Исследовательская позиция ребенка как фактор развития одаренности

Исследовательская позиция ребенка как фактор развития детской одаренности

Развитие детской одаренности обусловлено сложным динамическим взаимодействием интеллектуальных и мотивационно-личностных особенностей ребенка, а также условий его окружения. И поэтому в последние десятилетия взоры исследователей все чаще обращаются к изучению мотивационно-личностных предпосылок развития одаренности и условий окружения, среди которых ведущая роль принадлежит обучению.

Какие мотивационно-личностные особенности ребенка способствуют или, напротив, препятствуют развитию его одаренности? Какие условия необходимы для становления значимых для развития одаренности личностных качеств? Что может, а чего не может сделать школа для развития одаренности ребенка?

Наиболее ярким и важным проявлением высокого творческого потенциала в детском возрасте считается исследовательская активность ребенка, которая может иметь разные формы и в процессе творческого развития преобразуется, поднимаясь на все более высокие ступени. Так, у одаренного ребенка дошкольного возраста исследовательская активность проявляется как очень широкая любознательность и выражается в самостоятельной постановке вопросов и проблем по отношению к новому и неизвестному. В подростковом же возрасте она переходит в стадию самостоятельного формулирования проблем и познавательных задач, что выражается в проявлении стойких личностных интересов к той или иной области знания или деятельности человека. Реализация исследовательской активности обеспечивает ребенку непроизвольное открытие мира, преобразование неизвестного в известное, творческое порождение образов.

Исследовательская позиция возникает на основе доминирования познавательной мотивации и развития исследовательской активности ребенка. Именно эта мотивационно-личностная характеристика, активно развивающаяся на протяжении младшего школьного возраста, во многом определяет благоприятный прогноз развития одаренности в последующие возрастные периоды.

Все факторы развития одаренности у детей можно объединить в три группы: первая группа включает природные задатки, индивидуальные особенности ребенка; вторая группа – это зависимость развития одаренности от характера деятельности; в третью группу входят все формы влияния социальной среды на ребенка (прежде всего, родителей и образовательного учреждения).

«Одаренность» происходит от слова «дар» и означает, прежде всего, особо благоприятные внутренние предпосылки развития. В законе РФ «Об образовании» указывается на необходимость развития творческих возможностей одарённых детей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса. Сегодня необходимо предоставить каждому обучающемуся сферу деятельности, необходимую для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации и творческому самовыражению.

Какая должна быть деятельность для развития одаренности ребенка? Наверно, та, к которой ребенок тяготеет: художественной, естествоведческой, спортивной, социально-гуманитарной, технической, математической, научно-исследовательской. Одаренные дети в своем развитии подвержены особому риску. Самая сильная потребность одаренных детей — накопление и усвоение знаний. Самостоятельная исследовательская практика детей позволяет активизировать обучение, придав ему творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Она рассматривается как важнейший фактор развития творческих способностей.

Исследовательская позиция выражает определенный тип отношения ребенка к познанию окружающего мира – отношение к миру как к тайне, загадке, которую он непременно хочет разгадать. Исследовательская позиция ребенка наиболее ярко проявляется в проблемных ситуациях, ситуациях неопределенности, новизны, познания в широком смысле слова. На протяжении школьного детства большое значение отводится её проявлению в обучении как частном случае познавательной деятельности. Исследовательская позиция в обучении проявляется в следующих основных показателях:

— в высоком уровне и широте поисково-исследовательской активности ребенка в ситуации неопределенности, обусловленной бескорыстной познавательной потребностью;

— в склонности к продолжительным самостоятельным умственным усилиям в процессе поиска неизвестного, в настойчивости достижения познавательной цели, разгадки «тайн мироздания»;

— в предпочтении самостоятельных, продуктивных способов познания.

Таким образом, центральным звеном в развитии исследовательской позиции ребенка, является создание таких занимательно-игровых ситуаций, в которых могла бы проявиться исследовательская активность ребенка, его познавательная потребность, склонность к творчеству.
Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которое позволило бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывать суждения, логически связанные между собой, обосновывая свои суждения, делать выводы, и, в конечном счете, самостоятельно приобретать знания. 

