Источники и механизмы развития ребенка

Источники и механизмы развития ребенка thumbnail

Главная»Статьи»Причины деформации и условия личностного развития ребенка

Опубликовано: 29 июня 2016 в 23:31

Источники и механизмы развития ребенкаРазвитие человека — процесс неоднозначный, сложный и не всегда поступательный, прогрессирующий и управляемый. Каждый ребенок имеет свою индивидуальную траекторию развития, которая отличает его от сверстников.

Причины отличия одного человека от другого в источниках и механизмах процесса развития.

Источники и механизмы развития ребенка

На процесс развития человека оказывают влияния различные условия.

  • Половые различия. Различия полов не характеризуются только собственно половыми характеристиками. Среди половых различий определены следующие:

— девочки быстрее развиваются и раньше созревают;

— мальчики более чувствительны к воздействиям среды;

— девочки превосходят мальчиков в развитии вербальных способностей;

— мальчики превосходят девочек в развитии пространственного мышления и математических способностей;

— мальчики более агрессивны;

— девочки лучше и быстрее адаптируются к новым условиям.

Перечисленные особенности – это далеко неполный список половых различий. Важно понимать, что мальчики и девочки развиваются совершенно по-разному.  Эти различия обнаруживаются уже с 1,5 – 2 лет и с возрастом проявляются в большей степени.

  • Темперамент. Поведение человека во многом определяется типом его темперамента, который характеризуется несколькими характеристиками:
  1. Активность: энергетический потенциал, определяющий динамику деятельности человека.
  2. Эмоциональность – характеристика возникновения, протекания и прекращения чувств, аффектов и настроений. Это качество проявляется в большей или меньшей степени.
  3. Динамичность нервной системы – скорость образования условных связей.
  4. Подвижность нервной системы – скорость смены торможения возбуждением и наоборот.
  5. Лабильность нервной системы – скорость образования и прекращения нервных процессов.
  • Соматические заболевания и физические дефекты также оказывают влияние на развитие ребенка. Некоторые из них могут активно переживаться, а другие непосредственно влиять на развитие человека.
  • Кризисы развития, которые приводят к переходу на новый этап развития при условии правильной социальной ситуации развития.

Перечисленные факторы одновременно являются источниками и механизмами развития человека. Кроме того, они прогнозируют индивидуальные отличия каждого человека.

Условия развития ребенка

Развитие ребенка во многом определено социальной ситуацией развития – психической жизнью на определенной ступени развития. В свою очередь, социальная ситуация является условием развития ребенка. Важное место в создании условий занимает семья и школа.

  1. Условия развития ребенкаЭмоциональный контакт с близкими – важное условие благоприятного развития ребенка. Любовь, понимание, принятие, сопереживание – главные составляющие эмоционального развития ребенка.
  2. Психологический климат школы – комфортность отношений со сверстниками и педагогами, возможность усвоения материала, адекватная самооценка в процессе обучения определяют процесс ведущего вида деятельности.

Причины отклонений в развитии детей

Проблемы детского развития приводят к проблемам взрослых людей. Современные медики определяют две основные группы причин:

  1. Эндогенные причины (внутренние) – обусловленные генетическими факторами.
  2. Экзогенные причины (внешние) – факторы среды, оказывающие влияние на развитие ребенка.

К эндогенным причинам относят: заболевания, передающиеся по наследству, заболевания, связанные со структурой и численностью хромосом. Заболеваний, обусловленных этими причинами, достаточно много.

Факторы среды (экзогенные причины) вызывают отклонения на разных стадиях развития:

  • Причины отклонений в развитии детейво внутриутробный период развития оказывают влияние заболевания матери, недостаток питания, инфекции, резус-конфликты, травмы, влияние лучевой энергии, лекарственных препаратов, вредных привычек;
  • в родовой период: асфиксия, родовые травмы, удушье, инфекции;
  • постнатальный период: последствия заболеваний, травмы, интоксикации, несоблюдение санитарно-гигиенические норм;
  • отсутствие благоприятных психологических условий воспитания и обучения.

