История развития детских домов и домов ребенка
Консультация для педагогов детских домов по теме «История появления детских домов в России».
Консультация для педагогов детских домов и всех заинтересованных темой сиротства. Данная статья будет полезна воспитателям и сотрудникам детских домов, студентам факультета педагогики и психологии. В статье описана история появления детских домов в России от 1072 года до наших дней.
История появления детских домов в России.
В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство).
Дети-сироты – это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем.
В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях. Социальное сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д.
Согласно закону Российской Федерации “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” опека и попечительство – норма устройства таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет.
Проблема сиротства всегда существовала в нашем государстве.
Усыновление и воспитание в государственных учреждениях существовало в России с 11-го века. Причем, учреждения, создаваемые для сирот, сразу носили воспитательный и образовательный характер. Первым таким учреждением было училище для сирот, учрежденное в 1072 г. Ярославом Мудрым. В этом училище проживало и обучалось 300 юношей. В дохристианский период дети-сироты также не оставлялись без внимания.
В скудельницах бездомные старики и старухи кормили и воспитывали брошенных детей. Средства на поддержание скудельни собирали всей общиной. Или сирот забирали семьи, которые были в то время многодетными, и появление лишнего рта не сказывалось на благосостоянии семьи. Причем многодетность в те давние времена была признаком благополучия семьи.
При Иване Грозном начали открываться сиротские дома, которыми ведал церковный патриарший приказ. В царствование Федора Алексеевича в 1682 году издается Указ об открытии специальных домов для безродных сирот, где их обучали грамоте и ремеслам.
В 1706 г. Новгородский митрополит Иов построил за собственный счет при Холмово-Успенском монастыре воспитательный дом для “незаконнорожденных и всяких подкидных младенцев”. К 1706 году митрополит Иов уже открыл 10 приютов и сиропитательниц, в которых призревались до 3 тысяч сирот и приносимых детей, “коих жены и девки рожают беззаконно и стыда ради отметывают в разные места, от чего оные младенцы безгодно помирают”.
Петр Первый 4 ноября 1715 г издал Указ, предписывающий в Москве и других городах устраивать “гошпитали для зазорных младенцев, которые не от законных жен рождены, дабы вящего греха не делали, сиречь убийства, по примеру Новгородского Архиерея”. В “гошпиталях” практиковался тайный принос младенцев, когда женщина могла положить своего ребенка в специальную люльку, не показывая себя. То есть изначально в России приюты для детей-сирот открывались не только для воспитания и обучения детей, а и для “спасения каждой христианской души”, для удержания женщин от греха детоубийства.
Дело устройства детей-сирот продолжила Екатерина II. Был открыт Московский воспитательный дом. В марте 1770 г. – Санкт-Петербургский воспитательный дом. По всей стране создавалась сеть подобных заведений. Также как и при Петре I практиковался тайный принос младенцев, и открывались родовспомогательные отделения, где женщинам разрешалось рожать в маске, не открывая себя. При Петре I и при Екатерине II ослабленных и больных детей отдавали на воспитание людям по деревням, в монастыри, помещикам, в сельские общины, где сироты содержались до 7 лет. Затем посылались в школу для обучения мастерству соответственно полу, то есть, девочек — в услужение, мальчиков – в мастерские. Указ Екатерины от 7 ноября 1775 г “Учреждения для управления губерний”, в котором приписывалось Приказу неимущих сирот (ст. 385) отдавать последних “добродетельным людям” для содержания и воспитания с обязательством, чтобы предоставить их во всякое время Приказу для дальнейшего воспитание и обучение. Большое количество приютов для детей-сирот было создано и на частные средства. Известно, что только “Московское общество попечения о бедных и больных детях” в 1899 г открыло 86 учреждений для 848 детей-сирот в возрасте от 3-х до 10 лет. Известна сеть детских приютов, созданная на средства П.Г. Ольденбургского (СПб 1846), приют в Сокольниках, созданный и существовавший на средства Бахрушиных, приют барона Штиглица, содержавшийся им на свои деньги в течение 70 лет, приют, созданный горнозаводчиком А. Демидовым и др. Заслуживает внимания его книга “Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами”.
Организации, принципам, содержанию деятельности воспитательных домов посвящены работы известного русского педагога В.Я. Стоюнина (1826 – 1888), имеющего опыт работы в Николаевском сиротском институте Москвы. Работа Гатчинского Сиротского института тесно связана с именем русского педагога Е.О. Гугеля (1804 – 1841).