В своей работе необходимо использовать различные формы и методы обучения для развития логического мышления своих учеников: нетрадиционные уроки («Математический КВН», «Урок – сказка»), конкурсы («Урок – олимпиада», «В царстве смекалки», «Блиц – турнир по математике»), дидактические игры и упражнения: “Что нарисовано?”, “Назови предмет в ряду”, “Домино”, “Как одним словом можно назвать предметы”, “Что здесь лишнее? Почему?” и др.
Логическое мышление развивают загадки, ситуационные задачи и логические игры: ребусы, шарады, головоломки. Все они тренируют логическое мышление младших школьников и помогают получать новые мыслительные навыки.
Они развивают способность к анализу, обобщению, формируют умение рассуждать, делать выводы, умозаключения. 
Наибольший эффект на уроках при работе с текстовой задачей может быть достигнут в результате применения различных приёмов работы над задачей. Мини-исследование, решение задач различными способами, разбиение текста задачи на смысловые части, моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка, изменение вопроса задачи, использование приема сравнения задач и их решений, составление аналогичной задачи с измененными данными, решение обратных задач. Систематическое использование на уроках математики данных приёмов работы над текстовой задачей, направленных на развитие логического мышления, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

При решении занимательных нестандартных задач преследуются следующие цели: 
— формирование и развитие мыслительных операций: анализа и синтеза; сравнения, аналогии, обобщения и т.д.;
— развитие и тренинг мышления, в том числе творческого;
— поддержание интереса к предмету, к учебной деятельности (уникальность занимательной задачи служит мотивом к учебной деятельности);
— развитие качеств творческой личности, таких, как познавательная активность, упорство в достижении цели, самостоятельность, умение переносить знания и способы действий в незнакомые ситуации и видеть новые функции объекта.
Также на уроках математики, для развития логического мышления, используются различные творческо-исследовательские задания: логические цепочки, магические квадраты, задачи в стихах, головоломки, математические загадки, кроссворды, геометрические задания со счётными палочками, логические задачи со временем, весом, комбинаторные задачи.
Важно помнить, что в младшем школьном возрасте ребенок отличается особой восприимчивостью по отношению к развитию у него важнейшей мотивационно-личностной особенности – исследовательской позиции, которая может способствовать дальнейшему развитию его одаренности.

Читайте также:  Развитие внимания у ребенка школьника

Важнейшими условиями развития исследовательской позиции личности являются обеспечение обогащенной проблемной среды, позволяющей ребенку с высокой степенью самостоятельности открывать знания об окружающем мире, а также поддержка со стороны взрослых (учителя и родителей) всех проявлений исследовательской активности ребенка, создание атмосферы значимости или ценности творчества.

Источник

Исследовательская позиция ребёнка как фактор развития одарённости.

Мазитова Файруза Габдрахмановна,

Отличник образования РБ, ветеран труда,

учитель начальных классов МОБУ СОШ

с. Тюрюшля Стерлитамакский район.

В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения. Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Задача образования — помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности. Все эти качества личности формируются при выполнении учебных проектов. На смену человеку-исполнителю должен прийти человек-творец, человек-исследователь. Что является ведущей деятельностью в творчестве? Поиск. «Дорога та, что сам искал, вовек не позабудется»,- пишет Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но собственная исследовательская практика, бесспорно, — один из самых эффективных. Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? где это? зачем это? какое это? Не все дети являются маленькими гениями. Но у любого ребёнка есть свои сильные стороны, свой дар, своё исследовательское поведение. А если не обращать на них внимание в детстве, это может оставить отпечаток на всей дальнейшей жизни ребёнка: он будет чувствовать себя бездарным и пустым человеком. Исследовательское поведение – это возрастная потребность ребёнка. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Как известно, возраст 6-12 лет — очень важный период развития ребёнка. Именно в этот период закладывается основа для подготовки детей к творческому труду. Поэтому важно именно в начальной школе создать психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности. Без навыков исследовательской учебной деятельности сложно освоить предлагаемую основной и старшей школой программу. Итак, передо мной определилась задача – апробировать роль учителя в качестве наставника, сопровождающего развитие проектной и исследовательской деятельности учащихся. Цель педагогической деятельности: формирование и развитие исследовательского поведения учащихся. Практическую работу начала осуществлять в 2006 году с учениками 1 класса. Реализация цели началась с подготовительного этапа. Провела анкетирование родителей с целью определения значимости развития исследовательского поведения детей и готовности родителей к сотрудничеству. Оказалось, что 9 человек (90% родителей), разделяют мнение о развитии творческих способностей учащихся и выступают за апробирование проектно-исследовательской деятельности, 10% родителей (1 человек) придерживается мнения «мне всё равно, лишь бы не был перегружен мой ребёнок».

