Интеллектуальное развитие ребенка раннего возраста
Елена Агрикова
Условия интеллектуального развития детей раннего возраста
Основной базой для развития интеллекта детей является развитие сенсорных способностей. Для развития сенсорных способностей необходимо иметь разного рода пирамидки, матрешки с вкладышами до 5 – 7 штук, бочата с мелкими игрушками, цилиндры разной величины, палочки разного цвета, стаканчики, колпачки разных цветов и размеров, лото по разным тематикам, дидактические игры по возрасту, настольно – печатные игры, складные кубики, пазлы из 4 – 12 частей, наборы шаров и кубов разной величины и цвета, различные виды конструкторов, комплекты строительного материала и небольшие игрушки для построек и их обыгрывания. В использовании материалов следует придерживаться принципов постепенности, последовательности и усложнения.
Для развития зрительного восприятия, дети могут выкладывать мозаичные картинки с геометрическими рисунками, ориентируясь на четыре основных цвета, и основные геометрические формы (круг, квадрат, треугольник, овал, собирать пирамидку из колец, башню из кубиков по убывающей и возрастающей величине, определять количество предметов (один, много, учиться различать величину, упражняться в установлении сходства и различия между предметами: «одинаковые варежки», «разные грибы» и т. п.
В возрасте от 2-х до 3-х для детей полезно восприятие не только предметов, окрашенных в чистые цвета, но и разнообразие оттенков. Цвета спектра развивают цветовое зрение, а оттенки – тонкость цветоощущений. Сектора цветные, соответствуют спектру: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый.
Зрительное восприятие детей так же помогают развивать вкладыши – наборы цилиндров разных по высоте и цвету, разных по высоте, но одинаковых по цвету, одинаковых по высоте, но разных по толщине. Развивать зрительную наблюдательность помогают бутылочки с плавающими в воде мелкими игрушками.
Для развития мимики, пантомимики хорошо иметь маленькие зеркальца, с помощью которых дети учатся подражать «Мы — обезьянки», «Клоуны», или предложить детям найти носик, «Где глазик», «Где живет язычок», дети сосредотачивают внимание на небольшой плоскости, следят взглядом за движением «солнечных зайчиков», сами могут научиться пускать их.
Для развития мелкой моторики необходимо иметь:
— игрушки – шнуровки разного вида (дерево, домик, башмачки из органики разного цвета и др.); — мозаики настольные и напольные;
— игрушки с пристежками (на пуговицах, крючках, молниях, липучках, кнопках);
— «карманы с сюрпризом»;
— «черепаха, гриб, ежик, яблонька, клоун с пристегивающимися деталями — продаются;
— бусы для нанизывания колец на веревочки разного цвета;
— пульт с различными задвижками, включателями, телефонным диском;
— разноцветные крышки для сортировки в разноцветные пластиковые стаканы;
— трубки для проталкивания мешочка с сюрпризом;
— разноцветные бельевые прищепки для игр «Покорми рыбок», «Цветик – самоцветик», «Разноцветный мячик» и др. ;
— лабиринты можно иметь с двигающимися деталями (ребенку предлагается по проволоке определенного цвета провести колечко, т. е. пройти от начала до конца, можно предложить ребенку пройти его с закрытыми глазами, или на скорость с кем-то из взрослых); — веревки для завязывания узлов;
— фольга для скатывания шариков;
— проволока для сгибания и разгибания;
— салфетки для отрывания, сминания и скатывания комков;
— матрешка – коробочка с прорезью для проталкивания пуговиц «Покорми матрешку».
Развитие тонких движений пальцев рук (мелкой моторики) непосредственно влияют на развитие двигательных (моторных центров речи, т. е. развивается не только рука, но и речь ребенка.
Для развития слухового внимания можно иметь ряд звучащих игрушек (3-5) например колокольчик, дудочка, погремушка, барабан, пищащая и заводная игрушка. Детям даем послушать (отвернув их) определенный звук, малыш должен указать на звучащую игрушку, либо попросить ударить в звучащую игрушку один раз или много. Для развитии у ребенка умения слышать разницу в звучании, можно самим изготовить звуковые коробочки с разными наполнителями (горох, фасоль, песок, пшено) – по две одинаковых штуки, проводим игру «Найди такую же», где дети по издаваемому звуку отыскивают две одинаковые коробочки или баночки.
Очень важно развивать тактильные ощущения у детей, для этого можно иметь набор тактильных шариков, сделанных из разных материалов (пластмассовые, металлические, резиновые, деревянные, матерчатые, массажные). С помощью их дети знакомятся с поверхностью шариков – гладкая, скользкая, шероховатая, колючая, ворсистая. Путем скатывания шариков из разного материала с горки, можно сделать вывод, от чего зависит скорость их движения и т. д., путем сравнения шариков, можно определить самый легкий и самый тяжелый, для этой же цели можно использовать пластиковые бутылочки с разными наполнителями: легкая (вата) – тяжелая (земля).
