Интеллектуальное развитие ребенка младшего дошкольного возраста

Алла Чигвинцева
Интеллектуальное и познавательное развитие у детей младшего дошкольного возраста

За последние десятилетия интеллектуальное и познавательное

развитие у детей младшего дошкольного возраста становится одной из актуальнейших проблем современной педагогики и психологии. Развитие речи и мышления — один из важнейших разделов педагогики раннего детства, направленный на умственное развитие ребенка, которому предстоит жить в третьем тысячелетии.Это ко многому нас обязывает: мы должны обеспечить ребенку возможности для овладения технологиями, базирующимися на новейших достижениях науки и рассчитанными на развитый человеческий интеллект.

Мы, педагоги и родители, должны помнить, что формирование мышления начинается с первых лет жизни. Это непрерывный процесс, в котором первые 2- 4 года играют стратегически важную роль как стартовый период, период интенсивного развития мозга ребенка. Мышление детей младшего дошкольного возраста привлекает к себе внимание представителей самых разных областей знаний, таких как педагогика, психология, физиология, общее языкознание, социолингвистика, психолингвистика. При решении своих специфических задач каждая наука в то же время затрагивает и общие вопросы.

Решающую роль в формировании первых детских обобщений играет усвоение названий окружающих предметов и явлений. Характерным для детей 2 лет является то, что они мыслят, главным образом, о вещах, которые ими воспринимаются в данный момент и с которыми они действуют в настоящее время. Анализ, синтез, сравнение и другие мыслительные процессы еще неотделимы от практических действий с самим предметом, фактическим расчленением его на части, соединением элементов в одно целое.

Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве, и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т. е. посредством мышления.

Целенаправленные занятия по ознакомлению с окружающими предметами приучают ребенка младшего дошкольного возраста ориентироваться в окружающем мире. Он учится выделять существенные связи и отношения между объектами, что приводит к росту его интеллектуальных возможностей. Поэтому изучение этой проблемы имеет большое значение.

В детском мышлении есть особенность — синкретизм, дающая возможность ребенку мыслить целыми глыбами, не расчленяя и не отделяя один предмет от другого. Синкретический характер детского мышления, то есть мышления целыми ситуациями, целыми связными частями, настолько силен, что он держится еще в области словесного мышления у школьника и является преобразующей формой мышления у ребенка дошкольного возраста.

Отсюда вытекает проблема необходимости формирования мышления, и наглядно-образного в частности, с первых лет жизни. Значит, развитие речи ребенка влияет на мышление и перестраивает его. Главное в деятельности педагога — обогащение умственного и речевого развития детей с первых лет жизни.

Для более успешного усвоения материала целесообразно использовать интегрированные занятия с множеством наглядных пособий — сюжетных картин и предметных картинок, дидактических игр, дидактических кукол, предметных игрушек, настоящих овощей, фруктов и их муляжей.

При подготовке к организованной образовательной деятельности нужно исходить из ведущих идей современной педагогики (речь не только служит познанию, но и является необходимым средством, орудием человеческого мышления) и современной психологии (у двух- трехлетних детей анализ, синтез, сравнение и другие мыслительные операции еще неотделимы от практических действий с предметом, с реальным расчленением его на части и соединением элементов в одно целое).

Развитие мышления у детей происходит не само собой, не стихийно.

Им руководят взрослые, воспитывая и обучая ребенка. Опираясь на опыт, имеющийся у ребенка, воспитатели и родители передают ему знания, сообщают ему понятия, до которых он не смог бы додуматься самостоятельно и которые сложились в результате трудового опыта и научных исследований многих поколений.

Дети младшего дошкольного возраста не только накапливают впечатления и расширяют свой чувственный опыт. Главное, они учатся ориентироваться в окружающем мире, у них начинает формироваться система знаний. Первые знания являются стержневыми в познании окружающего мира.

Источник

Автор: Ханахмедова Лейла Тимуровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 1 «Семицветик»
Населённый пункт: город Гаджиево, Мурманская область
Наименование материала: презентация
Тема: «Интеллектуальное развитие детей младшего дошкольного возраста»
Дата публикации: 05.05.2018
Раздел: дошкольное образование

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ:

«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Подготовила: Ханахмедова Л.Т

.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 1 «СЕМИЦВЕТИК»

Необходимым условием качественного обновления

общества является умножение его интеллектуального

потенциала. Эффективное развитие интеллектуальных

способностей детей дошкольного возраста – одна из

актуальных проблем современности. Дети с развитым

интеллектом быстрее запоминают материал, более

уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой

обстановке.

