Интеллектуальное развитие ребенка старшего дошкольного возраста
Сюзанна Павлова
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста
Павлова С. К. ,
воспитатель ГБОУ Школа №1494 д/с № 2146, г. Москва
Интеллектуальное развитие дошкольников – многогранный процесс, связанный с развитием всех сторон личности ребёнка, оно является важнейшей составной частью общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию.
Интеллектуальное воспитание дошкольников — это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека с целью развития ума. Оно протекает как планомерный процесс овладения подрастающим поколением общественно-историческим опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, навыках и умениях, в нормах, правилах, оценках [1].
Это воздействие осуществляется взрослыми и включает систему разнообразных средств, методов, создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей. Интеллектуальное развитие, в зависимости от возраста имеет несколько стадий. В конце первого – начале второго года жизни, пока ребенок не овладел активной речью, ему присуще наглядно – действенное мышление. В этом возрасте он наглядно и активно знакомится с окружающей действительностью с помощью тактильного изучения предметов. Главными людьми, которые помогут ребенку ознакомиться с предметами и способами их использования, становятся родители. Именно эти навыки становятся первыми знаниями ребенка на пути последующего познания окружающего мира.
У дошкольников в возрасте 4-6 лет просыпается наглядно-образное мышление. То есть, дошкольники мыслят наглядными образами и при этом еще не знакомы с конкретными понятиями. Мышление детей на этом этапе подчинено их восприятию. Таким образом, интеллектуальное развитие ребенка делится на несколько периодов, и каждый предыдущий создает фундамент для последующего [2].
Главное условие интеллектуального развития ребенка – хорошая атмосфера в семье. Любящие родители, которые всегда адекватно отреагируют на просьбу, помогут дружеским советом и делом, создают благоприятную почву для развития. Спокойный, уверенный в своей значимости в этом мире ребенок будет с большим интересом изучать все, что его окружает, а значит и гармонично развиваться.
Интеллект ребенка – специфическая форма организации индивидуального познавательного опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия и понимания окружающего мира. Но познание окружающего мира у дошкольников, в отличие от школьников, не концентрируется на учебных занятиях – оно осуществляется в повседневной жизни, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в игре, труде, различных видах продуктивной деятельности.
Для ребенка игра — это жизнь. Игра — один из сложнейших, а в жизни ребенка и важнейших, видов деятельности. С помощью игры можно привлечь интерес к учебе, познавательной и творческой деятельности, раскрыть артистические способности дошкольников. Можно организовать обучение и развитие ребенка в виде самой привлекательной, и главное, основной для него деятельности — игры. Обычно игра способствует умению действовать и все дольше концентрировать внимание. Тематические игры предполагают создание окружающих и вымышленных ситуаций, еду несуществующих блюд, кормление кукол придуманными кушаньями, они требуют наблюдательности, запоминания и воображения. Лепка, рисование развивают движения рук и чувство прекрасного.
В возрасте 5-7 лет, дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития: появляется расчлененное восприятие, интенсивно развивается воображение, вырабатываются обобщенные нормы мышления.
Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна, повышаются требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем на сегодняшний день. Современные дети живут и развиваются в эпоху компьютерных и информационных технологий, и их интеллектуальное развитиене может сводиться только к обучению конкретным умениям: чтению, вычислениям, письму, для успешной учебы им необходимо иметь развитое логическое мышление, устойчивое произвольное внимание, хорошо тренированную смысловую память. Основы этих сложных психических функций можно начинать формировать в старшем дошкольном возрасте. Развитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он «учится», хотя при этом сталкивается с учебными трудностями и преодолевает их. Педагогу лишь остается использовать эту естественную потребность для вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности [3].
Между тремя и шестью годами жизни дидактическое значение имеют головоломки, мозаика. Использование развивающих игр и головоломок в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной вначале совместно с педагогом, а потом и самостоятельно. Таким образом,можно сделать следующий вывод: сегодня существует необходимость искать новые пути, открывающие дополнительные резервы интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.
Основными задачами умственного воспитания дошкольников являются:
• формирование правильных представлений об окружающем, о простейших явлениях природы и общественной жизни;
• развитие познавательных психических процессов – ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, речи;
• развитие любознательности и умственных способностей;
• развитие интеллектуальных умений и навыков;
• формирование простейших способов умственной деятельности.
Важнейшими задачами умственного воспитания в дошкольном возрасте являются:
• сенсорное воспитание (развитие);
• развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями);
• становление речи.
• воспитание любознательности, познавательных интересов.
• формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни как условие умственного роста.
Однако можно отметить общие для всех детей стадии развития определенных знаний и умений. В связи с этим, различают три модели умственного развития дошкольников.
1. Эмоциональная. С рождения и на протяжении полутора лет жизни ребенка наиболее активно происходит эмоциональное развитие. Это основа полноценного развития интеллекта малыша, его «путевка» в успешную жизнь. Поэтому ребенок с самого рождения должен находиться в спокойной домашней атмосфере, чувствуя любовь одобрение близких людей.
