Использование интеллектуальных игр в развитии ребенка

Наталья Квартина
Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста

«Без игры нет, не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский.

Для современной образовательной системы проблема умственного, интеллектуального развития чрезвычайно важна. Необходимо компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний. На первый план выдвигается задача формирования творческой личности, умеющей активно проявлять умственные способности. В дошкольном возрасте происходит закладка такого фундамента.

Современный педагог ставит своей целью воспитание ребёнка-дошкольника – творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных процессов, умеющего самостоятельно искать знания. Этому способствует игра – один из основных видов детской деятельности.

.

Использование развивающих игр ведет к ускорению познания окружающего мира, а значит и интеллектуального развития, а также к устранению проблем, имеющихся в умственном, психическом, речевом развитии. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом сталкивается с затруднениями. Знания, данные в занимательной форме, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче.

«Развивающие игры – это игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта, познавательных процессов» (Борис Павлович Никитин). Почти каждая игра может быть развивающей, если не делать за ребенка то, что он сам может сделать, не думать за него, если он сам может додуматься.

Исходя из вышесказанного,определяется цель:

Формирование творческой, интеллектуальной личности дошкольника через развивающие игры

Задачи:

развивать у детей познавательный интерес, желание и потребность узнать новое

развивать память, воображение, внимание, креативность мышления, речь детей, обогащать их словарный запас

развивать у дошкольников умения находить зависимости и закономерности, ошибки и недостатки, классифицировать и систематизировать материал, создавать новые комбинации из имеющихся элементов, букв, деталей, предметов

развивать способность предвидеть результат своих действий

— формировать у детей через игру представления об окружающем мире

развивать у детей способность соблюдать правила игры, аккуратность при обращении с игрой

развивать у детей чувство доброжелательности, взаимопомощи

развивать мелкую моторику при работе с материалом развивающих игр

В основу развивающих игр положены три принципа обучения — это «от простого к сложному», «самостоятельно по способностям», «постепенность и систематичность». Это позволяет разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

развивающие игры дают пищу для ума с самого раннего возраста

— задания — ступеньки создают условия для развивающего обучения

— поднимаясь, каждый раз самостоятельно, ребенок развивается наиболее успешно

развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения.

«Кубики Никитина» — прекрасный дидактический материал для развития логического мышления, восприятия, внимания. Борис Павлович Никитин разработал систему таких развивающих игр, как «Сложи узор», «Куб для всех», «Уникуб», «Сложи квадрат», «Точечки». Каждая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей конструктора и т. д.Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоскостного рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

На восприятие цвета, формы, величины используются логические блоки Дьенеша — эффективное пособие, разработанное венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем для подготовки мышления детей к усвоению математики. Дидактическое пособие «Логические блоки» состоит из 48 объёмных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом,каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной.

Сначала предлагаются самые простые игры:

• «Раздели фигуры (блоки)» (по цвету, или форме, или размеру, или толщине)

• «Найди фигуру (блоки)» (по цвету, форме, размеру, толщине)

«Создай образ» (по схеме)

Далее проводится более сложный вариант. Это разбиение блоков по свойствам (с использованием кругов, «Домино».

Уникальный по своим возможностям и доступный в применении дидактический материал «Цветные палочки Кюизенера». Универсальный материал для развития у детей логико-математических способностей разработал бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер.

«Палочки Кюизенера» – это набор счетных палочек, которые еще называют «цветными палочками», «цветными числами». В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем больше числовое значение она выражает. «Счетные палочки Кюизенера» являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Набор способствует развитию творчества, фантазии и воображения, познавательной активности, мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей, мелкой моторики.

На начальном этапе занятий палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами.

На втором этапе палочки уже выступают как математическое пособие. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.

