Исследовательская работа влияние музыки на развитие ребенка
Научно-практическая конференция исследовательских работ обучающихся
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Основная общеобразовательная школа № 2»
«Шаг в науку. Открытия юных»
Секция: искусство и культурология
Исследовательская работа
Влияние музыки на человека
Пономаренко Софья
обучающаяся 2а класса
МБОУ «ООШ № 2»г. Таштагол
Научный руководитель
Ротару М.В.
учитель начальных классов
МБОУ «ООШ № 2»г. Таштагол
2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………….2
Основная часть:
2.1 Музыка – это универсальный язык………………………………………….3
2.2 Влияние музыки на развитие детей………………………………………..4
2.3 Влияние музыки на организм человека……………………………………6
2.4 Эксперименты, доказывающие различное влияние музыки……………..8
Заключение………………………………………………………………… 10
Список литературы……………………………………………………… .. 11
Приложения……………………………………………………………12-17
ВВЕДЕНИЕ
Цель моего исследования – выяснить, как музыка влияет на человека.
Задачи:
Изучить информацию о влиянии музыки на человека.
Провести социологический опрос жителей города, учеников нашей школы.
Сделать выводы.
Гипотеза:
Музыка влияет на человека: на его организм, чувства, психическое состояние.
Предмет исследования: влияние музыки на человека.
Объект исследования: человек.
Актуальность:
Нет ни одного дня, чтобы в нашей жизни не звучала музыка в любой форме. Почему это происходит? Как музыка влияет на человека так, что мы совершенно не можем обходиться без неё?!
Новизна:
Моей работы заключается в том, что данные исследования никогда не проводились в нашей школе.
Практическая значимость:
Привлечение детей к изучению, слушанию музыки, вызвать желание целенаправленно заниматься изучением музыки, пению, танцам и так далее.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1 Музыка — это универсальный язык.
Спасибо, музыка, за светлые леса…
Они звучат под осень, как оркестры,
Мы всё ещё не верим в чудеса,
А ты творишь их запросто и честно…
(А.Козловский)
Поэты, писатели и сами музыканты воспевают музыку, трепетно к ней относятся. Моя мама учит меня играть на фортепиано и мне тоже нравится заниматься музыкой: воспроизводить её, петь, слушать … Нет ни одного дня, чтобы в нашей жизни не звучала музыка в любой форме. Почему это происходит? Как музыка влияет на человека так, что мы совершенно не можем обходиться без неё?! (Приложение Фото 1-2)
Музыка — это универсальный язык. Она обращается ко всем, она наше общее достояние. Раньше музыка была доступна преимущественно привилегированным классам и культурным центрам. Сегодня, благодаря радио, телевидению, интернету музыка входит в наши дома, независимо от того, как далеко мы живем от больших городов. Язык музыки понятен каждому человеку — мужчине, женщине, ребёнку — богатому или бедному, счастливому или несчастному,- каждому, кто способен воспринимать её могучий зов.
(Приложение Фото 3)
Я изучила различную литературу и узнала, что было проведено множество интересных исследований влияния музыки на человека.
2.2 Влияние музыки на развитие детей.
Сегодня ученые утверждают, что уже плод, находящийся в утробе матери, начинает слышать звуки, начиная с девятнадцатой недели. С этого времени рекомендуется на час в день прикладывать к животу беременной женщины наушники, в которых звучит негромкая спокойная музыка, желательно классика – Чайковский, Моцарт, Бетховен… Другой способ – самой будущей маме слушать любимую музыку. (Приложение Фото 4-5)
Специалисты доказали, что чем больше мозг ребенка получает информации в раннем возрасте, тем более развитым он будет. Звуки являются одним из основных источников информации для ребенка. Малыши прекрасно усваивает звуковую информацию и из всех музыкальных произведений особенно ценят классические произведения.
Особого внимания заслуживает музыка Моцарта. Доказано, что она обладает терапевтическим и расслабляющим эффектом, причем это чувствует даже еще не рожденный младенец – от звуков музыки этого композитора плод затихает, как — бы «прислушиваясь», а после рождения такие дети отличаются более спокойным нравом. (Приложение Фото 6-7-8)
Если малыш капризничает, плачет, успокоить его поможет опять же музыка. Звуки природы в сочетании с красивой, спокойной музыкой справляются с этим лучше всего.
