Источник духовного развития ребенка это
Вопрос 1. Устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи –
- Ответ: Семейный кодекс Российской федерации (1995 год)
Вопрос 2. Преобладающий тип семьи, который состоит преимущественно из двух поколений (двухпоколенные) — из супругов и детей — до вступления в брак последних — это:
- Ответ: нуклеарная семья
Вопрос 3. Первая клетка вновь образованной жизни — это:
- Ответ: зигота
Вопрос 4. Функция семья, заключающаяся в духовном воспроизводстве населения, называется:
- Ответ: воспитательной
Вопрос 5. Важнейшая задача семейного воспитания — это:
- Ответ: подвести ребенка к внутренней жизни, к работе над собой
Вопрос 6. Восстановление поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей — это ________________ семьи.
- Ответ: функция организации досуга
Вопрос 7. Семья — это социальная ________________ группа.
- Ответ: дифференцированная
Вопрос 8. «Испорченность ребенка в большинстве случаев — результат не прирожденной умственной или нравственной тупости, а педагогических ошибок воспитателей» — говорил:
- Ответ: П.Ф. Лесгафт
Вопрос 9. Дж. Локк решительно настаивает на воспитании и обучении:
- Ответ: в семье
Вопрос 10. Семья, которая возникает в результате рождения ребенка вне брака, — это ________________ семья.
- Ответ: внебрачная
Вопрос 11. Внутренне присущие семье наличные возможности в формировании личности, объективные и субъективные, реализуемые как сознательно, так и стихийно — это:
- Ответ: воспитательный потенциал
Вопрос 12. Эмоциональный, интимный характер отношений, который выражается в глубокой и кровной любви родителей к детям и детей к родителям — это ________________ семейного воспитания.
- Ответ: основа
Вопрос 13. Важнейшее средство воспитания древнерусской педагогики — это:
- Ответ: живой пример
Вопрос 14. Семья, для которой свойственны равноправие, справедливый характер семейной кооперации и рациональное распределение обязанностей, — это ________________ семья.
- Ответ: эгалитарная
Вопрос 15. Помочь детям устроить их детскую жизнь, ускорить процесс нахождения детьми тех подходящих форм социальной жизни и личного творчества, которые им нужны, стать центром, организующим детскую жизнь, — это:
- Ответ: задача школы
Вопрос 16. Отрасль научного знания, определяющая правовые основы семьи, брака, домашнего воспитания, — это:
- Ответ: юриспруденция
Вопрос 17. Источник духовного развития ребенка, его эмоций, нравственных качеств, мажорного мироощущения, уверенности в себе, отзывчивости, чуткости, заботливости, любви к людям и других благородных человеческих чувств — это:
- Ответ: родительская любовь
Вопрос 18. Процесс становления и развития человека как общественного существа — это:
- Ответ: формирование личности
Вопрос 19. Не могут осуществляться в противоречии с интересами детей:
- Ответ: родительские права
Вопрос 20. Социальный микрокосмос, в котором ребенок постепенно приобщается к социальной жизни, опосредует нормы человеческого общежития, усваивает нравственные ценности — это:
- Ответ: семья
Вопрос 21. Форма воспитания подрастающего поколения в обществе, сочетающая целенаправленные действия родителей с объективным влиянием жизнедеятельности семьи — это:
- Ответ: семейное воспитание
Вопрос 22. Одна из центральных задач I Всероссийского съезда в 1912 году в России по семейному воспитанию заключалась в том, чтобы …
- Ответ: помочь семье в воспитании детей
Вопрос 23. Специфическая форма передачи социального, в том числе нравственного опыта старшего поколения младшему, важнейший механизм социального наследования — это:
- Ответ: родительский пример и авторитет
Вопрос 24. Родственные отношения родителей и детей, между детьми, родственниками — это:
- Ответ: родство
Вопрос 25. Единство требований к воспитанию ребенка — это:
- Ответ: ведущее условие эффективности воспитания
Вопрос 26. Внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается по своему выбору и усмотрению, — это:
- Ответ: досуг
Вопрос 27. Вспомоществование правильному развитию сил детей, их нормальному физическому и психическому росту — это цель …
- Ответ: педагогики
Вопрос 28. Форма чрезмерной опеки, безудержного угождения капризам детей, потакания их эгоистическим замашкам или снисходительности к серьезным проступкам детей и всепрощения — это:
- Ответ: неразумная родительская любовь
Вопрос 29. Основа педагогической деятельности родителей — это:
- Ответ: педагогическая культура
