Интеллектуальное и эмоциональное развитие приемного ребенка

Цели занятия:

  • дать информацию о возможных проблемах в психическом развитии приемных детей и истоках этих проблем;
  • наметить пути преодоления отклонений в интеллектуальной и эмоциональной сферах детей;
  • акцентировать роль семьи, устойчивых позитивных отношений с ближайшим окружением для нормального развития ребенка и преодоления отклонений в психическом развитии.

Методические рекомендации. Данное занятие представляет собой совмещение тренинговой и лекционной форм работы. Необходимо, чтобы его проводил психолог, знакомый с особенностями детей, находящихся в приютах.

Краткое содержание занятия

1. Приветствие.

2. Информационная часть «Проблемы интеллектуального развития приемных детей (педагогическая запущенность, задержка психического развития)».

3. Мозговой штурм «Пути преодоления проблем в интеллектуальном развитии детей».

4. Информационная часть «Особенности эмоционального развития детей, воспитывающихся вне семьи. Основные потребности ребенка. Жестокое обращение и его последствия».

5. Мозговой штурм «Как помочь детям с эмоциональными проблемами?»

6. Подведение итогов.

7. Ответы на вопросы участников.

Ход занятия

  1. Приветствие.

Участники по кругу передают какой-либо предмет, говоря при этом о том, с каким настроением они пришли сегодня на занятие, и что бы они хотели получить от него.

Ведущий кратко рассказывает о целях и содержании данного занятия. Закончить упражнение можно общим пожеланием друг другу плодотворной работы.

  1. Информационная часть «Проблемы интеллектуального развития приёмных детей»

Почти у всех детей, оказавшихся в приюте, отмечаются те или иные проблемы интеллектуального характера: ограниченный запас знаний, недостаточная сформированность отдельных психических функций, низкая умственная работоспособность, задержка психического развития, педагогическая запущенность.

Педагогическая запущенность— это дефицит знаний и умений вследствие недостатка интеллектуальной информации.

Задержка психического развития (ЗПР)   —  это временное отставание, замедление в психическом развитии ребенка, преодолимое полностью или частично при определённых условиях. ЗПР не является умственной отсталостью.

Умственная отсталость  — это состояние задержанного или неполноценного развития психики, которое, в первую очередь, характеризуется нарушением когнитивных, речевых и социальных способностей.

Основные варианты ЗПР:

1)  ЗПР конституционального (наследственного) происхождения;

2)  ЗПР, связанная с ослабленным физическим здоровьем;

3)  ЗПР, вызванная неблагоприятными условиями жизни;

4)  ЗПР, обусловленная негрубыми повреждениями мозга в результате патологии беременности, родов, инфекционных заболеваний в раннем детстве.

ЗПР определяется у 50% детей со школьной неуспеваемостью. Эти дети обнаруживают преобладание игровых интересов, ограниченный общий запас знаний и представлений, быструю пресыщаемость в интеллектуальной деятельности, малую интеллектуальную целенаправленность. В отличие от детей с умственной отсталостью, дети с ЗПР достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно более продуктивны в использовании помощи взрослого.

При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоционально-волевой сферы (простодушие, поверхностность эмоций, их неустойчивость, слабость волевого усилия). В других случаях будет преобладать замедленное развитие познавательных функций (незрелость активного внимания, ослабление памяти, недостаточность зрительно-пространственного анализа и синтеза, трудности формирования навыков чтения, письма или счета).

Ранняя психическая и социальная депривация, которая наблюдается у большинства безнадзорных детей и детей-сирот, способствует снижению волевых компонентов личности и развитию импульсивности. У многих детей наблюдается выраженное снижение познавательной активности, что негативно отражается на интеллектуальной продуктивности.

Психотравмирующие условия воспитания способствуют формированию таких характерологических особенностей, как робость, боязливость, неуверенность. Это проявляется в отсутствии у ребёнка инициативы, самостоятельности и крайне негативно отражается на познавательной активности ребенка или подростка.

Психологическая помощь детям и подросткам с нарушениями в развитии — это сложная система психолого-реабилитационных воздействий, направленных на повышение социальной активности, развитие самостоятельности, укрепление социальной позиции ребёнка с нарушением в развитии, информирование системы ценностных установок и ориентаций, развитие интеллектуальных процессов, которые соответствуют его психическим и физическим возможностям.

