Интеллектуальное развитие ребенка средствами физической культуры
Ирина Буткова
Интеллектуальное развитие детей средствами физической культуры в процессе непосредственной образовательной деятельности
Гиподинамия – нарушение функций организма при ограничении двигательной активности, снижении силы сокращения мышц. Угрожает ли она современным детям дошкольного возраста?
Движение – не только врожденная, жизненно необходимая потребность человека, но и предупреждение разного рода болезней, и эффективнейшее лечебное средство.
Полное удовлетворение в движении, особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.
Без движения ребенок не может вырасти здоровым. Двигаясь, ребенок не только развивает свои физические качества организма, но и познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Движения – первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребенка, а у более старших детей – форма проявления этих важных человеческих качеств.
В наш век современных технологий, гаджетов, компьютерных игр, которые «приковывают»(не без помощи взрослых) маленьких детей к диванам и креслам, заменяя подвижные игры статическим положением. С одной стороны гаджеты могут стать развивающим инструментом, а но с другой стороны ведут к нарушению осанки – дети за компьютером часто сутулятся, что чревато искривлением позвоночника и многочисленными трудностями с осанкой в будущем, нарушениям зрения, снижению двигательной активности.
Одна из основных задач дошкольного учреждения — создание условий для охраны жизни и укрепление физического и психического здоровья детей; осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей.
Согласно новым ФГОС дошкольные образовательные учреждения поставлены перед решением совершенно новой задачи: необходимо не просто проводить цикл занятий по здоровьесберегающей деятельности, а организовать единый интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира.
Главная особенность организации НОД в ДОУ на современном этапе: уход от учебной деятельности (занятий, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста. Умственное развитие и физическое -единое целое.
Познавательная и двигательная активность человека диалектически связаны между собой. К. Маркс писал по этому поводу: «Отдельный человек не может воздействовать на природу, не приводя в движение своих собственных мускулов под контролем своего собственного мозга, как в самой природе голова и руки принадлежат одному тому же организму, так и в процессе труда соединяется головной и ручной труд» [9, 355].
Так и в дошкольном учреждении вся задачи по развитию ребенка в непосредственно — образовательной деятельности (далее НОД, можно решать через двигательную активность, направленную на решение познавательных задач в различных областях.
Можно проводить НОД в форме путешествия, перемещаясь по всей групповой комнате и решая не только познавательные задачи, но и физическое развитие (прыгни столько, сколько грибочков (счет, прыжки в высоту, внимание);прокати машинку под маленьким мостиком,под большим (величина, лазание. и т. тд,в виде эстафет «Построй по образцу«, в ходе которых идет не только умственное развитие: закрепление знаний о геометрических фигурах, цвете, величине, развитие внимания и зрительного восприятия, но и развитие ловкости, быстроты движений, координации и т. д., а также умение действовать в команде.
В образовательной области «Речевое развитие » при делении слова на слоги так же можно выполнять движения, количество которых соответствует, количеству слогов и считать их; можно использовать элементы драматизации в комплексе дыхательной гимнастики «Путешествие по сказкам». Которая направлена не только на речевое развитие, но и на физическое воспитание дошкольника. Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.
Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение (прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться); способствуют развитию основных видов движений, координации. Так что дыхательную гимнастику можно использовать в различных образовательных областях и видах деятельности.
В процессе работы над творческим проектом «Старые сказки новый лад», в котором дети под руководством педагога сочиняли сказки на основе русских народных сказок. Педагог ставил перед собой задачу, чтобы в процессе сочинения сказок, дети выполняли основные виды движения: бег, прыжки и т. д. В процессе драматизации сочиненных сказок проводится отработка основных видов движений, которые способствуют, не только физическому развитию, но и решают задачи эстетического развития дошкольника (Увидела мышка теремок, но чтобы подойти к нему, ей необходимо преодолеть препятствия: пролезть под дуги или перепрыгнуть ручеек).
