Использование сказки в развитии ребенка

Наталья Лаенко
Консультация «Роль сказки в развитии детей»

Консультация «Роль сказки в развитии детей«.

«И нельзя без сказки нам прожить друзья,

Ведь со сказкой проще верить в чудеса.

Ведь со сказкой легче, отыскать нам путь.

В маленькое сердце, дверцу распахнуть. «

Сказка — как много волшебства доброты заложено в этом слове. С волшебным миром сказок ребенок знакомится в самом раннем возрасте. И несомненно сказка является необходимым этапом психического развития ребенка. » Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия — это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами» — так писал В. Сухомлинский. Такие понятия как «добро» и «зло» — очень важны в воспитании ребенка, и легче всего объяснить это малышу через героев сказок. Важно чтобы ребенок понимал и осознавал ограничения этих нравственных понятий. Сказка учит ребенка сопереживать, жалеть, быть отзывчивым, слушать и познавать, сравнивать и мыслить. Учит доброте и помощи. С помощью сказок ребенок учится самостоятельно анализировать поступки героев, разделяя их на положительные и отрицательные. Сказка — одно из доступных средств для развития эмоции ребенка, взаимоотношения со всем окружающим миром. Мир сказок — это мир мечты и фантазии. Не лишайте своего малыша этого волшебного мира, ведь с верой в чудеса с легкостью можно преодолеть все трудности. Читайте детям сказки, вместе размышляйте над поступками героев, придумывайте свои сказки — и это несомненно будет лучшим «тренажером» в формировании личности вашего ребенка. Знакомство со сказкой помогает ребёнку понять окружающую действительность. Любая сказка — это рассказ об отношениях между людьми. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны. Роли детских сказок в развитии детей многогранны. От развития фантазии до развития правильной речи. Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь. Поэтому если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства – сказку. Читая и рассказывая сказки, взрослые развивают внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить, правильно выражать свои мысли. Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь. Не менее важно сделать речь ребёнка эмоциональной, красивой, образной. Формируется умение задавать вопросы. Большое значение надо уделить конструированию слов, предложений, словосочетаний. Очень важна связь между речевой и умственной деятельностью детей. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Роль детских сказок развивать фантазию и воображение ребёнка, а так же его творческий потенциал. Для чтения сказок важно выбрать «правильное» время, когда ребёнок будет спокойным и в хорошем настроении. Можно делать это перед сном, когда есть время обсудить сказку. Читать нужно с удовольствием и не отвлекаться, это принесёт больше пользы и положительных эмоций. Сказки расширяют познания детей. Сказка — прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Сказка есть в каждом доме и пользуется огромной любовью у детей. Из сказок дети черпают множество познаний. Благодаря сказкам у детей вырабатывается способность сопереживать, сострадать и радоваться за другого, это единственный способ узнать боль, радость, счастье и страдание другого человека. И именно сказки воспитывают в ребенке человечность – дивную способность сочувствовать чужим несчастьям. Самые удивительные события, необычайные превращения — обычны в сказке. Восприятия окружающего мира у детей раннего возраста разнообразно. Дети к неодушевленным предметам относятся, как и к одушевленным и наоборот, к одушевленным, как к неодушевленным. В этом особом мире ребенок легко и просто осваивает связи явлений, овладевает большим запасом знаний. Сказка для ребенка – это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Часто сказка содержит песенки, прибаутки, и дети запоминают в первую очередь именно их. Сегодня сказка играет важнейшую роль в развитии воображения у ребенка, воспитывают у детей любовь к книге. Актуальность применения сказок, связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а еще они помогают формировать поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного метода воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Дети учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное — развиваются всесторонне. Сказки детям дают простор для воображения. Ребёнок приобретает навыки мысленно действовать в воображаемых ситуациях, а это является основой для будущего творчества. Сказки способствуют развитию эмоций, формированию художественно – эстетического интереса и нравственному развитию ребёнка. Роль детской сказки в воспитании ребенка нельзя не заметить. Представляя образы, дети учатся понимать внутреннее состояние героев, учатся сопереживать им, начинают верить в силы добра. С помощью сказки можно не только приятно провести время, но и снять с тревогу с души малыша. Сказка помогает расширить словарный запас ребенка, а также развить связную логическую речь. Благодаря сказкам речь малыша становиться более эмоциональной, образной, красивой. Эти волшебные истории способствуют общению, формируют умение задавать вопросы, конструировать слова, предложения и словосочетания. В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Подобные отклонения, так или иначе, сказываются на последующем развитии и обучении ребенка. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль. Для тех родителей, которые еще сомневаются в эффективности методики воспитания ребенка сказкой, скажем, что это уникальная возможность сохранить с ребенком близкие, доверительные отношения, не омраченные нудными лекциями, которые вызывают у ребенка лишь отрицательные эмоции. Вы хорошо знаете, что каждая сказка чему-то учит малыша. Сказка заставляет ребенка плакать и смеяться, переживать и надеяться, одним словом — чувствовать. А ведь тонко чувствующий человек сам способен на творчество. И поэтому сказки нужно не просто читать малышам, а вместе с ним осмысливать прочитанное, воспитывать и развивать в нем определенные качества. Для успешного решения вопросов воспитания и развития сказкой после каждой прочитанной сказки надо научиться ставить ряд вопросов о прочитанном и творческих заданий, вместе с ребенком пробовать анализировать сказку, задумываться о честности, доброжелательности или, наоборот, о подлости ее героев. Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите, о чем прочитали!