Анализ результатов показал, что родители понимают необходимость формирования творческих навыков учащихся. Значит, при работе над проектно — исследовательской деятельностью я могу рассчитывать и на помощь родителей, но при этом продумать формы сотрудничества.

На первом этапе (2006/2007уч. г.) мы ориентировались на мнение , что программа обучения проектной, исследовательской деятельности учащихся должна начинаться с тренинговых занятий по развитию информационно-аналитических, информационно-поисковых умений, которые позволят учащимся овладеть специальными знаниями, умениями, навыками исследовательского поиска. Да, эти занятия позволили учащимся овладеть специальными знаниями, умениями, навыками исследовательского поиска. В качестве примера я кратко остановлюсь на некоторых из них. 1.Развитие умений видеть проблемы (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон). Задание «Посмотри на мир чужими глазами». 2.Развитие умений выдвигать гипотезы (уметь предвидеть события, предполагать, используя слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что, если, наверное…). Задание «Давайте вместе подумаем». Почему у белого медведя нос чёрный?… 3.Развитие умений задавать вопросы. Задания для развития умения задавать вопросы уточняющие (верно ли, что; надо ли; должен ли? и восполняющие (Кто? Что? Где? Почему?) Задание “Найди загадочное слово”. Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов “что”, “как”, “почему”, “зачем”. Следует отметить, что развитие у детей умения задавать вопросы влечёт за собой целый ряд других умений – выдвигать гипотезы, строить догадки, делать предположения и проверять их.

Формирование у учащихся навыков исследовательской деятельности и научной организации труда продолжается на всех уроках, на которых применяются методы проблемного обучения, метод развития критического мышления, метод проектов. На всех этапах работы важно иметь в виду, что главный из ожидаемых нами результатов – это приобретение и развитие ребёнком новых проектных и исследовательских умений и навыков. Остановлюсь выборочно на конкретных примерах межпредметных проектов, которые были разработаны моими учащимися совместно с учителем и родителями.

Что приобрели учащиеся при работе над проектами? Во-первых, деятельность. Каждый что-то обдумывал, предлагал, т. е. мыслительная деятельность. Была и коммуникативная деятельность – все делились своими мыслями, идеями. Была и практическая работа. Работа по выполнению проектов была групповой ( 1,2 классы), такая организация подразумевала распределение ролей, выполнение работы каждым учеником и объединение усилий каждого в единый результат Обучающиеся (3 класс, 2009 год), (2 класс, 2013 год) выполнили индивидуальную работу. Наши результаты показаны в таблице.

Название

Уровень

Класс

Место

Учебный год

«Я — исследователь» по теме «Животный мир»

Районный

1

2006-07

«Я – исследователь» по теме «Тюльпаны для вас»

Районный

2

Сертификат

2007-08

« Я – исследователь» по теме «Чай. Как он приятен, вкусен, ароматен!».

Районный

3

2

2008-09

« Я – исследователь» по теме «Чай. Как он приятен, вкусен, ароматен!».

Российский

3

3

2008-09

«Я-исследователь» по теме «Научи своё сердце делать добро!»

Районный

2

1

2012-13

Читайте также:  Закономерности роста и развития ребенка презентация

При организации работы над проектом необходимо опираться на психолого-педагогические принципы: — интерес к теме должен выстраиваться с учётом имеющегося у детей учебного и житейского опыта, их возрастных особенностей и предпочтений; — возможности младшего школьника имеют предел, не следует планировать сложных, требующих больших временных затрат работ; — помнить, что проектная деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе; — сотрудничество: общая деятельность и согласованность действий детей и учителя, общение и взаимопонимание.