На занятиях по художественно-эстетическому развитию, педагог решает не только задачи по формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия, и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими; формированием у каждого воспитуемого эстетической творческой способности. Учит правильно выполнять танцевальные движения, развивает координацию движений, выносливость, согласованность движений с характером музыки и т. д.
Если проведение непосредственно — образовательной деятельности проходит сидя за столами (рисование, лепка,то не каждый ребенок дошкольного возраста может «высидеть» пусть даже небольшой отрезок времени. Для смены деятельности используются физминутки, которые направлены снятие напряжения мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность детей. Учитывая то, в какой образовательной области проводится физминутки ее можно подобрать таким образом, чтобы она еще и решала познавательные задачи. Кроме традиционных физкультминуток, которые проводятся при необходимости развитию, можно выполнять и другие задания: можно использовать знакомые песни — дети выполняют танцевальные движения, элементы знакомых спортивных упражнений и т. д.
Выявлен и научно обоснован комплекс педагогических условий повышения эффективности интеллектуального развития детей средствами физической культуры. Эти условия включают:
1) подбор физических упражнений с учетом эффективности их воздействия на интеллектуальное развитие детей:
2) более широкое использование с учетом возрастных особенностей детей словесных методов в процессе обучения двигательным действиям;
3) использование при организации процесса обучения физическим упражнениям элементов проблемного обучения
4) использование в качестве основного способа организации деятельности детей игрового метода;
5) оптимальное соотношение организованного обучения и самостоятельной физкультурной деятельности посредством создания для детей благоприятной развивающей предметной среды и группового пространства.
Давайте вместе сделаем наших детей счастливее.
Педагог-психолог: Буткова Ирина Александровна
Воспитатель: Чуфарнова Наталья Александровна
Источник
Ольга Чурсина
Развитие интеллектуальных и познавательных способностей детей дошкольного возраста средствами физической культуры
Тема «Развитие интеллектуальных и познавательных способностей детей дошкольного возраста средствами физической культуры»
Инструктор по физической культуре Чурсина Ольга Анатольевна
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования образовательной организации и каждому педагогу надо переосмыслить содержание и форму работы с детьми.
В нашем детском саду образовательная деятельность осуществляется в условиях реализации тематических модулей, каждый из которых имеет свою направленность в развитии дошкольников: физическое, художественно-эстетическое, познавательное, социально-коммуникативное и речевое. Модульная организация образовательного процесса позволяет осуществлять тесную межпредметную связь в течение всего дня, что благотворно влияет на развитие личности в целом.
Задачи образовательной области «Физическая культура» должны быть направлена не только на развитие физических качеств, но и становление интеллектуальных качеств, и развитие познавательных способностей каждого ребенка.
Построение непосредственной образовательной деятельности в соответствии ФГОС ДО предполагает «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности», в том числе и двигательной.
Какими же средствами физической культуры можно согласовывать познавательную направленность с двигательными компонентами и проследить, как влияют они друг на друга? А ключ к этой задаче – интеграция.
В начале занятия мы мотивируем детей, актуализируем их опорные знания, ставим проблему и ищем пути её решения. В практической деятельности преодолеваем границы «незнания», закрепляем изучаемый материал, и на последнем этапе оцениваем и осознаем результат деятельности. На каждом этапе двигательной активности создаются условия для развития интеллектуального и познавательного потенциала дошкольников.
На примере конкретного занятия я расскажу, какие средства физической культуры я использую, и какое действие они оказывают на интеллектуальное и познавательное развитие малышей.
В рамках познавательного модуля «Мир вокруг нас» в конце ноября я проводила занятие «Тайны хвойного леса».
Цель. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей; развитие познавательного интереса к растительному миру в двигательной активности.
Задачи:
Область «Физическая культура«: создать условия для совершенствования прыжков разными способами, развивать ловкость, быстроту реакции, выполнять общеразвивающие упражнения под музыку; совершенствовать игровые упражнения на платформе.
