Интеллектуальное развитие ребенка спонтанно оно проходит ряд стадий
Единый процесс развития психики ребенка включает две линии — развития психических (когнитивных) функций и личности. Каждая линия имеет свои закономерности. Соответственно в возрастной психологии выделяются две группы периодизации — периодизации интеллектуального и личностного развития. Общепризнанной периодизацией интеллектуального развития стала периодизация швейцарского философа и психолога, создателя теории когнитивного развития Жана Пиаже (1896—1980).
В исследованиях Ж. Пиаже и созданной им Женевской психологической школы показаны своеобразие детского мышления, особая детская логика, отличная от взрослой, и прослежено, как мышление постепенно меняет свой характер на протяжении детства и отрочества.
По Ж. Пиаже, интеллект как форма когнитивного аспекта поведения структурирует отношения между личностью (организмом) и средой. Благодаря мышлению ребенок познает окружающий его мир и адаптируется к нему.
Ребенок, как и взрослый, имеет определенные схемы действий, позволяющие ему решать разнообразные познавательные задачи. Эти схемы действий относительно просты у младенца, ищущего спрятанный под подушку предмет, и очень сложны у подростка, решающего задачу в гипотетическом плане, с помощью формальной логики. Независимо от степени трудности стоящих перед ребенком проблем им используются два основных механизма — ассимиляция и аккомодация. Когда новая задача меняется и подгоняется под уже имеющуюся схему действий, происходит ассимиляция — включение новой проблемной ситуации в состав тех, с которыми ребенок справляется без изменения наличных схем действия. При аккомодации схемы действий изменятся так, чтобы можно было применить их к новой задаче. В процессе приспособления к новой проблемной ситуации ассимиляция и аккомодация объединяются, их сочетание даст адаптацию. Завершает адаптацию установление равновесия, когда требования среды (задачи) и схемы действий, которыми ребенок владеет, приходят в соответствие. Интеллектуальное развитие, по Ж. Пиаже, стремится к стабильному равновесию. Па каждом возрастном этапе равновесие нарушается и восстанавливается; полная логическая уравновешенность достигается лишь в подростковом возрасте на уровне формальных операций.
Интеллект, таким образом, обладает адаптивной природой. Также можно говорить о деятельной природе интеллекта. Ребенок познает окружающую его реальность, объекты, существующие независимо от него. Чтобы познать объекты, он их трансформирует — производит с ними действия, перемещает их, связывает, комбинирует, удаляет и вновь возвращает. Познание на всех этапах развития интеллекта связано с действиями, трансформациями. Первоначально, у маленького ребенка, это внешние действия с предметами. Собственно интеллектуальная деятельность производна от материальных действий, ее элементы представляют собой интериоризованные действия. Познание окружающего в результате становится все более адекватным. Па основе действия формируются новые интеллектуальные структуры [1].
Интеллектуальное развитие ребенка спонтанно (т.е. подчиняется присущим ему внутренним закономерностям), оно проходит ряд стадий, порядок следования которых всегда остается неизменным. До 7—8 лет взаимодействие ребенка с миром вещей и людей подчиняется законам биологического приспособления, но само биологическое созревание сводится только к открытию возможностей развития, эти возможности еще нужно реализовать. Возрастные рамки появления той или иной стадии интеллектуального развития зависят от активности самого ребенка, богатства или бедности его спонтанного опыта, культурной среды. К биологическим факторам на определенном уровне развития присоединятся социальные, благодаря которым у ребенка вырабатываются нормы мышления и поведения. Это достаточно высокий и поздний уровень: лишь после переломного момента, около 7—8 лет, социальная жизнь начинает играть прогрессивную роль в развитии интеллекта. Ребенок социализируется постепенно. Социализация — процесс адаптации к социальной среде — приводит к тому, что ребенок переходит от своей узкой позиции к объективной, учитывает точки зрения других людей и оказывается способным с ними сотрудничать [2].
Важно заметить, что представления Ж. Пиаже о спонтанности интеллектуального развития приводят к недооценке роли обучения. «Он считает, что обучение может существенно ускорить или замедлить интеллектуальное развитие, но основная линия последнего определяется внутренними, собственными законами развития — подготовкой, становлением, освоением и дальнейшим совершенствованием систем логических операций. С точки зрения Пиаже, само обучение приобретает разное значение в зависимости от того, па какой период развития оно приходится. Чтобы оказаться успешным, чтобы не остаться формальным, обучение должно приспосабливаться к наличному уровню развития» [3]. В отечественной психологии данной позиции противопоставляется тезис Л. С. Выготского, утверждающий, что обучение ведет за собой развитие: обучение ученый рассматривает не как условие, а в качестве фактора интеллектуального развития ребенка. Л. С. Выготский писал: «Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой. Но обучать ребенка возможно только тому, чему он уже способен обучаться… Обучение должно ориентироваться на уже пройденные циклы развития, на свой низший порог; однако оно опирается не столько на созревшие, сколько на созревающие функции. Оно всегда начинается с того, что у ребенка еще нe созрело. Возможности обучения определяются зоной его ближайшего развития» [4].