Источник

Марина Николаевна Cеченых
Использование сказки в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста

В «Сказке о золотом петушке» А. С. Пушкина есть слова, в которых заключается глубокий смысл и значение сказок: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!» [6]. Сказка не даёт прямых наставле-ний, но в ее содержании всегда заложен ка-кой-то урок. Сказки помогают нам с ранних лет понимать, что добро – это хорошо, а зло – это плохо, учат быть добрым и смелым, верить в свои силы, преодолевать трудности, любить труд, защищать слабых. Говоря иными словами, любая сказка учит жить. И еще один немаловажный момент – в сказкевсегда хороший конец: побеждает тот, кто любит людей, помогает слабым, уважает старших и родителей.

Ребенок очень рано начинает пони-мать разницу между тем, «что такое хорошо и что такое плохо», легко отличает добро от зла, жадность от щедрости и т. д. Но сталки-ваясь в реальной жизни с необходимостью соблюдать моральные нормы, например, поделиться со сверстником игрушкой или лакомством, он часто поступает совсем на-оборот, а попытки взрослого указать на не-справедливость ребенка встречают отпор со стороны последнего. С каждым годом найти общий язык взрослому и ребенку становится все труднее, все хуже они понимают друг друга. И сказка – это сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объеди-нить взрослого и ребенка, дать им возмож-ность понять друг друга. Цель воспитателей – дать ребенку необходимую гамму пережи-ваний, создать особенное, ни с чем не срав-нимое настроение, вызвать добрые и серьёз-ные чувства через восприятие сказок. Сде-лать так чтобы сказка была средством эмо-ционального погружения ребенка в новую область знания.

Эмоционально погружая ребенка в какую-либо тему, воспитатели дают общее ведение того нового знания, которым будет овладевать ребенок, постепенно шаг за ша-гом со своими новыми друзьями – сказоч-ными героями. Сказочную форму необхо-димо использовать для интеграции личности ребенка; психоречевого развития; совершен-ствования вербального языка; развития уме-ния слушать окружающий мир, людей в нём и себя; развития социально-эмоционального поведения каждого ребенка; развития креа-тивного мышления, фантазии, воображения эмпатии ребенка; расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окру-жающим миром; для развития сенсомотори-ки как базы для развития речи, интеллекта; развития творческих способностей ребенка.

Воспитателю важно не читать, а рас-сказывать, так как необходимо видеть лицо ребенка, его жесты, мимику, как они изме-няются в процессе слушания. Наблюдая за ребенком, можно заметить, какие моменты его взволновали.