Развивать познавательную активность, память, мышление, внимание детей, помогают действия с различными материалами (из фольги, кожи, меха, шерсти, шёлка, обоев, поролона, дерева). Например: я предлагаю детям найти в «Загадочном сундучке» мягкие полоски, жесткие, колючие, гладкие, пушистые, бумажные, металлические, деревянные, прошу показать поверхность, похожую на шубку кошки, поверхность травы, полотенца и т. д. Можно отыскать загаданную поверхность с закрытыми глазами, найти тёплую или холодную полосочку, а в мешочке на ощупь найти мягкий или твердый предмет.
Очень важны действия с ПЕСКОМ:
— Пересыпать песок из одной ёмкости в другую;
— наложить песок совочком в форму;
— спрятать игрушку в горке песка, потом её найти;
— украсить клумбу из песка листиками, веточками, камушками;
— Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагоообразные и круговые движения (как машина, змейка, санки и др.);
— выполнить те же движения, поставив ладонь ребром;
— создать отпечатки ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;
— пройтись поочередно каждым пальцем правой и левой руки;
— «поиграть» пальцами по поверхности песка, как на клавиатуре пианино;
— сгруппировать пальцы по два, три, четыре, оставляя на песке загадочные следы;
— поделка объемных фигур из мокрого песка с помощью разных форм;
— слепить ладошками заборчик, башенку.
В играх с ВОДОЙ нужно:
— Показать детям, что вода прозрачная, льется, журчит, водой мы умываемся, в ней можно купаться;
— воду можно покрасить;
— лёгкие предметы плавают на воде, тяжелые – тонут;
— на морозе вода превращается в лед;
— из цветной воды можно сделать цветные льдинки;
— в тепл ой комнате льдинки тают и снова превращаются в воду;
— снег тоже состоит из воды, в тепле он превращается в воду.
Очень важную связующую функцию между телом и сознанием выполняют запахи. За доли секунды сигнал передается из обонятельного центра в определенный отдел мозга, который управляет эмоциями. Таким образом, можно направленно воздействовать на настроение ребенка: взбодрить его или наоборот успокоить. Известно, что расслабляющее и успокаивающее действие оказывают корица, роза, валериана. Дети с большим интересом определяют запахи, любят находить запах маминых духов, выделяют свой любимый запах из предложенных, определяют на что похож, различают фруктовые запахи (лимон, апельсин, овощные (лук, чеснок, огурец, могут найти сладкий запах и сказать какому предмету он принадлежит (в баночку кладем и завязываем тряпочкой, даем понюхать).
С раннего возраста необходимо приобщать детей к книге, рассматриванию картинок, и главное — постоянно общаться с ребенком. Созданные условия способствуют развитию интеллекта детей раннего дошкольного возраста.
Источник
В статье рассматриваются особенности психического и интеллектуального развития детей раннего возраста, развитие предметной деятельности и ситуативно-делового общения в этот возрастной период, роль родителей в формировании интеллекта и психики ребенка. Интеллектуальное развитие рассматривается через призму культурно-исторической теории Л.С. Выготского, согласно которой закономерность развития психики в онтогенезе как усвоение ребенком в сотрудничестве с взрослым структуры внешней, социально-символической деятельности.
Ранний детский возраст является достаточно важным периодом в развитии ребенка, так как этот возраст наиболее сенситивный для благополучного развития всех психологических функций и фундаментальных личностных образований. Это отражено в трудах Л.С. Выготского и А.В. Запорожца, которые отмечают, что в период раннего детства важно обеспечить им правильное воспитание для полноценного развития.
В отечественной психологии психическое развитие ребенка определяется анализом трех составляющих: социальной ситуации развития, новообразованием возрастного периода и ведущей деятельностью.
Главным компонентом структуры возраста считается социальная ситуация развития, которая отражает специфическую для каждого возрастного периода систему взаимоотношений между ребенком и социальной действительностью. В каждом возрастном периоде социальная ситуация развития рождает противоречия, решая которые в определенном виде деятельности происходит психическое развитие [12].
В физическом развитии основным достижением в раннем возрасте является овладение прямохождением, которое способствует развитию координации, формированию умения пользоваться всеми возможностями для использования тела. Ребенок приобретает уверенность в движении к цели и возможность самостоятельного познания внешнего мира, освоения пространства, знакомится с предметами и их свойствами, учится обращаться с ними. Таким образом, у ребенка появляется возможности развития предметной деятельности, особым условием чего является общение ребенка с взрослыми [11].
