Интегрированный подход к развитию речи ребенка

Интегрированный подход к развитию речи ребенка thumbnail

Чернышева Надежда Анатольевна
Интегрированный подход к организации и содержанию речевого развития детей младшего дошкольного возраста

Одной из основных форм осуществления интегративного подхода в дошкольном учреждении являются интегрированные занятия.

В методической литературе по дошкольному образованию нет четкого определения интегрированного занятия. Его часто путают с комплексным, комбинированным. В книге С. Д. Сажиной «Технология интегрированного занятия в ДОУ» даются определения таких занятий.

Комбинированное занятие – сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра).

Комплексное занятие – реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними (беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме или в игру «Пожарные на учении»). При этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой.

Интегрированное занятие – соединяет знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия, как «настроение», через произведения музыки, литературы, живописи). При этом на занятии воспитатель имеет возможность решить несколько задач развития.

В интегрированных занятиях объединяются различные области знаний, содержание которых педагог отбирает исходя из определенной темы, диктуемой программой, по которой работает детский сад. В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно. Это позволяет детям увидеть целостную картину мира, сформировать у них системные знания и обобщенные умения.

В дошкольном учреждении интегрировать можно различные направления развития ребенка:

— ознакомление с окружающим миром и развитие речи;

— ознакомление с окружающим миром и чтение художественной литературы;

— формирование естественнонаучных представлений и чтение художественной литературы;

— формирование экологической культуры и чтение художественной литературы;

— формирование экологической культуры и музыкальное развитие;

— изобразительная деятельность и чтение художественной литературы;

— изобразительная деятельность, чтение художественной литературы и музыкальное развитие;

— формирование элементарных математических представлений и конструктивная деятельность;

— формирование элементарных математических представлений и художественный труд;

— формирование элементарных математических представлений и ознакомление с русской культурой;

— ознакомление с русской культурой и музыкальное развитие;

— ознакомление с русской культурой и изобразительная деятельность;

— формирование валеологических знаний и физическое развитие;

развитие эмоциональной сферы и музыкальное развитие.

Данные направления предполагают интеграцию содержания образования с целью решения задач интеллектуального, художественно-творческого и социально-личностного развития дошкольников.

Интегрированные занятия позволяют сформировать у дошкольников способность одновременного осмысления и «чувствования» качеств, свойств изучаемых объектов. Широкий спектр средств познания (образных и понятийных) в их взаимодействии предполагает как наличие эстетического содержания в умственной деятельности, так и присутствие интеллектуальных компонентов в деятельности художественной. Это непременное условие нормального функционирования мыслительной и эмоциональной сфер человеческой психики в их единстве и условие осуществления продуктивной деятельности человека.

Интегрированные занятия побуждают дошкольников к активному познанию окружающей действительности, нахождению и осмыслению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей и речи.

Форма проведения интегрированных занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Интегрированные занятия снимают утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, ощутимо повышают познавательный интерес и мотивацию к обучению, развивают воображение, внимание, память. Интегрированное занятие также предполагает обязательное развитие творческой активности воспитанников. Наибольший эффект интегрированные занятия дают тогда, когда проводятся в системе.

Один из важных принципов проектирования интегрированного занятия – определение соотношения знакомого и нового материала. Интегративный подход к педагогическому процессу позволяет в процессе обучения сформировать у дошкольников целостную картину мира и создать предпосылки для их всестороннего развития.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Развитие речи — процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.

В основе работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста лежит комплексный, интегрированный подход, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (лексического, грамматического, развитие связной речи). Основным принципом является взаимосвязь разных речевых задач, которые на каждом временном этапе выступают в разных сочетаниях, используются следующие средства речевого развития детей: общение взрослых и детей, культурная языковая среда, обучение родной речи и языку на занятиях, различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр, художественная литература.

Основной и ведущей деятельностью ребенка младшего возраста является игра.

Неисчислимы знания, умения, ребенок приобретает в игре. Играя, он учится, а ни одно учение немыслимо без помощи основного учителя — языка. Игру детей мы должны в первую очередь приспособить к интересам развития их языка.

Подбор игрушек и пособий, приемы руководства игрой, виды и формы вмешательства в нее должны быть тщательно продуманы и усвоены воспитателями в связи с их влиянием на развитие речи детей.

