Интеллектуальное развитие ребенка 8 лет зак
Современные родители с рождения ребенка начинают заниматься развитием его интеллекта. Они понимают, что именно высокий уровень развития в дальнейшем станет основой формирования гармоничной, а значит, и счастливой личности. Насколько важно физическое здоровье, настолько же важны богатый внутренний мир ребенка и его умственные способности. Поэтому многих родителей интересует вопрос, как развить интеллект у ребенка 7-9 лет, чтобы вырастить успешного, уверенного в себе человека, который найдёт «своё место под солнцем».
Особенности интеллекта у детей 7-9 лет
Развитие интеллекта детей 7 лет имеет свои особенности. Это связано с тем, что в данный период ребенок испытывает переломный момент. Он пошёл в школу, его график дня, устоявшиеся события, расписание – всё меняется. Меняется окружение и распорядок, появляются новые лица и знакомства, а главное, малыш входит в интенсивный информационный поток. В это время его мозг буквально разрывается от количества полученной информации. Поэтому важно, чтобы интеллектуальное развитие ребенка шло в соответствии с возрастом и изменениями в его жизни.
Если раньше ребенок познавал мир в большинстве своём в игровой форме, то теперь он знакомится с другими методами познания: наблюдение, анализ, чтение, запоминание. Игра перестаёт быть основным источником изучения окружающего мира. На её место приходит учёба, и она влияет на развитие интеллекта.
В этом возрасте дети учатся концентрации внимания на действия и фразы, которые им неинтересны. Они более усидчивы и сосредоточены. У них появляется тенденция к обобщению и установлению причинно-следственных связей. Это особенно важно для развития интеллекта.
В это время ребенок, прежде чем что-то начать делать, начинает размышлять. Он задумывается о последствиях, о том, принесёт ему это действие удовлетворение или нет, правильно ли оно. Такой процесс специалисты называют утратой детской непосредственности.
К 7-9 годам у ребенка активно развивается речь. Он осваивает коммуникационные навыки, социализируется, пополняет словарный запас. Для младших школьников язык становится средством мышления и поглощения новой информации. Ведь малышу приходится много читать, запоминать, рассказывать.
Способы развития интеллекта у детей 7-9 лет
Сегодня существует множество разных методик и техник, способствующих развитию интеллектуального потенциала детей младшего школьного возраста. В классический перечень входят:
- развивающие игры (головоломки, логические, настольные игры и т.п.);
- математические науки (учат организации мышления, воспитывают привычку к порядку);
- чтение художественной литературы (книги всегда дают почву для размышлений);
- обучающие курсы (польза занятий с квалифицированным преподавателем неоспорима);
- изучение иностранных языков (развивает память и активизирует мышление);
- познавательный процесс (энциклопедии, справочники, образовательные передачи, познавательные сайты).
Ментальная арифметика и развитие интеллекта у детей
Развитие интеллекта у ребенка 9 лет – очень важно. Поэтому главное – создать ребенку условия для ежедневных открытий нового. Это способствует расширению кругозора и развитию эрудиции. В этом возрасте ребенку также понадобится профессиональная помощь учителя, который сможет грамотно оценить интеллектуальный потенциал школьника и направить его.
К числу современных перспективных методик развития детского интеллекта относят ментальную арифметику (уникальную японскую программу обучения счету). В процессе занятий происходит «включение» максимального потенциала мозга, что способствует воспитанию физически здорового и успешного ребенка — «маленького гения», способного мыслить нестандартно и продуктивно.
Такие занятия настолько развивают умственные способности детей, что даже сложные арифметические вычисления они способны проделывать в уме быстрее взрослых. К тому же у школьников значительно улучшается память, внимание и сосредоточенность, развивается творческое мышление, что заметно повышает самооценку, уровень успеваемости в школе. Ментальную арифметику сегодня рассматривают не как предмет освоения вычислительных навыков, а как один из способов формирования гармоничного развития детской личности.
Поскольку сегодня развитие умственных способностей детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста приобретает особую актуальность, родителям необходимо принимать максимальное участие в этом процессе и внимательно относиться к выбору детских центров развития.
«Академия развития интеллекта AMAKids» приглашает вас на бесплатное пробное занятие — приходите, вам непременно понравится!
