Истоки и социокультурного развития ребенка

Светлана Семушина
Опыт работы по реализации программы «Социокультурные истоки»

Доклад по теме: Опыт работы по реализации программы

«Социокультурные истоки».

Автор: воспитатель МБДОУ детский сад «Красная шапочка»

Семушина Светлана Валерьевна

Стратегической целью развития дошкольных образовательных учреждений на современном этапе является преобразование его в открытый социальный институт, для которого первостепенное значение будет иметь развитие духовной и социокультурной основы личности ребенка, воспитание гражданина России, раскрытие творческого потенциала подрастающего поколения ради социально-экономического, культурного и духовного процветания страны.

На решение этих задач направлена программа «Социокультурные истоки», которая представляет собой апробированную образовательно-воспитательную дидактическую систему.

Программа духовно-нравственного воспитания «Социоультурные истоки«, направлена приобщение детей и их родителей к базовым духовно-нравственным и социокультурным ценностям России.

Авторы программы являются: И. А. Кузьмин, профессор, член-корреспондент Российской академии естественных наук и А. В. Камкин, профессор Волгоградского государственного педагогического университета, член-корреспондент Российской Академии естественных наук.

Основная задача программы в дошкольный период — формирование духовно-нравственной основы личности, а также присоединение ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.

Данная программа «Социокультурные истоки» разработана для четырех

возрастных групп:

• группа младшего возраста (3 – 4 года,

• группа среднего возраста (4 – 5 лет,

• группа старшего возраста (5 – 6 лет,

• группа старшего возраста (6– 7 лет).

Принцип построения программы «Социокультурные истоки» для дошкольного образования обусловил следующие этапы освоения курса. В каждом возрасте формируют свои понятия.

в младшей группе (3-4 года)

формирует понятия: Слово, Образ, Книга (работа строиться на основе русских-народных песен, хороводов, игр, потешек, сказок, стихов и т. д.).

в средней группе (4-5 лет) происходит первоначальное знакомство с истоками наиболее близкой ребенку социокультурной среды и деятельности человека в ней;

в старшей группе (5-6 лет) обращается внимание на истоки ценностей внутреннего мира человека (вера, надежда, любовь, мудрость);

в подготовительной группе (6-7 лет) осуществляется первоначальное ознакомление с истоками русских традиций, базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.

Успешность реализации любой программы, в том числе и программы «Социокультурные истоки» обеспечивает системная, методически грамотная, специально организованная педагогическая деятельность воспитателя с детьми, родителями и представителями ближайшего социума.

На воспитателя возложена основная миссия за целостное развитие ребёнка-дошкольника. Воспитатель призван профессией, быть у истоков детства, а, значит, быть ответственным за воспитание человека, гражданина и патриота. Именно поэтому не только на ребёнка, но и на развитие родителей воспитанников, педагога и коллектива в целом направлена работа по реализации программы «Социокультурные истоки».

Детский сад «Красная шапочка» тоже реализует программу «Социокультурные истоки.

Реализация программыв детском саду осуществляется через разные виды детской деятельности:

— Игры;

— Чтение;

— Изобразительную деятельность;

— Музыкальную деятельность;

-Театрализованную деятельность; —

— Эколого-познавательную деятельность;

-Трудовую деятельность;

-Конструктивную деятельность;

-Физкультурно-оздоровительную деятельность.

— Игры — занятия

В течение месяца по тематическому плану согласно программе проводятся мероприятия, через разные виды детской деятельности, и в конце каждой темы проводим итоговое мероприятие.

В нашей группе с детьми были проведены мероприятия:

По теме «Добрые дела»

Проводились беседы о добре, что такое «добро»? Кто такой добрый человек?», Что такое вежливые слова?

Игровое путешествие в заколдованную страну «Добрые дела», где дети, выполняя задания Бабы Яги, помогли расколдовать страну.

После того как ребята выполнили все задания Бабы Яги, страна «Добрые дела» была расколдована. Ребята сделали пирамиду «Добрых дел» из ладошек и подарили большое сердце доброты жителям страны, чтобы Баба Яга больше никогда не могла заколдовать страну.

По теме Доброе согласие

Первоначально всегда проводятся беседы, игры и др. т. е. через разные виды деятельности (поём пляшем, рисуем, сочиняем, играем и т. д.).

В беседе «Что такое согласие», рассуждали над выражением «Жить в мире и согласии». Проводились игры «Хорошо – плохо». Учили пословицы и поговорки о доброте и согласии.

Итоговым мероприятием стала театрализация сказки «Зимовье зверей», мораль которой так же о дружбе и согласии.

