Интеллектуальное развитие ребенка на разных возрастных этапах
Сюзанна Павлова
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста
Павлова С. К. ,
воспитатель ГБОУ Школа №1494 д/с № 2146, г. Москва
Интеллектуальное развитие дошкольников – многогранный процесс, связанный с развитием всех сторон личности ребёнка, оно является важнейшей составной частью общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию.
Интеллектуальное воспитание дошкольников — это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека с целью развития ума. Оно протекает как планомерный процесс овладения подрастающим поколением общественно-историческим опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, навыках и умениях, в нормах, правилах, оценках [1].
Это воздействие осуществляется взрослыми и включает систему разнообразных средств, методов, создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей. Интеллектуальное развитие, в зависимости от возраста имеет несколько стадий. В конце первого – начале второго года жизни, пока ребенок не овладел активной речью, ему присуще наглядно – действенное мышление. В этом возрасте он наглядно и активно знакомится с окружающей действительностью с помощью тактильного изучения предметов. Главными людьми, которые помогут ребенку ознакомиться с предметами и способами их использования, становятся родители. Именно эти навыки становятся первыми знаниями ребенка на пути последующего познания окружающего мира.
У дошкольников в возрасте 4-6 лет просыпается наглядно-образное мышление. То есть, дошкольники мыслят наглядными образами и при этом еще не знакомы с конкретными понятиями. Мышление детей на этом этапе подчинено их восприятию. Таким образом, интеллектуальное развитие ребенка делится на несколько периодов, и каждый предыдущий создает фундамент для последующего [2].
Главное условие интеллектуального развития ребенка – хорошая атмосфера в семье. Любящие родители, которые всегда адекватно отреагируют на просьбу, помогут дружеским советом и делом, создают благоприятную почву для развития. Спокойный, уверенный в своей значимости в этом мире ребенок будет с большим интересом изучать все, что его окружает, а значит и гармонично развиваться.
Интеллект ребенка – специфическая форма организации индивидуального познавательного опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия и понимания окружающего мира. Но познание окружающего мира у дошкольников, в отличие от школьников, не концентрируется на учебных занятиях – оно осуществляется в повседневной жизни, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в игре, труде, различных видах продуктивной деятельности.
Для ребенка игра — это жизнь. Игра — один из сложнейших, а в жизни ребенка и важнейших, видов деятельности. С помощью игры можно привлечь интерес к учебе, познавательной и творческой деятельности, раскрыть артистические способности дошкольников. Можно организовать обучение и развитие ребенка в виде самой привлекательной, и главное, основной для него деятельности — игры. Обычно игра способствует умению действовать и все дольше концентрировать внимание. Тематические игры предполагают создание окружающих и вымышленных ситуаций, еду несуществующих блюд, кормление кукол придуманными кушаньями, они требуют наблюдательности, запоминания и воображения. Лепка, рисование развивают движения рук и чувство прекрасного.
В возрасте 5-7 лет, дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития: появляется расчлененное восприятие, интенсивно развивается воображение, вырабатываются обобщенные нормы мышления.
Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна, повышаются требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем на сегодняшний день. Современные дети живут и развиваются в эпоху компьютерных и информационных технологий, и их интеллектуальное развитиене может сводиться только к обучению конкретным умениям: чтению, вычислениям, письму, для успешной учебы им необходимо иметь развитое логическое мышление, устойчивое произвольное внимание, хорошо тренированную смысловую память. Основы этих сложных психических функций можно начинать формировать в старшем дошкольном возрасте. Развитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он «учится», хотя при этом сталкивается с учебными трудностями и преодолевает их. Педагогу лишь остается использовать эту естественную потребность для вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности [3].
Между тремя и шестью годами жизни дидактическое значение имеют головоломки, мозаика. Использование развивающих игр и головоломок в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной вначале совместно с педагогом, а потом и самостоятельно. Таким образом,можно сделать следующий вывод: сегодня существует необходимость искать новые пути, открывающие дополнительные резервы интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.
Основными задачами умственного воспитания дошкольников являются:
• формирование правильных представлений об окружающем, о простейших явлениях природы и общественной жизни;
• развитие познавательных психических процессов – ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, речи;
• развитие любознательности и умственных способностей;
• развитие интеллектуальных умений и навыков;
• формирование простейших способов умственной деятельности.
