Интеллектуальное развитие ребенка в процессе экологического воспитания

Венера Аркадьевна Бархиян
Консультация для воспитателей «Значение экологического воспитания в интеллектуальном развитии детей»

Формирование экологической воспитанности дошкольника предполагает решение следующих задач:

развитие экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней;

— формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами, накопление детьми эмоционально- позитивного опыта общения с природой.

Успех решения данных задач обеспечивается обязательными условиями:

— готовностью педагога к осуществлению экологического образования детей;

— личностно-ориентированным воздействием взрослого и ребенка;

— постоянным общением детей с природой;

— построением экологической развивающей среды в дошкольном учреждении;

— активное участие родителей в воспитательном процессе.

Познавая, ребенок осваивает представления о связях в природе, о многообразии ценностей природы Земли. При этом знания, как показали научные исследования (Кондратьева Н. Н., Логинова В. Н., Николаева С. Н.) приобретают качество системности. Тем самым возрастают возможности операционной стороны интеллекта: совершенствуются познавательные умения, наблюдательность, интерес, способность понимать последствия поступков и осознавать важность соблюдения правил и норм поведения в природе.

В работе по экологическому воспитанию опираюсь на наблюдение, моделирование и поисковую деятельность. В ходе наблюдения у детей формируется представление о существовании живых организмов в природе и их разнообразии. Опыты использую, когда знакомлю детей с объектами неживой природы, для этого в группе организовала мини — лабораторию. Широко в своей работе применяю картинки – модели. Практика показала, что с помощью моделирования дети лучше описывают объекты природы (цвет, форму, величину, характер поверхности, пространственное расположение и др.). Модели многофункциональны: использую их в режимных моментах, в организованной и совместной деятельности. Придумывая модели необходимо придерживаться следующих требований: модель должна отражать обобщенный образ и подходить к группе объектов, раскрывать существенные признаки. Замысел по созданию моделей следует обсудить с детьми, чтобы она была им понятна.

Росту познавательного интереса способствует соблюдение следующих правил:

— систематичность;

— учет возрастных особенностей детей;

— подача материала в порядке возрастающей сложности;

— игровой характер заданий;

— опора на сознательную деятельность детей.

Трудно переоценить вклад игры в развитие ребенка, в том числе в формировании его экологического сознания. Играя, малыш познает многоликий мир природы, учится общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы. В результате этого совершенствуются интеллектуальные и волевые навыки ребенка.

Игра – это способ осмысления окружающего мира. В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления. Все происходит легко, естественно, с удовольствием.

Чтобы реализовать посредством игры задачи экологического образования, необходим тщательный педагогический отбор и анализ игрового материала.

Отбор игр должен соответствовать определенным требованиям:

— игры необходимо подбирать с учетом закономерностей развития детей;

— содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, полученным предварительно;

— игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе.

В своей работе я использую игры на тему: «Живая природа»: «Соседи по планете», «Кому, где нравиться», «Кто, где живет», «Кому, что нужно?», «Почему мы такие разные?»; «Неживая природа»: «Что, где находится?», «Почему так бывает?» и т. д.

Дидактические игры подбираются исходя из возрастных особенностей детей. Они должны углублять, уточнять и закреплять знания о природе. В игры включаются дидактические игрушки, разнообразный природный материал, используются готовые настольно-печатные игры: разрезные картинки, различные лото.

Игры по экологии можно разделить на игры по распознаванию и сравнению растений и животных.

В дошкольном возрасте дети проявляют активный интерес к окружающей их природе: животным, растениям, погодным влияниям. Возникающие в этом возрасте вопросы: «Зачем? Почему? Откуда?» — порой ставят взрослых – родителей, педагогов – в тупик, поражают пытливостью детского ума, стремлением проникнуть в суть явлений и их взаимосвязей, образной формой осмысления воспринимаемого. Удовлетворить детскую любопытство, не подавив при этом интереса к узнаванию природы, сформировать необходимые для разностороннего развития ребенка представления о ней, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления – важные задачи работы с детьми в дошкольный возраст.