Область «Познание«: создать условия для расширения кругозора о хвойных деревьях, их пользе (изготовление предметов из древесины, прививать любовь и бережное отношение к природе и ее богатствам.
Оборудование: деревянные спилы по количеству детей, бумажные полотенца, деревянный конструктор, песок с янтарными камушками, масло сосны и ели, мнемотаблица «Что изготавливают из хвойных пород деревьев».
На первом этапе была создана мотивационная ситуация: дети увидели деревянные плоские фигуры (кленовый лист, снежинка, сани, елка, вспомнили признаки окончания осени и назвали первые признаки наступления зимы. На данном этапе совершенствовалась память, расширялся словарный запас. Далее вся группа отправлялась в путешествие «на санях» в лес, называя коней (зимние месяцы, которые управляли их «санями», выполняли ритмическую гимнастику «Три белых коня». Здесь развивалось пространственное восприятие, двигательная и образная память, наглядно-образное мышление, внимание, умение быстро ориентироваться в пространстве.
На основном этапе создавались условия для совершенствования всех видов движения. Дошкольники увидели «вырубленный» лес: остались одни пенечки, на них дети вставали и разгадывали тайну вырубленного леса, затем выполняли прыжки и шаги с заданием, далее переворачивали по одному пеньку, находили там картинку, которая показывала, что делают из дерева, выполняли двигательное упражнение и наклеивали эту картинку на деревянную рамку в окошки. Под пенечками лежали картинки со следующими изображениями:
1. «Бумага». Здесь дети выполняли пальчиковую гимнастику «Бумага», двигательное упражнение «Бумажный ручеек», который дети делали сами из бумажного полотенца и выполняли прыжки на двух ногах боком. Совершенствовалось умение ориентироваться в пространстве, стимулировалась мыслительная деятельность.
2. «Дом». Проводилась эстафета «Выстроим дом» с помощью деревянного конструктора. Развивалось пространственное восприятие, наглядно-образное мышление.
3. «Скрипка». Под звуки скрипки был организован игровой стретчинг. У детей развивалось образное мышление, двигательная и образная память.
4. «Лекарственные растения». Выполнялась дыхательная гимнастика «Хвоя». Дети объясняли, чем отличаются запахи разных хвойных пород. Развивалась речь, память, воображение, образное мышление.
5. «Игрушки для детей». Игровое упражнение с предметом – деревянным вагончиком — дети выполняли, подлезая под дуги разной высоты. Совершенствовалось внимание, двигательная и слуховая память.
6. «Мебель». Упражнения проводились на гимнастической скамейке. Развивалась речи через формирование умения произвольно выполнять двигательные действия с использованием знаков языка.
7. «Янтарь». Заучивались считалки, упражнения для мелкой моторики рук в песке. Закреплялись знания о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина, в одном упражнении объединялись двигательные и сенсорные мыслительные процессы с целью обеспечения сознательного выполнения действий.
8. «Новогодние игрушки». Дети украшали новогоднюю елку. Развивались способности быстро ориентироваться в пространстве.
На заключительном этапе дети смотрели на «окошки» и вспоминали о пользе хвойных деревьев. Одно окошко осталось пустым. Дошкольники предлагали свои варианты, чем его заполнить. И так как елочка росла одна среди пенечков, то дети предложили помочь нашей новогодней красавице, и чтобы ей одной не было скучно, посадить новый здоровый лес. Малыши взяли трафареты елок и на «санях» отправились в свою группу рисовать елочки. На данном этапе совершенствовалась речь, зрительная память, внимание, образное мышление.
Построенные таким образом занятия по физической культуре позволяют согласовать познавательную направленность занятия с двигательными компонентами, а, значит, обеспечить развитие интеллектуальных и познавательных способностей дошкольников средствами физической культуры.
Источник
Развитие интеллекта дошкольника
через развитие его двигательной активности.
