Исследовательская работа на тему развитие ребенка
СЛЕТ НАУЧНЫХ ОБЩЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ
Влияние текстильной игрушки на развитие личности ребенка
Секция: Прикладное искусство
Таджибова Саният Нажмудинова,
8-А класс
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Cредняя школа №30 с углубленным изучением отдельных предметов»
Руководитель:
Старцева Галина Ресульевна,
Учитель технологии
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Cредняя школа №30 с углубленным изучением отдельных предметов»
Нижневартовск 2017
Оглавление
Введение
1.Актуальность. Цели и задачи проекта—————————————————-3
2. Из истории народной игрушки————————————————————5
3. Результаты анкетирования——————————————————————7
4. Можно ли развивать интерес детей к народным игрушкам в наши дни?———8
5. Проект игрушки своими руками————————————————————10
6.Заключение.————— ———————————————————————11
7. Литература и ресурсы————————————————————————13
8.Приложение————————————————————————————14
У большинства людей детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти как близкие друзья, как воплощение теплоты и значимости той невозвратимой поры. Нормальное развитие ребенка, становление его внутреннего мира немыслимы без игры, а, следовательно, без игрушки. Игрушки для ребенка — та «среда», которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства; игрушки учат общаться и познавать себя.
Актуальность. Цели и задачи проекта.
Актуальность моей работы в том, что как показывают опросы, в большинстве случаев игрушки выбираются и покупаются стихийно, в силу сложившихся обстоятельств или внешних, поверхностных признаков (привлекательность, величина, стоимость, желание угодить ребенку и пр.). Развивающий потенциал игрушки, ее «полезность» взрослые либо вовсе не учитывают, либо целиком доверяются прилагаемой аннотации, в которой производитель пишет все, что хочет. Отсутствие каких-либо ценностных ориентиров на рынке игрушек (как у производителей, так и у покупателей) приводит к их бесконтрольному производству, бессистемной закупке и бессмысленному потреблению. В результате прилавки магазинов и детские комнаты завалены однотипными и, как правило, бесполезными (а иногда и вредными!) игрушками, но нужных и важных для детского развития мало. Такая ситуация весьма негативно отражается на качестве игры, а следовательно, и на эффективности развития ребенка.
Именно младшем возрасте до 10-11 лет происходит наиболее интенсивное развитие личности, в основе которого, безусловно, лежит приобщение к инациональному культурному наследию.
Гипотеза моего исследования состоит в том, что возможно текстильная игрушка является развивающей,если ее изготовить своими руками.
2.Из истории народной игрушки.
На протяжении многих веков кукла была и остаётся первой и любимой игрушкой человека. В глубокой древности кукла была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. У наших славян, был ужасный обычай, они приносили в жертву людей, но однажды человека заменила кукла. Березовое полено нарядили в платочек и сарафан, получилась женщина с белым лицом. Затем появились куклы-чучела, которых сжигали и просили хорошего урожая. Так кукла спасла человека от страшного обряда.
Работая над проектом, мы обращались ко многим источникам, в которых слово «детская игрушка», «кукла» имеет разное значение, например, сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и прочего материала подобие человека, а иногда и животного. Возраст древнейшей на земле куклы более 4 тысяч лет!
Тряпичная кукла-это наша история, традиции, культура, она имела несколько назначений и была неотъемлемой частью быта людей. Она оказывала покровительство и помощь, в ней причудливо сплелись отголоски древних верований и народный идеал красоты. Как и у других народов, в русскую тряпичную куклу вкладывали определенный смысл. Вот почему часто игрушка могла быть оберегом, свадебным атрибутом или предназначаться для забавы детям.
Современные куклы.
Матрёшка – замечательная игрушка. Она стала нашим национальным сувениром. Эта кукла оказывается сюрпризом, она содержит в себе до двенадцати куколок. Собирая и разбирая матрёшку, мы получили первые знания о форме, величине, цвете, количестве.
Очень похожа на матрешку и другая кукла — неваляшка. Эта игрушка состоит из геометрической фигуры — круг. Куклы пирамидки – увлекательнейшие детские игрушки, собирать которые – самое настоящее удовольствие. Здесь цвет, форма, материал, размер.