Каждый ребенок любознателен и ненасытен в

познании окружающего мира. Для того, чтобы

любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в

постоянном умственном и интеллектуальном развитии,

заинтересован, наверное, каждый родитель.

Следовательно, взрослые, которые заинтересованы в

интеллектуальном развитии ребенка, должны направить

энергию малыша, его желание узнать как можно

больше, в нужное для этого русло. Дети удивительно

активны , они просто как губка впитывают в себя

все, что происходит вокруг.

«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА»

Одна из важнейших задач воспитания

маленького ребенка – развитие ума,

формирование таких мыслительных

умений и способностей, которые

позволяют легко осваивать новое.

Но каждому взрослому следует понимать,

что интеллектуальное развитие ребенка

заранее не предопределено. Но его

можно ускорить, замедлить, остановить

на каком-то этапе.

Интеллектуальное развитие ребенка –

это сумма знаний и умений,

способность эти знания усваивать и

применять в решении нестандартных

ситуаций.

Основная задача воспитателя в работе с

детьми состоит в том, чтобы помочь

каждому ребенку поставить перед собой

посильные задачи, овладеть приемами их

решения и помочь найти применение

результатам своей деятельности.

Интеллектуальное развитие

ребенка предполагает наличие

у ребенка кругозора, запаса

конкретных знаний.

Ребенок должен владеть восприятием,

элементами теоретического отношения к

изучаемому материалу, обобщенными

формами мышления и основными

логическими операциями, смысловым

запоминанием.

В младшем дошкольном возрасте усложняется коммуникативное

поведение ребенка, развиваются различные функции речи, и начинает

развиваться социальное восприятие, возникают первые устойчивые

представления, образное мышление, воображение и новые

(продуктивные) деятельности .

В структуре детского восприятия происходят существенные изменения.

Совершенствуется предметное восприятие. Оно становится

анализирующим, осознанным, продуктивным.

В процессе восприятия внешних признаков (формы, размера, расположения,

цвета) у ребенка формируется способность «считывать» информацию о

внутренних, функциональных свойствах объектов.

Ребенок не только идентифицирует объекты по

определенному признаку, но и объединяет их в

группы с опорой на самостоятельно выделенный

признак.

Это существенно расширяет

возможности ребенка, ему становится

доступным формообразование в

рисунке,

конструирование целого из частей и пр., то

есть решение мыслительных задач на новом

уровне.

Третий-четвертый год жизни — пора вступления ребенка в

дошкольное детство, начало качественно нового этапа в

его развитии. Психологический выход из совместной с

взрослым позиции «Мы» и возникновение собственного

самостоятельного «Я», что составляет основу кризиса

перехода в дошкольное детство, меняет отношение

ребенка ко всему, что его окружает.

Если его интересы в раннем возрасте определялись миром

предметов, то в посткризисный период центральное место в поле

его осознания занимает мир людей. Он с любопытством изучает

взрослых, «открывает» для себя в новом качестве сверстника.

Начинается активное познание социальной действительности.

Человек, его деятельность, поведение, и, главное, отношения

между людьми, становятся объектами пристального внимания,

восприятия, подражания, наблюдения, осознания со стороны

ребенка.

Существенные изменения происходят в развитии

системы «взор-рука». Уровень развития

компонентов системы тесно связан с видом

ориентировочно-исследовательских действий,

которыми пользуется ребенок при выполнении

практических задач. В младшем дошкольном

возрасте ребенок уже активно пользуется методом

поисковой пробы (рука лидирует, взор следует за

рукой) и практического промеривания (движения

руки и движения глаз осуществляются

одновременно). Начинается переход на зрительные

способы ориентировки — зрительное промеривание,

когда зрение постепенно становится ведущим по

отношение к руке. При выполнении знакомых задач

они могут пользоваться и зрительным

соотнесением (рука подчиняется взору) .

У детей четвертого года жизни продолжает

активно развиваться действенный способ

решения практических задач,

совершенствуются орудийные действия,

действия экспериментирования.

Большое значение для

развития ребенка этого

возрастного периода имеют

первые представления о себе

и окружающих людях.

