Исследовательская работа о развитии ребенка
Районная научно-практическая конференция
«Новое поколение Курагинского района»
Как развиваются дети от 0 до 7 месяцев
Автор: Стоянов Владислав
Ученик 4 «А» класса
Ирбинской школы №6
Курагинского района
Красноярского края
Руководитель: Юркова О.В.
ВВЕДЕНИЕ
Я долго просил маму родить мне брата или сестру. И, наконец, 10 июля 2012 года у меня родилась сестра Лилия, весом 3380 г, ростом 53 см. Я был просто счастлив!
Но когда мне ее показали, я был немного разочарован. Как с ней играть? Ведь она меня даже не видела.
И у меня возникли вопросы:
Когда дети начинают фокусировать взгляд?
Когда дети начинают держать голову?
Когда дети начинают ползать, ходить?
Когда дети начинают питаться как взрослые?
Когда дети начинают говорить?
ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ
Когда Лилю привезли домой, она только плакала, кушала и спала. Ела она только грудное молоко.
В месяц ей поставили прививку и взвесили. Лиля весила 5080г. Она начала фокусироваться взгляд и прислушиваться к звукам. Она по-прежнему много спала и питалась грудным молоком. Она очень любила сосать свои пальцы.
ВТОРОЙ МЕСЯЦ
В полтора месяца Лилия научилась сознательно улыбаться нам.
Начала наблюдать глазами и поворотом головы за игрушками и за нами: «Попробуй уйти от меня – я буду кричать!» Очень хорошо, внимательно слушала музыку. На животе стала недолго поддерживать голову. А весила Лиля уже 5860г.
И шустро передвигалась на спине в своей кроватке.
ТРЕТИЙ МЕСЯЦ
В три месяца Лиля научилась хорошо держать голову на животе, тянутся за игрушками, а если не дотягивалась, то громко кричала на эти игрушки.
28 сентября 2012г Лиля начала переворачиваться со спины на живот и исследовала всю кроватку. Хохотала в голос над тем, что ей казалось смешным. И тянула гласные буквы: «О-О, А-А, Э-Э». Держала в руках то, что ей давали. Весила Лиля 6600г.
ЧЕТВЁРТЫЙ МЕСЯЦ
Лиля начала пить что-то кроме грудного молока это яблочный и морковный сок.
18 октября первый раз перевернулась с живота на спину. Начала произносить слоги: «Ба-Ба, Бя-Бя, Вя-Вя, В-в-в». Ей понравились сказки и книжки.
Она начала узнавать голоса близких, часто улыбаться и смеяться. А весела она уже 7420г.
ПЯТЫЙ МЕСЯЦ
Лиля начала пытаться садиться с любой наклонной поверхности или держась за руки.
Подтягиваться к игрушкам, хватать, тянуть в рот и принималась их грызть. Ей очень понравилось прыгать в прыгунах. Начала вставать на четвереньки и раскачиваться, пытаясь ползти. В четыре месяца мы дали ей попробовать кашу. А соки начали давать с мякотью.
А весела она уже 7590г.
ШЕСТОЙ МЕСЯЦ
В шесть месяцев Лиля уже умела уверено сидеть, ползать на небольшие расстояния.
В пять с половиной месяцев у неё прорезались два нижних зуба и Лилия начала все грызть. К шести месяцам она стала подтягиваться на перекладине кроватки и вставать на колени.
И весела она уже 8110г.
СЕДЬМОЙ МЕСЯЦ
К семи месяцам Лиля начала вставать на ножки опираясь о неподвижные предметы.
А постепенно передвигаться вдоль этих предметов начала хорошо ползать. Начала интересоваться теми предметами, которыми занимаются взрослые. Мама давала Лиле овощи, но они ей не понравились, а фрукты ей даже очень понравились. Лиля начала повторять простые слова. Она становиться собеседником. Обожает зеркало.
А весит Лиля уже 8260г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
За семь месяцев Лилия преуспела во многом: научилась держать голову, фокусировать взгляд и следить за предметами или людьми, ползать, вставать и передвигаться на ногах при поддержке, улыбаться и смеяться в голос и произносить простые слоги. Начала есть каши и пить соки, а ещё попробовала овощи, фрукты, йогурт, творог.