Распространение сиротства в нашей стране обусловлено комплексом особых условий и процессов в обществе, характеризующих развитие России на протяжении XX века и связанных с революцией 1917 г., тремя разрушительными войнами (первая мировая, гражданская, Великая Отечественная), террором 20-х — 30-х годов, а также последствиями перестройки конца 80-х — начала 90-х годов.
Первая империалистическая война способствовала увеличению числа детей, лишившихся семьи, родителей, крова. Факторами, отвлекающими от естественной заботы о детях, в 1917 году стало революционное брожение в широких массах населения, развертывание политической борьбы. Увеличилось число бездомных детей, детей, оказавшихся сиротами при живых родителях. Поскольку впервые послеоктябрьские годы одной из главных причин страдания всех детей был голод, новое государство сосредотачивает свое внимание именно на этой проблеме. Декреты и постановления СНК 1918-1921 гг. имели своей целью обеспечение всех детей независимо от сословной, классовой принадлежности их родителей. Однако, несмотря на все предпринимаемые меры, невозможно было оградить детей от трудностей, порождаемых военным коммунизмом. Увеличению числа бездомных детей способствовали в то время как голод так и резкое сокращение числа детских учреждений, где они могли бы спастись. Особенно пострадали от голода 1921 г. дети Поволжья. К 1922 г. детей оставшихся без родителей насчитывалось около 7 млн. человек.
Нехватка средств на оказание помощи нуждающимся детям послужила толчком к созданию 26 января 1923 г. специального фонда имени В.И. Ленина при ЦИК СССР. Все эти годы оказание помощи детям осуществлялось главным образом под знаком борьбы с детской беспризорностью. А она имела непосредственное отношение к защите детей-сирот, поскольку больше половины детей-бродяг, беспризорников составляли дети, оставшиеся без родителей. Бимиеспризорность как явление, порожденное сиротством, социально-экономическими условиями, окружающими ребенка, то возрастала, то шла на некоторый спад, но продолжала существовать.
Причины беспризорности:
• гражданская война;
• голод;
• репрессии;
• дети, убегающие из детских домов;
Поэтому предпринимались разные меры хотя бы по сокращению ее масштабов путем устройства детей в другую семью. Но в результате за десятилетия гражданской войны и первых лет строительства социализма был нанесен мощнейший удар по патриархальному укладу российского общества и связям между поколениями (взаимосвязь прошлого – настоящего – будущего). Этот удар отразился и на состоянии российской семьи.
Согласно коммунистическим социальным концепциям того времени, роль семьи в обществе должна постепенно уменьшаться, пока, наконец, не исчезнет вообще. В 20– 30-е годы в России регистрация брака и его расторжение были настолько упрощены, что занимали несколько минут. При этом заключить или расторгнуть брак мог один из супругов, даже не ставя другого в известность. Исчезло отношение к браку как к величайшему таинству и акту ответственности, на смену ему пришло легкомыслие. Гибель семьи, ее традиций, негативное отношение к семейному воспитанию приводило к увеличению бездомных детей. В 1931 г. 1.600000 женщин вырваны из семьи, вовлечены в производство, идет процесс “раскрепощения ” женщины, что порождало новые проблемы. Чем дальше шел процесс отрыва матери от семьи и ребенка, тем больше создавалось предпосылок для возникновения социального сиротства, физической и духовной гибели целых поколений. Попытка как-то остановить этот процесс, ставший уже неизбежным, проявилась в более пристальном внимании устройства детей в другую семью.
Накануне Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. проблема устройства детей, оставшихся без родителей, продолжала существовать. Не снимается она тем, что только в РСФСР 165 тысяч несовершенных находились на патронате, примерно такое же количество – в детских домах. По-прежнему существует задача ликвидации беспризорности. Правда, одно из межведомственных совещаний по вопросу о ликвидации беспризорности и безнадзорности констатирует: “Беспризорности как массового явления у нас сейчас нет”.