Человеческий мозг — великолепная штука. Он работает до той самой минуты,
пока ты встаешь, чтобы произнести речь». /Марк Твен/
В своем историческом развитии организм человека формировался в условиях высокой двигательной активности. Первобытному человеку ежедневно приходилось пробегать и проходить десяти километров в поисках пищи, постоянно от кого-то спасаться, преодолевать препятствия, нападать. Так выделились четыре основных жизненно важных движения, каждое из которых имело свое значение: бег и ходьба – для перемещения в пространстве, прыжки и лазанье – для преодоления препятствий. Миллионы лет эти движения являлись главнейшим условием существования человека – выживал тот, кто лучше других владел ими.
Сейчас мы видим противоположную картину. Развитие науки и техники способствовало постепенному снижению двигательной активности людей. А ведь все способности человека являются продуктом деятельности коры его головного мозга. Около 60% сигналов поступает в мозг от мышц человека. Уже в 50-е годы было доказано, что мозг – это мышца и её надо тренировать.
Увеличение коэффициента интеллекта происходит на разных этапах жизненного пути человека. Американский ученый Глен Доманн доказал, что особенно важны ранние воздействия для развития интеллекта. Ребенок рождается с «голыми» полушариями. Нейронные связи в коре головного мозга (интеллект) начинают формироваться с момента рождения ребенка и наиболее интенсивно они развиваются от рождения до 2,5 лет.
20% будущего интеллекта ребенка приобретается к концу первого года жизни, 50% — к 3 годам, 80% — к 8 годам, 92% — к 13 годам.
Чем младше ребенок, тем быстрее и больше образуется нейронных связей.
По мнению психологов: маленький ребенок познаёт мир через деятельность. И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях.
Безусловно, прав Г. Доманн, утверждая, что в истории человечества нет более любознательных исследователей, чем дети. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движение, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений – один из показателей правильного нервно-психического развития ребенка. Занимаясь изучением развития мозга и его функций, Г. Доманн объективно доказал, что при любом двигательном тренинге упражняются и руки, и мозг. Самое важное и удивительное состоит в том, что чем раньше ребенок начинает двигаться и чем больше он двигается, тем быстрее растет и развиваться его мозг. Чем более физически совершенным он станет, тем сильнее разовьется его мозг, выше будет его двигательный интеллект, а соответственно и умственный интеллект!
Врач и педагог В.В. Гориневский в результате глубоких медицинских исследований пришел к выводу, что недостаток движений не только отрицательно сказывается на здоровье детей, но и снижает их умственную работоспособность, тормозит общее развитие, делает детей безразличными к окружающему.
По мнению профессора Е.А. Аркина — интеллект, чувства, эмоции возбуждаются в жизни движениями. Он рекомендовал предоставить возможность детям двигаться как в повседневной жизни, так и на занятиях.
Многими исследователями установлено, что:
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым.
Пусть он бегает, работает, действует –
пусть он находится в постоянном движении».
Ж. -Ж. Руссо
Академик Н.Н. Амосов назвал движения «первичным стимулом» для ума ребёнка. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Он доказал экспериментально, что от развития моторики пальцев рук зависят навыки логического мышления, его скорость и результативность. Неразвитость моторной сферы ребёнка затрудняет его общение с другими людьми, лишает его уверенности.
Разнообразные движения, особенно если они связаны с работой рук, оказывают положительное влияние на развитие речи.
Ребёнок 21 века, по мнению академика Н.М. Амосова, сталкивается с тремя пороками цивилизации: накапливанием отрицательных эмоций без физической разрядки, неправильным питанием и гиподинамией.
В результате чего внутренние органы в своём развитии отстают от роста, поэтому возникают различные заболевания и отклонения.
Исследования Н. М. Щеловановой и М. Ю. Кистяковской показывают что:
чем разнообразнее движения, которые выполняет ребенок, чем богаче его двигательный опыт, тем больше поступает информации в его мозг, а всё это способствует более интенсивному интеллектуальному развитию малыша.