Важнейшими задачами умственного воспитания в дошкольном возрасте являются:
• сенсорное воспитание (развитие);
• развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями);
• становление речи.
• воспитание любознательности, познавательных интересов.
• формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни как условие умственного роста.
Однако можно отметить общие для всех детей стадии развития определенных знаний и умений. В связи с этим, различают три модели умственного развития дошкольников.
1. Эмоциональная. С рождения и на протяжении полутора лет жизни ребенка наиболее активно происходит эмоциональное развитие. Это основа полноценного развития интеллекта малыша, его «путевка» в успешную жизнь. Поэтому ребенок с самого рождения должен находиться в спокойной домашней атмосфере, чувствуя любовь одобрение близких людей.
2. Логическая. В возрасте до 5 лет у детей активно развиваются органы слуха и зрения. Это идеальное время для «закладки» у ребят способностей к логическому мышлению, а также восприимчивости к музыкальным произведениям. Для того, чтобы этого достичь, необходимо играть с ребенком в развивающие игры, собирать конструкторы и решать логические задачки.
3. Речевая. Речевая модель умственного воспитания детей предполагает для развития природной способности запоминать информацию на слух. Например, ребенок дошкольного возраста намного легче и быстрее может выучить иностранный язык, чем любой взрослый. Поэтому такое дарование нужно развивать и поощрять в процессе воспитания. Это может быть чтение книжек, беседы на заданные темы, разучивание стихов и песенок [4].
Итак, интеллектуальное развитие является одним из важнейших направлений развития детей в возрасте 5-7 лет. Эффективным средством такого развития являются логические игры и головоломки. Обучение дошкольников развивающим играм и головоломкам стало хорошим примером того, как стремление к получению радости от игры постепенно переходит в радость учения.
Таким образом, используя всестороннее воздействие на сознание ребенка, можно вырастить гармонично развитую личность. Процесс интеллектуального развития дошкольников должны контролировать также и родители ребенка. Ведь только в семье ребенок получает родительское одобрение, поддержку и заботу.
Литература
1. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Л. Г. Нисканен, О. А. Шаграева, Е. В. Родина и др., /под. ред. Л. Г. Нисканен. — М.: «Академия», 2002.-208 с.
2. Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес. — М.: 1977. — 240 с.
3. Немов, Р. С.Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб.заведений: в 3 кн. — 4-е изд. / Р. С. Немов. — М.: Владос, 2001. — 608 с.
4. Умственное развитие в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] /Режим доступа: https://www.vseodetishkax.ru/doshkolnik-rebenok-ot-3-do-7-let/70-intellektualnoe-razvitie-doshkolnika/256-umstvennoe-razvitie-v-doshkolnom-vozraste (дата обращения 16.04.2016).
Источник
возрастных этапах.
5.1.Личностные новообразования младенчества и раннего возраста.
Принято считать, что развитие ребенка как личности
начинается с 2-3-летнего возраста. Это, если иметь в виду появление
чисто внешних признаков личностной индивидуальности.
Основанием того, что процесс формирования начинается гораздо
раньше, являются следующие факты:
1. Никакое психологическое качество, ни одна форма поведения не
появляется сразу в готовом виде. Ее внешнему проявлению предшествует
достаточно длительный скрытый период развития (как у растения).
2. Многие качества личности и формы поведения становятся «видимыми» в
жизни человека лишь, спустя, много времени.
3. Для проявления некоторых личностных качеств необходимы жизненные
условия.
Вероятно, процесс личностного формирования ребенка
начинается в течение одного года жизни, но вначале, происходит, скрыто
для внешнего наблюдателя. Те качества, которые скрыты хуже, проявляются
в следующих характеристиках: доброта, общительность, отзывчивость,
внимательность, доверие к людям.
К этому же возрасту, несомненно, относится оформление
качеств темперамента ребенка.
В возрасте около 8-12 месяцев у младенцев иногда возникают
не совсем понятные страхи. В данный период времени страх играет роль
полезной приспособительной реакции, которая оберегает ребенка от
возможных неприятностей в незнакомой обстановке.
