Интеллектуальное и физическое развитие ребенка в детском саду
В данной статье затрагивается тема влияния физического воспитания на интеллектуальное развитие ребенка дошкольного возраста. В статье идет речь о единстве интеллектуального и физического развития, взаимосвязи развития интеллекта и физических упражнений. Выделяются и описываются характерные особенности дошкольного возраста. Автор отмечает , что одной из приоритетных задач совершенствования учебно-воспитательного процесса в детском саду является организация двигательного режима воспитанников, что именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для всестороннего развития личности. Автор приходит к выводу, что существует неразрывная взаимосвязь между физическим воспитанием и интеллектуальным развитием.
«Сила есть — ума не надо». Как глубоко засела в нашем сознании эта поговорка. В обществе сложился стереотип о том, что человек, занимающийся спортом, не может иметь высокий уровень интеллекта. Но так ли это на самом деле? Ведь не менее известное выражение гласит: «В здоровом теле — здоровый дух».
Для начала разберем понятия физическое воспитание и умственное развитие.
Физическое воспитание — система мероприятий и условий, обеспечивающих физическое развитие человека, поддержание его здоровья и работоспособности. Физическое воспитание включает в себя: совершенствование организма человека: внутренних органов, двигательной и костно-мышечной систем, сохранение и укрепление здоровья; просвещение учащихся в вопросах физической культуры, личной гигиены и способов поддержания здоровья и создания здорового образа жизни [1, с. 839].
Умственное развитие как уровень — это совокупность знаний, умений и сформированных при их усвоении умственных действий, свободное оперирование ими в процессах мышления, обеспечивающих усвоение новых знаний и умений [2, с. 432]
Отечественный учёный И.М. Сеченов отмечал, что мышечные движения имеют особое влияние на деятельность мозга. Другой не менее известный русский ученый И.П. Павлов также выдвигал мысль о единстве интеллектуального и физического развития [3, c. 172].
Взаимосвязь развития интеллекта и физических упражнений заинтересовала группу ученых из Америки. В 2011 году ими был проведен эксперимент. Четыре группы мышей были помещены в различные условия: первая группа хорошо питалась, жила в клетках, где было много игрушек; вторая группа имела все то же самое, но помимо в клетке находилось беговое колесо; третья группа не имела ничего и питалась скудно; у четвертой группы было только беговое колесо, питание обычное. Результаты исследования показали, что у мышей, в клетках которых было беговое колесо, количество нейронов головного мозга увеличилось, чего нельзя сказать о тех, у кого колеса не было [4].
С чем же это связано? Все дело в том, что физические нагрузки способствуют нейрогенезу — рождению новых клеток головного мозга. Наилучшими катализаторами роста клеток мозга являются аэробные упражнения (бег, йога, интервальные тренировки, кроссфит).
Однако одними физическими упражнениями в развитии интеллекта не обойтись. Для того чтобы новые клетки мозга оставались сохранными, необходимо тренировать память, развивать речь, логическое мышление. В этом и заключается взаимосвязь и взаимозависимость умственного и физического воспитания.
Детей от 3 до 6-7 лет принято относить к категории детей дошкольного возраста. Данный период характеризуется высокой сензитивностью к всестороннему развитию личности. Стоит отметить, что в данном возрасте наиболее интенсивно развивается интеллектуальная сфера.
Не секрет, что гармоничное развитие личности заключается в его комплексности и всесторонности, поэтому в дошкольном возрасте важно не только уделять внимание умственному, но и физическому воспитанию ребенка. А. Н. Леонтьев по этому поводу пишет: «Умственное развитие ребенка нельзя рассматривать в отрыве от его психического развития в целом, от богатства интересов ребенка, его чувств и всех других черт, образующих его духовный облик».
В период дошкольного детства развитие мыслительных операций, таких как анализ, синтез, аналогия, сравнение и др., является приоритетной задачей дошкольного образования, поскольку посредством их ребёнок имеет возможность в полной мере изучать окружающий мир. Здесь мы не можем недооценить значение физического воспитания дошкольника, так как физические нагрузки стимулируют рост клеток головного мозга и, как следствие, развитие восприятия, внимания, памяти. Без этих составляющих когнитивной сферы развитие интеллекта невозможно. Именно поэтому важно соблюдать комплексность в процессе обучения и воспитания детей дошкольного возраста, соблюдать баланс между умственной и физической активностью.