В предвоенные годы источником появления детей, оставшихся без семьи, попечения родителей, оставалась занятость родителей, материальная необеспеченность многих из них, потеря отца и матери в результате репрессий. Но среди прочих причин в это время заметное место занимают побеги детей из детских домов. Великая Отечественная война лишила тысячи и тысячи детей крова, семьи, родителей. Как известно из материалов Нюрнбергского процесса, на территории нашей страны было уничтожено и сильно разрушено 1710 городов и более чем 70 000 деревень и населенных пунктов. Лишенные дома, родителей, теплой одежды и пищи дети погибали от голодной смерти, становились инвалидными. Только в осажденном Ленинграде умерло 630 тыс. человек. Среди них были и те, кто оставил своих детей сиротами. А если учесть, что всего на оккупированной территории погибло почти 10 млн. советских граждан, то станет ясно, сколько сирот породила эта война в нашей стране. Многие дети потеряли родителей, погибших на фронте. Так же детей насильственно разлучали с родителями, которых угоняли на работу на Запад. Было решено отправить в Германию для домашних работ 500 000 наших женщин в возрасте от 15 до 35 лет. Только из СССР этапировали сюда 4 978 000 человек. Среди них были женщины-матери, вынужденные оставить своих детей.
Например, в Гжатске Смоленской области до войны было 13 тысяч жителей. В день освобождения их оказалось немногим более одной тысячи – в подавляющем большинстве своем разлученные со своими родителями малолетние дети. Отрыв массы детей от своих родителей по причинам военного времени вызвал к жизни необходимость незамедлительного принятия государственных мер по их спасению. В их числе была и эвакуация детского населения на Восток. Причем дети далеко не всегда уезжали с родителями. Тысячи и тысячи эшелонов с детьми всех возрастов, начиная от ясельного, двигались в восточные, северные районы страны в неизвестность, в жизнь без семьи, без матери. К ним присоединились воспитанники детских домов. Масштабы эвакуации были огромными. Из докладной записки Совету народных комиссаров РСФСР от 18 декабря 1941г. видно, что по неполным данным число эвакуированных детей составляло тогда уже 255 620 человек.
В первые послевоенные годы – годы разрухи, нехватки продовольствия, материальных трудностей – к массе детей-сирот стали прибавляться те, кто оказался заброшенным по причине крайней занятости матери, чьи рабочие руки стали особенно нужны из-за гибели мужской части населения.
В условиях послевоенного времени решение проблемы устройства всех детей, оставшихся без семьи, лишенных заботы со стороны родителей и живущих в тяжелых материально- бытовых условия, связывалось с созданием школ-интернатов. Для предупреждения социального сиротства, детской безнадзорности постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 15 января 1960 г. были введены школы с продленным днем. А для детей дошкольного возраста предназначалась широкая сеть яслей, детских садов.
Строительство именно этих учреждений достигло в те годы небывалого размаха. Другими словами, для 50-х и 70-х годов характерно стремление всяческими путями заменить семью, родителей даже тем, у кого она была. Негативные последствия проведения именно этой линии находились тогда еще где-то подспудом. Они начали давать о себе знать в 80-е — 90-е годы, когда масштабы социального сиротства достигли небывалых размеров. Сегодня мир вступает в XXI век. Однако проблема детей-сирот приобретает еще большую остроту и актуальность, так как число их не уменьшается, а непрерывно растет. Сегодня, в мирное время, первое место в мире по количеству детей-сирот занимает Россия. Политические и социально-экономические изменения, происходящие в последние 10 лет в нашей стране, придали этому явлению особый трагизм.
Используемая литература:
1.Гурко Т.А., Тасеев В.Б. Приемные семьи в России (на примере Самарской области)// Актуальные проблемы семей в России / Под ред. Т.А. Гурко.- М.: Институт социологии РАН, 2006. С. 74-91.
2.Добровольская А.В. Патронатное воспитание — новая возможность решения проблемы социального сиротства //Актуальные проблемы семей в России / Ред. Т.А. Гурко.- М.: Институт социологии РАН, 2006. С. 92-102.
Рекомендуем посмотреть:
Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Источник
История детских домов в России
Как живется детям-сиротам? Об этом даже думать больно. Над своим малышом не надышишься, все внимание — ему, нежному и беспомощному, вся любовь, вся ласка и забота. И это сегодня, в обеспеченном обществе, с хорошей медициной, с правами ребенка и ювенальной юстицией.
А как представить жизнь ребенка, оставшегося сиротой? И не сегодня, а в дремуче-незапамятные времена, когда и взрослому-то выжить было трудно. Сирот было немало, и они все-таки выживали. Потому, что даже в древности на Руси об осиротевших детях заботились. Плохо ли, хорошо ли — как могли. Традиция заботы о сиротах крепла с годами и веками. Как это происходило, рассказывает MedAboutMe.