Наблюдение за поведением окружающих людей и подражанием им в
раннем возрасте становится одним из основных источников личностной
социализации ребенка. В течение первого года жизни к началу этого
возраста у него, как мы видели, формируется чувство привязанности.
Положительно: эмоционально окрашенная оценка со стороны родителей
порождает у ребенка уверенность в себе.
Привязанность представляет собой общее
социально-психологическое чувство, появляющееся в младенчестве у всех
детей, и у животных. Благодаря привязанности удовлетворяются основные
потребности младенца и детей более старшего возраста, снижается
тревожность, обеспечивается субъективно и объективно безопасные условия
для существования и активного изучения окружающей действительности.
Формирование личности в раннем возрасте связано со
становлением самосознания ребенка. В период времени от 1-го года до 3-х
лет происходит превращение ребенка из существа уже ставшего субъектом к
существу, осознавшему себя как личность (новообразование «Я»).
Другие новообразования личностного характера:
— сравнивая себя с другими, появляется самооценка; — чувство
гордости, чувство стыда, уровень притязаний;
Появляется потребность в самостоятельности – «Я-сам».
Начинают складываться такие важные качества как сила воли,
настойчивость, целеустремленность.
При переходе от одного года к 2-му году жизни многие дети
проявляют непослушание (кризис первого года жизни). С появлением
самосознания постепенно развивается способность ребенка к эмпатии –
пониманию эмоционального состояния человека.
В период от 1,5 лет до 2 лет – усвоение норм поведения. При
переходе со 2года жизни на 3 открывается возможность для формирования у
ребенка одного из наиболее полезных деловых качеств – потребности в
достижении успешности:
— приписывание ребенком своих успехов и неудач обстоятельствам;
— способность различать задания разной степени трудности;
— характер обеспечения ребенком успехов и неудач других людей;
— умение развивать способности и прилагать усилия;
Ранний возраст связан с обретением ребенком речи, благодаря
чему существенно ускоряется процесс развития самосознания ребенка, его
личности в целом. Понимание и говорение позволяют корректировать
поведение и уточнять требования.
5.2.Усвоение нравственных норм, мотивация, психические
новообразования дошкольников.
Усвоение нравственных норм. Период от 3-х до 6-ти лет
вносит большой вклад в психическое развитие. Весь период можно
разделить на три части:
1.период 3-4 года – укрепление эмоциональной саморегуляции;
2. период 4-5 лет – нравственная саморегуляция;
3. период 6 лет – деловые качества ребенка;
В дошкольном возрасте дети начинают руководствоваться в своем
поведении, в оценках, даваемых себе и другим людям, определенными
нравственными нормами. У них формируются более или менее устойчивые
моральные представления, а также способность к нравственной
саморегуляции.
Источником моральных представлений являются взрослые,
которые занимаются их обучением и воспитанием, а также сверстники.
Нравственный опыт от взрослых к детям передается и усваивается в
процессе обучения, наблюдения и подражания, через систему поощрений и
наказаний.
Одну из главных ролей в личностном развитии ребенка играет
мама. Одобрение – стимул поведения. Существенную роль играет оценка
взрослых:
— первыми усваиваются нормы и правила «бытового» поведения;
— последними усваиваются нормы обращение с людьми;
Сюжетно- ролевые игры способствуют:
1) усвоению путем подражания (младшие дошкольники);
2) осознанию их сущности (старшие дошкольники);
В дошкольном возрасте возникает личностная и нравственная
саморегуляция. К концу дошкольного возраста у большинства детей
складывается определенная нравственная позиция, которой они
придерживаются более или менее последовательно. Довольно рано возникает
стремление к признанию и одобрению со стороны окружающих людей –
ответственность и чувство долга.
Эмоционально-мотивационная регуляция поведения. В старшем
дошкольном возрасте получают дошкольники, развитые мотивы общения, в
силу которых ребенок стремится установить и расширить контакты. В
старшем дошкольном возрасте добавляются новые мотивы общения: деловые
(мотивы, побуждающие ребенка к общению ради решения задачи); личные
(связанные с волнующими внутренними проблемами, хорошо или плохо); мотив
учения (приобретение знаний, умений, навыков).