Для интенсивного развития пространственного мышления, памяти, внимания, творческого воображения, конструкторских способностей, мелкой моторики применяются игры Вячеслава Вадимовича Воскобовича. В основном, это игры — конструкторы и головоломки, сопровождающиеся сказочными сюжетами. По словам В. В.Воскобовича: «Это — не просто игра, это — познавательная деятельность».

В работе с дошкольниками используется технология ТРИЗ, автором которой является Генрих Саулович Альтшуллер. ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, первоначально адресованная инженерно – техническим работникам, в последние десятилетия широко применяется в среде педагогов. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем».

«Волшебный мешочек» (на ощупь)

«Похвалушки» (двое детей хвалят каждый свой предмет)

«Вдвоем» (по очереди рассказывают о предмете, придерживаясь схем)

«Загадка» (составление рассказа – загадки, не называя предмет)

«Хорошо — плохо» или «Розовые – черные очки»

«Чудесные вещи» (придумывание, изобретение чего-то нового, перенося свойства одного предмета на другой)

«Придумай сказочку» (привычные объекты начинают обладать необычными свойствами)

ТРИЗ дает возможность детям проявлять индивидуальность, учит их нестандартно мыслить, снимает чувства скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается фантазия, логика мышления, воображение.

Особое место в работе с детьми занимают игрына составление целого из частей: «Танграм», «Колумвово яйцо», «Вьетнамская игра», «Монгольская игра», «Листик», «Волшебнй круг», «Головоломка Пифагора», «Пентамино». Сущность этих игр состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образу или замыслу. Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. Такой комплект получается в результате деления одной геометрической фигуры (н., квадрата в игре «Танграм» или круга в «Волшебном круге») на несколько частей. Способ действия в играх прост, однако требует умственной и двигательной активности, самостоятельности.Из любого набора можно составить изображения разнообразной конфигурации: силуэты животных, птиц, человека, транспорта, узоры. Силуэтное изображение схематично, но образ легко угадывается по основным, характерным признакам предмета, форме

В практике широко используется группа игр, развивающих интеллект дошкольников, в ходе которых дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результатах, т. е. активно мыслить, — это головоломки.Головоломки могут быть:

• арифметическими (угадывание чисел);

• геометрическими (с палочками, разрезание бумаги, сгибание проволоки);

• буквенными (изографы, ребусы, кроссворды).

Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Например, с помощью 4 палочек сложить на столе два треугольника. Увлекательные ребусы для детей — это не только отличная гимнастика для развития интеллекта, но и хорошая возможность пополнить словарный запас детей. Кроссворды, обогащают знания об окружающем мире, учат правильному написанию слов.

Развивающие игры, в которых ребёнку необходимо отгадывать загадки, любят все дети. Загадки расширяют кругозор, развивают мышление, тренируют сообразительность, логику и интуицию, т. к. в них присутствует уподобление, сравнение, метаморфическое описание предмета. Для решения даже самой простой загадки надо многое знать об окружающем мире. В процессе поиска правильного ответа дети в игровой форме учатся рассуждать и делать необходимые выводы. При подборе загадок, необходимо учитывать возраст детей.

Не остаются без внимания игры с использованием пословиц, поговорок («Повтори», «Послушай и закончи», «Скажи по-другому» (Одно дело сказать о ком-либо, что он причиняет неудобства своим постоянным присутствием, другое — что он «надоел как горькая редька»; одно дело сказать, что кто-либо пришел неожиданно, другое — что он «свалился как снег на голову»).

Еще раз, говоря о значении развивающих игр в интеллектуальном развитии дошкольников, хочется подчеркнуть, что «знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Играя, гораздо легче выучить, лучше узнать, проявить при этом творчество».

Источник

Александра Плеханова
Влияние игры на интеллектуальное развитие детей. Из опыта работы

В. А.Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Всестороннее развитие дошкольников можно осуществить только на основе игровой деятельности, в процессе которой у детей формируются воображение и символическая функция сознания, приобретается опыт общения со сверстниками, постигаются нравственные ценности и правила поведения в обществе. Благодаря использованию игр, процесс обучения дошкольников происходит в доступной и привлекательной форме.