Музыка влияет и на развитие личности ребёнка. Посещение музыкальной школы – это не только развитие музыкальных способностей детей. Занятия музыкой приучают ребенка к ежедневному систематическому труду, усидчивости, прививают ему терпение. Постоянное прослушивание и воспроизведение талантливых музыкальных произведений делает внутренний мир ребенка ярче, богаче, а самого ребенка – счастливее.
Если ваш ребенок несколько лет прилежно посещал музыкальную школу, а в восьмом или девятом классе вдруг начал проявлять способности к математике – не удивляйтесь: это – благодаря музыке. Именно музыка позволяет развиться пространственному представлению и образному
мышлению человека.
Развитие музыкальных способностей детей способствует и развитию грамотности. Не удивляйтесь – это, в самом деле, так. Умение писать без ошибок зависит не только от прилежного заучивания правил. Играя на музыкальном инструменте, ваш ребенок отлично тренирует пальчики – а ведь только тренированные пальцы справятся в первом классе с правильным написанием непослушных букв и цифр. Кроме того, игра на музыкальном инструменте – прекрасный способ развить чувство ритма, наладить прекрасную координацию между слухом и моторикой рук.
(Приложение Фото 9-10)
Из этого следует, что музыка развивает все виды восприятия и все виды памяти (зрительную, слуховую, моторную, ассоциативную).
2.3 Влияние музыки на организм человека.
Учёные рекомендуют использовать музыку и для лечения некоторых заболеваний: (Приложение Фото 11)
Опыт лечебного применения музыки имеет многовековую историю. Аристотель считал музыку средством лечения тела и очищения души. Выдающийся врач Авиценна уже тысячу лет тому назад исцелял музыкой нервнобольных. (Приложение Фото 12)
В Китае уже много веков назад музыка использовалась как лекарство.
Гармоничные мелодии благотворно влияют на человека, например:
• Скрипка – лечит душу, помогает самопознанию, вызывает сострадание, очень благотворно действует на меланхоликов.
• Орган – приводит ум в порядок.
• Пианино – воздействует на почки, мочевой пузырь, очищает щитовидную железу.
• Барабан – восстанавливает ритм сердца, стимулирует кровеносную систему.
• Флейта – очищает бронхолегочную систему, лечит несчастную любовь, снимает раздраженность и озлобленность.
• Баян, аккордеон – активизирует работу брюшной полости.
• Арфа и струнные инструменты гармонизируют работу сердца, лечат истерию, кровяное давление.
• Кларнет, флейта-пикколо – подавляет уныние, улучшает кровообращение.
• Контрабас, виолончель, гитара – воздействуют на сердце и тонкую кишку, лечат почки.
• Балалайка – лечит органы пищеварения.
• Труба – лечит радикулит.
Еще в Древней Греции ученые обнаружили, что прослушивание определенных музыкальных композиций помогает быстрее выздоравливать и способствует улучшению самочувствия больных.
Также, музыка оказывает сильнейшее влияние на психическое состояние человека. Интересно, что знаменитый греческий ученый Пифагор начинал и заканчивал день пением: утром – чтобы очистить ум ото сна и взбодриться, а вечером – успокоиться и настроиться на отдых.
2.4 Эксперименты учёных, доказывающих различное влияние музыки.
Но всякая ли музыка одинаково полезна?
Швейцарский ученый Ханс Йенни изучал воздействие звука на воду. Под воздействием звука капелька воды, вибрируя, принимала форму трёхмерной звезды или двойного четырехгранника в кругах. Чем выше была частота вибрации, тем сложнее были формы. Но как только звук стихал, красивейшие образования снова становились по форме капелькой воды.
Японский учёный профессор Эмото Масару проводил эксперименты по воздействию на воду различной музыки, положительных и негативных высказываний.
Его опыты показали, что результатом воздействия духовной и классической музыки и слов, несущих положительную энергетику, является образование в обычной воде снежинок поразительной красоты.
Напротив, при воздействии рок музыки, тяжёлого рока или слов, несущих отрицательную энергетику, в обычной воде кристаллическая структура не образовывалась вовсе, а предварительно хорошо сформированная кристаллическая структура воды разрушалась.
Дистиллированная вода под влиянием классической музыки строит утонченные, симметричные формы. (Приложение Фото 13)
Под влиянием музыки Тяжелого Металла образцы воды вообще не образовали кристаллов, а лишь хаотичные, фрагментарные структуры.