Кукла «Масленица» – обязательный атрибут веселого одноименного праздника, так как она является символом злой и холодной Зимы. Изготавливают куклу из веток, прутьев, соломы, вместо волос – очесы льна, заплетенные в косу, на голове – платок. Это, пожалуй, один из немногих вариантов кукол, на которой разрешалось изображать лицо.
Новая кукла Барби была сделана в середине 20 века. Это — самая популярная кукла в мире.
Еще есть такие как Winx, пупсы, роботы. И если дети и взрослые выбирают кукол, значит, она становится их любимой игрушкой. А узнав историю возникновения кукол, пришла к выводу: куклы сопровождают нас всю жизнь, а в настоящее время пользуются большой популярностью у детей и взрослых. В куклы дети и взрослые играли раньше, играют сегодня и будут играть всегда.
И еще один важный открылся момент: наши мамы играли в «Дочки-матери», «Дом» и кукла выступала в роли дочки, которую нужно было пеленать, укрывать, кормить, воспитывать. Таким образом, девочка приучала себя к роли матери в будущем. То современная кукла-красавица приучает девочку к совсем другой роли: наряжаться, делать прически, макияж, быть модницей, иметь мебель, автомобиль, Кена и т.д.
Мне стало интересно, а как дети в наше время относятся к игрушкам? Как они понимают суть игры с игрушками? Я провела анкетирование среди детей младших классов.
На вопрос «Играете ли вы с игрушками?» «да» ответили 75 % детей, а «нет» ответили 25 % детей. Если уже некоторые дети не играют с игрушками, то возможно их детство наполнено компьютерными играми? 1
Также я спросила детей, «Какие у вас любимые игрушки? Почему?». Были такие ответы как «Красивые, забавные, любимые. Я их очень люблю, они мне дарят счастье» или «Черепашки ниндзя. Они яркие, красивые, цветные. Также солдатики, с ними весело играть», но также были такие ответы как « Компьютер и телевизор, машинки, PSP», «машинки, вертолет, кубики, танки, самолеты, компьютер, телефон, PSP». Думаю трудно назвать «компьютер» прекрасной игрушкой для ребенка младших классов, или же сотовый телефон.
Также я задала вопрос детям, «По какому принципу родители покупают вам игрушки?»
58% ответили, что ориентируют на их запросы, 8% по своему вкусу, 34% — развивающие игрушки. Конечно, это хорошо, что родители покупают любимые игрушки детей, но сильно баловать не следует, иначе ребенок может вырасти эгоистичным.2
«Как вы считаете, какие игрушки нужны детям? Почему?»
На этот вопрос все ответили по разному, кому то нравятся машинки, кому то куклы, но никто не ответил на вопрос «Почему»? Были также дети, которые не были разборчивы в игрушках, и написали просто ответ «все»
Таким образом, мы может сказать, что есть дети, которым игрушки идут на пользу, но также есть дети, которые не понимают суть игры, и предпочитают компьютерные игры, или же не так разборчивы в игрушках. Большинство родителей также не прививают вкусов своим детям и покупают им все, что они хотят.
4. Можно ли развивать интерес детей к народным игрушкам в наши дни?
В Москве, в ГОУ д./с № 643, провели эксперимент с хорошо играющими детьми разных возрастных групп (от 2,5 до 3, от 3 до 4 и от 4 до 5 лет).3 Детям были представлены заранее изготовленные из ткани три куклы –Пеленашка, Тряпичная кукла и Куватка. Выбор кукол был предопределен простотой их изготовления и большой популярностью в игровой среде крестьянских детей 21 и первой половины 20 веков. Были подготовлены рассказы об истории каждой куклы и правилах игры с ней, также разработан сценарий практического занятия «Народная кукла в игровой деятельности современного ребенка».
