Исследовательская деятельность как средство развития личности ребенка
Зоя Ивановна Гавриленко
Познавательно-исследовательская деятельность детей как средство формирования интеллектуальной личности дошкольника
» Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
В. А. Сухомлинский.
Современные дошкольники — пытливые исследователи окружающего мира. Они готовы к усвоению различного вида опытов, экспериментов, воспринимают их с большим интересом. Экспериментируя, дети познают свойства веществ и предметов, осваивают представления о взаимосвязях, осознают ценность природы. Через любопытство и любознательность у дошкольников возникает познавательная потребность, которая проявляется в поиске новой информации, новых знаний, стремлении задавать много вопросов.
Дошкольники начинают понимать причинно- следственные связи, осваивают приемы классификации, учатся рассуждать, прогнозировать, делать умозаключения, анализировать.
В процессе познавательно-исследовательской деятельности ребенок утверждается в роли активного, сознательного, равноправного участника образовательного процесса, развивающегося по своим возможностям.
Для достижения успеха в познавательно — исследовательской деятельности необходимо:
* Вызвать интерес детей к содержанию деятельности (тайна, сюрприз);
* Предложить доступный для возраста материал;
* Дозировать степень активности взрослого (взрослый- советчик, партнер, ориентир в выборе деятельности).
* Создать доброжелательную обстановку и с вниманием и уважением относиться ко всем мыслям и гипотезам детей.
Чем разнообразнее и интереснее данная деятельность, чем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Исследования представляют ребенку самому найти ответы на вопросы » как?», » зачем?», » почему?»
Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, но знания, добытые самостоятельно, являются осознанными и более прочными.
Тематика познавательно — исследовательской деятельности для детей дошкольного возраста, достаточно разнообразна.
Организация познавательно — исследовательской идет по четырем взаимосвязанным направлениям,каждое из которых представлено несколькими темами:
Живая природа — характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, приспособление к окружающей среде, взаимосвязь живой и неживой природы.
Неживая природа — почва, песок, глина, камни, воздух, вода, небесные тела.
Физические явления — магнетизм, вес, электричество, свет и др.
Рукотворный мир — предмет как таковой, материалы и их свойства, преобразование предметов.
Чтобы заинтересовать детей исследовательской деятельностью, необходимо построить предметно-развивающую среду.
В качестве объектов исследования я предлагаю детям, те предметы и явления, которые нас окружают. Стоит только внимательно посмотреть вокруг и можно найти множество интереснейших объектов. Зимой — это снег, лед, сосульки.
Летом — вода, камни, глина и песок.
Например, лужа после дождя — прекрасный объект для наблюдений. Мы с детьми наблюдали за ее испарением, образованием волн, искали водных обитателей.
Или обыкновенный песок — один из самых доступных материалов для исследований в детском саду.Мы с детьми учились различать свойства песка: сухой, влажный, состоит из мелких песчинок, сыплется, лепится, хорошо пропускает через себя жидкость. На влажном песке остаются следы, по ним узнавали, кто проходил, а на сухом оставались только ямки. Затем с детьми сравнивали песок и камни. На участке насобирали камни. Принесли их в уголок природы, рассматривали с детьми, гладили, сжимали, проверяли на прочность, называли их свойства, форму, цвет, твердость, особенность поверхности.
Ноябрь, декабрь, январь — самые короткие дни, в это время хорошо наблюдать за звездами и луной на темном небе.
В декабре мы с ребятами начнем свое наблюдение за луной в фазе полнолуния. Мы с ними договоримся, что они ежедневно по дороге в детский сад будут рассматривать луну и обращать внимание, не изменилась ли ее форма, и, придя в группу, перенесут свои наблюдения на бумагу в виде аппликации, на которой укажем дату.
Организуя любую работу с детьми, стараюсь, чтобы они были не только слушателями и наблюдателями, но и умели отстаивать и высказывать свою точку зрения, даже если она окажется неверной.
