Искусство как фактор развития личности ребенка

Фундамент формирования основ творческой личности закладывается в дошкольном возрасте. Возраст от 4 до 7 лет наиболее благоприятен для творческого развития, а именно для становления процессов восприятия, памяти, воображения, мышления.
Проблема развития творческого начала, художественных способностей человека всегда волновала как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми.
Основанием для творческого развития является процесс деятельности. Наиболее благоприятными для творческого развития являются игра и изобразительная деятельность.
Творчество — естественная природная функция, которая проявляется и реализуется в деятельности в меру наличия специальных способностей к той или иной конкретной деятельности. А. В. Петровский пишет: «Способность не существует вне конкретной деятельности человека, а формирование ее происходит в условиях обучения и воспитания». Отсюда ясно, что в процессе развития творческих способностей, в том числе и художественных, важнейшую формирующую роль приобретают познавательный фактор, знания.
Рост творчества у дошкольников и развитие способностей будут осуществляться эффективно при соблюдении следующих условий:
1. неустанное накопление разностороннего жизненного опыта;
2. подбор соответствующих возрасту эмоционально-насыщенных заданий;
3. формирование устойчивого интереса к предмету;
4. создание игровой ситуации обучения;
5. использование разнообразных художественных материалов;
6.применение в работе разнообразных художественных техник.
Детям для выполнения заданий следует предлагать разнообразные материалы: простой карандаш, цветные карандаши, акварель, гуашь, пастель, восковые мелки, уголь, сангина, фломастер, восковые мелки.
В каждом случае выбор художественного материала должен быть обусловлен конкретной задачей. Сначала педагог предлагает детям тот или иной художественный материал. По мере взросления и накопления опыта, формирования навыков изобразительной грамоты, к выбору материала все более привлекаются сами дети. Соответствующие вопросы побуждают их сделать правильный выбор. Постепенно дошкольники овладевают умением самостоятельно выбирать наиболее подходящий для воплощения замысла художественный материал.
Введение новых художественных материалов и техники, как известно, активизирует процесс художественного творчества дошкольников.
Например: применение смешанной техники (акварель с белилами, сочетание рисования восковыми мелками и акварелью, рисунок поролоном, сочетание пастели и акварели и др.) не только позволяет детям добиваться большой образной выразительности, но и содействует развитию художественного творчества.
Следует отметить исключительную роль произведений изобразительного искусства в формировании творческой личности ребенка (важен грамотный подбор произведений для рассматривания в ДОУ).
Для того чтобы выработать у дошкольников свободу творческого решения, необходимо научить их формообразующим движениям, движениям рук, направленным на создание изображений предметов разнообразных форм, сначала простых, а затем более сложных, во всех видах деятельности (в рисовании, в лепке и в аппликации). Это позволит детям изображать разнообразные предметы и явления окружающего мира. Чем лучше ребенок овладеет формообразующими движениями во второй младшей, а затем в средней группе, тем легче и свободнее он будет в старших группах создавать изображения любых предметов, проявляя творчество. Известно, что всякое целенаправленное движение может быть произведено на основе имеющихся представлений о нем. Представление о движении, производимом рукой, формируется в процессе зрительного, а также кинестетического (двигательно-осязательного) восприятия. Формообразующие движения руки в рисовании и лепке различны: пространственные свойства изображаемых предметов в рисунке передаются линией контура, а в лепке — массой, объемом.(Перед изображением чего либо описываем предмет в воздухе рукой).
ВОПРОС №12. Живопись, живописные средства выразительности, цветовое единство. Характеристика живописных материалов, используемых в ДОУ, значение их использования в работе с дошкольниками. Развитие цветового восприятия у детей на занятиях ИЗО в ДОУ.
Живопись – живое письмо, выполняется красками. Живописные материалы: Акварель – краска на водной основе. Гуашь – кроющая краска, необходимо использование белил. Масляная и акриловая краски не используется в ДОУ из — за запахов, токсичности и сложностей техники работы.
Виды живописи: станковая, миниатюра, монументальная, театрально — декорационная.
Живописные средства выразительности – это мазок, пятно, цвет.
Колорит – цветовое единство.
Цвет— понятие основных и дополнительных, умение из основных получить составные: оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый, а также светлые и темные оттенки, различать холодные и теплые цвета, учиться эмоциональности проявления чувств при взаимодействии с цветом. Необходимо учить отражать в рисунках впечатления, от наблюдений окружающей действительности своего эмоционального настроения
На занятиях живописью каждому ребенку необходимо иметь промокашки и палитры, баночку с водой.