По сравнению с другими млекопитающими, например, с котёнком, который в семь месяцев отличается от взрослого кота разве что размером, человеческому детёнышу еще предстоит долгий путь до взрослого.
Но это значит лишь то, что человек обладает большими навыками и знаниями чем животное, поэтому ему и требуется больше времени.
Источник
Гунель Биннатова
Исследовательская деятельность с детьми раннего возраста
Из опыта работы- «Исследовательская деятельность с детьми раннего возраста».
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
Сухомлинский В. А.
Дети раннего возраста – природные исследователи окружающего мира, мир открывается для них через опыт личных ощущений, действия, переживания.
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основана познавательно — исследовательская деятельность!
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Одной из актуальных проблем педагогики является развитие познавательных интересов дошкольников, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Маленькие детки по своей природе исследователи. Им хочется испытывать все самим, удивляться неизведанному.
Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста? Да! Для детей раннего возраста характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Так как познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в недрах предметно-манипулятивной деятельности, представляя собой простое, как будто «бесцельное» экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. В период дошкольного детства «островки» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, «вплетаясь» в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.
Так, в возрасте 2-3 лет преобладающими должны быть объекты для исследования в реальном действии с небольшим включением образно-символического материала.
На этом и основано активное внедрение исследовательской деятельности в практику работы с детьми раннего возраста. У детей формируется любознательность — желание познать закономерности окружающего мира. Именно поэтому очень важно интерес ребенка, любознательность — сделать управляемым процессом, а главное, полезным для него с точки зрения познавательного, нравственного, эстетического развития. Познавательный интерес ребенка должен рождать в нем добрые чувства, быть повернутым в полезное русло.
Для детей раннего возраста необходимы также простые материалы, относящиеся к типу образно-символических, позволяющие расширять круг представлений ребенка, развивать речь, продвигающие ребенка на уровень образной репрезентации мира.
Это наборы картинок с изображениями простых геометрических форм, бытовых предметов, животных, растений и плодов, разрезные (складные) кубики и картинки (из 2-4 элементов, парные картинки для сравнения, простые сюжетные картинки, серии картинок (истории в картинках) с последовательностью из 2-3 событий или бытовых действий и т. п.
Этот материал стимулирует исследование и упорядочение в виде простых группировок (по сенсорным свойствам и по смыслу изображенных предметов, установление простых отношений между элементами (целое — части) и временных отношений (сначала — потом). Для расширения круга представлений и простой группировки могут использоваться и разнообразные образные игрушки — объемные и плоскостные фигурки животных, наборы муляжей фруктов и овощей.
Для того чтобы игры-экспериментирования успешно осуществлялись в группе, мы постарались создать соответствующую предметно-пространственную среду.
В которой главное место отвели центру экспериментирования «Песок-Вода». В процессе игр дети узнали, что вода не имеет вкуса, запаха, что тяжелые предметы (камешки) в воде тонут, а легкие (поролон, пробки, перышки.) нет.
С большим интересом дети наблюдали за тем, что водичку можно «покрасить», они с удовольствием окрашивали воду разными цветами.
Из сказки «Про маленькую капельку» дети узнали, что у водички есть своя «песенка».
С маленькими детьми выполняются самые простые действия, например, выкладывание картинок с тем явлением природы, которое наблюдали на прогулке или одевание куклы в ту одежду, которая нужна ей по сезону, при этом закрепляется последовательность одевания и на кукле и по схеме, и при одевании на прогулку. В этом возрасте главное сформировать навыки самообслуживания.
Познакомили детей с тем, что без воды не могут жить растения, птицы, рыбы и человек.
В процессе работы знакомили детей со свойствами и качествами такого материала как камень: они бывают большие и маленькие, тяжелые и легкие, твердые, тонут. Из камней можно делать постройки; так же знакомим детей с такими крупами, как — горох и фасоль (игра «Перебери фасоль и горох»).
Экспериментирование с песком и с водой постоянно организуем в своей группе. Вместе с детьми мы изучаем их свойства, играем с ними. Здесь проявляются творческие качества, развиваются воображение и сенсорные способности. Исследовательскую деятельность стараемся включать в разные виды деятельности: в игру, на занятие, прогулку.