Организация познавательно — исследовательской деятельности в нашей группе, началась с несложных экспериментов с водой, испытывали предметы на плавучесть. Предлагала заранее угадать, какие утонут, а какие будут плавать, и, сделав таблицу, занесли в нее результаты исследования.
Мы планируем проводить различныеопыты по смешиванию воды с разными веществами: с песком, стиральным порошком, солью, сахаром, кофе, гречкой, фасолью, растительным маслом, акварельными красками, вареньем. Прежде чем добавить в воду очередное вещество, даю возможность им предугадать, что произойдет с веществом, когда оно попадет в воду. Затем выясним экспериментальным путем, что произошло, осталась ли вода такой же прозрачной, или изменила цвет, опустим пальцы и проверим, какая вода на ощупь.
Предложу подумать, как можно разделить полученные смеси. Масло всплывет и его можно собрать ложкой, смесь с гречкой и фасолью пропустить через сито. Но некоторые смеси разделить не сможем. Смешиваются они очень хорошо, но разделить их нельзя. Такая смесь называется раствором. Соленая вода — раствор.
Далее с детьми буду проводить опыты с воздухом, льдом.
Эксперименты с фонариком в темной комнате, (как проходит свет через фольгу, толстую шерстяную ткань).
Опыты с магнитом. Дети узнают, на что способен данный предмет. Предложу для опыта использовать различные приспособления (лист плотной бумаги, книгу, доску, ткань, картон, в том числе через руку человека) как будет действовать магнит, можно ли двигать железные скрепки.
Какая сила притяжения у магнитов разных по размеру?
Все данные опытов и экспериментов будем заносить в таблицы.
Таким образом, работа по организации познавательно — исследовательской деятельности детей дошкольного возраста помогает развивать познавательный интерес, активизирует мышление, способствует формированию научного мировоззрения.
Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям. Родители с большим удовольствием принимают активное участие, помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, а также продолжают исследования дома вместе с детьми.
Вывод:
Познавательно-исследовательская деятельность развивает у детей дошкольного возраста познавательный интерес, активизирует мыслительную деятельность, способствует формирования первоначальных понятий.
Предполагаемый результат:
— расширение знаний детей об окружающей действительности;
— активизация словаря;
— развитие интеллекта, любознательности и наблюдательности;
Источник
Герасимова Инга Владимировна
Познавательно-исследовательская деятельность, как средство формирования интеллектуальной личности дошкольника
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал». /В. А. Сухомлинский. /
В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?»Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.
Поэтому необходимо ребенка «учить сомневаться», т. е. научить ребенка сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о непонятном, высказать предложение.
(Например: металлические предметы тонут,но ребенок видит: корабль из металла не тонет. Почему? При организации соответствующих опытов дошкольники могут поразмышлять над этим вопросом).
Когда мы произносим слово «обучение» и вспоминаем традиционную школу, то у большинства возникают ассоциации с трудной монотонной работой, далекой от творчества, направленной преимущественно на пассивное усвоение уже давно добытых кем-то знаний. Поэтому-то нас не удивляет, что для ребенка это обычно повинность, тяжелый, напряженный, но, как принято считать, необходимый труд.
Обучение должно быть «проблемным», т. е. должно содержать элементы исследовательского поиска. Организовать его надо по законам проведения научных исследований, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение – творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.
Любой ребенок, вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное,естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось; понаблюдать за рыбками в аквариуме; изучать поведение синички за окном; проводить опыты с разными предметами; разбирать игрушки, изучая их устройство.
Если рассматривать структуру учебного исследования ребенка, то несложно заметить, что оно так же, как и исследование, проводимое взрослым ученым,неизбежно включает в себя следующие конкретные этапы:
• Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
• Выдвижение гипотезы;
•Обоснование гипотезы;
• Поиск и предложение возможных вариантов решения;
• Сбор материала;
• Обобщение полученных данных.
Суть проблемного обучения заключается в создании познавательной задачи, ситуации и предоставлении детям возможности найти средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.
