Источник духовного развития ребенка его эмоций чувств

Источник духовного развития ребенка его эмоций чувств thumbnail

Мне сложно разобраться в своих чувствах — фраза, с которой сталкивался каждый из нас: в книгах, в кино, в жизни (чьей-то или своей собственной). А ведь это очень важно, уметь разбираться в своих чувствах.

Некоторые считают — и возможно, они правы, что смысл жизни в чувствах. И в самом деле, в конце жизни с нами остаются только наши чувства, реальные или в воспоминаниях. Да и мерой происходящего тоже могут быть наши переживания: чем они насыщеннее, разнообразнее, ярче, тем полнее мы ощущаем жизнь.

Что такое чувства? Самое простое определение: чувства — это то, что мы чувствуем. Это наше отношение к тем или иным вещам (объектам). Существует и более научное определение: чувства (высшие эмоции) — особые психические состояния, проявляющиеся социально обусловленными переживаниями, которые выражают длительные и устойчивые эмоциональные отношения человека к вещам. 

Чем чувства отличаются от эмоций

Ощущения — это наши переживания, которые мы испытываем через органы чувств, а их у нас пять. Ощущения бывают зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые и ощущения запахов (наше обоняние). С ощущениями все просто: раздражитель — рецептор — ощущение.

В эмоции и чувства вмешивается наше сознание — наши мысли, установки, наше мышление. На эмоции влияют наши мысли. И наоборот — эмоции влияют на наши мысли. Об этих взаимосвязях подробнее поговорим обязательно чуть позже. Но сейчас давайте вспомним еще раз один из критериев психологического здоровья, а именно пункт 10: мы в ответе за свои чувства, от нас зависит какими они будут. Это важно.

Фундаментальные эмоции

Все эмоции человека можно различать по качеству переживания. Наиболее ярко этот аспект эмоциональной жизни человека представлен в теории дифференциальных эмоций американского психолога К. Изарда. Он выделил десять качественно различных «фундаментальных» эмоций: интерес-возбуждение, радость, удивление, горе-страдание, гнев-ярость, отвращение-омерзение, презрение-пренебрежение, страх-ужас, стыд-застенчивость, вина-раскаяние. Первые три эмоции К. Изард относит к положительным, остальные семь — к отрицательным. Каждая из фундаментальных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности. Например, в рамках такой одномодальной эмоции как радость можно выделить радость-удовлетворение, радость-восторг, радость-ликование, радость-экстаз и другие. Из соединения фундаментальных эмоций возникают и все другие, более сложные, комплексные эмоциональные состояния. Например, тревожность может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес.

1. Интерес — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний. Интерес-возбуждение — это чувство захваченности, любопытства.

2. Радость — положительная эмоция, связанная с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого была невелика или неопределенна. Радость сопровождается самоудовлетворенностью и удовлетворенностью окружающим миром. Препятствия к самореализации являются препятствиями и для появления радости.

3. Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на новый объект и может переходить в интерес.

4. Страдание (горе) — наиболее распространенное отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением достоверной (или кажущейся таковой) информации о невозможности удовлетворения важнейших потребностей, достижение которых до этого представлялось более или менее вероятным. Страдание имеет характер астенической эмоции и чаще протекает в форме эмоционального стресса. Наиболее тяжелая форма страдания — горе, связанное с безвозвратной утратой.

5. Гнев — сильное отрицательное эмоциональное состояние, протекающее чаще в форме аффекта; возникает в ответ на препятствие в достижении страстно желаемых целей. Гнев имеет характер стенической эмоции.

6. Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое или коммуникативное) вступает в резкое противоречие с эстетическими, нравственными или идеологическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.

7. Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с таковыми объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и этическим критериям. Человек враждебно относится к тому, кого он презирает.

8. Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от страдания, вызываемого прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого прогноза (часто недостаточно достоверного или преувеличенного). Эмоция страха может иметь как стенический, так и астенический характер и протекать либо в виде стрессовых состояний, либо в виде устойчивого настроения подавленности и тревожности, либо в виде аффекта (ужас).