Под психическим развитием в психологии рассматривается формирование и развитие основных психических функций и новообразований, которые в норме соответствуют периодизации возрастного развития[13,с.25]. В концепции Л.С. Выготского развитие ребенка понимается как процесс присвоения детьми общественно – исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями человечества.
Согласно современным исследованиям психическое развитие в норме имеет достаточно сложную организацию, так как сопровождается не только количественными, но и качественными изменениями, которые подчиняются определенным законам [6, с.15]. Проходя процесс развития, ребенок на каждом возрастном этапе усваивает мотивы деятельности, правила взаимоотношений и способы действия с предметами. В отечественной психологии принята периодизация возрастного развития, разработанная Д.Б. Элькониным, который построил ее на закономерностях чередования типов деятельности. Согласно его исследованию существуют периоды преобладания развития мотивационно-потребностной сферы или интеллектуально-познавательной, при чем освоение мотивов предшествует освоению способов действий [14].
К 1 году ребенок уже активен в своих действиях и, по словам В.С. Мухиной, стремиться к общению с взрослыми, у него уже сформировались начальные формы психических действий, свойственных человеку. В период раннего детства психика ребенка претерпевает значительные качественные изменения, он становится способен к самообслуживанию, умеет вступать во взаимоотношения с окружающими. Основными достижениями ребенка раннего детства, определяющими его психическое развитие, является овладение прямой походкой, развитие предметной деятельности и овладение речью [8, с. 74].
Специфика предметной деятельности заключается в том, что перед ребенком открываются впервые функции предметов. Познание назначения предметов изначально скрыто от детей и может быть познано только при посредничестве взрослых, которые раскрывают для детей [8]. Овладевая свойствами предметов, ребенок развивает свое мышление, которое в раннем возрасте носит наглядно-действенный характер [10].
В физическом развитии основным достижением в раннем возрасте является овладение прямохождением, которое способствует развитию координации, формированию умения пользоваться всеми возможностями для использования тела. Ребенок приобретает уверенность в движении к цели и возможность самостоятельного познания внешнего мира, освоения пространства, знакомится с предметами и их свойствами, учится обращаться с ними. Таким образом, у ребенка появляется возможности развития предметной деятельности, особым условием чего является общение ребенка с взрослыми [9].
Одним из показателей психического развития ребенка является речевое развитие. В раннем возрасте происходит овладение значением слов, что характеризуется увеличением словарного запаса, образованием двухсловных предложений и появлении вопросов относительно названий новых предметов. Накопление словарного запаса происходит в следующем порядке: сначала усваиваются названия непосредственно окружающих ребенка вещей, предметов одежды и игрушек, частей тела и лица. К двум годам ребенок понимает почти все слова, которые ему говорит взрослый, названия действий и инструкций взрослого по их выполнению [14, с. 59].
Как отмечает В.С. Мухина, развитие речи в раннем детстве идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь. Понимание речи формируется постепенно, сначала ребенок понимает речь только в целостной ситуации, при изменении хотя бы одного фактора, понимание затрудняется. Ребенок еще находится в тесной связи с матерью, поэтому ее речь воспринимается как сигналы к действиям. В дальнейшем ребенок начинает понимать слова уже без связи с ситуацией. До полутора лет развитие активной речи ребенка происходит медленно, а после этого возраста наблюдается резкое повышение темпа развития речи. При этом в возрасте 1 года у ребенка, по причине несформированного артикуляционного аппарата и фонематического слуха, развивается автономная речь, которая при правильном произношении взрослого, быстро пропадает. Овладение речью имеет огромное значение для психического развития ребенка, под ее воздействием перестраиваются все психические процессы [8].
Речевое развитие с взрослыми способствует развитию и формированию эмоциональной сферы. Во время предметной деятельности у ребенка формируются новые познавательные эмоции – интерес, удивление, любопытство, радость новых открытий. Познавательная активность развивается при посредстве эмоциональной вовлеченности, настойчивости и удовольствии от исследовательской деятельности [11]
Кроме речи в раннем возрасте развиваются восприятие, память, мышление и внимание. Восприятие является доминирующей функцией, на которую опирается в своей деятельности ребенок. Так как восприятие основано на наглядности ситуации ребенком, то творческого воображения у них еще отсутствует, существует лишь такая элементарная форма воображения, как предвосхищение. Лишь к концу раннего возраста ребенок способен что-то выдумать. Творчество, выдумка, умение использовать предмет в разных функциях развивается в предметной игре.