По отношению ребенка к рассказы-ваемому можно определить те или иные психологические проблемы, понять, что волнует ребенка в данный момент его жиз-ни. По мере развития сюжета сопережива-ния героям у детей усиливается, появляется эмоциональная оценка событий. Этот про-цесс вызывает у многих детей необходи-мость общаться друг с другом, делиться своими переживаниями и оценками. Не сле-дует делать детям замечания, призывать си-деть тихо. Это может помешать им полно-ценно переживать события сказки и замас-кирует многие эмоциональные оценки. Ко-гда дети ведут себя активно, высказываются, радуются и предаются печали, их эмоции и направленность чувств обычно не вызывает сомнений [1].

Целесообразно использовать элементы кукольного театра. Особый всплеск эмоции вызывает общение персонажа сказки с детьми, когда он ищет у детей поддержки, просит совета. От лица героя, нужно преобразовывать сложные ситуации педагогические задачи, подводить к решению проблемы. Дети в месте с героем ищут альтернативные способы действия, спорят с ним или соглашаются предлагают свои решения.

Для ребенка дошкольного возраста наиболее важная информация для развития и социализации должна быть передана через яркие образы. Лучше всего эту роль выпол-няют сказочные и мифологические истории, которые использовали еще наши предки, занимаясь воспитанием детей. Не торопясь наказать провинившегося ребёнка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохра-няли малышей от «напастей», учили их жиз-ни. Это сегодня, опираясь на многовековой педагогический опыт, мы говорим, что по-добные истории являлись не чем иным, как основой сказкотерапии.

Сказкотерапия – это система разви-тия эмоционального интеллекта, с использо-ванием различных методов развивается са-мосознание, саморегуляция, социальная чуткость и способность управлять отноше-ниями.

К тому же сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка до-школьного возраста:

Потребность в автономности. В каж-дой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на собственные силы.

Потребность в знаниях и опыте. Ге-рой оказывается способным преодолевать самые невероятные препятствия.

Потребность в активности. Герой всегда активен,находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помога-ет, с кем-то борется, от кого-то убегает.

Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование цело-го ряда качеств личности: ребенок учится проявлению доброты, внимания, сочувствия, сопереживания; овладевает способностью замечать изменения настроения, эмоцио-нального состояния другого; учиться выби-рать адекватные ситуации способы общения и взаимодействия с другими детьми.

Работа с детьми с использованием методов сказкотерапии строится либо на основе одной сказки, которая делится на части, либо представляет собой «путешествие в сказочный мир», включающее в себя любое необходимое количество сказочных образов и сюжетов [2].

Присутствие ритуала входа (и выхо-да) в сказку для детей обязательно. Такой ритуал помогает безопасно вернуться из драматической ситуации в обыденную. Ча-ще всего используются манипуляции с вол-шебными предметами (волшебное кольцо, золотой ключик, проговаривание волшеб-ных заклинаний.

Чтобы ребенок полностью прожил, прочувствовал сказку, нужно, чтобы она бы-ла отражена во всех видах деятельности ре-бенка, чтобы он жил в ней какое- то время. Используя сказочные сюжеты, сказочные мотивации в разных видах деятельности, можно успешно развивать творческий по-тенциал детей дошкольного возраста.

Сказочные образы дают определен-ные сведения об окружающем мире, то есть обладают познавательными значениями. Нужно пробудить у детей национальное са-мосознание дать ощутить им национальный идеал, почувствовать себя как бы приемни-ками славы русских богатырей. Много ин-формации содержат детские рисунки, вы-полненные после прослушивания сказки, просмотра спектакля. Внимательно всмат-риваясь в них, анализируя их тематику, со-держание, характер изображения, средство выразительности и так далее, можно узнать, кто из героев сказки вызвал у детей наи-больший эмоциональный отклик, понравил-ся больше всех; каким представляют себе дети тот или иной сказочный персонаж и так далее [5].

