Интеллектуальное и эмоциональное развитие приемного ребенка
Цели занятия:
- дать информацию о возможных проблемах в психическом развитии приемных детей и истоках этих проблем;
- наметить пути преодоления отклонений в интеллектуальной и эмоциональной сферах детей;
- акцентировать роль семьи, устойчивых позитивных отношений с ближайшим окружением для нормального развития ребенка и преодоления отклонений в психическом развитии.
Методические рекомендации. Данное занятие представляет собой совмещение тренинговой и лекционной форм работы. Необходимо, чтобы его проводил психолог, знакомый с особенностями детей, находящихся в приютах.
Краткое содержание занятия
1. Приветствие.
2. Информационная часть «Проблемы интеллектуального развития приемных детей (педагогическая запущенность, задержка психического развития)».
3. Мозговой штурм «Пути преодоления проблем в интеллектуальном развитии детей».
4. Информационная часть «Особенности эмоционального развития детей, воспитывающихся вне семьи. Основные потребности ребенка. Жестокое обращение и его последствия».
5. Мозговой штурм «Как помочь детям с эмоциональными проблемами?»
6. Подведение итогов.
7. Ответы на вопросы участников.
Ход занятия
- Приветствие.
Участники по кругу передают какой-либо предмет, говоря при этом о том, с каким настроением они пришли сегодня на занятие, и что бы они хотели получить от него.
Ведущий кратко рассказывает о целях и содержании данного занятия. Закончить упражнение можно общим пожеланием друг другу плодотворной работы.
- Информационная часть «Проблемы интеллектуального развития приёмных детей»
Почти у всех детей, оказавшихся в приюте, отмечаются те или иные проблемы интеллектуального характера: ограниченный запас знаний, недостаточная сформированность отдельных психических функций, низкая умственная работоспособность, задержка психического развития, педагогическая запущенность.
Педагогическая запущенность— это дефицит знаний и умений вследствие недостатка интеллектуальной информации.
Задержка психического развития (ЗПР) — это временное отставание, замедление в психическом развитии ребенка, преодолимое полностью или частично при определённых условиях. ЗПР не является умственной отсталостью.
Умственная отсталость — это состояние задержанного или неполноценного развития психики, которое, в первую очередь, характеризуется нарушением когнитивных, речевых и социальных способностей.
Основные варианты ЗПР:
1) ЗПР конституционального (наследственного) происхождения;
2) ЗПР, связанная с ослабленным физическим здоровьем;
3) ЗПР, вызванная неблагоприятными условиями жизни;
4) ЗПР, обусловленная негрубыми повреждениями мозга в результате патологии беременности, родов, инфекционных заболеваний в раннем детстве.
ЗПР определяется у 50% детей со школьной неуспеваемостью. Эти дети обнаруживают преобладание игровых интересов, ограниченный общий запас знаний и представлений, быструю пресыщаемость в интеллектуальной деятельности, малую интеллектуальную целенаправленность. В отличие от детей с умственной отсталостью, дети с ЗПР достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно более продуктивны в использовании помощи взрослого.
При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоционально-волевой сферы (простодушие, поверхностность эмоций, их неустойчивость, слабость волевого усилия). В других случаях будет преобладать замедленное развитие познавательных функций (незрелость активного внимания, ослабление памяти, недостаточность зрительно-пространственного анализа и синтеза, трудности формирования навыков чтения, письма или счета).
Ранняя психическая и социальная депривация, которая наблюдается у большинства безнадзорных детей и детей-сирот, способствует снижению волевых компонентов личности и развитию импульсивности. У многих детей наблюдается выраженное снижение познавательной активности, что негативно отражается на интеллектуальной продуктивности.
Психотравмирующие условия воспитания способствуют формированию таких характерологических особенностей, как робость, боязливость, неуверенность. Это проявляется в отсутствии у ребёнка инициативы, самостоятельности и крайне негативно отражается на познавательной активности ребенка или подростка.
Психологическая помощь детям и подросткам с нарушениями в развитии — это сложная система психолого-реабилитационных воздействий, направленных на повышение социальной активности, развитие самостоятельности, укрепление социальной позиции ребёнка с нарушением в развитии, информирование системы ценностных установок и ориентаций, развитие интеллектуальных процессов, которые соответствуют его психическим и физическим возможностям.