Особого внимания к себе требуют так называемые подвижные игры. Эти игры обусловлены определенными правилами, соблюдать которые маленьким 3- 4-летним детям трудно. Толковое, обстоятельное, повторное разъяснение детям правил игры, совместное с ними обсуждение условий ее проведения — уже путь к развитию их языка.

В играх ребенок учится правильно общаться со сверстниками, узнает новые слова, учится правильно строить предложения.

Благоприятные условия для широкой практики и развития детской игры создаются в театрализованной деятельности. Для детей театрализованная деятельность сохраняет свое значение как необходимое условия развития интеллекта, психологических процессов, Театрализованная деятельность – это такая деятельность, которая направлена на развитие у ее участников ощущений (сенсорики, чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, двигательных и так далее). Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

В детском саду используются разнообразные виды театрализованных представлений: театр картинок, театр игрушек, театр петрушек, игр – драматизаций. Игра – драматизация оказывает большое воздействие на развитие речи ребенка. Он придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания, он впитывает богатство русского языка, выразительные средства речи, различные интонации персонажей и старается говорить правильно и отчетливо, чтоб его поняли зрители.

Во время игры в кукольный театр интенсивно развивается диалогическая речь, обогащается опыт общения в различных ситуациях, количественно и качественно обогащается словарный запас.

Подражание движениями рук, игры с пальцами (пальчиковая гимнастика) стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствует не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.

Маленькие дети часто говорят или тихо, или, наоборот, очень громко, не умеют разговаривать шепотом. Развитию голосового аппарата способствуют упражнения, в которых одни и те же звуки или звукосочетания произносятся с различной громкостью. Это подготавливает ребенка к правильному интонированию как средству выразительности (смена силы голоса в зависимости от содержания высказывания).

Правильное произношение звуков, слов, фраз обеспечивается и хорошо поставленным речевым дыханием. Для выработки относительно плавного и продолжительного выдоха с детьми проводится дыхательная гимнастика, детям дается задание подуть на какой-нибудь предмет, например, на ватку, полоски папиросной бумаги (султанчик) и т. п. ; протяжно и длительно произнести гласные звуки (например, «спеть длинную песенку»: «У-у-у-у».).

В общей системе работы с детьми по развитию речи большое место занимает ознакомление с художественной литературой. Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи.

Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в себе немалые жанровые богатства.

Эти маленькие стихотворные произведения имеют большое значение для общего развития ребенка. Они помогают ему познать окружающий мир, формируют эстетические чувства, способствуют развитию эмоциональной сферы, активизируют деятельность, учат, тонкостям родного языка, развивают речь. Язык народных произведений яркий, образный, легко запоминающийся.

Потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.

Используя в своей речи пословицы и поговорки дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Детские песенки обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.

Речь — средство совместной деятельности с другими людьми и развивается в зависимости от того, как эта деятельность организована и в каких условиях протекает.

Речь — это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в младшем дошкольном возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает слова другого человека, но и отвечает ему, когда он сам включен в диалог; причем участвует в диалоге не только с помощью слуха и артикуляции, но и всеми своими действиями, мыслями и чувствами.

Источник

Интегрированный подход к речевому развитию дошкольников с ОНР.

Логопед высшего уровня квалификации,

высшей категории Дипнер Т.В.

КГКП № 121 яс «Айналайын»

Переход дошкольных организаций к работе по новому стандарту ставит перед дошкольными работниками задачу, решение которой направлено на организацию комплексного сопровождения индивидуального развития ребёнка. Содержание педагогического процесса в Стандарте построено на трёх взаимосвязанных принципах: интеграции, дифференциации, индивидуализации.

Интеграция содержания работы по речевому развитию дошкольников позволяет создать такую модель организации педагогического процесса, где ребёнок постигает базовые категории родного языка с различных точек зрения через интеграцию образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Творчество», «Здоровье», «Социум».

Игровая деятельность

«Коммуникация»

«Познание»

«Здоровье»

Трудовая деятельность

Творческая деятельность

Досуговая деятельность

«Творчество»

Совместная деятельность педагога с детьми

Интеграция ОУД

«Социум»

Интеграция речевого развития дошкольников с ОНР в ДО

Самостоятельная речевая деятельность

Уголок детской книги

Игровая деятельность

Творческая деятельность по интересам

Развитие речи в логопедической группе для детей с ОНР осуществляется через интеграцию образовательных областей на ОУД по ознакомлению с художественной литературой, явлениями окружающей действительности, обучению грамоте, и др…, а также в игровой и художественной деятельности , в повседневной жизни ребёнка. Однако коррекция речевых навыков дошкольников с ОНР только на специально организованной учебной деятельности может дать устойчивый коррекционно – развивающий эффект.