В процессе работы, играя с детьми, стараемся создавать проблемные ситуации, позволяющие ребенку делать какие-то самостоятельные выводы. Например, развивая сюжет ролевой игры, предлагаем слепить пирожки для угощения кукол, используя для этого сухой песок. Попытка вылепить из него пирожки первоначально заканчиваются неудачей, при этом дети сами осознают, что у них не получается и почему. Неудача направляет внимание на выявление свойств песка. Возникшая проблемная ситуация активизирует познавательную активность детей. Чтобы найти выход из создавшейся ситуации предлагаем детям намочить песок и попробовать еще раз слепить пирожки. Дети с радостью замечают, что на этот раз у них все получилось.
Проблемная ситуация, неуспех в деятельности, замена материала и его сенсорное обследование приводит к осознанию свойств материала (из влажного песка можно лепить, дети знакомятся со способами обследования для выявления свойств (сжать, надавить ладошкой, а также способами сделать песок пригодным для лепки.
С помощью экспериментирования легче понять и установить связи, закономерности в окружающем мире. Любознательность — это черта характера, которую необходимо развивать с раннего возраста, что врожденная потребность в новых впечатлениях составляет основу гармоничного всестороннего развития ребенка.
Основное содержание исследованийпредполагает формирование следующих представлений:
1. О материалах (песок, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т. д).
3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
4. О способах исследования объекта.
5. О предметном мире.
Всем известно, что основное ребенок познает дома из общения с родителями, участия в повседневных делах, наблюдений за действиями членов семьи. Совместно с родителями мы стараемся многое сделать для развития, используя естественные ситуации (по дороге домой, дома на кухне, в магазине, купая ребенка). Именно поэтому, привлекаем родителей к совместному решению данных вопросов,используя следующие формы:
Родительский уголок
Беседы
«Семейные встречи»
Тематические консультации
Опросы, анкетирование.
Нацеливаю родителей на то, что любознательность — это черта характера, которую необходимо развивать с раннего возраста, что врожденная потребность в новых впечатлениях составляет основу гармоничного всестороннего развития ребенка.
И в заключении хочу особо отметить, что работая в системе по внедрению экспериментальной деятельности в группе, дети стали более самостоятельны, любопытны, появился интерес к экспериментированию, расширился кругозор. Благодаря этому большинство детей инициативны и активны в общении, установился тесный контакт с родителями. Все это создает хорошую почву для развития любознательности и сенсорных представлений у детей.
Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Источник
«Роль исследовательской деятельности в развитии
индивидуальных способностей учащихся»
Выполнила:
Фомина Ольга Владимировна-
учитель физики первой категории
МБОУ СШ №17
Контактный телефон:
8(83147)57-2-33
Адрес: 607260, Нижегородская область,
г.Арзамас, микрорайон Кирилловский,
улица Центральная дом4
е-mail:17school_arzamas@mail.ru
тел. 89200549268
Арзамас, 2017
Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов. Эти позиции соответствуют современным гуманистическим тенденциям развития отечественной школы, для которой характерна ориентация педагогов на личностные возможности учащихся, их непрерывное «наращивание».
Выдвижение на первый план цели развития личности, рассмотрение предметных знаний и умений как средства их достижения находят отражение в государственных документах. Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является его личностная ориентация, предполагающая опору на субъектный опыт учащихся, актуальные потребности каждого ученика. В связи с этим остро встал вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта школьников.
Профессия учителя по своей природе творческая. В процессе реформирования системы образования в течение последних лет все более и более распространяются инновационные подходы к обучению.
Учеба должна стать более увлекательной и интересной; ориентировать учащихся на понимание значения получаемых в школе знаний, приобретение личностного и профессионального опыта в ходе творческого исследовательского процесса. Поэтому так много внимания уделяется исследовательской деятельности, заставляя учителя по-другому определять приоритеты образовательной деятельности, на первое место ставить развитие индивидуальных способностей учащихся.