Одной из приоритетных задач совершенствования учебно-воспитательного процесса в детском саду является организация двигательного режима воспитанников, который обеспечивает активный отдых и удовлетворяет естественную потребность в двигательной активности.
Чередование учебных занятий и активного отдыха, включающего физические упражнения в различных формах, способствует снятию утомления, вызванного образовательной деятельностью, что особенно важно учитывать при планировании занятий в старших группах детского сада.
Важно понимать, что именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для всестороннего развития личности.
Источник
Ольга Чурсина
Развитие интеллектуальных и познавательных способностей детей дошкольного возраста средствами физической культуры
Тема «Развитие интеллектуальных и познавательных способностей детей дошкольного возраста средствами физической культуры»
Инструктор по физической культуре Чурсина Ольга Анатольевна
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования образовательной организации и каждому педагогу надо переосмыслить содержание и форму работы с детьми.
В нашем детском саду образовательная деятельность осуществляется в условиях реализации тематических модулей, каждый из которых имеет свою направленность в развитии дошкольников: физическое, художественно-эстетическое, познавательное, социально-коммуникативное и речевое. Модульная организация образовательного процесса позволяет осуществлять тесную межпредметную связь в течение всего дня, что благотворно влияет на развитие личности в целом.
Задачи образовательной области «Физическая культура» должны быть направлена не только на развитие физических качеств, но и становление интеллектуальных качеств, и развитие познавательных способностей каждого ребенка.
Построение непосредственной образовательной деятельности в соответствии ФГОС ДО предполагает «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности», в том числе и двигательной.
Какими же средствами физической культуры можно согласовывать познавательную направленность с двигательными компонентами и проследить, как влияют они друг на друга? А ключ к этой задаче – интеграция.
В начале занятия мы мотивируем детей, актуализируем их опорные знания, ставим проблему и ищем пути её решения. В практической деятельности преодолеваем границы «незнания», закрепляем изучаемый материал, и на последнем этапе оцениваем и осознаем результат деятельности. На каждом этапе двигательной активности создаются условия для развития интеллектуального и познавательного потенциала дошкольников.
На примере конкретного занятия я расскажу, какие средства физической культуры я использую, и какое действие они оказывают на интеллектуальное и познавательное развитие малышей.
В рамках познавательного модуля «Мир вокруг нас» в конце ноября я проводила занятие «Тайны хвойного леса».
Цель. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей; развитие познавательного интереса к растительному миру в двигательной активности.
Задачи:
Область «Физическая культура«: создать условия для совершенствования прыжков разными способами, развивать ловкость, быстроту реакции, выполнять общеразвивающие упражнения под музыку; совершенствовать игровые упражнения на платформе.
Область «Познание«: создать условия для расширения кругозора о хвойных деревьях, их пользе (изготовление предметов из древесины, прививать любовь и бережное отношение к природе и ее богатствам.
Оборудование: деревянные спилы по количеству детей, бумажные полотенца, деревянный конструктор, песок с янтарными камушками, масло сосны и ели, мнемотаблица «Что изготавливают из хвойных пород деревьев».
На первом этапе была создана мотивационная ситуация: дети увидели деревянные плоские фигуры (кленовый лист, снежинка, сани, елка, вспомнили признаки окончания осени и назвали первые признаки наступления зимы. На данном этапе совершенствовалась память, расширялся словарный запас. Далее вся группа отправлялась в путешествие «на санях» в лес, называя коней (зимние месяцы, которые управляли их «санями», выполняли ритмическую гимнастику «Три белых коня». Здесь развивалось пространственное восприятие, двигательная и образная память, наглядно-образное мышление, внимание, умение быстро ориентироваться в пространстве.
На основном этапе создавались условия для совершенствования всех видов движения. Дошкольники увидели «вырубленный»лес: остались одни пенечки, на них дети вставали и разгадывали тайну вырубленного леса, затем выполняли прыжки и шаги с заданием, далее переворачивали по одному пеньку, находили там картинку, которая показывала, что делают из дерева, выполняли двигательное упражнение и наклеивали эту картинку на деревянную рамку в окошки.Под пенечками лежали картинки со следующими изображениями:
1. «Бумага». Здесь дети выполняли пальчиковую гимнастику «Бумага», двигательное упражнение «Бумажный ручеек», который дети делали сами из бумажного полотенца и выполняли прыжки на двух ногах боком. Совершенствовалось умение ориентироваться в пространстве, стимулировалась мыслительная деятельность.