Очень существенно, что уже в это время ребенок

устанавливает определенные временные (логические)

связи. Он способен понимать последовательность близких

его бытовому опыту событий. На этом строятся игровые

цепочки, последовательность которых адекватна логике

реальной жизни.

Ребенок осознает свой эмоциональный,

бытовой, предметно-игровой и

коммуникативный опыт, стремится отразить

его в игре, неумелых рисунках и сообщениях

«из личного опыта».

Способность к решению задач в плане образов-представлений

выражается в овладении формообразованием и появлении

предметного (узнаваемого) рисунка, социального (позиционно-

ролевого) замещения в игре, умении работать по простейшему

образцу, конструированию целого из частей и пр.

Младшем дошкольном возрасте для интеллектуального развития огромное

значение приобретает познавательная функция речи. Это касается тех сведений,

которые ему сообщает взрослый в ответ на пытливые вопросы ребенка, активно

пополняется словарный запас словами обобщающего характера, глаголами,

названиями свойств и отношений и пр. Именно в этом возрасте у детей возникают

и различные виды словесной регуляции деятельности .

Таким образом, развитие интеллекта детей

младшего дошкольного возраста имеет

характерные особенности.

В это время дети проявляют

особенную любознательность в

отношении вещей и событий.

Каждого ребенка переполняет

желание изучать и учиться.

Большинство навыков и знаний

приобретается детьми из игры.

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

осуществляется совместными усилиями воспитателей и

родителей, которых объединяет общий взгляд на детей..

Суть его состоит в признании способности детей к

глубоким интеллектуальным переживаниям и радости,

уникальности каждого ребенка, неповторимости его

личности.

При этом взрослые, уважая личность ребенка, создают ряд

непреложных истин: ребенок не объект для изучения, а человек,

которого необходимо познавать в развитии; дети имеют врожденную

тенденцию к росту и созреванию, обладают внутренней интуитивной

мудростью; интерес к таинственному живет в любом человеке с

рождения,

каждый малыш – исследователь.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Источник

      Развитие интеллектуальных способностей

             детей младшего возраста: 2-4 года

    Младший возраст — важный период в развитии ребенка. Именно в этот период происходит переход малыша к новым со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.

    Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда ребенок, недавно еще такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием.

   Задача взрослого — поддержать стремление к самостоятельности, не подорвать веру ребенка в собственные силы, помочь ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.

                    Задачи интеллектуального развития:

  • воспитывать интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим;
  • побуждать детей открыто и искренне, выражать свои чувства;
  • развивать представления об устройстве человеческого жилья, о предметах домашнего обихода, хозяйственной деятельности;
  • формировать умение устанавливать связи между назначением предмета и его формой, материалом; пользоваться предметами в соответствии с их назначением;
  • развивать интерес детей ко всему живому, к природе во всех ее проявлениях;
  • иметь общие представления об объектах живой и неживой природы, растениях (отличительные признаки диких и домашних животных, характерные признаки, строение).
  • уметь различать цвета, форму; сравнивать, сопоставлять пары; различать по выражению лица эмоциональные состояния;
  • называть и различать взрослых и детей на картинках, их части тела и их действия;
  • освоение структуры простого предложения, использовать системы окончаний существительных, прилагательных глаголов, уменьшительные суффиксы -чик -онок -енок;
  • формировать пространственное и образное мышление.

    Развитие интеллекта — включает в себе развитие памяти, восприятия, логического мышления, т.е. всех умственных способностей  Основной неотъемлемой частью по развитию интеллекта младших дошкольников являются игры. «Без игры нет и не, может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое духовный мир ребенка вливается живительным потоком представлений, понятий. Игра- это искра, зажигающие огоньки пытливости и любознательности»,- писал  В.А. Сухомлинский.

   Огромную роль в умственном воспитание и развитие интеллекта играют дидактические игры. Игры должны соответствовать возрасту детей и задачам, которые решаются на данном этапе.