(Приложение Фото 14)
Если же мы вспомним, что человеческое тело на 70% процентов состоит из воды, мы можем понять, что организм человека даже на физиологическом уровне реагирует на то, что мы думаем, ощущаем, что мы говорим и что слышим вокруг себя.
Все живое предпочитает гармоничную музыку. Так акулы, услышав классическую музыку, собираются, чуть ли не со всего океанского побережья. (Приложение Фото 15)
В 70-е гг. группа учёных провела эксперимент, результаты которого стали настоящей сенсацией. Она выращивала различные садовые растения под звуки классической музыки и под музыку в стиле рок. Там, где звучала классика, были супер-урожаи, а там, где звучал рок, все растения погибли.
(Приложение 1 Фото 14-15)
Я провела социологический опрос учеников нашей школы. 100% учащихся отметили, что любят слушать музыку, петь и танцевать. 85% предпочитают весёлую и спокойную, добрую и энергичную музыку. Только 15% предпочитают рок — музыку. Во время опроса на лицах детей появлялась улыбка, они оживлялись, некоторые начинали припевать.
(Приложение Фото 16)
Заключение.
Таким образом, выдвинутая мною гипотеза о том, что музыка влияет на человека, полностью подтвердилась.
Из приведённых примеров и опытов, мы видим, что музыка непосредственно влияет на эмоциональное, душевное состояние человека, и более того, даже на его здоровье. Она может успокаивать и возбуждать, смягчать и ожесточать, вызывать воспоминания, снимать боль, усиливать агрессию.
Музыка снимает стресс и повышает иммунитет. Она поднимает силу духа. Музыка способна вдохновить на творчество. Музыка изменяет восприятие времени и пространства. Музыка помогает понять глубокий смысл жизни. (Приложение 1 Фото 17-18)
Моя мама заметила, что благодаря занятиям музыкой, я стала лучше и быстрее усваивать учебный материал, мне легче стало учить английский язык, у меня развилось воображение, появились творческие способности. Я стала более рассудительной, ответственной и серьёзной.
Я хотела бы посоветовать родителям, больше слушать самим и давать слушать своим детям музыку, особенно классическую.
Ещё я хотела бы предложить попробовать в школах на переменах включать классическую музыку.
ВОЛШЕБНИЦА МУЗЫКА
У старика спросил поэт:
– Что музыка такое, дед?
– Воспоминание она.
В ней юность давняя слышна.
Был задан девочке вопрос,
Она ответила всерьез:
– Похожа музыка на луч,
Окно пробивший из-за туч.
А юноша ответил так:
– Без музыки нельзя никак.
Душа без музыки грустит,
В простор волшебный не летит.
А девушка, пожав плечом,
Сказала: «Музыка – наш дом,
В ней – все родное, все свое.
Во всем дыхание ее».
– Вы правы все, – сказал поэт,
Прекрасен каждый ваш ответ.
Одно хочу я повторить –
Нас учит музыка любить.
(А. Лопатина, М. Скребцова)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Васина – Гроссман В. А. Книга о музыке и великих музыкантах:
Маленькая энциклопедия. – М.: Дет. лит., 1986
2.Даттель Е. Л. Музыкальное путешествие. Книга для юношества о
музыкантах. «Просвещение», 1969
3. Зильберквит М. А. Мир музыки. М.: «Детская литература», 1988
4. Сохор А.Н. Музыка как вид искусства / А.Н. Сохор. – М., 1970.
5.Панкевич Г.И. Искусство музыки. — М.: Знание, 1987.
Интернет – источники:
6. 900igr.net›kartinki/muzyka/vlijanie…na-cheloveka…
7. yandex.ru/images
8. www.muszone.ru/articles/
9. https://youtu.be/i5oJxea-BAo
Приложение
Фото 1
Фото 2
Фото 4
Фото 3
Фото 5
Фото 6 Фото 7 Фото 8
Фото 9
Фото 10
Фото 11
Фото 12
Фото 13 Кристаллы, образованные под влиянием одного из произведений Шопена
Фото 14 Результат влияния на воду музыки Тяжелого Металла
Фото 15 Кристаллы воды
Фото 14
Фото 15
Фото 16
Фото 17
Фото 18
9
Источник
ФАО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу»
ИПК ПР по г.Астана
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
Тема: «Влияние музыки на развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста»
Выполнил:
Педагог дополнительного образования
Дворца школьников Акимата г. Астана
Бугинас Бронислав Казисович
2014
Влияние музыки на развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста.