Источник
А. З. Зак
Гуманитарные и общественные науки
Педагогика
0.00
0 в избранном в избранном
ISBN: | 5-7301-0270-4 |
Год издания: | 1996 |
Издательство: | Новая школа |
Язык: | Русский |
В книге предложен систематический курс из 158 занятий по развитию у младших школьников основных интеллектуальных способностей — анализировать, комбинировать, рассуждать, планировать. Учебно-методическое пособие предназначается учителям
Содержание
Добавить
Написать рецензию
Рассказать историю
Добавить цитату
Добавить лайфхак
Поменять / подарить
Поделитесь своим мнением об этой книге, напишите рецензию!
Текст вашей рецензии
Сообщать о новых рецензиях
Рецензии читателей
Рецензии не найдены
У вас есть ссылка на рецензию критика?
Источник
Ольга Федотова
Интеллектуальная игровая технология А. З. Зака, как средство развития мышления детей дошкольного возраста
1 слайд
Интеллектуальное развитие выступает в качестве важного направления развития ребенка в дошкольный период детства, когда закладываются основы личности.
Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, лучше подготовлены к школе. Поэтому так важно развивать у будущего ученика его основные мыслительные способности: умение анализировать условие задачи, правильно рассуждать о путях и способах ее решения, приучить его к комбинированным поисковым действиям.
Слайд 2
Существует много различных технологий и развивающих методик, многие из которых всем нам хорошо знакомы, но сегодня я хочу познакомить вас с технологией Анатолия Залмановича Зака.
Анатолий Залманович Зак, доктор психологических наук, профессор кафедры «Педагогическая психология» факультета «Психология образования» МГППУ (Московский городской психолого-педагогический университет, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО.
Основные научные направления работ А. З. Зака:
• развитие мышления детей в онтогенезе (5-18 лет).
• диагностика мышления дошкольников и школьников 1-11 классов.
• условия управляемого формирования мышления дошкольников и школьников 1-6 классов
Слайд 3
Создал систематический курс развивающих занятий «Интеллектика» для старших дошкольников и учеников 1-6 классов
1. Интеллектика. Систематический курс развития мыслительных способностей учащихся 1 — 4 классов. М. : Интеллект-центр, 2002, 2005, 2007, 2010, 2013.
2. Интеллектика для дошкольников. Тетради для развития мыслительных способностей, ч. 1 и 2. М., 2004, 2006.
3. Интеллектика 1 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. М. : Интеллект-центр, 2002 – 2015 г. г.
4. Интеллектика 2 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. М. : Интеллект-центр, 2002 – 2015 г. г.
5. Интеллектика 3 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. М. : Интеллект-центр, 2002 – 2015 г. г.
6. Интеллектика 4 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. М. : Интеллект-центр, 2002 – 2015 г. г.
7. Интеллектика 5 класс, ч. 1 и 2. Тетради для развития мыслительных способностей. М. : Интеллект-центр, 2007.
8. Интеллектика 6 класс, ч. 1 и 2. Тетради для развития мыслительных способностей. М. : Интеллект-центр, 2007.
Слайд 4
Анатолий Залманович создал ряд циклов развивающих занятий для совершенствования наглядно-образного и словесно-логического мышления у дошкольников и учащихся 1-9 классов (которые представлены на слайде)
1. Как гусеница и муравей в гости ходили (Интеллектуальная игра для дошкольников). Москва. : Российский открытый университет,1991.
2. Развитие познавательных способностей детей 5 – 12 лет. М., Научно-педагогическое объединение «Перспектива», 1992.
3. Методы развития интеллектуальных способностей у детей 6 — 7 лет: ч. 1, 2, 3. М. : Интерпракс, 1994.
4. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6 — 7 лет. М. : Новая школа, 1996.
5. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. Ярославль: Академия развития, 1998.
6. Как развивать логическое мышление у детей. М. : Аркти, 2001, 2003.
7. 500 занимательных логических задач для школьников. М. : Юнвес, 2002.
8. Будем смышлеными! Развитие интеллектуальных способностей у детей пяти-шести лет. М. : Аркти, 2003.
9. Учимся мыслить логично. М. : Аркти, 2003.
10. Развитие умственных действий у детей 6 — 7 лет. М., «Илекса», 2004.
Слайд 5
Он разработал систему методик для определения уровня сформированности теоретического мышления.
1. Как определить уровень развития мышления школьника. М. : Знание, 1982.
2. Методы проверки интеллекта детей. М., Научно-педагогическое объединение «Перспектива», 1992.