Еще одна важная особенность состоит в том, что в работе над проектом складывается иной тип взаимодействия педагога с ребенком. Здесь учитель не просто передаёт определенный объем новой информации, а формирует развивающую среду. Нужно отметить, что работа над проектами обогащает ребёнка новыми знаниями, пробуждает и укрепляет в нём интерес к познавательной деятельности, помогает систематизировать знания, выйти на уровень обобщений, развивает творческий потенциал. В классе создаётся обстановка общей увлечённости и творчества. И не менее важно, эта работа объединяет учителей, детей и родителей.

Подводя итог, отмечу, что в настоящее время в условиях личностного подхода к школьному образованию становится все более важным воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование. Организовав проектную и исследовательскую работу, смогу помочь учащимся своего класса ответить на вопрос: “Что мне интересно? Могу ли, хочу ли это учить, заниматься этим в дальнейшем?”, помогу учащимся сделать выбор на будущее и оценить свой потенциал, чтобы услышать в ответ: “Это делать умею, мне это интересно!” Хочу напомнить всем известную одну притчу.

Жил-был мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не всё. Задав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?. А сам думает: «Скажет живая – её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».

В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой каждый ребёнок будет чувствовать себя личностью.

Литература.

1.Савенков , дающие старт исследовательской деятельности. //Директор школы, 2004, №1, с46-50.

2.Савенков на дому. Методические рекомендации // Исследовательская работа школьников, 2002, №1 с.34-45, №2 с.73-78.

3.Соколова культура младшего школьника: Учебно-методическое пособие (Вып.1-5). — Самара: Издательство “Учебная литература”, 2007.

4.Начальная школа плюс до и после. №9/07, №:6/08, №3/10, №11/09, №9/07.

Источник

Автор: Коловай Татьяна Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ№7
Населённый пункт: п. Коммаяк, Кировский район, Ставропольский край
Наименование материала: доклад
Тема: «Исследовательская позиция ребенка как фактор развития одаренности»
Дата публикации: 10.10.2017
Раздел: начальное образование

Тема

защищённой

мною

работы

«Формирование

мотивации

обучения

младших школьников».

Модернизация

общего

образования

требует

перехода

от

традиционной

установки на формирование преимущественно УУД к воспитанию качеств

личности необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. К

их

числу

относятся:

ответственность,

способность

к

рефлексии,

инициативность, самостоятельность и др. Приоритетной целью образования

становится в современной школе развитие личности, готовой к правильному

взаимодействию

с

окружающим

миром.

Поэтому

важно

и

актуально

использовать в обучении творческую деятельность, которая поддерживает

интерес к учёбе, формирует мотивацию обучения, позволяет проявить себя,

испытать чувство успеха, самоутвердиться.

Мотивационное обеспечение учебной деятельности – это сложная проблема,

так как требует от учителя большой подготовительной работы к уроку и

напряжённого

труда

во

время

его

проведения,

глубокого

понимания

особенностей

развития

каждого

ребёнка.

Ведь

заботясь

о

мотивировке

обучения, нужно ориентироваться не только на содержание урока, то есть на

то, что нужно усвоить детям, но и на то, как это сделать с наибольшей

пользой для развития как сильных, так и слабых учащихся, как сохранить их

эмоциональное благополучие, оптимизм, веру в свои силы. Одним из путей

успешного

решения

этой

проблемы

является

сочетание

стимулирующей,

доброжелательной атмосферы межличностного общения на уроке с широким

применением

методов и приёмов, прямо работающих на мотивационный

компонент урока.

Такое сочетание предполагает взаимодействие следующих условий:

— гуманное отношение к детям;

— удовлетворение потребностей в общении и сотрудничестве с учителем,

одноклассниками в процессе учебной работы на уроке;

— обогащение мышления эмоциями, интеллектуальными чувствами;

стимулирование

любознательности,

познавательных

интересов

и

потребностей;

— формирование правильной оценки своих возможностей, побуждение и

закрепление стремления к самосовершенствованию;

— воспитание ответственного отношения к учебному труду.