9. Стыд — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

10. Вина — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании неблаговидности собственного поступка, помысла или чувств и выражающееся в сожалении и раскаянии.

Таблица чувств и эмоций человека

И еще хочу показать вам сборник чувств, эмоций, состояний, которые испытывает человек в течение своей жизни — обобщенная таблица, которая не претендует на научность, но поможет лучше понять себя.  Таблица взята с сайта «Сообщества зависимых и созависимых», автор — Михаил.

Все чувства и эмоции человека можно разделить на четыре вида. Это страх, злость, грусть и радость. К какому типу относится то или иное чувство можно узнать из таблицы.

Таблица чувств, которая поможет разобраться в себе

И для тех, кто дочитал статью до конца. Цель данной статьи — помочь разобраться в своих чувствах, в том, какие они бывают. Наши чувства во многом зависят от наших мыслей. Иррациональное мышление часто лежит в основе негативных эмоций. Исправив эти ошибки (поработав над мышлением) мы сможем быть счастливее и добиться большего в жизни. Предстоит интересная, но упорная и кропотливая работа над собой. Вы готовы?

Это Вам будет интересно:

Эмоции, о существовании которых мы НЕ подозреваем

Женский гнев — дефицит любви

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet

Источник

Духовность человека — это сложное гармоничное объединение качеств личности и свойств психики, которые составляют основу для психического и личностного совершенствования. Возникает закономерный вопрос: каковы признаки развития духовности, или, говоря по-другому, что именно в мыслях, чувствах, поступках ребёнка даёт основание констатировать, идёт ли у него этот процесс?

Совершенствование человека можно проследить, наблюдая позитивные изменения в составляющих духовности:

• В умственной (интеллектуальной) — от познания предметов с помощью органов чувств, до осмысления их сущности, взаимосвязи, способности к самостоятельному решению интеллектуальных заданий разной сложности;

• В чувственно-эмоциональной — от простых эмоций (удивление, радость, печаль, зависть), до способности любить, сопереживать, сочувствовать;

• В гуманистической — от детского эгоизма, эгоцентризма, до альтруизма, гуманизма, то есть желания сделать что-то для других людей, может, даже уступая своим собственным интересам;

• В действенно-волевой — от непроизвольных действий до осмысленных поступков, умения управлять своим поведением;

• В эстетической составляющей — от простого созерцания эстетичных предметов, явлений природы, до потребности создавать прекрасное своими руками или своими усилиями, способности переживать чувство удовлетворения от красоты.

Следовательно, развитие духовности ребенка — проблема сложная, длительная, но крайне актуальная, и решать её призваны, в первую очередь, психологи, педагоги, родители, то есть те люди, в чьих руках будущее и судьба человека, только вступающего в жизнь.

С чего начинается Человек? С сугубо человеческих видов деятельности? С его поступков относительно других людей? По-видимому, это так. Но проблема в том, чтобы у ребёнка были сформированы такие потребности, которые бы побуждали его к духовным, гуманным поступкам и видам деятельности. Ведь, как доказано психологами, человека к деятельности подталкивают именно потребности.

Поэтому, первым шагом в воспитании Человека является развитие его духовных потребностей — в общении, познании себя и Вселенной, эстетическом удовлетворении, потребности в благотворительности.

У некоторых педагогов и родителей бывает ошибочное мнение, что ребёнок, который был лишен материнской заботы, ласки, вырастет чутким к человеческим страданиям, сочувственным и добрым. Однако психологические исследования свидетельствуют, что дефицит любви, уважения, заботы, вызывает формирование безразличия, и даже агрессивности.

Науке точно известно, что человек который хочет творить добро, способен к сочувствию, если с рождения чувствует себя в безопасности, эмоциональном «тепле». Уже в первые дни жизни внимательные родители наблюдают, что у ребёнка есть потребность в любви. Для его удовлетворения малышу нужна атмосфера согласия в семье, разнообразное общение, он нуждается в чутком мягком отношении, эмоциональном комфорте, ощущении значимости для окружающих его взрослых.Источник духовного развития ребенка его эмоций чувств

Источником развития духовности является, бесспорно, общение, в частности духовное общение — обмен мнениями, знаниями, чувствами, впечатлениями, интересами. Этот самый тонкий и самый сложный вид общения зарождается уже в начале жизни малыша.