Источник

      Система экологического воспитания с шестилетними детьми позволят решить две задачи: развить начала экологической культуры и одновременно осуществить широкую подготовку их к школе.

     При правильном воспитании у ребенка в шести-семилетнем возрасте формируются начала экологической культуры, которые включают: элементарные экологические знания о природе; чувственные переживания, направленные на объекты природы (познавательный интерес, сопереживание живым существам, эстетическое восприятие красоты природных явлений); практические умения бережного обращения с растениями и животными, входящими в пространство жизнедеятельности ребенка.

    Подготовка детей к школе, в свою очередь, очень важна для шестилетних детей – государством в настоящее время поставлена задача выравнивания стартовых возможностей дошкольников из разных слоев общества, идущих в школу. Понятие готовности детей к школьному обучению, хорошо разработанное психологами, включает интеллектуальную и личностную готовность ребенка к вхождению в новый тип образовательного учреждения и овладению новым видом систематической деятельности – обучением в школе.

Читайте также:  Методы оценки физического развития ребенка дошкольного возраста

    С точки зрения интеллектуальной готовности ребенок к моменту поступления в школу должен иметь достаточный круг представлений о социальных и природных явлениях окружающего мира. У него должно быть развитое восприятие и наглядно-образное мышление, хорошо развитая речь, предполагающая умения связно высказываться, задавать вопросы, слышать и понимать речь окружающих людей. В интеллектуальную готовность школа включает также и ряд навыков: знание букв и слоговое чтение, знание цифр и умение производить простейшие математические операции сложения и вычитания. В настоящее время, как правило, дети к семи годам в хороших условиях воспитания овладевают этими умениями.

    Личностная готовность к обучению в школе подразумевает развитие у ребенка волевых процессов, самостоятельности, коммуникабельности, которые необходимы для его хорошего самочувствия и становления полноценной учебной деятельности – главной деятельности школьного периода. У ребенка должны быть развиты произвольное внимание и произвольная память, он должен уметь сосредоточиться на том или ином предмете, выполнить предлагаемое задание, запомнить правила поведения или выучить стихотворение. Произвольность поведения связана с осознанием долженствования – ребенок должен понять, что, поступление в школу меняет его статус: учиться в школе – это социально значимая обязанность всех людей, достигших семилетнего возраста. При правильной, (главным образом, ненасильственной) подготовке у ребенка сохраняется интерес к познанию окружающего мира, а школа приобретает символ источника этого познания.

   Что приобретают дети в развитии в процессе систематически осуществляемого экологического воспитания в условиях дошкольного учреждения или учреждения дополнительного образования?

    Прежде всего, у них существенно меняется кругозор – формируется широкая «картина мира», которая охватывает представления от ближайшего окружения до Солнечной системы. Этому способствуют элементарные знания о мироздании, включенные в эколого-педагогические технологии работы с детьми шестилетнего возраста. С помощью карты и глобуса дети приобретают географическое «видение» планеты, ее континентов, морей и океанов – в результате формируется первоначально-целостное представление о своей стране, ее местоположении на планете, многообразии природных условий. Дошкольники при этом активно познают природу, приобретают элементарные, но широкие экологические знания, которые составляют стержень экологической культуры и необходимы им для осознанного и правильного взаимодействия с природой. Суть этих знаний одна и та же во всех конкретных случаях: все многообразие живых существ (растения, животные, человек) хорошо себя чувствует в совершенно определенных условиях, к которым оно приспособлено. Неполноценные условия ведут к болезням и гибели. Эта закономерность на конкретном материале прослеживается на протяжении всего учебного года. Приспособленность организмов к среде обитания ярко представлена во внешнем строении и функционировании (поведении у животных), что и делает эту сферу доступной наблюдению и познанию дошкольников.