Определяющим же является гуманизм учителя.

Если на уроке создаются личностно-ориентированные доброжелательные

отношения, при которых дети не боятся выразить свою оценку или мнение,

даже не совпадающее с мнением учителя, и таким образом реализует своё

право

самостоятельно

мыслить

это

и

становится

истоком

нового

мышления.

Успех и уверенность в обучении зависит от того, как учитель может помочь

раскрыть

индивидуальные

способности,

качества

и

таланты

каждого.

Поэтому, в своей работе с первых уроков стараюсь заинтересовать учащихся,

подбирая творческие задания по каждому предмету, выполнение которых

требует индивидуального решения и умения реализовать своё «Я». Общение

на уроке

обусловлено учебной необходимостью, и главное состоит в тех

отношениях, которые складываются в процессе общения. На уроке никто не

должен чувствовать себя обделённым вниманием учителя, иначе постепенно

нарастает

отчуждение

ребёнка

от

учителя,

рождается

замкнутость,

неуверенность в своих силах, неудовлетворённость от учения. Поэтому я

специально продумываю, как расширять и обогащать

взаимодействие с

детьми. Одним из важных средств такого взаимодействия является широкое

использование игровых ситуаций и групповых форм работы.

К игровой деятельности ребёнка побуждают разные мотивы, но ведущим

Читайте также:  Мбдоу центр развития ребенка владивосток

является стремление к неформальному общению, интерес к необычному.

Элементы занимательности, игра, всё необычное, неожиданное формирует

устойчивый

познавательный

интерес,

помогает

детям

усвоить

любой

учебный

материал.

Дети

чаще

проявляют

активность,

находчивость,

сообразительность.

Для

этого

в

своей

педагогической

деятельности

систематически использую игры. В играх школьники овладевают такими

элементами общения, как умение начать беседу, поддержать её, отстоять

свою точку зрения, умение целенаправленно слушать собеседника.

Игры

дают возможность сделать обобщение, осознать правило, которое только что

изучили, закрепить, повторить изученный материал.

Одним из путей формирования мотиваций обучения является установление

связи изучаемого материала с окружающей детей действительностью. Работа

над составлением и решением задач непосредственно отвечает этой цели.

Многие задачи в учебниках математики содержат познавательные вопросы,

требующие

не

только

выполнения

арифметических

действий,

но

и

проявления

элементарных

исследовательских

качеств.

Это

повышает

интерес к задаче, делает её значимой в практическом плане, познавательной.

Постановка дополнительных вопросов познавательного характера и задачам

не

только

помогает

детям

в

решении,

но

и

усиливает

практическое

содержание задач, способствует выработке умения применять полученные

знания в жизни, на практике.

Формирование учебно-познавательных мотивов связано с формированием

интеллектуальной

активности,

это

стремление

рассуждать,

мыслить,

предполагать.

Средством

стимулирования

интеллектуальной

активности

является

постановка

учащимся

вопросов,

так,

как

вопросы

направлены

на

поиск

недо стающей

информации.

Это

обстоятельство

использую

в

подготовительной

работе

к

чтению

нового

рассказа

(беседа

о

заглавии

рассказа, рассматривания и комментирование иллюстраций).

Отвечая на вопрос: « Подумайте, о чем говорится в рассказе, судя по его

названию?», дети рассуждают, рассматривают иллюстрацию к произведению,

проверяют себя и делают выводы. Таким образом, постановка проблемы,

выяснение противоречий являются важным условием формирования учебно-

познавательных мотивов.

Для развития внимания учащихся 1 класса провожу такую работу: на

доске прикрепляю карточки со словами, а на столе раскладываю картинки.

Дети читают про себя слова, затем вызванный ученик должен прикрепить под

словами соответствующую картинку, а затем уже прочесть слово. После

устного разбора эти слова списывают в тетради. В устной форме эта работа

применяется и на уроках чтения.