В своём зрелом виде духовное общение становится возможным при условии интереса и доверия людей друг к другу. Если родители становятся интересными для ребёнка, у него достаточно рано формируется потребность в общении. А позже для родителей остаётся только одно — не потерять доверие своего сына или дочери.

Одной из первых, при содействии родителей, у детей появляется еще одна духовная потребность, заключающаяся в расширении знаний об окружающей среде и самом себе. Если это получает постоянную поддержку взрослых, познавательная потребность впоследствии превращается в любознательность — личностную черту, которая считается основой развития мышления.

Говоря о развитии духовности, нужно подчеркнуть необходимость формирования уникальной, сугубо человеческой потребности воспринимать и творить красоту, то есть эстетичной потребности. Для её становления необходимо соответствующее внимание взрослых к особенностям восприятия ребёнком эстетичных предметов, явлений, а также целеустремленное использование соответствующих форм воспитательной работы, среди которых посещение музеев и выставок, театров, а также собственное творчество ребёнка.

Самым высоким показателем духовного развития специалисты считают гуманность — отношение к любой форме жизни как высшей ценности, и бескорыстное восприятие жизни другого человека (существа). Психологической основой для становления гуманистических качеств личности является потребность в благотворительности. По-видимому, это и есть самая значимая человечная потребность. Сложность её формирования связана с тем, что маленькие дети по своей психологической природе — эгоцентрики. То есть они воспринимают себя как определенный центр жизни и внимания взрослых, что действительно отвечает реальности. Поэтому перед родителями появляется важное задание: убедить малыша в том, что, кроме него, существуют другие люди, дети, существа, которые тоже нуждаются во внимании, помощи, и, более того, также имеют потребность творить добро.

Источник

Что такое эмоциональный интеллект и почему его нужно развивать? Для христианина любого возраста это непраздный вопрос, поскольку умение любить и принимать начинается с умения сопереживать ближнему, понимать, что чувствует другой человек и при этом сохранять свои личные границы – то есть показать окружающим, что ваши чувства надо уважать.

Во все времена эти навыки жизненно необходимы.

«Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь»

Эти строчки Николая Заболоцкого знает каждый старшеклассник. Психолог Виктория Шиманская, автор книги «Коммуникация», уверена, что каждая эмоция может стать ресурсом, поэтому развитие эмоционального интеллекта настолько важно. Как тренировать душу в понимании? Подробнее читаем в её статье.

«Зарядка для души:

как развивать эмоциональный интеллект»

…Эмоциональный интеллект – это способность понимать эмоции, чувства и переживания – свои и чужие. Он позволяет сделать весь спектр эмоций своим помощником для достижения целей и выполнения любых задач.

Мы редко задумываемся о том, что вызывает раздражение, радость или гнев. Человек с развитым эмоциональным интеллектом умеет считывать эти сигналы и реагирует не на поступки и эмоции, а на причины, которые за ними стоят. Даже самые сильные переживания не застилают такому человеку глаза.

Кому нужно развивать эмоциональный интеллект?

Сегодня мир меняется очень быстро: для достижения успеха уже недостаточно быть специалистом в какой-то одной сфере знаний или получить один диплом о высшем образовании.

Поэтому как никогда важно развивать так называемые мягкие навыки, среди которых и те, что можно причислить к эмоциональному интеллекту. Это актуально для людей любого возраста, но особенно для подростков.

Подростковый возраст – время, когда идет активный процесс построения внешних коммуникаций. Если до этого момента мир ребенка был в достаточной степени определен, а практически все проблемы решали взрослые, то в подростковом возрасте человек выходит на новый этап коммуникации и социализации.

Он сам начинает принимать решения: с кем ему общаться и кем быть, впервые возникают сложные жизненные ситуации.

Поэтому нужно помочь подростку развивать несколько аспектов одновременно, а именно понимание своих целей, намерений, переживаний и умение выстраивать общение с ровесниками, родителями и другими взрослыми. Этому и способствует хорошо развитый эмоциональный интеллект.

Как это сделать?