Таким образом, сказка, услышанная детьми из уст взрослых или увиденная на «театральных подмостках» детского сада, может стать сильным эмоциональным сти-мулом, источником новых художественных впечатлений детей. Чем интенсивнее эмо-циональное воздействие, которое сказка производит на детей, тем интереснее и раз-нообразнее их рисунки.

В работу по ознакомлению со сказ-кой, можно и даже нужно вовлечь и родите-лей. Родители вместе с детьми придумывают сказки, рисуют к ним иллюстрации. Совме-стное творчество родителей с детьми созда-ет атмосферу доверия, свободы общения, удовлетворенности и т. д.

Особое значение для развития процесса воображения имеют сюжетно-ролевые игры. Сказка и игра – самый верный и короткий путь к детскому разуму и сердцу. С помощью игры и сказки значительно легче привить ребенку определенные навыки, научить ладить с другими детьми и взрослыми.

Руководство воспитателя во время игры, как правило, не носит обучающего характера. Дети активно погружаются в иг-ровую атмосферу, в мир сказок, где импро-визационное творчество воспитателя и ре-бенка неизбежно.

Современные родители очень рано начинают обучать своего ребенка, по суще-ству принуждая его к интеллектуальным усилиям, к которым он не готов ни физиче-ски, ни морально. Тогда как для ребенка дошкольного возраста важнее всего разви-тие внутренней жизни, питание его эмоцио-нальной сферы, чувств.

Велики возможности сказки для гар-монизации эмоциональной сферы и коррек-ции поведения ребенка дошкольного возрас-та. Восприятие сказок оказывает сильное воздействие на процесс формирования нрав-ственных представлений, создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во все вре-мена сказка способствовала развитию пози-тивных межличностных отношений, соци-альных умений и навыков поведения, а так-же нравственных качеств личности ребенка, которые определяют внутренний мир ребен-ка.

Сказка является одним из самых дос-тупных средств для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влия-ние сказок на духовно-нравственное разви-тие детей дошкольного возраста заключает-ся в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социаль-ных эмоций, и осуществляется последова-тельный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в по-ведении ребенка [4].

Восприятие сказки оказывает силь-ное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой соз-дает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ре-бенка, способствует развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нрав-ственных качеств личности ребенка, кото-рые определяют его внутренний мир.

В настоящее время сказка, как и дру-гие ценности традиционной культуры, за-метно утратила свое предназначение. Одно-временно с этим в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль ба-бушек в воспитании внуков. В любое время совместное чтение сказок дает много и ма-ленькому, и взрослому человеку помогают им сблизиться душой.

Роль детских сказок не ограничива-ется только приятным время препровожде-нием. По словам философа и педагога И. А.Ильина: «Сказка будит и пленяет мечту, она дает ребенку первое чувство героического – чувство испытания, опасности,усилия и по-беды: она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие правды от кривды. В сказке народ сохранил свое виде-ние, своё страдание, свой юмор и свою муд-рость» [3].

Формируя нравственные представ-ления у ребёнка в старшем дошкольном воз-расте, мы обеспечиваем становление в бу-дущем такой личности, которая будет соче-тать в себе духовное богатство, истинные нравственные качества и нравственную чис-тоту. Основной целью воспитания, основан-ной на выбранном нами приоритете общече-ловеческих ценностей, является формирова-ние чувствующего, думающего и любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

Литература

1. Белобрыкина О. А. «Сказка ложь, да в ней намек…» // Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов / О. А. Белобрыкина – М., 2011.

2. Зимина И. Народная сказка в системе вос-питания дошкольников // Дошкольное вос-питание. – 2005. – № 1. – С. 18-28.

3. Ильин И. А. Духовный смысл сказки. / И. А. Ильин – М.: Искусство, 1993.

4. Пидручная С. Сказки – за безопасность детей // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 2. – С. 124-127.

5. Поштарева Т. Использование народных сказок в образовательном процессе // До-школьное воспитание. – 2009. – № 5. – С. 24-28.

6. Пушкин А. С. Сказки. / А. С. Пушкин. – М.: Детгиз, 1996.– 128 с.

Источник