    Система работы по экологическому воспитанию позволяет интенсивно развивать мышление детей – наглядно-действенное, наглядно-образное, наглядно-схематическое, логическое, т.к. познание природы строится на практических действиях, наглядных образах и словесной интерпретации. В систему работы входит сенсорное познание объектов природы и практическая деятельность — создание и поддержание экологически правильных условий жизни для объектов природы в пространстве ДОУ, а также поиск и сбор предметов природы, создание коллекций, проведение опытов, что и развивает наглядно-действенное мышление.

     Вся система работы строится на наблюдениях за живыми объектами эколого-развивающей среды ДОУ, которые сгруппированы в циклы. Наблюдение, требующее внимания, сосредоточенности (т.е. волевых усилий), формирует образ и представление об объекте природы, а также развивает качества личности, необходимые для обучения в школе. Наблюдения и широкое использование различного наглядного материала, развивают наглядно-образное мышление дошкольников.

      Особую функцию в систематической эколого-педагогической работе со старшими дошкольниками выполняют календари природы, схемы, карты, символы, которые являются также образами, но образами иного типа — не реалистическими, а упрощенными (схематическими). Эти образы, с одной стороны, фиксируют и отражают реально существующие и наблюдаемые детьми явления природы, а, с другой — позволяют смоделировать и представить то, что невозможно охватить взором в натуре. Работа с календарями, картами, глобусом развивает способность детей абстрагиро-ваться от конкретных предметов, развивает наглядно-схематическое мышление, его символическую и обобщающую функции. Следует отметить: практика, используя готовые (производственные) календари, недопонимает развивающего значения календарей, создаваемых самими детьми. Заполняя под руководством воспитателя календари «Сезонные изменения в природе», «Рост и развитие растений», «Подкормка зимующих птиц», дошкольники развивают мыслительную деятельность в трех аспектах:

— учатся использовать значки (символы), соотносить с ними полученные в процессе наблюдений представления; учатся ориентироваться на странице календаря (верх-низ, слева-справа), аккуратно штриховать клетки (дни недели) и рисовать значки;

Читайте также:  Если ребенок отстает в развитии 5 лет

— создавая последовательно страницы календарей (одну неделю в месяц наблюдая за сезонными явлениями, одни раз в неделю зарисовывая быстро растущее растение), дети выстраивают графические модели длительно и закономерно меняющихся объектов природы. В результате у них формируются не простые, а динамические представления, отражающие последовательную цепочку изменений. Такие представления позволяют осуществлять прогноз – высказывать предположение о возможных дальнейших изменениях;

— календари-модели, созданные детьми, соединенные в ширмы, остаются неизменными (это их принципиально отличает от производственных календарей), что позволяет их многократно и по-разному использовать в педагогическом процессе. Рассматривая календари (страницу за страницей), дети учатся их «прочитывать» — актуализировать образы зафиксированных в них событий.

   Важным аспектом интеллектуального развития является речь, которая сопровождает все формы познания детьми природы: сенсорное обследование объектов неживой природы, растений и животных, наблюдения, труд в природе. Знакомство с новыми объектами и явлениями расширяет словарь (название предметов, их свойств, признаков, качеств, действий); формулирование связей и зависимостей развивает объяснительную речь, основанную на логическом мышлении.

    Большое значение имеют экологические занятия, на которых ведущим и развивающим является словесный метод обучения. На занятиях дети устанавливают связи и зависимости объектов природы, получают обобщенные представления о них.

   Обобщенные представления занимают место, промежуточное между обобщением типа комплекс(Л.С.Выготский) и научным понятием. Они выше, чем первые, и ниже, чем последние. Функции обобщенных представлений в педагогическом процессе умственного воспитания дошкольников — это упорядочивание знаний об однородных явлениях и предметах окружающей действительности, совершенствование наглядно-образного мышления детей и на его основе — первоначальное становление элементов логического мышления. В дидактике детского сада формирование обобщенных представлений становится одним из средств подготовки мышления детей к той интенсивной умственной деятельности, к тому умственному напряжению, которые сопряжены с обучением в школе.