- Мозговой штурм «Пути преодоления проблем в интеллектуальном развитии детей»
Участники должны ответить на вопрос: что необходимо делать для того, чтобы преодолеть проблемы в интеллектуальном развитии детей?
Ведущий записывает все предложения на листе ватмана. После этого происходит обсуждение в общей группе, насколько целесообразны и продуктивны предложенные участниками варианты.
В процессе обсуждения ведущий должен донести до участников, что для преодоления проблем в интеллектуальном развитии детей необходимо сделать следующее.
1. Создать благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка в приёмной семье, а именно:
• стабильное позитивное общение ребёнка с близкими взрослыми;
• удовлетворение основных физических и психологических потребностей ребёнка;
• принятие ребёнка таким, какой он есть;
• поддержка в преодолении трудностей;
• стимуляция познавательных интересов;
• использование игровых приемов в обучении;
• соразмерность требований возможностям ребёнка;
• огромное терпение взрослых;
• оптимистический настрой взрослых.
2. Обратиться к специалистам (неврологу, психиатру, психологу, логопеду).
3. Обеспечить при необходимости медикаментозное лечение.
4. Обеспечить применение специальных форм и методов обучения (смещение сроков начала школьного обучения, щадящий режим, обучение в коррекционном классе или в школе для детей с задержкой психического развития).
Многолетний опыт работы с приемными семьями показывает, что при соблюдении вышеперечисленных условий практически все дети со временем успешно преодолевают имеющиеся трудности в интеллектуальной сфере.
- Информационная часть «Особенности эмоционального развития детей, воспитывающихся вне семьи. Основные потребности ребёнка. Жестокое обращение и его последствия.»
Все дети в процессе развития движутся от беспомощности к зрелой независимости. У детей есть определённые физические потребности, без удовлетворения которых жизнь не может продолжаться, а также определённые психологические потребности, удовлетворение которых обеспечивает гармоничное формирование личности, её эмоциональное благополучие.
Основные физические потребности:еда, сон, тепло, жилище, свежий воздух, солнечный свет, движение, отдых, предупреждение заболеваний и травм.
Основные психологические потребности:
• привязанность и любовь;
• непрерывность индивидуального ухода;
• ощущение психологической безопасности;
• новая информация;
• чувство самоуважения;
• возможность учиться на собственном опыте;
• реализация своих способностей;
• достижение независимости и самостоятельности.
В жизни ребёнка первостепенное значение имеет удовлетворение потребности в любви и привязанности. Привязанность — это способность и потребность людей создавать и сохранять прочные эмоциональные связи с другими людьми.
Привязанность имеет следующие характеристики:
1. Конкретность — чёткое предпочтение одного или нескольких людей.
2. Продолжительность — чем сильнее привязанность, тем дольше она длится. Детские привязанности человек помнит всю жизнь.
3. Эмоциональная насыщенность — значимость и сила переживаний, включение всего спектра чувств (радость, гнев, печаль и т. д.).
Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил для ребёнка. Они закладывают базовое доверие к миру, создают условия для активного познания окружающего мира и полноценного общения.
У детей, воспитывающихся вне семьи, часто наблюдается апатичность, безынициативность, эмоциональное отчуждение, отсутствие сопереживания в сочетании с импульсивностью, нарушением образа «Я». Это обусловлено тем, что, во-первых, не удовлетворяются насущные потребности ребенка (в любви, привязанности, безопасности и т. д.), а во-вторых, у большинства детей за плечами многочисленные психические и физические травмы. Многие из воспитанников приютов подвергались жестокому обращению.
Жестокое обращение с детьми — это любое действие или бездействие по отношению к ребёнку со стороны родителей, лиц, их заменяющих, а также учреждений или общества в целом, в результате которых нарушается физическое или психическое развитие, здоровье или благополучие ребёнка, а также ущемляются его права и свобода.
Основные формы жестокого обращения с детьми:
• физическое насилие;
• сексуальное насилие;
• эмоциональное (психологическое) насилие;
• пренебрежение основными нуждами ребёнка.
Психологическое насилие сопровождает все формы жесткого обращения с детьми. По мнению специалистов, его влияние более разрушительно для личности ребенка по сравнению с физическим и даже сексуальным насилием.
Основные типы психологического насилия в отношении детей
1. Игнорирование:
- неспособность или нежелание выражать любовь и заботу по отношению к ребёнку;
- лишение ребёнка необходимой поддержки, сочувствия;
- игнорирование его потребности в безопасном окружении.