«Душа ребенка — это душа чуткого музыканта. В ней – туго натянутые струны, и если вы сумеете прикоснуться к ним – зазвенит чарующая музыка. И не только в переносном, но и в прямом смысле. Детство так же невозможно без музыки, как невозможно без игры, без сказки» — писал В. А. Сухомлинский
Введение:
«Элементарное музицирование» является музыкальной учебно – педагогической программой, направленной на решение вопроса общего музыкального воспитания детей дошкольного и раннего школьного возраста.
Под названием «элементарное» Карл Орф имел ввиду исходные элементарные музыкальные средства и элементарные музыкальные инструменты, которые может освоить и на основе которых может музицировать любой ребёнок, даже с отклонением в развитии.
Программа обучения дошкольников и младших школьников музыке, рассчитанная на два года, предлагает свой путь решения задачи сохранения и развития музыкальных способностей, которые обнаруживаются ещё до школы.
Программа является содержанием «элементарного музицирования» и несёт в себе функции введения ученика в элементарные формы музыки, подготавливая его тем самым к последующему обучению.
Открытый в 2013 году во Дворце школьников центр раннего музыкального развития для детей 4-6 летнего возраста, рассматривает эстетическое воспитание как обязательный аспект развития каждого ребенка, а не только отдельных одаренных детей.
Дети обучающиеся в нашем центре с успехом могут продолжить обучение в музыкальных кружках дворца, в музыкальных школах и детских школах искусств. Но даже если ребёнок не продолжит музыкальное обучение, на занятиях он приобретёт знания и умения, опыт общения в коллективе, избавится от каких – либо комплексов.
Программа, включающая в себя открытые, показательные, тематические уроки для родителей, позволяет привлечь родителей к творческому совместному сотрудничеству, дает уникальную возможность родителям по-новому открыть для себя черты характера, способности своего ребенка.
Цели и задачи:
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» — писал В. Сухомлинский и именно в этот мир входят малыши, переступая порог центра раннего музыкального развития.
Таким образом, общие задачи музыкального воспитания и развития детей сводятся к следующим целям:
— Пробуждать активный интерес и любовь к музыке, развивать правильное ее восприятие, формировать чувства и представления детей, стимулировать их нравственно-эстетические переживания, способность к эмоциональной отзывчивости.
Основная задача заключается в организации совместных действий при решении музыкальных учебных задач.
дать детям простые сведения о музыке (расширение музыкального кругозора)
познакомить детей с музыкальными инструментами казахского народа и инструментами других народов (приложение №4)
развить элементарные навыки владения игрой на детских музыкальных инструментах
использовать в работе с детьми простые элементы вокально – хоровой деятельности, освоить песенный репертуар на казахском и русском языках.
развивать музыкально – ритмические способности у детей
Программа, включающая в себя открытые, показательные, тематические уроки для родителей, позволяет привлечь родителей к творческому совместному сотрудничеству, дает уникальную возможность родителям по-новому открыть для себя черты характера, способности своего ребенка.
Нацелить все занятия на здоровьесбережение – наполнить каждый момент урока улыбками и смехом.
Основная часть:
Дети очень близки к Природе, и поэтому творчество является неотъемлемой частью их жизни. Задача педагогов и родителей – помочь ребенку сохранить творческое отношение к жизни.
Музыка – воображение – фантазия – творчество – таков путь, идя по которому, ребенок развивает свои духовные силы.
Психологи отмечают, что у детей рано появляется слуховая чувствительность. Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать ее активным помощником воспитания.
Музыка – одно из средств самовоспитания и могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Музыка пробуждает энергию мышления даже у самых инертных детей.
Музыкальное воспитание способствует:
— развитию эмоций;
— развитию речи;
— развитию движений;
— обогащению самостоятельной игры и деятельности детей.
У детей 4 — 6 лет повышенная чувствительность, возможность более точного различения свойств предметов и явлений; в том числе и музыкальных. Отмечаются также индивидуальные различия в слуховой чувствительности. Например, некоторые дети могут точно воспроизвести несложную мелодию.
Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности. Происходит переход от ситуативной речи к связной, от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат.
У ребенка появляется желание заниматься музыкой, активно действовать. К 4 годам дети могут самостоятельно, при незначительной помощи взрослого спеть маленькую песенку. Они владеют многими движениями, которые позволяют в известной степени самостоятельно плясать и играть.
Эти годы жизни характеризуется активной любознательностью детей. Это период вопросов: «почему?», «отчего?». Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения.
Он наблюдателен, способен определить: музыка веселая, радостная, спокойная; быстрая или медленная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие, на каком инструменте играют мелодию (рояль, домбра, кобыз, скрипка, баян).
Ребенку понятны требования: как надо спеть песню, как двигаться в спокойном хороводе и как в подвижном танце.
Многолетние исследования зарубежных психологов показали, что дети, занимающиеся музыкой, опережают сверстников в интеллектуальном, социальном, и психомоторном развитии.
Виды деятельности:
ПЕВЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (приложение №1)
Певческая деятельность детей характеризуется достаточно высокими показателями. Формируются вокальные навыки — звукообразование, дикция, дыхание; хоровые навыки — ансамбль.
Песенное творчество является одним из доступных для детей видов музыкального исполнительства.
Обязательное изучение песенного репертуара на двух языках (казахском и русском). На занятиях дети исполняют песни как в ансамбле, так и сольно, получая тем самым навык пения с микрофоном.
Пение в ансамбле
Пение соло Пение в дуэте
ПРИОБЩЕНИЕ К ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ (Приложение №2)
Приобщение детей к игре на инструментах не является обязательным видом деятельности на каждом занятии. Ритмические упражнения и импровизации с использованием ударно-шумовых инструментов совершенствуют чувство ритма, тембровый слух.
Приобщение к игре на детских музыкальных инструментах рекомендуется проводить не только на занятиях музыкой, но и на занятиях ритмикой и танцем.
Большой интерес у детей вызывает игра на синтезаторе. Дети играют простые песенки. Играя и пропевая песенки у них развивается чистота интонации.
Игра в ансамбле «Весёлая кухня»
Игра в ансамбле «Весёлая детская»
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (Приложение №3
Подвижные игры (музыкальная игра, игра под слово или потешку, игра-забава), танцы (хороводы, пляски, современные танцы). Сюда же рекомендуется включать и задания на игровое и танцевальное творчество.
Основной акцент в психогимнастике сделан на обучение элементам техники выразительных движений, на использование этих движений в воспитании эмоций и высших чувств, а также на приобретение навыков в расслаблении. Все это поможет сохранению психического здоровья и предупреждению эмоциональных расстройств у детей.
С помощью предлагаемого педагогом материала по психогимнастике дети обучаются азбуке выражения эмоций — выразительными разнообразным движениям. В основном используется материал без использования слов, поэтому педагогу очень важно уметь продемонстрировать выразительное и красивое выполнение движений.
Музыкально-ритмические навыки и навыки выразительных движений, приобретенных в упражнениях, позволят детям полнее и качественнее проявить себя в танцах.
Музыкальная игра «Лётчики»
Музыкальная игра «Три весёлых зайчика»
Мы каждый день начинаем с того, что здороваемся с родителями, друзьями, близкими и при этом улыбаемся им, но никто из нас не задумывается, почему мы улыбаемся и что это значит для нас и для окружающих.
В своей работе я исследую природу улыбки, её виды, роль улыбки в процессе общения, а также вижу на примерах, что человек, который улыбается, больше располагает к себе окружающих, в отличие от того, кто улыбаться не привык.
Если человек улыбается, то:
Он располагает к себе окружающих;
Он более успешен в жизни;
Он становится более здоровым.
Как же влияет улыбка и смех на здоровье ребёнка и взаимоотношения с другими детьми.
РОЛЬ УЛЫБКИ В ПРОЦЕСЕ ОБЩЕНИЯ
Надо помнить, что улыбка – важное средство общения. Улыбка – способ показать окружающим, что все идет хорошо и что вы рады их видеть.
Хорошо бы и в нашей стране возвести улыбку в закон жизни. Сколько бы это принесло здоровья и счастья всем людям!