    В нашей игротеке много интересных игр, привлекающих внимание детей своей занимательностью: «Чудо-дерево», «Сложи квадрат», «Геометрическая мозаика», «Мозаика», «Лего», счетные палочки, шнуровки. Большим подспорьем в развитие интеллектуальных способностей служат игры, сделанные своими руками,  «Цветочная поляна», , «Волшебные нитки», « «Разноцветные прищепки», «Когда это бывает?», «Загадочный домик»,  «Цветные резинки», «Веселый счет», игры-эксперименты: «Игры с соломкой», «Музыка или шум», «Бумага, какая она?», «Что в коробке?». Младшие дошкольники обычно бывают увлечены самим процессом игры. Поэтому предлагаемые им игровые действия более просты и  однотипны: отгадать разобрать, собрать, узнать. назвать. С помощью игры «Что в коробке?»,- дети знакомятся со значением света, его источником /солнце, фонарь, лампа/, усваивает, что свет не проходит через непрозрачные предметы/открыть крышку или прорезь и увидеть, что там лежит/.

       

«Математический коврик», учить различать и называть геометрические фигуры, цвета; отчитывать определенное количество предметов по образцу; находить ошибку, если количество предметов не соответствует числу, записанному цифры, стоящей рядом; находить предмет такой же формы. Выполнение игровых заданий способствует развитию сообразительности, логического мышления, творческих способностей, пространственного воображения.

                                       

«Цветочная поляна» включает в себе работу по ориентировке в пространстве, сравнению предметов и совокупностей, пространственно-временным представлениям.

  Счетные палочки традиционно использовались как счетный материал.

                                           

    Однако их многообразные конструктивные возможности позволяют формировать геометрические представления у детей, развивать пространственное воображение. В играх со счетными палочками создаются большие возможности для развития не только смекалки и сообразительности, но и благодаря открытию новых способов действия с материалом активности и самостоятельности. Как из квадрата получить 2 треугольника, а из 8 палочек построить 2 квадрата? и т.д. Ведь мелкая моторика у детей развита еще слабо, а так хочется построить глубокий колодец, да еще постараться, чтобы он был ровный, не развалился.

«Волшебные нитки», «Шнуровки», «Цветные резинки» игры которые  развивают сенсорные способности /восприятие формы, цвета, величины/, знакомят детей с геометрическими фигурами, их элементами. Развивают конструктивное умение составлять различные узоры и предметы

                 

  «Сложи квадрат» одна из развивающих игр по системе Никитиных. Складывая квадрат из разноцветных фрагментов различной формы, ребенок выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и степени сложности. Все детали необходимо перевернуть на лицевую сторону и сообразить, как из фрагментов одного цвета сложить квадрат. То есть в процессе ребенок с сенсорными эталонами  цвета и формы, соотношением целого и части.

                                       

«Разноцветные прищепки» разноцветные бельевые прищепки –это главный тренажер для развития мелкой моторики, так как они тесно связаны с речевой функцией.  Ведь интеллектуальное развитие ребенка, формирование его характера , эмоций, личности в целом непосредственно зависит от речи. Многократное повторение движения разжимая/ сжимая с усилением дает отличную тренировку пальчикам рук. Нужно научить ребенка брать прищепки тремя пальцами и прикреплять их любому плоскому предмету. Из прищепок и картонного круга можно сделать разноцветную ромашку, ежика, кактус, солнышко и т.д.

             

   Работать с детьми, заниматься с ними, развивать и обучать их возможно только в системе. Выбирается игра для вовлечения ребенка в деятельность сравнения, со считывания, воссоздания и т.д,  будь то непосредственно образовательная деятельность, игровая деятельность, прогулка или другие режимные моменты. При этом инициатива и развертывании игры, действия принадлежит ребенку. Например, во время уборки игрушек предложить мальчикам поставить все маленькие машинки на полку,  большие-под стеллаж, а девочкам- посадить за один стол больших кукол, а за другой- маленьких.

     Предложите детям на прогулке посмотреть вокруг и найти парные предметы: 2крыла, 2глаза. Во время сбора ребенка на прогулку спросите, у кого самый длинный шарф, а у кого- самый короткий; у кого- длинный и широкий; у кого- короткий и узкий. Как это узнать?

     В свободное время расскажите детям о больших и маленьких животных.

Чаще беседуйте с детьми о том, какое время суток сейчас, какая погода, расскажите приметы времен года. Предложить детям нарисовать на земле или асфальте треугольник , а затем подумать и сказать, что может быть такой формы.

     Во время сервировки столов спросите, какой посуды больше: чашек или тарелок и т.д.

   Помните, игра  выступает в роли стимулятора для развития интеллекта детей. Важно выбрать такие игры, которые развивали бы разнообразную умственную деятельность и развивали бы у ребенка именно то, что соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

Источник