Интеллектуальное развитие ребенка по дж брунеру презентация

Интеллектуальное развитие ребенка по дж брунеру презентация thumbnail
2. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПО ДЖ. БРУНЕРУ

Исходя из теории Ж. Пиаже, Джером Брунер пересмотрел некоторые его представления об интеллектуальном развитии. Развитие складывается не просто из ряда стадий, оно предполагает после­довательное овладение ребенком тремя сферами представлений — действием, образом и символом (словом). Это, в то же время, и способы познания окружающего мира. Сначала ребенок познает мир благодаря своим привычным действиям. Затем мир представ­ляется ему еще и в образах, относительно свободных от действий Постепенно появляется еще один новый путь — перевод действия и образов в языковые средства. Каждый из этих трех способов по-разному отражает события, происходящие вокруг ребенка, и каж­дый накладывает сильный отпечаток на психическую жизнь ре­бенка на разных возрастных этапах.

Первая возникающая у ребенка сфера представлении — дей­ствие. Знание о предмете младенец получает благодаря привыч­ным, повторяющимся действиям с ним. Причем в его представле­нии предмет и действие слиты, предмет для ребенка становится как бы продолжением действия. Дж. Брунер приводит пример из наблюдений Ж. Пиаже за своим сыном, которому исполнилось

7 месяцев. Мальчик раскачивает в руке папиросную коробку, по­том она выскальзывает и падает за пределами его поля зрения. Он подносит пустую руку к глазам и долго смотрит на нее с удивле­нием и разочарованием. Снова начинает размахивать рукой и сно­ва смотрит на нее — с помощью того же действия он пытается за­ставить коробку появиться.

Первоначально действия неразрывно связаны с восприятием, за­тем эти две сферы дифференцируются, отделяются друг от друга.

В переходный период ребенок устанавливает соответствие между пространственным миром образов и миром последовательных дей­ствий и позже освобождает образные представления из-под кон­троля со стороны действия. Возникает мир, в котором предметы не зависят от предпринимаемых с ними действий. Между 1 и 2 года­ми ребенок ищет предметы, спрятанные под покрывалом, и под­нимает другие покрывала, стремясь увидеть, куда переместился предмет после того, как его спрятали.

Вторая сфера представлений, которой овладевает ребенок, — образ. В раннем детстве восприятие зависит от мельчайших дета­лей, от эгоцентрической позиции ребенка, его действий, его по­требностей и аффектов, которые могут приводить к искажениям. Ребенок оказывается во власти новизны окружающей среды и яр­кости зрительных представлений, он сосредоточен на внешней, видимой стороне вещей.

Символ для ребенка — это, главным образом, слово. Символи­ческие представления сначала развиваются на образной основе. Словарный запас ребенка включает круг узких наглядно представ­ляемых категорий и лишь постепенно увеличивается, охватывая все более широкие «непредставимые» понятия. Речь, которую осваивает ребенок, перестраивает его непосредственный опыт. Благодаря символическим процессам дети начинают видеть мир

Дж. Брунер не даст жесткой периодизации интеллектуального развития. Он не указывает точные сроки появления стадии И вы­деляет переходы от одной стадии к другой. Этапы развития интел­лекта не образуют у него лестницу, каждая ступень которой под­нимает ребенка на новый, более высокий уровень, обесценивая предыдущий. Важны все три сферы представлений, сохраняю­щиеся и у взрослого человека. Богатство интеллекта определяется наличием развитых представлений — действенных, образных и символических.

Большое значение для развития интеллекта Дж. Брунер прида­вал культуре общества, в котором растет ребенок, общественному опыту, усваиваемому ребенком в процессе обучения. Ход умствен­ного развития представляет собой не просто «часовой механизм» последовательности спонтанно разворачивающихся событий, он определяется также и различными влияниями среды, особенно школьной. Преподавание наук поэтому не должно слепо следовать естественному ходу развития. Обучение может стать даже веду­щим фактором развития, если оно предоставит ученику возмож­ность самому форсировать свое развитие, поставит перед ним за­дачи, побуждающие к переходу на следующую стадию. Любой предмет, по мнению Дж. Брунера, может быть преподнесен в том или ином виде любому ребенку, в любом возрасте.

Литература

  1. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.

  2. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. М., 1982. Т. 2. Исследование развития познавательной деятельности / Под ред. Дж. Бру­нера, Р. Олвер, П. Гринфилд. М., 1971.