Эксперимент показал, что данные виды кукол практически не вызывает игрового интереса у детей, вовлеченных в эксперимент. Они не знают, что с ними делать и как играть, не способны сфантазировать эмоции и чувства кукол, хотя с обычной, фабричной куклой они могут играть долго и их игра основана на предметных действиях с ней. Детям от 4 до 5 лет были предложены ( помимо названых кукол) матрешки и фабричные куклы, а также соответствующие игровые атрибуты ( мебель, посуда, кусочки ткани). В первую очередь девочки выбрали кукол современных и играли в них достаточно долго. Матрешки в игре использовались не как куклы, а как предметы интерьера или игрушки – погремушки для кукол – дочек. С народными куклами дети не знали, что делать, и воспринимали их так же как предметы интерьера. Они выстраивали игру с посудой и другими бытовыми предметами. Либо у них возникали игровые действия друг с другом без кукол. После пояснения детям правил игры с этими куклами игра постепенно зарождалась, но продолжалась не более 5-10 минут.
Ребенок в своей игре воспроизводит то, что видит в повседневной жизни, поэтому он выбирает современную фабричную игрушку – более понятную и привычную. Способы использования и сюжеты к ней подобрать проще. А народная кукла предполагает создание некоего сказочного сюжета. Наши дети не умеют играть в сказку. Они не знают, что такое русская народная рукотворная кукла (и многие даже не когда не видели её). Но интерес к рукотворной кукле у детей, безусловно, есть. Они внимательно слушали рассказ о том, как бабушки делали этих куколок и играли с ними. Но этот интерес носил по преимуществу познавательный характер. Желания поиграть с такой куклой у детей не возникает. Дети ее собирают, стоят в ряд, рассматривают расписной наряд, но не играют.
Данный эксперимент показал мне путь разрешения этой проблемы и подтвердил предположение о том, что можно подобрать интересный сюжет и способы действия с современной текстильной куклой – сделать ее вместе с детьми! Это позволяет развивать у детей творческое начало, воображение, фантазию, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, коммуникабельность.
5.Проект игрушки своими руками.
В наши дни промышленное производство кукол достигло неимоверного развития. И все же, на фоне серийных игрушек, в конце XX века появляется новый жанр искусства – текстильная авторская кукла. «Авторская» означает, что данная кукла сделана автором вручную по своим эскизам и задумкам
Чтобы качественно выполнить работу, нужно организовать рабочее место. Для этого лучше всего убрать со стола всё лишнее, приготовить все инструменты и материалы. Во время работы нужно соблюдать правила безопасности.
1.Сначала нужно нарисовать эскиз куклы и сделать выкройки.
2.Из светлой ткани выкраиваем детали куклы.
3. На швейной машине стачиваем все детали между собой.
4.Набиваем детали куклы синтепоном.
5.Сборка всех деталей куклы ручными подшивочными стежками.
6. Выкраивание и стачивание одежды для куклы.
7. Вязание шапочки спицами платочной вязкой.
8.Далее начинается самое интересное — создание образа.
Кукла, которую я еще не успела сделать, начала жить своей жизнью, диктуя свои правила. Поэтому во время работы мне пришлось дополнять, или же убирать некоторые детали.
И вот всё готово! Мне очень нравится! А вам?
6.Заключение
Очень многие психологи говорят о том, что игрушка – это инструмент, с помощью которого можно влиять на детей. Поэтому нельзя просто прийти в магазин, схватить яркую игрушку и подарить ребенку. Потом ребенок, получающий подобные подарки, так и будет обращаться с вещами, а может быть, не только с вещами. Игрушка, сделанная своими руками учит общению, а современная игрушка – крайне индивидуализирована. В нее можно играть одному. Это хорошо, но не всегда. Детство – это время, когда ребенок на очень глубинном уровне учится общению, тонкости понимания другого человека, пониманию того, что значит сделать другому доброе или как-то обидеть его, может и невольно.