2. Отвержение:
- открытое неприятие, постоянная критика, негативные сравнения;
- предъявление чрезмерных требований к ребёнку, не соответствующих его возрасту и возможностям;
- публичное унижение, демонстрация его отрицательных качеств.
3. Угрозы (или терроризирование):
- угрозы наказания, побоев или совершения насилия по отношению к ребёнку или к тому, кого он любит;
- оскорбление, унижение достоинства.
4. Изоляция:
- установление безосновательных ограничений на общение ребёнка со сверстниками, родственниками или другими взрослыми;
- запрет или ограничение без достаточных оснований на выход из дома.
5. Развращение:
- побуждение к развитию антисоциального поведения (воровство, проституция, порнография);
- вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков;
- поощрение саморазрушающего поведения.
Последствия жестокого обращения:
- задержка умственного и эмоционального развития у маленьких детей;
- высокий уровень агрессивности, направленной как на других, так и на себя;
- низкий уровень самоуважения, низкая самооценка;
- замкнутость, недоверие к окружающим;
- высокая тревожность, боязливость;
- эмоциональная неуравновешенность;
- подавленное настроение, вплоть до депрессии;
- нарушения поведения;
- психосоматические и нервные расстройства.
Маленькие дети особенно уязвимы к жестокому обращению вообще и к психологическому насилию в частности, поскольку у них нет возможности избежать насилия и получить эмоциональное подкрепление вне семьи.
Нарушения поведения у детей часто являются индикатором эмоционального неблагополучия и указывают на борьбу ребёнка за внимание или власть, на его желание мести или демонстрацию своей несостоятельности.
Дети, оказавшиеся в приюте, испытывают двойную психологическую травму: с одной стороны, они страдали от жестокого обращения в своей семье, а с другой — тяжело переживают разрыв с ней.
Особенности эмоционального контакта с ближайшим окружением играют решающую роль, как в происхождении различных нарушений эмоционального развития, так и в их преодолении. Только воспитание в семье может обеспечить особо благоприятные условия для детей, перенёсших тяжёлые психологические травмы и имеющих проблемы в психическом развитии.
Мы не в силах изменить прошлый опыт ребёнка, но мы в состоянии помочь ему в настоящем и тем самым повлиять на его будущее.
- Мозговой штурм «Как помочь детям с эмоциональными проблемами?»
Задача родителей — придумать как можно больше способов преодоления нарушений в эмоциональном развитии детей.
После записи и обсуждения всех вариантов, предложенных родителями, ведущий должен обратить внимание участников на то, что наиболее важные составляющие помощи ребёнку с эмоциональными проблемами — это:
• атмосфера тепла и принятия;
• новая модель отношений в семье (доверие, доброжелательность, уважение, эмоциональная поддержка, готовность обсудить возникшие проблемы, разумные требования и обязанности);
• консультации психолога, психоневролога;
• длительное комплексное медико-социально-психологическое сопровождение приёмной семьи.
Необходимо подчеркнуть роль семьи в преодолении эмоциональных нарушений у детей, важность специального обучения приёмных родителей, их готовность обратиться за помощью к специалистам.
- Подведение итогов
Участники говорят о том, что было наиболее важным и нужным для них на данном занятии, какие чувства возникали в процессе работы.
Источник
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ
Содержание:
1. Работа с домашним заданием. Самопроверка.