Спецификой организации занятий по рисованию в ДОУ является сочетание индивидуальных форм работы и групповых. Использование живописных средств позволяет применять в работе нетрадиционные способы изображения (пальчиковая и ладошковая техники; штампы, печатки, монотипия и т.д.).
На занятиях рисованием следует подвести детей к восприятию понятия жанра в изобразительном искусстве.
Создавать изображения предметов (с натуры, по представлению); Сюжетные изображения.
Использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.
Живописные техники: акварель по сырому, по сухому в полную силу – а-ля-прима, раздельный мазок, монотипия, лессировка (послойная живопись).
Источник
Искусство это средство воспитания художественного и эстетического восприятия. Приобщение к изобразительному искусству ребенка позволяет сформировать творческую личность ребенка. С момента рождения художественные образы и произведения окружает человека и формирует его взгляды на окружающий мир. При этом каждая форма творчества имеет специфические особенности, выражающиеся в разнообразии цветов, форм и звуков. Чтобы в полной мере раскрыть внутренний мир ребенка, определить его склонности, помочь в самовыражении и развить эмоциональное восприятие, необходимо самостоятельное творчество.
Чувство прекрасного, познание всего спектра эмоций и открытие новых форм самовыражения вмещает в себя изобразительное искусство. Рисование не только развивает личные качества, но и формирует интерес к творчеству и искусству в целом, что положительно влияет на духовное развитие человека. Считается, что изобразительная деятельность играет важную биологическую роль. В период интенсивного развития рисование принимает участие в совершенствовании психики, выполняя программу визуализации мысленных образов по перенесению внутренних ощущений во внешний мир.
Польза изобразительного искусства для ребенка
Первые детские рисунки обычно линейны, поскольку в этот период дети усваивают пространственные понятия, постепенно переходя от хаотичного восприятия к структурированным формам. В первые годы жизни рисование для малыша приносит множество полезных результатов. Изобразительно искусство имеет ключевое значение в развитии зрения, мелкой моторики, сенсорного восприятия и персептивной координации.
Характерной чертой детских рисунков является отражение этапов развития зрительного, двигательного и пространственного опыта ребенка. При самостоятельном творчестве, дошкольники изображают только вид сверху или сбоку, и лишь под присмотром опытного педагога они могут выразить свое пространственное восприятие, что имеет большое значение для развития. Изобразительные навыки напрямую влияют на психические функции малыша. При рисовании дети используют оба полушария мозга, поэтому занятия способствуют координации образного и логического мышления. Если родители хотят, чтобы ребенок научился абстрактному мышлению еще до школы, то единственный способ это воплотить – регулярные уроки рисования.
Роль рисования в развитии
Кроме очевидной пользы изобразительного искусства для развития можно сказать, что рисование для ребенка дошкольного возраста является необходимым занятием. Мышление малыша устроено так, что накопление знаний и опыта значительно опережает словарный и ассоциативный запас. Стандартного набора способов передачи информации становится недостаточно для выражения мыслей и эмоций. Рисование позволяет в легкой форме выразить переживания при небольшом словарном запасе.
По мнению специалистов, детской рисование представляет собой разновидность аналитического синтетического мышления. Имея прямую связь со зрительной и моторной функциями, оно требует также мыслительной деятельности. Связывая различные по существу функции, рисование позволяет согласовать деятельность обоих полушарий мозга и упорядочить получаемые знания в универсальную модель.
Источник
Ольга Матикайнен
Развитие личности ребенка средствами художественного творчества
ГБДОУ дет. сад №21 Выборгского района СПб
Развитие личности ребенка средствами художественного творчества
Автор: Матикайнен Ольга Павловна
Воспитатель
Роль воспитателя в том, чтобы предложить ребенку разные возможности в развитии личности, заинтересовать его и создать условия для творчества. Даже незначительное принуждение принимается в штыки, создает негативный фон, который снижает или практически полностью нивелирует возможную пользу от занятий.
Занятия художественным творчеством связаны с такими сторонами жизни ребенка, как восприятие и познание мира (в том числе самопознание, эмоциональная сфера, социализация и навыки взаимодействия с другими детьми. Получая удовольствие от творческого процесса и его результата, ребенок переживает ситуацию успеха — а это один из лучших стимулов, повышающих тонус коры головного мозга. Это не просто эстетическое удовольствие или способ занять время, но и ряд положительных влияний – это первый шаг к созидательному труду. Получив результат ребенок понимает, что может создавать что-либо собственными руками, привыкает к продуктивной занятости. Со временем он спокойнее будет реагировать на необходимость выполнять школьные задания и легче воспринимать домашние обязанности.