Он учится этому в игре. Сначала он учится от матери. Здесь многое зависит, насколько они с матерью гармоничны, близки, насколько мать отдает себя ребенку. А потом это происходит через игрушку и игру. По мнению некоторых психологов, чудовище, имеется в виду игрушка монстр, служит своего рода консервами для имитации взрывов и столкновений. Игра при этом бессодержательна – просто локализованная вспышка возбуждения. В некоторых случаях ее можно рассматривать как выход лишней нервной энергии, но чаще всего, она не успокаивает, а еще больше раздражает, при этом еще и формирует определенную психическую зависимость. Дети становятся агрессивными. Современная игрушка своими резкими и слишком яркими красками возбуждает ребенка. Это портит вкус, а не развивает. Покупая вот такие игрушки, мы не помогаем, а мешаем.
Родители должны находить для своего ребенка хотя бы немножечко времени. Я понимаю, что легче от него откупиться, купить ему какую-то дорогостоящую игрушку в магазине. Но если вместе со своим ребенком сделать текстильную куклу, эмоциональное общение вас так сблизит, что вы будете долго вспоминать полученную радость, полученную в совместном творчестве.
Сейчас очень распространены виртуальные игрушки, к числу которых относятся компьютерные игры. Они воздействуют на душу ребенка самым негативным образом. Эти игры уводят от общения. Ребенок погружается в виртуальную реальность: не в природу, не в общение с друзьями, с мамой, с книжкой. Нет. Это какая-то чисто выдуманная реальность. Это происходит в период детства, когда общение просто необходимо, чтобы вырасти психически здоровым человеком. Необходимо уметь общаться. Но для этого надо чувствовать другого человека, для этого необходим опыт. Погружение в компьютерные игры – это род наркотика. Ребенок уже не властен над собой. Это зависимость затягивает. Такой ребенок мало способен к глубоким движениям чувств, любви жертвенности, прощению, радости, терпению. Поэтому очень важно не дать ребенку втянуться в виртуальный мир, надо ограничивать время, которое он проводит с компьютером. Но все должно делаться разумно.
Мне кажется, что чем дольше ребенок играет в игрушки, тем крепче будет его душа. А разве сейчас у многих взрослых нет любимых мягких игрушек? Это все идет из детства. С другой стороны, наши девочки, которые стремятся так быстро повзрослеть, мне кажется, быстро постареют. Всему свое время, не нужно его торопить. И этому, опять же, можно поучится в общении и совместном творчестве с родителями.
Моя гипотеза о развивающей роли текстильной игрушки подтвердилась. Приобщаясь к совместному творчеству со взрослыми, личность ребенка, приобретает важные качества: творческое начало, воображение, аккуратность, трудолюбие, взаимопомощь, совестливость, способность к состраданию. Для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов ребёнка ему в равной степени необходимо и современная песня и современная литература и игрушка и т.п. Главное в том, чтобы разные виды искусства и творчества были осмыслены как органические составные части единого целого.
Литература и интернет ресурсы
Александр Рудаков Мистика русской игрушки //Сайт газеты»Завтра»
Гризлюк Л. Время кукол. // Мир музея. – 2005. №2(210).
Дайн Г. В традиции русской артели : история создания кукол в национальных костюмах / Г. Дайн // Народное творчество. — 2001. — № 6. — С. 44-46.
Валентина Ефремова. «Лекарство против Барби»
https://www.eka-mama.ru
https://roghdenierebenka.ru
https://eroditelstvo.ucoz.ru
https://nsportal.ru
Науменко Г.М. ЭТНОГРАФИЯ ДЕТСТВА» https://www.russiantoys.ru
https://pedsovet.su
Цветной мир: народная игрушка. Институт художественного образования Российской академии образования, -№1, 2009
Приложение 1
Приложение 1
Приложение 2
Текстильная кукла своими руками
2Приложение 1
Источник
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
Проект
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА»
Выполнил:
Кильметова Гузель Захитовна,
учитель математики и информатики
г. Октябрьский
2015 г.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………3-4 стр.
Основная часть………………………………………………………………..5-6 стр.
Заключение………………………………………………………………………7 стр.
Список литературы……………………………………………………………..8 стр.
Введение
«Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста.»