  3. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М., 1981. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969. Флейвелл Дж, X, Генетическая психология Жана Пиаже. М-, 1967.
II РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ
ПЕРИОД МЛАДЕНЧЕСТВА (ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ)
1. НОВОРОЖДЕННОСТЬ

Ребенок рождается и своим первым криком оповещает этот мир о своем появлении. Вспомним короля Лира:

Родясь на свет, мы плачем —

Грустно нам к комедии дурацкой приступаться.

Не драматизируя излишне это событие, отметим все же, что процесс рождения — тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Недаром психологи говорят о кризисе новорожденности.

Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попада­ет в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воз­душная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям, ребенку помогают наследственно закрепленные механизмы — безусловные рефлексы. Какие же безусловные ре­флексы имеет новорожденный?

Это, прежде всего, система пищевых рефлексов. При прикосно­вении к углам губ или языку появляются сосательные движения, а все остальные движения тормозятся. Поскольку ребенок полнос­тью сосредоточен на сосании, эта реакция была названа «пище­вым сосредоточением». Ряд других безусловных рефлексов приве­ден в табл. ИЛ.

Среди безусловных рефлексов выделяются защитные и ориен­тировочные. Некоторые рефлексы являются атавистическими — они получены в наследство от животных предков, но бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Так, например, рефлекс, называе­мый иногда «обезьяньим», пропадает уже на втором месяце жизни. Новорожденный схватывает палочки или пальцы, вложенные в его ладони, так же цепко, как и дитя обезьяны, держащееся за мате­ринскую шерсть при передвижении. Такое «цепляние» настолько сильно, что ребенка можно поднять и он какое-то время висит, выдерживая вес собственного тела. В дальнейшем, когда ребенок научится схватывать предметы, он уже будет лишен такой цеп­кости рук.


Интеллектуальное развитие ребенка по дж брунеру презентация

К концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы. В частности, ребенок начинает реагировать на позу кормления: как только он оказывается в определенном положении на коленях матери, у нею возникают сосательные движения. Но в целом образование условных рефлексов характерно для более позднего времени.

Как можно описать психическую жизнь новорожденного? Мозг маленького ребенка продолжает развиваться, он не вполне сфор­мирован, поэтому психическая жизнь связана, главным образом, с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцированны и неразрывно слиты с эмоциями, что дало возможность Л.С. Выготскому гово­рить о «чувственных эмоциональных состояниях или эмоциональ­но подчеркнутых состояниях ощущений».

Важные события в психической жизни ребенка — возникнове­ние слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредо­точение появляется на 2-3 неделе. Резкий звук, скажем, хлоп­нувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3—4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зри­тельное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете.

Новорожденный проводит время во сне или дремотном состоя­нии. Постепенно из этого дремотного состояния начинают выде­ляться отдельные моменты, краткие периоды бодрствования. Слу­ховое и зрительное сосредоточение придают бодрствованию ак­тивный характер.

Ребенок приходит в этот мир слабым и совершенно беспомощным. Хотя, родившись, он отделился от матери физически, но биологически еще связан с ней. Ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно: его кормят, купают, оде­вают в сухое и чистое, перемещают в пространстве, следят за его здоровьем. И, наконец, с ним общаются. Такая беспомощность. Полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.

Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней новые тонкие эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбать­ся. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом

оживления». Комплекс оживления, включающий истинно челове­ческую особенность — улыбку, — знаменует собой появление первой социальной потребности — потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит в новый период. Заканчи­вается переходный этап новорожденности. Начинается собственно младенчество.

Каталог: ims -> ims%202014
ims -> Тематика курсовых работ для специальности 050502 Технология и предпринимательство
ims -> Характер и личность
ims -> Влияние семьи на становление личности
ims -> Контрольная работа по предмету «Психология» на тему: «
ims -> Тесты по Психологии общения Вариант №1. Склонность человека входить в контакт с другими людьми, потребность находиться в обществе и взаимодействовать называется
ims%202014 -> От античности до наших дней
ims%202014 -> Евстратова, К. Виткова Художник обложки В. Королева Подготовка иллюстраций Н. Резников Корректоры М. Рошаль, И. Старостина, Н. Солнцева Дизайн и верстка А. Рапопорт ббк 88. 837я7+88. 3я7
ims%202014 -> И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Е. М. Кравцова, О. А. Москвина, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых
ims%202014 -> Т. И. Артемьева

Поделитесь с Вашими друзьями:

Источник

Инфоурок

Другое
›Презентации›Презентация. Тема:»ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ОСНОВНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ШКОЛАХ Ж. Пиажме, Анри Ввалон, Дж. С. Брунер»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ОСНОВНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ШКО

Описание слайда:

ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ОСНОВНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ШКОЛАХ Ж. Пиажме, Анри Ввалон, Дж. С. Брунер

2 слайд

Жан Пиаже Швейцарский психолог, работы ко- торого составили важный этап в раз

Описание слайда:

Жан Пиаже Швейцарский психолог, работы ко- торого составили важный этап в развитии генетической психологии.