3. Групповые методики диагностики развития мышления школьников. Рига. : Эксперимент, 1992.
4. Диагностика мышления детей 6 — 10 лет. М. : Фолиум, 1993.
5. Диагностика видов мышления у младших школьников. М. : Международный образовательный и психологический колледж, 1995.
6. Диагностика различий в мышлении младших школьников. М. : Генезис, 2007.
7. Принципы диагностики теоретического мышления у младших школьников // Психологическая наука и образование. 1997, №2. – С. 49 – 57.
8. Диагностика интеллектуального развития выпускников начальной школы как оценка рисков обучения в основой школе // Психологическая наука и образование. 2009. №2.- С. 71- 80.
Слайд 6
Во всех пособиях рассказывается о том, как заниматься с дошкольниками, как помогать детям с разной подготовкой, как учить разбору условий задач, планированию их решения, обоснованию действий.
Игры Зака можно использовать и как тесты, с помощью которых Вы можете самостоятельно определить способности ребёнка.
Приведу пример одной интеллектуально-развивающей игры из цикла развивающих занятий Зака «Как гусеница и муравей в гости ходили». Игра предназначена для групповой формы работы с детьми с 4,5- 5 лет, при индивидуальной форме занятий в игру можно включать детей с четырёх лет.
Необходимо соблюдать ряд условий:
1. В игре не нужно ничего реально перемещать
2. Ребенок выполняет разные роли: отгадывающего, проверяющего отгадки, загадывающего.
3. Постепенное усложнение занятий
4. Последующее занятие никогда не повторяет предыдущее
5. Игровые задания предполагают выполнение разными способами
Слайд 7
А сейчас я вам предлагаю поиграть в эту игру.
Цель игры:
Развитие логического мышления; интеллектуальной гибкости; создание условий для активизации развития умственной деятельности ребенка.
(дом с гусеницей, карточка с заданием)
«Посмотрите на этот дом, у него четыре окна и в каждом окне кто-то живет. В одном окне живет черная точка, во втором – кружочек, они живут на втором этаже нашего дома, а на первом – крестик и квадрат. «
«Вот в гости к этим фигуркам и ходит гусеница: от одного жильца – к другому.
Но гусеница может ходить между окнами только прямо.
Если гусеница гостит у крестика, то одним шагом может попасть в гости только к квадратику или к точке.
Идти сразу к кружочку нельзя, потому что кружочек живет в окошке, которое находится наискосок от крестика, а не прямо.
-Попробуем угадать, куда пойдет гусеница от точки? К кругу и крестику? Может ли гусеница от точки пойти к квадрату? Нет, потому что гусеница не может идти наискосок.
-Куда гусеница может идти от крестика? К точке. Правильно. Куда еще? К квадрату? И т. далее
Вот эти отгадки дети рисуют в свободную клетку.
Слайд 8 (дом с гусеницей, карточка)
Если на первом занятии дети искали пути Куда ходила гусеница в гости. То на втором занятии дети отгадывают загадки-откуда пришла гусеница в гости
Повторяем правило — гусеница может попасть на соседнюю клетку, двигаясь только прямо, но не наискосок.
-Гусеница находится в гостях у точки, Откуда она пришла, из какой клетки?
-Из клетки с крестиком?
-Откуда же еще она могла прийти к точке? От круга? Правильно.
-Еще откуда? неоткуда
Затем дети сами рисуют отгадки.
Слайд 9 (дом с гусеницей с шестью окнами карточка)
В третьем занятии дом уже из шести квадратов, имена новых жителей – треугольник и палочка. Появляется муравей (детям рассказывается история, в которой говорится о том, что муравей ходит наискосок)
Загадки расположены на листе попарно, поэтому Муравей из одной клетки может попасть не только на одну, но и на другие клетки. Поэтому для двух одинаковых загадок можно придумать две разные отгадки.
Слайд 10
Обратите внимание на то, что на листе данного задания имеются загадки, в которых нужно отгадать, откуда пришла гусеница или муравей из какой клетки. Кроме того, на листе расположены три одинаковые загадки, на которые надо придумать разные отгадки.
Слайд 11
На 5 занятии дети не отгадывают загадки, а проверяют, правильно ли они отгаданы. Ясли загадка отгадана правильно, то рядом с отгадкой дети нарисуют плюсик, а если отгадка неправильная, то тогда рядом дети рисуют минус». Давайте на примере гусеницы проверим некоторые загадки.