Развитие ребенка зависит от целого ряда внутренних и внешних условий. Люди отличаются не только по внешности, но и по темпу развития и восприимчивости к окружающим воздействиям. То, что не оказывает влияния на одних, может оказывать необратимое воздействие на других людей.

Родителям нужно знать не только физические и психические особенности своего ребенка, но и его восприимчивость к окружающему и генетические особенности. Только в этом случае можно наиболее точно спрогнозировать возможные проблемы и создать благоприятные для развития условия.

Источник

Источники и механизмы развития ребенка

Личность развивается в деятельности, когда для этого есть необходимые условия и предпосылки. Биологические предпосылки — это генетика человека, задающая рост, созревание, активность, реагирование и поведение. Условия развития — это социальное и культурное окружение, помогающее развитию или мешающее ему. В деревне развивается деревенский мальчик, в Итоне — выпускник Итона. На основе этого формируется направленность личности, в том числе внутренняя позиция в отношении развития, склонность и способности личности развиваваться или нет, а если развиваться, то в какую сторону.

Развитие ребенка определяется не только его организмом, развитие ребенка определяется теми взрослыми, которые находятся с ним рядом.

Ребенок растет не в безвоздушном пространстве, и при любой его почве и при любых его семечках за его почвой ухаживают внимательные садовники (ну, могут ухаживать), меняя ее состав. Внимательные садовники имеют возможность в почву вовремя сажают семена культуры, и, даже если они зарастают лопухами, почву пропалывают. Ребенок – не одно семя, из которого все заданным образом растет, а скорее почва с различными семенами. На эту почву с уже имеющимися семенами (врожденные начала в ребенке) могут падать и другие семена (культурное начало). Что-то попадает случайно, что-то благодаря усилиями садовников: родители и педагоги прививают ребенку лучшие семена человеческой культуры. Ребенок растет не один, а в экосистеме.В таком представлении развитие ребенка задается не только изнутри, оно может запускаться и извне, в случае естественного занесения семечек из общекультурного окружения или осознанной работы садовника: родителей и педагогов.

Формирование личности – всегда разделенный между ребенком и взрослым процесс. Чем меньше роль культурного взрослого, тем больше роль тела ребенка, в первую очередь его генов и инстинктов. Чем сильнее культурное, воспитывающее влияние взрослого, тем больше влияние души – вначале души взрослого, а потом, когда она пропитает почву ребенка, это уже и влияние души самого ребенка.

Истоки и пути развития личности

Откуда или с помощью чего, какими путями развивается личность? Основные пути, это:

  1. Игра — вначале руководимая извне, позже запускаемая самостоятельно;
  2. Дело. Вначале совместные с кем-то дела, позже самостоятельные;
  3. Учеба или тренировка. Вначале учат нас, после мы можем учить себя сами;
  4. Физическое развитие. В теле человека записано возможность его развития, как личности. Тело определяет наши интересы и наши ценности, оно впечатывает в нас наш характер, в нем записано, в чем наше призвание и может ли оно быть у нас вообще. Тело, забитое зажимами и скрученное депрессией, развитию мешает. Если мы хотим развить свою или чью-то личность, начинать нужно с развития тела.
  5. Разрешение внутренних противоречий. До определенного возраста каждый переход на новую ступень развития личности нередко является одновременно и личностным кризисом. Что касается жизни взрослого человека, то процесс его роста и развития может идти вполне здоровым путем, личностными кризисами не сопровождаясь. См.→
  6. Внутренняя работа. Осознание, анализ, принятие решений, выполнение их.

Эти пути требуют освоения (подтакливают к освоению) новых ролей, требуют приобретения новых знаний, выработки новых умений и навыков, их же — дают эти новые знания, умения, навыки и роли. С другой стороны, некоторые знания, умения, навыки и роли являеются необходимыми предпосылками всех этих путей.

