Использование малых форм фольклора в речевом развитии ребенка

Елена Шлыкова
Использование малых фольклорных форм в развитии речи дошкольников. Консультация для воспитателей

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком родного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка к овладению связной речи. Огромную роль в речевом развитии ребенка играет детская литература. Первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок, являются малые фольклорные формы – колыбельные песенки, пестушки, потешки, заклички, дразнилки, считалки, утешалки, загадки, пословицы, поговорки, скороговорки.

Современные дети отличаются слабым речевым развитием, гиперактивностью, недостатком самоконтроля и дефицитом внимания, недостаточной ориентировкой в средствах языковой выразительности, речевыми нарушениями, поэтому использование малых форм фольклора позволяет активизировать когнитивно-речевую деятельность дошкольников.

На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали многие известные педагоги.

Малые фольклорные формы представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместной деятельности детей и воспитателей, а также в режимных моментах. С их помощью можно развивать… (на слайде)

Задачи использования малых фольклорных форм

1. Формирование готовности детей к восприятию малых фольклорных форм на основе организации предметно-развивающей среды.

2. Знакомство с жанрами малых фольклорных форм, формирование их смыслового и художественного восприятия.

3. Формирование навыков инсценировки, развитие мимики, пластики, выразительности движений;

4. Заучивание произведений малых фольклорных жанров, развитие выразительности речи.

5. Развитие общей и мелкой моторики, произвольности и регуляции поведения.

Мы работаем с детьми младшего дошкольного возраста. Опыт нашей деятельности показывает, что младшие дошкольники обладают особой восприимчивостью к малым фольклорным формам. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям детского сада. Во время расставания с родителями стараемся переключить внимание ребёнка на новую для него игрушку (кошку, собачку, петушка, сопровождая её движениями,чтением потешки:

Петушок, петушок

Золотой гребешок…

или: Киска, киска, киска брысь

На дорожку не садись…

или: Вот собачка Жучка

Хвостик закорючка… Вариантом такого приёма могут быть игры ребёнка со своими пальцами. Дети с удовольствием перебирают их,наделяя именами близких людей:

Этот пальчик – дедушка

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик — папочка

Этот пальчик — мамочка

Этот пальчик – я, вот и вся моя семья.

Особенно дети любят, когда во время чтения потешки используется его имя, такие произведения малых фольклорных формдети очень быстро запоминают:

У сороки боли

У вороны боли

А у Ирочки заживи.

или: Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Сашенька хороший, Сашенька пригожий!

С помощью народных песенок, потешек воспитываем у малышейположительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.

Так, во время умывания используем потешку «Чистая водичка, моет Егору личико». Ритмичные слова вызывают у ребят радость, они с удовольствием подставляют руки под струю воды.

Не все дети охотно ложатся в постель, некоторые испытывают чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Таким детям ласково поем песенки «Баю, баюшки, баю…»

Помогает потешка и в процессе приема пищи детьми. Чтобы вызвать у детей желание есть,произносим: «Умница Катенька, ешь кашку сладеньку, вкусную, душистую»

Активно используем потешки в работе по формированию культурно-гигиенических навыков, воспитанию у детей опрятности, аккуратности. Например, при при причёсывании используемвсем известную потешку:

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса,

Расти, косонька, до пят,

Все волосики в ряд…

Без этих веселых стишков формирование культурно-гигиенических навыков превратится в скучное безрадостное выполнение указаний взрослого.

Для использования малых фольклорных форм не нужно выделения отдельного времени и поиска особых форм работы. Их можно использовать во время проведения любой организованной образовательной деятельности.

В ООД по лепке — лепим оладушки, обыгрываем потешкой «Ладушки-ладушки испечем оладушки».

На занятиях по конструированию строим домик (избушку, обыгрываем ее,приговаривая: «Кошка в окошке рубашку шьет», «Курочка в сапожках избушку метет».

Пословицы и поговорки, загадки, шутки, скороговорки, потешки – очень хороший материал для работы над ознакомлением с окружающим миром ребенка. Использование этих малых фольклорных форм расширяет словарный запас детей, активизирует их познавательное и умственное развитие, развивает звукопроизношение, позволяет познакомить с домашними и дикими животными, с явлениями природы. («Пошел котик на торжок», «Из-за леса, из-за гор…», «Наши уточки с утра: кря-кря-кря!», «Солнышко-ведрышко», «Дождик-дождик, пуще…»).