Интеллектуальное развитие, согласно Ж. Пиаже, представляет собой переход от низшей ступени к высшей; вершиной интеллектуального развития становится формальная логика. Здесь важно то, что предыдущая стадия развития подготавливает последующую. В то же время представления о формальной логике как наиболее совершенной форме мышления спорны. Богатство человеческого мышления предполагает развитие всех форм мышления, появляющихся последовательно в онтогенезе.
Периодизация интеллектуального развития, разработанная Ж. Пиаже, охватывает три периода — от рождения ребенка до 15 лет (табл. 1.1). Период сенсомоторного интеллекта предполагает познание ребенком окружающего мира на основе восприятия и собственных действий, решение познавательных задач методом проб и ошибок. Для второго периода характерно мышление в представлениях, в конце его — овладение логическими операциями, выполняемыми с опорой на наглядность, поэтому второй период обычно обозначается как «репрезентативный интеллект и конкретные операции» [5] или «период подготовки и организации конкретных операций» [6]. Третий период — время овладения формально-логическими операциями, позволяющими решать задачи в гипотетическом плане.
Таблица 1.1
Периоды интеллектуального развития ребенка по Ж. Пиаже
Периоды | Подпериоды | Возраст |
I. Сенсомоторный интеллект | До 2 лет | |
II. Репрезентативный интеллект и конкретные операции | Дооперациональные | 2 года — 7 лет |
представления Конкретные операции | 7—11 лет | |
III. Формальные операции | 11—15 лет |
Периоды включают в себя подпериоды, подпериоды — стадии. В данном учебнике периодизация Ж. Пиаже подробно не рассматривается: приводится констатация ряда основных закономерностей и фактов детского развития.
Следует рассмотреть под периоды дооперациональных представлений и конкретных операций, проследив, как меняется репрезентативный интеллект в 7 лет, т.е. на границе дошкольного и младшего школьного возрастов.
Источник
Опираясь на теорию биологической эволюции Ч. Дарвина, Жан Пиаже рассматривал умственное развитие ребенка как процесс адаптации (приспособления) к окружающему миру.
Для характеристики функционирования механизма развития Пиаже применил модель взаимодействия и единства двух функций: ассимиляции и аккомодации, взятых из биологии.
Ассимиляция | Аккомодация | |
В биологии | Поглощение и усвоение организмом элементов среды | Подстройка живого организма к окружающим условиям |
По Ж. Пиаже | Стремление изменить новую задачу и подчинить ее уже имеющейся у ребенка схеме действия | Изменение готовых схем действия так, чтобы можно было применить их к новой задаче |
Ребенок владеет определенными схемами действий, позволяющими ему решать разные задачи. Так, младенец решает относительно простые задачи (поиск утерянного предмета), а школьник — сложные (с помощью формальной логики). В обоих случаях используются два основных механизма — ассимиляция и аккомодация. При их объединении устанавливается равновесие. Это происходит при установлении соответствия между требованиями задачи и схемой действий, которыми владеет ребенок.
Интеллектуальное развитие стремится к стабильному равновесию. На каждом возрастном этапе равновесие нарушается и восстанавливается, и полная логическая уравновешенность достигается на уровне формальных операций. Интеллектуальное развитие ребенка спонтанно, оно проходит ряд стадий, порядок следования которых всегда остается неизменным.
?? Ситуация. Ребенок впервые увидел помидор.
> Как ребенок должен осуществлять действия ассимиляции и аккомодации (по Пиаже)?
Решение. Ребенок, впервые увидев помидор, может принять его за мяч (круглый, катится), включив его тем самым в категорию знакомых предметов (ассимиляция). Однако, убедившись в том, что помидор не отскакивает от пола и что им нельзя играть, он соотносит имеющуюся у него мыслительную схему со свойствами реального предмета и вырабатывает новые представления (т.е. осуществляет аккомодацию), таким образом достигая равновесия — соответствия своих мыслительных структур объектам реальности.
к объективной, учитывает точки зрения других людей и может сотрудничать с ними.
Стадии — это уровни развития, последовательно сменяющие друг друга. На каждом уровне достигается относительно стабильное равновесие, которое затем снова нарушается.
Интеллектуальное развитие ребенка представляет собой переход от низших стадий к высшим, но при этом каждая последующая стадия подготавливает следующую, перестраивается на более высоком уровне.
Процесс развития интеллекта представляет собой смену трех периодов, в течение которых происходит становление основных интеллектуальных структур (схема. 2.4).