  1. Мозговой штурм «Пути преодоления проблем в интеллектуальном развитии детей»

Участники должны ответить на вопрос: что необходимо делать для того, чтобы преодолеть проблемы в интеллектуальном развитии детей?

Ведущий записывает все предложения на листе ватмана. После этого происходит обсуждение в общей группе, насколько целесообразны и продуктивны предложенные участниками варианты.

В процессе обсуждения ведущий должен донести до участников, что для преодоления проблем в интеллектуальном развитии детей необходимо сделать следующее.

1.  Создать благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка в приёмной семье, а именно:

•  стабильное позитивное общение ребёнка с близкими взрослыми;

•  удовлетворение основных физических и психологических потребностей ребёнка;

•  принятие ребёнка таким, какой он есть;

•  поддержка в преодолении трудностей;

•  стимуляция познавательных интересов;

•  использование игровых приемов в обучении;

•  соразмерность требований возможностям ребёнка;

• огромное терпение взрослых;

•  оптимистический настрой взрослых.

2.  Обратиться к специалистам (неврологу, психиатру, психологу, логопеду).

3.  Обеспечить при необходимости медикаментозное лечение.

4. Обеспечить применение специальных форм и методов обучения (смещение сроков начала школьного обучения, щадящий режим, обучение в коррекционном классе или в школе для детей с задержкой психического развития).

Многолетний опыт работы с приемными семьями показывает, что при соблюдении вышеперечисленных условий практически все дети со временем успешно преодолевают имеющиеся трудности в интеллектуальной сфере.

  1. Информационная часть «Особенности эмоционального развития детей, воспитывающихся вне семьи. Основные потребности ребёнка. Жестокое обращение и его последствия.»

Все дети в процессе развития движутся от беспомощности к зрелой независимости. У детей есть определённые физические потребности, без удовлетворения которых жизнь не может продолжаться, а также определённые психологические потребности, удовлетворение которых обеспечивает гармоничное формирование личности, её эмоциональное благополучие.

Основные физические потребности:еда, сон, тепло, жилище, свежий воздух, солнечный свет, движение, отдых, предупреждение заболеваний и травм.

Основные психологические потребности:

•  привязанность и любовь;

•  непрерывность индивидуального ухода;

•  ощущение психологической безопасности;

• новая информация;

• чувство самоуважения;

•  возможность учиться на собственном опыте;

•  реализация своих способностей;

•  достижение независимости и самостоятельности.

В жизни ребёнка первостепенное значение имеет удовлетворение потребности в любви и привязанности. Привязанность — это способность и потребность людей создавать и сохранять прочные эмоциональные связи с другими людьми.

Привязанность имеет следующие характеристики:

1.  Конкретность — чёткое предпочтение одного или нескольких людей.

2.  Продолжительность — чем сильнее привязанность, тем дольше она длится. Детские привязанности человек помнит всю жизнь.

3.  Эмоциональная насыщенность — значимость и сила переживаний, включение всего спектра чувств (радость, гнев, печаль и т. д.).

Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил для ребёнка. Они закладывают базовое доверие к миру, создают условия для активного познания окружающего мира и полноценного общения.

У детей, воспитывающихся вне семьи, часто наблюдается апатичность, безынициативность, эмоциональное отчуждение, отсутствие сопереживания в сочетании с импульсивностью, нарушением образа «Я». Это обусловлено тем, что, во-первых, не удовлетворяются насущные потребности ребенка (в любви, привязанности, безопасности и т. д.), а во-вторых, у большинства детей за плечами многочисленные психические и физические травмы. Многие из воспитанников приютов подвергались жестокому обращению.

Жестокое обращение с детьми  — это любое действие или бездействие по отношению к ребёнку со стороны родителей, лиц, их заменяющих, а также учреждений или общества в целом, в результате которых нарушается физическое или психическое развитие, здоровье или благополучие ребёнка, а также ущемляются его права и свобода.

Основные формы жестокого обращения с детьми:

• физическое насилие;

• сексуальное насилие;

• эмоциональное (психологическое) насилие;

• пренебрежение основными нуждами ребёнка.

Психологическое насилие сопровождает все формы жесткого обращения с детьми. По мнению специалистов, его влияние более разрушительно для личности ребенка по сравнению с физическим и даже сексуальным насилием.

Основные типы психологического насилия в отношении детей

1. Игнорирование:

  • неспособность или нежелание выражать любовь и заботу по отношению к ребёнку;
  • лишение ребёнка необходимой поддержки, сочувствия;
  • игнорирование его потребности в безопасном окружении.