3 слайд

Жан Вильям Фриц Пиаже́ родился 19 августа 1896, в городе Невшатель, столице Ш

Описание слайда:

Жан Вильям Фриц Пиаже́ родился 19 августа 1896, в городе Невшатель, столице Швейцарии. Свою долгую научную карьеру Пиаже начал в возрасте десяти лет, когда опубликовал в 1907 небольшую заметку о воробьях-альбиносах. За свою научную жизнь Пиаже написал более 60 книг и несколько сотен статей.

4 слайд

Стремился соединить строго экспериментальный, лабораторный метод, с более инф

Описание слайда:

Стремился соединить строго экспериментальный, лабораторный метод, с более информативным и свободным методом беседы, принятым в психоанализе. Этот метод получил название метода клинической беседы.

5 слайд

Его интересуют работы над шкалами измерения интеллекта Он уделяет большое вни

Описание слайда:

Его интересуют работы над шкалами измерения интеллекта Он уделяет большое внимание изучению типичных ошибок, которые делают дети при решении достаточно простых, на первый взгляд, заданий теста Бине (тест направлен, в основном, не на выяснение способностей, а на оценку понимания и сообразительности…)

6 слайд

Его главные труды: книга «Мышление и речь ребенка» (1923), «Моральное суждени

Описание слайда:

Его главные труды: книга «Мышление и речь ребенка» (1923), «Моральное суждение у ребенка» (1932). В них он изложил основы своей концепции когнитивного развития детей, рассматриваемого им как постепенный процесс, проходящий в своем развитии несколько стадий.

7 слайд

В 1949- 1951 гг. Пиаже работает над трудом «Введение в генетическую эпистемол

Описание слайда:

В 1949- 1951 гг. Пиаже работает над трудом «Введение в генетическую эпистемологию» (1951), Где свою теорию детского мышления Пиаже строил на основе логики и биологии. Он исходил, из идеи о том, что основой психического развития является развитие интеллекта. доказывал свою точку зрения, показывая, как уровень понимания, интеллект влияют на речь детей, на их восприятие и память.

8 слайд

этапы психического развития – это этапы развития интеллекта, через которые пр

Описание слайда:

этапы психического развития – это этапы развития интеллекта, через которые проходит ребенок в формировании адекватной схемы ситуации. Основой этой схемы служит логическое мышление.

9 слайд

В процессе развития происходит адаптация организма к окружающей среде. Интелл

Описание слайда:

В процессе развития происходит адаптация организма к окружающей среде. Интеллект является стержнем развития психики Адаптация — активное взаимодействие организма со средой.

10 слайд

Наиболее значимыми были эксперименты по исследованию эгоцентризма. развитие м

Описание слайда:

Наиболее значимыми были эксперименты по исследованию эгоцентризма. развитие мышления тесно связано не с речью, а с развитием мыслительных операций исследовался не процесс мышления, а продукты мыслительной деятельности..

11 слайд

Обратимые операции психическое развитие связано с интериоризацией ….. 5 + 3 =

Описание слайда:

Обратимые операции психическое развитие связано с интериоризацией ….. 5 + 3 = 8 или 8 — 3 = 5 14:2 = 7 или 7 • 2 = 14

12 слайд

Интеллектуальное развитие ребенка по дж брунеру презентация

13 слайд

Форма периодизации интеллекта

Описание слайда:

Форма периодизации интеллекта

14 слайд

Анри́ Валло́н ; Годы жизни: 15 июня 1879 — 1 декабря 1962) — французский псих

Описание слайда:

Анри́ Валло́н ; Годы жизни: 15 июня 1879 — 1 декабря 1962) — французский психолог, нейропсихиатр, педагог, философ, общественный и политический деятель левого толка.

15 слайд

внимание А. Валлона привлекали проблемы превращения действия в сознание. он т

Описание слайда:

внимание А. Валлона привлекали проблемы превращения действия в сознание. он также считал, что ребенок не может нормально развиваться вне социального окружения, которое влияет на становление его интеллекта, его личности.