2. «Дом». Проводилась эстафета «Выстроим дом» с помощью деревянного конструктора. Развивалось пространственное восприятие, наглядно-образное мышление.
3. «Скрипка». Под звуки скрипки был организован игровой стретчинг. У детей развивалось образное мышление, двигательная и образная память.
4. «Лекарственные растения». Выполнялась дыхательная гимнастика «Хвоя». Дети объясняли, чем отличаются запахи разных хвойных пород. Развивалась речь, память, воображение, образное мышление.
5. «Игрушки для детей». Игровое упражнение с предметом – деревянным вагончиком — дети выполняли, подлезая под дуги разной высоты. Совершенствовалось внимание, двигательная и слуховая память.
6. «Мебель». Упражнения проводились на гимнастической скамейке. Развивалась речи через формирование умения произвольно выполнять двигательные действия с использованием знаков языка.
7. «Янтарь». Заучивались считалки, упражнения для мелкой моторики рук в песке. Закреплялись знания о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина, в одном упражнении объединялись двигательные и сенсорные мыслительные процессы с целью обеспечения сознательного выполнения действий.
8. «Новогодние игрушки». Дети украшали новогоднюю елку. Развивались способности быстро ориентироваться в пространстве.
На заключительном этапе дети смотрели на «окошки» и вспоминали о пользе хвойных деревьев. Одно окошко осталось пустым. Дошкольники предлагали свои варианты, чем его заполнить. И так как елочка росла одна среди пенечков, то дети предложили помочь нашей новогодней красавице, и чтобы ей одной не было скучно, посадить новый здоровый лес. Малыши взяли трафареты елок и на «санях» отправились в свою группу рисовать елочки. На данном этапе совершенствовалась речь, зрительная память, внимание, образное мышление.
Построенные таким образом занятия по физической культуре позволяют согласовать познавательную направленность занятия с двигательными компонентами, а, значит, обеспечить развитие интеллектуальных и познавательных способностей дошкольников средствами физической культуры.
Источник
Сюзанна Павлова
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста
Павлова С. К. ,
воспитатель ГБОУ Школа №1494 д/с № 2146, г. Москва
Интеллектуальное развитие дошкольников – многогранный процесс, связанный с развитием всех сторон личности ребёнка, оно является важнейшей составной частью общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию.
Интеллектуальное воспитание дошкольников — это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека с целью развития ума. Оно протекает как планомерный процесс овладения подрастающим поколением общественно-историческим опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, навыках и умениях, в нормах, правилах, оценках [1].
Это воздействие осуществляется взрослыми и включает систему разнообразных средств, методов, создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей. Интеллектуальное развитие, в зависимости от возраста имеет несколько стадий. В конце первого – начале второго года жизни, пока ребенок не овладел активной речью, ему присуще наглядно – действенное мышление. В этом возрасте он наглядно и активно знакомится с окружающей действительностью с помощью тактильного изучения предметов. Главными людьми, которые помогут ребенку ознакомиться с предметами и способами их использования, становятся родители. Именно эти навыки становятся первыми знаниями ребенка на пути последующего познания окружающего мира.
У дошкольников в возрасте 4-6 лет просыпается наглядно-образное мышление. То есть, дошкольники мыслят наглядными образами и при этом еще не знакомы с конкретными понятиями. Мышление детей на этом этапе подчинено их восприятию. Таким образом, интеллектуальное развитие ребенка делится на несколько периодов, и каждый предыдущий создает фундамент для последующего [2].
Главное условие интеллектуального развития ребенка – хорошая атмосфера в семье. Любящие родители, которые всегда адекватно отреагируют на просьбу, помогут дружеским советом и делом, создают благоприятную почву для развития. Спокойный, уверенный в своей значимости в этом мире ребенок будет с большим интересом изучать все, что его окружает, а значит и гармонично развиваться.
Интеллект ребенка – специфическая форма организации индивидуального познавательного опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия и понимания окружающего мира. Но познание окружающего мира у дошкольников, в отличие от школьников, не концентрируется на учебных занятиях – оно осуществляется в повседневной жизни, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в игре, труде, различных видах продуктивной деятельности.
Для ребенка игра — это жизнь. Игра — один из сложнейших, а в жизни ребенка и важнейших, видов деятельности. С помощью игры можно привлечь интерес к учебе, познавательной и творческой деятельности, раскрыть артистические способности дошкольников. Можно организовать обучение и развитие ребенка в виде самой привлекательной, и главное, основной для него деятельности — игры. Обычно игра способствует умению действовать и все дольше концентрировать внимание. Тематические игры предполагают создание окружающих и вымышленных ситуаций, еду несуществующих блюд, кормление кукол придуманными кушаньями, они требуют наблюдательности, запоминания и воображения. Лепка, рисование развивают движения рук и чувство прекрасного.