2. Отвержение:

  • открытое неприятие, постоянная критика, негативные сравнения;
  • предъявление чрезмерных требований к ребёнку, не соответствующих его возрасту и возможностям;
  • публичное унижение, демонстрация его отрицательных качеств.

3.  Угрозы (или терроризирование):

  • угрозы наказания, побоев или совершения насилия по отношению к ребёнку или к тому, кого он любит;
  • оскорбление, унижение достоинства.

4. Изоляция:

  • установление безосновательных ограничений на общение ребёнка со сверстниками, родственниками или другими взрослыми;
  • запрет или ограничение без достаточных оснований на выход из дома.

5. Развращение:

  • побуждение к развитию антисоциального поведения (воровство, проституция, порнография);
  • вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков;
  • поощрение саморазрушающего поведения.

Последствия жестокого обращения:

  • задержка умственного и эмоционального развития у маленьких детей;
  • высокий уровень агрессивности, направленной как на других, так и на себя;
  • низкий уровень самоуважения, низкая самооценка;
  • замкнутость, недоверие к окружающим;
  • высокая тревожность, боязливость;
  • эмоциональная неуравновешенность;
  • подавленное настроение, вплоть до депрессии;
  • нарушения поведения;
  • психосоматические и нервные расстройства.

Маленькие дети особенно уязвимы к жестокому обращению вообще и к психологическому насилию в частности, поскольку у них нет возможности избежать насилия и получить эмоциональное подкрепление вне семьи.

Нарушения поведения у детей часто являются индикатором эмоционального неблагополучия и указывают на борьбу ребёнка за внимание или власть, на его желание мести или демонстрацию своей несостоятельности.

Дети, оказавшиеся в приюте, испытывают двойную психологическую травму: с одной стороны, они страдали от жестокого обращения в своей семье, а с другой — тяжело переживают разрыв с ней.

Особенности эмоционального контакта с ближайшим окружением играют решающую роль, как в происхождении различных нарушений эмоционального развития, так и в их преодолении. Только воспитание в семье может обеспечить особо благоприятные условия для детей, перенёсших тяжёлые психологические травмы и имеющих проблемы в психическом развитии.

Мы не в силах изменить прошлый опыт ребёнка, но мы в состоянии помочь ему в настоящем и тем самым повлиять на его будущее.

  1. Мозговой штурм «Как помочь детям с эмоциональными проблемами?»

Задача родителей — придумать как можно больше способов преодоления нарушений в эмоциональном развитии детей.

После записи и обсуждения всех вариантов, предложенных родителями, ведущий должен обратить внимание участников на то, что наиболее важные составляющие помощи ребёнку с эмоциональными проблемами — это:

•  атмосфера тепла и принятия;

•  новая модель отношений в семье (доверие, доброжелательность, уважение, эмоциональная поддержка, готовность обсудить возникшие проблемы, разумные требования и обязанности);

•  консультации психолога, психоневролога;

•  длительное комплексное медико-социально-психологическое сопровождение приёмной семьи.

Необходимо подчеркнуть роль семьи в преодолении эмоциональных нарушений у детей, важность специального обучения приёмных родителей, их готовность обратиться за помощью к специалистам.

  1. Подведение итогов

Участники говорят о том, что было наиболее важным и нужным для них на данном занятии, какие чувства возникали в процессе работы.

Источник

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ

Содержание:

1.        Работа с домашним заданием. Самопроверка.

2. Новый материал «ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ»

3. Вопросы для самопроверки

4. Домашнее задание

1. Работа с домашним заданием

Правильные ответы на вопросы по домашнему заданию

Ситуация 1. Правильный ответ — развитие соответствует возрасту ребенка на 3-6 месяца

Ситуация 2. Правильный ответ — развитие соответствует возрасту ребенка в 9-14 месяцев

Ситуация 3. Правильный ответ — развитие соответствует возрасту ребенка 3-4 лет

Ситуация 4. Правильный ответ — физическое развитие соответствует возрасту ребенка, эмоциональное развитие — соответствует 6 годам