Младенец не будет участвовать в КВНе, он еще не умеет разговаривать.

Внутренние и внешние предпосылки развития личности

Чаще источником развития является что-то внешнее — воспитание родителей, влияние окружения, требования профессионального роста, вызовы жизни, однако без внутренних условий и источников развитие личности невозможно.

  • Внутренние условия и источники — личностное здоровье, обеспечивающее пассивный личностный рост и внутреннее стремление развивать себя (в частности потребность в самоактуализации), выражающееся в активном личностном росте.
  • Внешние условия и источники — поддержка и требовательность. Смотри Материнская и отцовская модель любви

А реальность интересна тем, что эти источники не всегда качественные и нередко между собой конфликтуют.

Думай сам или слушайся умных людей?

Развитие ребенка невозможно без социального окружения, но качество этого окружения бывает различным, и нередко, на определенном этапе, это же социальное окружение (например, неблагополучная семья, неудачная школа, бестолковые друзья) перестают развитию способствовать, а то и начинают прямо препятствовать.

Расхожие представления массовой культуры и усталые, растерянные, недальновидные и испуганные родители — не лучшие условия для развития личности.

В сравнении с этим, с такими источниками внешнего влияния, спонтанный ребенок, присматривающийся подросток и верящий в себя молодой человек, идущие от себя, критически воспринимающие влияния извне — источники свободы и развития.

Когда рядом бестолковые — думай сам.

В умных обществах и у хороших родителей ситуация другая. Если содержание установок окружения, семейного или общественного — позитив, конструктив, свобода и развитие, мудрость и личная ответственность, то в этом случае послушный ребенок, подросток или молодой человек рядом с авторитетными для него взрослыми имеет по крайней мере возможность хорошего старта. В такой ситуации слушать окружающих лучше, перспективнее, чем полагаться на собственную голову.

Когда рядом умные, а своя голова работает ненадежно, слушай умных людей, и они научат тебя включать голову и думать самостоятельно. См.→

Мотивация развития личности

Если человек развивается на позитивной мотивации и склонен к позитивному мировосприятию, личностный рост и развитие негативными переживаниями и невротическими реакциями не сопровождается.

Прежний вариант развития исчерпался. Классно! Ищем новые варианты.

Если человек развивается на негативной мотивации и склонен к негативному мировосприятию, личностное развитие почти всегда начинает сопровождаться душевным нездоровьем, и начавшийся личностный кризис перерастает в психологический кризис. Как психологический кризис, личностный кризис — это уже дисгармония в душевной жизни человека (и, как следствие, в его жизни в целом), это длящееся невротическое состояние (конкретно недовольство собой и жизнью), импульсивные жизненные решения, характерные для человека-ребенка.

Источник

5.1
Источники психического развития

В
психологических теориях можно выделить
два направления, которые по-разному
рассматривают источники психического
развития – биологизаторское и
социологизаторское:

Биогенетическая
концепция развития. Представители этой
концепции считают, что ведущей в развитии
человека является наследственность.
Человек рассматривается как существо
биологическое, наделенное от природы
определенными способностями, чертами
характера, формами поведения.
Наследственность определяет весь ход
его развития – и его темп, быстрый или
замедленный, и его предел – будет ребенок
одаренным, многого достигнет или окажется
посредственностью. Американский ученый
Э. Торндайк утверждает, например, что
все духовные качества личности, ее
сознание – это такие же дары природы,
как и наши глаза, уши, пальцы и другие
органы нашего тела. Все это наследственно
дается человеку и механически воплощается
в нем после зачатия и рождения. Американский
педагог Джон Дьюи считает, что человек
рождается даже с готовыми моральными
качествами, чувствами, духовными
потребностями. Представители теории,
известной под названием «биогенетический
закон» (Ст.Холл, Гетчинсон и др.), считают,
что ребенок в своем развитии постепенно
воссоздает все этапы исторического
развития человека: период скотоводства,
земледельческий период, период
торгово-промышленный. Только затем он
включается в современную жизнь. Ребенок
живет жизнью своего исторического
периода. Это проявляется в его склонностях,
интересах, стремлениях и действиях.
Сторонники теории «биогенетического
закона» отстаивали свободное воспитание
детей для того, чтобы они могли полноценно
развиваться и включаться в жизнь того
общества, в котором живут.