Вопрос 30. Усилиями ученых конца XIX — начала XX в. было заложено начало:
- Ответ: семейного воспитания как научного направления
Вопрос 31. Одной из характеристик средневековой педагогики являлись:
- Ответ: суровые (с позиций сегодняшних дней) меры воспитания
Вопрос 32. Говорил, что родители должны, прежде всего, уяснить себе совершенно точно цель воспитания, наметить его программу, установить в семье четкий режим, продумать все мелочи –
- Ответ: А.С. Макаренко
Вопрос 33. Брачные отношения между мужем и женой — это:
- Ответ: супружество
Вопрос 34. Ребенок учится дисциплине:
- Ответ: с первых месяцев жизни
Вопрос 35. Основные формы руководства семьей — это:
- Ответ: авторитарная, демократическая, анархическая
Вопрос 36. Инструменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются многие взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания, внутрисемейных отношений и т.д., — это:
- Ответ: методы изучения семьи
Вопрос 37. Цель воспитания ребенка — это:
- Ответ: всестороннее развитие личности
Вопрос 38. В основе ведения домашнего хозяйства лежит:
- Ответ: бюджет
Вопрос 39. Главное внимание в системе древнерусского воспитания было обращено на:
- Ответ: житейские правила
Вопрос 40. Главной детерминантой, от которой зависит успех или неуспех семейного воспитания как сознательного, целеполагающего акта, является:
- Ответ: состояние супружеских отношений
Вопрос 41. Законы семейного воспитания, изложенные в «Домострое», отличались:
- Ответ: строгостью
Вопрос 42. Наука о воспитании в семье, изучающая специфику условий семейного воспитания, их потенциальные возможности, разрабатывающая научно обоснованные рекомендации родителям по формированию личности ребенка — это:
- Ответ: семейная педагогика
Вопрос 43. Семья, в которой мать не состояла в браке с отцом своего ребенка, — это:
- Ответ: материнская семья
Вопрос 44. Форма брака, при которой одно лицо имеет брачные отношения с несколькими или многими лицами противоположного пола, — это:
- Ответ: полигамия
Вопрос 45. Первый в России взглянул на дело воспитания с философской точки зрения и увидал в нем «не вопрос школьной дисциплины, дидактики или правил физического воспитания, но глубочайший вопрос человеческого духа» –
- Ответ: Н.И. Пирогов
Вопрос 46. Шкалирование, ранжирование, вычисление средних величин и др. — это ________________ методы.
- Ответ: математические
Вопрос 47. Состояние и основные тенденции развития семьи как воспитательного института — это:
- Ответ: объект семейной педагогики
Вопрос 48. Чаще всего приводит к дезорганизации семейного образа жизни, отсутствию в семье порядка, недостаточно четкому выполнению функций отдельными ее членами, вызывает у них несогласие, непонимание друг друга ________________ форма руководства семьей.
- Ответ: анархическая
Вопрос 49. Родители обязаны обеспечить получение детьми …
- Ответ: основного общего образования
Вопрос 50. Утверждал, что «воспитывать детей должны сами родители»:
- Ответ: Ж.-Ж. Руссо
Вопрос 51. Науки, изучающие состояние и тенденции развития современной семьи, — это:
- Ответ: демография и социология
Вопрос 52. «Задача нравственного воспитания заключается в том, чтобы создать внутреннюю направленность человека» — говорил:
- Ответ: К.Д Ушинский
Вопрос 53. Уникальная, специфическая и неповторимая характеристика внутрисемейных отношений (супружеских и между родителями и детьми) — это:
- Ответ: близость
Вопрос 54. Семья как социальная группа — это объект изучения …
- Ответ: психологии
Вопрос 55. Наука о закономерностях воспитания подрастающего поколения — это:
- Ответ: педагогика
Вопрос 56. Ребенок изучает мир:
- Ответ: через семью
Вопрос 57. Внутренне присущие тому или иному явлению, процессу, общественному или естественно-биологическому организму возможности дальнейшего роста, развития и саморазвития в качестве определенной целостности, системы — это:
- Ответ: потенциал
Вопрос 58. Различные отклонения психического развития, среди которых особое место занимают дефекты эмоциональной сферы, негативно сказывающиеся на культуре чувств, поведении, межличностных отношениях воспитанников — это:
- Ответ: психическая депривация
Вопрос 59. Тактика диктата, неприятия даже вполне обоснованных требований детей, их потребностей, интересов, не признание права ребенка на самостоятельность — это:
- Ответ: авторитарное воспитание
Вопрос 60. Направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи, — это ________________ семьи.