В возрасте 5-7 лет, дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития: появляется расчлененное восприятие, интенсивно развивается воображение, вырабатываются обобщенные нормы мышления.
Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна, повышаются требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем на сегодняшний день. Современные дети живут и развиваются в эпоху компьютерных и информационных технологий, и их интеллектуальное развитиене может сводиться только к обучению конкретным умениям: чтению, вычислениям, письму, для успешной учебы им необходимо иметь развитое логическое мышление, устойчивое произвольное внимание, хорошо тренированную смысловую память. Основы этих сложных психических функций можно начинать формировать в старшем дошкольном возрасте. Развитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он «учится», хотя при этом сталкивается с учебными трудностями и преодолевает их. Педагогу лишь остается использовать эту естественную потребность для вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности [3].
Между тремя и шестью годами жизни дидактическое значение имеют головоломки, мозаика. Использование развивающих игр и головоломок в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной вначале совместно с педагогом, а потом и самостоятельно. Таким образом,можно сделать следующий вывод: сегодня существует необходимость искать новые пути, открывающие дополнительные резервы интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.
Основными задачами умственного воспитания дошкольников являются:
• формирование правильных представлений об окружающем, о простейших явлениях природы и общественной жизни;
• развитие познавательных психических процессов – ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, речи;
• развитие любознательности и умственных способностей;
• развитие интеллектуальных умений и навыков;
• формирование простейших способов умственной деятельности.
Важнейшими задачами умственного воспитания в дошкольном возрасте являются:
• сенсорное воспитание (развитие);
• развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями);
• становление речи.
• воспитание любознательности, познавательных интересов.
• формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни как условие умственного роста.
Однако можно отметить общие для всех детей стадии развития определенных знаний и умений. В связи с этим, различают три модели умственного развития дошкольников.
1. Эмоциональная. С рождения и на протяжении полутора лет жизни ребенка наиболее активно происходит эмоциональное развитие. Это основа полноценного развития интеллекта малыша, его «путевка» в успешную жизнь. Поэтому ребенок с самого рождения должен находиться в спокойной домашней атмосфере, чувствуя любовь одобрение близких людей.
2. Логическая. В возрасте до 5 лет у детей активно развиваются органы слуха и зрения. Это идеальное время для «закладки» у ребят способностей к логическому мышлению, а также восприимчивости к музыкальным произведениям. Для того, чтобы этого достичь, необходимо играть с ребенком в развивающие игры, собирать конструкторы и решать логические задачки.
3. Речевая. Речевая модель умственного воспитания детей предполагает для развития природной способности запоминать информацию на слух. Например, ребенок дошкольного возраста намного легче и быстрее может выучить иностранный язык, чем любой взрослый. Поэтому такое дарование нужно развивать и поощрять в процессе воспитания. Это может быть чтение книжек, беседы на заданные темы, разучивание стихов и песенок [4].
Итак, интеллектуальное развитие является одним из важнейших направлений развития детей в возрасте 5-7 лет. Эффективным средством такого развития являются логические игры и головоломки. Обучение дошкольников развивающим играм и головоломкам стало хорошим примером того, как стремление к получению радости от игры постепенно переходит в радость учения.
Таким образом, используя всестороннее воздействие на сознание ребенка, можно вырастить гармонично развитую личность. Процесс интеллектуального развития дошкольников должны контролировать также и родители ребенка. Ведь только в семье ребенок получает родительское одобрение, поддержку и заботу.
Литература
1. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Л. Г. Нисканен, О. А. Шаграева, Е. В. Родина и др., /под. ред. Л. Г. Нисканен. — М.: «Академия», 2002.-208 с.
2. Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес. — М.: 1977. — 240 с.
3. Немов, Р. С.Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб.заведений: в 3 кн. — 4-е изд. / Р. С. Немов. — М.: Владос, 2001. — 608 с.
4. Умственное развитие в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] /Режим доступа: https://www.vseodetishkax.ru/doshkolnik-rebenok-ot-3-do-7-let/70-intellektualnoe-razvitie-doshkolnika/256-umstvennoe-razvitie-v-doshkolnom-vozraste (дата обращения 16.04.2016).
Источник