Активный процесс восприятия способствует развитию памяти, которая активизируется в актах узнавания. Несмотря на то, что ребенок может непроизвольно воспроизводить увиденное и услышанное, память в раннем возрасте является лишь продолжением и развитием восприятия, опора на прошлый опыт еще отсутствует. Восприятие ребенка в этом периоде имеет аффективный характер, ребенка привлекает лишь то, что вызывает у него яркую эмоциональную реакцию [2].
Мышление у ребенка раннего возраста является наглядно-действенным, так как основывается на восприятии и действиях, осуществляемых ребенком. Несмотря на то, что внутренний план действий у ребенка появляется лишь к двум годам, основой интеллектуального развития остается предметная деятельность[5].
Развитие личности в раннем возрасте по Л.И. Божович направляются двумя базовыми потребностями: потребность в новых впечатлениях самоутверждении, признании. Первая потребность пробуждает в ребенке любознательность, стимулирует развитие познавательных процессов и общение с взрослыми. Вторая потребность активизирует ребенка, стимулирует выдумку, изменение окружающего мира, проказы, желание заслужит поощрение взрослого. Обе потребности основаны на взаимодействии и общении с взрослыми, любознательность как личностное качество формируется лишь при его поддержке.
Основой становления воли становятся навыки самообслуживания и личностной гигиены. Э.Эриксон выделяет значение гигиенических навыков, которые заключаются в регуляции своих выделений ребенком. Умение регулировать свои выделения вызывает похвалу взрослого, что вызывает гордость и радость у ребенка. Если у него не получается регулировать, то у него развивается чувство вины и стыда, зависимость[4].
К концу раннего возраста ребенок уже способен обдумывать свои действия при исследовании предметов окружающего мира, начинает различать разные виды деятельности, формировать внутренние образы и константность предметов. Внутренний образ деятельности формируется при наблюдении за действиями взрослых, что организовывает внутренние импульсы. Направляющей силой деятельности, по мнению Питера Бернхарда и соавторов, становится желание двигаться навстречу своим интересам, уходя от дискомфорта [7].
Трехлетний ребенок отличается включением в бурную моторную деятельность, включающую в себя бег, прыжки, толкание, удары, бросание вещей. Он учится менять направление деятельности, не переставая делать начатое. Если в возрасте 1 год чтобы поменять направление движения ребенку необходимо остановится и развернуться, то теперь его координация настолько хороша, что ему уже не нужна эта остановка. Деятельность ребенка характеризуется исследованием особенностей собственной силы, своей воли и возможности отстаивать себя в контакте с родителями и другими взрослыми.
А. Баллон рассматривает умственное развитие ребенка через характерные виды деятельности, в частности он рассматривает роль эффектов действия в психическом развитии в теории Торндайка [1]. Именно так ребенок в раннем возрасте познает окружающую действительность: положительный эффект приводит к запоминанию и повторению движений, а неудача – к их устранению. Ребенок с интересом воспринимает новые эффекты движения, что побуждает его повторять одно и то же движение снова и снова, что развивает его интеллектуальную деятельность, формирует познавательные функции.
Л.С. Выготский проблему интеллекта рассматривает как проблему умственного, а рассматривая эту проблему шире и как психическое развитие. Его культурно-историческая теория рассматривает закономерность развития психики в онтогенезе как усвоение ребенком в сотрудничестве с взрослым структуры внешней, социально-символической деятельности[3].
Итак, интеллект ребенка в психологии рассматривается как специфическая форма познания, эффективного восприятия и понимания окружающего мира. В раннем детстве познание мира осуществляется при непосредственном посредничестве взрослых, во взаимодействии в повседневной жизни.
Таким образом, ранний возраст соответствует периоду от 1 до 3 лет. В этот период изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность. К раннему возрасту ребенок овладевает прямохождением, что позволяет ему расширить рамки познаваемого предметного мира. Поэтому ведущей деятельностью становится предметно-действенная. Социальная ситуация развития характеризуется взаимодействием с взрослым через предмет. В основе психического развития лежит формирование речи и восприятие, которые способствуют развитию наглядно-действенному мышлению и формированию самостоятельности ребенка.
Показателям личностного развития в раннем возрасте является желание ребенка быть самостоятельным в желаниях и поступках, умение противостоять предложениям взрослого и заявить о своем желании. Это противостояние проявляется в основном в способе действия. Основным новообразованием раннего возраста является возникшее самосознание, которое проявляется в выражении ребенка «Я сам!».
В психологии под интеллектуальным развитием рассматривается формирование и развитие познавательных функций. Интеллектуальное развитие в период раннего возраста характеризуется особенностями формирования восприятия, познания и понимания окружающего мира. В раннем возрасте на интеллектуальное развитие оказывает значительное влияние качество взаимоотношений с взрослыми, особенно с родителями.
Источник