Важно понимать, что работа над эмоциональным интеллектом ждет и родителей подростков. В пубертате происходит гормональная перестройка, в результате которой дети становятся очень сложными для коммуникации: кажется, подростки совсем не слышат взрослых, а о передаче опыта речь почти не идет. Здесь потребуется развитый эмоциональный интеллект самих родителей.

Главное, не забывайте: намерения подростка всегда позитивны, какими бы негативными действиями они не проявлялись. Мудрость родителей в этот момент должна заключаться в том, чтобы не реагировать на резкие и, порой, неадекватные действия, а попытаться понять намерения, а также пересмотреть требования, предъявляемые к подростку.

Родительская помощь будет заключаться в выполнении вместе с ребенком заданий для развития эмоционального интеллекта. Вот несколько практик, которые я рекомендую. Предложите выполнить их своему подростку. Кстати, возрастных ограничений у этих практик нет: для многих взрослых они окажутся не менее полезными.

Упражнение «Квадрат настроений»

Считывание настроения, в котором находится собеседник, позволяет оценить перспективы общения и быстро подобрать подход. Ниже представлена схема, которая наглядно покажет, почему иногда так сложно наладить коммуникацию и договориться о чем-то.

Это квадрат эмоций или настроений. Настроение можно определить по двум критериям. Удовольствие – это эмоциональная составляющая. Энергия – физическая. Попробуйте сейчас оценить уровень своей энергии и уровень эмоций. В каком вы секторе?

Кстати, человек может действовать эффективно в любом из четырех состояний, примеры подходящих занятий для каждого находятся внутри цветных квадратов.

Постепенно можно научиться распознавать, в каком секторе настроения находится собеседник, и тогда общаться станет проще.

Упражнение «Не обижайся!»

Когда кто-то говорит обидные слова или пытается задеть, важно помнить, что все прозвища, «обзывалки» к реальности никакого отношения не имеют. От того, что тебя назвали слоном, уши или хобот не вырастут. Это всего лишь «кривое зеркало», мимо которого всегда можно пройти, проигнорировав странное изображение.

Игнорирование – еще один способ не обижаться и не «подпитывать» своей реакцией обидчика. Чтобы было проще, нужно задать себе вопрос: «Разве мне так важно мнение человека, который это говорит?» После этого полностью отстранитесь.

Перейти в режим «игнора» помогает ассоциативная цепочка. Посмотрите вокруг себя. Что вы видите? Например, видите стол, стул, шкаф. Эмоций ноль. И продолжаете – обидчик. Стол – стул – шкаф – обидчик – никаких эмоций.

А еще можно представить себе обидчика в какой-нибудь смешной или глупой ситуации, чтобы злиться на него просто не получалось. На самом деле придется еще постараться не засмеяться.

Про общение с родителями

Слова часто вызывают негативную реакцию только из-за своей окраски, хотя их смысл нейтральный или даже позитивный. Самая яркая реакция обычно бывает на слово «должен»: «ты должен учиться», «должен убраться в комнате», «должен гулять с собакой», «должен слушать, что тебе говорят».

Сказать по правде, никто никому ничего не должен. Ты – никому, но и тебе – никто и ничего. Осознание этого помогает по-новому взглянуть на многие вещи. Вот как можно расшифровать несколько привычных реплик родителей.

1. «Ты должен учиться» = «я беспокоюсь за твое будущее».
2. «Ты должен убраться в комнате» = «тебе будет комфортнее».
3. «Ты должен гулять с собакой» = «твой пес тоже живой, и он по тебе скучает».

Звучит куда более оптимистично! А теперь к каждому «должен» в левой колонке можно написать справа, почему этого стоит хотеть. Например, «Ты должен учиться» может значить «Я хочу хорошо учиться, чтобы в будущем иметь хорошую работу и достойный уровень жизни».

Уверена, что осознанное развитие эмоционального интеллекта у подростков и взрослых улучшает качество жизни, отношения в семье, в деятельности, какую бы сферу они не выбрали.

Виктория Шиманская, доктор психологии, специалист по эмоциональному интеллекту

Фото из открытых источников

Сайт проекта «Экономика образования»

Источник