Преимуществом интеллектуального развития детей в игре является то, что в их основе лежат не предметные знания, а «компетенции», т. е. то, что определяет способность человека свои знания и умения применять в конкретных ситуациях.

Игры развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность, а также способность принимать решения в условиях неопределенности и отвечать за них, а значит, и самостоятельность. Не менее важно умение длительное время концентрироваться на одном виде деятельности. Игра есть средство познания действительности и одно из самых привлекательных для детей занятий.

Существует множество развивающих и дидактических игр, которые используют педагоги для развития интеллекта у детей.

Игры способствуют развитию мелкой моторики рук, логического мышления, воображения, закрепления знания цветового спектра.

Игра Воскобовича – это игры нового типа, моделирующие творческий процесс, создающие свой микроклимат для развития творческой стороны интеллекта.

С помощью палочек Кюизенера ребенок учится декодировать игру красок, числовые соотношения. Они вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач.

Блоки Дьеныша способствуют развитию умения классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам, развивать внимание, логическое мышление.

Игры тренажеры превращают процесс обучения в развлечение и способствуют детям поверить в себя и свои способности. Играя в игрушки тренажеры, дети становятся умнее и рассудительней, тренируют зрительную память, произвольное внимание, мелкую моторику пальцев рук, знакомятся с цветами, геометрическими фигурами.

Конструирование из счетных палочек – способствует развитию мышления, внимания, мелкой моторики и пространственной ориентировки.

Игры Никитина развивают любознательность, творческий склад ума.

Развивают способности создавать новое, решать незнакомые задачи. При этом каждая игра не только развивает разные стороны интеллекта, но и воспитывает самостоятельность, целеустремленность, аккуратность, умение концентрироваться.

Игры – головоломки развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышление, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач.

Игры с использованием интерактивной доски позволяет по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Использование интерактивной доски в совместной и самостоятельной деятельности ребенка является одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.

Игра «Зоркие глазки» – это тренировка зрительных анализаторов, развитие целостного восприятия, внимания, памяти.

Настольно – печатные игры развивают восприятие, внимание, память, логическое и пространственное мышление. Настольные игры вызывают интерес у детей необычностью и занимательностью, требуют умственного и волевого напряжения, способствуют развитию пространственных представлений, творческой инициативы, смекалки, сообразительности.

Развивающие игры «Найди пару», «Подбери по силуэту», «Чей силуэт?» помогают малышам в развитии логического мышления, внимания, зрительной памяти, речи. Закрепляют знания об окружающем мире и отработали навык группировки предметов по форме.

Игры логического содержания помогают воспитать у детей познавательный интерес, способствуют к исследовательскому и творческому поиску, желанию и умению учиться.

Ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста является игровая деятельность.

Все предложенные игры представляют собой систему, в процессе которой дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, учатся выполнять различные действия, получают знания, делают открытия, развивают память, мышление, творческие способности.

В ходе игр осуществляется личностно – ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети не замечают, что идет обучение – они перемещаются по группе, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками. Вся система организации занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности. И это способствует интеллектуальному развитию детей в игре.

Источник

Галина Сушенцова
Использование развивающих игр в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста

«Использование развивающих игр в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста»

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский.

Тема над которой я работаю, называется «Использование развивающих игр в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста». Путь, который ребенок проходит в своем развитии в дошкольные годы огромен, за это время он приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. На протяжении дошкольного детства «складывается» человек. Те изменения, которые происходят в развитии ума ребенка-дошкольника, удивительны и неуловимы. Тем не менее, это удивительное и неуловимое надо увидеть и понять.