Существуют разные формы работы с детьми: группой или индивидуально. Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и совместная деятельность с взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная исследовательская деятельность организовывается в форме диалога ребенка с взрослым (воспитателем, преподавателем, родителями) и другими детьми в группе. Показатели такого диалога – простота общения, демократичность отношений.
Современные дошкольники – пытливые исследователи окружающего мира, они готовы к усвоению различного вида опытов, экспериментов, воспринимают их с большим интересом и эмоциональным откликом. Это объясняется, прежде всего, тем, что в дошкольном возрасте детям присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Экспериментируя, дети познают свойства веществ и предметов, осваивают представления о взаимосвязях, осознают ценность природы.
Дошкольники начинают понимать причинно-следственные связи, осваивают приемы классификации, учатся рассуждать, прогнозировать, делать умозаключения, анализировать. Детям доступны такие сложные умственные операции, как выдвижение гипотезы, проверка ее истинности. Таким образом, у них формируется мыслительная деятельность.
Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др., чем получать добытые кем-то знания в готовом виде. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения, но особенно характерна она для одаренных детей. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину традиционно рассматриваются как важнейшие индикаторы детской одаренности.
Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы.
В процессе познавательно-исследовательской деятельности, ребенок утверждается в роли активного, сознательного, равноправного участника образовательного процесса, развивающегося по своим возможностям, т. е.
Дошкольник — активный равноправный созидательный участник образовательного процесса, развивающийся по своим возможностям.
Методы обучения, по степени активности и познавательной деятельности дошкольников зависят от конкретной деятельностипедагога и детей и бывают:
Объяснительно-иллюстративными;
Исследовательскими (эвристическими);
Репродуктивными.
Для достижения успеха в познавательно-исследовательской деятельности необходимо:
Вызвать интерес дошкольников к содержанию деятельности, обеспечить достаточной мотивацией (тайна, сюрприз, познавательный мотив, ситуация выбора)
Предложить доступный для возраста материал (с рациональным соотношением известного и неизвестного);
Дозировать степень активности взрослого (средний дошкольный возраст: взрослый – непосредственный участник, старший дошкольный возраст – взрослый – советчик, партнер, ориентир в выборе деятельности).
Создать доброжелательную обстановку и со вниманием и уважением относиться ко всем мыслям и гипотезам детей.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интереснее данная деятельность, чем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?», «зачем?» и «почему?»
Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, но знания, добытые самостоятельно, являются осознанными и более прочными.
Задача педагога состоит в создании условий для развития внутренней активности, обеспечении характера деятельности, степени самостоятельности и творчества каждого ребенка.
Источник
Татьяна Гицевич
Консультация «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника»
Познавательно- исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника.
«Пустая голова не рассуждает:
чем больше опыта, тем больше
способна она рассуждать. «
Блонский П. П.
Дошкольники- прирожденные исследователи. И тому подтверждение — их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога — не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Говоря о познавательно — исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей, между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Эта деятельность, зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное)экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению,осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.
В период дошкольного детства «островок» познавательно -исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.
К старшему дошкольному возрасту познавательно — исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой либо сфере жизни.
Познавательно — исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как). Путем развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных.
Познавательно — исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребенок что — то новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.
Умение и навыки исследователя, полученные в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания — не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты, самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя, подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты,чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.
В сознании ребенка постепенно меняется картина мира. Она становится более адекватной и целостной, отражает объективные свойства вещей, взаимосвязи, взаимообусловленности. В результате происходит непрерывное и постоянное перестроение, переосмысление и осознание ребенком этого мира, что позволяет ему осуществлять не только воспроизводящую, но и регулирующую и рефлексирующую деятельность.
Любой ребенок, так уже отмечалось, вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное,естественное состояние: рвать, бумагу и смотреть, что получилось, понаблюдать за рыбками в аквариуме, изучить поведение синички за окном, проводить опыты с разными предметами, разбирать игрушки, изучая их устройство.