Социогенетическая
концепция развития. Согласно
социогенетическим теориям, развитие
человека определяется социальными
условиями. Джон Локк (ХVII в.) считал, что
ребенок появляется на свет с душой
чистой, как белая восковая доска: на
этой доске воспитатель может написать
все, что угодно, и ребенок, не отягощенный
наследственностью, вырастет таким,
каким его хотят видеть близкие взрослые.
Социологизаторские идеи о неограниченных
возможностях формирования личности
ребенка получили достаточно широкое
распространение. Они созвучны идеологии,
господствующей в нашей стране до середины
80-х годов, поэтому их можно найти во
многих педагогических и психологических
трудах.

В
начале ХХ столетия возникла педологическая
концепция психического развития.
Педология придерживалась теории двух
факторов развития: биологического и
социального, считая, что эти два фактора
конвергируют, то есть, взаимодействуя,
не всегда находят надлежащее теоретическое
обоснование, оставляя открытым вопрос
о движущих силах психического развития.

Современные
представления о соотношении биологического
и социального, принятые в отечественной
психологии, в основном, базируются на
положениях Л.С.Выготского. Л.С. Выготский
подчеркивал единство наследственных
и социальных моментов в процессе
развития: «…Наследственность присутствует
в развитии всех психических функций
ребенка, но имеет как бы разный удельный
вес. …Элементарные вещи (начиная с
ощущений и восприятия) больше обусловлены
наследственностью, чем высшие (произвольная
память, логическое мышление, речь).
Высшие функции – продукт
культурно-исторического развития
человека, и наследственные задатки
здесь играют роль предпосылок, а не
моментов, определяющих психическое
развитие. С другой стороны, среда тоже
всегда «участвует» в развитии. …Никогда
никакой признак детского развития не
является чисто наследственным. Психическое
развитие не определяется механическим
сложением двух факторов, а лишь их
взаимодействием».

Психическое
развитие, таким образом, – это
дифференцированное, изменяющееся в
процессе развития единство наследственных
и социальных влияний.

5.2
Движущие силы психического развития

Теория
психического развития личности в
отечественной психологии базируется
на признании того, что движущие силы ее
развития проявляются в противоречиях
между потребностями, которые постоянно
изменяются (усложняются) в деятельности
человека, и реальными (которые не отвечают
новыми требованиями) возможностями их
удовлетворения.

Движущие
силы психического развития – это
противоречия: между потребностями
личности и внешними обстоятельствами,
между ее возросшими физическими
способностями, духовными запросами и
старыми формами деятельности; между
новыми требованиями деятельности и
несформированными умениями и навыками.

Преодоление
противоречий в деятельности через
овладение соответствующими способами
ее выполнения (умениями, навыками,
приемами, знаниями) ведет к развитию и
представляет собой его суть. Ведущая
роль в овладении новыми эффективными
способами удовлетворения потребностей
принадлежит обучению и воспитанию.
Отбор, развитие и культивирование
потребностей, имеющих общественную и
личностную ценность, является одним из
центральных заданий в формировании
личности. Этот процесс длительный,
происходит в течение всей сознательной
жизни человека и характеризуется рядом
особенностей.

Предпосылки
психического развития личности – это
то, что оказывает определенное влияние
на индивида, т.е. внешние и внутренние
обстоятельства, от которых зависят
особенности, уровень ее психического
развития. Они бывают внешними и
внутренними.