По теме мудрое слово

Так же начинали с бесед, с целью продолжать формировать у детей понимание того, что мудрые слова делают человека тактичнее, честнее, воспитание. Выясняли с детьми, что такое мудрость, какие слова мудрые, где можно встретить мудрые слова. Ребята говорили друг другу не только добрые слова, но и учились говорить мудрые слова, после которых хотелось совершить хороший поступок.

Следующим этапом поданной теме во время беседы использовали

Аудиозапись, ребята слушали мудрые наказы детям Великого русского князя Владимира Мономаха (слушали и почитали родителей…_.

Итогом данной темы: было в группе воспитателем совместно с детьми выставка «Умных (мудрых) книг».

Как ранее было сказано, что программа предполагает активное участие родителей, в том числе и итоговые мероприятия

У нас в группе с родителями воспитанников Мы провели следующие мероприятия:

По теме «Верность родной земле»,

Мероприятие «Богатыри земли русской» слайд

Мероприятие проходило в виде квест-игры. Игра позволила ребятам представить себя не только богатырями, но и спортсменами, путешественниками, сказочными героями.

Дети помогали богатырям русским искать все доспехи, оружие, где им нужно было выбрать дорогу с помощью горюч-камня, далее отгадывали загадки Бабы – Яги (за отгаданную загадку на каждого ребенка надевали богатырские доспехи, которые они сами делали в течение всей недели, встречались с Кощеем. Далее три богатыря (папы воспитанников) принесли сверток с испытания от Змея Горыныча.

Проходить испытания ребятам помогал сказочный персонаж Антошка (старший брат) .

После того как дети прошли все испытания богатыри на память вручили грамоты, выданные школой князя Владимира. Ведущую роль в данном мероприятии играли родители.

Следующее мероприятие по теме «Радость послушания» .

Игра-занятие «Что такое хорошо, а что такое плохо». Дети рассказали родителям, что такое послушание, какие послушания и непослушания встречаются в сказках и к чему это приводит.

Совместно с родителями выделили для себя правила поведения в группе, а так же был сделан коллаж под названием «Плоды послушания и непослушания»,

родители нарисовали деревья, а дети развешивали плоды. Плоды послушания имеют — красный цвет, а непослушания — зелёный.

По теме «Светлая Надежда»

Была проведена беседа, где Дети, размышляли над понятиями, таких категорий как «надежда», «вера», «согласие».

Прочитав «Предание о первой Рождественской елке», дети узнали, почему елочка является символом Рождества и Нового года. Узнали, как украшали елочку. Что единственным украшением на елке были звездочки др.

Итог мероприятия Мастер – класс для родителей и детей по изготовлению ангелочков для рождественской ёлки.

В рамках данной темы Участие в районном конкурсе «Рождественские звездочки», где дети, родители и педагоги заняли призовые места.

По теме «Добрые друзья»

Мероприятие «Дружба начинается с улыбки».

Игра – занятие, где говорили о дружбе, делали видеозапись для героев сказки «Белоснежка и семь гномов» как они дружно играют и не ссорятся.

Ребята совместно с воспитателями играли в различные игры, рассказывали пословицы о дружбе, но и родители тоже не остались в стороне, им было дано задание, нарисовать «Цветок добрых слов», который потом выносили на обсуждение.

Ценность всех проводимых мероприятий ещё и в том, что совместная деятельность родителей и детей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие у ребенка духовно-нравственные и социокультурные ценности.

В конце мая мы проводили последнее мероприятие «Мудрые люди» с участием старшего поколения (бабушки и дедушки) Мудрость рядом с нами.

Работая по данной программе, мы с полной уверенностью можем сказать о том, что программа «Социокультурные истоки» очень актуальна и необходима в наши дни. Так как каждая тема ориентирована на положительный жизненный опыт ребенка, его семьи и близких — так программа превращаются в уроки жизни, побуждая детей и взрослых к добрым делам и поступкам. Так развивается идея активного духовно-нравственного воспитания детей дошкольного воспитания.

Источник

Наталья Бубенчикова
Формирование духовно-нравственной личности посредством внедрения программы «Социокультурные истоки»

СЛАЙД-1, 2.

«… Радостно и свободно глядит душа ребенка на мир,

не думая извлекать из него пользу, …

прежде всего и больше всего любуясь им

радуясь тому прекрасному,

что в нем находится» (В. В. Зеньковский).

Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребёнка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека.

Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества. А дошкольный возраст — это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка. А мы, как педагоги дошкольного образования, хорошо понимаем, что «делает человека человеком именно воспитание». В настоящее время духовно-нравственное воспитание становится одним из приоритетных направлений развития образования и российского общества в целом. Данная проблема отражена и в задачах Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Новые социальные ориентиры, характерные для нашего общества, обусловили необходимость внесения таких изменений в образовательный процесс дошкольников, который бы предусматривал создание условий для освоения детьми опыта предшествующих поколений, основанного на патриотизме, духовности и нравственности. Как вы знаете, на итоговом педагогическом совете было принято решение о внедрении в работу с детьми программы «Социокультурные истоки».

Так как в нашей группе только начата работа с детьми по использованию программы «Социокультурные истоки» я кратко познакомлю с задачами программы и методами их решений.

СЛАЙД-3

Итак, Программа успешно решает задачу Стандарта по объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Программа направлена на возрождение первоначального контекста категорий и ценностей, которые сложились в нашем Отечестве на основе православной культуры. Тем не менее программа успешно используется в воспитании детей из семей, придерживающихся других культурных традиций, так как программа возрождает ценности, присущие большинству традиционных культур.

Программа внесена в рабочую учебную программу нашей группы (группа детей младшего дошкольного возраста) в раздел Социально-коммуникативное развитие.

СЛАЙД -4

Главными целями программы «Социокультурные истоки»для дошкольного образования являются:

—Первичное приобщение детей, их родителей, педагогов к непреходящим духовно- нравственным и социокультурным ценностям нашего Отечества;

—Организация взаимодействия детей и взрослых, развитие единого контекста воспитания в семье и дошкольной организации, формирование педагогической позиции родителей;

—Формирование социальной активности детей дошкольного возраста, способности получать значимые социокультурные результаты, создание условий для первичной социализации ребёнка в окружающем мире.

Основная задача программы «Социокультурные истоки» в дошкольный период- формирование духовно- нравственной основы личности. А также присоединение ребёнка и его родителей к базовым духовно-нравственным и социокультурным ценностям России.

Рассмотрим, как решаются задачи ФГОС дошкольного образования при реализации программы «Социокультурные истоки».

СЛАЙД-5

1задача: охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия решается на основе следующих отличительных особенностей программы «Социокультурные истоки»:

— Учёт возрастной периодизации, физических и психических особенностей развития детей 3-8 лет;

—Использование в работе с детьми нового вида образовательного инструментария – серия книг для развития и альбомов для рисования, обеспечивающих эмоционально-образное восприятие духовно-нравственного смысла осваиваемых категорий и ценностей;

—Использование системы здоровьесберегающих активных занятий — работа в паре, работа в четвёрке, работа в микрогруппе с использованием развивающих педагогических технологий;

—Создание педагогом в группе комфортно- доброжелательной атмосферы сотрудничества и взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений, отсутствие отрицательных оценок по отношению к детям и взрослым;

—Развитие у дошкольников психических функций восприятия, мышления, чувствования, мотивации на совершение добрых дел, на совместное достижение результатов;

—Формирование у детей и их родителей системы жизненно важных ценностей, в том числе ценностного отношения к своему физическому состоянию, выражающемуся в осознанной потребности в здоровом образе жизни, необходимой двигательной активности и содержания своего тела в чистоте;

—Гармоничное развитие ребёнка через использование в образовательной деятельности народных игр, хороводов, песен, изобразительного творчества, обладающих развивающим и оздоровительным эффектом.

СЛАЙД-6

2 задача: Задача обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (т. е. преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования).

Единство линий преемственности программШколы и дошкольной организации определяется:

—Согласованностью целей и задач;

—Единой системой категорий и ценностей;

—Активным методом развития и воспитания;

—Едиными педагогическими технологиями;

—Преемственностью образовательного инструментария;

—Участием в воспитательной программе родителей;

—Ориентацией на социально значимые результаты.

Таким образом обеспечивается непрерывность процесса воспитания и развития в дошкольной Организации и Школе, осуществляется выход на новое понимание качества образования.

СЛАЙД-7

3 задача создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

В программе «Социокультурные истоки» субъектами образовательного процесса являются педагог, ребёнок и его родители.

В образовательном Стандарте дошкольного образования среди ведущих принципов взаимодействия (п. 1.4 «Основные принципы дошкольного образования», раздел «Общие положения») определён принцип «сотрудничества Организации с семьёй».

По взаимодействию дошкольной Организации и Семьи программы «Социокультурные истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»решает следующие задачи:

—Объединение усилий дошкольной Организации и Семьи с целью формирования у детей системы духовно- нравственных и социокультурных ценностей;

—Обеспечение психолого –педагогической поддержки Семьи и повышение компетентности родителей в социокультурном и духовно-нравственном развитии и воспитании детей дошкольного возраста;

—Обеспечение родителей социокультурным инструментарием способствующим формированию духовно- нравственной основы личности ребёнка.