Перемены последних лет показали несостоятельность «стандартной личности». Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не бояться этого. Помочь в формировании такой личности может «Развивающее обучение». Интеллектуальный человек – это тот, который способен к осуществлению процессов мышления. Человек использует свой интеллект для:

Восприятия, понимания и интерпретации информации;

Идентификации источника и причины;

Постановки вопросов с целью сужения области и поиска;

Умения моделировать процесс решения проблемы;

Поиска ответа на конкретные вопросы;

Усвоения новых знаний.

Развитие интеллекта это:

развитие логического мышления (словесно — логическое) ;

развитие латериального мышления (наглядно — образное);

развитие практического мышления (наглядно — действенное).

Умение мыслить логически это:

— сравнивать свойства, признаки, состав и действия предметов;

— выделять существенные признаки;

— производить анализ и обобщение;

— устанавливать отношения между понятиями;

— классифицировать понятия;

— делать умозаключения и обосновывать его.

До полутора – двух лет у малыша преобладает наглядно –действенное мышление: ребёнок устанавливает связи между предметами в ходе действий с ними. Постепенно у малыша формируется и наглядно – образное мышление. Ребёнок уже может размышлять, представляя себе образы предметов. К трём годам у ребёнка появляются элементы логического мышления. Малыш начинает обобщать предметы и явления по существенным признакам, получая основную часть информации из речевого общения. Речь становится средством общения.

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Интеллектуальное развитие ребёнка начинается не за год- два до поступления в школу, а идёт в процессе всей жизни, начиная с рождения. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелёгок, и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, мы должны помнить, что главной формой развивающего воспитания и обучения являются развивающие игры. Именно в играх успешнее всего развиваются все уровни личности, психические процессы (внимание, речь, память, мышление, мелкая моторика руки, разные виды деятельности. Игру следует выбирать с учётом возраста ребёнка. Самые первые игры для маленьких детей включают в себя игры – забавы, их сменяют игры по ролям, а потом уже дети участвуют в играх – задачах.

В моей группе 16 детей. Из них – 9 девочек и 7 мальчиков. Дети пришли ко мне в возрасте трёх лет. В первую очередь я у этих малышей начала развивать восприятие, знакомить со свойствами предметов, так как восприятие у них было весьма расплывчатым, неточным. Малыши привлекательные предметы зажимали в руке, перекладывали с места на место. Ребёнок не учитывал свойств предметов. Это происходит не потому, что дети плохо различают свойства, а в силу непонимания их значения, отсутствия постоянной ориентировки на них. Я начала их знакомить со свойствами предметов, разнообразными формами, цветами, отношениями величин, пространственными отношениями, чтобы ребёнок накопил запас представлений об этих свойствах, что очень важно для дальнейшего умственного развития.Для этого я подготовила разные виды дидактических игрушек:

— игрушки для нанизывания (разные геометрические фигуры, купленные и сделанные своими руками родителями);

— игрушки для прокатывания (объёмные геометрические фигуры: шары, цилиндры, конусы, призмы);

— игрушки сборно – разборные (матрёшки, конструктор – лего, пирамидки);

— игрушки – вкладыши (с изображением геометрических фигур и животных);

— игрушки сюжетные (куколки, машины, ёлочки, овощи, фрукты, а также предметы, подобранные по определённым признакам – цвет, величина, форма (пробки, фишки, коробочки, геометрические фигуры и природный материал – шишки, жёлуди, листья).

В начале дети просто играли, производили какие – то действия с незнакомыми предметами, получали первое представление о них, затем мы начали знакомиться со свойствами предметов с помощью ориентировочных исследовательских движений рук и глаз.