К старшему дошкольному возрасту у большинства детей возникает
внутренняя, мотивационно-личностная готовность к учению, которая
составляет центральное звено общей психологической готовности к переходу
в следующий возраст. Желание заслужить похвалу и одобрение со стороны
взрослых, установить и сохранить добрые отношения с людьми – значимый
мотив в дошкольном возрасте. Второй мотив – стремление к
самоутверждению. Дети придают большое значение оценкам, даваемым им
взрослыми.
Развитие мотивации успешности проходит по следующим этапам:
1 этап – дети учатся различать задачи по степени трудности (младшие
дошкольники)
— умение оценивать свои возможности (только начинается);
2 этап – в связи с результатом — положительные или отрицательные
эмоции;
3 этап – самооценка;
4 этап – 4 года – оценивают свои возможности более реалистично;
5 этап – 4-5 лет – начинает формироваться представление о своих
способностях;
6 этап – 6 лет – «способность» как причина успеха или неуспеха;
Особенности возрастного уровня формирования притязаний. 4
года – слишком сложные задачи ставит ребенок перед собой; 5-6 лет –
более реализма, но тоже сложные; к 5-6 годам возникает соподчинение
мотивов. Воспитывает и прошлое, и настоящее, и будущее.
Психологические новообразования. Под основными, как
базовыми, качествами личности понимаются те, которые, начиная
оформляться в раннем детстве, довольно скоро закрепляются и образуют
устойчивую индивидуальность человека, определяемую через понятие
социального типа или характера, личности. Это функциональные черты
личности, доминирующие мотивы и потребности, другие свойства, по которым
можно узнать человека. Основные личностные качества отличаются от других
тем, что их развитие зависит от биологических обусловленных свойств
организма (экстраверсия, интроверсия, тревожность и доверие,
эмоциональность и общительность, невротичность). Самооценка появляется
примерно к 3-4 годам на основе сравнения себя с другими людьми.
Осознание как индивида – около 2-х лет. Поведение на основе прямого
подражания – сензитивный период в развитии личности на основе
подражания. В младшем и среднем дошкольном детстве продолжает
формироваться характер (инициативность, воля, независимость).
В старшем дошкольном возрасте – обучаются общению взаимодействовать с
окружающими людьми.
К среднему дошкольному возрасту – складывается умение и способность
правильно оценивать себя, свои успехи, неудачи.
Новообразования появляющиеся в этот период:
1. В интеллектуальном плане выделились и оформились: внутренние
(познавательные), умственные (личностные) действия и операции.
2. В дошкольном возрасте берет начало творческий процесс, в
способности преобразовать действительность (игры, художественное
творчество).
3. В познавательных процессах возникает синтез внутренних и внешних
действий, объединяющихся в единую интеллектуальную деятельность.
4. В дошкольном возрасте соединяются воображения, мышление и речь.
5. Вершиной личностного развития ребенка в дошкольном возрасте
является персональное самосознание.
5.3.Формирование личности в младшем школьном возрасте.
Мотивация. Ведущей для ребенка становится учебная
деятельность (не только учебная, но и другие – игра, общение, труд;
складываются деловые качества).
Особенности детей младшего школьного возраста:
1. безграничное доверие взрослым (учителям: подчинение, подражание);
самооценка непосредственно зависит от характера оценок, дававшихся
взрослыми; самооценка может быть двух типов;
2. сознательная постановка многими детьми цели достижения успехов и
волевая регуляция поведения (игра более длительное время);
3. мотив достижения успехов (стимулы и поощрения) и мотив избегания
неудач (мало поощрений за успехи и наказание за неудачи).
Ш.А. Амонашвили рекомендовал в начальных классах не
использовать отметки (особенно низкие), чтобы не вызывать тревожность,
беспокойство, связанные с развитием мотива избегания неудачи.
На мотивацию достижения успеха влияет также два других
личных образования: самооценка; уровень притязаний. В экспериментах было
доказано у него из детей сильная мотивация достижения успехов –
адекватное или умеренное повышение самооценки; высокий уровень
притязаний. Что касается уровня притязаний: он зависит не только от
успеха в учебе, но и от положения, занимаемого ребенком в системе
взаимоотношений со сверстниками в коллективе; у детей, пользующихся
авторитетом – адекватная самооценка. Младший школьный возраст –
период формирования успешности. Трудолюбие и самостоятельность.