Для повышения интеллектуальной активности необходимо использовать физические нагрузки систематически. Они улучшают протекание мыслительных процессов, увеличивают объем памяти, развивают умение переключаться с одной деятельности на другую, фокусировать внимание.
Необходимо подчеркнуть, что приобретение ребёнком огромного количества двигательных умений и навыков, может быть достигнуто только при целенаправленном грамотно организованном двигательном режиме.
Самый высокий коэффициент интеллекта был выявлен у детей, занимающихся физическими упражнениями 4-5 часов в неделю.
Нельзя развивать детскую способность двигаться без того, чтобы в той или иной степени не развивать зрительные, мануальные, слуховые, тактильные и языковые навыки.
Существует шесть функций, благодаря которым человек выделяется среди всех других созданий. Все они – продукт коры головного мозга.
Три из этих функций по своей природе являются моторными и полностью зависят от трех других — сенсорных. Шесть человеческих функций отличны одна от другой. Однако, они полностью взаимосвязаны. Чем лучше развиты эти навыки, тем больше успехов у детей.
- Двигательные навыки (ходьба, бег, прыжки).
- Языковых навыков (разговор).
- Мануальных навыков (письмо).
- Визуальных навыков (чтение и наблюдение).
- Слуховых навыков (прослушивание и понимание).
- Тактильных навыков (ощущение и понимание).
Чем более развиты физически дети, тем выше их уровень общего развития, включая и интеллектуальное. Но стоит отметить, что более 60% детей физически малоактивны.
В связи с этим возникает необходимость совершенствования двигательного опыта детей, который будет способствовать максимальному развитию каждого ребёнка, мобилизации его активности и самостоятельности.
В зависимости от степени подвижности детей можно распределить на три основных подгруппы: высокая, средняя, низкая подвижность.
Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным и спокойным поведением, равномерной подвижностью в течение всего дня. Движения их обычно уверенные, чёткие, целенаправленные, осознанные. Они любознательные, рассудительные.
Дети высокой подвижности отличаются неуравновешенным поведением, чаще других попадают в конфликтные ситуации. По моим наблюдениям из-за чрезмерной подвижности эти дети не успевают вникнуть в суть деятельности, в результате чего у них отмечается «малая степень её осознанности». Из видов движений они выбирают бег, прыжки, избегают движений, требующих точности, сдержанности. Движения их быстры, резки, часто бесцельны. Основное внимание в развитии двигательной активности детей большой подвижности следует уделять воспитанию целенаправленности, управляемости движениями, совершенствованию умений заниматься более или менее спокойными видами движений.
Дети малой подвижности часто вялы, пассивны, быстро устают. Объём двигательной активности у них невелик. Они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую большого пространства и движений. У малоподвижных детей необходимо воспитывать интерес к движениям, потребность в подвижных видах деятельности. Особое внимание уделять развитию двигательных умений и навыков.
Движение, даже самое простое, дает пищу для детской фантазии, развивает творчество. Основное средство его формирования – эмоционально окрашенная двигательная активность, с помощью которой через движения тела дети учатся выражать свои эмоции.
Особую значимость в формировании двигательного творчества дошкольников имеют игровые двигательные задания, подвижные игры, физкультурные развлечения, которые всегда интересны детям. Они обладают большим эмоциональным зарядом, отличаются вариативностью составных компонентов, дают возможность быстро осуществлять решение двигательных задач.
Дети учатся придумывать двигательное содержание к предложенному сюжету, самостоятельно обогащать и развивать игровые действия, создавать новые сюжетные линии, новые формы движения. Это исключает привычку механического повторения упражнений, активирует в доступных пределах творческую деятельность по самостоятельному осмыслению и успешному применению знакомых движений в нестандартных условиях.