Пабло Пикассо
Так сложилось, что в настоящее время творческие люди очень востребованы обществом. Причем чтобы творческий человек был успешен, ему должны быть присущи такие качества, как: целеустремленность, заинтересованность своей творческой деятельностью, любовь к творению
Хоть в народе и существует такое мнение, что талант сам пробьёт себе дорогу, но всё ж для развития творческих способностей необходима помощь со стороны для выявления этих задатков и работы над их усовершенствованием. Сначала это помощь родителей, далее педагогов дошкольных, школьных и дополнительных учреждений.
Развитие творческих способностей необходимо начинать с раннего детского возраста. Если даже ребенок в дальнейшем не захочет заниматься искусством, ему всё равно пригодится его талант креативно решать поставленные задачи не только в процессе обучения, но и в жизненных ситуациях.
В первую очередь родители должны развивать творческий потенциал своих детей. Но зачастую для мам и пап творчество не является основополагающей частью воспитания ребенка. Для них важнее развить мышление, логику, память, речь своего чада. И это мнение ошибочно, поскольку творчество должно идти наравне с остальными направлениями воспитания ребенка.
В настоящее время основную работу по развитию творческих способностей у детей ложится на плечи работников детских дошкольных и школьных учреждений, учреждений дополнительного образования. И в современном обществе наиболее остро стоит проблема нехватки педагогических кадров, которые действительно сумеют разглядеть творческую одаренность ребенка, найдут подходы работы с такими детьми и помогут развить их способности, не гася при этом их индивидуальность и креативность.
В педагогических вузах будущих учителей не обучают тому, как работать с одаренными детьми, как выявлять их из общей массы, какие приемы необходимо использовать на уроках для развития их творческих способностей, как построить урок, чтобы он не был для них скучным, однообразным, как объяснить классу, что одаренность- это не повод для насмешек. Каждый ребенок является личностью и имеет право на собственную точку зрения, даже если она отличается от мнения большинства.
Тема данной работы особо актуальна в данный момент, поскольку у современных детей огромное множество возможностей по развитию своих талантов. Существуют секции, детские творческие клубы, школы дополнительного образования для детей любых возрастов, что позволяет самим детям выбирать понравившиеся направления творческой деятельности. Как правило, поначалу детям интересно всё, они пытаются заниматься различными видами творчества (рисуют, лепят, танцуют и т.д.), но со временем выбирают то, что им действительно по душе. И задача родителей не навязывать детям свои нереализованные мечты, а помочь ребенку сделать свой самостоятельный выбор.
Объектом исследования данной проектной работы является педагогический процесс развития творческих способностей у детей.
Цели данного исследования:
Изучить проблемы развития способностей детей
Выявить эффективные приемы развития творческих способностей в условиях учреждения дополнительного образования.
Использовать специальные приемы для развития творческих способностей детей.
В ходе работы, мы ставим перед собой следующие задачи:
Выявить основные компоненты творческих способностей на основе анализа литературы.
Изучить и проанализировать разработанную проблему в психолого-педагогической литературе.
Выявить особенности творчества детей в условиях различных кружков
В современном мире к ребенку предъявляются все более высокие требования, которым необходимо соответствовать и это помогает ему в выборе профессии и дальнейшего жизненного пути, в решении конкретных проблем. Творческий подход к той или иной ситуации помогает подобрать различные варианты и выбрать наиболее подходящий. Конечно, у каждого ребенка творчество проявляется по-разному, у кого-то – в большей степени, у кого-то – в меньшей. Но если у ребенка есть хоть малейшие творческие способности, то ему будет гораздо легче учиться, трудиться, строить отношения с окружающими людьми, справляться с трудностями.
Не секрет, что каждый родитель желает видеть своего ребенка в дальнейшем творческой личностью. Безмерное воображение, свободный полет фантазии, безошибочная интуиция – это составляющие творчества, которые потом преобразовываются в различные открытия и изобретения. Поэтому, если родители хотят видеть свое чадо творческой личностью, они должны стимулировать развитие творческого потенциала у ребенка.
Основная часть
Этапы реализации творческих способностей: 1) в семье (с рождения и в течение всей жизни); 2) в детских садах и других дошкольных учреждениях; 3) в школе; 4) в учреждениях дополнительного образования. Работа по развитию таланта должна проводиться постоянно, системно.
