Использование нетрадиционных техник рисования для эстетического развития ребенка
наталья дыченкова
Использование нетрадиционных техник рисования в художественно-эстетическом развитии дошкольников
Слайд № 2
Нетрадиционные изобразительные техники — это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона.
Слайд № 3-4
Актуальность выбранной темы:
• На занятиях по рисованию решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе;
• В процессе работы у детей формируются мыслительные операции, навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников.
В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.
В дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваютсятакже специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.
Поэтому тему свою считаю актуальной.
Слайд № 5
Цель:
• Формирование у детей дошкольного возраста художественно-творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала.
• Познакомить с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста.
Слайд № 6-7
Задачи:
Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:
— во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;
— во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения;
— в-третьих, развитие творческого потенциала у подрастающего поколения.
— сформировать у детей технические навыки рисования;
— познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования;
— научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники;
— развивать воображение и творческие способности детей;
— обогащать и расширять художественный опыт детей;
— побуждать ребенка экспериментировать;
— поощрять и поддерживать творческие находки;
— развивать целенаправленную деятельность детей и их стремление к созидательной активности;
— воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату;
— способствовать возникновению у него ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому.
Слайд № 8
Нетрадиционные техники рисования
в разных возрастных группах детского сада
Младшая группа (2-4 года)
— рисование жесткой полусухой кистью
— пальчиком
— рисование ладошкой
— рисование ватной палочкой
— печатками из картофеля
— оттиск пробкой
Средняя группа (4-5 лет)
— оттиск поролоном
— оттиск печатками из ластика, листьев
— восковые мелки + акварель
— свеча +акварель
— рисование мятой бумагой
— монотипия предметная
Старшая и подготовительная группа (5-7 лет)
— монотипия пейзажная
— рисование зубной щеткой
— расчесывание краски
— набрызг
— воздушные фломастеры
— кляксография с трубочкой
— фотокопия – рисование свечой
— граттаж черно- белый, цветной
— рисование нитками
— рисование солью, рисование песком.
Слайд № 9
Участники процесса:
Воспитанники дошкольного учреждения
Администрация
Родители
Воспитатели
Слайд № 10
Рисование ладошкой
Возраст: от двух лет.
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Слайд № 11
Рисование пальчиками
Возраст: от двух лет.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается
Слайд № 12
Оттиск поролоном
Возраст: от четырех лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Слайд № 13
Оттиск мятой бумагой
Возраст: от четырех лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.
Слайд № 14
Отпечатки листьев
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие, гуашь, кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Слайд № 15
Восковые карандаши + акварель
Возраст: от четырех лет.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые карандаши, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми карандашами на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок восковыми карандашами остается не закрашенный.
Слайд № 16
Монотипия предметная
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Слайд № 17
Тычок жесткой полусухой кистью
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Слайд № 18
Набрызг
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5×5 см).
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
Слайд № 19
Граттаж
Материалы: восковые мелки, свеча, гуашь, зубная паста, зубочистка, стека, палитра.
Способ получения изображения: Лист раскрасить восковыми мелками в произвольной форме. Смешать гуашь с зубной пастой в палитре. Полученной краской тонировать весь лист. После высыхания, с помощью зубочистки, процарапать задуманный рисунок. Большие плоскости можно выбирать стекой.
Слайд № 20
Рисование свечой
Материалы: свеча, кисть, баночка с водой, акварельные краски.
Способ получения изображения: На лист бумаги наносится слегка заметный рисунок карандашом. По карандашному рисунку обводится свечой. Акварельной краской тонируется весь лист. Самое интересное, что рисунок появляется как в сказке.
Слайд № 21
Рисование с помощью штампа
Материалы: трубочки для коктейля (с одного края разрезанные на четыре части, краски «гуашь», палитра, зубная паста, кисть, баночка с водой, фломастеры.
Способ получения изображения: На палитре смешать кистью зубную пасту и гуашевую краску. В эту краску обмакнуть трубочку для коктейля разрезанной стороной. Поставить отпечаток на бумагу в виде снежинки. В дальнейшем отпечатки, при помощи фломастера, превращаются в цветы или другие предметы
Слайд № 22
Кляксография
Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что она тебе напоминает?» — эти вопросы очень полезны, т. к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу — обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.
Слайд № 23
И в десять лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует.
Всёвызывает интерес:
Далёкий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски…
Всёнарисуем: были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на земле.
В. Берестов.
Слайд № 24-32
Фотоотчет об использовании нетрадиционных методов в художественно-эстетическом развитии.
Слайд № 33
Вывод:
— Таким образом используя в работе нетрадиционные техники рисования у детей возник интерес к изобразительному творчеству.
— Они приобрели опыт эстетического восприятия.
— Создают новое оригинальное, проявляют творческую фантазию.
— Реализуют свой замысел и самостоятельно находят средства для его воплощения.
Слайд № 34
Рекомендации педагогам
— используйте разные формы художественной деятельности: коллективное творчество, самостоятельную и игровую деятельность детей по освоению нетрадиционных техник изображения;
— в планировании занятий по изобразительной деятельности соблюдайте систему и преемственность использования нетрадиционных изобразительных техник, учитывая возрастные и индивидуальные способности детей;
— повышайте свой профессиональный уровень и мастерство через ознакомление, и овладение новыми нетрадиционными способами и приемами изображения.
