâèòèå êîòîðîé â ðåáåíêå è ÿâëÿåòñÿ öåëüþ âçðîñëîãî.
Íåñìîòðÿ íà ýòî, îáùàÿ òåíäåíöèÿ ðàçâèòèÿ íîâîé íàóêè è, ñëåäîâàòåëüíî, íàèáîëüøåå êîëè÷åñòâî ðàáîò ïî äåòñêîé ïñèõîëîãèè îñíîâûâàëîñü íà ïðèíöèïàõ åñòåñòâåííîíàó÷íîé ïñèõîëîãèè, çàëîæåííûõ Ñå÷åíîâûì. Áîëüøîé âêëàä â ðàçâèòèå îòðàñëè ïñèõîëîãè÷åñêîé íàóêè, èçó÷àþùåé çàêîíîìåðíîñòè âîçðàñòíûõ ýòàïîâ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà, âíåñëè ó÷åíûå ïñèõîëîãè êîíöà 19 — íà÷àëà 20 âåêîâ Ã.È. Ðîññîëèìî è Â.Ï. Êàùåíêî. Èìåííî îíè ñòàëè ïåðâûìè, êòî âûäåëèë èç îáùåé ïñèõîëîãèè äåòñêóþ ïñèõîëîãèþ êàê ñàìîñòîÿòåëüíóþ íàó÷íóþ îòðàñëü. Îíè ñòàëè èíèöèàòîðàìè ñîçäàíèÿ ïåðâûõ ïåäîëîãè÷åñêèõ ëàáîðàòîðèé, îòêðûòûõ Êàùåíêî â Ìîñêîâñêîé ïåäàãîãè÷åñêîé àêàäåìèè. Èìåííî òîãäà è ðîäèëàñü äåòñêàÿ ïñèõîëîãèÿ ñíà÷àëà â âèäå ïåäîëîãèè, êàê êîìïëåêñíîé íàóêå î ðåáåíêå, êîòîðàÿ ñòàâèëà ïåðåä ñîáîé çàäà÷ó âñåñòîðîííåãî èçó÷åíèÿ ðåáåíêà è ñîñòàâëåíèÿ öåëîñòíîãî ïðåäñòàâëåíèÿ îá åãî æèçíè è ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè. Ãëàâíûì îáúåêòîì èññëåäîâàíèé Êàùåíêî è Ðîññîëèìî ñòàëè «òðóäíûå» è óìñòâåííî îòñòàëûå äåòè è, êîíå÷íî, âîçìîæíîñòü èëè íåâîçìîæíîñòü èõ îáó÷åíèÿ ÷åìó-ëèáî. Îñîáåííî öåííûìè â ðàçðàáîòêå ìåòîäîâ äèàãíîñòèêè äåòåé è â ñîçäàíèè òåñòîâ ñòàëè èññëåäîâàíèÿ Ã.È. Ðîññîëèìî. Åãî òåñòû ïî îïðåäåëåíèþ îáùåé óìñòâåííîé îäàðåííîñòè è ðàçâèòîñòè ðåáåíêà, ðàçðàáîòàííûå åùå â íà÷àëå âåêà, áûëè ïîïóëÿðíû î÷åíü äîëãî è ïðèìåíÿëèñü äàæå â ïðàêòèêå ñîâåòñêèõ øêîë â 20-30-å ãîäû.
Îñåíüþ 1904 ã. â Ïåòåðáóðãå îòêðûëèñü ïîä ðóêîâîäñòâîì À.Ï. Íå÷àåâà ïåðâûå â Ðîññèè ïåäîëîãè÷åñêèå êóðñû äëÿ âðà÷åé ïñèõèàòðîâ ñ öåëüþ ðàñïðîñòðàíåíèÿ íàó÷íîé èíôîðìàöèè î íîâîé íàóêå è ïðèâëå÷åíèÿ êàê ìîæíî áîëüøåãî ÷èñëà âðà÷åé äëÿ ñîâìåñòíîé âûðàáîòêè îáîñíîâàíèÿ ìåòîäîâ èññëåäîâàíèÿ ïñèõè÷åñêèõ è ôèçèîëîãè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé äåòñêîãî è þíîøåñêîãî âîçðàñòà. Êðîìå òîãî, òàêèå êóðñû ñïîñîáñòâîâàëè îáìåíó îïûòà ìåæäó âðà÷àìè è ñáîðà ïðàêòè÷åñêîãî ìàòåðèàëà â ñôåðå äåòñêîé ïñèõîëîãèè. Áîëåå òîãî, äëÿ áîëåå øèðîêîãî ðàñïðîñòðàíåíèÿ ïåäîëîãè÷åñêèõ çíàíèé À.Ï. Íå÷àåâ è Í.Ï. Ðóìÿíöåâ íà÷àëè âûïóñê ñåðèè êíèã ïî ïåäàãîãè÷åñêîé ïñèõîëîãèè è ïåäîëîãèè.  ýòîò ïåðèîä âûõîäèëè è æóðíàëû ïî äåòñêîé ïñèõîëîãèè: «Âåñòíèê âîñïèòàíèÿ», «Âåñòíèê ïñèõîëîãèè, êðèìèíàëüíîé àíòðîïîëîãèè è ïåäîëîãèè», «Ïåäàãîãè÷åñêèå èçâåñòèÿ».