- 1. Первоначально формируются сенсомоторные структуры (до 2 лет). Поведение строится на основе координации восприятия и движения. На основе восприятия и действия ребенок понимает мир. Происходит упражнение условных рефлексов, развиваются навыки, координируются зрение и хватание. Моторные способности расширяются. Средства и цели разделяются. Начинает развиваться простейший интеллект. Интериоризирует схема действий. Практические задачи решаются путем дедукции. К 2 годам формируется внутренний план действий.
- ?? Ситуация. Митя снова и снова дергает за шнур. Ему это доставляет удовольствие.
> На какой стадии развития интеллекта (по Пиаже) находится Митя?
> Каков его примерный возраст?
Решение. Митя находится на стадии элементарных навыков. Ему нравится сам процесс повторения действия. Такие действия подкрепляются собственной активностью ребенка, ради удовольствия. Мите примерно 8—9 месяцев.
- 2. Затем возникают структуры конкретных операций. С помощью образов, представлений развивается мышление. Помогает наглядность. Сильное образное начало при недостаточном развитии словесного мышления приводит к своеобразной детской логике. Мысль отличается эгоцентризмом. На этапе предоперационного интеллекта ребенок не способен к доказательству, рассуждению.
- 3. Наконец, происходит становление формально-логических операций. Это высшая ступень в развитии интеллекта (по Пиаже).
Схема 2.4
Классификация стадий развития интеллекта (по Пиаже)
Период | Подпериод | Стадии | Возраст |
1. Сенсомо- торный интеллект | А. Центра- ция на собственном теле |
|
|
Б. Объективация практического интеллекта | 4. Разделение средств и цели. Начало практического интеллекта. Дима случайно просунул погремушку сквозь прутья кроватки, уронил — новое впечатление. Он его повторяет и закрепляет в новой схеме действия
и ошибок ребенок комбинирует действия, приходит к правильному решению. Катя держит в одной руке мяч, а в другой куклу. Подходя к двери, кладет их на пол. Заметив, что дверь их задевает, перекладывает на другое место |
|
Окончание
Период | Подпериод | Стадии | Возраст |
2. Конкретные операции | А. Предо- ператорный интеллект. Не способны к доказательству, рассуждению Б. Конкретные операции. Рассуждают, доказывают с опорой на наглядность |
|
|
3. Формальные операции | А. Становление нормальных операций Б. Достижение формальных операций |
N, R, С), где I — прямая операция; N — обратная операция; R — операция реципроктности; С — коррелятивная операция |
|
- 12
- ?? Ситуация. Пиаже анализировал выполнение операции сериации (упорядочения), например, палочек начиная с самой короткой и кончая самой длинной. У детей эта операция формируется постепенно, проходя ряд этапов (каждая группа соответствует определенному возрасту):
- 1- я группа — утверждают, что все палочки одинаковой длины;
- 2- я группа — делят палочки на большие и маленькие без упорядочения элементов;
- 3- я группа — говорят о большой, средней и маленьких палочках;
- 4- я группа — реконструируют серию эмпирически путем проб и ошибок;
- 5- я группа — открывают метод построения серии. Выбирают самую большую из всех и кладут ее на стол, затем берут самую большую из оставшихся и т.д. Это уже пример структуры.
> Определите примерный возраст детейпо группам и их стадии развития (по Пиаже).
Решение.
Группа | Возраст | Стадия | Группа | Возраст | Стадия |
1 | 9—10 мес. | 1/4 | 4 | 4—6 лет | 2/2 |
2 | 11—18 мес. | 1/5 | 5 | 8—10 лет | 2/4 |
3 | 2—4 года | 2/1 |
Сериация — это не только установление асимметрических отношений между объектами, но и отношение транзитивности, переходности: если а > b, b > с, то а > с.
> Понимает ли ребенок эти отношения ?
Выполните задание (с ребенком). Возьмите 3 палочки разной длины.
Сравните 1-ю со 2-й и 1-ю спрячьте под стол.
Сравните 2-ю палочку с 3-й. Скажите ребенку: «В начале ты видел, что 1-я палочка больше 2-й, а теперь ты видишь, что 2-я больше 3-й. Какой окажется та палочка, которая под столом, если сравнить ее с 3-й?»
> Определите, в каком возрасте дети понимают отношение транзитивности, смогут применить дедуктивный метод.
Ответ. Отношение транзитивности дети начинают понимать к 8 годам в результате образовательной структуры.
Прежде чем у ребенка установятся логические операции, он выполняет группировки — объединяет действия и объекты.
Задание. Предложите детям примерно 8-летнего возраста решить задачу по Пиаже: У Саши 3 брата: Ваня, Коля, Петя. Сколько братьев у Вани? А у Коли? А у Пети?
