Интегративные показатели развития ребенка по программе истоки

3.2. Планируемые итоговые результаты освоения детьми

основной общеобразовательной программы ДОУ по программе «Истоки».

Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования включают себя описание интегративных качеств выпускника ДОУ, базисные характеристики личности ребенка старшего дошкольного возраста. На основе этих показателей составляется портрет выпускника ДОУ.

Интегративные показатели развития ребенка старшего дошкольного возраста по программе «Истоки».

Здоровье

Проявления в психическом развитии:

Ø хочет заниматься интересными делами, умеет сам их находить;

Ø стремится к контактам, проявляет доброжелательность в общении со взрос­лыми и сверстниками, адекватность в поведении, эмоциональную отзыв­чивость;

Ø стремится к освоению нового (информации, игр, способов действия с различными предметами).

Проявления в физическом развитии:

Ø развиты основные двигательные качества (ловкость, гибкость, скорость, сила);

Ø сохраняет статическое равновесие (от 15 с), стоя на линии (пятка одной ноги примыкает к носку другой);

Ø подбрасывает и ловит мяч двумя руками (от 10 раз);

Ø прыгает в длину с места, приземляясь на обе ноги и не теряя равновесия;

Ø бегает свободно, быстро и с удовольствием, ловко обегает встречающиеся предметы, не задевая их;

Ø бросает теннисный мяч или любой маленький мячик, шишку, снежок удобной рукой на 5—8 м;

Ø хорошо владеет своим телом, сохраняет правильную осанку;

Ø накапливается резерв здоровья (снижается частота заболеваний, они про­текают сравнительно легко, чаще всего без осложнений);

Ø активен, хорошо ест и спит;

Ø владеет элементарными навыками здорового образа жизни (соблюдает правила личной гигиены, проявляет разумную осторожность в потенци­ально опасных ситуациях).

Символико-моделирующие виды деятельности

Сюжетно-ролевые игры:

Ø стремится стать участником коллективной сюжетно-ролевой игры;

Ø самостоятельно организует предметно-игровую среду;

Ø в сюжетах игр отражает и преломляет окружающую действительность, содержание прочитанных книг, телевизионных передач;

Ø действия в игре все больше замещает словом («Уже поели, а теперь от­правляемся в путешествие»);

Ø использует высказывания и ролевую беседу с другими детьми;

Ø индивидуальные желания соотносит с содержанием общей игры и взя­той на себя ролью.

Режиссерские игры:

Ø берет на себя роль организатора и исполнителя всех действующих лиц в игре;

Ø создает и проигрывает целостные сюжеты;

Ø удерживает разные позиции и планирует действия за различных героев, используя развернутую речь.

Народные игры:

Ø четко соблюдает правила игры и получает удовольствие от их выполне­ния («Ручеек», «Бояре», «Колечко» и др.);

Ø испытывает чувство радости от принадлежности к группе сверстников, принятия его другими детьми (выбрали в пару, в качестве ведущего и т. д.).

Дидактические игры:

Ø стремится к достижению заданного игрой результата (правильно сложил картинку, нашел выход из лабиринта);

Ø умеет следовать логике действий в игре (последовательность ходов, ори­ентация на условия действия).

Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация):

Ø в рисунке отражает людей, бытовые сюжеты, картины природы из город­ской и сельской жизни, сказочные образы;

Ø речь (замысел) предвосхищает создание рисунка;

Ø использует выразительные средства (цвет, форма, композиция, ритм и др.);

Ø создает оригинальные рисунки (не повторяющие рисунки других).

Конструирование:

Ø создает конструкции из разных материалов по собственному замыслу;

Ø применяет разные средства для достижения результата (схемы, модели, рисунки, образцы и др.);

Ø пользуется обобщенными способами конструирования (комбинаторика, изменение пространственного положения, дополнение и извлечение лиш­него для получения новой целостности);

Ø участвует в создании разных поделок в соответствии с их функциональ­ным назначением (для праздника, карнавала, спектакля, украшения инте­рьера, игры и др.).

Самообслуживание и элементы труда:

Ø распределяет и координирует свои действия в процессе выполнения обя­занностей дежурного по столовой, уходе за животными и растениями в группе и на территории детского сада, поддержании порядка в групповой комнате;

Ø владеет культурно-гигиеническими навыками как элементами здорового образа жизни (умывается, причесывается, носит одежду и обувь опрятно, моет руки после туалета, улицы и перед едой и др.);

Ø стремится быть причастным к труду взрослых (помогает поливать и убирать участок, расчищать дорожки от снега, ремонтировать игрушки и книги и др.).