В ходе обучения двигательным действиям происходит развитие познавательных, волевых и эмоциональных сил ребенка и формирование его практических двигательных навыков. А значит, обучение движениям оказывают целенаправленное влияние на внутренний мир ребенка, его чувства, мысли, постепенно складывающиеся взгляды, нравственные качества.
Физический интеллект (или телесное мышление) – это работа мозгового комплекса, под контролем которого находится любая физическая деятельность, как внешняя, так и внутренняя.
Ученые выяснили, что сознанию человека необходимо около 0,4 сек. для того, чтобы зафиксировать новое явление. Тогда как тело может дать оценку ситуации и среагировать за 0,1 сек. Таким образом, если уделять должное внимание развитию физического интеллекта, то можно обрести некоторые способности:
1. Способность быстро ориентироваться в непредвиденных ситуациях.
2. Способность к овладению физическими навыками, причем, почти не совершая ошибок.
3. Выносливость и способность работать дольше, быстро переключать и фокусировать свое внимание с одного действия на другое.
4. Возможность легко перенести стрессовую ситуацию или заболевание.
5. Развить и использовать язык тела, который передает большую часть информации в общении.
6. Увеличить продуктивность любой деятельности без особых энергетических затрат.
Таким образом, можно вывести такую формулу:
Движение + Движения = Основа основ | ||
Фундамент настоящего и будущего здоровья детей, их гармонического физического развития | Важнейшие условие и средство общего развития ребенка, формирование его интеллекта и психики, способностей, жизненной активности | Физического, умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания |
Специальными экспериментами было доказано, что ограничение свободы действия детей, выраженное в самых разных формах — ограничении двигательной активности или в постоянных «нельзя», «не лезь туда», «не тронь», — способно серьезно помешать развитию детской любознательности, ведь все это сдерживает порывы ребенка к исследованиям и, следовательно, ограничивает возможность самостоятельного, творческого изучения и осмысления происходящего. Это запрет на развитие всех мыслительных процессов!
Р.S. Для родителей: Тест на определение уровня развития физического интеллекта
(автор Джейн Стайн).
Описание | Баллы |
Вы быстрее обучаетесь чему-либо, если держите в руках инструмент или прибор, и пытаетесь сделать что-то самостоятельно, чем в том случае, когда кто-то вами руководит | 1 |
Вы частый посетитель спортзалов, регулярно выполняете комплекс физических упражнений | 1 |
Постоянно полагаетесь на собственное внутреннее чутье, которое ведет к правильным решениям | 1 |
Легко можете сымитировать движения и манеры другого человека | 1 |
Испытываете чувство неудовлетворенности, если находитесь в бездействии или выполняете однообразные движения | 1 |
По профессии вы хирург или плотник, инженер-механик и т.п. (профессия, где особенно важен физический интеллект) | 1 |
Получаете удовольствие от работ по дому | 1 |
Смотрите передачи спортивных каналов, отдаете предпочтение спортивным программам | 1 |
Все ваши лучшие идеи пришли к вам в тот момент, когда вы были на прогулке, совершали пробежку, занимались приготовлением пищи | 1 |
При общении с окружающими жестикулируете | 1 |
Обожаете разыгрывать друзей и знакомых | 1 |
Выходные проводите на природе | 1 |
Вам присущи признаки гиперактивности | 1 |
В свободное время любите играть в спортивные игры | 1 |
Можете похвалиться физической грацией и хорошей координацией движений | 1 |
Итоги |
Оценка результатов:
1-4 – физический интеллект, к сожалению, недоразвит.
5-8 – не все потеряно, просто вашему физическому интеллекту нужна хорошая встряска.
9-13 – уровень развития физического интеллекта выше среднего.
14-16 – вы обладаете высоким уровнем развития физического интеллекта.
Необходимо отметить, что мозг должен не только работать, но и научиться более глубоко отдыхать. Отключиться на 1-5 минут – сбросить ненужную информацию, переключиться также помогут физические упражнения.