Внешними
предпосылками психического развития
личности выступают качество и особенности
воспитания человека.

Внутренними
предпосылками развития личности
выступают активность и желание, а также
мотивы и цели, которые перед собой ставит
человек в интересах своего совершенствования
как личности.

Уровни
психического развития – степень и
показатели психического развития
человека (ребенка) в процессе и на
различных этапах формирования его
личности.

Уровень
актуального развития личности —
показатель, характеризующий способность
человека. выполнять различные
самостоятельные задания. Он показывает,
какова обученность, навыки и умения
личности, какие ее качества и как развиты.
Современное состояние развития психологии
и ее экспериментальных прикладных
исследований дают возможность постоянно
замерять и определять с помощью конкретной
аппаратуры их важнейшие характеристики.

Уровень
ближайшего развития личности – показатель
того, что человек может выполнить
самостоятельно, но с чем справляется с
небольшой помощью других.

Источники и механизмы развития ребенка

Рис.2.
Движущие силы психического развития
личности.

5.3
Условия психического развития личности.
Взаимосвязь обучения, воспитания и
развития

Развитие
личности – сложный процесс, в котором
уровни развития постоянно изменяются.
Развитие познавательных психических
процессов, эмоций и чувств, воли,
потребностей, интересов, идеалов и
убеждений, сознания и самосознания,
способностей, темперамента и характера,
умений, навыков и привычек находится в
сложном межэтaпном взаимодействии.

Высшие
уровни развития зарождаются на предыдущих
этапах, но и особенности предыдущих
возрастных этапов проявляются на
следующих этапах. Чтобы способствовать
своевременному зарождению и успешному
развитию всего прогрессивного, нового
на всех этапах формирования ребенка
как личности, нужно знать возрастные
особенности физического и духовного
его развития. Каждый возрастной этап
развития личности имеет свои
анатомо-физиологические и психологические
особенности и возможности. В соответствии
с этими особенностями планируется и
осуществляется учебно-воспитательная
работа в яслях, детских садах и в школе.

Для
педагогической практики имеет большое
значение правильное понимание и
профессионально грамотное применение
принципа, утверждающего ведущую роль
обучения и воспитания в психическом
развитии ребенка на всех возрастных
этапах (П.П. Блонский, Л.С. Выготский,
В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.А. Смирнов,
С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Л.С.
Выготский писал, что процессы развития
не совпадают с процессом обучения…
процессы развития идут вслед за процессами
обучения, создающего зоны ближайшего
развития.

Иными
словами, обучение должно быть ориентировано
не на зону актуального развития, т.е. не
на то, что уже сложилось и составляет,
по выражению Л.С. Выготского, «вчерашний
день», а на зону ближайшего развития –
на «завтрашний день».

Зона
ближайшего развития определяется
содержанием тех задач, с которыми ребенок
еще не может справиться самостоятельно,
но решает с помощью взрослого. Это тот
следующий шаг в развитии ребенка, к
которому он уже готов, и требуется лишь
небольшой толчок, чтобы шаг был сделан.
Обучая ребенка чему-то новому, взрослый
помогает ему решить ту самую задачу, к
пониманию и овладению которой он уже
готов, но самостоятельно с ней еще не
справился. Л.С. Выготский подчеркивал,
что если ребенок с помощью взрослого
не справляется с задачей, значит, она
находится за пределами зоны ближайшего
развития и никакого развивающего эффекта
иметь не будет; в лучшем случае удастся
лишь натаскать ребенка на выполнение
подобных заданий или действий. Зона
ближайшего развития, демонстрируя еще
скрытую от внешнего наблюдения меру
зрелости психических процессов, имеет
гораздо большее значение в плане прогноза
и обучения, чем зона актуального развития,
показывающая лишь то, что ребенок уже
может.