   Обобщенные представления, сформированные на основе ряда наиболее значимых характерных признаков, позволяют ребенку рассматривать каждый предмет в системе его связей с другими предметами, использовать приобретенные знания для самостоятельной продуктивной ориентировки в окружающем природном мире. Это особенно важно, когда необходимо установить степень сходства нового объекта или явления с уже известными.

      На занятии обобщающего типа ставлю цель: выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов и на их основе формирует обобщенное представление. Практика обучения показывает, что обобщения должны строиться на разнообразных конкретных знаниях, систематически приобретаемых детьми на протяжении всего дошкольного возраста, а также получаемых в процессе многократных наблюдений за объектами в природе (знания о многообразии растительного и животного мира, закономерных особенностях роста и развития растений, сезонных явлениях в природе). Имеется также хорошая возможность формировать у детей обобщенные представления о живых существах, проживающих в одинаковых условиях и имеющих сходные приспособительные особенности (быстро плавающие, летающие, роющие, домашние животные, хищники).

    Формирование обобщенных представлений осуществляется в процессе специальной беседы (учебного диалога), стержнем которой является система вопросов. Их специфика состоит в следующем: формулировки носят общий характер, т.к. они охватывают не одно, а ряд конкретных явлений; содержание вопросов направлено на выявление тех существенных и характерных признаков, на основе которых строится обобщенное представление; каждому признаку соответствует специальный вопрос. Важное место в таком диалоге занимает формулировка выводов (заключений) — собственно построение обобщений: частных по каждому значимому признаку и затем общего по комплексу признаков, которое и соответствует обобщенному представлению.

    Формирование обобщенных представлений – это словесный метод работы с детьми, в центре которого – алгоритм построения обобщенного знания в процессе учебного диалога: определенная последовательность вопросов, ответов, выводов. Чтобы алгоритм достиг цели (т.е. чтобы дети усвоили обобщенное знание и в дальнейшем самостоятельно использовали его), необходимо обучение дошкольников процедуре его применения. Вторая часть занятия должна посвящаться анализу новых ситуаций: дети оценивают аналогичные явления с позиций сформированного обобщенного представления — детально по каждому признаку — и делают вывод: относятся они к категории данного обобщения или нет.

     Следует подчеркнуть: обобщенные представления строятся на нескольких (3—4) сходных и значимых для всей группы признаках. Использование одного признака, особенно когда речь идет об исключительных явлениях или объектах природы, выбивающихся из общей закономерности, может привести к неправильным суждениям и выводам малоопытных (в силу возраста) дошкольников.

     Последний акцент в развивающем значении экологического воспитания необходимо сделать на целостной воспитательно-образовательной системе одного учебного года, которая представлена в технологии (книга С.Н.Николаевой «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»). Принципиальное значение имеет психолого-педагогическая компетентность воспитателя подготовительной группы (педагога дополнительного образования), который реализует технологию на практике. Понимание и осознание развивающего значения этой системы, «технологическая дисциплина» в ее реализации (т.е. обязательное проведение всех экологических мероприятий) сделают весь процесс эффективным и высоко результативным.

Читайте также:  Таблицы для оценки физического развития ребенка подростков

   В настоящее время разработана еще одна технология (экологическая тетрадь для шестилетних детей), которая позволит осуществить интеллектуально-личностную подготовку дошкольников к школе в процессе индивидуальной работы с ними в условиях ДОУ, дополнительного образования или семьи. Кроме широкого круга знаний об окружающем мире, собственно экологических знаний, которые дети получат, выполняя вместе с взрослым задания каждой страницы, они смогут упражняться в написании и чтении небольших слов-названий, некоторых математических операциях, значимых в плане готовности ребенка к обучению с позиций школы.

Систематическая работа с тетрадью, доведение до конца выполнения всех заданий приучит ребенка к учебной дисциплине, разовьет волевое усилие и самостоятельность – качества, составляющие личностную готовность к обучению в школе.