Дети-сироты в Древней Руси
В дохристианские времена участь сирот была туманной и непредсказуемой. Если повезло, ребенок мог попасть в другую семью, где его кормили и одевали по возможности и достатку, воспитывали и наказывали — как и собственных детей. И, как и всех, с ранних лет приучали к труду. Ребенок считался годным к выполнению простых работ уже в 3-4 года, и требовали с него так же строго, как со взрослого.
Иногда сирот подбирали местные аналоги сказочной Бабы-Яги: бабки-травницы, ведуньи, целительницы, которых побаивались и уважали.
Поскольку государства в современном понимании еще не существовало, забота об обездоленных детях целиком ложилась на плечи общины.
Первым опытом общественного призрения за сиротами можно считать так называемые скудельни (скудельницы). Это были дома, в которых одинокие старики и старухи присматривали за детьми, оставшимися без родителей, подкидышами или родившимися в результате насилия и оставленными матерями. Туда же могли подбросить больного ребенка, который оказывался для семьи обузой.
Обитатели скудельни жили за счет пожертвований общины и собственного труда.
Первое официальное заведение для сирот учредил князь Ярослав Владимирович, сын Владимира — крестителя Руси. Открытое Ярославом заведение приняло на иждивение 300 мальчиков-сирот, чтобы воспитывать их и обучать.
Сестра Владимира Мономаха Анна основала похожее сиротское заведение для девочек, воспитанницы которого не только питались и одевались за счет княжеской казны, но и обучались грамоте и ремеслам.
По мере распространении христианства увеличивалось количество православных храмов и монастырей. При каждом из них были приюты для сирот и больных, о которых заботились монахи и прихожане.
Сиротам — опеку государства
Иван IV хоть и известен как Грозный, на Стоглавом Соборе 1551 года приказал строить во всех городах богадельни и приюты для сирот, больных и нищих. Спустя столетие царь Федор Алексеевич издал указ, предписывающий давать сиротам на государственном попечении не только пищу и крышу над головой, но и обучение ремеслам, чтению, счету и письму.
Зарождение системы государственной системы опеки над сиротами не мешало сохраняться общественным традициям помощи обездоленным. Действовала система «приймачества», когда сирот и подкидышей принимали в семью, растили и воспитывали. Детей, потерявших родителей, община могла взять «на прокорм», при этом ребенок жил по очереди в домах односельчан. В богатых семьях могли приютить сироту и не только вырастить, но и дать образование, девочкам — приданое, а юношам дать работу или помочь поступить в армию.
С началом XVIII века и приходом к власти Петра I государственная система призрения получила новый толчок. В первом десятилетии, до 1710 года, открылось более десятка воспитательных домов при монастырях, чему активно содействовал митрополит Новгородский Иов, несколько приютов было построено им за собственный счет. Пример Иова и подтолкнул Петра I издать в ноябре 1715 указ о создании в столице и других городах системы «гошпиталей» для сирот и «отказников», подкидышей, внебрачных детей и т. д. Причем женщина могла оставить ребенка в специальном приемнике анонимно, сохранив тайну. Это было сделано для того, чтобы удержать матерей от греха детоубийства и сохранить жизнь невинным младенцам.
Екатерина Великая также не оставляла без внимания проблему воспитания детей, оставшихся сиротами. Во время ее правления были открыты Московский и Санкт-Петербургский воспитательные дома, а также сеть аналогичных заведений по всей стране. Более того: императрица способствовала открытию специальных родильных отделений, где у рожениц не только не спрашивали имени, но позволяли женщине рожать в маске, скрывающей лицо.
Практиковалась также передача маленьких, слабых или больных детей в богатые семьи и общины, в монастырские приюты, чтобы там сирот кормили и растили до 7 лет, после чего государство отправляло подросших воспитанников в школы. Там ребят обучали ремеслам или полезным умениям. Девочек обучали шить, готовить пищу, после чего они могли или зарабатывать на жизнь рукоделием, или идти в услужение горничными, кухарками, экономками. Мальчики овладевали основами ремесел, после чего поступали в ученики или подмастерья к плотникам, сапожникам, кожевникам, кузнецам и т. д.
Детские приюты в системе учреждений императрицы Марии (по материалам государственного архива Ростовской Области) / Савчук Г. В. // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. — 2006. — №3
Социальная педагогика: учебник для вузов: раздел 1 глава 1 «Культурно-исторические предпосылки возникновения социальной педагогики в России» / Штинова Г. Н., Галагузова М. А., Галагузова Ю. Н. // М.: Владос. — 2008
История социальной работы в России / Мельников В.П., Холостова Е.И. // Учебное пособие. — М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг». — 2001
Источник