À.Ï.Íå÷àåâ, À.Ï. Ðóìÿíöåâ, Ã.È. Ðîññîëèìî è Â.Ï. Êàùåíêî áûëè ïîäâèæíèêàìè ñîçäàíèÿ äåòñêîé ïñèõîëîãèè, íî âñå æå îíè áûëè áîëüøå ïðàêòèêàìè è ïîïóëÿðèçàòîðàìè çàðîæäàþùåéñÿ íîâîé íàóêè. Íàó÷íûå îñíîâû äåòñêîé ïñèõîëîãèè çàëîæèë âåëèêèé ïñèõèàòð Â.Ì. Áåõòåðåâ. Îí ïåðåøåë îò ñóùåñòâîâàâøåãî â òî âðåìÿ ýìïèðè÷åñêîãî ðåøåíèÿ âîïðîñîâ âîñïèòàíèÿ è îáó÷åíèÿ äåòåé ìåòîäîì ïðîá è îøèáîê ê íàó÷íî-èññëåäîâàòåëüñêîé ðàçðàáîòêå åñòåñòâåííîíàó÷íîé, ôèçèîëîãè÷åñêîé îñíîâå ïåäîëîãèè. Â.Ì. Áåõòåðåâ ñîçäàë öåëóþ ñåòü ïåäîëîãè÷åñêèõ ó÷ðåæäåíèé, ñîñòîÿùèõ èç äâóõ âèäîâ — íàó÷íî-ëàáîðàòîðíûå è íàó÷íî-êëèíè÷åñêèå.  1907 ã. èì áûëî ñîçäàíî îòäåëåíèå äåòñêîé ïñèõèàòðèè èëè ïåäîëîãè÷åñêîå îòäåëåíèå â Ïåòåðáóðãñêîì ïñèõîíåâðîëîãè÷åñêîì èíñòèòóòå, êîòîðîå íà äîëãèå ãîäû ñòàëî âåäóùèì öåíòðîì ïåäîëîãè÷åñêèõ èññëåäîâàíèé. Áåõòåðåâ ïîíèìàë, ÷òî ïðè ðàçðàáîòêå ïñèõîíåâðîëîãè÷åñêèõ ìåòîäîâ èññëåäîâàíèÿ ïñèõèêè ðåáåíêà íåîáõîäèìî áûëî ó÷èòûâàòü îäíî èç îñíîâíûõ êà÷åñòâ äåòñêîé ïñèõîëîãèè — öåëîñòíîñòü. Öåëîñòíîñòü ïñèõèêè ðåáåíêà äèêòîâàëà ñëîæíóþ ñèñòåìíîñòü ïîäõîäà ê èññëåäîâàíèþ. Ìåòîäàìè, Áåõòåðåâà ÿâëÿëèñü, ïðåæäå âñåãî, íàáëþäåíèå çà ðåáåíêîì è åãî ïîâåäåíèåì, è òîëüêî çàòåì åñòåñòâåííûé è ðåôëåêñîëîãè÷åñêèé ýêñïåðèìåíòû, ðàçðàáîòàííûå â ñîâìåñòíî ñî ñïîäâèæíèêàìè âåëèêîãî ïñèõèàòðà, À.Ô. Ëàçóðñêèì è À.Ï. Íå÷àåâûì. Äëÿ ëó÷øåãî íàáëþäåíèÿ è ïîíèìàíèÿ öåëîñòíîñòè äåòñêîé ïñèõèêè èñïîëüçîâàëèñü íå òîëüêî íàáëþäåíèÿ. Íî íàáëþäåíèÿ â ñîâîêóïíîñòè ñ àíêåòàìè è äðóãèìè áèîãðàôè÷åñêèìè ìàòåðèàëàìè. Âñå àíêåòíûå äàííûå ðàññìàòðèâàëèñü íà ôîíå îáøèðíûõ ñòàòèñòè÷åñêèõ èññëåäîâàíèé. Íà áàçå ïîëó÷åííûõ ìàòåðèàëîâ ñîòðóäíèêè Áåõòåðåâà Ì. Ì. Ðóáèíøòåéí, À.Í. Íå÷àåâ, Í.Å. Ðóìÿíöåâ, Ï.Ï. Áëîíñêèé, Ì.ß. Áàñîâ, À.Ñ. Çàëóæíûé, Ë.Ñ. Âûãîòñêèé è À. Ô. Ëàçóðñêèé ñîçäàëè àíòðîïîìåòðè÷åñêèé ìåòîä èññëåäîâàíèÿ äåòñêîé ïñèõèêè.