Читайте также:  Методики раннего развития ребенка купить

Общение

Общение со взрослым:

Ø инициативен в общении с педагогами, персоналом учреждения, родите­лями других детей;

Ø поддерживает тему разговора, возникающего по инициативе взрослого, отвечает на вопросы и отзывается на просьбы, беседует на различные темы (бытовые, общественные, познавательные, личностные и др.);

Ø умеет попросить о помощи и заявить о своих потребностях в приемле­мой форме;

Ø в общении проявляет уважение к взрослому.

Общение со сверстниками:

Ø способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками (появ­ляются друзья);

Ø проявляет чувство самоуважения и собственного достоинства, может от­стаивать свою позицию в совместной деятельности;

Ø умеет договариваться со сверстниками;

Ø проявляет готовность посочувствовать, пожалеть, утешить, когда сверст­ник чем-то расстроен, огорчен, помочь ему, поделиться с ним (игрушками, карандашами и др.).

Речь:

Ø свободно владеет родным языком, высказывается простыми распростра­ненными предложениями, может грамматически правильно строить слож­ные предложения;

Ø может построить связный рассказ по сюжетной картинке (картинкам);

Ø употребляет обобщающие слова, антонимы, сравнения;

Ø использует речь для планирования действий;

Ø понимает ситуацию только на основе словесного описания по контексту (рассказ другого ребенка о путешествии);

Ø свободно участвует в диалоге со сверстниками и взрослыми, выражает свои чувства и намерения с помощью речевых и неречевых средств, вла­деет формами вежливости;

Ø проявляет интерес к книгам и может назвать несколько известных ему литературных произведений;

Ø по собственной инициативе запоминает и использует разные отрывки речи (из телепередач, книг и др.);

Ø рассказывает различные истории, пытается сочинять сказки, проявляет интерес к игре с рифмой и словом;

Ø имеет элементарное представление о языковой действительности (звуке, слове, предложении).

Познавательное развитие

Ориентировка в окружающем:

Ø знает свое имя и фамилию, день рождения, как зовут родителей, адрес;

Ø имеет представление о России как своей стране;

Ø узнает и называет символику своей страны (флаг, герб, гимн);

Ø интересуется объектами и явлениями живой и неживой природы, прояв­ляет бережное отношение к природе, устанавливает простые причинно — следственные связи (например, зависимость роста и развития растений от наличия влаги, питательной почвы, света, тепла и др.);

Ø имеет представление о сезонных изменениях в природе, домашних и ди­ких животных;

Ø имеет навыки рационального природопользования (не лить зря воду, не сорить, не ходить по газону и др.);

Ø знает и называет материал, из которого сделаны предметы (стекло, ме­талл, дерево, бумага и др.) и свойства этих материалов (прозрачный, твер­дый, холодный, гладкий, бьется, рвется и др.);

Ø имеет представление о труде окружающих его людей, может назвать не­сколько профессий, сказать, что этот человек делает;

Ø ориентируется в транспортных средствах своей местности, знает основ­ные правила поведения на улице и в общественном транспорте, понима­ет смысл общепринятых символических обозначений (дорожные знаки, дорожная разметка, светофор, остановка транспорта и др.);

Ø понимает слова «вчера», «сегодня», «завтра» и некоторые другие обозна­чения времени (воскресенье, отпуск, праздник и др.);

Ø обсуждает различные события, приводя самостоятельные аргументы.

Экспериментирование:

Ø проявляет интерес к практическому экспериментированию и любозна­тельность;

Ø находит способы решения различных проблем с помощью пробующих действий поискового характера;

Ø устанавливает причинно-следственные связи (катание мяча по разным поверхностям — гладким, шершавым, с разным углом наклона, погруже­ние разных предметов в воду — тонет, не тонет и др.).

Развитие обобщений:

Ø обобщает представления и систематизирует объекты по выделенным свой­ствам и назначению (раскладывает по величине не менее 10 предметов одинаковой формы);

Ø объединяет предметы на основе общих признаков и обозначает их обоб­щающим понятием (одежда, мебель, посуда и др.);

Ø имеет представления об элементах универсальных знаковых систем (буквы, цифры);

Ø владеет логическими операциями — анализирует, выделяет свойства, срав­нивает, устанавливает соответствие (анализирует образцы, сравнивает му­зыкальные произведения, прогнозирует возможные действия героев книг, фильмов, варианты их завершения и др.).