В самом начале учебного года мы увидели, что большинство детей плохо произносят слова, медленно запоминают произведение. Для того чтобы речь ребенка стала более внятной, выразительной, эмоционально окрашенной начали активно использовать народные песенки – потешки, пальчиковые игры. Здесь важную роль играет ритм. Речь детей сопровождаем движением рук. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Загадки очень полезны для малышей, они заставляют ребенка мыслить образно, направляют его внимание на предметы и явления окружающего мира, их отличительные признаки, повышают мыслительные способности и воображение. Во время организованной образовательной деятельности по ознакомлению с художественными произведениями мы часто используем театрализованные игры, игры-драматизации, сюжетные игры на темы знакомых детям сказок, потешек. Мы обыгрываем сказки или придумываем новый сюжет к уже известной сказке, вводим новых героев, новое окончание. Дети активно включаются в работу, всем хочется придумать новую ситуацию, включиться в игру. На таких занятиях очень весело, так как все включены в работу, а значит развивается активный словарь, фантазия детей, они становятся сплоченее, что очень полезно для полноценного развития ребенка в дошкольном возрасте. ООД по развитию речи начинаем с веселых физкультминуток, пальчиковых игр, чтоб подготовить детей к учебной деятельности. Мы здороваемся с пальчиками, топаем ножками, хлопаем в ладошки, имитируем стук дождя под чтение потешек или авторских коротких стишков. Играем с язычком или делаем артикулярную гимнастику, чтобы детки не устали, потом читаем на выбор потешку, сказку, скороговорку, закличку, обсуждаем и заучиваем. В конце играем в хороводную игру или в игру-забаву, а если знакомились со сказкой, то дети выбирают себе роли героев сказки и обыгрываем ее.

Для того чтобы использовать малые фольклорные формы в речевом развитии детей воспитатель должен:

— знать уровень развития своих воспитанников;

— научиться владеть художественными средствами языка;

— обеспечить понимание смыслового содержания народного произведения;

— петь и танцевать;

использовать элементы артистичности при чтении произведений (эмоциональную окраску речи, изменение тембра голоса);

— применять забавный сюжет;

— больше использовать словесные, наглядные, игровые методы.

Большое значение для развития речи детей имеет специальная организация предметно-развивающей среды.

Для использования в работе с детьми малых фольклорных форм в книжном и речевом уголках необходимо иметь

-подбор книг с фольклорными произведениями (книжки-раскладушки, книжки-вырубки и т. д.)

-раскраски потешек, загадок и т. д. ;

— наборы открыток, иллюстарций к потешкам, прибауткам, пословицам, небылицам,

-диски с народными песенками, потешками, сказками;

-элементы народных костюмов, атрибуты для драматизации;

-образные игрушки-персонажи, куклы, предметы русского быта, детали народной одежды и т. д.

С целью повышения интереса и мотивации дошкольников к малым фольклорным жанрам можно использовать прием присутствия игрового персонажа (образной игрушки – петушка, кота, ежа, Петрушки и др.). Игровые персонажи создают общее настроение (ласковость, шутливость или грусть) в процессе прослушивания потешек, повышают активность детей и эмоциональную экспрессивность.

Таким образом, детский фольклор – одно из действенных средств, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство детей с малыми фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса, обогащает чувства, формирует его отношение к окружающему миру и себе, наполняет положительными эмоциями, и таким образом играет неоценимую роль во всестороннем развитии дошкольника.

Чаще используйте возможности малых фольклорных жанров в работе с детьми!

Источник

Наталия Черногорова
Использование малых форм фольклора в развитии речи ребенка

Фольклор – одно из действенных средств, таящий огромные дидактические возможности.

В детском саду широко включены в жизнь детей произведения русского народного творчества – детский фольклор, в различных видах деятельности ребенка (в воспитательно-образовательной и повседневной жизни).

Взрослые на протяжении многих поколений создавали для детей свой особый фольклор, который, включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Эта область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики. Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса, обогащает чувства, формирует его отношение к окружающему миру и себе, наполняет положительными эмоциями, и таким образом играет неоценимую роль во всестороннем развитии дошкольника. Обращение к хорошо знакомым, любимым детьми жанрам фольклора (потешки, дразнилки, докучные сказки) обеспечивает эффективность формирования и активации речи дошкольников. Основной вид деятельности дошкольника – это игра. В игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности, учится общаться со сверстниками, поэтому так важно обратить внимание на развитие игровой деятельности, а в ней и на развитие речи и обогащение словаря. Для этого можно использовать хороводные игры, так же перед началом игры можно обращаться к считалкам, чтобы выбрать либо ведущего, либо игрока, с которого начнется игра. Поэтому вся познавательная деятельность (особенно для младшего дошкольного возраста) вмещает в себя игровые элементы, в которых я использую потешки, загадки, пальчиковую гимнастику, скороговорки, в зависимости от образовательной деятельности.

Произведения фольклора имеют важнейшее значение в становлении и развитии личности каждого человека, освоение им культурных богатств, предшествующих поколений. Они необходимы ребенку для выражения в художественной форме своего особого видения мира порожденного возрастными психологическими особенностями. Эти возрастные психологические особенности взаимодействие ребенка с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми людьми меняются по мере развития ребенка от рождения до отрочества.

В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного творчества таят в себе немалые богатства — речевые, смысловые, звуковые.

Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, расширяется кругозор, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх.

Детский фольклор дает возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с колыбельных, потешек, пестушек, песенок, хороводов. Затем дети увлеченно слушают сказки, отгадывают загадки, играют в народные хороводные игры. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка – особенность этих фольклорных произведений-миниатюр.

Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям. Они наполнены внутренней эстетической и эмоциональной силой. Без этих веселых стишков ребенок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, формирование культурно-гигиенических навыков превратится в скучное безрадостное выполнение указаний взрослого, выполнение каких — то движений не вызывает интереса радости, желание повторить еще и еще.