Правило, которому надо следовать всем деловым людям, всем, кто работает с людьми: «Не обращай внимания на невзгоды, а плохое настроение и заботы оставь только для себя, чтобы они не читались на твоем лице. Улыбайся! Улыбка – обезоруживает!»
Самое замечательное в улыбке – ее заразительность. Когда вы улыбаетесь кому-либо, человек обязательно улыбнется вам в ответ, даже если при этом оба собеседника будут лишь имитировать искренность чувств.
Вот почему постоянная улыбка должна стать важной частью нашего языка телодвижений. Улыбайтесь даже тогда, когда вам этого не хочется. Улыбка непосредственно воздействует на других людей и влияет на их отношение к вам.
СМЕХ – ЛУЧШЕЕ ЛЕКАРСТВО
Смех, как и улыбка, помогает человеку находить друзей, укрепляет здоровье и продлевает жизнь. Смех оказывает позитивное воздействие на все органы тела. От смеха учащается дыхание, разрабатывается диафрагма, шея, живот, лицо и плечи. Смех увеличивает содержание кислорода в крови, улучшает кровообращение и расширяет кровеносные сосуды, прилегающие к поверхности кожи. Вот почему от смеха у людей краснеет лицо.
Смех уменьшает частоту сердцебиения, расширяет артерии, стимулирует аппетит и сжигает калории.
Невропатолог Генри Рубинштейн обнаружил, что одна минута здорового смеха обеспечивает расслабление организма на последующие сорок пять минут.
Профессор Уильям Фрай из Стэнфордского университета заметил, что продолжительный смех дает организму физическую нагрузку, сопоставимую с десятью минутами занятий на тренажере. Вот почему настоящий, искренний смех исключительно полезен для здоровья.
Смех стимулирует выработку организмом естественных обезболивающих веществ, а также гормонов хорошего настроения, называемых эндорфинами. Тем самым смех избавляет человека от стресса , стимулирует иммунную систему.
Основные требования к подготовке и проведению занятий:
1.Занятия лучше проводить в обширном помещении. Стулья следует располагать полукругом в один ряд, так, чтобы все могли видеть и друг друга и учителя. Желательно иметь ковровое покрытие для выполнения заданий на полу.
2.Ученикам на занятие лучше приходить в лёгкой обуви.
3. Кабинет для занятий должен иметь очень красочное оформление, что создаст благоприятные условия для занятий с детьми.
4. Наличие комнатных растений будет способствовать общению детей с живой природой, видеть и ценить красоту вокруг себя.
Заключение:
Главное, никогда не переживайте из-за того, что вы порой не несете ребенку «разумное, доброе, вечное», а развлекаете. Не сомневайтесь, основные морально-нравственные принципы он обязательно переймет, наблюдая за вами, а вот смех и улыбки ребенка нужно тренировать и нарабатывать.
Не забывайте о том, что ваш воспитанник в различных ситуациях первым делом смотрит на вашу реакцию, «записывает» ее в память как правильную. Учитесь «держать лицо», следите за собой, старайтесь неприятные эмоции сдерживать при ребёнке, а позитивные, наоборот, подчеркивать. Если вы бурно радуетесь на занятии, если вы умеете искренне удивляться, восхищаться, выражать восторг, — все это передастся вашему воспитаннику. Если, когда он ошибается, пытаясь сделать первый шаг, вы относитесь к этому с перекошенным от ужаса лицом, нечего удивляться тому, что он будет впадать в минор при малейшем стрессе. Поэтому постарайтесь выработать набор первых реакций на разные его действия, чтобы он, вопросительно глядя на вас в этих ситуациях, мог вас копировать. Например, когда он ошибается в том или ином виде деятельности, примите все это с сочувствующей, но улыбкой. Конечно, иногда жалеть нужно обязательно, но так, чтобы ребенок не входил во вкус этого дела. Своей реакцией вы ему как бы говорите: все в порядке, бояться нечего, это ерунда!
Литература:
Справочник музыкального руководителя ТОО «МЦФЭР – Казахстан»
Фрадкина Ф.И. Психология игры в раннем детстве. / Канд. дисс. — М., 1948. www.lib.ua-ru.net/diss/cont/119719.html
Монтессори М. Помоги мне это сделать самому /М.: Изд. Дом «Карапуз», 2004. — 272 с., ил.
Гин А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. Пособие для учителя / М.: Вита-Пресс, 2009. — 112 с.
Источник