Если рассматривать структуру детского исследования, то несложно заметить что оно так же, как и исследование, проводимое взрослым ученым,неизбежно включает в себя следующие конкретные этапы:
— Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).
— Выдвижение гипотезы.
— Поиск и предложение возможных вариантов решения.
— Сбор материала.
— Обобщение полученных данных.
Суть проблемного обучения заключается в создании познавательной задачи, ситуации и предоставлении детям возможности найти средства ее решения, используя ранее усвоенные знание и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.
Н. Н Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид ориентировочно — исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Он выделяет два основных вида ориентировочно- исследовательской деятельности :
1. Активность в процессе деятельности полностью исходит от ребёнка. Вначале ребенок как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цель, ищет пути и способы достижения и т. д. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои потребности, свои интересы,свою волю.
2. Деятельность организует взрослый, он выделяет существенные элементы ситуации, обучает детей определенному алгоритму действий. Таким образом, дети получают те результаты, которые им заранее определили.
Существуют разные формы работы с детьми: группой, подгрупповой или индивидуально. Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым и подгрупповым формам работы. Ребенку легче проявлять критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека.
Общение и совместная деятельность со взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельностисо сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная исследовательская деятельность организовывается в форме диалога ребенка со взрослым (воспитателем, преподавателем, родителями) и другими детьми в группе. Показатели такого диалога — простота общения, демократичность отношений.
Основа проблемного обучения — вопросы и задания, которые предлагают детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно; все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребёнок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.
Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом — сходства. Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями.
Можно иногда ошибиться — пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не следует забывать о шутке; она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению.
Важно создавать условия по организации самостоятельной поисковой исследовательской деятельности детей.
В детской исследовательской лаборатории дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты, рассчитанные на одаренных детей. Лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте.
В уголке могут быть:
• различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы;
• разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы;
•природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;
• гайки, скрепки, винтики, гвоздики, проволока;
•медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;
•бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха;
• мука, соль, сода, свечи, фонарики;
• детские халаты, фартуки;
• схемы для проведения опытов;
• журнал для фиксирования результатов.
Опытническая работа с детьми опирается на наблюдения в природе в теплый и холодный период. Особое внимание уделяется теплому периоду, когда дети много времени проводят на воздухе. Важно — закрепить, уточнить уже усвоенные детьми знания, познакомить с новыми материалами в занимательной, игровой форме.
Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их.
В группе должна вестись работа с родителями по формированию навыков исследовательского поведения. С этой целью проводятся родительские собрания, на которых родители узнают о форме организации исследовательской работы, знакомятся с исследовательскими методами обучения, с разновидностью экспериментов.
Родительское собрание на тему:»Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно — экспериментальной деятельности«.Практическая часть: открытое занятие для родителей.
Также для родителей проводится консультации о том, как организовывать условия для исследовательской деятельности дошкольников. Оформляются папки «Мои открытия».Создаются тематические ширмы- передвижники, выставки, мини- библиотечки и др. Родители с большим интересом организуют изготовление книжек — малышек, оформление альбомов, плакатов, организуют фотосессии и многое другое.
В совместной детско-взрослой познавательно- исследовательской деятельностив условиях тесного взаимодействия с семьей в группе могут быть подготовлены и проведены следующие исследования:»Дом, в котором я живу», «Портрет весны», «Осень — вкусное время года», «Лето, ах лето», «Что я знаю о воздухе?» и многие другие. Хорошо, когда родители ищут ответ на поставленный вопрос вместе с детьми в различных сферах деятельности (чтении, наблюдении, экскурсиях, экспериментах).
Таким образом, опираясь на научно-педагогический опыт выдающихся исследователей,можно сделать вывод о том:
• исследовательская деятельность способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности;
• учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового;
• облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности;
• способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской способности быть исследователем.
Источник