На развитие творческих способностей у ребенка положительно влияют различные виды детской деятельности:
Окружающий мир.
Развивающие игры и игрушки.
Рисование.
Лепка.
Чтение.
Музыка.
Аппликация.
Каждый ребенок в своих действиях подражает взрослым и в первую очередь родителям. Но, как правило, взрослые бояться показаться глупыми. Родителю нужно измениться самому, прежде всего, для развития творческого потенциала ребенка. Родитель пытается научить свое чадо шаблонному социальному восприятию и пониманию вещей, и пропускает мимо то, что ребенок относится к миру по- особому, творчески. Современные родители не умеют играть, фантазировать, они хотят выглядеть серьезными, вместо того, чтобы расслабиться. Они боятся нарушить социальные правила поведения.
Боязнь выглядеть глупо, серьезность родителей – не лучшие помощники для развития творческих способностей ребенка. Одним из важнейших советов для родителей является следующий: наравне с ребенком уметь веселиться, расслабляться, играть, совместно сочинять стихи, сказки, рисовать несуществующих животных, Это не только сблизит их с ребенком, но и будет способствовать развитию его творческого начала.
Для развития творческих способностей необходимо создание определенных условий, важен поиск творческих приемов. Главное – это создание общей атмосферы творчества и радости.
Великий Ян Амос Коменский писал: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».
По мнению известно психолога К.Роджерса, дети утоляют свое любопытство, свою неуёмную энергию с помощью интереса. А если его нет у человека, жизнь его становится скучной, окрашиваются в грустные серые тона, радость собственного существования уходит. Давайте откроем дверь в мир интереса ребят нашего класса.
Родители с годами замечают, что их одаренные дети становятся заурядными, похожими на остальных. Главная задача мам и пап — не позволять своему ребенку терять талант оригинально и творчески мыслить.
Будучи классным руководителем 5 класса, я рада, что в нашем городе есть Дворец детского и юношеского творчества, Дворец молодежи, Дворец спорта, Станция юных техников, Клуб детского творчества «Юность», «Радуга», художественные и музыкальные школы.
На базе нашей школы работает кадетский класс для учащихся 5 и 6 классов, кружки по проектной деятельности, цветоводству, рисованию и другие. Детям очень нравятся заниматься в них. И это в первую очередь заслуга их родителей, что они вовремя разглядели их таланты и дали возможность им их развивать.
Заключение
Существуют специально разработанные упражнения, часть из которых описана в популярном пособии для родителей и педагогов Л.Я. Субботиной «Развитие воображения у детей». Родителям необходимо в игровой форме проводить занятия с детьми, решать нестандартные задачи, создавать условия для развития творческих способностей ребенка.
Если хотим воспитать творческую личность в своих детях, то необходимо соблюдать ряд правил:
Быть терпимым к странным идеям ребенка, уважать любопытство, вопросы и их идеи.
Помогать ребенку ценить в себе свои таланты.
Помогать ему справляться с разочарованием и сомнением.
Находить слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка.
Помогать ребенку полагаться в познании на риск и интуицию.
Для развития творческих способностей можно предложить следующие меры:
1.Введение в программу школьного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческих способностей.
2. Использование специальных игр, развивающих творческие способности детей.
3. Работа с родителями.
Один восточный мудрец сказал: «Ребёнок — это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Этой мудростью и следует руководствоваться при воспитании своего ребенка. Не забывайте, что у каждого ребенка свои задатки и свой предельный уровень способностей.
Список литературы
1. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. — СПб.: издательство Буковского, 1994. 60стр.
2. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). — Дошкольное воспитание. -1994 №1. стр. 17-19.
3. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. — СПб.: Союз, 1997. 92стр.
4. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. — Дошкольное воспитание. — 1967 №12. стр. 73-75.
5. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. — Вопросы психологии. — 1993 №2. стр. 54-58.
6. Крылов Е. Школа творческой личности. — Дошкольное воспитание. -1992 №№ 7,8. стр. 11-20.
7. Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993. 56 стр.
8. Субботина Л.Я. «Развитие воображения у детей».- Ярославль : Академия развития, 1997.
Источник