Эмоциональные проявления:

Ø инициативен, активен, испытывает удовольствие от предстоящих собы­тий (радуется, что сегодня будет театральная постановка, чтение любимой книги, экскурсия в зоопарк, музей и др.);

Читайте также:  Развитие внимания у ребенка кратко

Ø хочет нравиться, отличается богатством и глубиной переживаний, разно­образием их проявлений, и в то же время некоторой сдержанностью эмо­ций (владеет социально приемлемыми способами выражения бурной ра­дости, гнева, злости, страха);

Ø способен к волевой регуляции поведения, преодолению своих непосред­ственных желаний, если они противоречат установленным нормам, прави­лам, данному слову, общей договоренности, поддается уговорам воспитателя;

Ø проявляет настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности (вы­полняет поручение, ищет решение задачи, как лучше собрать модель и др.);

Ø с удовольствием слушает доступные музыкальные произведения и эмо­ционально на них отзывается;

Ø осторожен, предусмотрителен в незнакомой обстановке, избегает травм (не идет с незнакомым человеком, учитывает непредсказуемость поведе­ния животных, осторожно действует с острыми предметами, хрупкими игрушками и др.).

Раздел 4. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

В основу создания системы мониторинга достижения детьми плани­руемых результатов освоения основной общеобразовательной программы до­школьного образования легли следующие положения.

Воспитательно-образовательная работа по Программе «Истоки» нацелена не столько на усвоение определенных и конкретных содержаний, сколько на овладение детьми специфическими для каждого возрастного периода видами деятельности, всемерному обогащению разнообразного опыта деятельности и его обобщению (формированию способности применять этот опыт в разных, в том числе новых условиях). Это, в свою очередь, формирует у ребенка качества и умения, которые он свободно использует в своей жизни для решения разно­образных задач своей деятельности. Поэтому успешность освоения ребенком программных требований должна оцениваться в процессе реальной жизнедея­тельности детей, так как характеристикой развития выступает не столько фор­мальная усвоенность той или иной информации, сколько применение ее в практической деятельности.

Основные задачи дошкольного образовательного учреждения связаны с образовательно-воспитательной работой и созданием условий для детского развития. Поэтому диагностика, являясь важным элементом работы, не долж­на без особых на то причин отнимать много времени ни у педагогов, ни у детей.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освое­ния Программы предполагает мониторинг промежуточных результатов освое­ния программы и оценку итоговых результатов ее освоения.

В процессе мониторинга выявляются физические, интеллектуальные и лич­ностные качества ребенка по выделенным в Программе интегральным показа­телям. Достижения детей оцениваются путем наблюдений, бесед, создания пе­дагогических ситуаций, бесед с родителями, что представляет собой низкоформализованные методы оценки, доступные педагогам, непосредственно работающим с детьми. Высокоформализованные методы оценки используются специалистами: педагогами-психологами, дефектологами и др.

Мониторинг проводится по разработанным листам оценки, соответствую­щим возрастным периодам. В Программе приводятся листы для оценки про­межуточных результатов ее освоения на границах психологических возрастов,

на прилагаемом к ней диске — для каждой возрастной группы, которую посе­щает ребенок. Итоговые результаты освоения Программы реализуются через заполнение Карты развития ребенка 6—7 лет. В ней заданы показатели, харак­теризующие наиболее существенные стороны развития, значимые и с точки зрения готовности ребенка к школьному обучению.

4.1. Мониторинг промежуточных результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования

В начале учебного года педагоги обязательно знакомят родителей с положениями основной общеобразовательной программы и системой оценки ее освоения ребенком. Основной мониторинг промежуточных результатов ос­воения программы осуществляется в конце каждого психологического возрас­та, и по его результатам можно делать выводы об успешности решения про­граммных образовательных задач.

Процедура оценки предполагает двухуровневый подход.

Первый уровень — низкоформализованные методы, применяемые воспита­телем.

Второй уровень — высокоформализованные методы, применяемые специа­листами (педагогами-психологами, дефектологами, учителями-логопедами).

Оценка первого уровня осуществляется воспитателями, непосредственно работающими с данной группой детей, по специальным листам оценки, разра­ботанным в полном соответствии с задачами, определяющими содержание пси — холого-педагогической работы, заложенными в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошколь­ного образования. Оценки по разделам физического и музыкального развития могут давать соответственно педагог по физической культуре и музыкальный руководитель. Отдельные пункты в картах детей первого года жизни и выпуск­ника дошкольного учреждения заполняет медицинский работник. Некоторые особенности поведения детей, проявляющиеся вне дошкольного учреждения, воспитатель может уточнить в беседе с родителями.