• Познание мира. Чтобы придать своему произведению сходство с оригиналом, нужно заметить и осознать его особенные, только ему присущие черты. Вот почему занятия лепкой, аппликацией, оригами, всеми видами рисования развивают у детей внимательность и наблюдательность.
• Память. Переходя от простого к сложному, ребенок удерживает в памяти не только специфические черты предметов и явлений, но и алгоритм создания произведения, которым он овладел раньше. Это тренирует его память и мышление.
• Социализация. Коллективные виды творчества формируют умение общаться, понимать других людей, сотрудничать с ними, делить сферы деятельности и роли. Таким образом ребенок получает очень важный опыт взаимодействия и жизни в обществе.
• Развитие воображения. Воображение — это не только склонность к выдумыванию невероятных историй или художественная фантазия. Это качество, которое позволяет создавать новое на базе существующего опыта. Это могут быть художественные образы, научные открытия, любое прогнозирование результата своей деятельности, к какой бы сфере она ни относилась.
• Эмоциональная сфера. Во время создания поделки ребенок переживает всю гамму эмоций – это может быть удовольствие, восхищение, разочарование – и учится справляться со своими чувствами. На развитие эмоций оказывает влияние и участие в конкурсе детских поделок – ребенок стремится к победе и получает ценные навыки реагирования на выигрыш или проигрыш.
• Художественный вкус. Любой вид детского творчества – поделки, рисунки, раскрашивание, создание украшений – помогает получить представление о том, что такое красиво или некрасиво, гармонично или негармонично. Ребенок учится выражать себя в творчестве и анализировать свои работы с художественной и эстетической стороны.
При организации художественного творчества воспитателю необходимо помнить следующие правила:
• Начинать с самого простого, доступного задания, постепенно усложняя его.
• Не мешать ребенку творить.
• Поощрять все усилия ребенка и его стремление узнавать новое.
• Избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.
• Поддерживать инициативу детей.
• Не оставлять без внимания, без поощрения даже самый маленький успех ребенка.
Сделать маленький шедевр можно практически из всего: бумаги, пластилина или глины, природных материалов (шишек, ракушек, каштанов, декоративных элементов (бусин или пуговиц и. т. д). При выборе подходящего вида творчества, необходимо ориентироваться на возраст детей,возможности и их предпочтения.
Желаю творческих успехов!
Источник
Лариса Власова
Влияние изобразительного искусства на развитие личности ребенка
Изобразительное искусство было очень важным для человека даже в тот момент, когда он не умел говорить — в пещерах, на скалах мы четко различаем фигурки человечков, животных, орудий труда. Художники во всем мире уже давно научились переносить реальность на бумагу, и наши дети по мере своего развития все также начинают с этих человечков с ручками-ножками в виде палочек. По рисункам ребенка можно увидеть, как растет, как развивается, как понимает этот мир наш маленький человечек.
Рисунок растет вместе с ребенком
Настоящими художниками вырастают лишь единицы, но в детстве практически у всех было желание рисовать, водить фломастерами или красками по белому листу, по обоям, невпопад раскрашивать раскраски. Всё это происходит благодаря тому, что ребенок стремительно развивается — его зрение, восприятие, мелкая моторика рук, умственное развитие. И в зависимости от возраста и этапа развития малыша можно видеть прогресс в его рисунках.
Незамысловатые каракули
Когда ребенка начнут интересовать такие предметы, как карандаши и ручки, нужно быть очень внимательным и стараться не отходить от ребенка далеко, всегда держать его в поле зрения. Малышу примерно в двух летнем возрасте еще сложно хорошо удерживать предметы в руке, и он может карандашом или ручкой соскользнуть с листа или же просто играясь, ткнуть остриём предмета себе в глазик или в носик. Поэтому, родители, будьте предельно внимательны!
Первые шаги в изобразительном искусстве будут самыми обыкновенными каракулями, ведь малыша не заботит ни форма, ни конечный результат — сейчас для него главное сам процесс. Причем ему даже не столь интересно как из-под карандаша получаются линии, сколь процесс движения этого предмета в его руках. Хаотичные линии, спирали, замысловатые каракули на листке — это действительно первый шаг вашего ребенка в изобразительном искусстве.
Очень важно в этот момент не отбить у ребенка охоту рисовать, но сделать это нужно очень сложно, поскольку фантазия малыша не имеет границ, и он никогда не остановится на обычном листе бумаги — его интересуют и обои, и стены, и пол, и даже поверхности стола, малыш будет рисовать на всем, что попадется в данный момент ему под руку. Ни в коем случае за это не стоит кричать, ругать ребенка поскольку именно родители должны были предоставить малышу безграничное пространство для творчества. На начальном этапе жизни ребенок не дает никаких точных обозначений своим рисункам — он просто водит карандашом по поверхности. Но чем старше он становится (примерно к 3-м годам, тем более осмысленны его движения, и постепенно он учится давать характеристику своим каракулям.