16 слайд

связь детей с миром взрослых и миром предметов опосредуется эмоциями. ребенок

Описание слайда:

связь детей с миром взрослых и миром предметов опосредуется эмоциями. ребенок становится способен к психической жизни благодаря эмоциям. Значительная роль эмоций состоит в том , что эмоции объединяют внешний и внутренний мир детей, органическое и психическое.

17 слайд

Основных книга Валлона «От действия к мысли». Суть: Эмоции связаны и с движен

Описание слайда:

Основных книга Валлона «От действия к мысли». Суть: Эмоции связаны и с движениями, которые, особенно на ранних этапах развития, являются отражением эмоционального со стояния. Однако не менее важная роль движения связана с исследованием внешнего мира, развитием знаний об окружающем. Первоначально составленное на основе действий, это знание переходит постепенно в сознание.

18 слайд

Джером Сеймур Брунер (1.10.1915) Родился в Нью-Йорке. Известный американский

Описание слайда:

Джером Сеймур Брунер (1.10.1915) Родился в Нью-Йорке. Известный американский психолог. Открыл новые закономерности познавательного развития детей Получил степень бакалавра в 1937 году в Университете Дьюка и степень доктора философии Гарвардского университета в 1941 году.

19 слайд

изучение того, каким образом потребности и ценностные ориентации влияют на пр

Описание слайда:

изучение того, каким образом потребности и ценностные ориентации влияют на процесс восприятия. восприятие селективно и может искажаться под действием внутренних мотивов, целей, установок или защитных механизмов. Брунер ввел термин «социальное восприятие», обозначая его зависимость от социального опыта детей.

20 слайд

Структуру восприятия по Брунеру представления об окружающем мире в форме дейс

Описание слайда:

Структуру восприятия по Брунеру представления об окружающем мире в форме действий, в форме образов и в форме слов (языковая форма).

21 слайд

Теория перцептивных гипотез Суть: Исследование развития мышления. все познава

Описание слайда:

Теория перцептивных гипотез Суть: Исследование развития мышления. все познавательные процессы являются процессами категоризации, т.е. предметы окружающего мира объединяются друг с другом на основе усвоенных детьми правил объединения. Таким образом, овладение понятийным мышлением происходит как обучение тому, какие свойства среды наиболее значимы для группировки объектов в определенные классы.

22 слайд

Кросс-культурные исследования Брунера определение интеллекта ребенка Успешнос

Описание слайда:

Кросс-культурные исследования Брунера определение интеллекта ребенка Успешность повышается за счет искусственного усиления двигательных, сенсорных и мыслительных возможностей человека.

23 слайд

Брунер доказал: каждый ребенок при адекватном подходе к его обучению, может о

Описание слайда:

Брунер доказал: каждый ребенок при адекватном подходе к его обучению, может овладеть любым предметом, так как все дети обладают любопытством и желанием научиться решать учебные задачи.

24 слайд

Вывод Жан Пиаже , Джером Сеймур Брунер и Анри́ Валло́н– одни из наиболее изве

Описание слайда:

Вывод Жан Пиаже , Джером Сеймур Брунер и Анри́ Валло́н– одни из наиболее известных ученых, чьи работы составили важный этап в развитии генетической психологии…..Они внесли в науку огромный вклад, что позволило науке перейти на новый уровень в этой области …….

Интеллектуальное развитие ребенка по дж брунеру презентация

Курс повышения квалификации

Интеллектуальное развитие ребенка по дж брунеру презентация

Курс профессиональной переподготовки

Педагог-библиотекарь

Интеллектуальное развитие ребенка по дж брунеру презентация

Курс профессиональной переподготовки

Библиотекарь

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-1439091

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Оглавление

Введение
Глава 1. Изучение интеллектуального развития ребенка в отечественной и зарубежной литературе
1.1 Понятие интеллектуального развития
1.2 Теории интеллектуального развития
Глава 2. Интеллектуальное развитие ребенка в теории Дж. Брунера
2.1 Представление и развитие познавательных процессов по Дж. Брунеру
2.2 Язык и познавательное развитие
2.3 Основные идеи развития детского интеллекта по Дж. Брунеру
Заключение
Список литературных источников
Приложение А