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 70 полевской

Мониторинг проводится по листам оценки, соответствующим возрастной группе, которую посещает ребенок. Так, если работа в группе ведется в соот­ветствии с задачами развития к концу пятого года жизни (средняя группа), мониторинг должен проводиться по листам оценки «к концу пятого года жизни».

Если тот или иной показатель сформирован у ребенка и соответственно наблюдается в его деятельности, воспитатель ставит уровень «достаточный». Если тот или иной показатель находится в состоянии становления, проявляет­ся неустойчиво, ставится оценка «уровень, близкий к достаточному». Эти оценки отражают состояние нормы развития и освоения Программы, и проведения дальнейшей специальной диагностической работы по высокоформализован — ным методикам не требуется.

Если тот или иной показатель не проявляется в деятельности ребенка (ни в совместной со взрослым, ни в самостоятельной деятельности), возможно со­здание специальных ситуаций, провоцирующих его проявление (воспитатель может предложить соответствующее задание, попросить ребенка что-либо сде­лать и т. д.). Если же указанный показатель не проявляется ни в одной из ситу­аций, ставится оценка «недостаточный уровень».

Результаты мониторинга к концу каждого психологического возраста ин­терпретируются следующим образом.

Преобладание оценок «достаточный уровень» свидетельствует об успешном освоении детьми требований основной общеобразовательной программы до­школьного образования.

Если по каким-то направлениям преобладают оценки «близкий к достаточ­ному», следует усилить индивидуальную педагогическую работу с ребенком по данным направлениям с учетом выявленных проблем в текущем и следующем учебном году, а также взаимодействие с семьей по реализации основной обще­образовательной программы дошкольного образования.

Если по каким-то направлениям присутствуют оценки «недостаточный уро­вень», процесс мониторинга переходит на второй уровень, предполагающий проведение комплексного психологического диагностического обследования. На этом этапе диагностика опирается не только на низко-, но и на высокоформализованные методы оценки развития ребенка. Она должна проводиться пе­дагогом-психологом, так как деятельность воспитателя не предполагает исполь­зования высокоформализованных диагностических методов, интерпретации про­ективных методик. По результатам этой оценки составляются индивидуальные программы и рекомендации по педагогической и психологической коррекции развития ребенка.

Итоговые результаты освоения программы реализуются через заполнение Карты развития ребенка 6—7 лет, предполагающее применение различных ме­тодов оценки: наблюдение за детьми, изучение продуктов их деятельности (ри­сунков, аппликаций), несложные эксперименты (в виде отдельных поручений ребенку, проведения дидактических игр, предложения небольших заданий), бе­седы и т. д. В Карте отражены основополагающие линии развития ребенка. В них заданы показатели, характеризующие наиболее существенные стороны разви­тия, значимые и с точки зрения готовности ребенка к школьному обучению. Карта заполняется в конце последнего года пребывания ребенка в детском саду перед его поступлением в школу.

Низкоформализованные методы мониторинга промежуточных результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Лист оценки промежуточных результатов освоения программы к концу первого года жизни.

Параметр оценки

Уровень («достаточный», «близкий к достаточному», «недостаточный»)

1

2

Физическое развитие

Имеет соответствующие возрасту длину и массу тела (мальчики: 72—79 см, 9—11,5 кг; девочки: 71—78 см, 8,5—10,5 кг)

Хорошо спит (без проблем засыпает, спит положенное время: днем 2 раза по 1,5—2 ч)

Имеет хороший аппетит, ест разнообразную соответствующую возрасту пищу

Кишечник функционирует нормально

Болеет редко (не более 3 раз в год)

Ходит с опорой на предметы или с поддержкой за руку

Пытается ходить самостоятельно без опоры

Социально-личностное развитие

Потребность в общении ярко выражена (призывает взрослого голосом, жестами, хныканьем, протягивает руки и др.)

В эмоциональном общении проявляются улыбка, смех, крик, плач

Преобладает доверительное отношение к близким взрослым, интерес к окружающему, настораживается при появлении незна­комых людей, восприимчив к звукам музыки, песенкам — улы­бается, подпрыгивает, вокализирует

Эмоционально-положительный тонус преобладает над отрица­тельным (во время бодрствования обычно активен, радостен)

Познавательно-речевое развитие

С интересом откликается на ситуацию «делового» общения со взрослым по поводу действий с предметами и игрушками (озна­комительная, предметная игра)

В процессе общения по поводу предметов использует непосред­ственный показ, указательные жесты, вокализации

Источник