Исследовательская деятельность предоставляет новые возможности формирования и развития навыков самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Непосредственное же руководство учебно-исследовательской работой школьника – тот вид взаимодействия, в котором максимально раскрываются возможности сотрудничества, соавторства, сотворчества. Тем более что современная система ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятельности доведения её до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки учебной программы и позволяющей создать новые знания. В результате исследовательской деятельности учащиеся школы умеют
— самостоятельно приобретать необходимые знания, эффективно применять их на практике;
— творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления поставленных задач, выдвигать новые идеи;
— грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые для исследований факты, анализировать их, делать необходимые выводы;
— быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.
Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт – полученное знание о технологии исследования, интеллектуальные умения. Особенно важно отметить, что в исследовательской деятельности ученик выступает автором собственной работы. Это влияет на развитие мотивирует на обучение в целом, прививает интерес к собственному получению знаний.
Говоря о самостоятельности школьников в учебно-исследовательской деятельности, мы подразумеваем, что научный руководитель консультирует, направляет, советует, наталкивает на возможные выводы, но ни в коем случае не пишет работу за ученика. Возможности для организации учебно-исследовательской деятельности школьников предоставляет урок.
Учитель использует на уроке педагогические технологии, основанные на применении исследовательского метода обучения. Исследовательский метод можно определить как самостоятельное решение учащимися новой для них проблемы с применением таких элементов научного исследования, как наблюдение и самостоятельный анализ фактов, выдвижение гипотезы и ее проверка, формулирование выводов, закона или закономерности.
Существуют множество нетрадиционных уроков. Предполагающих выполнение учениками учебного исследования или его элементов: урок-исследование, урок-лаборатория, урок – творческий отчет, урок-защита исследовательских проектов.
Домашнее задание исследовательского характера позволяет провести исследование достаточное продолжительное по времени и включает в себя все виды исследований.
Внеурочная деятельность предполагает более широкие возможности для реализации учебно-исследовательской деятельности. Формы организации исследовательской деятельности:
Факультативные занятия
Ученическое научно-исследовательское общество
Участие старшеклассников в олимпиадах, конференциях
Учебно-исследовательская деятельность как составная часть учебных проектов
Важнейшим условием реализации исследовательской деятельности учащихся является индивидуальная работа учителя с учеником в заданной предметной области, связанная с освоением методики, сбором материала и его обсуждением. На этом этапе возникает очень важный момент соотнесения уровня поставленной задачи с возможностями учащегося, контроля его собственной оценки хода выполнения работы. Таким образом, исследовательская деятельность предполагает личностное общение учителя и ученика.
Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность мною осуществляется в три этапа:
Первый этап – учебно-исследовательская деятельность на уроке. Школьники выполняют поиск информации, делают доклады и готовят рефераты.
Второй этап – система дополнительного образования на дополнительных занятиях. Школьники знакомятся с методикой проведения исследований, познавательная деятельность учащихся активизируется.
Третий этап – научно-исследовательская деятельность. Участие в школьной научно-практической конференции, в городских, региональных, всероссийских конкурсах.
Активизируя мыслительную деятельность, исследование способствует раскрытию личностных качеств школьника и развитию его эмоциональной сферы. Участие в исследовательской работе помогает убедить учеников в их человеческой ценности.
Тематика и характер исследовательских работ школьника могут быть различны, но в рамках урока должны отвечать школьным программам. Результаты исследований оформляется в виде реферата или творческого отчета с использованием рисунков, схем, фотографий.
Значимым фактом повышения эффективности научно-исследовательской деятельности в школе становится применение в работе новых информационных технологий. Влияние новых информационных технологий на организацию и содержание информационного обеспечения учебного процесса и исследовательской работы в школе является сегодня важнейшим условием ее поступательного развития. В последнее время современное обучение немыслимо без применения ресурсов Интернета. Сеть Интернет ведет громадный потенциал образовательных услуг. Не менее важным в исследовательской работе является умение презентовать свой труд. Для этого активно используются учащимися возможности школьного кабинета информатики. Где ребята могут готовиться к выступлению. Каждый из учащихся имеет возможность самостоятельного выбора формы представления материала, компоновки и дизайна слайдов. Кроме того, он имеет возможность использовать определенные средства мультимедиа, для того, чтобы сделать материал наиболее зрелищным.