Источник

Ольга Андреева
Познавательное и интеллектуальное развитие детей в процессе экологического воспитания. Занятие «Растения — лёгкие Земли»

Тема: «Растения — лёгкие земли. Как они растут?»

Цель:

Дать представление о значении растений; показать зависимость всего живого от состояния растительного покрова; воспитывать интерес к растениям; учить понимать происходящие в природе процессы, быть внимательным и заботливым по отношению к растениям.

Материал:

Фотографии космонавтов на Луне, фотографии разных растений, модель развития растений, искусственные цветы.

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, к нам пришло письмо. А в конверте лежит фотография (дети рассматривают фотографию космонавтов на Луне).

Что здесь изображено? (Луна)

-Кто это? (космонавты)

-Что на них надето? (Скафандры)

-А почему космонавты находятся только в специальных костюмах (скафандры?

-Зачем они нужны? (Чтобы дышать)

А разве в космосе нет воздуха, нет кислорода? (Нет)

-А почему в космосе нет кислорода? Кто знает? (ответы детей)

-Да, одна из причин, что в воздухе нет кислорода в том, что в космосе не растут растения.

(Раздаётся стук в дверь. Приходит Чепухарь)

Чепухарь:

Здравствуйте, ребята! Это я прислал вам фотографию. Я сначала думал, что это космонавты на себя чепуху какую-то надели. Летели бы в космос в спортивных костюмах, и всё было бы хорошо. А потом подумал, вдруг я не знаю чего-то? Пусть ребята фотографию посмотрят, а сам спрятался и всё слушал. Что вы говорили. Только мне стыдно, что я ни чего про воздух и кислород, и про растения ничего не знал. А вы молодцы! Теперь я понял, зачем

нужны скафандры космонавтам. Ребята, а вы тут говорили про какие-то растения. Что это такое?

Дети:

Это трава, кусты, деревья, цветы.

Чепухарь:

А как вы узнаете, что трава, деревья, кусты — всё это растения?

Дети:

У растений есть корень, стебель, листья, цветы, плоды

.

Чепухарь:

А почему вы говорите, что они живые?

Дети:

Растут, питаются, дышат, живут, размножаются, погибают…

Чепухарь:

А почему воздух очищается с помощью растений? Вы хотите сказать, что из этих крошек что-то вырастет? Чепуха! Никогда не поверю таким сказкам!

Воспитатель:

Да,Чепухарь, из такого зёрнышка можно вырастить не только цветок. Но и целое дерево. У каждого растения свои семена. Хочешь, Чепухарь, ребята тебе расскажут из какого зёрнышка что вырастет?

Дети:

Семечко- подсолнух, жёлудь- дуб, шишка- сосна, и т. д. (кукуруза, тыква, фасоль, морковь)

Чепухарь:

А как же такой большой дуб вырастет из такого маленького жёлудя? Я знаю, знаю. Я положу его в коробочку, накрою платком, скажу: «Крибле- крабле- дуб» И вырастет дуб. Так?

Воспитатель:

Нет, Чепухарь. Здесь тебе волшебное слово не поможет. Здесь помогут только знания и труд. Послушайте, что я вам скажу и расскажу. (выставляет модель развития растений). Посадить семечко- полить- поставить на солнце- росток- растение- бутон- цветок- семена. Теперь, Чепухарь, ты понял?

Чепухарь:

Теперь понял, чем отличается живой цветок от искусственного. Мои цветы и поливать не надо, и корня у них нет, и листики не растут; цветы есть, но у них не запаха и не будет семян никогда. А если они неживые, то и воздух они очищать не будут. А я очень хочу, чтобы у малышей воздух был с кислородом, и чтобы кислорода было побольше. Я придумал, какое доброе дело сделать

можно. Давайте вместе с вами посадим семена, будем вместе ухаживать за ними, наблюдать, как новые листики появляться будут, а потом, когда зацветут, мы их малышам подарим. Пусть любуются и кислородом дышат!

(Дети сажают цветы в ящики).

Источник