Трудолюбие возникает как следствие неоднократно повторяющихся успехов
при приложении достаточных усилий и получении ребенком поощрений за
что-то. Благоприятные условия для развития у школьников трудолюбия
создать то обстоятельство, что вначале учебная деятельность представляет
для них большие трудности, которые приходится преодолевать:
1) адаптация к новым условиям (режим, обязанности, требования);
2) обучение счету, письму;
В становлении данного качества большую роль играет разумная,
продуманная система поощрений ребенка за успехи. Она должна быть
ориентирована на те достижения, которые трудны и определяются
прилагаемыми усилиями. Большое значение имеет вера ребенка в свои
успехи. Ее постоянно должен поддерживать и вселять учитель (тем больше,
чем ниже самооценка и уровень притязаний, тем настойчивее может быть
работа с этим ребенком).
Самостоятельность детей — сочетается с их зависимостью от
взрослых, причем данный возраст может стать переломным, критическим для
формирования этого качества личности. С одной стороны, доверчивость,
послушание и открытость, если они чрезмерно выражены, могут сделать
ребенка зависимым, несамостоятельным. С другой стороны, слишком ранний
укор на самостоятельность и независимость может породить непослушание и
закрытость. Воспитание самостоятельности и зависимости должно быть
уравновешенным.
Средства и способы развития самостоятельности:
1) больше дел выполнять самостоятельно;
2) приветствовать стремление к самостоятельности;
3) уроки должны выполняться самостоятельно;
4) творческие дела, где становятся лидерами;
Усвоение норм и правил общения. С поступлением ребенка в
школу происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми,
очень существенные:
1) прежде всего, увеличивается время на общение;
2) изменяется содержание общения (деловое);
3) в первом классе – больше общение с учителями;
4) в 3-4 классах – интерес к сверстникам;
5) меняются темы и мотивы общения;
На пороге школьной жизни возникает уровень самосознания
детей («внутренняя позиция»). Эта позиция:
1) осознание отношения к себе;
2) к другим людям;
3) к событиям и делам;
Факт становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в
сознании ребенка выделяется система нравственных норм, которой он
следует или старается следовать всегда и везде, независимо от
обстоятельств.
С 5 до 12 лет представления о нравственности меняются от:
нравственного реализма (твердое и весьма однозначное понимание добра и
зла) к нравственному релятивизму (каждый имеет право справедливого
отношения к себе). Реалист мыслит категориями авторитета, законы
установлены властью и незыблемы, их нельзя менять. Ребенок –
нравственный реалист спорную дилемму обычно решает в пользу послушания и
подчинения. Более старшие дети (релятивисты) могут пренебречь мнением
взрослого и поступить в соответствии с иными нормами морали. Реалисты –
одно истинное проявление игры; Релятивисты – правила игры можно менять.
Изменения в психологии младшего школьника:
1. Происходит значительное расширение и углубление знаний,
совершенствуются умения и навыки (общие и специальные способности).
2. Происходит значительное увеличение индивидуальных различий между
детьми – дифференциация в процессе обучения.
3. Стимулирование и психическое использование мотивации достижения
успехов в труде, игре.
4. Формирование через общение: признания, одобрения со стороны
взрослых, стремление получить высокую оценку.
5. Повышающее значение для детей приобретают отношения со
сверстниками – формируется социальный престиж.
Литература
Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте. — М., 1968.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство,
отрочество. — М., 2000.
Немов Р.С. Психология. В 3-х т. Кн. 2. — М., 2001, 686 с.
Обухова Л.Ф. Детская
возрастная психология: Учебное пособие для вузов. — М.: Педагогическое
общество России,2000.-443 с.
Вопросы для самостоятельного контроля знаний по теме
«Формирование и развитие личности ребенка на разных возрастных
этапах»:
1. Какое место занимает страх в формировании личности младенца?
2. В какой период раннего возраста происходит усвоение норм
поведения?
3. Назовите три периода усвоения норм поведения дошкольников.
4. По каким этапам происходит развитие мотива успешности у
дошкольников.
5. Назовите новообразования в дошкольном возрасте.
6. Какое главное качество характерно для младшего школьного возраста.
Источник