С помощью дидактических игрушек учу выполнять задания на подбор по сходству и различию (соотнесение, группировка, сортировка). Для этого использую пирамидки, матрёшки. На изучение цвета детям нравятся игры с геометрическими фигурами и предметами. Мною используются такие игры, как «Разложи по цвету», «Собери цветок», «Парные предметы», «разложи по форме», «Форма» и т. д. Дидактические игрушки не только обогащают сенсорный опыт ребёнка, но и учат мыслить. В процессе таких практических действий, как соединение, разъединение, проталкивание, называние предметов, развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Практические действия отражают свойственный раннему периоду детства наглядно – действенный характер мышления. Развитие памяти тесно связано с развитием интеллекта у детей. Дети легче запоминают материал при активной умственной работе. Игры с предметами ставят ребёнка перед необходимостью запоминать и производить способы действий, которые были показаны воспитателем. Дидактические игрушки выполняю ещё одну важнейшую задачу. Они способствуют развитию действий руки, формируют ручную умелость, совершенствуют мелкую моторику пальцев (сними кольцо, сложи кубики, собери мозаику). Когда дети поступили в детский сад, их руки действовали неловко, с трудом удерживали предметы, часто роняли их. Теперь таких проблем нет. Занятия с дидактическими игрушками развивают познавательную активность детей. Дети осваивают «прямые» и «обратные» действия. Помогаю познавать и свойства предметов, их качества, их количество. В этом помогает демонстративный материал. При работе с дидактической всегда стремлюсь поддержать ребёнка только положительной оценкой, подкрепляющей стремление ребёнка что – то сделать или узнать. При этом у ребёнка поднимается настроение, он старается сделать свою работу правильно и до конца.

Наряду с развитием восприятия активно идёт процесс совершенствования внимания. Внимание ребёнка носит непроизвольный характер. Заставить ребёнка в этом возрасте быть внимательным нельзя, но заинтересовать его можно многим. Заношу в группу новую игрушку, с которой дети могут играть долго. Показываю привлекательные картинки. Обращаю внимание на окружающие предметы, на явления природы. На занятиях и в повседневной жизни использую игры : «Чей домик», «Любимые сказки», «Собери картинку», «Сложи картинки из фигурок», «Найди пару», «Какая игрушка».

При поступлении в садик многие дети могли говорить отдельными словами. Лишь немногие дети выражали свои мысли короткими предложениями. Поэтому работа предстояла большая. Я начала во время игр знакомить детей с незнакомыми предметами, и их правильным названием, использовала потешки, сказки, стихи, песенки, которые разучивали на музыкальных занятиях. Вовлекаю в разговор о том, что они видели в магазине, на улице, кого встретили по дороге домой, с кем пришли в детский сад. Физическая активность также улучшает внимание. Развитию двигательной активности помогли танцы, подвижные игры. Мы играем в игры «Беги ко мне», «Догони мяч», «Найди игрушку», «Найди и промолчи», «Сорви яблоко» и многие другие игры.

Исходя из этих знаний,я поставила перед собой цели и задачи:

Цель – выяснить влияние развивающих игр на интеллектуальное развитие ребёнка.

Задачи:

1. Развивать мышление, память, воображение, внимание через игру.

2. Развивать познавательную активность.

3. Развивать мелкую моторику пальцев и координированных движений левой и правой рукой.

4. Воспитывать волевые черты характера (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить её до завершения, стремиться к получению положительного результата).

5. Научить анализировать содержание задач, выполнять разнообразное комбинирование поисковых действий, осуществлять планирование шагов по реализации способа решения, проводить обоснованное рассуждение.

Успех в работе по развитию детей может быть достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребёнок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи.

Для этого я провожу родительские собрания, где знакомлю родителей с некоторыми играми, заинтересовываю их значимостью развивающих игр. Составляю для родителей «Памятки» по использованию игровых технологий.

Использовала в работе с детьми тетради с проверочными заданиями Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Игралочка». Тесты для детей 3-5 лет (две части). В пособие представлен полный систематизированный материал для закрепления пройденного материала. С тестами легко и удобно работать, и занятия для детей превращаются в веселую и увлекательную игру.

Уверена, что вся проведенная работа поможет моим детям достичь хороших результатов, быть победителями различных олимпиад в школе, а так же, хочется верить, что дети все знания и умения пронесут через всю свою жизнь.

Источник