-верно ли, что гусеница пришла от палочки в гости к треугольнику?
-верно ли, что гусеница пришла от точки в гости к квадрату? Молодцы!
Далее, в последующих заданиях увеличивается количество окон в доме (клеточное поле, присоединяются новые жители «домика» — треугольник и палочка, змейка и ромбик; вводится понятие «Начальная и конечная клетка» — одиночного хода. Вводится понятие «промежуточная клетка». От заданий с одним ходом постепенно переходим к двухходовым.
Завершающий этап — дети самостоятельно придумывают поле. Составляют путешествие либо для одного героя, либо для нескольких. Сочиняют рассказы или истории.
При проведении любого занятия нужно ориентироваться на предлагаемые рекомендации.
Если ребенку трудно выполнить те или иные задачи, то целесообразно их выполнение упростить, т. е. обозначить персонаж игры движением пальца или провести линии карандашом. В зависимости от возраста и подготовленности детей в соответствии с содержанием занятия можно ввести различные дополнения, например, увеличить или уменьшить количество задач.
Если ребенок легко справляется с задачами, то ему можно предложить составить аналогичные задачи.
Слайд 12
Задания делятся на игры по планированию к которым относятся такие игры как: «Гусеница», «По косым дорожкам», «По узким дорожкам», «По узким и широким дорожкам», «По точкам и черточкам» нацелены на совершенствование действий в мысленном плане, так как перемещаться можно только по правилам, которые диктуют персонажи игры «Гусеница», «Оса», «Муравей», «Пчела»и другие
Правило игры: по линиям дорожкам между кругами домиками ползает гусеница. Она может ползать только по прямым дорожка, например: вилка-окно- сандалии – кастрюля -чайник. Вы согласны?
Далее дети ходят по широким и узким дорожкам, по прямым и наискосок, по точкам и черточкам. Вводятся новые персонажи «Жук», «Муха» и т. д, которые диктуют свои правила передвижения.
Слайд13
Следующие игры «Что разное у двух?», направлены на развитие познавательных и аналитических способностей, у ребенка вырабатывается способность воспринимать любой предмет не только в целом, но и видеть в нем отдельные части.
Дети ищут один, два, три отличающихся от других изображения либо два одинаковых. Игра создаёт хорошие возможности совершенствовать зрительное восприятие и произвольное внимание.
— У зонта 2 ручка не такая, как у зонта 3 или такая же? (нет, не такая)
— Что у зонта 2 не такое, как у зонта 3, -купол или ручка? (купол и ручка) и тд.
Слайд14
Игры третьего рода развивают у ребенка способность комбинировать, к ним относятся такие игры как: «Одна перестановка», «Две перестановки», «Один обмен», «Обмен и перестановка» в этих играх требуется по-разному сочетать возможные изменения местоположения.
Например: Если в кругах 1 и 2 рисунки поменять местами, то в кругах 2и 3 предметы будут одинаковые или разные? (одинаковыми) и т. д
Слайд 15
Игры четвертого рода развивают способность рассуждать, делать умозаключение, совершенствуется логическое мышление, к таким играм относятся игры: «Рядом, между», «Выше, ниже», «Левее, правее», «Ближе, дальше»
Например:
-Коля и Вова раскрашивали картинки, кто-то из них пользовался кисточкой, кто-то карандашом. То, что было у Вовы, нарисовано ближе к трамваю, чем книга, а то, что было у Коли, нарисовано дальше от трамвая, чем книга. Чем раскрашивали картинки каждый из мальчиков? (у Вовы-карандаш, у Коли –кисточка) и. д
Таким образом, интеллектуально-развивающие игры Анатолия Залмановича Зака представляют собой систему игр по развитию мыслительных процессов детей дошкольного возраста, которые с успехом можно применять в работе дошкольного учреждения.
Спасибо за внимание!
Список используемой литературы:
1. Методическое пособие для воспитателей детских садов А. З. Зак. «Как муравей и гусеница в гости ходили»
2. Зак А. З. Как развивать мышление у детей
3. Интеллектика для дошкольников. Тетради для развития мыслительных способностей, ч. 1 и 2. М., 2004, 2006.
4. Интеллектуальные игры как средство развития мыслительных способностей и формирования познавательных действий у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя высшей квалификационной категории Грибкова А. И.)
Источник