2. Новый материал «ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ»
3. Вопросы для самопроверки
4. Домашнее задание
1. Работа с домашним заданием
Правильные ответы на вопросы по домашнему заданию
Ситуация 1. Правильный ответ — развитие соответствует возрасту ребенка на 3-6 месяца
Ситуация 2. Правильный ответ — развитие соответствует возрасту ребенка в 9-14 месяцев
Ситуация 3. Правильный ответ — развитие соответствует возрасту ребенка 3-4 лет
Ситуация 4. Правильный ответ — физическое развитие соответствует возрасту ребенка, эмоциональное развитие — соответствует 6 годам
2.Новый материал ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ
Для приемных детей характерна неравномерность в развитии. Все мы делаем предположения относительно поведения людей и уровня их развития на основе их возраста. Это действует, потому что у большинства людей развитие идет нормально. Большинство аспектов их развития соответствуют возрастным нормам. ЭТО ОЗНАЧАЕТ, ЧТО ВОСЬМИЛЕТНИЙ РЕБЕНОК ФИЗИЧЕСКИ, ЭМОЦИОНАЛЬНО, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО, АКАДЕМИЧЕСКИ И СОЦИАЛЬНО НАХОДИТСЯ НА УРОВНЕ ВОСЬМИ ЛЕТ РАЗВИТИЯ. Если бы мы посмотрели на мозаику, представляющую развитие этого ребенка, то на всех ее кусочках было бы указано — «восемь лет». Но для детей, в чьей жизни имели место обстоятельства, приведшие к задержке развития, НЕРЕАЛЬНО ОЖИДАТЬ, ЧТО ИХ РАЗВИТИЕ БУДЕТ СООТВЕТСТ-ВОВАТЬ ИХ ВОЗРАСТУ. ИХ ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ ПРИВЕЛ К ТОМУ, ЧТО В НЕКОТОРЫХ ЗОНАХ ИХ РАЗВИТИЕ МОЖЕТ БЫТЬ НОРМАЛЬНЫМ, НО МОЖЕТ ДЕМОНСТРИРОВАТЬ ЗАДЕРЖКИ В ДРУГИХ ЗОНАХ. Например, у ребенка может быть нормальное умственное и физическое развитие для его возраста, но его эмоции, социальные и академические навыки и умения могут функционировать на уровне, соответствующем возрасту, много меньшему, чем собственный возраст ребенка.
хронологический внешний облик хронологический внешний облик
возраст — 8 лет 7лет возраст — 8 лет 8 лет
интеллектуальный школа, 1-ый класс интеллектуальный школа
возраст — 8 лет 7 лет возраст — 8 лет 8 лет
эмоциональный социальный эмоциональный социальный
возраст — 1 год возраст — 2-3 года возраст — 8 лет возраст — 8 лет
культурный, жизненный опыт культурный жизненный опыт
этнический и религи- 17-18 лет этнический и религиозный 8 лет
озный опыт опыт
Андрей, 8 лет, с задержками в развитии Андрей, 8 лет, без задержек в развитии
Развитие приемного ребенка можно сравнить с мозаикой, где на каждом кусочке обозначены разные возрасты или уровни развития. Приемным родителям и усыновителям важно определить достоинство каждого кусочка мозаики и понять уровень функционирования каждого аспекта развития ребенка.
Посмотрите на мозаику развития Андрея.
НОРМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (ПРАВЫЙ СТОЛБИК)
Если бы Андрей воспитывался бы в любящей его семье и (или) не пережил боль разлуки и потери, то его развитие соответствовало бы норме. Т.е., в 8 лет он выглядел бы на свой возраст, был интеллектуально развит на 8 лет, учился бы во 2-м классе, имел бы эмоциональное и социальное развитие на данный возраст. Его жизненный опыт был примерно таким же, как и у других 8-ми летних детей.
МОЗАИЧНОЕ РАЗВИТИЕ (ЛЕВЫЙ СТОЛБИК)
Но Андрей рос в условиях психической депривации. Поэтому в 8 лет он выгля-дит моложе, но при этом его жизненный опыт (то, что он повидал в своей жизни) соответствует опыту, практически, взрослого человека. Но этот опыт ребенок не в состоянии «переварить», т.к. его эмоциональное и социальное развитие значительно отстает от нормы. Мы ОЖИДАЕМ ОТ НЕГО, КАК ОТ 8-ЛЕТНЕГО РЕБЕНКА, что он:
-обладает сильным чувством справедливости и честной игры, верит в важность правил, любит проявление ласки со стороны взрослых, нуждается в их помощи, пытается отвечает сам за себя и может заботиться о младших в семье, временами действует независимо и уверенно, любит работать и играть с другими и один, развивает чувство осознания самого себя частично через успехи в школе, обладает чувством коллективизма, осознает себя через то, что говорят о нем сверстники (ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ и СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ НОРМЕ).
НА САМОМ ДЕЛЕ он, как маленький ребенок, проявляет негативизм в поведении, на все пытается сказать: «НЕТ», т.к. только начинает осознавать себя как независимую личность и отстаивать свою независимость, пытается определить границы дозволенного, как правило, с помощью нарушений в поведении, постоянных и чрезмерных требований (провоцирует наказания взрослых), пытается выяснить что принадлежит именно ему (на все пытается сказать: «Мое». Стремится быть рядом с мамой и стремится постоянно общаться с ней, ищет одобрения, просит помощи.