В
становлении личности существенную роль
играет преемственность в обучении и
воспитании. Базируясь на достигнутом
ребенком уровне развития, детские ясли,
детские сады и школа готовят ребенка к
освоению им общественного опыта и знания
на следующем этапе обучения и воспитания.
Детский сад готовит ребенка к обучению
в школе, а средняя школа — к обучению в
высшей школе, к труду.

Возрастные
особенности развития не являются чем-то
устойчивым статичным в пределах возраста,
механически заменяющимся особенностями,
свойственными следующему этапу развития.
Направляя развитие личности, надо иметь
в виду и то, что характерные для
определенного возраста особенности
развития не всегда совпадают с паспортным
возрастом ребенка. Есть дети, которые
в развитии опережают свой возраст или
отстают от него. Это обусловливается
врожденными анатомо-физиологическими
особенностями организма, но преимущественно
причинной отставания являются условия
жизни и воспитания ребенка: они или
способствуют развитию или тормозят
его. Задачи учебного заведения и
преподавателя — выявлять эти причины,
укреплять то, что способствует успешному
развитию, и устранять все, что негативно
сказывается на воспитании личности
молодого человека.

В
формировании личности важную роль
играет подражание ребенка взрослым.
Дети подражают как положительному, так
и негативному, поскольку у них еще
недостаточно опыта и нет критического
отношения к действиям, поступкам
взрослых. Подражание особенно ярко
проявляется у детей дошкольного возраста.
Дети этого возраста еще не имеют
собственного отношения к поступкам,
поведению, мнениям, высказываниям
взрослых и механически повторяют их. С
развитием личности в подростковом и
юношеском возрасте, с ростом умственного
развития и самостоятельности дети
критически оценивают поступки и поведение
взрослых, и подражают только тому, что
соответствует их идеалам и ценностям.
Если положительный опыт окружающей
действительности не станет доминирующим
в их жизни и не сформируется
морально-этическое отношение к поступкам
других и самому себе, то укоренятся
вредные привычки и негативные черты
характера.

С.Л.
Рубинштейн писал, что психические
функции формируются в процессе
функционирования и существенно зависят
от того объективного содержания, на
котором они формируются. У ребенка это
функционирование неразрывно связано
с освоением содержания человеческой
культуры и установившейся в данном
обществе системы межлюдских отношений.
Освоение содержания культуры совершается
в процессе обучения; освоение межлюдских
отношений… в процессе воспитания,
неразрывно связанного с обучением.

Единство
развития и обучения, развития и воспитания
означает взаимосвязь и взаимопроникновение
этих процессов. Развитие не только
обусловливает обучение и воспитание,
но и само обусловливает ход созревания
и развития. Таким образом, психические
свойства ребенка следует рассматривать
не только как предпосылку, но и как
результат всего хода его развития в
процессе обучения и воспитания.

Образовательная
среда, которую организуют взрослые и в
которой обитает ребенок, состоит:

1)
с одной стороны, из знаний, умений,
правил, деятельностей и т.п., которые
как бы присваивает ребенок;

2)
с другой стороны, из его отношений к
этим знаниям, умениям, правилам,
деятельностям и т.п.;

3)
с третьей — из отношений ребенка к самому
себе, к окружающим его сверстникам и
взрослым, из понимания им своего места
в этой обетованной среде, его эмоционального
самоощущения в ней.

Значит,
эффективность образования, а, следовательно,
и психического развития зависит от
того, насколько средства, содержание,
методы обучения и воспитания разрабатываются
с учетом психологических закономерностей
возрастного и индивидуального развития.
При этом они не только опираются на уже
имеющиеся возможности, способности,
умения детей, но и задают перспективу
их дальнейшего развития. Взрослые в
работе с детьми разного возраста должны
акцентировать внимание на формировании
у них интереса к окружающей жизни,
интереса и умения учиться, способности
к самостоятельному добыванию знаний,
потребности в активном отношении к той
деятельности, в процесс которой они
включаются.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    22.02.20151.18 Mб13возростная психология.doc

  • #
  • #

Источник