Это, конечно, может показаться парадоксальным: чтобы полноценно отдохнуть, нужно заниматься физическими упражнениями! Но для психологов это не новость — давно проверено, что полноценного расслабления мышц можно добиться как раз после сильного их напряжения, на этом основаны многие методы психотерапии. Например, Метод «Ключ» Х. Алиева — Синхрогимнастика «Разблокируй свои способности, найди себя!»
«Ключ» — это управляемое идеомоторное действие, автоматически снимающее стресс. «КЛЮЧОМ» можно :
-быстро входить в состояние глубокой релаксации и покоя, расслабления;
-повысить стрессоустойчивость;
-повысить иммунную защиту, активизировать процессы самовосстановления.
«Ключ» помогает:
— значительно ускорить процесс излечения любого болезненного состояния, особенно психосоматических состояний;
— освободиться от страха, комплексов и стереотипов мышления, ограничивающих свободу творчества;
— обрести уверенность;
— быстро концентрироваться;
— раскрыть потенциал творческих способностей;
— многократно усилить эффективность любого обучения и тренировки.
Преимущества метода:
Скорость — результат можно получить на первом занятие.
Доступность – овладеть техникой может даже ребенок.
Диапозон практического применения – метод может быть использован для лечения, расслабления, развития памяти, раскрытия скрытых способностей, интуиции и многого другого.
Ключ» позволяет человеку установить взаимосвязь разума и тела.
Тренирует способность сосредотачиваться.
Упражнения «Ключа»:
Представить, что руки сами поднимаются.
- «Лыжник»
- «Скрутка» — повороты влево-вправо, стоя
- «Прогибание назад»
- «Махи руками»
- «Хлёст» — удары руками по плечам.
Эффективность метода «Ключ» доказана исследованиями, которые проводились с 2002 по 2007 гг. ГНИИИ ВМ МО РФ
1) Психофизиологические показатели.
• Индекс физического состояния, характеризующий готовность к выполнению физической нагрузки, повысился в среднем на 53%.
• Продолжительность непрерывной напряженной монотонной деятельности увеличилась в среднем в 2,5—3 раза.
• Показатели утомляемости: способности писать без ошибок появлялись через 8—13 минут.
• Интегральный показатель функционального состояния сердечно-сосудистой системы улучшился в среднем на 12%.
Вместе с этим улучшение физической работоспособности, понижение утомляемости и более легкое выполнение физических действий, без обычного напряжения, снижение отвлекаемости.
Улучшение по шкалам составило соответственно:
— по шкале «самочувствие» (в интегративной форме отражает функциональное состояние организма) — 18%;
— по шкале «активность» (отражает актуальный энергетический потенциал) — 18%;
— по шкале «настроение» (отражает эмоциональное отношение к внутренним и внешним условиям жизнедеятельности) — 20%.
2) Психологические показатели.
Уровень ситуационной тревоги достоверно снижался на 55%.
В динамике состояний, возникающих после прохождения курса антистрессовой подготовки, выявлено:
• нормализация настроения;
• снижение тревоги;
• отсутствие выраженной эмоциональной реакции на ситуации, волновавшие ранее,
• повышение активности и работоспособности;
• нормализация сна
• стабилизация самооценки, повышение уверенности в себе;
• уравновешенность, (уменьшение раздражительности, выраженное состояние «спокойствия»).
«Звезда саморегуляции»
1. Расхождение рук.
2. Схождение рук.
3. Левитация рук.
4. Полет.
5. Автоколебания тела.
6. Движения головой.
Упражнение «Сканирование» для раскрепощения:
1) 30 секунд — любые повторяемые повороты головой в приятном ритме.
2) 30 секунд — любые повторяемые движения на уровне плеч в приятном ритме.
3) 30 секунд — любые повторяемые движения «от бедра» в приятном ритме.
4) 30 секунд — любые повторяемые движения на уровне ног в приятном ритме.
5) Повторить найденное раскрепощающее движение еще раз.
Источник