Взаимодействие и сотрудничество с родителями осуществляется в различных формах работы.

СЛАЙД-8

Темы бесед с родителями представлен на слайде.

Назову некоторые из них.

СЛАЙД-9

Программа работы с родителями в контексте Истоковедения имеет организационно-методическое сопровождение, которое полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Оно включает систему мероприятий НОД с родителями по программе «Моя семья», систему итоговых интегрированных мероприятий в НОД с детьми по программе «Социокультурные истоки» для дошкольного образования», в которых активное участие принимают родители. Самое главное, разработан и эффективно апробирован уникальный инструментарий для совместной работы родителей с детьми — комплект книг для развития детей 3-8 лет, в котором представлены русские народные сказки, лучшие образцы классической литературы (произведения А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, Ф. И. Тютчева, И. А. Бунина и др.). Задания после текстов способствуют более глубокому осмыслению произведений в соответствии с осваиваемой системой социокультурных ценностей. Народные игры, песенки, потешки, поговорки, пословицы, помещенные в книгах для развития, являются составной частью традиции нашего народа, т. е. его духовного потенциала, формировавшегося на протяжении длительного времени.

СЛАЙДЫ-11-16

Программа «Социокультурные истоки» рассчитана на 4 года развития детей с 3-7 лет.К ней разработан следующий инструментарий:

—программа для дошкольного образования;

—планы итоговых занятий с детьми 3-7 лет;

—методическое пособие «Активные формы обучения»;

—система активных занятий с родителями и методические рекомендации к их использованию;

—комплект книг для развития детей 3-4, 4-5, 5-6,и 6-7 лет;

—методические рекомендации к книгам.

Серия книг соответствует структуре и содержанию программы «Социокультурные истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте». Они подготовлены в соответствии с осваиваемыми темами (Слово, Образ, Книга; Родной очаг, Родные просторы, Труд земной, Труд души; Вера, Надежда, Любовь, Мудрость; Традиции Слова, Образа, дела и праздника).

СЛАЙД-17

Задачи,которые реализуются в процессе освоения книг для развития:

—Формирование и закрепление знаний детей об основных нравственных понятиях программы (Доброе слово, Добрые дела, Добрые друзья, Напутственное слово, Радость послушания, Семейные традиции и т. д.).

—Формирование эмоционально – образного восприятия ближней и дальней среды (Почему мир называется добрым? Какими словами можно раскрыть образ мамы? Солнца? Сказочного леса).

Формирование личностного отношения к окружающему миру и духовно- нравственное развитие ребенка (Кого можно называть верным другом? За что мы благодарны защитникам земли Русской? Какие добрые слова помогают в жизни).

В методическом пособии рассмотрена интеграция образовательных областей Стандарта (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).

В практической части пособия представлены программа «Социокультурные истоки» в дошкольном образовании», комментарии, планы итоговых занятий и методические рекомендации по работе с детьми и родителями в контексте Истоковедения, программа «Моя семья». Довольно широко рассматриваются особенности и подходы к социализации ребенка-дошкольника в процессе реализации программы «Социокультурные истоки» в соответствии с ФГОС.

В программе «Социокультурные истоки»для дошкольного образования:

—Заложено оптимальное сочетание индивидуальных и коллективных форм совместной деятельности детей и взрослых (в том числе родителей);

—Программа выстроена с учётом специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности;

—Программа предусматривает, учитывает возможность индивидуального подхода к ребёнку, работу с разными подгруппами детей, находящимися на разном уровне развития, их возрастные особенности;

—Программа обеспечивает оптимальную нагрузку на ребёнка с целью защиты его от переутомления.

Результатами реализации программы будут являться:

—Первоначальное освоение воспитателями, дошкольниками и их родителями системы социокультурных категорий и ценностей;

—Развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать своё мнение, договариваться, приходить к согласию и т. д.);

—Развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результаты);

—Развитие речевого взаимодействия (увеличение количества и объёма высказываний);

—Развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов);

—Создание предпосылок для успешной адаптации ребёнка к начальной школе, что обусловлено единой системой социокультурных ценностей и универсальностью используемых педагогических технологий.

Для определения результатов освоения программы разработан следующий инструментарий

СЛАЙД-18

Таким образом, данный материал по решению задач ФГОС дошкольного образования показывает направленность Истоков на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.

Источник