Главная цель речевого воспитания в логопедической группе состоит в том, чтобы ребёнок с ОНР освоил нормы и правила родного языка, умел гибко применять их в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями. Решение каждой речевой задачи (воспитание звуковой культуры речи, формирование её грамматического строя, словарная работа, развитие связной речи) осуществляется, прежде всего, линейно, происходит постепенное усложнение материала внутри каждой задачи, варьируется и сочетаемость упражнений, их смена и связь. Однако при этом на каждом этапе обучения сохраняется программное ядро. В развитии связной речи – это связывание предложений в высказывание, в словарной работе – это освоение смысловой стороны слова, в грамматике – это формирование языковых обобщений.

Интегрированное построение занятий по данному направлению работы, во – первых, даёт ребёнку возможность реализовать свои творческие возможности, так как здесь он сочиняет, фантазирует, думает, познаёт законы и хитрости родного языка, во – вторых, в интересной, игровой форме происходит обогащение словаря детей, формирование грамматической структуры их речи, а главное, развиваются коммуникативные умения – свободно высказать свою мысль, поделиться впечатлением, рассказать о чём – либо, в – третьих, у детей развивается познавательная активность, поскольку вопросы и задания требуют от детей активизации имеющегося речевого опыта и применения опыта реальной жизни в нестандартной ситуации интегрированного занятия. При включении разных видов деятельности в ОУД достигается высокая эффективность в работе с дошкольниками с ОНР и стабильность результатов. Используя интегрированный подход. Можно гибко сочетать традиционные и нетрадиционные методы, стимулирующие речевое развитие детей дошкольников.

Интегрированная ОУД не имеет чёткой структуры, но имеет отличительные особенности, которые необходимо помнить и соблюдать:

— необходима предельная чёткость , компактность, небольшая информативность учебного процесса,

— логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов,

— свободное размещение наглядного материала,

— привлечение к проведению занятий узких специалистов и родителей.

ОУД интегрированного характера более результативна, так как у детей отмечается повышенный интерес к содержанию задач, охватывающих различные стороны речевого развития, у дошкольников проявляется особая широта интересов – что в последующем может стать основой многообразного речевого опыта.

Предлагаемая технологическая карта представляет собой примерный конспект интегрированного вида ОУД по формированию речевых навыков у старших дошкольников с ОНР.

Литература

  1. Белая К.Ю. «Интеграция – как инструмент создания новой модели ДОУ» Москва, 2008год.

Приложение 1.

Технологическая карта интегрированной организационной учебной деятельности для старшей логопедической группы.

Образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Социум», «Творчество».

Разделы: ознакомление с окружающим, математика, развитие речи, обучение грамоте, художественная литература, конструирование.

Тема: «В гостях у жителей теремка».

Цели: — формировать умение составлять описательные рассказы о животных с опорой на схему, правильно строить простые и сложные предложения и употреблять их в собственной речи, грамматически правильно изменять слова в предложениях.

— развивать умения производить звуковой анализ слов, подбирать слова к звуковым моделям, дифференцировать звуки по их качественным характеристикам. Расширять активный словарь детей на основе углубления представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Развивать творческое воображение, умение активно действовать в условиях проблемной ситуации, создавать новые, сложные собственные конструкции и правильно воплощать свои мысли.

— воспитывать заботливое, чуткое отношение к животным, проявлять поведенческие навыки в природе. Формировать критическое отношение к собственной речи и речи сверстников, умение находить и исправлять допущенные ошибки.

Этапы деятельности

Действия педагога

Действия детей

1

2

3

Организационный момент

— Добрый день, ребята! В моей волшебной шкатулочке живут «волшебные ниточки», и у них, как и у людей, бывает разное настроение. Давайте передадим их настроение. Педагог передаёт «волшебные ниточки», на которых изображено то или иное настроение.

— Молодцы, ребята, правильно изобразили.

— Какое настроение вам нравится больше?

— Хорошо. Когда у нас с вами радостное, весёлое настроение, тогда любое дело получается.