Теперь, прибежав к маме, ребенок расскажет, что вот эта каракуля — это папа, а рядышком — это мама. Конечно же, взрослому человеку сложно понять что-либо в этих линиях, но ребенку нужно верить и обязательно поддерживать его стремление, а так же вместе с ним радоваться. И пускай папа выглядит как несколько вертикальных черточек, а мама похожа на спиральный ураган, зато малыш уже осознанно не просто ведет линии, но и ассоциирует их с окружающим миром.
Почему так важна стадия каракуль?
• Ребенок учится держать в руках тонкий предмет (ручку, карандаш,кисть, фломастер) и двигать им, что прекрасно развивает мелкую моторику ручек.
• Малыш учится проводить не только линии, но и замыкать их, создавая формы.
• Ребенок старается закрепить в своем сознании некие образы и перенести их на бумагу. Это чрезвычайно важно в развитии ребенка, поскольку он начинает осознанно мыслить.
Схематические изображения
Ну, а когда ребенок уже познакомится с такими формами, как круг, квадрат, а про палочки знает уже давно, в арсенале его художественных навыков начнут появляться весьма узнаваемые, но еще схематические рисунки. Что рисовать легче всего? Человека и дом!
Человек — это «палка-палка-огуречик», а дом — это квадрат с треугольником сверху. Именно так схематически (можно даже сказать как в той пещере) ребенок начинает свою бурную изобразительную деятельность. Искусство для детей в этом возрасте еще не имеет столь глубокого смысла, но им очень нравится, когда, наконец, в их рисунках люди узнают те или иные предметы. Так, излюбленным рисунком малыша практически всегда является солнышко-круг с лучиками-палочками, человек (но скорее всего несколько людей — мама, папа и ребенок) рядом с домиком. У человека ребенок обычно рисует глаза и ротик, но про уши, пальцы, нос и волосы он частенько забывает, не говоря уже об одежде. Сейчас малышу главное изобразить объект, а не детализировать его. Поэтому поддерживайте своего ребенка.
Пока что ребенок не сопоставляет размеры объектов и цвета — он все делает так, как хочется ему, а не так как нужно и есть на самом деле: солнце он может нарисовать синим или зеленым, а домик будет в 3 раза меньше папы или мамы. И это вполне нормальные навыки ребенка в рисовании. Но их нужно развивать, рассказывать, чем папин образ может отличаться от маминого (например, у мамы кучерявые белые волосы и она носит бантик, а у папы короткие черные волосы).
Реалистические изображения
В детском саду или у каждого дома обязательно нужно проводить беседы об искусстве с детьми и для детей, поскольку это развивает их как многосторонних личностей, воспитанных, культурно образованных. Те дети, которые стремятся к искусству, меньше подвержены негативному влиянию улицы.
Что нужно объяснять ребенку? Для начала расскажите ему, что можно рисовать одежду (пуговицы, галстуки, ремни, у каждого человека обязательно есть волосы и какая-то прическа, на небе кроме солнышка есть еще и облака, окна в доме могут быть с красивыми ставнями. Малыш все это видит сам, но у него еще, возможно, не хватает знаний и логики для воплощения реальности на бумаге. У каждого человека на руке пять пальцев, на лице два глаза и один рот, два уха, две руки и две ноги — с этим малыш никогда не ошибется, хоть и считать еще не умеет, поэтому его познания в изобразительном искусстве нужно дополнять той информацией, которую он еще не осмыслил.
С возрастом ребенку нравится не просто рисовать узнаваемые объекты, но и приукрашивать их, особенно если он рисует свою семью. Тех, кого малыш любит особенно сильно, он прорисовывает с особой тщательностью, делает силуэты большими, а те, кто ему не очень-то и нужен либо не будет изображен вообще, либо будет выглядеть как незаметный не прорисованный персонаж.
Психологи отмечают, что именно с 5-ти летнего возраста по рисунку ребенка можно определить его психоэмоциональное состояние, отношения в его семье, его наклонности и желания. Искусство для детей в этом возрасте играет роль показательную, поскольку ребенку может быть трудно, сказать что-либо вслух, а в рисунке он раскрывается. В рисунках малыша отображаются его мысли, и для дальнейшего развития полноценной личности нужно обращать внимание на то, что изображает в рисунках ваш ребенок. Если его рисунки светлые, позитивные, то беспокоиться не о чем. Но, а если же вы часто видите каких-то монстров на его рисунках, темную цветовую гамму, значит, с вашей крохой что-то не так — возможно, это последствие частых ссор в семье, а может родители развелись или в семье случилось что-то, или ребенка постоянно ругают и критикуют.