Случай 1. Из воспоминаний усыновительницы.
Мы с мужем усыновили 10-тилетнего мальчика, энергичного, не перестающего болтать ни на минуту, забавного и дружелюбного. Он обладал множеством замечательных качеств, несмотря на тот факт, что пережил трагедию физического и эмоционального насилия в разных ее проявлениях за его недолгую десятилетнюю жизнь. В результате его мозаика развития выглядела таким образом: возраст — 10 лет, внешний облик — 9 лет, интеллектуальные способности — 8 лет, школьные умения в чтении и письме — на уровне первого класса, 7 лет, социальный возраст — 3 года, эмоциональный возраст — от младенца до года, жизненный опыт — на уров-не взрослого. Однажды, когда нашему сыну исполнилось 19 лет, я разговаривала с подругой. Я была обескуражена отсутствием прогресса в развитии нашего сына. Я сказала подруге: «Ему 19, и он только справился с одним годом ПТУ, ему при-шлось 7 раз сдавать экзамен на получение водительских прав, он может работать только неполный рабочий день, у него только один друг, у него было единственное свидание, и он любит проводить время рядом с нами. Я не думаю, что мы сможем дожить до его независимости!». Моя подруга сказала: «Помнишь ту мозаику развития, когда ему было 10 лет: чтение на уровне первого класса, отсутст-вие друзей, недоверие к взрослым?» «Я помню», — сказала я. Моя подруга сказала: «Через девять лет он смог пойти в ПТУ. И через девять лет этот недоверчивый, необщительный ребенок, неуверенный в себе, смог сдавать экзамен до тех пор, пока не сдал, задержался на одной работе дольше года и привязался к своим родителям. Если иметь в виду то, где он начал девять лет назад, то поймешь, что он вовсе не отстает… этот ребенок развивается огромными темпами!» Поэтому, когда наш сын пришел домой, я сказала ему: «Знаешь, я очень горжусь тобой. Я люблю тебя». И наш сын сказал: «Я знаю, мама, спасибо».
Не существует мелочей, когда речь идет о воспитании здоровых детей. Разлучение детей с теми, кто небрежно или жестоко относится к ним, всего лишь прекращает небрежное и жестокое обращение. Это не может автоматически гарантировать нормальное развитие ребенка.
Одна из наиболее важных концепций развития человека состоит в том, что чело-век в своем развитии проходит через несколько определенных стадий, и что ни одна стадия не может быть пропущена.
ВНИМАНИЕ!!!
НОВАЯ СЕМЬЯ ДОЛЖНА НАЧАТЬ ЗАБОТУ О РЕБЕНКЕ НА ОСНОВЕ ЕГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, А НЕ ХРОНОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА, И ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПРОДВИНУТЬСЯ К СЛЕДУЮЩЕЙ СТАДИИ.
ВНИМАНИЕ!!!
Дети отличаются друг от друга в показателях их роста и развития. Что типично в рамках одного возраста или стадии, может быть необычным для другого. Например, вспышки злости, когда ребенок падает на пол с воплями и стучит ногами, не являются чем-то необычным для двух лет. То же самое поведение у десятилетнего ребенка вызывает тревогу. Интерес к сексуальному общению вполне ожидаем среди подростков, но подобный интерес в четыре года является проблемой. Большинство приемных детей имеют в своем жизненном опыте одно или более условий, мешавших нормальному росту и развитию.
3. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Определите уровни развития приемного ребенка
Определите уровни развития (физического, эмоционального/ социального, интеллектуального) ребенка
Случай 1. Наташа, 15 лет — Пропорции тела постепенно становятся похожими на пропорции взрослого человека, демонстрирует независимость, защищает себя и стоит за справедливость (4-6 лет), понимает причинноследственные отношения, выражает идеи, задает вопросы, участвует в обсуждении (4-6 лет)
Случай 2. Миша — 5 лет — Очень подвижен, Разбирает простые предметы и собирает их, Проявляет негативизм, стадия слова «НЕТ», Начинает осознавать себя как независимую личность и отстаивать свою независимость, определяет границы дозволенного, стремится быть рядом с мамой и стремится постоянно общаться с ней, ищет одобрения, просит помощи, любит творческие занятия, например, строить, рисовать, лепит, любит изображать и имитировать действия других
Источник