Все на свете любят сказки,

Все на свете дети сказку очень ждут.

Если очень любишь. Если очень веришь,

Сказки станут былью, в гости к нам придут.

— Ребята, я приглашаю вас в сказочное путешествие в страну сказок. С помощью волшебной палочки я превращаю вас в красивых бабочек. Полетели бабочки и прилетели на полянку.

Дети по очереди изображают это настроение мимикой и передают следующему «грустилку», «веселилку», «смешинку» и т. д.

Дети «летят « на волшебную полянку и видят сказочный дом.

Мотивационно — побудительный

На поляне дети видят сказочный дом. Педагог предлагает детям рассмотреть сказочный дом, назвать, из чего он сделан, назвать свойства дерева.

Педагог предлагает подумать, из какой сказки этот дом.

— стоит в поле теремок, теремок

А на нём висит замок…

— Давайте произнесём волшебные слова: раз, два, три – замок отвари! (замок открывается, на ёлке возле дома висят маски. На заборе прикреплен конверт. Педагог открывает его и читает:

— Ребята, чтобы попасть в эту сказку, вы должны её разыграть, как настоящие артисты. Но представление будет необычное. Чтобы попасть в теремок, нужно выполнить предложенные задания. Итак, сказка начинается.

Дети определяют, что дом сделан из дерева, значит, он деревянный, не тонет в воде, горит и т. д.

Дети высказывают предположения, кто может жить в доме, и из какой он сказки:

Машенька из сказки «Три медведя», коза с козлятами из сказки «Волк и семеро козлят», петух из сказки «Жихарка», жители теремка.

Произносят волшебные слова.

Дети надевают маски.

Организационно — поисковый

Дети инсценируют сказку, по ходу которой логопед задаёт вопросы:

— Кто пришёл в теремок первым?

Составь описательный рассказ о мышке.

— Какой по счёту пришла лягушка – квакушка?

— Какой первый звук в слове «лягушка».

— Сколько слогов в слове « лягушка».

— Кто пришёл в теремок третьим?

— Какое слово длиннее: «заяц», «лягушка»?

— Определи по звуковой схеме, кто пришёл в теремок следующим?

— Сколько звуков в слове «лиса»? Гласных? Согласных?

— Какой по счёту пришёл волк?

Составьте предложение со словом «волк».

— Кто пришёл в теремок последним? С появлением медведя детям предлагается решить проблемную ситуацию: «Как сделать так, чтобы медведь не сломал теремок и остался жить с другими зверями?». Приходит медведь и благодарит всех за помощь.

Ребёнок отвечает на вопрос и составляет описательный рассказ о мышке с опорой на схему.

Определяют, какой по счёту пришла лягушка – квакушка.

Определяют, какой первый звук в слове, считают слоги.

Определяют, кто по счёту пришёл третьим, определяют количество слогов в слове «заяц», сравнивают со словом «лягушка».

Определяют, кто пришёл в теремок, определяют количество звуков в слове «лиса».

Определяют, какой по счёту пришёл волк, составляют предложение со словом «волк».

Определяют. Кто в теремок пришёл последним. Предполагаемые ответы детей: пусть спит около ёлки, построить ему новый домик.

Конструируют из строительного материала дом для медведя.

Рефлексивно – корригирующий.

Постарались вы, ребята,

Я очень. Очень рада.

В путь пора нам собираться

И со сказкой прощаться

Посмотрите, а что это за лукошко? Да там подарок от жителей теремка:

— Волшебная книга сказок!

Отправляемся в группу. Будем её читать и играть в сказки.

Дети радуются, благодарят жителей теремка и отправляются в группу.

Ожидаемый результат:

Знать: название животных, предметов на казахском языке, применение слов казахского языка в процессе общения со взрослыми и сверстниками.

Иметь: представления и знания о звуковой системе родного языка, смыслоразличительной функции звуков, иметь навыки разрешения проблемной ситуации через создание новых собственных конструкций и воплощение своих замыслов.

Уметь: составлять описательные рассказы о животных с опорой на схему, употреблять в речи простые и сложные предложения, грамматически правильно изменять слова в предложениях, правильно отвечать на вопрос: какой по счёту?, производить звуковой анализ слов, подбирать слова по предложенным звуковым моделям, использовать средства интонационной выразительности.

Источник