À.Ô. Ëàçóðñêèé
Äëÿ ýêñïåðèìåíòàëüíîãî èññëåäîâàíèÿ ïñèõèêè äåòåé À.Ô. Ëàçóðñêèé è À.Ï. Íå÷àåâ ñîçäàëè îäíó èç ïåðâûõ ïñèõîëîãè÷åñêèõ ëàáîðàòîðèé ïî èññëåäîâàíèþ äåòñêîé ïñèõèêè â Ïåòåðáóðãå, êîòîðàÿ âïîñëåäñòâèè áûëà ðåîðãàíèçîâàíà â Ïñèõîëîãè÷åñêóþ ëàáîðàòîðèþ â Ïñèõîíåâðîëîãè÷åñêîì èíñòèòóòå Áåõòåðåâà. Ëàçóðñêèé íà ïðîòÿæåíèè ìíîãèõ ëåò âîçãëàâëÿë ýòó ëàáîðàòîðèþ, íåóñòàííî èùà âñå íîâûå è áîëåå ñîâåðøåííûå ñïîñîáû ïñèõîëîãè÷åñêîãî èññëåäîâàíèÿ. Îí âûñòóïàë çà åñòåñòâåííûé ýêñïåðèìåíò, ïðè êîòîðîì ïðåäíàìåðåííîå âìåøàòåëüñòâî âðà÷à â æèçíü ðåáåíêà äîëæíî áûòü íå ïóãàþùèì è íàñèëüñòâåííûì, íî íåïðåìåííî ïðîâîäèòüñÿ â åñòåñòâåííîé è íåïðèíóæäåííîé, ïðîñòîé îáñòàíîâêå. Ýòî äàâàëî âîçìîæíîñòü èññëåäîâàòü íå îòäåëüíûå ïñèõè÷åñêèå ïðîöåññû è ÿâëåíèÿ, êàê ýòî îáû÷íî äåëàëîñü â òå âðåìåíà, à ïñèõè÷åñêèå ôóíêöèè è ñàìóþ ëè÷íocòü â íåðàçðûâíîé ñâÿçè. Ýòîò ïîäõîä, èçëîæåííûé â ðàáîòå À.Ô. Ëàçóðñêîãî «Î åñòåñòâåííîì ýêñïåðèìåíòå» (1911 ã.), èìåë îñîáåííî áîëüøîå çíà÷åíèå äëÿ âîçðàñòíîé ïñèõîëîãèè è ïåäîëîãèè. Èìåííî åñòåñòâåííûé ýêñïåðèìåíò â íàèáîëåå åñòåñòâåííîé îáñòàíîâêå äàåò íå òîëüêî áîëåå ïîëíûå, íî è áîëåå îáúåêòèâíûå äàííûå îá èíäèâèäóàëüíûõ îñîáåííîñòÿõ äåòåé ïî ñðàâíåíèþ ñ ëàáîðàòîðíûì ýêñïåðèìåíòîì, ÷àñòî íåïðèåìëåìûì â äåòñêîé ïñèõîëîãèè.