- Ответ: функции
Вопрос 61. Основой семейного воспитания в средние века было:
- Ответ: богобоязнь
- Ответ: гражданственность
- Ответ: послушание
- Ответ: трудолюбие
- Ответ: уважение родителей
Вопрос 62. Отклонение в развитии ребенка, обусловленное отсутствием материнской заботы, — это:
- Ответ: «психическая депривация»
Вопрос 63. Наименее ограничивающий, наиболее мягкий тип социального окружения для ребенка — это:
- Ответ: семья
Вопрос 64. Исторически сложившиеся разнообразные механизмы социального регулирования сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направленного на поддержание непрерывности жизни, — это:
- Ответ: брак
Вопрос 65. Ведущим компонентом воспитательного потенциала семьи являются:
- Ответ: внутрисемейные отношения
Вопрос 66. Четыре ступени развития подрастающего поколения (детство, отрочество, юность, возмужалость) были выделены:
- Ответ: Я.А. Коменским
Вопрос 67. Уход матери за здоровьем ребенка — это ________________ функция семьи.
- Ответ: биологическая
Вопрос 68. Брак прошел определенные стадии своего развития:
- Ответ: от полигамии к единобрачию
Вопрос 69. Наука, изучающая становление семейного воспитания, его эволюцию на разных стадиях исторического развития, характер родительских чувств, ролей и отношений, — это:
- Ответ: история
Вопрос 70. Малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, — это:
- Ответ: семья
Вопрос 71. Наука, разрабатывающая систему общих принципов и способов познания, выступающая для семейной педагогики теоретической основой осмысления опыта домашнего воспитания, научных трудов в этой области и создания на этой основе педагогических концепций, — это:
- Ответ: философия
Вопрос 72. Опросы, интервьюирование и анкетирование, тестирование, социометрия — это:
- Ответ: социологические методы
Вопрос 73. Сущность, механизмы воспитания в семье, влияние этого процесса на становление личности ребенка — это:
- Ответ: предмет семейной педагогики
Вопрос 74. Биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение человеческого рода — это ________________ функция семьи.
- Ответ: репродуктивная
Вопрос 75. Сочетание близких и срочных, возможных и необходимых задач, упор на настоящий момент, принцип преодоления трудностей и достижения заслуженного успеха — это ________________ семейного воспитания.
- Ответ: основные принципы
Вопрос 76. Высшая ценность брака, обусловливающая нравственно-эмоциональную выразительность супружеских отношений и делающая их социально-ценными в воспитательном плане, — это:
- Ответ: любовь
Вопрос 77. Первый специфический образец общественных отношений, с которыми сталкивается человек с момента рождения, — это:
- Ответ: внутрисемейные отношения
Вопрос 78. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения:
- Ответ: 18-летнего возраста
Вопрос 79. Постоянство и длительность воспитательных воздействий на ребенка со стороны родителей и других взрослых членов семьи — это ________________ семейного воспитания.
- Ответ: особенности
Вопрос 80. Родители (один из них) могут быть восстановлены в родительских правах:
- Ответ: если изменили поведение, образ жизни и отношение к воспитанию ребенка
Источник
В современном обществе материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости. Детей отличает эмоциональная и духовная незрелость. В связи с этим тема духовно-нравственного воспитания особенно актуальна. Развивать в детях духовность, любовь к окружающему, доброту помогает приобщение к природе. Для современного мира характерно отчуждение ребенка от природы. Это исключает важный источник воспитания нравственности и духовности в детях – окружающую среду. Дети стали реже общаться с природой, так как уменьшается количество зеленых насаждений, детей окружают здания, искусственные материалы, похожие на природные: например, искусственные растения украшают магазины, улицы. Тогда как в лесу человек воспринимает природу комплексно: видит, слышит, чувствует запахи. Только такое восприятие эффективно для личностного и познавательного развития ребенка. Он должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, побегать босиком по траве.
Дети гораздо меньше общаются и с животными. Знакомство с ними происходит в основном, благодаря книгам, рисункам. Сегодня знакомство с природой осуществляется и через телевизор, компьютер. В этом нет ничего плохого, но только тогда, когда виртуальное общение уравновешивается общением с реальной природой. Животные, растения, вода – это неиссякаемый источник нравственного и духовного воспитания детей. Источник первых переживаний радости. Ребенок испытывает положительные эмоции в общении с животным, купаясь в реке, создавая различные фигуры из песка.
В процессе общения с природой ребенок учится проявлять бережное и заботливое отношение к животному миру. Только общение с живой природой позволяет развивать у детей духовные чувства, нравственные ценности.
Общение с животными налаживает межличностные отношения людей. Психологи выделяют причины, которые приводят к потере возможности использовать окружающую среду для духовно-нравственного и интеллектуального развития детей.
Можно выделить несколько основных причин:
Технократический способ мышления современных людей. Сейчас человек активно вмешивается в процессы, происходящие в природе, и у детей формируется потребительское отношение к ней, они учатся только брать от природы, а не охранять и оберегать ее.
Именно поэтому, мы в своей работе сформулировали следующие задачи:
1. Ориентировать детей на сохранение своей планеты и ее ресурсов, как своей жизненной среды.