Правильные изображения
Если у человека от природы есть дар к рисованию, он проявится именно в дошкольном возрасте. Таким самородкам просто необходимо покупать книги по искусству для детей, ну лучше отвести ребенка к специалистам, особенно если родители не могут похвастаться художественным навыком. Многое даст ребенку энциклопедия для детей по рисованию или творческий кружок, школа искусств, где искусство зачастую преподносится весьма доступно — преподносится, из каких геометрических частей состоит тело животного или человека, как правильно рисовать карандашом и красками. Если упустить этот момент и не развивать дальше у ребенка желание творить, он и во взрослой жизни будет рисовать домики в плоском пространстве, а люди так и останутся человечками-палочками.
Однако даже детей с не слишком выраженным художественным даром можно научить рисовать реалистичные объекты. Под влиянием педагогов, правильных подсказок и систематическом формировании навыков, детский рисунок с каждым разом будет все совершеннее и совершеннее. Чем больше ребенку уделять внимания, тем правильнее изображения у него будут получаться. Причем не у всех детей одинаково хорошо получается рисовать черно-белые картинки и цветные изображения — одни очень любят передавать свето-тени черным обычным карандашом, другие обожают рисовать яркие красочные картинки пастелью или акварелью. В этот момент важно дать ребенку самому выбрать себе «инструмент» для творчества, делая некоторые подсказки. В этот момент ребенок почувствует себя ответственным, это придаст ему внутренних сил и уверенности в своих способностях, в своем выборе. Для развития полноценной личности очень важно не навязывать ребенку что-либо, а подводить его самого к определенным решениям или выбору.
Почему так важно изобразительное искусство в жизни ребенка?
Без музыкального слуха ребенку нечего делать в музыкальной школе, при чрезмерной стеснительности малышу будет очень трудно на театральной сцене, а вот рисунок подходит для любого малыша — в нём можно выплеснуть свои эмоции, для этого не нужны грандиозные умения, и это не менее увлекательно, чем играть со сверстниками в игры. Вот почему изобразительное искусство для детей играет такую важную роль.
Однако заставлять ребенка рисовать, насильно водить его в художественные кружки не стоит, ведь это отобьет у него любое желание погрузиться в мир эстетики и искусства. Помните, что рисование должно приносить радость самим детям и, конечно же вам, ведь мы радуемся вместе с неми.
Изобразительное искусство играет важную роль в развитии личности ребенка, поскольку:
• Вырабатывается эстетический вкус малыша;
• Улучшается мелкая моторика рук;
• Ребенок становится более внимательным к деталям, учится из всего потока зрительной информации выбирать главные и второстепенные вещи;
• Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста больше напоминает игру, где каждый хочет быть первым, нарисовать лучше, разукрасить ярче. Такие безобидные, но очень интересные игры воспитывают в ребенке стремление к первенству, к желанию сделать рисунок лучше, чем у других. А когда детей хвалят за их успехи, в следующий раз они будут стараться еще больше;
• Маленькие художники учатся таким понятиям, как свето-тени, сочетание цветов, холодные и теплые цвета, оттенки, основные правила перспективы, оптические законы (удаление предмета к горизонту, идеальные пропорции тел и предметов. Как это может пригодиться в жизни? Во-первых, малыш будет еще на капельку умнее своих сверстников, что возвысит его на ступеньку вверх по образовательной лестнице. А во-вторых, применение этих законов в жизни будет весьма кстати в том возрасте, когда наши дети становятся самостоятельными и начинают подбирать себе одежду, правильно сочетая цвета и оттенки;
• Рисунок — это дело не 5 минут, для него нужна усидчивость, терпение, стремление, настойчивость и желание довести дело до конца. А эти качества личности являются очень важными в последующей жизни;
• Возможно, именно изобразительное искусство станет для ребенка главенствующим родом занятий во взрослой жизни. Кто знает? Может, именно ваш малыш станет именитым художником или реставратором, всемирно любимым скульптором или простым учителем рисования, который будет получать массу удовольствия от своей работы. Учите детей рисованию, и даже если вы не увидите ошеломительных результатов, не опускайте руки, ведь изобразительное искусство для детей, как и для взрослых, полезно, прежде всего, для души и для морального удовлетворения, а удовлетворенная своими успехами личность всегда будет в хорошем настроении и счастливой.
Источник