2.Новый материал ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ

Для приемных детей характерна неравномерность в развитии. Все мы делаем предположения относительно поведения  людей и уровня их развития на основе их возраста. Это действует, потому что у большинства людей развитие идет нормально. Большинство аспектов их развития соответствуют возрастным нормам. ЭТО ОЗНАЧАЕТ, ЧТО ВОСЬМИЛЕТНИЙ РЕБЕНОК ФИЗИЧЕСКИ, ЭМОЦИОНАЛЬНО, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО, АКАДЕМИЧЕСКИ И СОЦИАЛЬНО НАХОДИТСЯ НА УРОВНЕ       ВОСЬМИ ЛЕТ РАЗВИТИЯ. Если бы мы посмотрели на мозаику, представляющую развитие этого ребенка, то на всех ее кусочках было бы указано — «восемь лет». Но для детей, в чьей жизни имели место обстоятельства, приведшие к задержке развития, НЕРЕАЛЬНО ОЖИДАТЬ, ЧТО ИХ РАЗВИТИЕ БУДЕТ СООТВЕТСТ-ВОВАТЬ ИХ ВОЗРАСТУ. ИХ ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ ПРИВЕЛ К ТОМУ, ЧТО В НЕКОТОРЫХ ЗОНАХ ИХ РАЗВИТИЕ МОЖЕТ БЫТЬ НОРМАЛЬНЫМ, НО МОЖЕТ ДЕМОНСТРИРОВАТЬ ЗАДЕРЖКИ В ДРУГИХ ЗОНАХ. Например, у ребенка может быть нормальное умственное и физическое развитие для его возраста, но его эмоции, социальные и академические навыки и умения могут функционировать на уровне, соответствующем возрасту, много меньшему, чем собственный возраст ребенка.

хронологический                   внешний облик                       хронологический                внешний облик

возраст — 8 лет                                7лет                                   возраст — 8 лет                            8 лет

интеллектуальный                    школа, 1-ый класс              интеллектуальный                             школа

возраст — 8 лет                                 7 лет                                  возраст — 8 лет                                   8 лет

эмоциональный                        социальный                эмоциональный                        социальный

возраст — 1 год                        возраст — 2-3 года        возраст — 8 лет                           возраст — 8 лет

культурный,                        жизненный опыт                 культурный                       жизненный опыт

этнический и религи-                   17-18 лет                  этнический и религиозный            8 лет

озный опыт                                                                              опыт

Андрей, 8 лет, с задержками в развитии                        Андрей, 8 лет, без задержек в развитии

Развитие приемного ребенка можно сравнить с мозаикой, где на каждом кусочке обозначены разные возрасты или уровни развития. Приемным родителям и усыновителям важно определить достоинство каждого кусочка мозаики и понять уровень функционирования каждого аспекта развития ребенка.

Посмотрите на мозаику развития Андрея.

НОРМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (ПРАВЫЙ СТОЛБИК)

Если бы Андрей воспитывался бы в любящей его семье и (или) не пережил боль разлуки и потери, то его развитие соответствовало бы норме. Т.е., в 8 лет он выглядел бы на свой возраст, был интеллектуально развит на 8 лет, учился бы во 2-м классе, имел бы эмоциональное и социальное развитие на данный возраст. Его жизненный опыт был примерно таким же, как и у других 8-ми летних детей.

МОЗАИЧНОЕ РАЗВИТИЕ (ЛЕВЫЙ СТОЛБИК)

Но Андрей рос в условиях психической депривации. Поэтому в 8 лет он выгля-дит моложе, но при  этом его жизненный опыт (то, что он повидал в своей жизни) соответствует опыту, практически, взрослого человека. Но этот опыт ребенок не в состоянии «переварить», т.к. его эмоциональное и социальное развитие значительно отстает от нормы. Мы ОЖИДАЕМ ОТ НЕГО, КАК ОТ 8-ЛЕТНЕГО РЕБЕНКА, что он:

-обладает сильным чувством справедливости и честной игры, верит в важность правил, любит проявление ласки со стороны взрослых, нуждается в их помощи, пытается отвечает сам за себя и может заботиться о младших в семье, временами действует независимо и уверенно, любит работать и играть с другими и один, развивает чувство осознания самого себя частично через успехи в школе, обладает чувством коллективизма, осознает себя через то, что говорят о нем сверстники (ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ и СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ НОРМЕ).

НА САМОМ ДЕЛЕ он, как маленький ребенок, проявляет негативизм в поведении, на все пытается сказать: «НЕТ», т.к. только начинает осознавать себя как независимую личность и отстаивать свою независимость, пытается определить границы дозволенного, как правило, с помощью нарушений в поведении, постоянных и чрезмерных требований (провоцирует наказания взрослых), пытается выяснить что принадлежит именно ему (на все пытается сказать: «Мое». Стремится быть рядом с мамой и стремится постоянно общаться с ней, ищет одобрения, просит помощи.