> Почему ребенку данного возраста трудно давать определения для относительных понятий?
Ответ. Пиаже объясняет это неумением детей производить логическое сложение и умножение. Возникают противоречия, которые разрешаются с появлением обратимости мысли у ребенка, с появлением осознания самих мыслительных операций.
- 14
- ?? Ситуация. Дошкольникам показывали 2 равных по весу шариков из пластилина. Убедившись в том, что дети считают их одинаковыми, у них на глазах изменяли форму одного шарика — раскатывали его в колбаску и спрашивали: «Одинаковое ли количество пластилина в шарике и колбаске?» Дети отвечали, что неодинаковое: в колбаске больше, так как она длиннее.
> О чем говорит данный эксперимент Пиаже?
Решение. Ребенок до определенной стадии развития рассматривает предметы такими, какими их дает непосредственно восприятие, т.е. он не видит вещи в их внутренних отношениях.
Дети до определенного возраста не различают субъективный и внутренний мир. Ребенок начинает с того, что отождествляет свои представления с вещами объективного мира (по Пиаже — реализм). И лишь постепенно приходит к их различению друг от друга.
Реализм бывает двух типов: интеллектуальный (ребенок уверен, что ветви деревьев делают ветер) и моральный (ребенок судит о поступке по внешнему материальному результату).
Исследования показали, что на разных стадиях интеллектуального развития объекты представляются ребенку тяжелыми или легкими согласно непосредственному восприятию. Также и крупные вещи ребенок считает тяжелыми, а мелкие — легкими.
Для ребенка, имеющего дооперационные представления, характерны отсутствие связей между суждениями, переход от частного минуя общее и т.п..
Такая специфика детской логики, как и реализм, связана с эгоцентризмом. Это особая интеллектуальная позиция, когда ребенок рассматривает весь мир со своей собственной точки зрения.
?? Ситуация. Макет представляет собой горы разной высоты со своими отличительными признаками: домиком, рекой, снежной вершиной и др. Экспериментатор давал ребенку несколько фотографий, на которых все три горы были изображены с разных сторон. Требовалось выбрать фотографию, где горы изображены именно в таком ракурсе, как он видит их в данный момент. Обычно ребенок выбирал правильную фотографию.
Затем ребенку показывали куклу (без лица). Игрушку ставили на другую сторону горы макета. Нужно было выбрать снимок, где горы изображены так, как видит их кукла. Ребенок выбирал снимки, где горы изображены так, как он видит их сам. Так поступало большинство испытуемых дошкольного возраста.
> Объясните результаты эксперимента Пиаже.
> Свойственен ли эгоцентризм взрослому человеку ?
Решение. В этом эксперименте дети становились жертвой субъективной иллюзии. Они не подозревали о существовании другой оценки вещей и не соотносили их со своей собственной.
Эгоцентризм означает, что ребенок не учитывает свое объективное положение как мыслящего человека. Эгоцентризм означает смещение субъекта и объекта в процессе акта познания. Это спонтанная позиция с психической активностью ребенка в ее истоках. Такая позиция сохраняется на всю жизнь у людей, остающихся на низком уровне психического развития.
Пиаже в своих экспериментах показал, что дети до определенного возраста не могут встать на другую, чужую точку зрения.
?? Ситуация. Наблюдения показывают, что коэффициенты эгоцентрической речи ребенка возрастают, когда в семье господствует авторитет взрослого и авторитет принуждения; когда в среде сверстников отсутствуют дискуссии и споры; когда ребенок предоставлен сам себе.
> Лайте психологическое объяснение этим наблюдаемым случаям.
Решение. Во всех трех случаях у ребенка отсутствуют потребности говорить, быть понятым. При разрешении этого противоречия, т.е. эгоцентризма речи и потребности быть понятым, происходит развитие речи. Обычно в 3 года эгоцентризм достигает наибольшей величины. К 6 годам эгоцентризм речи постепенно убывает, а после 7 лет исчезает.
Эгоцентризм уступает место децентризму, более совершенной позиции. Для того чтобы преодолеть эгоцентризм, необходимо:
- ? осознать свое Я в качестве субъекта и отделить субъект от объекта;
- ? координировать свою собственную точку зрения с другими, а не рассматривать ее как единственно возможную. Пиаже назвал это законом развития, поскольку происходят смена умственной позиции и качественное изменение детского ума.
Сейчас проблема теории стадий — это механизм перехода от одной стадии к другой. Если в ранних работах Пиаже стадии развития описывались, то в последних работах он считал, что необходимо понять процессы, благодаря которым они были сформированы.
Задача развивающего обучения по Пиаже:
- ? активизировать функционирование познавательных структур, которыми ребенок уже владеет;
- ? создать конфликты (с помощью задач) между уже сформированными ребенком и результатами его экспериментирования.
Источник