Предмет физика является одним из ведущих среди других предметов, где можно успешно использовать элементы исследования.
В последние годы в наших школах большую популярность приобретает научно-исследовательская деятельность учащихся. Организация и подготовка такого вида деятельности требует от учителя и учащихся огромных затрат времени, поиска и анализа большого количества источников. Но важен результат, когда ребенок осознает себя автором открытия, пусть небольшого, пусть уже давно известного.
Выбор темы исследовательской работы связан не только с актуальностью данной проблемы, но и с интересами учащихся. И здесь учитель должен стать достойным руководителем, опорой в развитии интересов своих подопечных.
Приведу примеры отдельных работ , выполненных учащимися нашей школы под моим непосредственным руководством:
1.«Энергосбережение. Расчет эффективности и экономичности для школы №17 г.Арзамаса», работа на областной конкурс проектных работ «Экологическая мозаика», 1 место по городу
2. Мультимедийный продукт «Что такое энергосбережение?» Проектная работа по теме: «Расчеты по энергосбережению и возможный альтернативный источник энергии в школе №17 города Арзамаса» Мультимедийный продукт «Энегросбережение в освещении жилых домов», работы представленные на областной конкурс проектных работ по энергосбережению «Мало ВАТТов», 1 место по городу
3.В рамках участия во всероссийском проекте «Доброе дело», «Час без электричества» нами был составлен план мероприятий рассчитанный на целую неделю. Мы назвали эту акцию Неделя энергосбережения в МБОУ СШ №17
4.Участие в городской научно – практической конференции «Шаги в науку», с работой «Мой класс в цифрах и диаграммах», «Влияние веса школьного портфеля на ученика»
5. Ежегодное участие в региональном туре Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского, темы самые различные: «Использование альтернативных источников энергии для школы», «Эксперименты с мыльными растворами», «Современные вредные полезные гаджеты»
6. Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ обучающихся общеобразовательных организаций «Отечество» с темой «Карстовые озера и провалы нашего края», 1 место по городу
7. Организация и проведение Недели математики, информатики, физики.
8. Гагаринский урок .
Мои воспитанники за последнее 5 лет активно участвовали в работе научно-практических конференций разного уровня. Учащиеся расширили свой кругозор, ощутили свою личностную значимость, сумели заявить о себе на достаточно высоком уровне и заинтересовали научно-исследовательской работой других школьников.
Я думаю, что практика решения проблемы в процессе научно-исследовательской деятельности – это не только лучшее средство повышения творческих способностей учеников, но и возможность найти свою нишу в этом сложном мире. Потребность общества в инициативных, творчески мыслящих, самостоятельных, способных к успешной социализации и активно адаптирующихся к изменяющимся условиям молодых людей по-прежнему сталкивается с традиционной направленностью массовой школы на воспитание послушного, исполнительного выпускника. Исследовательская деятельность прививает вкус к научной работе, влияет на выбор будущей профессии, формирует активную жизненную позицию будущего гражданина.
В ходе совместной деятельности поиска ответа на заявленную проблему происходит сплочение в одну творческую группу учителей и учеников, причем последние приобретают неоценимый практический опыт сбора, обработки и презентации научной информации, опыт делового общения как со сверстниками, так и со взрослыми.
При защите своих исследовательских работ учащиеся учатся отстаивать свои мнения, приводить аргументы, доказательства. И с каждым разом, выходя на аудиторию, шаг их становится тверже, появляется уверенность в голосе, вера в то, что они говорят. Наблюдая за их выступлением перед аудиторией, я вижу развитие личности. Ведь как сказал один из участников конференции: «Главное то, что я победил свой страх».
И закончить хотелось словами русского педагога Вахтерова Василия Порфирьевича: «Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать и кто умеет добывать эти знания».
Литература
Ахметшина Ф.А. Методологическая культура учителя6 научно-исследовательская работа в школе. – Казань, 2008. – 180с.
Зайченко О.М. Формирование у учащихся представлений о процессе научного познания: Методические рекомендации. – Великий Новгород: НовГу им.Ярослава Мудрого, 2000.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П.. Современный урок. Часть III. Проблемные уроки. Издательство «Учитель». 2006.
Источник