Слайд № 35
Рекомендации родителям
— материалы (карандаши, краски, кисти, фломастеры, восковые карандаши и т. д.) необходимо располагать в поле зрения малыша, чтобы у него возникло желание творить;
— знакомьте ребенка с окружающим миром вещей, живой и неживой природой, предметами изобразительного искусства, предлагайте рисовать все, о чем ребенок любит говорить, беседуйте с ним обо всем, что он любит рисовать;
— не критикуйте ребенка и не торопите, наоборот, время от времени стимулируйте занятия ребенка рисованием;
— хвалите своего ребёнка, помогайте ему, доверяйте ему, ведь ваш ребёнок индивидуален!
Слайд № 36
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Источник
Татьяна Белашова
Нетрадиционные техники для художественно-эстетического развития
Доклад на тему: «Нетрадиционные техники для художественно-эстетического развития»
«Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В. А. Сухомлинский
Дошкольный возраст — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Чтобы развиваться, дети должны иметь возможность рисовать, лепить, клеить, вырезать, конструировать, результат этой работы проявится в будущем в совершенно разных областях. Научно доказано, что возраст 4–8 лет наиболее благоприятен для развития творческих способностей ребенка.
Изобразительное творчество — своеобразная детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства.
Для чего следует развивать художественно-эстетические способности ребенка? В процессе художественно-эстетической деятельности усваиваются общечеловеческие ценности и нормы, развиваются возрастные личностные качества (восприятие эстетических явлений, образное мышление, продуктивное воображение, соучастие, опережающая эмоциональная оценка) через ознакомление детей с достижениями культуры и собственную творческую деятельность.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, художественно-эстетическое развитие является одним из направлений образования, поэтому для развития дошкольника разрабатываются всё новые и новые подходы к эстетическому воспитанию, в том числе нетрадиционное рисование.
Что такое нетрадиционная техника выполнения изображений?
Это такое искусство, которое не основывается на традициях, не придерживается их, а отличается своей оригинальностью. Изображение в нетрадиционном стиле увлекает, завораживает, восхищает и удивляет детей. Ведь здесь используются необычные материалы и самое главное, нет места слову «нельзя». Рисуя этим способом, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется интерес, а вместе с тем и желание рисовать.
Основные принципы работы нетрадиционного рисования:
• от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых техник рисования к сложным;
• принцип индивидуализации – обеспечить развитие каждого ребёнка;
• принцип наглядности обусловлен тем, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;
• связь обучения с жизнью. Дети рисуют то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Чем интереснее, насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей, тем больший отклик она приносит в их творчество;
• принцип соразмерности заключается в том, что задания, задаваемые детям, приёмы и методы, используемые в работе, должны соответствовать их возрасту и уровню развития.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата, тем самым у детей формируется эмоционально- положительное отношение к процессу рисования.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
• Рисование пальчиками или ладошками. Рисование пальчиками, ладошками развивает мелкую моторику, что очень важно для последующего развития. Детям до трех лет еще очень сложно удержать кисточку. Да и хочется постоянно все потрогать и пощупать самим! А тут шлеп-шлеп и из фиолетового отпечатка руки получается осьминог в море. Ребенок учится свободе творчества, абстрактно мыслить, изучает цвета и формы.
• Оттиск печатками (овощи, крышка и т. д). Способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
• Печать поролоном, пробками. Развивается чувство формы, цвета, композиции. Эта техника побуждает детей вносить дополнения в свою работу (рамка, украшение). Воспитывается аккуратность, эстетический вкус.
• Тычок жесткой полусухой кистью, рисование ватными палочками, отпечатками листьев. Развивается тактильное ощущение, наглядно-образное мышление. Воспитывается чувство прекрасного.
А в старшем дошкольном возрасте дети становятся более самостоятельными и осваивают еще более трудные методы, и техники:
• Рисование песком. Рисование картин песком успокаивает, координация движений становится лучше, развивает образное мышление.
• Рисование мятой бумагой. Работа с мятой бумагой развивает мелкую моторику рук, работа с красками дает представление о колористике, а необычный способ нанесения изображений позволяет в полной мере проявлять фантазию.
• Кляксография обычная или трубочкой. Благодаря данной технике рисования, у ребенка усиленно развивается творческое воображение.Выдувание через соломинку укрепляет здоровье: силу лёгких и дыхательную систему ребёнка в целом.
• Печать по трафарету. Развивается чувство формы, цвета, композиции.
• Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности.
• Монотопия предметная или пейзажная. Развивает фантазию, воображение, пространственное мышление.
При рисовании нетрадиционными материалами дошкольники получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление, речь. Они с удовольствием рисуют с использованием нетрадиционных техник, ведь это им по силе, и результат своей работы они видят сразу.
Я считаю, что любовь к изобразительному искусству необходимо прививать с младшего дошкольного возраста используя, в том числе и нетрадиционные способы изображения. Такие технологии рисования вызывают у детей море положительных эмоций. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постепенно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения и именно поэтому в своей работе мне нравиться использовать нетрадиционные техники. Воспитывая у детей основы эстетического вкуса, мы учим их видеть и чувствовать красоту окружающего мира, беречь ее. И в завершение хочется всем пожелать положительных эмоций и успехов в освоении нетрадиционных техник рисования.
Источник