Введение

В настоящее время в литературе существует множество точек зрения на
проблему развития интеллекта человека. Процессы перехода от мышления
ребенка к мышлению взрослого человека как носителя культуры, которая служит
дальнейшему формированию и активизации его познавательных способностей,
довольно многогранны.
Джером Брунер пересмотрел некоторые представления Ж. Пиаже об
интеллектуальном развитии ребенка. Такое развитие, по мнению Брунера
возникает на основе не просто ряда стадий, оно предполагает
последовательное овладение ребенком тремя сферами представлений —
действием, образом и символом (или словом). Эти представления выступают и
способами познания окружающего мира.
Цель работы — Проанализировать теорию интеллектуального развития
ребенка Дж. Брунера.
Перед собой мы поставили следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие интеллектуального развития
2. Изучить теории интеллектуального развития
3. Исследовать представление и развитие познавательных процессов по
Дж. Брунеру
4. Проанализировать язык и познавательное развитие в теории Дж.
Брунера.
5. Рассмотреть основные идеи развития детского интеллекта по Дж.
Брунеру.

Заключение

Таким образом, в результате нашей работы мы пришли к выводу о том, что всестороннее развитие личности ребенка должно быть обеспечено единством нравственного, умственного и эстетического развития. Интеллектуальное развитие рассматривается, не только как овладение знаниями и способами мыслительной деятельности, но и как развитие конкретных качеств личности ребенка. Интеллектуальное воспитание — определяется, как специально организованный педагогический процесс, который направлен на форми¬рование у детей, системы элементарных знаний и умений, способов умственной деятельности, а также на развитие способностей детей и воспитание интереса к интеллектуальной деятельности.
В ряде исследований разработано важное положение, заключающееся в том, что ребенок в процессе предметно-чувственной деятельности может выделить существенные центральные связи явлений в той или иной области дейст¬вительности и отразить их в образной форме — форме представлений и элементарных понятий.
Джером Брунер пересмотрел некоторые представления Ж. Пиаже об интеллектуальном развитии ребенка. Такое развитие, по мнению Брунера возникает на основе не просто ряда стадий, оно предполагает последовательное овладение ребенком тремя сферами представлений — действием, образом и символом (или словом). Эти представления выступают и способами познания окружающего мира. Изначально, ребенок познает мир на основе своих привычных действий. Затем мир представляется ему еще и в образах, относительно свободных от действий. Со временем, появляется еще один новый путь — перевод действий и образов в языковые средства. Любой из этих трех способов по-своему отражает события, которые происходят в жизни ребенка, и каждый накладывает свой отпечаток на психическую жизнь ребенка на разных возрастных этапах.
Брунер выделяет три рода представляющих систем, которые действуют в ходе развития человеческого интеллекта и взаимодействие которых можно рассматривать, как центральные моменты данного развития. Каждое из них, допускает описание в строгих понятиях, определяется и формируется взаимодействием с инструментальными системами и лежат в четких границах. Эти границы зависят от условий культуры и эволюции человека.
Из различных систем символического представления информации, которые усваивает ребенок, ни одна не имеет столь важного значения для его развития, как язык. Господство естественного языка позволяет детям выходить за пределы примитивных когнитивных стратегий, работать с понятиями, использовать логику.
Структура последовательности решений, принимаемых в ходе выработки понятия ребенка, по мнению Брунера, испытывает действие большого числа факторов. Все их разнообразие можно свести к числу довольно широких групп.
В ходе нашей работы, нами были решены следующие задачи:
1. Рассмотрено понятие интеллектуального развития
2. Изучены теории интеллектуального развития
3. Исследовано представление и развитие познавательных процессов по Дж. Брунеру
4. Проанализирован язык и познавательное развитие в теории Дж. Брунера.
5. Рассмотрены основные идеи развития детского интеллекта по Дж. Брунеру.

Список литературы

1. Бессарабова И. С. Педагогические взгляды Джерома Брунера в контексте американского образования (50 — 90-е годы): Дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 2000.
2. Бреслав Г. М. О месте эмоциональных процессов в структуре мыслительной деятельности // Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред. O. K. Тихомирова. – М., 1979.
3. Бурнышева М. Г. Развитие познавательной активности детей //Дошкольная педагогика, 2011, №3.
4. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. — 1972. — № 2. -С. 114-123.
5. Годовикова Д. Б. Влияние общения со взрослыми на общение детей со сверстниками // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М. И. Лисиной. – М., 1980.
6. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. М., 2001.
7. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии. Москва, «Просвещение», «Владос», 1995.
8. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс. — М.: Владос, 2001.
9. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. вузов.- М., 2001.

Источник