2. Логическая. В возрасте до 5 лет у детей активно развиваются органы слуха и зрения. Это идеальное время для «закладки» у ребят способностей к логическому мышлению, а также восприимчивости к музыкальным произведениям. Для того, чтобы этого достичь, необходимо играть с ребенком в развивающие игры, собирать конструкторы и решать логические задачки.
3. Речевая. Речевая модель умственного воспитания детей предполагает для развития природной способности запоминать информацию на слух. Например, ребенок дошкольного возраста намного легче и быстрее может выучить иностранный язык, чем любой взрослый. Поэтому такое дарование нужно развивать и поощрять в процессе воспитания. Это может быть чтение книжек, беседы на заданные темы, разучивание стихов и песенок [4].
Итак, интеллектуальное развитие является одним из важнейших направлений развития детей в возрасте 5-7 лет. Эффективным средством такого развития являются логические игры и головоломки. Обучение дошкольников развивающим играм и головоломкам стало хорошим примером того, как стремление к получению радости от игры постепенно переходит в радость учения.
Таким образом, используя всестороннее воздействие на сознание ребенка, можно вырастить гармонично развитую личность. Процесс интеллектуального развития дошкольников должны контролировать также и родители ребенка. Ведь только в семье ребенок получает родительское одобрение, поддержку и заботу.
Литература
1. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Л. Г. Нисканен, О. А. Шаграева, Е. В. Родина и др., /под. ред. Л. Г. Нисканен. — М.: «Академия», 2002.-208 с.
2. Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес. — М.: 1977. — 240 с.
3. Немов, Р. С.Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб.заведений: в 3 кн. — 4-е изд. / Р. С. Немов. — М.: Владос, 2001. — 608 с.
4. Умственное развитие в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] /Режим доступа: https://www.vseodetishkax.ru/doshkolnik-rebenok-ot-3-do-7-let/70-intellektualnoe-razvitie-doshkolnika/256-umstvennoe-razvitie-v-doshkolnom-vozraste (дата обращения 16.04.2016).
Источник
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В.Б. Погорелая, город Воронеж,
МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №132»
Исходным условием интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений являются цели и задачи образовательного процесса воплощенные в соответствующих концепциях. Актуальность проблемы интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста в детском саду обусловливает необходимость тщательного анализа исследований и литературных источников по рассматриваемой проблеме.
Теоретические основы формирования интеллектуальных умений широко представлены в целом ряде психолого-педагогических исследований (Л. С. Выготский (1991, В. В. Давыдова (1986, П. Я. Гальперина (1966, Н. А. Менчинская (2000, С. А. Рубинштейн (1973) и др.).
По мнению Р. С. Немова интеллектуальное развитие – это развитие логического мышления и речи. Он выдвинул идею о том, что в этом возрасте дети, пользуясь системой общественно выработанных сенсорных эталонов, овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов. Применение их дает возможность ребенку дифференцировано воспринимать, анализировать сложные предметы. Старшим дошкольникам понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания.
Рассматривая сущность интеллектуального развития можно увидеть – уровень развития умственных способностей, т. е. запас знаний и развитые познавательные процессы, запас знаний и понимание основных закономерностей.
Дошкольное детство – это период высокой чувствительности, сензитивности ребенка к воспитательным воздействиям и влиянию социальной среды. В дошкольном возрасте и обучение, формируется личность человека.
В развитии личности ребенка важное место принадлежит умственному развитию, развитию познавательных и творческих интеллектуальных способностей. Необходимость интеллектуального развития и совершенствования познавательных способностей, воспитания рационального мышления обусловлена теми огромными изменениями, которые произошли и происходят в жизни человеческого общества.
С точки зрения современной концепции обучения дошкольников не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки их к усвоению математических знаний является формирование логического мышления. Детей необходимо учить, не только вычислять, но и рассуждать.
При обучении дошкольников, учитывается не прямое обучение логическим операциям и отношениям, а подготовка детей к усвоению точного смысла слов и словосочетаний.
«Развитие математических способностей» это довольно сложный, комплексный и многоаспектный термин. Он включает в себя взаимосвязь и обусловленные представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствам и отношениям, которые необходимы для формирования у детей «житейских» и «научных» понятий.
Рассматриваем математическое развитие дошкольников можно видеть качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, происходящие в формировании элементарных математических представлений и связанные с ними логические операции. Математическое развитие – в формировании «картины мира» является значимым компонентом ребенка.
Математическая подготовка дошкольников представляется состоящей из двух тесно переплетающихся основных линий:
— логической, подготовкой мышления детей к применяемым в математике способам рассуждений;
— математической, состоящей в формировании элементарных математических представлений.
Под действием игры происходит развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, развиваются творческие способности, которые дают умственное развитие дошкольника в целом.
Одна из главных задач воспитателя и родителя – развитие у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. В игровой форме ребенок понимает сущность предмета, что в дальнейшем быстро и легко помогает усваивать школьную программу.
Анализируя состояние обучения дошкольников, многие ученые пришли к выводу о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру. Концепция обучения детей должна рассматривать иргу не просто как один из методов, а как основной метод обучения детей этого возраста, который в дальнейшем постепенно уступит свои позиции другим методам обучения.