Случай 1. Из воспоминаний усыновительницы.

Мы с мужем усыновили 10-тилетнего мальчика, энергичного, не перестающего болтать ни на минуту, забавного и дружелюбного. Он обладал множеством замечательных качеств, несмотря на тот факт, что пережил трагедию физического и эмоционального насилия в разных ее проявлениях за его недолгую десятилетнюю жизнь. В результате его мозаика развития выглядела таким образом: возраст — 10 лет, внешний облик — 9 лет, интеллектуальные способности — 8 лет, школьные умения в чтении и письме — на уровне первого класса, 7 лет, социальный возраст — 3 года, эмоциональный возраст — от младенца до года, жизненный опыт — на уров-не взрослого. Однажды, когда нашему сыну исполнилось 19 лет, я разговаривала с подругой. Я была обескуражена отсутствием прогресса в развитии нашего сына. Я сказала подруге: «Ему 19, и он только справился с одним годом ПТУ, ему при-шлось 7 раз сдавать экзамен на получение водительских прав, он может работать только неполный рабочий день, у него только один друг, у него было единственное свидание, и он любит проводить время рядом с нами. Я не думаю, что мы сможем дожить до его независимости!». Моя подруга сказала: «Помнишь ту мозаику развития, когда ему было 10 лет: чтение на уровне первого класса, отсутст-вие друзей, недоверие к взрослым?» «Я помню», — сказала я. Моя подруга сказала: «Через девять лет он смог пойти в ПТУ. И через девять лет этот недоверчивый, необщительный ребенок,  неуверенный в себе, смог сдавать экзамен до тех пор, пока не сдал, задержался на одной работе дольше года и привязался к своим родителям. Если иметь в виду то, где он начал девять лет назад, то поймешь, что он вовсе не отстает… этот ребенок развивается огромными темпами!» Поэтому, когда наш сын пришел домой, я сказала ему: «Знаешь, я очень горжусь тобой. Я люблю тебя». И наш сын сказал: «Я знаю, мама, спасибо».

Не существует мелочей, когда речь идет о воспитании здоровых детей. Разлучение детей с теми, кто небрежно или жестоко относится к ним, всего лишь прекращает небрежное и жестокое обращение. Это не может автоматически гарантировать нормальное развитие ребенка.

Одна из наиболее важных концепций развития человека состоит в том, что чело-век в своем развитии проходит через несколько определенных стадий, и что ни одна стадия не может быть пропущена.

ВНИМАНИЕ!!!

НОВАЯ СЕМЬЯ ДОЛЖНА НАЧАТЬ ЗАБОТУ О РЕБЕНКЕ НА ОСНОВЕ ЕГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, А НЕ ХРОНОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА, И ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПРОДВИНУТЬСЯ К СЛЕДУЮЩЕЙ СТАДИИ.

ВНИМАНИЕ!!!

Дети отличаются друг от друга в показателях их роста и развития. Что типично в рамках одного возраста или стадии, может быть необычным для другого. Например, вспышки злости, когда ребенок падает на пол с воплями и стучит ногами, не являются чем-то необычным для двух лет. То же самое поведение у десятилетнего ребенка вызывает тревогу. Интерес к сексуальному общению вполне ожидаем среди подростков, но подобный интерес в четыре года является проблемой.  Большинство приемных детей имеют в своем жизненном опыте одно или более условий, мешавших нормальному росту и развитию.

3. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Определите уровни развития приемного ребенка

Определите уровни развития (физического, эмоционального/ социального, интеллектуального) ребенка

Случай 1. Наташа, 15 лет — Пропорции тела постепенно становятся похожими на пропорции взрослого человека, демонстрирует независимость, защищает себя и стоит за справедливость (4-6 лет), понимает причинноследственные отношения, выражает идеи, задает вопросы, участвует в обсуждении (4-6 лет)

Случай 2. Миша — 5 лет — Очень подвижен, Разбирает простые предметы и собирает их, Проявляет негативизм, стадия слова «НЕТ», Начинает осознавать себя как независимую личность и отстаивать свою независимость, определяет границы дозволенного, стремится быть рядом с мамой и стремится постоянно общаться с ней, ищет одобрения, просит помощи, любит творческие занятия, например, строить, рисовать, лепит, любит изображать и имитировать действия других

Источник