Колыбельные — сопровождает жизнь малыша с самых первых дней появления на свет. Они являются самыми первыми произведениями фольклора, с которыми знакомится ребенок. Колыбельные песни, по мнению народа — спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключает в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей и образное восприятие. Позже дети могут их использовать в играх.

В своей работе с детьми дошкольного возраста большое внимание уделяю ознакомлению детей с малыми формами фольклора — потешкам, пестушкам, которые помогали наладить эмоциональный контакт с детьми.

Пословицы и поговорки, загадки, шутки, скороговорки, потешки – очень хороший материал для работы над ознакомлением с окружающим миром ребенка, а так же для автоматизации поставленных звуков. Они являются образцом краткости и глубины мысли; их структура всегда ясная, отчетливая, а лексика разнообразна и образна.

В самом начале учебного года, в младшей группе, я увидела, что большинство детей плохо произносят слова, медленно запоминают произведение. Для того чтобы речь ребенка стала более внятной, выразительной, эмоционально окрашенной использую народные песенки – потешки, пальчиковые игры. Здесь важную роль играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение.

Для развития внимания к звучащей речи стала учить детей совместно произносить слова, заучивать потешки. Ребята с большим интересом их учили, так как они веселые и легко запоминаются. К концу учебного года дети уже легче запоминали и обсуждали героев произведений, которые мы читали, могли своими словами пересказать, о чем там рассказывалось, и быстрее и легче запоминали.

Загадки очень полезны для малышей, они заставляют ребенка мыслить образно, направляют на предметы и явления, их отличительные признаки, повышают мыслительные способности и воображения.

Употребление скороговорок детьми развивает у них чувство языка, содействуют совершенствованию артикуляционного аппарата. Они являются веселой словесной игрой. Скороговорки короткие и легко запоминаются, богаты сложным звуковым оформлением (частые повторы, внутренняя рифма, сочетание противоположных звуков, но в тоже время несут в себе очень полезное для детей умение запоминать текст, развивать и обогащать словарь и формировать правильную и четкую речь.

Заучивание докучных сказок, скороговорок-чистоговорок и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что у ребенка развивается память, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность.

Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат сравнениями, имеет несложные легко запоминающиеся формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу при пересказе сказки или ее обыгрывании.

На занятиях по ознакомлению с художественными произведениями я иногда использую театрализованные игры, игры-драматизации, сюжетные игры на темы знакомых детям сказок, потешек. Когда мы обыгрываем сказки, придумываем новый сюжет к уже известной сказке, вводим новых героев, новое окончание. Дети активно включаются в работу, всем хочется придумать новую ситуацию, включиться в игру. На таких занятиях очень весело, так как все включены в работу, а значит и развивается активный словарь, фантазия, дети становятся сплоченее, что очень полезно для полноценного развития ребенка в дошкольном возрасте.

Одним из главных приемов понимания произведения является инсценировка. С его помощью можно добиться предельного понимания содержания. Прием инсценировки сочетается с заучиванием текста, запоминанием последовательности действия, активизации словаря, что помогает соединить зрительные и слуховые стимулы, а так же коммуникативность детей.

Игры – импровизации воспитывают положительные черты характера детей, разнообразят детский досуг, формируют фантазию, расширяют словарь, помогают сделать речь детей более выразительной, учат их пользоваться прямой и косвенной монологической и диалогической речью. Использование всех доступных жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении дошкольников позволяет детям приобретать необходимые умения и навыки для использования их в речевом межличностном общении, театрализованных, хороводных и сюжетных играх. Произведения русского народного искусства разносторонне воздействуют на ребенка, учат его образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в различных ситуациях. Поэтому в своей работе я стала активно использовать элементы фольклора. Я считаю, что для развития речи ребенка следует шире использовать фольклор во всех его формах. Для младших дошкольников – это, прежде всего, сказки, заклички, скороговорки, потешки, докучные сказки. Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию, вызывает положительные эмоции, побуждает интерес. Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые условия для овладения родной речью и активизации словаря.

В своей работе я использую определенную систему игр и упражнений с постепенным усложнением. Результатом моей работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение моих детей, которое помогает овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление – т. е. всесторонне развивает ребенка.

Занятия по развитию речи у детей я начинаю с веселых физкультминуток, пальчиковых игр, чтоб подготовить детей к занятию. Мы здороваемся с пальчиками, топаем ножками, хлопаем в ладошки, имитируем стук дождя под чтение потешек или авторских коротких стишков. Играем с язычком или делаем артикулярную гимнастику, чтобы детки не устали, потом читаю на выбор потешку, сказку, скороговорку, закличку, и мы с ребятами ее обсуждаем и заучиваем.

В конце занятия мы играем в хороводную игру, или в игру-забаву, а если знакомились со сказкой, то дети выбирают себе роли героев сказки и обыгрываем ее. Самое главное – это разнообразить деятельность ребенка во время занятия по развитию речи и ознакомления с художественными произведениями, поэтому постоянно слежу за тем, чтобы дети были активны и им было интересно.

Источник