Обучение через игру, интересное и увлекательное занятие для дошкольников, способствует постепенному переносу интереса и увлеченности с игровой на учебную деятельность. Игра, увлекающая детей, не перегружает их ни умственно, ни физически. Интерес детей к игре постепенно переходит не только в интерес к изучению, но и к тому, что изучается, т. е. в интерес к математике. Устойчивый интерес к изучению математики должен поддерживаться различными методами, а для детей наиболее приемлемый метод обучения — система обучающих логико-математических игр.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей этого возраста. Она активизирует психические процессы, вызывает у ребенка интерес к процессу познания, благодаря ей дети охотно преодолевают значительные трудности, связанные с абстрактным характером предмета математики, тренируют свои силы, развивают способности и умения.
Игра помогает сделать учебный материал увлекательным, более доступным, облегчила процесс усвоения знаний.
При подборе игр необходимо помнить о том, что они должны содействовать полноценному, всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помочь ребенку овладеть умением анализировать, сравнивать абстрагировать обобщать.
В процессе проведения ярких эмоциональных игр на занятиях по математике интеллектуальная деятельность ребенка должна быть связана с его действиями по отношению к окружающим предметам. Усвоение детьми знаний начинается с материализованного действия с предметом, их свойства, признаки и действия, осуществляемые с предметами или моделями переносятся в план представлений, практические действия дети описывают словесно. Можно проследить связь между материальной и внешне речевой формами действия. Затем опора на действия с предметами или моделями постепенно сокращается, проговаривание игровых действий переносится во внутренний план (действие в уме). Доказано что, материальная форма действия является переходной, внешне речевая предполагает рассуждение, умственная форма действия (проговаривание «про себя») осуществляется тогда, когда у ребенка уже сформированы представления или понятия. Эти три формы действия влияют на развитие разных сторон мышления: наглядно-образного и словесно-логического. При изучении каждого раздела математики необходимо, чтобы дети старшего дошкольного возраста усвоили все формы действия. Перед проведением игры воспитатель должен доступно изложить сюжет, распределить роли, поставить перед детьми познавательную задачу, подготовить необходимое оборудование, сделать нужные записи на доске.
Если дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, игровым действием, то в ходе беседы с детьми воспитатель обращает на нее внимание.
Используя теорию П. Я. Гальперина (1966) можно разрабатывать и применять в работе различные методы обучения.
В современной педагогике вопросу развития и обучения детей математике уделено большое внимание, но, несмотря на это, многие практические вопросы еще не до конца изучены и не проверены экспериментально. Учитывая противоречия, связанные с внешними требованиями воспитателя и внутренними стремлениями личности ребенка, с возможностями ребенка, с абстрактным характером предмета математики и конкретным мышлением старшего дошкольника, проводится планомерная работа в целях развития и совершенствования математических знаний дошкольников.
Интеллектуальное развитие ребенка в ДО будет успешным если содержание его познавательной деятельности будет отражено в образовательных программах.
Интеллектуальное развитие дошкольника – целенаправленное педагогическое воздействие на ребенка с целью развития ума.
Интеллектуальное развитие – это и уровень познавательной деятельности детей в его проявлениях: знаниях, способностях, развитие кругозора и т. д., конечно не будем забывать и о наследственных задатках.
В старшем дошкольном возрасте дети имеют достаточно высокий уровень умственного развития, с включающимся расчлененным восприятием, смысловым запоминанием, интенсивно развивающимся воображением, обобщенными нормами мышления.
Уровня интеллектуальных способностей В ДО можно совершенствовать мыслительной деятельностью детей старшего дошкольного возраста на занятии математики. У них наблюдается обогащенное мышление, воображение. Сформировались познавательные потребности; развито устойчивое внимание, память, дети научаться предвидеть план мыслительных действий, сравнивать, делать обобщение, самостоятельно «открывать» новое.
Процесс развития интеллектуальных способностей старших дошкольников на занятиях по математике применение дифференцированного подхода, привлечения различного дидактического материала и новых средств наглядности позволяют активизировать познавательную деятельность и повысить эффективность обучения математике детей старшего дошкольного возраста.
Развитие математических представлений является средством интеллектуального развития старших дошкольников. Важным моментом содержания занятия является его структура. На таких занятиях прослеживается тесная связь оперативных структур детского мышления и общематематических структур. При этой связи раскрываются новые способы построения занятия. Одно из условий реализации этих возможностей в изучении перехода к опосредствованному мышлению и его возрастных норм.
Совершенствование умения правильно сочетать педагогические знания и интуицию, норму и творческий поиск, план и импровизацию, помогают нам перейти от шаблонных, устаревших положений к самостоятельному творчеству в ходе развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. – М., 2003. – 400 с.
2. Давыдов В. В. Проблема развивающегося обучения / В. В. Давыдов. – М.: Просвещение, 2008
3. Менчинская Н. А. Проблемы учения и умственного развития школьника. – М.: Педагогика, 2000.
Источник