Более усложненные виды работ требуют напряженной работы памяти и

распределения внимания. Это картинный словарный диктант, работа над

предложениями

с

пропущенными

словами,

или

картинками

их

заменяющими;

работа

с

деформированным

текстом,

имеющая

несколько

видов и применяемая во всех классах, как для общих заданий, так и для

индивидуальных.

Внимание к слову, его форме, его написанию при чтении и письме учит

детей

запоминать

слова

и

при

самостоятельной

работе

правильно

их

употреблять и писать. Как показывает опыт работы, что самостоятельность в

работе является одним из средств формирования мотивации обучения. Но

при

этом

необходим

точный

и

ясный

инструктаж.

Очень

важно,

чтобы

степень самостоятельности учащегося при выполнении заданий увеличилась

постепенно,

времени

для

выполнения

задания

отводилось

всё

больше

и

больше.

Определённая

по степенно сть

нужна

в

любом

в и д е

самостоятельности, тем более при творческих видах письменных работ. Так,

сначала выполняют упражнения в составлении учащимися

предложений,

затем небольших связных текстов, высказывание фактов из личной жизни

детей, их наблюдений, впечатлений от окружающей жизни и так далее.

Необходимо учитывать факт, чем интереснее для детей тема письменной

работы, тем активнее они думают над своим письмом. Чем доступнее и

ближе материал, над которым трудится ученик, тем больше захватывает его

сам процесс выражения впечатлений и мыслей.

На уроках математики я уделяю большое внимание обучению учащихся

с а м о с т о я т е л ь н о м у

р е ш е н и ю

з а д а ч ,

д л я

э т о г о

и с п о л ь з у ю

дифференцированные задания.

Для тех, кто справился с задачей, предлагаю дополнительные задания:

поставить

другие

вопросы

к

условию

этой

задачи

и

ответить

на

них,

придумать свои задачи по этому решению или составить обратную задачу и

решить её. Для тех, кто не справился с решением задачи, предлагается план

решения задач. Таким образом, каждый ученик выполняет ту часть работы,

которая соответствует его возможностям.

Большие возможности для вовлечения детей в активную мыслительную

деятельность

раскрываются

в

работе

над

выяснением

структуры

задачи.

Учащимся

предлагаются

задачи

с

недостающими

данными.

Лучшему

осознанию структуры простой задачи способствуют упражнения в подборе

недостающих

данных

или

в

постановке

вопроса

к

задаче,

задания

по

составлению задач самими учащимися, задания, требующие частичное или

полное составление задачи. При решении задач учащиеся учатся рассуждать,

отвечая

на

вопрос:

«

почему?»,

что

требует

от

учащихся

обоснования

действия.

Для мотивации учения младшего школьника важна роль контрольно –

оценочной деятельности учителя. Обучая детей операционному контролю на

уроках, применяю такие приёмы, как сопоставление с образцом, опора на

таблицу, схему, работа в паре, взаимопроверка.

Для

эффективного

формирования

учебно-познавательных

мотивов

необходимо, чтобы в учебном процессе не было разрыва между мотивом и

целью.

Мотив,

например,

состоит

в

том,

чтобы

заслужить

похвалу

учителя,

получить хорошую отметку и т.д., в то время как целью является усвоение

новых

фактов,

явлений,

понятий.

Для

продуктивного

усвоения

знаний

необходимо,

чтобы

цель

стала

самостоятельной

побудительной

силой,

превратилась в мотив.

Результатом моей деятельности является высокое развитие мотивационной

сферы учащихся. У моих выпускников, по оценке психологов и учителей 5-6

классов, наблюдается успешная адаптация к условиям обучения в старших

классах,

повышенный

интерес

к

учению

и

успеваемости,

нет

признаков

тревожности,

адекватная

поведенческая

реакция

на

замечания

учителей,

хорошие отношения со сверстниками.

В перспективе моей дальнейшей деятельности лежит более углубленное

изучение ИКТ и применение этих знаний на практике, изучение методики

проектной деятельности учащихся; с целью повышения мотивации обучения

младших школьников — использование нетрадиционных методов работы на

уроках по профилактике заболеваний.

Источник