2. Формировать у детей такой принцип взаимодействия с природой, согласно которому «правильно и разрешено только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие». Результатом такого воспитания является принятие человеком ответственности за развитие самого себя и природы в целом.
Семейное воспитание.
Так как семья формирует отношение ребенка к природе, закладывает в него нравственные ценности, то
3. Необходимо помочь родителям осознать, что их отношение к природе оказывает влияние на восприятие детьми окружающего мира. Например, если в семье равнодушно относятся к природе и живут по принципу – «После нас хоть потоп!», то и у ребенка формируется такая привычка — «все бросают мусор, и я тоже».
Взаимодействие с миром природы способствует интеллектуальному развитию ребенка.
Они являются источником первых знаний о природе. Ребенок распознает названия, познает их поведение, пищевые предпочтения.
Природа является источником развития сенсорики. Ребенок через органы чувств воспринимает объект: форму, величину, цвет, движения, мягкость, фактуру.
Природа – это источник развития логического мышления. На основе представлений дети учатся видеть связи.
Природа — источник для различных видов деятельности — наблюдение, игра, труд, творчество. В результате формируется любознательность, наблюдательность, развивается фантазия.
Закладывать нравственные ценности, воспитывать у ребенка духовные чувства, по средствам взаимодействия его с окружающей средой, стоит начинать именно с дошкольного возраста. Это связано с особенностями развития мышления детей.
Дошкольник думает, что все в этом мире существует для него и других людей. Ребенок воспринимает природу через призму: «А что мне это может дать?» Например, «Озеро существует для того, чтобы я мог в нем купаться», «Дождь идет для того, чтобы я мог ходить по лужам». Такое восприятие природы подкрепляется и отношением взрослых к природе, что может привести к рассмотрению природы, как источника обеспечения потребности, бездуховному отношению к ней.
Все в природе ребенок объясняет по аналогии с отношениями, существующими между людьми. Например, «Месяца нет на небе, потому что он ушел в гости». Ребенок считает природные объекты, способными думать, чувствовать. Поскольку все природное включается дошкольником в сферу «человеческого», то он и относится к ним как к людям. Но это отношение носит специфический характер: отнесение всего природного к сфере «человеческого» вовсе не означает для него, что оно является чем-то равным человеку. Человек ставится выше природы. Поэтому дошкольников надо ориентировать на восприятие себя, как важного звена природы и на сохранение планеты, как своей жизненной среды.
Таким образом, на родителей, воспитателей ложится ответственность – воспитать любовь к природе у детей, чтобы иметь в своих ресурсах важный источник развития духовности, нравственности и интеллекта. Важно знать, что на характер взаимодействия дошкольников с природой оказывает влияние степень сформированности у них представлений о живом. Чем она выше, тем спокойнее ребенок ведет себя при контакте с природой, больше проявляет познавательный интерес к ней, ориентируется на состояние и благополучие природы.
Итак, из выше сказанного мы делаем вывод , что в детском саду необходимо создавать условия для воспитания духовности, нравственности и развития интеллекта у детей через экологическое воспитание.
Мы определили в своей работе следующие задачи:
- Создать в детском саду, на его территории, условия для общения с природой, чтобы компенсировать негативное влияние урбанизированной городской среды на развитие ребенка.
- Для развития органов чувств ребенок нуждается в контакте с природными материалами, которые дают ему разнообразные ощущения. Поэтому в детском саду должны быть не только искусственные, но и природные материалы: шишки, плоды и семена растений, камни, ракушки, песок, глина.
- Научить дошкольников видеть необычное в обычном, развивать их познавательный интерес, эмоциональное отношение к природе.
- Находить в природе вместе детьми интересные поводы для счета, сравнения, описания.
- Организовывать игры с природным материалом.
- Создавать условия для самостоятельной деятельности, в первую очередь исследовательской ( не ограничивать стремления ребенка исследовать окружающую среду – лужу, песочницу ,палки)
- Поддерживать детские инициативы для развития любознательности и познавательной деятельности.
- Включение в организованную деятельность детей релаксационных упражнений с природной тематикой. Выполняя их, дети не только снимают мышечное напряжение, но и получают информацию об окружающем, повадках животных. Помимо этого дети приобщаются к природе, чувствуют, как она прекрасна Например, релаксационное упражнение «Спящий котенок». «Облака».
- Организовать работу с родителями, как информационного характера, так и практического: совместные экскурсии в лес, дендропарк, сбор природного материала, игры и мастерклассы)
Таким образом, в современном материальном мире в первую очередь необходимо формировать гармонично развитую личность, закладывать в детях понятия о добре, милосердии, справедливости, развивать в детях духовность, любовь к окружающему. Это позволяет осуществить взаимодействие ребенка с окружающей природой, которая является неиссякаемым источником нравственного и духовного воспитания детей.
Источник