Ðàáîòàÿ â ëàáîðàòîðèè, Ëàçóðñêèé ðàçðàáîòàë îðèãèíàëüíóþ êîíöåïöèþ «íàó÷íîé õàðàêòåðîëîãèè». Îñíîâîé êîíöåïöèè ÿâëÿëàñü èäåÿ Ëàçóðñêîãî î òîì, ÷òî èíäèâèäóàëüíûå îñîáåííîñòè ëþáîãî ÷åëîâåêà è, â òîì ÷èñëå, ðåáåíêà ñâÿçàíû ñ äåÿòåëüíîñòüþ íåðâíîé ñèñòåìû. Èñõîäÿ èç íàêëîííîñòåé, ñïîñîáíîñòåé, òåìïåðàìåíòà è äðóãèõ èíäèâèäóàëüíûõ êà÷åñòâ ëè÷íîñòè, ìîæíî âûñòðîèòü ïîëíóþ êëàññèôèêàöèþ âñåõ òèïîâ õàðàêòåðîâ, êîòîðàÿ è äîëæíà ñîñòàâëÿòü îñíîâó ïñèõîëîãèè ÷åëîâåêà. Ëàçóðñêèé ñ÷èòàë, ÷òî ñóùåñòâóþò äâà òèïà äóøåâíîé äåÿòåëüíîñòè — ýíäîïñèõè÷åñêîé (âíóòðåííåé) è ýêçîïñèõè÷åñêîé (âíåøíåé). Èëè, êàê âûðàæàþòñÿ â íàøå âðåìÿ, èíòðîâåðòíîé (âíóòðåííåé) è ýêñòðàâåðòíîé (âíåøíåé) æèçíüþ äóøè. Ëàçóðñêèé âûñêàçàë åå â êóðñå ëåêöèé «Îáùàÿ è ýêñïåðèìåíòàëüíàÿ ïñèõîëîãèÿ» (1912ãîä). Îí óòâåðæäàë, ÷òî âíóòðåííÿÿ æèçíü äóøè îñíîâûâàåòñÿ, ïðåæäå âñåãî, è ãëàâíûì îáðàçîì òîëüêî íà âðîæäåííûõ ñâîéñòâàõ ÷åëîâåêà. Îíà îïðåäåëÿåò íàêëîííîñòè è ñïîñîáíîñòè ðåáåíêà, ôîðìèðóåò åãî òåìïåðàìåíò, õàðàêòåð è äðóãèå ïðèðîæäåííûå ñòîðîíû ëè÷íîñòè. Âíåøíÿÿ æèçíü äóøè èëè ýêçîïñèõè÷åñêàÿ ñôåðà ôîðìèðóåòñÿ â ïðîöåññå æèçíè ïîä âëèÿíèåì îêðóæàþùåé ñðåäû — ñåìüè è îáùåñòâà. Òî, êàê ðåáåíîê îòíîñèòñÿ ê ìèðó è ëþäÿì, Ëàçóðñêèé îáîçíà÷àë òåðìèíîì «êàòåãîðèè îòíîøåíèÿ ê îêðóæàþùåé äåéñòâèòåëüíîñòè». Ââåäåíèå «êàòåãîðèè îòíîøåíèÿ» ñòàëî áîëüøèì øàãîì âïåðåä â ðàçâèòèè ïñèõîëîãèè ïî ñðàâíåíèþ ñ ìåõàíè÷åñêèìè ïðåäñòàâëåíèÿìè, ñîãëàñíî êîòîðûì âîçäåéñòâèÿ ñðåäû íà îðãàíèçì ïðîèñõîäÿò ïî òèïó âíåøíèõ òîë÷êîâ. Îáîáùàÿ ìàòåðèàëû èññëåäîâàíèé è ñðàâíèâàÿ ðàçíûå óðîâíè ðàçâèòèÿ äåòåé è èõ ðàçíûõ ýíäî- è ýêçîãåííûõ ôàêòîðîâ, Ëàçóðñêèé ðàçðàáîòàë ïåðâóþ òèïîëîãèþ ëè÷íîñòè, íåîáõîäèìóþ äëÿ ïîñòðîåíèÿ ñèñòåìû äèàãíîñòèêè è êîððåêöèè ðàçíûõ òèïîâ îòêëîíåíèé â ïðîöåññå ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà. Èäåè Ëàçóðñêîãî áûëè ñâÿçàíû ñ îáùèì ïîäõîäîì ê äåòñêîé ïñèõîëîãèè, êîòîðàÿ â 1905-1906 ãã. áûëà ââåäåíà â êà÷åñòâå ó÷åáíîé äèñöèïëèíû â îòå÷åñòâåííûõ ïåäàãîãè÷åñêèõ èíñòèòóòàõ, è ñòàëà îäíèì èç âàæíåéøèõ êóðñîâ.
Источник